Культура Киевской Руси Пути формирования и развития древнерусской культуры


НазваниеКультура Киевской Руси Пути формирования и развития древнерусской культуры
страница1/6
Дата публикации24.05.2013
Размер0.85 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6
Культура Киевской Руси

Пути формирования и развития древнерусской культуры

Культура Киевской Руси уходит своими корнями в глубины народной культуры восточных славян. У восточных славян духовная культура была связана с политеизмом и устным народным творчеством. В древней Руси издавна существовало богатое устное народное творчество – фольклор. Особое распространение на Руси получили праздничные и будничные песни, сказки, загадки, предания и легенды, магические заклинания и заговоры. Много традиционного было в свадебном и похоронном обрядах, которые сопровождались песнями и плачами-причитаниями. Древние обычаи, традиции и народное творчество оказали огромное влияние на древнерусскую культуру, в частности на литературу. В Киевской Руси возникает новый жанр фольклора – былины.

Правовые нормы восточных славян вначале также существовали в виде неписаных законов - племенных обычаев. Через некоторое время на основе обычного права сложились феодальные юридические нормы, зафиксированные в своде русских законов - "Русская правда".

Материальная культура у восточных славян характеризовалась довольно высоким уровнем развития. Совершенствовались орудия земледелия и ремесла. Для обработки земли использовали рало с железным наконечником. Урожай собирали с помощью серпа. Основная масса сельских поселений была неукрепленного типа. Также появляются поселения городского типа с развитой торговой и ремесленной деятельностью. В процессе развития эти поселения превращаются в города.

При Владимире Святославовиче в 988 г. на Руси в качестве государственной религии было введено христианство. Принятие христианства открыло широкие возможности для развития древнерусской культуры и приобщило Русь к передовой в то время культуре Византии. После принятия христианства на Руси открываются школы, распространяется книгописание, развивается искусство. Древние языческие верования на Руси сказались очень стойкими и продолжали существовать рядом с новой христианской религией.

Определенное значение для развития древнерусской культуры имели экономические и политические связи с соседними народами. Особую роль для развития культуры Руси имело тесное общение с Византийской империей. Из Византии пришла православная религия, многие элементы культуры. Древнерусская архитектура формировалась под влиянием византийского и частично романского искусства. Однако древнерусские мастера не просто копировали византийские образцы, в ходе творческого процесса они вносили в них новые черты, соответствующие культурным запросам, вкусам и традициям. Заметное влияние на древнерусскую культуру, особенно ее литературу, искусство, а также общественную мысль имела идеологическая борьба с Византией в XI - XII вв.

Вероятно, первое знакомство со славянской письменностью на Руси относится к 60 - 70 гг. IX века. С введением христианства вместе с богослужебными книгами из Болгарии пришло совершенное славянское письмо - кириллица. Создателями славянской письменности были монахи Кирилл и Мефодий.

Началось обучение детей в школах. В XI веке на территории Киево-Печерского монастыря возник своеобразный центр подготовки образованных людей. Здесь работали летописцы, был составлен в XII столетии "Киево-Печерский патерик". Развивалось книжное дело. Одним из первых произведений оригинальной литературы было "Слово о законе и благодати" Илариона.

С христианством на Русь пришла крестово-купольная форма храма.

Первый известный нам каменный храм Киевской Руси - это храм Успения Богородицы, так называемая Десятинная церковь (был построен в 989 – 996). От следующего XI века в Киеве сохранилось несколько памятников, и самый известный из них - София Киевская - главный собор, где происходили церемонии венчания на княжеский престол. Был построен Ярославом Мудрым в 1037 г.

В архитектуре второй половине XI в. влияние церкви сказывается в усилении аскетизма в облике храма. Господствующее положение занимает теперь одноглавый храм. Именно таким были не дошедшие до нас Успенский собор Киево-Печерского монастыря (1073 - 1077), разрушенный во время Великой Отечественной войны и др.

В ряду изобразительных искусств Киевской Руси первое место принадлежит монументальной живописи - мозаике и фреске. После принятием христианства развивается иконопись. Икона в переводе с греческого языка означает изображение, образ – изображение бога, святого. Особым разделом древнерусской живописи является искусство миниатюры рукописных книг, которые сами по себе представляли сложную и изысканную форму искусства.

Огромную роль в жизни Киевской Руси играло прикладное, декоративное искусство, в котором особенно оказались живучи образы языческой мифологии. Разнообразные источники свидетельствуют о высоком развитии в Киевской Руси музыки. Древнейший жанр русской музыки - это эпические сказания ("старины"), обрядовые песни и т. д. Они близки речитативу. Эти напевы величаво и спокойно исполнялись певунами - "баянами". От них отличаются свадебные и похоронные песни, так называемые "плачи".

Календарные и сезонные обрядовые песни построены на интонации "призывов и выкликаний". Наиболее древними являются трудовые песни. В народном быту видное место занимало искусство скоморохов, в котором были представлены пение и инструментальная музыка.

Жители Руси пользовались различными музыкальными инструментами: ударными, духовыми и струнными.

Наряду с различными видами народного творчества важную роль играла военная и церемониальная музыка. После принятия христианства широкое развитие получила церковная музыка. С ней связано появление церковного песнопения и нотной письменности. Основы были заимствованы из Византии, но постепенно появился самостоятельный певческий стиль (знаменитый распев).

Таким образом, Киевская Русь создала свое самобытное искусство, что предопределило пути дальнейшего развития искусства отдельных княжеств в период феодальной раздробленности.

К концу X в. относится возникновение нового эпического жанра - героического былинного эпоса, явившегося вершиной устного народного творчества. Устные поэтические произведения о прошлом - это былины. В Киевской Руси былины пелись часто в сопровождении гусляров, еще и еще раз закрепляя в памяти народа наиболее яркие события, имена героев, их подвиги.

Устная поэзия существовала и в княжеско-дружинной среде. В дружинных песнях прославлялись князья, их подвиги. В заключение следует сказать, что устное народное творчество продолжало жить и развиваться и после появления письменной литературы, оставаясь важным элементом культуры средневековья.

Литература Киевской Руси характеризуется, с одной стороны влиянием литературы Византии, с другой стороны, своей самобытностью, что и позволяет говорить о рождении собственно древнерусской литературы.

В Киевской Руси постепенно накапливались знания. Хорошо были известны четыре действия арифметики, дроби, начала геометрии, астрономии. Весьма обширны были познания русских людей в области географии, добытые из книг и путешествий. Они включали в себя всю Европу, Малую Азию, Индию, Северную Африку, Эфиопию. Хорошо знали Северный Урал и побережье Белого моря. Русских людей интересовали фауна, флора, обычаи народов разных стран, причем истина зачастую перемешивалась с фантастикой.

^ Особенности культурного развития древнерусских земель в период феодальной раздробленности. Культура Галицко-Волынского княжества

В XII–XIV вв. развитие культуры проходило в сложных условиях феодальной раздробленности Руси. В древнерусской культуре этого времени наблюдается все новые успехи. К особенностям культуры этого времени относится появление местных различий в культурной жизни отдельных земель. При наличии общей основы уже в XII веке в обособившихся землях появляются диалекты с местными языковыми особенностями. Появляются местные черты в летописании, архитектуре и живописи. В то же время сохраняются и общерусские начала культуры. К важным центрам древнерусской культуры на юге относились города: Киев, Чернигов, Галич, Холм и др.

Несмотря на феодальную раздробленность, стремление к единству нашло отражение в литературных произведениях XII века. В частности, автор "Слова о полку Игореве" выразил глубокую озабоченность судьбой русской земли, выступил с горячим призывом к князьям прекратить раздоры, объединиться и организовать отпор кочевникам.

В период феодальной раздробленности меняется характер летописания. Возникают новые центры в Чернигове, Холме, Владимире-Волынском и др. Пишутся семейные и родовые княжеские летописи, жизнеописание князей.

В Звенигороде и Бресте найдены берестяные грамоты, а также в некоторых городах бронзовые приспособления для письма на восковых дощечках, что свидетельствует о развитии образования. Образованные люди, знающие иностранные языки работали в княжеских канцеляриях. Они готовили тексты грамот, вели дипломатическую переписку. Сохранились тексты грамот галицко-волынских князей написанные на латыни, с требованием вернуть купцам города Владимира сукно с корабля, который потерпел аварию.

Большого развития достигла архитектура края. Сохранился Успенский собор в городе Владимире (1160 г.). Он повторяет план Успенского собора Киево-Печерской лавры. В городах Галичины началось строительство церквей из белого камня, широко стали практиковать разные орнаменты.

Иконопись развивалась в Галицко-Волынских землях под влиянием Киевской школы. До нас дошла икона богоматери Одигитрии к XIII - XIV вв. (г. Луцк), икона Юрия-змиеборца на черном коне (XIVв.).

Многие ценные памятники этого времени погибли. Но и то, что нам известно говорит о подъеме в культурной жизни народа.

Таким образом, Киевская Русь была страной высокоразвитой культуры. Уже в XI веке она достигла уровня стран Европы и насчитывала два столетия своей государственности. Период феодальной раздробленности в развитии культуры сопровождался развитием местных стилей в изобразительном и прикладном искусстве, зодчестве и летописании. Завоевание Руси монголо-татарами, хотя и замедлило темпы культурного развития, однако не только не прервало его, но отчасти даже и обогатило. На стыке взаимодействия славянской и тюркской культуры начинают возникать новые явления в языке, быте, обычаях, искусстве, которые особенно ярко проявят себя в последующую эпоху.

^ Тема: Культурные процессы в литовско-польский период украинской истории.

Сущность и характерные черты культуры Ренессанса

Особняком в истории стоит культура эпохи позднего средневековья – XIV–середина XVII вв., которая получила название эпохи Возрождения. Это время характеризовалось высоким подъемом в области науки, литературы и искусства. Родиной Возрождения является Италия, для которой хронологические рамки этой эпохи XIV–XVI в.в. В других странах Европы Ренессанс разворачивался в XV–середине XVII в.в.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Культура Киевской Руси Пути формирования и развития древнерусской культуры iconКультура Киевской Руси не только не уступала другим европейским народам,...
Ова украинской культуры. Кроме славянских традиций, творчество древнерусских мастеров испытала значительное влияние культур соседних...
Культура Киевской Руси Пути формирования и развития древнерусской культуры iconТема 7: Культура Киевской Руси
Особенности культурного развития русских земель в период феодальной раздробленности. Культура Галицко-Волынского княжества
Культура Киевской Руси Пути формирования и развития древнерусской культуры iconПредпосылки появления христианства в Киевской Руси
...
Культура Киевской Руси Пути формирования и развития древнерусской культуры icon1. исторические пути формирования украинской культуры. Понятие «культура»...
Культуру можно классифицировать по государственно-политическому принципу. Что характеризует данную классификацию?
Культура Киевской Руси Пути формирования и развития древнерусской культуры iconРусские земли в XII-XIV вв
Вопрос Культура Киевской Руси и периода феодальной раздробленности (X—xiii вв.)
Культура Киевской Руси Пути формирования и развития древнерусской культуры icon-
Ую религию в лето 6496 от смзх (988 год), организованного через Владимира Кровавого, псевдорусского князя, было уничтожено практически...
Культура Киевской Руси Пути формирования и развития древнерусской культуры iconВопросы для экзамена по древнерусской литературе (I курс)
Начало русской литературы. Роль Крещения Руси и византийского литературного наследия. Особенности древнерусской литературы как литературы...
Культура Киевской Руси Пути формирования и развития древнерусской культуры iconЛитература 7 тематический обзор 8
Язычество славян. Крещение Руси. Отношения Древней Руси и Великой Степи. Византийско-древнерусские связи. Культура домонгольской...
Культура Киевской Руси Пути формирования и развития древнерусской культуры iconКультура как феномен. Современное понимание сущности культуры. Множественность...
Морфология культуры. Структура понятия культура. Взаимосвязь внутриструктурных элементов. Культура и цивилизация
Культура Киевской Руси Пути формирования и развития древнерусской культуры iconРусская культура IX-XVII веков
Оно связано с развитием общества и государства. В домонгольский период культура Древней Руси достигла высокого уровня, создала основы...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница