Лекция №2 Тип деловой прессы


Скачать 41.77 Kb.
НазваниеЛекция №2 Тип деловой прессы
Дата публикации26.07.2013
Размер41.77 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Журналистика > Лекция
Лекция № 2
Тип деловой прессы
В качестве типообразующего признака прессы можно признать ее характер. К этому подталкивает объем понятия – второй по величине после формы коммуникации с аудиторией. Если форма определяется технологией, то характер коммуникаций отвечает характеру аудитории – изначально заданному или исторически сложившемуся. При этом речь идет об отношениях не подчиненности, а взаимозависимости. Характер прессы определяет характер аудитории, но и характер аудитории опосредованно влияет на характер прессы. В свою очередь, характер прессы отражает принятые профессиональные стандарты журналистики даже в том случае, если последние не формализованы в каком-либо регламентирующем документе. В мировой практике журналистики можно выделить по характеру два основных типа прессы, присутствующих во всех классах СМИ: качественную и бульварную («желтую»). В основе этого разделения лежит различие в подходах к фундаментальным принципам журналистики.

^ Качественная пресса в своей профессиональной деятельности опирается на доктрину социально ответственной журналистики. В силу понимания своей ответственности она исповедует принципы достоверности, объективности или непредвзятости, независимости суждений и представительности мнений. Эта пресса исходит из того, что принцип свободы печати не может быть абсолютизирован без ущерба для общества. Следовательно, в профессиональной деятельности журналистов необходимы самоограничения этой свободы, которые на практике формализуются в виде профессиональных этических кодексов и профессиональных стандартов. Бульварная пресса не столь щепетильна в вопросах профессиональной этики и готова жертвовать достоверностью и объективностью в угоду сугубо финансовым соображениям.

Рост значения качественной прессы и сокращение влияния прессы бульварной привели к возникновению промежуточных типов изданий – качественно- массовой и массовой прессы.

^ Деловая пресса по определению является качественной. Теряя характер качественного источника информации, она перестает выполнять свою коммуникативную функцию, заданную аудиторией, перестает быть деловой и переходит в другой тип прессы.

Информационные предпочтения и состав аудитории, или, по западной терминологии, профиль читателя, определяют специфику прессы. По этому признаку она также может быть структурирована на уровне родов. Деловая пресса – это род прессы.

Социальная функция рода прессы лежит в основе тематики СМИ. Однако тематика, даже самая широкая, имеет свои пределы, границы. Они определяют объем тематики.

^ Вид деловой прессы
Видообразующим признаком прессы является объем ее тематики. Например, все газеты, журналы, телепрограммы, радиопередачи и компьютерные издания, преследующие цель осветить все существенные стороны жизни в рамках заданной тематики в каждом выпуске, являются универсальными СМИ. И напротив, издание, посвященное одной сфере деятельности, следует считать узкоспециализированным.

В рамках одного рода можно выделить отдельные виды прессы. Это в равной степени относится не только к качественным или бульварным, но и к изданиям рекламным. Например, рекламный журнал «Табурет» - узкоспециализированный, поскольку он посвящен исключительно табуреткам, стульям и креслам. А рекламная газета «Экстра – М» - универсальная, поскольку охватывает рекламу почти всех товаров и услуг.

По объему тематики можно выделить пять видов прессы: универсальную, специализированную, узкоспециализированную, профессиональную и «точечную».

^ Деловая пресса представлена во всех видах СМИ. Например, газета «Файнэншл таймс» - качественная деловая универсальная газета. Наряду с общеэкономической информацией и биржевыми сводками она пишет также о политике, социальных проблемах, публикует едва ли не лучшие в Европе обозрения по культуре и т.д. Но основой ее содержания остается деловая информация. Более того, даже такую сферу деятельности человека, как культура, газета зачастую стремится рассматривать сквозь призму финансов.

В практике российской прессы пока нет полноценного аналога для универсальной деловой газеты. Но очень близко к такому виду издания стоят «Ведомости». К нему стремились «Коммерсантъ» и «Финансовые извести». Однако с 1996 г. «Коммерсантъ» эволюционирует в сторону универсального общеполитического издания, а «Финансовые известия» прекратили существование как самостоятельное издание и стали разделом «Известий». По титулу к универсальным деловым изданиям следовало бы отнести еженедельник «Экономика и жизнь». Однако по существующему содержанию газета скорее представляет собой вид специализированного делового издания, подобно таким, как «Финансовая газета» или «Финансовая Россия». Этот крен возникает прежде всего за счет публикации нормативных документов и различных комментариев по применению тех или иных норм законов и подзаконных актов.

В качестве деловых универсальных изданий позиционируют себя на рынке такие журналы, как «Эксперт», «Профиль», «Компания» и даже журнал «Итоги». Хотя последний, являясь, безусловно, универсальным изданием, вряд ли может быть отнесен к роду деловой прессы. Это скорее универсальное общеполитическое издание. К числу специализированных деловых изданий в российской прессе можно отнести «Финансовую газету», «Финансовую Россию», «Торговую газету», «Торгово-промышленные ведомости», «Медицинскую газету» и т.п.

^ Узкоспециализированные деловые издания широко представлены прежде всего ежемесячными журналами «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет», «Московский банковский вестник» и т.п.

^ Профессиональные издания, как правило, свою профессиональную принадлежность выносят в титул. Например, журналы «Журналист», «Финансист», «Банкир» и др. На первый взгляд, такого рода издания можно рассматривать как подвид специализированного делового издания. Однако по объему тематики профессиональные издания универсальны – они, как правило, охватывают все стороны не только самой профессии, но и жизни в профессии. Это обстоятельство и заставляет выделить их в самостоятельный вид прессы.

Наконец, есть и такие, тематика которых предельно сжата. Здесь пресса достигает крайней степени сегментации рынка. В западной терминологии такое издание называется «ньюслеттер». Наиболее приближенный к нему аналог в российской практике – бюллетень. В качестве рабочего термина для классификации подобных продуктов можно принять определение «точечные издания». К их числу относится, например, реферативный аналитический журнал «Банки: мировой опыт». «Точечные» издания можно рассматривать как подвид узкоспециализированной прессы.

Похожие:

Лекция №2 Тип деловой прессы iconЛекция Подвиды деловой прессы
Единый признак для подвидовых различий деловой прессы пока не найден. Однако очевидно, что, скажем, отраслевые издания – это подвид...
Лекция №2 Тип деловой прессы iconТемы дипломных работ Роль журнала "Охота и охотничье хозяйство" в...
Структурно-типологические характеристики аграрной прессы. История развития аграрной прессы. Становление аграрной прессы и ее современное...
Лекция №2 Тип деловой прессы iconСодержательная палитра деловой прессы
Деловая информация шире политэкономической, экономической или собственно бизнес-информации. В самом общем виде деловая пресса оперирует...
Лекция №2 Тип деловой прессы iconЛекция №10 взаимоотношения медсестры и пациента типы медсестер по Харди: «рутинер»
Типы медсестер по Харди: «рутинер», «актриса», «нервный тип», «сильная личность», «материнский тип», «специалист»
Лекция №2 Тип деловой прессы iconЗаписная книжка дьявола введение
Сатанинской Церкви, печатные и электронные средства массовой информации решили покрыть завесой истинную природу его сочинений. Большинство...
Лекция №2 Тип деловой прессы iconМетодические указания к выполнению Деловой игры Общие сведения по...
Эис и ее компонентов на предпроектной стадии и стадии техно-рабочего проектирования с использованием методов и средств канонического...
Лекция №2 Тип деловой прессы iconТип акцентуированной личности, по К. Леонгарду Тип акцентуации характера, по А. Е. Личко
Гипертимный тип (гиперактивный). Его характеризует чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен,...
Лекция №2 Тип деловой прессы iconПрограмма государственного экзамена для специальности 1-24 01 02...
Уд-е. 519/тип.; типовой учебной программы «Гражданское право», от 14. 09. 2010г., № тд-е. 254/тип.; типовой учебной программы «Гражданский...
Лекция №2 Тип деловой прессы iconОфициально-деловой стиль это один из функциональных стилей языка,...
Деловой стиль – это информативность, логичность, аргументированность и стандартизация. Деловому стилю присущи функции волеизъявления,...
Лекция №2 Тип деловой прессы iconI. защита файловой системы деловой информации от вирусов, несанкционированного доступа
Важным аспектом защиты деловой информации является сохранение ее целостности и неизменности компьютерными вирусами
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница