Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Скачать 187.85 Kb.
НазваниеФедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дата публикации15.05.2013
Размер187.85 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
userdocs.ru > Журналистика > Программа дисциплины
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

_____________________________________________________________________
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

____________________________________________

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ

«УТВЕРЖДАЮ»
Декан факультета______________Е.В.Григорьева
"_____"__________________2011 г.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
СОЦИОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ

Направление подготовки

031300 - Журналистика

Профиль подготовки

Журналистика
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения

Очная
Ростов-на-Дону

2011

  1. ^ Цели и задачи дисциплины


Цель дисциплины «Социология журналистики» - овладение будущими работниками СМИ проблематикой особой отрасли социологического знания - социологии журналистики, понимание ими закономерностей развития современной журналистики как социального феномена, формирование умений по использованию социологических подходов при изучении и оценке функционирования системы СМИ и ее отдельных компонентов.

^ Задачи курса: показать место СМИ в системе социальных институтов демократического общества, особенности деятельности журналистов в русле потребностей социума и интересов аудитории; ознакомить с социологическими подходами к функционированию печати, телевидения и радио, Интернет-СМИ; выявить направления практического применения социологических подходов и методов в программировании изданий и каналов, творческой деятельности журналистов, маркетинге и менеджменте в СМИ; ознакомить с принципами организации сбора и анализа информации о массовых коммуникациях, применяемыми в научных и коммерческих организациях, а также в работе медиаорганизаций.
^ 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Социология журналистики» относится к профессиональному циклу Б.3 (базовая часть), социально-профессиональному модулю. Реализуется в 7 семестре. Курс нацелен на соединение знаний по одной из фундаментальных обществоведческих дисциплин – социологии – с практическими нуждами медиаорганизаций и журналистов, работающих в печати, на телевидении и радио, в Интернет-СМИ. При этом он корреспондируется с предшествующими теоретическими курсами «Социология и политология», «Основы теории коммуникации», «Основы теории журналистики», «Введение в специальность», «Система СМИ», с теоретико-практическим курсом «Основы творческой деятельности журналиста», а также с последующими специальными курсами «Метод опроса в социологии и журналистике» и «Методика исследования журналистики». Знания и умения, полученные в процессе освоения дисциплины, пригодятся студенту при написании выпускной квалификационной работы.



^ 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате

освоения дисциплины (модуля)

    Процесс изучения дисциплины «Социология журналистики» направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурные компетенции:

- понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе, готовность руководствоваться ими в своей в профессиональной деятельности (ОК-5);

- способность видеть и реализовать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, обновлять знания, готовность к постоянному саморазвитию, повышение своей квалификации и мастерства, способность к саморефлексии, осмысливанию своего социального и профессионального опыта (ОК-8);

- понимание социальной значимости своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности (ОК-9);

- готовность и способность работать в коллективе, творческой команде (ОК-11);

- способность использовать знания в области социальных и экономических наук (социология, политология, психология, социальная психология, правоведение, экономика) для понимание принципов функционирования современного общества, социальных, экономических, правовых, политических, психологических механизмов и регуляторов общественных процессов и отношений, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать полученные знания в контексте своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-14).
Профессиональные компетенции:

- ориентация в актуальных проблемах страны, важнейших направлениях ее развития, знание основных тенденций формирования социальной структуры современного общества (особенностей процесса стратификации), представление о составе населения России (ПК-14);

- понимание социального смысла участия различных сегментов общества в функционировании СМИ, знание основных форм организации общественного участия; понимание природы и роли общественного мнения, представление об основных методах изучения и взаимодействия с ним, знание правил использования результатов опросов общественного мнения в редакционной работе и журналистских публикациях (ПК-16);

- осуществлять сбор, анализ предварительной информации, необходимой для разработки медиапроекта (ПК-44);

- участвовать в разработке и коррекции концепции СМИ (издания, канала, передачи), его модели, формата, разрабатывать авторский медиапроект (ПК-45);

- привлекать к сотрудничеству со СМИ представителей различных сегментов общества (слоев и групп населения, экспертов, работников государственных и общественных организаций) для обеспечения баланса интересов и мнений в контенте СМИ (ПК-50);

- работать с редакционной почтой (анализ, отбор, подготовка к публикации) (ПК-52);

- принимать участие в организации социально значимых информационно-коммуникативных акций (общественных обсуждений, дискуссий, дебатов и т.п.) (ПК-53);

- организовывать интерактивное общение со своей аудиторией в разных формах, устанавливать коммуникативно-информационные связи, используя различные медийные средства и новейшие технологии (ПК-55).

В результате изучения дисциплины студент должен:

    Знать: сущность СМИ как вида социальной коммуникации и социального института, ориентироваться в их функциях, содержании ролей основных участников процесса производства, потребления и распространения информации; понимать суть взаимодействия СМИ и аудитории, социальный смысл участия общества в коммуникации; быть осведомленным относительно направлений, содержания и методов современных теоретических и эмпирических исследований СМИ.

    Уметь: применять полученные знания в исследовательской и профессиональной деятельности, находить и использовать источники данных о функционировании СМИ и на основе их анализа оценивать деятельность конкретных каналов и изданий.

    Владеть: общесоциологической культурой, навыками сбора социологической информации о работе редакций и аудитории СМИ.



^ 4. Структура и содержание дисциплины «Социология журналистики»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 ЗЕТ


п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (С.), трудоемкость (в часах)

^ Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра). Форма промежуточной аттестации (по семестрам).

Модуль 1. Историко-теоретические аспекты социологии журналистики

1

Состав социологии журналистики

7

1

Л. 2 ч.

Сам. р. 2 ч.




2

Динамика связей социологии с теорией и практикой журналистики

7

2

Л. 2 ч.

Сам. р. 4 ч.




3

Основные этапы развития социологических исследований журналистики

7

3

Л. 2 ч.

Сам. р. 4 ч.




4

Социология в работе редакции и журналиста

7

4

Л. 2 ч.

Сам. р. 4 ч.

Контрольная работа

^ Модуль 2. Организация и проведение эмпирического социологического исследования

5

Типы, процедуры и этапы эмпирического исследования. Процесс программирования.

7

5

Л. 2 ч.

Сам. р. 4 ч.




6

Требования к выборке. Виды выборок. Измерение.

7

6

Л. 2 ч.

Сам. р. 4 ч.




7

Опросные методы сбора информации

7

7

Л. 2 ч.

Сам. р. 4 ч.




8

Наблюдение и эксперимент как методы социологического исследования

7

8

Л. 2 ч.

Сам. р. 6 ч.

Контрольная работа

9

Контент-анализ (анализ документов). Особенности процедуры и техники

7

9-18

Л. 2 ч.

Лаб. 18 ч.

Сам. р. 40 ч.

Проектное задание

^ Итоговая аттестация - зачет




Итого:







Лекций 18 час, лаб. занятий 18 час, самост. работа 72 час.






^ Содержание дисциплины

    Модуль 1. Историко-теоретические аспекты социологии журналистики

Тема 1.1 Состав социологии журналистики. Интеграция социально-гуманитарных и профессиональных журналистских знаний как основа изучения курса. Социология и журналистика: общее и особенное.

Социология журналистики как самостоятельная научная и учебная дисциплина. Структура, объектно-предметная область, задачи социологии журналистики, ее междисциплинарный характер. Понятийно-терминологический аппарат.

^ Тема 1.2 Динамика связей социологии с теорией и практикой журналистики. Три уровня теоретичности социологии журналистики. Взаимодействие макросоциологии журналистики, частных социолого-журналистскох теорий и эмпирических исследований.

Специальная социологическая теория СМИ. СМИ как часть системы массовой коммуникации. Деятельность СМИ как информационный процесс. Субъекты информационного обмена.

Социальные функции СМИ. Социальные эффекты деятельности СМИ. СМИ и общественное мнение.

^ Тема 1.3 Основные этапы развития социологических исследований журналистики. Макс Вебер и исследования прессы 1910-1920 годов. Крупномасштабные эмпирические исследовательские проекты 1940-х годов. Создание институтов изучения СМИ в США. Формирование национальных социологических школ в европейских странах после Второй мировой войны. Образование транснациональных фирм по сбору и обработке социологической информации в середине ХХ века. Внедрение машинных и электронных методов обработки данных. Актуальные аспекты современных социологических исследований в области СМИ за рубежом.

Особенности развития социологии СМИ в России. Изучение аудитории российской прессы в дооктябрьский период (анализ основных читательских групп в редакциях журналов «Собеседник любителей российского слова», «Современник» Н.Г. Чернышевского, «Русское богатство» и др., научные разработки Н.А. Рубакина, деятельность земских статистиков и т.д.).

Исследования коммуникационных процессов в первые годы после Октября 1917 г. Изгнание и изоляция ведущих социологов страны в 1920-е годы. Состояние отечественной социологии в годы сталинского режима. Попытки восстановления утраченных социологических традиций в стране в период «оттепели». Возрождение отечественной социологии журналистики в 1990-х годах ХХ века. Основные исследовательские центры социологии СМИ в современной России.

^ Тема 1.4 Социология в работе редакции и журналиста. Социологические исследования как фактор повышения эффективности деятельности редакций. Моделирование изданий и передач. Маркетинговая стратегия СМИ и социологические исследования. Социология обратных связей, работа с редакционной почтой. Социологические службы в редакциях.

^ Модуль 2. Организация и проведение эмпирического социологического исследования

Тема 2.1 Типы, процедуры и этапы эмпирического исследования. Процесс программирования. Основные элементы программы. Постановка проблемы, целей и задач исследования, его объект и предмет. Предварительный системный анализ объекта исследования. Выдвижение гипотез, их виды. Стратегический план исследования. Определение и интерпретация понятий.

Инструментарий эмпирического исследования. Пилотное исследование: цели и задачи, особенности проведения. Полевые работы.

Методика анализа и интерпретация социологических данных. Понятие значимой разности. Перекрестный анализ и таблицы сопряженности. Современные компьютерные методы обработки социологических данных (на примере программы SPSS).

^ Тема 2.2 Требования к выборке. Виды выборок. Измерение. Понятие генеральной совокупности. Сплошные и выборочные исследования. Определение уровня степени надежности результатов и допустимой ошибки выборки. Принципы определения объема выборки. Критерии качества выборки. Характеристика основных типов выборок. Приемы формирования простой вероятностной выборки. Систематические ошибки.

Измерение в эмпирическом исследовании, проблемы устойчивости измерения. Эмпирические показатели. Шкалирование, основные виды шкал. Обеспечение репрезентативности и валидности результатов.

^ Тема 2.3 Опросные методы сбора информации. Характеристика основных групп методов по разным основаниям. Их возможности и ограничения.

Разновидности опросов. Стандартизированное анкетирование и интервьюирование. Основные правила составления вопросников. Типы вопросов по характеру запрашиваемой информации.

Разновидности вопросов по структуре: открытые, закрытые и полузакрытые. Вопросы-фильтры и контрольные вопросы. Типичные ошибки при составлении вопросников.

Мониторинг. Экспресс-опросы (уличные и телефонные): специфика выборки и инструментария. Способы доставки анкет. Прессовое анкетирование: преимущества и ограничения метода.

^ Тема 2.4 Наблюдение и эксперимент как методы социологического исследования. Особенности полевых документов при использовании этих методов. Структурализованное (контролируемое) наблюдение. Правовые и этические аспекты использования скрытого наблюдения. Способы получения и фиксирования информации при контролируемом социологическом эксперименте. Обеспечение надежности получения информации в ходе наблюдения и эксперимента.

^ Тема 2.5 Контент-анализ (анализ документов). Особенности процедуры и техники. Понятие документа (текста) в социологии. Основные объекты контент-анализа. Построение системы категорий анализа и их признаков. Методика составления кодификатора. Единицы анализа и счета.

Выборка в контент-анализе. Требования к инструментарию.

Текущее (рабочее) и целевое изучение содержания опубликованных (вышедших в эфир) материалов. Редакционная почта как объект контент-анализа.
^ Лабораторные занятия

Лабор. занятия 1-2. Определение проблемы, целей и задач эмпирического

исследования, его объекта и предмета.

Лабор. занятие 3. Расчет объема и определение типа выборки.

Лабор. занятие 4. Методика составления кодификатора.

Лабор. занятие 5-6. Процедура и техника контент-анализа.

Лабор. занятие 7. Анализ и интерпретация полученных данных.

Лабор. занятие 8-9. Подведение итогов социологического исследования и его презентация.
Проектное задание

Контент-аналитическое исследование газет, журналов, радио- и телепрограмм, сетевых МК.
Вопросы к теоретическому собеседованию

1. Динамика связей социологии с теорией и практикой журналистики.

2. Социология и журналистика: общее и особенное.

3. Три уровня теоретичности социологии журналистики. Взаимодействие макросоциологии журналистики, частных социолого-журналистских теорий и эмпирических исследований.

4. Основные этапы развития социологических исследований журналистики в мире

5. История развития социологии СМИ в России.

6. Социология в работе редакции и журналиста

7. Социологическая публицистика. Развитие традиций русской социологической публицистики на современном этапе.

8. Типы, процедуры и этапы эмпирического исследования. Процесс программирования.

9. Постановка проблемы, целей и задач исследования, его объект и предмет. Предварительный системный анализ объекта исследования.

10. Выдвижение гипотез, их виды. Стратегический план исследования. Определение и интерпретация понятий.

11. Понятие генеральной совокупности. Сплошные и выборочные исследования.

12. Программные требования к выборке. Критерии качества выборки. Характеристика основных типов выборок. Приемы формирования простой вероятностной выборки.

13. Пилотное исследование: цели и задачи, особенности проведения. Полевые работы

14. Методика анализа и интерпретация социологических данных. Понятие значимой разности. Перекрестный анализ и таблицы сопряженности.

15. Характеристика основных групп методов по разным основаниям. Их возможности и ограничения.

16. Разновидности опросов. Стандартизированное анкетирование и интервьюирование.

17. Основные правила составления вопросников. Типы вопросов по характеру запрашиваемой информации.

18. Разновидности вопросов по структуре. Вопросы-фильтры и контрольные вопросы.

19 .Мониторинг. Экспресс-опросы (уличные и телефонные): специфика выборки и инструментария.

20. Прессовое анкетирование: преимущества и ограничения метода.

21. Контент-анализ (анализ документов). Понятие документа (текста) в социологии. Особенности процедуры и техники.

22. Особенности выборки в контент-анализе.

23. Наблюдение и эксперимент как методы социологического исследования.
Примерная тематика курсовых работ

1. Изучение аудитории российской прессы в дооктябрьский период (на примере различных изданий).

2. Научные разработки Н.А. Рубакина в области аудитории СМИ.

3. Исследования коммуникационных процессов в первые годы советской власти.

4. Традиции русской социологической публицистики (творчество А.П. Чехова, В.Г. Короленко, Г.И.Успенского, В.А.Гиляровского и др.) и их актуализация на современном этапе.

5. Социологическая публицистика в период «оттепели» (на материале отдельных изданий и авторов).

6. Актуальные аспекты современных социологических исследований в области СМИ за рубежом.

7. Маркетинговая стратегия СМИ и социологические исследования (на материале конкретных редакций).

8. В поисках своего лица: контент-аналитические исследования изданий разного типа.

9. Образ современной молодежи на страницах изданий различного типа.

10. Темы экономики (политики, национальных отношений и т.д.) на страницах изданий различного типа.

11. СМИ и выборы (контент-анализ конкретных изданий).

12. Жанр репортажа (очерка, интервью и др. жанров) на современном этапе (контент-аналитические исследования).
^ 5. Образовательные технологии

Пассивные: лекция, устный опрос, контрольные работы.

Активные: самостоятельная работа студента с литературой на бумажном носителе, с научными, учебными и справочными ресурсами сети Интернет и локальной сети Incampus ЮФУ, выполнение заданий аналитического характера, создание исследовательских работ (контент-анализ газет, журналов, радио- и телепрограмм, сетевых МК).

Интерактивные: участие в лабораторных занятиях, тренинги, аудиторное обсуждение программ и результатов эмпирических исследований, подготовленных сокурсниками, участие в дискуссии.
^ 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

6.1. Виды самостоятельной работы:

Работа с рекомендованной литературой: составление тезисов, анализ дефиниций и терминов, сопоставительный анализ источников, отражающих разные точки зрения на одну проблему.

^ Работа по поиску дополнительной литературы: составление библиографии по отдельным проблемам курса, поиск и аналитическое чтение самостоятельно выбранных источников для выполнения проектного задания.

^ Подготовка к лабораторным занятиям: разработка разделов программы контент-аналитического исследования.

Выполнение проектных заданий: проведение эмпирического социологического исследования СМИ.

Списки источников для самостоятельной работы студентов, а также рекомендации по выполнению заданий представлены в УМК дисциплины. Вся необходимая литература имеется в Зональной научной библиотеке ЮФУ, отдельные методические материалы – в Цифровом кампусе ЮФУ (http://incampus.ru/), в ИИК ЮФУ (http://mmedia0.cc.rsu.ru/pls/rsu/rsu$iik$.startup).
^ 6.2. Порядок выполнения самостоятельной работы и формы контроля

Задания располагаются в последовательности, обеспечивающей нарастание сложности и переход от аналитического к синтезирующему характеру работы, от теории – к практике. Обучающиеся знакомятся с графиком выполнения заданий в начале каждого семестра. Письменные контрольные задания проверяются с выставлением накопительных баллов. При успешном выполнении контрольных работ студенты освобождаются от зачетного теоретического собеседования. Обязательным условием для зачета является выполнение и презентация проектного задания.


  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

^ 7.1. Основная литература

Бурдье П. О телевидении и журналистике. – М., 2002.

Журналист и общество: Уч. пособие. – СПб., 1993.

Журналистика и социология /Под ред. И.Д. Фомичевой. – М., 1995.

Как провести социологическое исследование. – М., 1985.

Кашинская Л.В. Метод наблюдения в журналистике: Уч. пособие. – М., 1987.

Краткий словарь по социологии. – М., 1990.

Практикум по социологии. – М., 1992.

Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Российский журналист и журналистское образование: социологические исследования. – М., 2007.

Соколов А.В. Метатеория социальных коммуникаций. – СПб., 2001.

Социология журналистики /Под ред. Е.П. Прохорова. – М., 1981.

Социология журналистики: Уч. пособие / Под ред. Корконосенко С.Г. – М., 1998.

Фомичева И.Д. Индустрия ретингов. Введение в медиаметрию: Уч. пособие – М., 2004.

Фомичева И.Д. Социология СМИ: Уч. пособие – М., 2007.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М., 2005.
^ 7.2. Дополнительная литература

Бауман З. Мыслить социологически. – М., 1996.

Буданцев Ю.П. Системность в изучении массовых информационных процессов. – М., 1986.

Верховская А.И. Методы анализа писем в редакционной работе. – М., 1984.

В поисках своего лица: общероссийская пресса на информационном рынке. – М., 1998.

Громов И.А. и др. Западная социология. – СПб., 1997.

Журналист. Социологические и социопсихологические исследования. – М., 1994.

Журналист и журналистика российской провинции. (Опыт исследования). – М., 1995.

Журналистика и социология `99. – СПб., 2000.

Журналистика и социология. Россия, 90-е годы. – СПб., 2001.

Засурский Я.Н., Колесник С.Г., Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Журналист: российско-американские социологические исследования. – М., 1998.

История социологии. – Минск, 1997.

Как провести социологическое исследование. – М., 1985.

Массовая информация в советском промышленном городе. Опыт комплексного социологического исследования. – М., 1980.

Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. – М., 1978.

Районная газета. Программа и результаты социологического исследования районных газет Ростовской области (1989). – Ростов-на-Дону, 1991.

Реснянская Л.Л., Фомичева И.Д. Газета для всей России. – М., 1999.

Социологические исследования печати, телевидения и радио. – М., 1988.

Социологические исследования эффективности журналистики. – М., 1986.

Социология в России. XIX в. – начало XX в. – М., 1997.

Федотова Л.Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации. – М., 2001.

Фомичева И.Д. Провинциальный читатель газет в России. – М., 1992.

Фомичева И.Д. Российские региональные рынки подписки. Средства массовой информации: портреты аудитории. – М., 1993.

Шкондин М.В. Средства массовой информации. Системные характеристики. – М., 1995.
^

7.3 Периодические издания


«Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика», «Социологические исследования», «Журналист», «Среда», «American Journal of Sociology», «American Sociological Review», «Audio-Visual Communication Review», «British Journal of Sociology», «Communication Abstracts», «Communication Research», «European Journal of Communication» и др.

^ 7.4.Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

http://wciom.ru; http://www.fom.ru; http://www.gallup.ru; http://www.nir.ru/socio; http://www.library.cjes.ru; http://evartist.narod.ru/; http://journalist-virt.ru/





  1. ^ Материально-техническое обеспечение дисциплины

По курсу «Социология журналистики» используются: комплект учебно-методической, научной и справочной литературы по проблемам дисциплины, компьютерный класс факультета укомплектованный компьютерами <Макинтош> iMac 20" с возможностью оперативного доступа к современной справочной базе сети Интернет и локальной сети Incampus ЮФУ, мультимедийный проектор с экраном для презентаций, мультимедийная доска SmartBoard.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению 031300- Журналистика

Автор: Беспалова А.Г., к.филол.н., доцент кафедры истории журналистики факультета филологии и журналистики Южного федерального университета.
Рецензент: Аполлонова Л.П., к.истор.н., доц. кафедры истории журналистики факультета филологии и журналистики Южного федерального университета.


Программа одобрена на заседании кафедры истории журналистики факультета филологии и журналистики ЮФУ от 20.01.2011 года, протокол № 5.

Утверждена на заседании УМК факультета филологии и журналистики ЮФУ от ____________ 2011 года, протокол №___ .

Похожие:

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки Российской федерации Федеральное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение...

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconСогласовано утверждаю
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРабочая программа дисциплины
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconОтчет по учебной практике
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРешением Ученого совета
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconИнститут педагогики и психологии
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconУчебная программа дисциплины
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница