1. Эволюция колонки в зарубежных сми исследуя вопрос о появлении колумнистики в современных сми, несомненно, стоит обратиться к эволюции колонки в зарубежной


Скачать 88.58 Kb.
Название1. Эволюция колонки в зарубежных сми исследуя вопрос о появлении колумнистики в современных сми, несомненно, стоит обратиться к эволюции колонки в зарубежной
Дата публикации30.03.2013
Размер88.58 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Журналистика > Документы
ИСТОРИЯ КОЛУМНИСТИКИ
1. Эволюция колонки в зарубежных СМИ
Исследуя вопрос о появлении колумнистики в современных СМИ, несомненно, стоит обратиться к эволюции колонки в зарубежной журналистике, где она развивается уже давно и занимает прочные позиции в жанровой системе.

1. Первоначально колонка возникала во всем мире как типографский элемент. Начиная с 1650-х годов в Европе для того, чтобы газета оправдывала свою высокую по тем временам цену, в большинстве из них использовался довольно мелкий шрифт (до 4,5 пунктов в отдельных местах), а это легче было прочесть, если текст был разделен на несколько колонок. В то время колонки использовались только для облегчения чтения и не выполняли функции организации материала: текст печатался подряд, заполняя колонки одну за другой без всякой системы, и, если требовалось, перетекал на следующую страницу без сносок или предупреждений. Наиболее важные новости печатались первыми, дальше шли менее важные – это был единственный прием упорядочивания материала в первых газетах.

2. Прошел век, прежде чем создатели газет начали задействовать колонки в конструировании газетной полосы – вместе с кеглем шрифта колонка стала выполнять функцию выделения материала на полосе, отграничения одного текста от другого.
Использование колонки как постоянного композиционного элемента вошло в практику лишь в 1760-е, т.е. более чем через сто лет, вместе с первыми попытками дизайна – применением более крупных, оформленных "в подбор", заголовков, буквиц и линеек.
Уже в начале 1800-х выделение какого-либо материала путем размещения его в отдельной колонке становится привычным средством. ^ Колонка начинает функционировать как рубрика. Отдельной колонкой на одном и том же месте оформляются самые важные материалы номера – обращения редактора, высказывания известных авторов. Так, например, в это время появляются редакционные статьи отдельной колонкой в газете «American Minerva», издаваемой Ноем Уэбстером.
3. В XIX веке складывается традиция печатать отдельной колонкой наиболее острые материалы номера. Значительной датой является 6 мая 1835 года, когда редактор газеты "New York Herald» Джеймс Гордон Беннет начинает печатать социальные колонки .
4. В начале ХХ века авторские колонки уже печатаются во всех крупных газетах, но особое значение приобретают острые социальные, феминистские и политические колонки. Многие писатели и журналисты в это время (имеется в виду начало и первая половина XX века) получают известность и остаются в истории именно благодаря своим колонкам. «Именное» место колумниста обычно связано с определенной тематической областью, рубрикой, например, «экономика», «новые книги», «спорт», «судебная хроника» и т.п. Благодаря постоянному появлению колумнисты становятся намного более знакомы читателю, чем эпизодические авторы.

^ Исторически жанр колонки возник как «человеческий комментарий» к событию, про которое уже распространились сухие новостные сводки.

Один из основных законов англо-саксонской журналистики гласит:

новости и комментарий к ним должны печататься раздельно.

Один из самых известных в Англии редакторов К.П. Скотт («Гардиан») говорил:

«Факты священны, комментарий свободен», – подчеркивая тем самым, что у каждого человека есть свое мнение, но лишь немногие обладают подлинной информацией. Разделение между новостями и комментарием закреплено в существующей на Западе тра-диции собирать комментарии на определенных страницах.
^ 2. Колумнистика в истории отечественной журналистики
Существует мнение, согласно которому колумнистика пришла к нам с запада и произошло это во времена перестройки. Однако более верной представляется мысль, что колумнистика, действительно пришедшая в российские СМИ с запада в начале 90-х, не была явлением для российской печати абсолютно новым.
Обращаясь к истории российской журналистики, мы видим, что первые русские газеты, появившиеся в ХVIII в., были газетами официальными, а из-за отсутствия политических свобод и цензурных и административных стеснений все газетное дело, не говоря уже об авторской журналистике, развивалось слабо еще в течение полутора столетий. Возможности для бурного развития колумнистики в России появляются фактически только в начале ХХ века, когда газеты в России приобрели огромную общественную силу, сделавшись органами возникающих политических партий и групп, хотя многие публицисты начали выражать свое мнение по поводу происходящего в колонках и передовых статьях и раньше.

^ 1. Одним из первых публицистов, заложивших основы колумнистики, можно считать Михаила Никифоровича Каткова – как пример регулярных авторских высказываний по злободневным темам нас интересуют его передовые статьи в "Московских ведомостях".
Газета «Московские ведомости» (1756-1917) юридически являлась собственностью Московского университета. Однако с передачей в 1863 г. в аренду Каткову и Леонтьеву «Московские ведомости» фактически стали частным, более того – вплоть до смерти Каткова в 1887 году – личным его органом, и оказались таким образом в противоречивой ситуации. C одной стороны, «катковское» время − это взлет газеты, которым она обязана публицистическому таланту Каткова. С другой стороны, остроту содержанию "Московских ведомостей" придавала занятая их редактором позиция по отношению к университету. Именно в университетской жизни – а университет был источником самых прогрессивного идей и течений – Катков находил поводы для резких нападок.
Главная сила его заключалась не в созидании, а в критике, которой руководило горячее чувство патриотизма. «Он чутко улавливал болезненные явления в русском государственном организме и в частях его, разыскивал причины этих болезней и, раз нашедши корень зла, беспощадно нападал на него; не останавливаясь ни перед чем, обличал и громил до тех пор, пока на зло не обращали внимания и не вступали в серьезную борьбу с ним» . Влияние Каткова, достигавшее особой силы в периоды совпадения тех или других его мнений с намерениями и видами правительства, объясняется в значительной степени стилистическим его талантом . По внешней форме первые произведения Каткова отличаются необыкновенной отделанностью слога, доходящей иногда до риторики. Полное собрание передовых статей «Московских Ведомостей» Каткова было издано двадцатипятитомником.

2. Говоря об истоках колумнистики, нельзя не упомянуть работы ^ Алексея Сергеевича Суворинаредактора и издателя газеты «Новое время».
«Новое время» стало первой информационной газетой в России. На протяжении 36 лет это была самая влиятельная русская газета, с мнением которой считались правительственные чиновники, министры, его должны были учитывать даже оппозиционно настроенные круги русского общества. Основной принцип своей газеты А.С. Суворин объяснял в письме к постоянному сотруднику «Нового времени» В.В. Розанову: «Надо больше давать свободы личному мнению и не навязывать своего взгляда. Это большой недостаток в газетном деле. Газета не есть собрание истин, а собрание мнений».
Начиная с 1889 года под псевдонимом «Незнакомец» в «Новом времени» на правах постоянной авторской рубрики стали появляться его заметки на политические темы. «Маленькие письма» (а их вышло около 600) – это «остроумные отклики на злободневные события, размышления и репортажи, поданные не отстраненно, а глубоко лично, в чем и заключается их главная ценность» , «редкое сочетание дневниковой наблюдательности с чёткими обобщениями незаурядного мыслителя» .
Однако если одной из важных характеристик современной колонки является ее регулярность и зафиксированный объем, то «Маленькие письма» Суворина не отвечают этому требованию: все они разного размера и совершенно нерегулярны (в какие-то годы они выходят десятками, а в какие-то – лишь единицами). Суворин пишет обо всем, что видит, слышит или случайно вспоминает: отстрел голубей во французском Биаррице, женщины-врачи в земских больницах, эпидемия «инфлюэнцы» в Петербурге, сельское хозяйство в России, прочитанная книжка об образовании, ура-патриотизм князя Мещерского, оперетты в Малом театре, – и неизменно живо, увлекательно и с юмором. Интересно, что взгляд Суворина на современную ему действительность глубоко субъективен (он писал не ради денег или признания, а потому что в нем существовала определенная потребность высказать), в то же время этот взгляд гораздо шире консервативного, хоть и весьма далек от либерального. Многие из его "Маленьких писем" до сих пор сохраняют свою актуальность.

^ 3. Яркий пример регулярного выражения авторской позиции представляют собой выступления М.Горького в основанной им газете "Новая жизнь", позже объединенные в цикл "Несвоевременные мысли". В "Новой жизни" общественная и литературная работа Горького получила наибольшую активность. Газета с первого номера объявила своей программой борьбу против империалистической войны, объединение всех революционных и демократических сил для удержания социальных и политических завоеваний Февральской революции, развитие культуры, просвещения, науки на пути дальнейшего осуществления социалистических преобразований в стране. Всего Горький опубликовал в "Новой Жизни" свыше 80 статей, 58 из них – в серии "Несвоевременные мысли", самим названием подчёркивая их острую актуальность и полемическую направленность. Горький осуждал "бессмысленную бойню", разоблачал стремление Временного правительства довести войну до победного конца. Отстаивая социальные завоевания революции, выступая против реакции, консервативных сил, буржуазных партий, Временного правительства, "Новая Жизнь" очень скоро вступила в полемику и с большевиками, выдвинувшими на повестку дня вопрос о вооруженном восстании и проведении социалистической революции. Горький убеждён, что Россия не готова к социалистическим преобразованиям, что восстание будет потоплено в море крови, а дело революции отброшено на десятилетия назад. Из статьи в статью он пишет об Октябрьском перевороте как об "авантюре", которая приведёт только "к анархии, к гибели пролетариата и революции" .
Впоследствии Горький, оценивая свои позиции 1917-18 годов, признавал их ошибочными, объясняя это тем, что недооценил организаторскую роль партии большевиков и созидательные силы пролетариата в революции. Этот и последующие периоды жизни Горького разные исследователи оценивают по-разному, по-разному же объясняют его возвращение к большевикам. Однако "Несвоевременные мысли", пожалуй, так и остались последним и самым искренним публицистическим выражением политических позиций Горького.

Говорить о том, что в Советском Союзе не было колумнистики, весьма резонно, поскольку сам этот жанр по своей природе не мог прижиться в тоталитарном государстве. Существовали единичные случаи, когда, например, в 1960-е гг. "Правда" и "Известия" перепечатывали под рубрикой "Фельетон" почерпнутые из "Нью-Йорк Геральд Трибюн" тексты, принадлежавшие перу Арта Бухвальда.

Бухвальд – типичный колумнист, то есть "держатель" колонки . Однако публицистика Бухвальда основана на критике всех сфер американской жизни. Он ругает политиков, капиталистов, законы – в общем, по форме действительно являясь типичным американским колумнистом, регулярно публикующим свои высказывания, навеянные осмыслением окружающей действительности, и успешно зарабатывающим на оглашении своих оппозиционных политических убеждений, по содержанию он публикует вещи, абсолютно согласующиеся с социалистическими взглядами. Более того, перепечатывать колонки Бухвальда советским газетам было крайне удобно, чтобы показать "тяжелую жизнь загнивающего Запада" глазами очевидца.
Тексты собственного производства, которые в советские годы печатались под рубрикой "Колонка", и близко не напоминали ни зарубежную колумнистику, ни современные колонки, ни русскую авторскую публицистику рубежа веков. В порядке вещей было опубликовать, например, заверстанный в одну колонку под рубрикой "Колонка" и заголовком "Диагноз Антиоху" чисто информационный материал о сердечно-сосудистых заболеваниях ("Советская Россия", 26 марта 1975).

Таким образом, можно с полным правом говорить, что в дореволюционной России были все предпосылки к появлению колумнистики, и если бы не октябрьская революция, приведшая к возникновению тоталитарного государства, в котором интерес к отдельной личности с ее мнением был невозможен, то, скорее всего, российская колумнистика пошла бы по тому же пути и развивалась так же плодотворно, как и в западной журналистике. Однако этот процесс был искусственно остановлен. И именно этой искусственостью объясняется тот факт, что, как только российское общество стало более открытым, колумнистика на страницах отечественных изданий возникла сразу, быстро распространилась и прижилась.
^ 3. Колонка: генеалогия жанра

Колумнистика впитала черты многих жанров.

1.Наиболее влиятельный предок колумнистики – это жанр эссе, начиная с "самой чистой" его формы – эссе Монтеня. Жанр эссе наиболее полно характеризует личность автора-журналиста. По мнению многих теоретиков журналистики, среди основных тенденций развития информационного поля наиглавнейшей является прогрессирующая персонификация всех явлений и событий действительности. Авторская колонка – это то место, где автору позволительно высказать частное мнение, опубликовать результаты осмысления своего личного опыта. И направленность в первую очередь «в себя» к ней пришла от эссе.

^ 2. Далее, среди предков колумнистики мы находим дневник писателя. Дневник завещал колонке регулярность и пошаговость, глубочайшее личностное начало, когда значительная часть того, о чем пишет колумнист, основывается на личном опыте, событиях его частной биографии, а также особую форму искренности, некую неподцензурность, когда автор-колумнист выражает свое мнение, часто не совпадающее с мнением своего издания, с общепринятым мнением
^ 3. Среди предков колонки стоит назвать также редакционную статью, передавшую колонке (точнее, ее подвиду – колонке редактора) задачу обращать внимание аудитории на самые важные (с точки зрения того или иного СМИ) актуальные явления современной жизни и выражать отношение, позицию изданий к этим явлениям.
4. От памфлета, фельетона к колонке перешел в употребление набор приемов (полемичность, гипербола, ирония, сарказм), позволяющих обнажить и выдвинуть на первый план идейные установки автора, обличить чуждые автору мысли, доктрины, представление иных политических убеждений и действий.

Похожие:

1. Эволюция колонки в зарубежных сми исследуя вопрос о появлении колумнистики в современных сми, несомненно, стоит обратиться к эволюции колонки в зарубежной iconVocabulary
Для слов и словосочетаний из колонки а подберите правильный вариант перевода из колонки В. Например: 1 – m
1. Эволюция колонки в зарубежных сми исследуя вопрос о появлении колумнистики в современных сми, несомненно, стоит обратиться к эволюции колонки в зарубежной iconКолонки (мощность? мониторы?)
Для кинолекториума нужен проектор и экран, возможно усиление звука (микрофон, колонки), отдельный генератор (1-2 кВт)
1. Эволюция колонки в зарубежных сми исследуя вопрос о появлении колумнистики в современных сми, несомненно, стоит обратиться к эволюции колонки в зарубежной iconОсновные особенности публицистического подстиля на современном этапе
Так, современные исследователи акцентируют следующие черты, характерные для языка современных сми[29]: «американизация» языка сми,...
1. Эволюция колонки в зарубежных сми исследуя вопрос о появлении колумнистики в современных сми, несомненно, стоит обратиться к эволюции колонки в зарубежной iconЯ ваш подписчик и поклонник с 2003 года. С удовольствием читаю в...
Колонки редактора. Примеряю на себя различные рецепты и методики, опубликованные в зож. Все-таки в 61 год сами по себе болячки уже...
1. Эволюция колонки в зарубежных сми исследуя вопрос о появлении колумнистики в современных сми, несомненно, стоит обратиться к эволюции колонки в зарубежной iconОптимизация и мониторинг деятельности сми
Основные составляющие мониторинга сми и аудитории. Периодичность и отраслевая ориентированность мониторинга печатных сми, телевидения,...
1. Эволюция колонки в зарубежных сми исследуя вопрос о появлении колумнистики в современных сми, несомненно, стоит обратиться к эволюции колонки в зарубежной iconСтруктура корпоративных рr-департаментов достаточно проста. Обычно...
Отдел по связям со сми, занимающийся распространением в целевых сми информационных и рекламно-имиджевых материалов, организует различные...
1. Эволюция колонки в зарубежных сми исследуя вопрос о появлении колумнистики в современных сми, несомненно, стоит обратиться к эволюции колонки в зарубежной iconТрадиционный подход к системе сми предполагает, что их базовыми составными...
Икт, для обеих групп все труднее становится подобрать исчерпывающую универсальную характеристику. Ни одно традиционное сми – газета,...
1. Эволюция колонки в зарубежных сми исследуя вопрос о появлении колумнистики в современных сми, несомненно, стоит обратиться к эволюции колонки в зарубежной iconЭссе (рецензии)
Типичен для авторских колонок колумнистики (bi-liner), в электронных сми (блогах). Традиционная рецензия (аналитический, критический...
1. Эволюция колонки в зарубежных сми исследуя вопрос о появлении колумнистики в современных сми, несомненно, стоит обратиться к эволюции колонки в зарубежной iconВопрос 34. Этика адвоката при общении со сми, реклама адвокатской...
Ации адвокатам по взаимодействию со сми, согласно которым адвокату не рекомендуется отказывать журналистам в предоставлении информации,...
1. Эволюция колонки в зарубежных сми исследуя вопрос о появлении колумнистики в современных сми, несомненно, стоит обратиться к эволюции колонки в зарубежной icon16. Система сми. Структура, целостность и организованность системы сми
Средства массовой информации как сложно организованный объект должны отвечать требованиям системного подхода
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница