Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика»


НазваниеУчебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика»
страница1/5
Дата публикации12.04.2013
Размер0.68 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
userdocs.ru > Журналистика > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

«Утверждаю»

Ректор

проф. В.А. Шаповалов

__________________

(подпись)

«____»_______________2011 г.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ЖУРНАЛИСТИКА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для студентов, обучающихся по специальности 030601 - «Журналистика»

Объем занятий: всего 46 час

Изучается в 9 семестре

Разработана:

доц. Муликова Н.А.

Дата разработки:

«_____» ____________ 2011 г.

Согласована:

Зав. кафедрой

____________ проф. Иванова С.Ю.

(подпись)


Ставрополь, 2011

Печатается по решению

редакционно-издательского совета

Ставропольского государственного

университета

^ Муликова Н.А.

Актуальные проблемы современной науки и журналистика: учебно-методическое пособие. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2011. – с.
Учебно-методическое пособие включает исследование актуальных проблем современной науки и их представленность в средствах массовой информации.

В пособии наряду с традиционными формами проведения практических занятий представлены и инновационные: «техника-аквариума», «круглый стол», создание и презентация творческих проектов.

Предназначено для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 030601 – «Журналистика».
Рецензент:

доктор философских наук, доцент ^ Б.В. Аксюмов

Программа публикуется в авторской редакции.
Ставропольский государственный университет, 2011

введение
Учебный курс «Актуальные проблемы современной науки и журналистика» является дисциплиной базового компонента дисциплин направления учебного плана подготовки студентов по направлению 030601 – Журналистика и занимает важное место в системе профессионального становления студентов.

В курсе изучаются актуальные проблемы современной науки и роль журналистики в освещении данных проблем, а также негативные тенденции в деятельности средств массовой информации, усугубляющие процесс дестабилизации общества и способствующие разрушению его нравственных основ. Особое значение уделяется социальной ответственности и компетентности журналистов как факторам отражения в средствах массовой информации актуальных проблем современной науки.

Курс также включает в себя изучение направлений и концепций развития современного естествознания, роль журналистики в развитии цивилизации и популяризации науки, основные предпосылки и условия развития научной журналистики, а также систему принципов и норм познания действительности, принятых в современном журналистском сообществе.

Изучение данного курса направлено на формирование общепрофессиональных, общенаучных и социально-личностных компетенций. Общепрофессиональные коммуникативная и социально-психологическая компетенции предполагают умение получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, а также готовность и способность к саморазвитию познавательной, мотивационной и смыслотворческой активности. Общенаучные методологическая и информационная компетенции предполагают знание основ философии науки, парадигмы развития современной науки, умение использовать их для анализа современной социокультурной реальности, а также умения индивида обрабатывать, интерпретировать, систематизировать, критически оценивать, анализировать полученную информацию, использовать ее при планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации. Социально-личностные компетенции характеризуются в умении личности гармонично сочетать интересы различных социальных субъектов на основе нравственных ценностей и принципа гуманизма.

Формирование указанных компетенций у студентов предполагается реализовывать через практические занятия, формы которых имеют преимущественно инновационный характер.

На практических занятиях, которые проходят в следующих форматах: «техника аквариума», «круглый стол», презентация творческих проектов студенты, обсуждаются актуальные проблемы мировой науки и журналистики, основные проблемы развития науки в России на современном этапе и роль журналистики в популяризации науки. Задания самостоятельной работы ориентируют студентов не только на изучение современной научной литературы, но и на анализ конкретных средств массовой информации. В каждом занятие представлены тематика рефератов, список основной и дополнительной литературы, а также электронные ресурсы, кроме того, приводятся задания для контроля владения компетенциями. В конце учебно-методического пособия даются тестовые задания по всему курсу различной степени сложности.


^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№ п/п

Название тем курса

Лекции

Семинары

СКР

Всего

1

Основные концепции философии науки

2

2



4

2

Картина мира и современная наука

4

2

2

8

3

Взаимодействие естественно-научной и гуманитарной культуры

2

2



4

4

Научная журналистика, ее роль в популяризации науки

4

2



6

5

Российская наука и средства массовой информации

2

2

2

6

6

Взаимодействие науки и средств массовой информации в XXI веке

2

2

2

6

7

Этика науки и этика СМИ

2

2

2

6

8

Лженаука и современная российская журналистика

2

2



4

9

Роль СМИ в распространении достижений науки и техники (круглый стол)



2



2




ИТОГО:

20

18

8

46



^ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
ЗАНЯТИЕ 1. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОЙ

ФИЛОСОФИИ НАУКИ
Компетенции, формируемые на занятии: методологическая (сформировать знание об основных концепциях философии науки, умение использовать их для анализа современной социокультурной реальности, выявить место и роль философии науки в контексте социокультурного знания) и информационная (умение обрабатывать, систематизировать, критически оценивать полученную информацию о понимании науки, научной рациональности и об основных концепциях философии науки).
Вопросы для обсуждения:


  1. Наука как генерация нового знания, как социальный институт, как особая сфера культуры.

  2. Философия науки в контексте социокультурного знания.

  3. Научная рациональность, ее роль в развитии общества.


Темы рефератов:


  1. Исторические типы научной рациональности.

  2. Критический рационализм К. Поппера.

  3. Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

  4. Концепция исторической динамики науки Т. Куна.

  5. Анархистская эпистемология П. Фейерабенда.


Литература:
Основная:

Канке В.А. Общая философия науки. Учебное пособие. – М., 2009.

Микешина Л.А. Философия науки. – М., 2006.

Дополнительная:

Беляев В.А. Проективная философия науки // Философские науки. – 2007. – № 6. – С. 105-126.

Бикбов А. В поисках национальной научной идеи: от научно-технического прогресса – к экономике, основанной на знаниях // Логос. – 2005. – № 6. – С. 117-126.

Горохов В.Г. Философия науки и техники: история науки и техники с философской точки зрения // Актуальные проблемы философии науки. – М., 2007. – С. 105-122.

Илларионов С.В. Из лекций по философии науки // Эпистемология и философия науки. – 2006. – № 3. – С. 189-220.

Капица Ф. «Триумф» российской науки // В мире науки. – 2005. – № 2. – С.16-17.

Касавин И. Т. Философия науки: несчастная дочь, счастливая падчерица? // Эпистемология и философия науки. – 2006. – № 3. – С. 5-14.

Мареев С. Начало и конец «философии науки» // Свободная мысль. – 2006. – № 4. – С. 192-208.

Огурцов А. Наука и философия науки в современном обществе // Высшее образование в России. – 2008. – № 5. – С. 150-163.

Порус В. Философия науки: современные интерпретации. Высшее образование в России. – 2006. – № 5. – С. 128-143.
Электронные ресурсы:

http://www.inauka.ru – Портал «Известия науки – Российская наука и СМИ»

http://www.nauchnik.ru – Клуб научных журналистов

http://www.nauka-filosofia.info/p2aa1.html – Портал «Философские концепции науки»
Задания для контроля владения компетенциями:


  1. На основе изученного материала, заполните таблицу «Основные подходы к исследованию науки»:




п/п

Подход к исследованию

науки

Сущность

подхода

Представители подхода,

их концепции

1.

Логико-эпистемологический







2.

Позитивистский







3.

Постпозитивистский







4.

Постмодернистский







5.

Социологический







6.

Культурологический










  1. Заполните таблицу «Глобальные научные революции и смена исторических типов научной рациональности»:




Глобальные

научные

революции

Ученые,

их открытия

Исторические типы научной рациональности

Характеристика типов научной рациональности

I





классический




II




III




неклассический




IV




постнеклассический







  1. Учитывая связи между знаниями об объекте, характером средств и операций деятельности, определите какой из исторических типов характеризуют следующие схемы:


а)


б)



в)




  1. Прокомментируйте следующие высказывания ученых и философов. Выскажите свою точку зрения по заявленным проблемам:

– «Каждая наука определена методом и предметом. Каждая являет собой перспективу видения мира, ни одна не постигает мир как таковой , каждая охватывает сегмент действительности, но не действительность, – быть может, одну сторону действительности, но не действительность в целом» (Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1994. С. 102-103);

– «Наиболее интересным являются те факты, которые могут служить свою службу многократно, которые могут повторяться (Пуанкаре А. О науке. – М., 1983. С. 289);

– «Смотрю ли я с оптимизмом на будущее науки? Оптимисты, пессимисты – трудно сказать, кто мы, потому что наук принесли людям и много хорошего, и вместе с тем – атомные бомбы, ракеты и другие виды оружия, которые представляют угрозу человечеству. В современной международной обстановке эти научные достижения представляют большую опасность. Катастрофы не должно быть, ибо она принесет гибель всему нашему миру. Чтобы этого не случилось, нужно взаимопонимание. Между коллегами, народами, государствами. Между наукой и обществом. Ученый обязан оценивать вред и пользу, которые его наука способна принести человечеству» (Альвен Х. Оптимисты, пессимисты – трудно сказать, кто мы // Краткий миг торжества: О том, как делаются научные открытия. – М., 1989. С. 330).

^ ЗАНЯТИЕ 2. КАРТИНА МИРА И СОВРЕМЕННАЯ НАУКА
Компетенции, формируемые на занятии: методологическая (знание парадигмы развития современной науки и современной научной картины мира) и социоличностная (умение пользоваться этим знанием в своей профессиональной деятельности).
^ Вопросы для обсуждения:


  1. Картина мира как форма внутридисциплинарной систематизации научного знания и как способ междисциплинарного знания.

  2. Естествознание в системе материальной и духовной культуре.

  3. Ноосферогенез: глобально-международные аспекты развития.


Темы рефератов:


  1. Научная картина мира и образ науки.

  2. Ньютоно-картезианская научная парадигма и ее роль в формировании научных концепций и развития науки XVIII-XIX вв.

  3. Научные открытия ХХ века, их влияние на современную науку.

  4. Перспективы научных исследований.

  5. В.И. Вернадский о человечестве как геологической силе.


Форма занятия – «презентация творческих проектов»

  1   2   3   4   5

Похожие:

Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика» iconУчебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности...
У 598 Отечественная история. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 080102 «Мировая экономика»....
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика» iconПрограмма для студентов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика»
Актуальные проблемы современной науки и журналистика: Программа. – Ставрополь: Изд-во сгу, 2010. – 14 с
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика» iconДипломных работ
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит»
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика» iconУчебно-методическое пособие для студентов
Г 61 Головко В. М. Этико-философские доминанты эстетического мира И. С. Тургенева. Учебно-методическое пособие для студентов направления...
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика» iconУчебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения
Настоящее учебно-методическое пособие разработано на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика» iconУчебно-методическое пособие для студентов дневной и заочной формы...
Б 33 Маркетинговые исследования. Учебно-иетодическое пособие для студентов специальности «Маркетинг» / Донецк: Донгуэт им. М. Туган-Барановского,...
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика» iconУчебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной...
Крылова Е. Б., Мысаченко В. И., Пирогов Н. Л., Гусев А. К., Федорчукова С. Г. Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной...
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика» iconПрактический курс. Грамматические аспекты Учебно-методическое пособие...
Учебно-методическое пособие предназначено для слушателей ипк и пк, обучающихся по специальности «Современный иностранный язык». Пособие...
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика» iconФедеральной службы безопасности российской федерации
Федоров С. В. Проблемы законодательного регулирования: учебно-методическое пособие. Для студентов Центра дополнительного и профессионального...
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика» iconМетодические рекомендации по выполнению практических навыков по хирургии...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов V курса лечебного факультета и субординаторов-хирургов
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница