Тема: Изучение колоний. Пигменты бактерий


Скачать 87.64 Kb.
НазваниеТема: Изучение колоний. Пигменты бактерий
Дата публикации24.05.2013
Размер87.64 Kb.
ТипАнализ
userdocs.ru > Культура > Анализ
Методическое указание для студентов к практическому занятию 11
Тема: Изучение колоний. Пигменты бактерий

Цель: Освоение практических навыков работы при выделении чистых культур бактерий: ІІ -й день исследования.
Модуль 1. Морфология и физиология микроорганизмов. Инфекция. Иммуни-тет.

Содержательный модуль 3. Физиология бактерий.

Тема 11: Изучение колоний. Пигменты бактерий.
Актуальность темы. На плотных питательных средах бактерии образовывают разные по форме и величине колонии - видимые скопления микроорганизмов одного вида, которые формируются в результате размножения одной клетки. Колонии бывают плоскими, выпуклыми, куполовидными, вдавленными, их поверхность - гладкой (S-форма), шероховатой (R-форма), исчерченной, края - равными, зазубренными, волокнистыми, бахромчатыми. Форма колоний также разнообразная: круглая, розеткоподобная, звездчатая. По величине колонии делятся на большие (4-5мм), средние (2-4 мм), мелкие (1-2мм). Колонии различаются за консистенцией, плотностью, цветом. Они могут быть прозрачными и непрозрачными, окрашенными и бесцветными, влажными, сухими, слизистыми.

Цвет колоний определяется образованием пигментов, которые делятся на растворимые в воде и спирте (синегнойная бактерия, бактерии сине-зеленого молока) и нерастворимые (азотобактер, черные и бурые пигменты плесени). Цвет колоний помогает дифференцировать бактерии. Колонии актиномицетов (A. вovis), микрококков окрашены в розовый цвет, стафилококка - в золотистый (S. aureus), лимонно-желтый (S. citreus) и белый цвета (S. albus), синегнойная палочка (P. aeroginosa) - в сине-зеленый, микобактерии туберкулеза (M. tuberculosis) - в желтый. Некоторые пигменты образуются только при свете (каротиноиды в M. tuberculosis), а некоторые обнаруживают антибиотические свойства (P. aeroginosa). Пигменты защищают бактерии от действия видимых и УФ-лучей.
Конкретные цели:

  • Выучить методы выделения чистых культур бактерий.

  • Описывать колонии, особенности их формирования у разных видов бактерий.

  • Выучить особенности пигментообразования у бактерий.

  • Описывать наиболее весомые пигменты, которые используются для дифференциации бактерий.

  • Освоить метод пересева колоний для получения чистых культур бактерий.

  • Трактовать результаты роста смеси бактерий на плотных питательных средах.


Уметь:

  • Проводить макроскопическое изучение колоний.

  • Проводить пересев колоний бактерий для выделения чистых культур.

  • Проводить проверку выделенных культур бактерий на чистоту.

  • Готовить микропрепараты из колоний бактерий.

  • Окрашивать микропрепараты по Граму.

  • Проводить микроскопию микропрепаратов с помощью иммерсионного микроскопа.

  • Анализировать полученные данные относительно разнообразия колоний.


Теоретические вопросы:

    1. Схема выделения чистых культур.

    2. Особенности формирования колоний у разных видов бактерий.

    3. Пигментообразование у бактерий и его значение в дифференциации бактерий.


Практические задачи, которые выполняются на занятии:

  1. Продолжение выделения чистых культур бактерий: макроскопическое изучение колоний.

  2. Приготовление микропрепаратов из полученных колоний.

  3. Окраска микропрепаратов по Граму.

  4. Микроскопия микропрепаратов, их анализ и зарисовывание в протокол.

  5. Пересев выделенных колоний на МПА для получения чистых культур.

  6. Оформление протокола.


Литература:

  1. Воробьев А.В., Быков А.С., Пашков Е.П., Рыбаков А.М. Микробиология.- М.: Медицина, 1998.- 336с.

  2. Медицинская микробиология /Под редакцией В.И. Покровского.- М.: ГЕОТАФ-МЕД, 2001.- 768с.

  3. Пяткін К.Д., Кривошеїн Ю.С. Мікробіологія.- К.: "Вища школа", 1992.– 431с.

  4. Конспект лекций.


Дополнительная литература:

1. Коротяев А.И., Бабичев С.О. Медицинская микробиология, иммунология и вірусологія /Учебник для медицинских ВУЗов.- С-Пб.: «Специальная литература», 1998.- 592с.

2. Тимаков В.Д., Левашев В.С., Борисов Л.Б. Микробиология /Учебник.– 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Медицина, 1983,- 512с.
^ Короткие методические указания к работе на практическом занятии:

В начале занятия проводится проверка уровня подготовки студентов к занятию. Самостоятельная работа состоит из макроскопического изучения колоний на МПА. Потом студенты готовят микропрепараты из разнообразных колоний (кишечной палочки, стафилококка и антракоида), окрашивают их по Граму и проводят микроскопию. После анализа микропрепаратов, их зарисовывают в протокол.

На втором этапе студенты проводят пересев выделенных колоний на МПА для получения чистых культур.

В конце занятие проводится оформление протокола, тестовый контроль и анализ результатов самостоятельной работы каждого студента.
^

Технологическая карта проведения практического занятия


№ п/п

Этапы

Время в мин.

Средства обучения

Оснащение


Место проведения

1

Проверка и кор-рекция исходно-го уровня подго-товки к занятию

20'

Тестовые задания исходного уровня

Таблицы, коллек-ция питательных сред, чистых и за-сеянных пигмен-тообразующими бактериями (S.aureus,

P. aeroginosa).



У

Ч

Е

Б

Н

А

Я


К

О

М

Н

А

Т

А

2

Самостоятель-ная работа

35'

Графы логической структуры.

Иммерсионный микроскоп, крас-ки, предметное стекло, бактерио-логические петли, собственные по-севы смеси куль-тур бактерий на чашках Петри, скошенный МПА в пробирке.

3

Самоконтроль и коррекция усво-ения материала

15'

Целевые учебные задания




4

Тестовый контроль

15'

Тесты




5

Анализ резуль-татов работы

5'








Целевые учебные задачи к теме

^ «ИЗУЧЕНИЕ КОЛОНИЙ. ПИГМЕНТЫ БАКТЕРИЙ»:

1. Как известно, некоторые пигменты у бактерий образуются только при свете. Какие из пересчитанных бактерий имеют такое свойство?

А. P. aeroginosa

В. S. aureus

С. S. albus

D. S. citreus

Е. M. tuberculosis

2. У пациента Р. с пищевым отравлением, из испражнений высеяли бактерии, образующие золотистые колонии на МПА. Какой вид бактерий наиболее вероятно дает колонии такого типа?

А. Стафилококки

В. Стрептококки

С. Кишечная

палочка

D. Сальмонеллы

Е. Шигеллы

3. При плановом обследовании персонала одного из детских садов на бактерионосительство патогенных бактерий, у одной из воспитательниц выделена чистая культура бактерий, которая на кровяном агаре образовывала золотистые колонии с зоной гемолиза? Носительство какого вида бактерий можно заподозрить в этом случае?

А. P. aeroginosa

В. S. aureus

С. S. albus

D. S. citreus

Е. M. tuberculosis

4. В хирургическом отделении возникла вспышка госпитальной инфекции, вызванная Е.соli. Какие колонии образовывают эти бактерии на МПА?

А. Бесцветные колонии

В. Красные колонии

С. Желтые колонии

D. Белые колонии

Е. Не дают роста

5. Какой пигмент растворим в воде?

A. Зеленый пигмент P.aeruginose

B. Белый пигмент S.epidermidis

C. Желтый пигмент S.aureus

D. Серый пигмент B.anthracoides

E. Черный пигмент плісені

6. Какой метод используют для получения изолированной колонии?

A. Метод разобщающего штриха

B. Посев в полужидкий агар

C. Посев на скошенный агар

D. Посев пипеткой в МПБ

E. Посев бактериологической петлей в МПБ

7. Пигменты имеют для бактерий физиологическое значение, а именно:

A. Принимают участие в дыхании бактерий

B. Имеют антибиотическую активность

C. Защищают бактерии от естественной ультрафиолетовой радиации

D. Есть акцепторами водорода

E. Все выше указано

8. S-форма колонии бактерий характеризуется поверхностью:

A. Гладкой

B. Шероховатой

C. Радиальной

D. Волнистой

E. Все выше

указанное

9. Как называется культура бактерий, в которой бактерии происходят из одной клетки?

A. Смешанная

B. Бульонная

C. Чистая

D. Агаровая

E. Ничего из

указанного

10. Что определяется как видимое скопление бактерий на поверхности агара, которые происходят из одной клетки?

A. Пленка

B. Смешанная культура

C. Бульонная культура

D. Колония

E. Все указанное

11. Пигментообразующими бактериями есть, кроме:

A. S.aureus

B. E.coli

C. P.aeruginosa

D. S.epidermidis

E. B.anthracoides

12. Как характеризуется типичная колония E.coli?

A. Круглая, средняя, гладкая, бесцветная, прозрачная

B. Круглая, маленькая, гладкая, белая, непрозрачная

C. Большая, шероховатая, серая, непрозрачная

D. Круглая, большая, шероховатая, бесцветная, прозрачная

E. Маленькая, гладкая, желтая, непрозрачная

13. Как характеризуется типичная колония B.anthracoides?

A. Круглая, средняя, гладкая, бесцветная, прозрачная

B. Круглая, маленькая, гладкая, белая, непрозрачная

C. Большая, шероховатая, серая, полупрозрачная

D. Круглая, большая, шероховатая, бесцветная, прозрачная

E. Маленькая, гладкая, желтая, непрозрачная


^ Алгоритм лабораторной работы:

  1. Изучение посевов смеси бактерий (кишечной палочки, стафилококка и антракоида) на МПА в чашках Петри:

а) макроскопическое изучение колоний;

б) приготовление мазков из разных колоний, окраска по Граму, микроскопия и анализ.

  1. Зарисовать изготовленные микропрепараты в протокол.

  2. Пересеять изолированные колонии на МПА.

  3. Оформление протокола.


Г

Колонии


По цвету

По характеру поверхности

По характеру края

Сине-зеленые

Желтые

S.aureus

Глад-кая
раф логической структуры темы: “ИЗУЧЕНИЕ КОЛОНИЙ. ПИГМЕНТЫ БАКТЕРИЙ”



По размерам

По форме


Крупные

Середние

Мелкие

Круглая

Звездча-тая

Розеткоподобная

Бесцвет-ные

Золотистые

E.coli

M.tuberculosis

P.aeroginosa

Шера-ховатая

Ровные

Зазубрен-ные

Бахромчатые

Похожие:

Тема: Изучение колоний. Пигменты бактерий iconТема: Вибрионы. Спирохеты. Жгутики у бактерий. Изучение подвижности...
Содержательный модуль: Морфология извитых бактерий (вибрионы и спи-рохеты). Спирохеты, их место в систематике микроорганизмов. Патогенные...
Тема: Изучение колоний. Пигменты бактерий iconТема: Питание бактерий. Простые питательные среды. Посев на мпа и мпб
Цель: Изучение принципов культивирования бактерий, особеннос-тей транспортирования инфицированного материала, методов стерилизации...
Тема: Изучение колоний. Пигменты бактерий iconНарушение пигментного обмена
Повреждение клеток и тканей может быть связано с накоплением окрашенных веществ – пигментов. Пигменты имеют различную химическую...
Тема: Изучение колоний. Пигменты бактерий iconВопросы к учебному занятию: Распад колониальной системы и образование новых государств
Создание на месте бывших колоний новых государств является результатом победы национально-освободительных движений, имевших в ряде...
Тема: Изучение колоний. Пигменты бактерий iconТема Теоретические основы курса
Изучение менеджмента, также как и изучение цивилизаций и культуры, представляет собой исследование истории непрерывного изменения...
Тема: Изучение колоний. Пигменты бактерий iconМорфология и физиология бактерий
Поверхностные структуры бактерий: капсулы, жгутики, ворсинки, клеточная стенка, под ней – цитоплазматич мембрана. Внутр структуры:...
Тема: Изучение колоний. Пигменты бактерий iconМетодические указания для студентов к практическому занятию №20 Тема:...
Цель: Изучение иммунобиологических препаратов, для специфичес-кой профилактики. Изучение роли клеточных факторов защиты организма...
Тема: Изучение колоний. Пигменты бактерий iconЛекция 5 Маркетинг в здравоохранении. Формирование рыночных отношений...
Аналитическая: изучение рынка, изучение потребителя, изучение фирменной структуры рынка, изучения товара, изучение внутренней среды...
Тема: Изучение колоний. Пигменты бактерий iconМетодические указания для студентов к практическому занятию №13....
Атф при окислении углеродов, белков и липидов путем субстратного фосфорилирования (клостридии столбняка, ботулизма), капнические...
Тема: Изучение колоний. Пигменты бактерий iconТема: Ферменты бактерий
Ферменты биологические катализаторы высокомолекулярной структуры, которые вырабатываются живой клеткой. Они имеют белковую природу...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница