Лекция: гуманизм культуры эпохи возрождения


Скачать 61.64 Kb.
НазваниеЛекция: гуманизм культуры эпохи возрождения
Дата публикации26.05.2013
Размер61.64 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Культура > Лекция
ЛЕКЦИЯ: ГУМАНИЗМ КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

ПЛАН


  1. Сущность и характерные черты культуры Ренессанса.

  2. Развитие научного естествознания и техники

  3. Литература и искусство

  4. Реформация и ее влияние на развитие культуры


1. Сущность и характерные черты культуры Ренессанса
Особняком в истории стоит культура эпохи позднего средневековья – XIV–середина XVII вв., которая получила название эпохи Возрождения. Это время характеризовалось высоким подъемом в области науки, литературы и искусства. Родиной Возрождения является Италия, для которой хронологические рамки этой эпохи XIV–XVI в.в. В других странах Европы Ренессанс разворачивался в XV–середине XVII в.в.

Деятели Возрождения обратились к античной культуре. Они много сделали для восстановления и распространения античного наследия, тщательно собирая и изучая рукописи и памятники искусства греческой и римской культуры. Именно поэтому это время получило название Возрождение. Обращение к античной культуре оказало сильное влияние на творчество самих деятелей Возрождения. Культура античности, проникнутая идеалами земного счастья и человеческой красоты, помогла им порвать с традициями схоластики, теологии.


Основным идейным содержанием эпохи Возрождения стал гуманизм. Поэтому идеология Возрождения становится по преимуществу светской. Новое мировоззрение выступало против церковной идеологии. Были подвергнуты критическому пересмотру сковывающие свободное развитие человеческой мысли авторитеты, традиции и догмы, на которые опиралось богословие и схоластика. Один из крупнейших гуманистов эпохи Эразм Роттердамский подверг критике тупость и невежество богословов, монахов и римских пап.

Гуманисты-поэты стали воспевать неисчерпаемое богатство духовных сил человека, красоту природы. Представители итальянского гуманизма утверждали, что цель человеческой жизни – достижение счастья. Они решительно выступали против аскетизма, считая необходимым установление гармонии между душой и телом, наслаждение жизнью во всех ее проявлениях. Идеал человека гуманисты видели в гармонично развитой личности, в противовес религиозному аскетизму. Истинное благородство человека идеологи Возрождения находили не в происхождении, а в личных заслугах и образованности. Высокое достоинство человека они усматривали в способности к бесконечному совершенствованию.

Следует отметить, что мировоззрение гуманистов было сложным и противоречивым. Отвергая католическую идеологию, гуманисты не порывали с католической религией, а нередко находились на службе у пап и других церковных иерархов.

Весьма значительным были демократические традиции в гуманизме, нашедшие яркое отражение в произведениях Т. Кампанеллы, Т. Мора и других. Они выдвигали идеи утопического коммунизма.

Гуманизм имел большое прогрессивное значение в историческом развитии европейских стран. Он явился тем фактором, который способствовал созданию в эту эпоху больших культурных ценностей.
^ 2. Развитие научного естествознания и техники

Развитие научного естествознания и техники является одной из важнейших особенностей эпохи Возрождения. Это было обусловлено потребностями зарождающегося капиталистического производства. Поиск новых морских путей, необходимых для развития торговли, привели к великим географическим открытиям, доказали шарообразность Земли и дали мощный толчок всему развитию естествознания.

Крупнейшим открытием эпохи Возрождения было создание польским ученым Н. Коперником гелиоцентрической системы мира, что нанесло удар по религиозному мировоззрению.

В математике были введены мнимые величины, усовершенствованы символические обозначения в алгебре, развивались геометрия и тригонометрия. Широкое развитие получила механика.

Благодаря развитию механики и геометрии имелись успехи строительного дела и архитектуры. Расширились технические знания.

С конца XIV вв. Европе было начато производство пороха и огнестрельного оружия. Появились самопрялка, мельницы для изготовления бумаги из тряпья, были усовершенствованы ткацкий станок, техника горного дела, кораблестроения, изготовления железа (переход к доменному производству). Развилось производство очков, что привело к разработке теоретических основ оптики созданию новых инструментов, средств экспериментирования. На рубеже XVI–XVII вв. были сконструированы микроскоп и «зрительная труба» – телескоп, которые значительно расширили область научного исследования. Были усовершенствованы часы и компас, а также изготовлены ртутный барометр и термометр.

Для медицины плодотворными оказались поиски химических средств лечения болезней (Парацельс). Обширный свод знаний по анатомии создал А. Везалий, М. Сервет открыл малый круг кровообращения.

Важную роль в распространении научных знаний сыграло развитие книгопечатания. В середине XV века Гутенберг изобрел способ книгопечатания с помощью подвижных литер.

Существенные изменения произошли в области образования. Расширился круг учебных предметов, содержание образования. Были высказаны идеи о праве женщин на образование и о необходимости обучения на родном языке.

Таким образом, в это время происходит становление науки о природе и развитие техники.

^ 3. Литература и искусство

Литература и искусство Возрождения возникли в Италии.

Глашатаем национального единства и защитником народного итальянского языка выступил автор «Божественной комедии» Данте, великий поэт. В его творчестве были выражены уже новые идеи высокой оценки человеческой личности. Лирические «Сонеты» Петрарки открыли внутренний мир человека, благородство и правду интимных чувств, обращенных к земной жизни. Основоположником новеллы выступил Дж. Боккаччо, автор «Декамерона». Во Франции литература Возрождения остроумно высмеивала аскетизм в романе «Гаргантюа и Пагтагрюэль», написанный в середине 16 века Ф. Рабле. В Испании идеи Возрождения ярко выражены в творчестве М. Сервантеса, создавшего роман «Дон Кихот». В Англии своей вершины идеи Возрождения достигли в трагедиях и комедиях Шекспира.

В центре нового искусства стоял реальный мир, яркий образ человека, деятеля, героя. Искусство основывалось на научных законах анатомии, перспективы, оптики и т.д. Важную роль сыграло изучение античного наследия.

Характерной чертой архитектуры является создание не только церковных, но и светских зданий. Сооружаются общественные здания, создается новый тип светского здания – палаццо – городской дворец-особняк.

В изобразительном искусстве постепенно торжествует свободная передача красоты и силы человека. В живописи происходит поворот к картине. Возникают новые жанры: портрет, пейзаж, натюрморт, историческая и бытовая живопись. Особо следует сказать об искусстве Леонарда да Винчи, поисках светлой гармонии в творчестве Рафаэля. Необычно по своему драматизму, полное веры в силы человека искусство Микеланджело.

Высокий подъем переживает в эпоху Возрождения искусство фресковой живописи, а также скульптуры, в которой уделяется внимание пластике человеческого тела, обнаженной натуре.

Музыкальное Возрождение представляло собой полифонию. Получили развитие различные жанры светского музыкального искусства. Это были мадригал и многоголосая песня. Был дан мощный толчок развитию инструментальной музыки (вариации, фантазии и др. для лютни, виолы, скрипки, клавесина, органа и т.д.). В это время возникают новые музыкальные жанры: опера, кантата, оратория и сольная песня.

Большое значение имела эпоха Возрождения и для театрального искусства. В этот период происходит профессионализация театра, зарождаются теория драмы и актерского искусства, строятся первые театральные здания.

Таким образом, культура Возрождения отличается чрезвычайным богатством и многообразием содержания. Одним из важных факторов, способствующих созданию в эту эпоху больших культурных ценностей, явилось гуманистическое мировоззрение.

^ 4. Реформация и ее влияние на развитие культуры

Движение Реформации началось в Германии в XVI веке, затем оно распространилось на большинство европейских стран. Первым идеологом Реформации был Мартин Лютер, основоположник не только немецкого, но и мирового протестантского движения.

Реформация стала первым решительным выступлением зарождающейся буржуазии против средневековых феодальных порядков. Порожденные Реформацией ценностные установки и принципы мироустройства и организации жизни оказались созвучны «духу капитализма» и явились важнейшим фактором становления современной западной цивилизации.

Новое понимание религии как непосредственной связи человека с Богом, сильнейший удар по католической церкви, ограничение церковного авторитета в вопросах веры и нравственности, утверждение свободы совести как неотчуждаемого достояния личности, защита нравственной ценности труда и освящение деловой предприимчивости, выработка особой мотивации трудовой деятельности, – все это составляет важнейший вклад Реформации в становление буржуазной культуры. Реформация изменила сознание человека, открыла ему новые духовные горизонты.

Реформация способствовала процессу появления человека буржуазного общества – автономного индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и поступках.

Похожие:

Лекция: гуманизм культуры эпохи возрождения iconПредлагаемая читателю книга "Литература эпохи Возрождения. Идея универсального...
Средних веков и эпохи Возрождения, а также зарубежной литературы XVII и XVIII вв
Лекция: гуманизм культуры эпохи возрождения iconЛитература Истинным родоначальником эпохи Возрождения в литературе...
Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть...
Лекция: гуманизм культуры эпохи возрождения iconI древнегреческая культура II древнеримская культура
Термин «античный» происходит от латинского «antiquus» – «древний». Он был введен деятелями эпохи Возрождения для обозначения греко-римской...
Лекция: гуманизм культуры эпохи возрождения iconЛекция: литература и театр
История литературы (античная литература, литература средних веков и эпохи Возрождения, литература Нового времени, литература ХХ –...
Лекция: гуманизм культуры эпохи возрождения iconЛекция 14. Искусство Германии эпохи Возрождения
Кружки были ориентированы на чтение Священного Писания и его толкование. Становление нового искусства происходит позже, чем в Н....
Лекция: гуманизм культуры эпохи возрождения iconЛитература по истории культуры Средних веков и Возрождения
Аверинцев С. С. Судьбы европейской культурной  традиции в эпоху перехода от античности к средневековью //Из истории культуры средних...
Лекция: гуманизм культуры эпохи возрождения iconПетраркой оказал огромное влияние на развитие всей европейской культуры
Джованни Боккаччо (1313—1375) — итальянский писатель, гуманист эпохи Раннего Возрождения, который наряду со своими кумирами — великим...
Лекция: гуманизм культуры эпохи возрождения iconБилет №4 Конструктивные построения эпохи Возрождения. Конструктивные...
Нам почти неизвестны имена создателей великих соборов Средневековья. В эпоху Ренессанса архитекторы, писатели и художники рассчитывали...
Лекция: гуманизм культуры эпохи возрождения icon1. Философия и мировоззрение. Структура мировоззрения и его исторические типы
Исторические типы философских мировозр соответств историч эпохам: Ф. античности 5-6 в д н э. Ф средних веков 5 -15 нашей эры ф эпохи...
Лекция: гуманизм культуры эпохи возрождения iconЭкзаменационные вопросы История античной литературы, литература Средневековья,...
История античной литературы, литература Средневековья, литература эпохи Возрождения, литература xvii–xviii веков
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница