Учебно-методическое пособие для студентов специальности «журналистика». Ростов-на-Дону, 2008


НазваниеУчебно-методическое пособие для студентов специальности «журналистика». Ростов-на-Дону, 2008
страница1/5
Дата публикации01.04.2013
Размер0.89 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
userdocs.ru > Журналистика > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5


Министерство образования и науки российской федерации

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬный университет
А.И. Акопов

Наука и журналистика
Учебно-методическое пособие для студентов специальности «журналистика».

Ростов-на-Дону, 2008

Предисловие
Цель курса – ознакомить будущих журналистов с наукой как важной сферой общественного производства и культуры. Курс читается в соответствии с образовательным стандартом по специальности «журналистика», куда включен под названием «Актуальные проблемы науки и журналистика». Основное внимание уделяется российской науке, ее истокам, структуре, организации, принципам функционирования. Приводятся основные понятия и термины, связанные с этой сферой деятельности, социально-психологические, морально-этические, идеологические и организационно-технические особенности, кратко освещаются основные проблемы науки в прошлом и настоящем.

Предлагаемое пособие отражает основные положения курса в тезисном изложении с методическими указаниями по изучению темы. Курс состоит из теоретической (лекционной) и практической частей, приводится методика проведения семинарских занятий и написания письменных работ. В пособие включен также список рекомендуемой печатной литературы, периодических изданий и сетевых источников для самостоятельного изучения курса и вопросы для подготовки и сдачи экзамена.
План и структура курса «Актуальные проблемы науки и журналистика»

Теоретическая часть курса состоит из лекций по следующим темам:
1. Наука в жизни общества.

2. Основные категории и компоненты науки.

3. Структура и функции управления наукой в СССР и в России.

4. Нобелевские премии: история, система организации, отечественные лауреаты.

5. Особенности и тенденции развития науки в новейшей истории.

6. Проблемы, характерные черты и свойства науки.

7. Морально-этические и социально-правовые проблемы в науке.

8. Наука и политика.

9. Специфика работы редакций и журналистов, освещающих научную проблематику.

10. Наука в Южном федеральном регионе. Общий обзор. (Основная часть темы предлагается для самостоятельного изучения по направлениям: 1) История науки в Ростовском университете; 2) Вузовская наука в Южном федеральном округе; 3) Наука в Южном научном центре. Перечень направлений может быть продолжен.)


Практическая часть курса состоит из семинаров с обсуждением отдельных тем, докладов и выступлений, а также написания рефератов. Дается методика проведения практических занятий, методические указания по написанию рефератов и проведению семинаров.
Ниже приводится тезисное изложение основных тем по лекционной части курса.


Тема №1. Наука в жизни общества.
План темы:

- наука как термин и как понятие;

- возникновение университетов и академий;

- «малая наука», «большая наука»;

- наука как система;

- классификация наук.
Наука может рассматриваться с разных сторон и, в соответствии с этим, иметь различные подходы в определении своего места в обществе. Например, наука может рассматриваться как отрасль культуры (в широком значении этого понятия), как основа образования, как отрасль общественного производства, как производительная сила общества и, в любом случае, может быть представлена как ведущая сфера человеческой деятельности.

Начальные формы науки уходят в глубину веков, когда знания складывались в некие практические формы управления человеческой деятельностью. Накопление, а затем и систематизация знаний начали формироваться уже в странах Древнего Востока – Египте, Китае, Индии и других. Одной из форм систематизации знаний стала мифология, которая пыталась с помощью мифов создать целостное представление об окружающей действительности, отразить и объяснить причинно-следственные связи и отношения между природой и людьми. Для создания науки должен был достигнут высокий уровень производительных сил и производственных отношений, накопиться большой запас культурных традиций, приведших к теоретическому знанию, объясняющему мир с помощью не мифологии, а естествознания. Точнее, это была первая историческая форма философии – философия природы, утвердившаяся в VI в. до новой эры в Древней Греции. Древнегреческая наука создала описания закономерностей природы (Аристотель), открыла первые научные направления в геометрии (Евклид), механике (Архимед), астрономии (Птолемей). В средние века развитие науки было поддержано исследованиями выдающихся ученых Востока – Авиценны (Ибн Сины), Бируни и др.

Таким образом, наука существовала с древних времен, многие мыслители древнего мира были учеными, но можно ли считать их труды за начало науки как вида общественно значимой деятельности? На этот вопрос отвечает один из крупных деятелей науки о науке – науковедения – видный американский ученый, профессор физики и философии Д. Прайс. В своей работе «Малая наука, большая наука» он уже в 60-е годы ХХ века предложил разделить историю науки на два крупных периода – «малую» и «большую» науки. «Малая наука» - начиная с древних времен, еще до новой эры, отражала различные разрозненные усилия ученых по наблюдению за окружающим миром, выведению закономерностей и постулатов, описывающих функционирование природы и человека. Результаты этих наблюдений и разработок были зафиксированы в виде дописьменных и первых письменных форм, затем, в новое время, отражены в виде рисунков и рукописных текстов в записных книжках (Леонардо да Винчи), зашифрованы в виде криптограмм (Роберт Гук) и другими способами. И только со второй половины XVII века, с возникновением научных обществ и научных учреждений, начался новый период в истории науки, который положил начало «большой науке». Именно с этого периода, когда наука стала управляемым, впоследствии - профессиональным видом деятельности, следует отсчитывать настоящую историю науки.

Утверждению науки как важной и самостоятельной сферы общества вначале способствовало открытие университетов в Европе: в Болонье (1090 г.), Оксфорде (1167 г.), Сорбонне (1257 г.), Флоренции (1321 г.), Праге (1347 г.), Вене (1365 г.) и т. д., а позднее - создание первых научных обществ в Италии, начиная еще с 60-х годов XVI века – «Академии тайн природы» (Academia secretorum naturae) в Неаполе (1560), «Академии Линчеев» (Accademia dei Lincei – дословно, академия рысьеглазых, то есть, обладающих особой зоркостью) в Риме (1603), «Академии опытных знаний» («Академии опытов», 1657) во Флоренции. Все эти три итальянские академии, в которых участвовало немало значительных мыслителей и общественных деятелей во главе с приглашенным почетным членом Галилео Галилеем, были созданы с целью пропаганды и расширения научных знаний в области физики на основе регулярных встреч, обмена идеями и проведения экспериментов. Бесспорно, они повлияли на развитие европейской науки в целом.

Однако все же началом «большой науки», по Д. Прайсу, несомненно, следует считать деятельность Парижской академии наук во Франции и Королевского общества в Англии, закрепленную созданием в 1665 году первых журналов в мире - «Le journal des Scavans» в Париже и «Philosophikal Transactions of the Royal Society» в Лондоне.

Крупный английский ученый и общественный деятель Дж. Бернал, автор ряда значительных работ по истории науки (на русск. яз. - «Наука и общество», - М., 1952; «Наука в истории общества» - М., 1956 и др.) отмечает, что, по всей видимости, термины наука – science и ученый - scientist впервые были введены Вевелом в его работе «Философия индуктивных наук» в 1840 г.: «…нам крайне нужно подобрать название для описания занимающегося наукой вообще. Я склонен называть его Ученым». Важные мысли о науке принадлежат великому русскому ученому В.И.Вернадскому, которые он высказывал во многих своих работах. «Наука, - писал он, - есть создание жизни. Из окружающей жизни научная мысль берет приводимый ею в форме научной истины материал… Наука есть проявление действия в человеческом обществе совокупной человеческой мысли… Действие – характерная черта научной мысли. Научная мысль, научное творчество, научное знание идут в гуще жизни, с которой они неразрывно связаны, и самим существованием своим они возбуждают в среде жизни активные проявления, которые сами по себе являются не только распространителями научного знания, но и создают его бесчисленные формы выявления, вызывают бесчисленный крупный и мелкий источник роста научного знания». (В.И. Вернадский. Труды по всеобщей истории науки. – М., 1988. – С.29)

Наука может рассматриваться как институт, как метод познания мира, как фактор развития общества.

Среди большого количества определений науки наиболее полным и универсальным представляется следующее: наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является создание и систематизация объективных данных о действительности, одна из форм общественного сознания, включающая: 1) деятельность по получению нового знания; 2) результат этой деятельности – сумму знаний, лежащих в основе картины мира; 3) обозначение отраслей научного знания. (См.: Философский энциклопедический словарь. – М., 1983. – С. 403)

Действительно, наукой мы называем и социальный институт, и сферу деятельности людей, и отрасль общественного производства, и то, что получилось в результате этой деятельности, - накопление знания об окружающей действительности, и отдельные виды наук – биологию, физику, химию – мы также называем наукой.

Система науки как сферы деятельности включает: ученых, занимающихся исследованиями, теории и методы, которыми она оперирует в процессе создания нового знания, инструменты научного исследования (оборудование, аппаратуру) и научную литературу (статьи в научных журналах и сборниках, монографии), где отражаются результаты исследований.

Вся система науки делится на виды:

- по отношению к сферам познания – на естественные, общественные, гуманитарные, технические науки;

К естественным наукам относятся те, которые изучают законы природы и возникающие в процессе жизнедеятельности закономерности функционирования и развития элементов жизни на всех ступенях иерархии – от атомов и молекул до живых организмов. К естественным относится широкий спектр наук: биология, физика, химия, геология, география, почвоведение, физиология человека и животных, ботаника, зоология, математика, механика, астрономия и др.

Общественные науки изучают различные аспекты жизни и законы развития человеческого общества, закономерности, взаимосвязи и взаимоотношения в общественном развитии. К общественным наукам относятся: философия, история философии, социология, политология, юриспруденция, этнография, экономика и международные отношения и т.п.

Гуманитарные науки изучают непосредственно деятельность человека во всех сферах жизни. К ним относятся: история, археология, филология, лингвистика, литературоведение, антропология, культурология, книговедение и др.

К техническим наукам относятся: машиностроение, строительство и архитектура, материаловедение, теплотехника, электротехника, энергетика, кораблестроение, биотехнологии, пищевые технологии, кибернетика, нанотехнологии и много других наук и направлений, связанных с техникой, технологией, производством.
- по глубине познания мира и по отношению к практике – на фундаментальные и прикладные науки;

В основе фундаментальных наук лежит изучение законов природы и общества, значительных взаимоотношений в окружающем мире, отражающих закономерности развития мира. Около ста лет назад, когда возник этот термин, фундаментальные науки называли еще и «чистыми» науками, поскольку их результаты функционируют в «чистом» виде, вне зависимости от возможности их использования на практике. Результаты фундаментальных наук могут никак не использоваться в практике в течение десятилетий и даже столетий, а в виде некоторых гипотез и постулатов никогда не иметь применения. Однако, тем не менее, многие результаты фундаментальных исследований регулярно находят воплощение в материальной деятельности человека. Для этого нужны уже исследования прикладного характера.

В отличие от фундаментальных, прикладные науки занимаются не только теоретическими разработками, имеющими самостоятельную ценность, но также выполнением конкретных практических задач, которые в процессе прикладных исследований реализуются в виде самых различных технологических процессов – от пищевых до компьютерных и космических технологий, новых материалов, конструкций и сооружений. Все технические науки являются по данному делению прикладными. При этом, естественно, теоретические разработки также имеют место в исследованиях прикладной науки, имея при этом практическую направленность. По объему работ и размеру финансирования до 90% общих ресурсов и ассигнований на науку приходится на прикладные науки.
- по принципу организации – на академическую, вузовскую и отраслевую.

Это деление предусматривает рассмотрение науки как социального института с точки зрения организации и управления. Еще с XIX века в России сложились различные виды организации науки, а именно – 1) система научных учреждений Академии наук, 2) система науки в высших учебных заведениях и 3) система научных учреждений в отраслевых министерствах и ведомствах. Эти организационные ветви в структуре науки соответственно получили название академической, вузовской и отраслевой науки. Академическая ветвь научных учреждений призвана заниматься преимущественно фундаментальными исследованиями, отраслевая – прикладными, а вузовская сочетает и те, и другие.

Стоит заметить, что в последние годы на практике, в связи с коммерциализацией науки и резкого ослабления государственного управления наукой, эти очевидные положения по распределению типов исследований по видам науки в определенной степени стираются.
Наряду с научными учреждениями, находящимися в структуре академической и других ветвей науки, функционируют научные общества. Возникшие еще до организации официальных форм науки, научные общества существуют и успешно работают до настоящего времени. Научные общества – это добровольные объединения ученых, работающих на общественных началах, начиная с XV-XVI вв., а с XVII в. стали создаваться специализированные научные общества (географические, археологические, медицинские и др.). В России в XVIII в. возникли и развивались: «Вольное российское собрание при Московском университете», «Вольное экономическое общество», «Дружеское ученое общество при Московском университете», «Общество для исторических исследований», «Общество любителей Российской учености». Из них особую роль в жизни России сыграло «Вольное экономическое общество», созданное по инициативе императрицы Екатерины II в 1765 году и успешно работающее до 1915 года. Общество издавало журнал «Труды Вольного экономического общества», выходящий весь этот период, и проводило громадную работу на благо народа и страны.

В XIX веке развитие научных обществ в России продолжилось и укрепилось. Базой для этого послужило открытие новых университетов, Возникающие на их базе научные общества стали вести исследования по изучению регионов. Затем образовались филологические, археографические и историко-археологические общества, например: Русское географическое общество, Русское археологическое общество, Русское генеалогическое общество, Московское археологическое общество, Петербургское общество архитекторов и другие.

Весьма значительным в России стало основанное в 1866 году «Русское техническое общество», издававшее с 1867 года «Записки Русского технического общества». РТО занималось организацией конференций, съездов, выставок, содействовало участию российских ученых в международных научных форумах, внедрению лучших достижений науки и техники в практику производства. Следует отметить, что российские научные общества часто работали сообща, приглашая друг друга на свои заседания и конференции, вырабатывая совместно предложения для правительства по развитию производительных сил России.

Тема №2. Основные категории и компоненты науки.

План темы:

- наука как объект исследования;

- метод, методология, классификация;

- законы, гипотезы, теории;

- научный язык.
Науку как объект, как явление в целом изучает большей частью философия. Отдельные аспекты науки исследуются в социологии, психологии и в других науках. В 20-е–30-е годы ХХ века возникло, а в 60-е оформилось в самостоятельную научную дисциплину науковедение, изучающее теоретические основы функционирования науки, ее взаимодействие с другими социальными институтами и сферами общественной жизни, закономерности развития науки и ее компонентов в исторической ретроспективе и в современный период, строящее прогнозы развития науки. Еще одно направление, связанное с изучением количественных закономерностей, анализом статистических данных по всем компонентам науки, измерениями всевозможных параметров научной деятельности было названо наукометрией. Представляет интерес выполненное Д.Прайсом и другими американскими и английскими науковедами масштабное исследование роста количественных показателей всех составляющих «большой» науки за 300 лет. В результате этих огромных измерений исследователям удалось установить, что численность всех компонентов науки – ученых, научных журналов, ассигнований на науку, научно-исследовательских организаций – изменяется по одному и тому же экспоненциальному закону, по которому растет численность населения планеты и на графике выражается одной и той же кривой - экспонентой.

Интерес философов нового времени к феномену науки привел к возникновению в середине ХХ века ряда философских концепций. Среди них значительные, ставшие наиболее известными и обсуждаемыми в мире, концепции философии науки Т. Куна, И. Лакатоса, К. Поппера, П. Фейерабенда, С. Тулмина.

Для верного отражения науки, описания деятельности ученых, изложения ее истории необходимо овладеть минимальным объемом терминологии, используемой в данной сфере. Приведем основные понятия и термины на основе словарных и энциклопедических определений, а также сложившихся в науке взглядов.

Главная задача науки – поиск и формулирование объективных законов действительности в природе и обществе, а также законов мышления. Наука занимается изучением объектов, подчиняющихся объективным законам функционирования и развития. Процесс научного познания зависит от многих социокультурных факторов, могущих привести к изменениям, трансформациям, которые, в свою очередь, являются объектом научного анализа. Изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей, в свою очередь, всегда сопровождается осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты. Цель научных методов заключается в том, чтобы сделать исследование как можно более организованным и независимым, объективным. Трудно переоценить роль, которую играет метод в получении новых научных результатов. Ученые, которые владеют новыми методами, получают более ценные результаты.

Метод – способ построения и обоснования системы знания, а также совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Проблема метода обсуждалась еще в античной философии, когда было обращено внимание на зависимость результата исследования от используемого метода познания. Развитие метода началось в Новое время (XVI-XVII вв.), когда начала развиваться экспериментальная наука и эксперимент потребовал более точных результатов. В науке сложились классические методы обобщающего характера – метод построения научной теории, метод эксперимента, метод обработки эмпирических данных, метод анализа, метод синтеза и др., однако они не обладают универсальностью и корректируются в процессе конкретных исследований. Имеются методы исследования, присущие каждому виду наук и отдельной науке. Полное описание всех методов невозможно, поскольку в процессе развития науки постоянно появляются новые методы, а существующие видоизменяются, усложняются, наполняются новым содержанием.

Углубление взаимосвязи наук привело к тому, что многие методы одних наук всё более используются в других науках. Значительное многообразие методов науки и характер научного мышления делают невозможным создание единой теории методологического анализа, позволяющей создание системы методов.

В любой науке и научном направлении метод является не только важной составной частью исследования, но критерием истинности его результатов.

Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Разработка проблем методологии восходит к древнегреческой культуре и принадлежит Аристотелю, Сократу и Платону, создавшим учение о диалектической природе мышления, поиске объективных логических построений и анализе принципов доказательства, терминологии, роли индукции и дедукции в постижении истины. Эти принципы приобрели особую актуальность в период развития экспериментальных методов в естествознании, в частности, учение Ф.Бэкона об эмпирическом подходе к явлениям природы.

В ХХ веке научная методология значительно расширяется, дополняется методами различных наук на основе дифференциации и интеграции научного знания, революционных изменений в науке, технике, во всех сферах общественной жизни. Методология делится на содержательную и формальную. Содержательная методология включает изучение законов, теорий, структуры научного знания, критериев научности и системы используемых методов исследования. Формальная методология связана с анализом методов исследования с точки зрения логической структуры и формализованных подходов к построению теоретического знания, его истинности и аргументированности.

Классификация – деление предметов и явлений по одному или нескольким признакам с целью их систематизации, результат такого деления. Классификация может рассматриваться также как метод изучения какого-либо явления, как способ познания, что можно проследить по истории развития различных отраслей знания. В методологическом плане рассуждения о классификации и ее практическое применение можно встретить и у Аристотеля, и у Декарта, и у многих других философов всех времен. Так, Рене Декарт, еще в ХVII веке, в своем "Рассуждении о методе" предлагал "... делить каждую из рассматриваемых трудностей на столько частей, на сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить" (Р. Декарт. Рассуждение о методе с приложениями. Диоптрика. Метеоры, геометрия. - М.: Изд-во АН СССР, 1953. - С. 22).

В XIX веке ряд ученых подчеркивают мысль о том, что классификация является свойством аналитического ума. Английский ученый Т. Боуэн писал: "... первая необходимость, которую налагает на нас самое строение нашего ума, состоит в том, чтобы расположить бесконечное богатство природы на группы и классы вещей и по их сходствам и сродству тем расширить кругозор, охватываемый нашими умственными способностями... Поэтому первые усилия при разработке знания должны быть направлены на дело классификации" (Цит. по: С.С. Розова. Практическая природа классификационной системы знания // Системный метод и современная наука. Новосибирск, 1983. - С. 14-15).

В разных науках с давних времен существуют такие значительные классификации, которые сами по себе являются высшими достижениями этих наук или послужили толчком для этапных преобразований, возникновения новых направлений, переоценки традиционных подходов, наконец, прогнозирования. К подобным классификациям следует отнести знаменитую систематику живых организмов Карла Линнея, периодическую систему элементов Д.И. Менделеева, классификацию кристаллов Е.С. Федорова, классификацию коралловых рифов Ч. Дарвина, классификации углей, звезд, землетрясений и т.п. Сюда же относятся чисто теоретические построения, вроде систематики алгебр и геометрий, классификации наук, Универсальной десятичной классификации и ряда других.

Историки наук и науковеды могут без труда показать, как та или иная классификация конкретно повлияла на развитие науки и послужила инструментом приращения нового знания. Затем теория и методология классификации стала успешно развиваться представителями ряда наук - философии, логики, математики, информатики, биологии. Разработки, связанные с теорией классификации и другими смежными вопросами, вошли в состав самостоятельных направлений - моделирования и систематики.

Среди философских работ, углубляющих представление о классификации, следует отметить работы А.А. Зиновьева (См., напр.: Зиновьев А.А. Логика классов (множеств) // Теория логического вывода. – М., 1973). В биологии оказались плодотворными работы А.А. Любищева (См., напр.: Любищев А.А. Проблемы систематики // Проблемы эволюции. – Т. 1. – Новосибирск, 1968) и С.В. Мейена (Принципы исторических реконструкций в биологии // Системность и эволюция. – М., 1974 // Вопросы философии, 1976. - № 12), в информатике ряд глубоких исследований был опубликован Ю.А. Шрейдером (Логика классификации // Научно-техническая информация. Сер. 2. 1973).

Различают классификации естественные, искусственные, генетические, сущностные и другие.

Теория – в широком смысле – комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления; в узком смысле – высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существующих связях в определенной области действительности.

Теория дает возможность создавать обобщенные представления об изучаемых явлениях и влиять на преобразования в практике. Теория представляет собой систему научных взглядов, идей, принципов, которая отражает, по большому счету, закономерности природы и общества, но может содержать и совокупность правил, положений внутри какого-либо научного направления. В более узком смысле теорией называют суждение или взгляд на какую-либо проблему научного или практического характера.

Поэтому, например, в рамках науки о журналистике можно говорить в широком смысле о теории журналистики, теории коммуникаций, но также о теории жанров и др.

Гипотеза – научное допущение или предположение, истинное значение которой неопределенно. Может существовать как метод развития научного знания, включающий выдвижение и последующую экспериментальную проверку предположений и как структурный элемент научной теории.

Метод гипотезы родился в математике, где с древних времен использовался

в качестве доказательства, создаваемого на основе искусственно выдвигаемого предположения. Гипотезы на уровне научной теории или закона могут существовать также в виде сформулированных утверждений или задач (например, в физике, астрономии, математике), которые впоследствии, в течение неопределенного времени, по мере расширения и углубления знания в данной области науки, находят решения. Иногда на это уходят десятилетия и даже столетия, однако и в нерешенном виде такие гипотезы служат науке при построении новых теорий, которые на данных гипотетических положениях построены.

Фундаментальные гипотезы обычно называют по имени ученых, их выдвинувших. В истории науки получили широкую известность гипотезы Планка, Пуанкаре, Луи де Бройля и др. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт (теорему), или же опровергают (например, указывая контрпример), переводя в разряд ложных утверждений. Например, среди наиболее известных научных гипотез, теорема Ферма ждала своего решения свыше 300 лет и была доказана в 1995 г.; гипотеза Пуанкаре была доказана петербургским математиком Григорием Перельманом в 2003 г.; гипотезы Эйлера и Мертенса были опровергнуты и т. п. Недоказанная и неопровергнутая гипотеза называется открытой проблемой. К таким относятся гипотезы Гольдбаха и Римана.
Закон – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями, выражающее связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей и между свойствами внутри вещи. Имеют место законы функционирования между существующими в пространстве вещами и явлениями, а также законы развития.

Существуют законы всеобщие, универсальные, изучаемые философией, например, закон перехода количества в качество или закон отрицания отрицания. Наряду с ними функционируют законы природы общего характера, например, закон сохранения энергии, а также много законов физики, химии, биологии и др. наук, отражающие более частные, но прочные, неизменяемые отношения между предметами и явлениями. Таковы, например, законы классической механики - три закона Ньютона, устанавливающие закономерные зависимости между массой, скоростью, расстоянием, ускорением; Закон Гука, устанавливающий прямую зависимость между нагрузкой на предмет и деформацией предмета – «деформация пропорциональна нагрузке»; Закон Авогадро, устанавливающий, что при нормальных условиях (давлении и температуре) в равных объемах любых газов содержится равное число молекул; и много других законов в физике, химии, биологии и в других естественных науках, которые описываются математическими закономерностями в виде формул.

На основании законов природы и общества достигается возможность связи теории и практики, предвидения будущего, управления общественными и производственными процессами.

(См.: Философский энциклопедический словарь. – М., 1983 и др.).

Научный язык – язык, на котором описываются научные исследования и общаются между собой ученые. Представляет собой вид профессионального языка, включающего как лексику общенаучного характера, так и специфичную, относящуюся к данной науке или виду наук. Можно говорить о языке математики, языке физики, языке биологии... В процессе развития науки язык научных исследований постоянно усложняется, приобретая новые понятия и термины. Дифференциация научных направлений привела к тому, что представители одной и той же науки могут не понимать друг друга. Для того чтобы уменьшить эти затруднения, создаются стандарты по терминологии во всех сферах научной и профессиональной деятельности, недаром в Академии наук СССР был создан Комитет по терминологии, регулярно утверждающий перечень новых понятий и терминов. Терминологические стандарты и различные методические материалы по терминологии издавались в виде книг и брошюр (См., напр.: Краткое методическое пособие по разработке и упорядочению научно-технической терминологии. – М., Наука, 1981).

Что касается языка науки по отношению его употребления в массовых изданиях, то есть, рассчитанного на широкий круг читателей, то здесь требуется постоянная работа по популяризации, разъяснению терминов и понятий, чем должны заниматься и журналисты, и сами ученые. Пример ученым показал Айзек Азимов (1920-1992), известнейший американский писатель-фантаст, популяризатор науки, в прошлом ученый-биохимик, написав книгу «Язык науки» в виде словаря, где в алфавитном порядке описал большое количество терминов и понятий, раскрывающих суть научных изобретений и открытий, их происхождение и развитие. (Айзек Азимов. Язык науки. – М., «Мир», 1985. Пер. с англ.)

Тема №3. Структура и функции управления наукой в СССР и в России.

А. Структура науки в СССР

План первой части темы:

- академическая ветвь: ГК по науке и технике, АН СССР, филиалы, центры, АПН, АМН, ВАСХНИЛ; научные учреждения;

- вузовская ветвь: Министерство высшего образования СССР и республик, вузы, кафедры, лаборатории;

- отраслевая ветвь: отраслевые министерства и ведомства, НИИ, лаборатории.
Примерно с середины XIX века в России сложилась система научных учреждений, существовавшая и в период СССР, и существующая (в общем, принципиальном виде) до настоящего времени. Главное в общей системе науки в нашей стране – наличие, как было упомянуто выше, трех ветвей - академической, вузовской и отраслевой науки.

Главное научное учреждение – Академия наук СССР – имело в своем составе филиалы, отделения, научные центры и систему научно-исследовательских институтов по десяткам крупных научных направлений. Были известны во всем мире: Научно-исследовательский институт математики им. Стеклова АН СССР, Научно-исследовательский институт физики АН СССР, Научно-исследовательский институт истории АН СССР и несколько десятков других.

Наряду с Академией наук СССР (АН СССР) существовали и отраслевые академии – Академия медицинских наук (АМН), Академия педагогических наук (АПН), Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В.И.Ленина (ВАСХНИЛ). Самая значительная и основная организация фундаментальной науки была АН СССР, находящаяся в структуре правительства - при Совете министров СССР, в то время как отраслевые академии находились в системе отраслевых министерств: Академия медицинских наук СССР – в Министерстве здравоохранения СССР, Академия педагогических наук СССР – в Министерстве просвещения СССР, ВАСХНИЛ – в Министерстве сельского хозяйства СССР.

Другая ветвь научных организаций была сосредоточена в высших учебных заведениях - как в системе Министерства высшего образования, так и в отраслевых министерствах, имеющих в своем составе вузы. Наука в вузах сосредоточена на кафедрах, где преподаватели наряду с учебной деятельностью занимаются также научными исследованиями. Кроме того, при кафедрах, имеющих большие научные достижения, создавались научно-исследовательские лаборатории, а при вузах – научно-исследовательские институты (например, при московском, ленинградском, ростовском госуниверситетах). В Ростове-на-Дону, на базе Ростовского государственного университета в 1969 г. был создан Северо-Кавказский научный центр высшей школы. Это был единственный региональный научный центр в системе высшей школы. Совет Центра координировал научные исследования, проводимые в вузах Северного Кавказа, в том числе в издательстве Ростовского университета публиковал монографии, сборники научных работ, учебные пособия вузовских ученых региона, с 1973 года издавал научный журнал «Известия Северо-Кавказского научного центра высшей школы» в трех сериях – «Общественные науки», «Естественные науки» и «Технические науки», затем вошедший в известную серию «Известия вузов» и переименованный в «Известия вузов. Северо-Кавказский регион». Были созданы научно-исследовательские институты: «НИИ механики и прикладной математики», «НИИ физической и органической химии», «НИИ физики», «НИИ нейрокибернетики», «НИИ биологии», «Северо-Кавказский НИИ экономических и социальных проблем», позднее – «НИИ геохимии биосферы» в Новороссийске. Кроме того, в рамках Северо-Кавказского научного центра и Ростовского госуниверситета возникли и другие научные учреждения: Научное конструкторско-технологическое бюро «Пьезоприбор», Вычислительный центр, Ботанический сад и другие. Однако такое развитие научных учреждений в системе высшей школы в дальнейшем оказалась исключением, и вузовская наука в стране концентрировалась на кафедрах и лабораториях, научно-исследовательские институты создавались лишь при очень крупных вузах. Представители вузовской науки занимались как фундаментальными, так и прикладными исследованиями.

Третья ветвь научных учреждений, занимающихся исключительно прикладными исследованиями, создавалась ведущими отраслевыми министерствами и ведомствами, каждое из которых имело в своей системе, наряду с производственными предприятиями, проектными, конструкторскими, технологическими и иными учреждениями – также и свой научно-исследовательский институт, призванный оперативно решать текущие научные проблемы отрасли, занимаясь чисто прикладными исследованиями. Из наиболее значительных отраслевых научно-исследовательских институтов в СССР следует отметить: НИИ металлургического машиностроения, химического машиностроения, гражданской авиации, пластических масс, радиотехнической аппаратуры, приборостроения, резиновой промышленности, робототехники и др.

Каждая из ветвей отечественной науки всегда обладала специфическими особенностями в соответствии с целями, задачами, масштабом и характером проводимых исследований. Научные учреждения всех уровней, хотя и в меньшем масштабе, по образу и подобию описанных, существовали также в союзных республиках.

Б. Российская Академия наук: структура, функции, направления и принципы деятельности).

План второй части темы:

- история Академии наук в России;

- статус Российской Академии наук;

- общее собрание, президиум и президент РАН ;

- отделения и научные центры РАН;

- научные учреждения РАН.

Информация по всем вопросам, освещаемым в данном разделе, подробно представлена на сайте Российской Академии наук. Ниже приводится краткий фрагмент из файла, посвященного истории РАН (АН СССР).

  Академия наук была основана в Санкт-Петербурге по распоряжению императора Петра I указом правительствующего Сената от 28 января (8 февраля) 1724 г. По регламенту 1747 г. она называлась "Императорская академия наук и художеств в Санкт-Петербурге", с 1803 г. - "Императорская академия наук", с 1836 г. - "Императорская Санкт-Петербургская академия наук", с июля 1917 г. - "Российская академия наук", с июля 1925 г. - "Академия наук СССР", с декабря 1991 г. - "Российская академия наук".

     По замыслу Петра I Российская академия наук не должна была повторять ни одну из западноевропейских. В условиях тогдашней России ей предстояло стать не только научным, но и учебно-образовательным учреждением. При Академии наук были организованы университет и гимназия, в которых преподавали академики. В задачу Академии входили все виды научно-технического обслуживания государства, направленные на его усиление и централизацию.

     Разрабатывая проект создания Академии наук, Петр I заботился о том, чтобы ее деятельность была на уровне науки своего времени. С этой целью для работы в Академию были приглашены крупные иностранные ученые: математики Леонард Эйлер, Николай и Даниил Бернулли, Христиан Гольдбах, астроном и географ Жан Делиль, физик Георг Крафт и др. Многие из них, в том числе Леонард Эйлер и Даниил Бернулли, как ученые сформировались именно в России.

     Официальное открытие Академии наук состоялось в Санкт-Петербурге 27 декабря 1725 г., уже после смерти Петра I. Штат Академии наук состоял из 11 профессоров и нескольких адъюнктов. При создании Академия делилась на три отделения (класса):

- математика, астрономия с географией и навигацией, механика;

- физика, анатомия, химия, ботаника;

- красноречие, древности, история, право.

При Академии содержались: физический кабинет, химическая лаборатория (основанная в 1748 М. В. Ломоносовым), библиотека, музей Кунсткамера, обсерватория, анатомический театр, художественные классы, мастерские, типография.

При Академии наук созданы Академический университет и Академическая гимназия.

www.pran.ru/history

Проект «Положения об учреждении Академии наук и художеств» был представлен Петру I в 1724 году Блюментростом, ставшим затем первым президентом Академии (с 1725-го по 1733 гг.). Император принял самое активное участие в его разработке.

Современная Российская Академия наук является высшим научным учреждением России и правопреемницей Академии наук СССР. Основным источником финансирования Российской академии наук являются средства федерального бюджета, выделяемые РАН и ее региональным отделениям в соответствии с Законом о федеральном бюджете Российской Федерации.

Основной целью деятельности Российской академии наук является организация и проведение фундаментальных исследований, направленных на получение новых знаний о законах развития природы, общества, человека и способствующих технологическому, экономическому, социальному и духовному развитию России.

В своей деятельности РАН руководствуется также следующими целями:

- всемерное содействие развитию науки в России;

- укрепление связей между наукой и образованием, участие в образовательной деятельности;

- повышение авторитета знаний и науки, статуса и социальной защищенности работников науки и образования.

Современная структура РАН выглядит таким образом.

Высшим органом управления РАН является Общее собрание Российской академии наук, которое собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в год с участием членов РАН и руководителей ее подразделений. Общее собрание РАН определяет основные стратегические направления развития РАН, утверждает планы ее деятельности, отчеты Президиума и Президента, выборы руководителей подразделений, устав и поправки к нему.

Общему собранию РАН подчиняется Президиум Российской академии наук, который является постоянно действующим коллегиальным органом управления РАН в период между сессиями Общего собрания. Президиум проводит заседания не реже одного раза в квартал. В период между заседаниями Президиума руководство РАН осуществляется ее Президентом, который осуществляет общее руководство работой РАН, руководит работой Президиума РАН, действует от имени РАН, представляет ее интересы в органах государственной власти и в органах местного самоуправления, в организациях на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Президиуму РАН подчиняются Отделения РАН – территориальные (региональные) и отраслевые – по видам наук, а также региональные научные центры, которые осуществляют деятельность в данном регионе в соответствии с общей концепцией РАН в сочетании с региональными проблемами.

Все отделения РАН и научные центры – как региональные, так и отраслевые - имеют в своем подчинении научные учреждения – научно-исследовательские лаборатории, научно-исследовательские институты, а также обсерватории, станции, ботанические сады, библиотеки, архивы, музеи и др.

Российская академии наук действует на основе законодательства Российской Федерации и собственного Устава, утвержденного  Общим собранием Российской академии наук 14 ноября 2001 г. Поправки приняты Общим собранием Российской академии наук 16 мая 2002 г. Устав определяет статус РАН, ее отношения с государством, функции органов управления – Общего собрания, Президиума РАН, региональных отделений, отраслевых и региональных отделений, региональных центров, научных организаций РАН, статус и полномочия Президента РАН.

 

Российская академия наук имеет в своем составе следующие подразделения.

Отделения РАН по видам наук:

1)     Отделение математических наук;

2)     Отделение физических наук;

3)     Отделение информационных технологий и вычислительных систем;

4)     Отделение энергетики, машиностроения, механики и процессов управления;

5)     Отделение химии и наук о материалах;

6)     Отделение биологических наук;

7)     Отделение наук о Земле;

8)     Отделение общественных наук;

9)     Отделение историко-филологических наук;

 

 Региональные отделения РАН:

1)     Дальневосточное отделение;

2)     Сибирское отделение;

3)     Уральское отделение.

Региональные научные центры РАН:

1)     Владикавказский научный центр (совместно с Правительством Республики Северная Осетия – Алания);

2)     Дагестанский научный центр;

3)     Кабардино-Балкарский научный центр;

4)     Казанский научный центр;

5)     Карельский научный центр;

6)     Кольский научный центр;

7)     Научный центр РАН в Черноголовке;

8)     Пущинский научный центр;

9)     Самарский научный центр;

10) Санкт-Петербургский научный центр;

11) Саратовский научный центр;

12) Троицкий научный центр;

13) Уфимский научный центр.

14) Южный научный центр в Ростове-на-Дону.

 

Основным структурным звеном РАН является институт Российской академии наук, главная цель которого состоит в проведении фундаментальных научных исследований. Институт РАН входит в состав отделения РАН, регионального отделения РАН, регионального научного центра РАН или состоит при Президиуме РАН.

  Так, например, отделение математических наук имеет в своем составе: Математический институт им. В.А. Стеклова, Институт вычислительной математики, Институт математического моделирования, Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша и др. Отделение физических наук – Физический институт им. П.Н. Лебедева, Институт общей физики им. A.M. Прохорова, Институт космических исследований, Институт Физических проблем им. П.Л. Капицы, Институт астрономии, Институт физики твердого тела и др. Отделение химии и наук о материалах – Институт физической химии, Институт химической физики им. Н.Н. Семенова, Институт органической химии им. Н.Д. Зелинского, Институт биохимической физики им. Н.М. Эммануэля и др. Отделение историко-филологических наук включает: Институт Российской истории, Институт археологии, Институт востоковедения, Институт языкознания и др.

Наряду с институтами в структуре РАН имеются и другие научные учреждения. Приведем в качестве примера названия некоторых: Главная (Пулковская) Астрономическая обсерватория РАН, Архив РАН, Государственный Геологический музей им. В.И. Вернадского РАН, Библиотека РАН, Библиотека по естественным наукам РАН и т. п.

Журналисту неплохо ознакомиться и иметь в своем архиве полный перечень всех академических учреждений, чтобы знать, куда стоит обратиться за авторитетной консультацией по важной общественной проблеме.

Тема №4. Нобелевские премии: история, система организации, отечественные лауреаты.

План темы:

- жизнь и судьба Альфреда Нобеля;

- завещание А.Нобеля;

- Нобелевские премии: принципы и ритуал награждения;

- лауреаты Нобелевских премий из России.
О жизни и судьбе основателя самой знаменитой и престижной научной награды, крупнейшего предпринимателя и ученого, доктора философии, академика Альфреда Нобеля (23.10.1833 - 10.12.1896) написано очень много, желающий может легко познакомиться с такими материалами в Интернете. Например, стоит порекомендовать статьи: Виктора Кордовского из Калифорнии «Альфред Нобель: я завещаю» на сайте http//: www.vestnik.com; Карла Бернхарда «Нобелевские премии и Нобелевские институты» (http://n-t.ru/nl/npni.htm); Олдена Уитмена «Альфред Нобель» // Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1992, также имеющуюся в электронном виде на сайте «Наука и техника».

Ниже приводятся краткие справочные данные об Альфреде Нобеле, о Нобелевском комитете и лауреатах Нобелевской премии из России, опубликованные во многих публикациях на ряде интернет-сайтов (больше всего – на сайте РАН) и в многочисленных печатных публикациях.
Гражданин Швеции Иммануэль Нобель, архитектор, строитель, изобретатель потерпел неудачу в производстве каучука и эластичной ткани. Чтобы избежать тюремного заключения за долги, он приехал в Россию, построил в Петербурге завод по производству мин и токарных станков и достиг успеха. В Петербурге он дал трем своим сыновьям блестящее образование.

Старший сын Людвиг стал хозяином бакинских промыслов, а средний - 17-летний Альфред усердно учился в Петербурге, затем в Париже и в Америке, где вступил в переговоры с жившим там шведским ученым Джоном Эриксоном - изобретателем первого военного парохода. Через три года вернулся в Россию, работал в компании отца по заказам правительства, занимаясь производством паровых машин и боеприпасов для Крымской войны. В связи с финансовым кризисом уехал в Швецию, где занимался химическими исследованиями и получил несколько патентов на изобретения.

Главным направлением исследований Альфреда Нобеля стал поиск эффективной технологии изготовления взрывчатых веществ, который увенчался успехом. Новое взрывчатое вещество динамит - позволило осуществить грандиозные проекты: прокладку Альпийского туннеля и Коринфского канала, удаление подводных скал в Ист-Ривер (Нью-йорк), расчистку русла Дуная...

В последнее десятилетие жизни Нобель был владельцем 93 заводов, обладателем 350 (!) патентов на изобретения, его предприятия превратились в мировую сеть корпораций и синдикатов. А. Нобель противился использованию своих открытий в военных целях. Один из его биографов Бергенгрен приводит слова Нобеля: "Со своей стороны я желаю, чтобы все пушки вместе с их прислугой можно было бы отправить ко всем чертям или, в лучшем случае, в музеи". В другой раз он высказался еще определеннее: "Война - это ужас из ужасов, это самое страшное преступление... Мне бы хотелось изобрести вещество или машину такой разрушительной силы, чтобы всякая война вообще стала бы невозможной".

27 ноября 1895 года Альфред Нобель написал свое знаменитое завещание, а 10 декабря 1896 г. от кровоизлияния в мозг скончался. (См.: В. Кордовский. Альфред Нобель: я завещаю. http//: www.vestnik.com)

В завещании было сказано: «Весь капитал должен … образовать фонд; назначение его – ежегодное награждение денежными призами тех лиц, которые в течение предшествующего года сумели принести наибольшую пользу человечеству. Сказанное относительно назначения предусматривает, что призовой фонд должен делиться на пять равных частей, присуждаемых следующим образом: одна часть – лицу, которое совершит наиболее важное открытие или изобретение в области физики; вторая часть – лицу, которое добьется наиболее важного усовершенствования или совершит открытие в области химии; третья часть – лицу, которое совершит наиболее важное открытие в области физиологии или медицины; четвертая часть – лицу, которое в области литературы создаст выдающееся произведение идеалистической направленности; и наконец, пятая часть – лицу, которое внесет наибольший вклад в дело укрепления содружества наций, в ликвидацию или снижение напряженности противостояния вооруженных сил, а также в организацию или содействие проведению конгрессов миролюбивых сил.» (выделено мною – А.А.) Последнее в дальнейшем будет названо Нобелевской премией мира.

Статус Нобелевского фонда и специальные правила, регламентирующие деятельность институтов, присваивающих премии, были обнародованы на заседании Королевского совета 29 июня 1900 г. Первые Нобелевские премии были присуждены 10 декабря 1901 г. В 1968 г. Шведский банк по случаю своего 300-летнего юбилея внес предложение о выделении премии в области экономики. После некоторых колебаний Шведская королевская академия наук приняла на себя роль института, присваивающего премию по данному профилю, в соответствии с теми же принципами и правилами, которые применяются к Нобелевским премиям, установленным в завещании. Указанная премия, которая была учреждена в память об Альфреде Нобеле, присуждается 10 декабря, вслед за презентацией других Нобелевских лауреатов. Официально именуемая как «Премия по экономике памяти Альфреда Нобеля», впервые она была присвоена в 1969 г. (См.: К. Бернхард. Нобелевские премии и Нобелевские институты - http://n-t.ru/nl/npni.htm)

Процедуре награждения предшествует большая работа, которая ведется круглый год многочисленными организациями по всему миру. В октябре лауреаты уже окончательно утверждаются и объявляются. Окончательный отбор лауреатов осуществляют Королевская Шведская Королевская академия наук, Шведская академия, Нобелевская ассамблея Каролинского института и Норвежский нобелевский комитет.

Процедура награждения происходит ежегодно, 10 декабря, в столицах двух стран – Швеции и Норвегии. В Стокгольме премии в области физики, химии, физиологии и медицины, литературы и экономики вручаются королем Швеции, а в области защиты мира - председателем Норвежского нобелевского комитета – в Осло, в университете, в присутствии короля Норвегии и членов королевской семьи. Наряду с денежной премией, размер которой меняется в зависимости от дохода, полученного от деятельности предприятий корпорации А.Нобеля, лауреатам вручается медаль с его изображением и диплом. Лауреаты представляют собравшимся свои Нобелевские лекции, которые затем публикуются в специальном издании «Нобелевские лауреаты».

Хотя в целом завещание Нобеля строго соблюдается, со временем были допущены некоторые отклонения. В частности, одно из существенных заключалось в том, что не удалось соблюсти условие награждения за работы именно предшествующего года. Премиями удостаивались ученые и за работы минувших лет, иногда - десятилетий. Из российских лауреатов можно привести в пример награждение П.Л. Капицы. Причины этого и других отклонений разные. Вообще анализ истории с завещанием Альфреда Нобеля, созданием нобелевского фонда, изучение особенностей работы Нобелевского комитета и многих процедур конкурсов, отбора, награждений, - всё это может составить предмет интересного исследования для курсовых и дипломных сочинений.
Лауреаты Нобелевских премий из России и СССР
Награждения нобелевскими премиями наших соотечественников имеют свою историю, связанную как с историей страны, идеологией, политическими ситуациями, историей данной науки и научного направления, так и с жизнью, и судьбой самих лауреатов и их открытий. Ниже приводится перечень всех отечественных лауреатов за 100 лет по номинациям.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Учебно-методическое пособие для студентов специальности «журналистика». Ростов-на-Дону, 2008 iconУчебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика»
Актуальные проблемы современной науки и журналистика: учебно-методическое пособие. – Ставрополь: Изд-во сгу, 2011. – с
Учебно-методическое пособие для студентов специальности «журналистика». Ростов-на-Дону, 2008 iconУчебно-методическое пособие по курсу «концепции современного естествознания»
М-54 концепции современного естествознания. Учебно-методическое пособие к лекционному курсу, семинарским занятиям и для самостоятельной...
Учебно-методическое пособие для студентов специальности «журналистика». Ростов-на-Дону, 2008 iconУчебно-методическое пособие для студентов
Г 61 Головко В. М. Этико-философские доминанты эстетического мира И. С. Тургенева. Учебно-методическое пособие для студентов направления...
Учебно-методическое пособие для студентов специальности «журналистика». Ростов-на-Дону, 2008 iconУчебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения
Настоящее учебно-методическое пособие разработано на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методическое пособие для студентов специальности «журналистика». Ростов-на-Дону, 2008 iconУчебно-методическое пособие для студентов дневной и заочной формы...
Б 33 Маркетинговые исследования. Учебно-иетодическое пособие для студентов специальности «Маркетинг» / Донецк: Донгуэт им. М. Туган-Барановского,...
Учебно-методическое пособие для студентов специальности «журналистика». Ростов-на-Дону, 2008 iconУчебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной...
Крылова Е. Б., Мысаченко В. И., Пирогов Н. Л., Гусев А. К., Федорчукова С. Г. Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной...
Учебно-методическое пособие для студентов специальности «журналистика». Ростов-на-Дону, 2008 iconУчебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности...
У 598 Отечественная история. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 080102 «Мировая экономика»....
Учебно-методическое пособие для студентов специальности «журналистика». Ростов-на-Дону, 2008 iconМетодические рекомендации по выполнению практических навыков по хирургии...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов V курса лечебного факультета и субординаторов-хирургов
Учебно-методическое пособие для студентов специальности «журналистика». Ростов-на-Дону, 2008 iconУчебно-методическое пособие Практическая грамматика английского языка....
Пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом и включает задания и упражнения для самостоятельной...
Учебно-методическое пособие для студентов специальности «журналистика». Ростов-на-Дону, 2008 iconУчебно методическое пособие для студентов отделения «Журналистика» Душанбе- 2011
Российско-таджикский (славянский) университет кафедра  истории и теории журналистики иэлектронных сми
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница