Одним из важнейших очагов средневековой художественной культуры Европы и Ближнего Востока было византийское искусство, то есть искусство народов, объединенных в


Скачать 387.65 Kb.
НазваниеОдним из важнейших очагов средневековой художественной культуры Европы и Ближнего Востока было византийское искусство, то есть искусство народов, объединенных в
страница1/3
Дата публикации28.05.2013
Размер387.65 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Культура > Документы
  1   2   3
ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ

Одним из важнейших очагов средневековой художественной культуры Европы и Ближнего Востока было византийское искусство, то есть искусство народов, объединенных в период с конца 4 до середины 15 в. Византийским государством, которое образовалось на основе Восточной Римской империи. Кризисное состояние и упадок римского общества одновременно стали началом процесса формирования новой культуры. Отправной точкой стал перенос в 330 г. столицы Римской империи в древнегреческое поселение Византий, которое впоследствии было переименовано в Константинополь.

         В 311 г., после смерти цезаря Галерия, в Риме началась борьба за власть. Константин, император Галлии и Британии, в битве у Мульвийского моста разбил войско Максенция. В ночь перед сражением Константин задремал и во сне ему явился Христос. Он указал Константину на огромный крест, висевший в небе, и изрек: «Сим победиши» (Этим победишь). Приглашенные к императору христианские священники истолковали это знамение как предсказание победы. Действительно, в скором времени Максенций погиб, а Константин с триумфом вступил в Рим. В благодарность христианскому Богу Константин объявил христианство официальной религией Римской империи. Вероятно, честолюбивый правитель увидел в новой религии не только орудие политической борьбы, но и возможность укрепить императорскую власть. И тогда он перенес столицу с берегов Тибра на побережье Мраморного моря, что могло означать отречение от языческого наследия и начало новой жизни в лоне христианства. Император Константин велел выстроить множество домов для желающих переселиться в новую столицу. Появились также общественные здания, храмы, театры, пекарни (хлеб в городе был бесплатным), бани, водопроводы, фонтаны и подземные цистерны для хранения воды. Любой константинопольский ребенок мог ходить в школу, а в 425 г. в городе основали университет.
         Константин не стал провозглашать христианство единственной государственной религией, однако отдавал ему предпочтение перед другими вероучениями и даже принял крещение на смертном одре. Теперь христиане могли иметь свои храмы и открыто проводить богослужения.

В 395 г. Римская империя разделилась на две части — Западную и Восточную. Первая из них пала под нашествием германских племен, вторая, получившая название «Византийской империи», просуществовала целое тысячелетие — до захвата Константинополя турками в 1453 г. Такое название ей дали европейские мыслители Нового времени с целью отделить Византию от греко-римской культуры и приписать ее к восточному типу культур. Однако сами византийцы не согласились бы с такой оценкой. Ведь они называли свою империю Романией (Римской державой), себя они называли ромеями (римлянами), а свою столицу Константинополь - Новым или вторым Римом. Византийское искусство развивалось на протяжении тысячелетия и охватило огромную территорию, включавшую (полностью или частично) современные Италию, Грецию, Турцию, Египет, Сирию, Болгарию, Сербию, Македонию, Армению, Грузию и др. страны. После падения Византийской империи сформировавшиеся в нем направления и стили получили дальнейшее развитие в средневековой Греции.

Византия стала достойной наследницей античной культуры. Новая столица империи Константинополь успешно соперничала с Римом, довольно быстро став красивейшим из городов своего времени. Однако византийская культура не стала простой копией римской культуры. Географическое положение Византии, раскинувшей свои владения на двух континентах, делало эту империю своего рода свя­зующим звеном между Востоком и Западом. Постоянное раздвоение между восточным и западным миром, скрещение азиатских и евро­пейских влияний стало исто­рическим уделом Византии. Византия пошла своим историческим путем, во многом отличным от судеб стран как Востока, так и Запада.

В истории как европейской, так и всей мировой культуры визан­тийской цивилизации принадлежит особое место. Она стала первой в полном смысле христианской культурой. Именно в Византии завер­шилось становление христианства. Именно христианство оказалось тем решающим фактором, кото­рый определил все характерные черты и особенности византийской культуры. Ви­зантийская империя существовала в течение 11 веков, и вплоть до 13 в. по уровню образованности, по напряженности духовной жизни и художественному разнообразию форм искусства, несомнен­но, находилась впереди всех стран средневековой Европы.

 Основание нового Рима ознаменовало новый этап в истории человечества. Угасал старый, языческий Рим, где наблюдался упадок экономики и политической жизни. Жестокий кризис не мог не поколебать традиционную систему взглядов и представлений, которых придерживались люди уходящей эпохи. Они все еще продолжали поклоняться языческим богам, были приверженцами безупречной логики классической философии, считали человеческое тело самым совершенным творением природы. Но таяли надежды на реальную помощь богов, жизнь становилась все менее логичной и предсказуемой, все явственнее обнаруживалась хрупкость человеческого существования. Земной мир уже не мог предложить надежной опоры. Вполне естественно было искать ее в другом месте — например, на небесах. Наиболее остро общее неблагополучие ощущали самые бедные и бесправные слои населения. Именно они стали первыми сторонниками новой религии — христианства.

         Важнейшим принципом нового учения было равенство всех перед богом. Согласно новой религии, богач и нищий, знатный человек и раб были «братьями во Христе», что противоречило основным устоям римского общества. Отречение от языческих богов во имя Христа ставило христиан вне закона, их подвергали преследованиям, пыткам и казням. Вынужденные таиться, первые христиане собирались в укромных местах. Для молитвенных собраний идеально подходили катакомбы — лабиринты пещер, предназначенных для погребения усопших. В Риме, Неаполе, Керчи, Сиракузах, Александрии и др. городах были выстроены целые подземные города. Мертвых замуровывали в нишах по сторонам коридоров или клали в саркофаги в небольших комнатах. Там же устраивались богослужения. Таким образом, катакомбы были для первых христиан и церковью, и мартирием (постройка над могилой мученика), и кладбищем. Стены катакомб белили и украшали живописью. В катакомбной живописи использовался художественный язык и сюжеты античности (христиане обращались к античным сюжетам в том числе и потому, что хотели скрыть от посторонних глаз свою новую веру).

^ Основные особенности визан­тийской культуры:

  • Она представляет собой синтез западных и восточных типов художественного видения мира при особом положении греко­-римских художественных традиций.

  • В значительной степени византийская культура сохранила и развила художественные традиции античной цивилизации, что дало толчок гуманистическим идеям и художественным образам эпохи Ренессанса.

  • Внутри византийской культуры, несмотря на господствующее положение христианства, никогда не затухало светское худо­жественное творчество.

  • Своеобразие этических и эстетических ценностей и обрядов, канонов и философско-богословских воззрений византийской культуры было обусловлено различиями православия и католицизма.


Эволюция византийской культуры представляла собой довольно сложный процесс, в котором этапы взлетов чередовались с периодами падений. Выделяют 4 периода в развитии византийской культуры.

^ Первый - 5-7 века, когда в Византии завершился переход от рабовладения к феодальному строю (1). Своего наивысшего расцвета в этот период культура достигла при правлении императора Юстиниана.

Второй – 8-9 века. В этот период возникло движение иконоборчества, направленное против культа икон, объявленных пережитком идолопоклонства.

^ Третий – 10-12 века - временя очередного подъема и расцвета культуры. На этом этапе происходит обобщение и классификация всех достижений византийской культу­ры, наступает торжество спиритуалистических принципов: общест­венная мысль, литература, искусство отрываются от реальной дейст­вительности и замыкаются в кругу высших абстрактных ценностей. Тогда же окончательно складываются основные принципы визан­тийской эстетики. В художественном творчестве начинают преобла­дать традиционализм, каноничность; искусство теперь не противоре­чит догматам официальной религии, а активно служит им (2).

^ Четвёртый – 13-15 века - эпоха правления императоров династии Палеологов - новь стала временем тяжелых испытаний и последнего расцвета культуры. Тогда после ряда войн была восстановлена и укреплена империя (3).
Раннехристианский период (5-7 века)

Этот период длился 2 столетия. Именно в это время возникает ^ ИСКУССТВО КНИГИ - так называе­мого пергаментного кодекса, состоявшего из сшитых между собой отдельных тетрадей и заменившего неудобный для чтения и хранения папирусный свиток.

^ Согласно преданию царь Египта Птолемей был обеспокоен увеличением числа рукописей в библиотеке Пергамского царства, грозившей затмить славу Александрийской, поэтому он за­претил поставлять в Пергам папирус. Тогда Пергамская библиотека стала пополняться за счет произведений, написанных на пергаменте, представлявшем собой обработанную особым образом кожу телят или ягнят. Пергамент прекрасно впитывал краску, что позволяло красочно оформлять текст. Поскольку для пергамента художники использовали чаще всего красную краску - миниум, то книжные иллюстрации стали называться миниатюрой.
Другой областью художественной культуры, где происходили большие изменения, стала ^ КУЛЬТОВАЯ АРХИТЕКТУРА. Прежде вceгo следует отметить, что архитектурные формы христианских церквей сильно изменились по сравнению с античными храмами. В античных храмах классического типа решающая роль принадлежала наружному пластическому решению и второстепенная - внутреннему простран­ству, в котором находилась только статуя божества, а все обряды и празднества происходили снаружи, на площади перед храмом. Куль­товое назначение христианской церкви было совсем иным: она мыс­лилась не как обиталище бога, а как место, где собиралась община верующих. Это требовало принципиально иной организации внут­реннего пространства, поэтому решение этой проблемы стало основ­ной задачей зодчих, в то время как внешнему виду церквей не прида­валось существенного значения. Поэтому прототипом христианских культовых сооружений стали не языческие храмы, а залы, предназначенные для многолюдных собраний и получившие во времена античности название «базилики», что означает «царский дом». Такие помещения использовались для торговли и открытого судопроизводства. Мать императора Константина впервые возвела базилику для богослужения, и впоследст­вии этим термином стали обозначать церковные здания данного типа.

В ранней византийской архитектуре начали получать распространение центрические постройки, важную роль в создании которых сыграли сирийская строительная школа и уже сложившийся ритуал христианского богослужения. Культовое богослужение разворачивалось вокруг возвышения, отмечавшего центр храма. Поэтому все богослужение происходило в центре храма, в подкупольном пространстве, поскольку купол также подчеркивал значение центра и определенным образом символизировал небесный свод. Примыкающие к куполу полуцентрические своды, пересекаясь, образовывали равноконечный крест (4). Таким образом, раннехристианские храмы уже можно считать первыми образцами крестово-купольной ар­хитектуры. Этот тип храмов получил распространение в Константинополе и в восточных районах империи, в то время как в западных ее районах строились в основном базиликальные храмы (5-7).

^ БАЗИЛИКА (от гр. basilike — царский дом) — тип здания, прямоугольный в плане, состоящий из нечетного количества (3 или 5) разных по высоте нефов (лат. navis — корабль), разделенных продольными рядами колонн или столбов, имеющих самостоятельные покрытия. Более широкий и высокий центральный неф освещается окнами второго яруса и завершается апсидой (лат. absida, гр. hapsidos — свод, арка), покрытой полукуполом (8,9,10). Первые христианские храмы воспользовались базиликальной планировкой, а также термином "базилика". В первых церквях в центре апсиды, завершающей неф, располагался алтарь — стол, где совершали богослужения, украшенный скульптурой, золотом, драгоценностями. Алтарная часть здания получила название хора. Алтарем также называлась вся восточная часть храма, отделенная алтарной преградой, а в православном — иконостасом. Средний неф предназначался для ритуальных процессий, левый боковой первоначально отводился для женщин, правый — для мужчин. Христианские базилики часто строились с одним или двумя поперечными нефами- трансептами (лат. transeptum от лат. trans — за, septum — букв., ограда), пересекающими под прямым углом основные (продольные) нефы. Трансепт появился при необходимости увеличить пространство перед алтарем и апсидой, и его расположение преобразовало план храма в латинский крест (в православных храмах — в православный крест).

Есте­ственно, что в процессе своего взаимодействия эти две архитектурные формы послужили основой для возникновения нового типа храма ­- купольной базилики, гармонично объединившей крестово-купольный и базиликальный типы построек при преобладающем значении купола (11-14а,б). Впоследствии эти постройки стали широко распространенными. Церковь св. Сергия и Вакха (15), несколько напоминая в плане церковь св. Ирины в Константинополе (15а), занимает промежуточное положение между строго центрическим типом церковного здания и купольной базиликой.

Наиболее ярким примером купольной базилики в византийской архитектуре является её самый выдающийся памятник - ^ Собор святой Софии (символ божест­венной премудрости). Его авторами являются зод­чие Анфилий и Исидор. Этот храм снаружи не выглядит очень большим (16). Однако внутри он поражает своими размерами и кажется поистине не­объятным (17-19). Эффект без­граничного пространства создают находящийся на высоте 55 м огромный купол диаметром 31 м, а также прилегающие к нему под­купола, расширяющие и без того огромное пространство. Секрет этого эффекта состоит еще и в том, что четыре мощных столба, несущие купол, остаются почти незаметными зрителю, так как искусно за­маскированы легкими перегородками и воспринимаются как простен­ки. Купол храма имеет 40 продольных окон, и когда солнечный свет заливает подкупольное пространство, возникает ощущение его паре­ния в воздухе. Все это делает конструкцию удивительно легкой, изящной и свободной. Над постройкой этой церкви в течение 5 лет трудилось 10 тысяч рабочих.

Строгий снаружи собор потрясал современников богатым внутренним убранством. Со двора прихожане вступали в преддве­рие храма с мраморной облицовкой стен и золотой мозаикой сво­дов. Отсюда внутрь храма вели девять дверей. Средняя из них но­сила название «царские врата» и предназначалась для августейших особ. Над вратами находилось мозаичное изображение восседаю­щего Спасителя с поднятой благословляющей рукой; по обе сто­роны от него в медальонах - Дева Мария и архангел Михаил, а у ног - коленопреклоненный византийский император, предполо­жительно Юстиниан.

Согласно Апостольским Постановлениям, храм должен был быть продолговатым, как корабль, обращенным на восток (в сторону Иерусалима, где ожидалось Второе пришествие Христа) и иметь в восточной части помещение для алтаря. В алтаре размещался престол — возвышение, на котором происходило пресуществление Святых Даров (превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы). Считалось, что храмы лучше всего ставить на открытых и высоких местах: слово «алтарь» происходит от латинского сочетания «alta ara» — «высокий жертвенник». Очевидно, с IV в. восточную часть храма стали отделять невысокой стенкой или колоннадой; пространство между колоннами занавешивали кусками ткани. Некоторые источники устройство первой алтарной преграды приписывают Василию Великому. Преграда возникла, чтобы отделять священнослужителей, когда они окончательно выделились в особую социальную группу, от мирян. Кроме того, алтарная преграда придавала евхаристическому действу особую торжественность, окутывая происходящее покровом тайны. Отделенная алтарная часть оказалась противопоставленной остальному пространству церкви и приобрела символическое значение рая.

Почти все ранние христиане сходились в одном пункте: в доме Господа нет места статуям. Статуи слишком напоминали языческих истуканов, осуждавшихся Библией. Римляне создавали статуи своих богов, чтобы поклоняться им. Они считали, что бог может вселиться в собственное изваяние. Христиане же считали, что бога нельзя представлять в виде человека, и уничтожали статуи богов, называя их идолами. Изображение бога должно было лишь напоминать об оригинале, но ни в коем случае не замещать его. Таким напоминанием могли быть изображения Богоматери с Младенцем на руках или сцены евангельских чудес.

  В храмовой архитектуре каждый элемент здания имел сакральное символическое значение, а фрески и иконы размеща­лись согласно требованиям канона в соответствии с иерархическим строением мироздания: в верхнем регистре храмого интерьера ­силы, несущие божественный свет (Христос, пророки, евангелисты, апостолы), в верхней части апсиды - Богоматерь (символ предстояния земной церкви); в среднем регистре на стенах храма - сцены, поясняющие догматы веры (праздники: Бла­говещение, Рождество, Воскресение и др.), а также сцены из зем­ной жизни Христа; в нижнем регистре - люди, постигшие Божью «благодать» (канонизированные святые). В соответствии с этой ие­рархией из-под купола храма Святой Софии на молящихся взирал Христос, восседающий на радуге.
Раннехристианская художественная культура Византии славилась не только шедеврами архитектуры. Значительное развитие получили в ней разные виды и жанры изобразительного искусства - мозаика, фреска, иконопись.

Наиболее замечательным жанром была МОЗАИКА, в искусстве которой византийские мастера не имели себе равных. Благодаря своему мастерству византийские художники смогли сотворить непревзойденные шедевры мозаики - в храме Святой Софии (20-25), в церкви Успения в Никее (26,27), в церкви Димитрия в Фессалониках (28,29), в церкви Сан Виталле в Равенне (30-35), в церкви Сан Аполлинаре Нуаво (36-39а).
В этот период византийской культуры широкое распространение в качестве декоративного украшения храмов получили ИКОНЫ (от греч. эйкон - образ). Первые христиане так называли всякое изобра­жение святого, противопоставляя его идолу - языческому изображе­нию. С 6 в. так стали называть только портреты святых, выполнен­ные на досках, что отличало их от мозаик и фресок.

Вполне понятно, что у верующих была потребность в изображениях тех, кому они поклонялись. Однако прижизненных портретов Христа, Богоматери и апостолов, скорее всего, не существовало. Поэтому их стали изображать отвлеченно, символически — чтобы вообще не возникало вопросов о портретном сходстве. Так возникло символическое изображение Христа в виде юноши-пастуха (так называемый «Христос Добрый пастырь» (39б)). Постепенно формировалась и сугубо христианская символика. Например, пальмовая ветвь — атрибут императорских триумфов — означала райское блаженство, голубка с оливковой веткой стала символом души, а якорь — олицетворением надежды на спасение и вечную жизнь.
  1   2   3

Похожие:

Одним из важнейших очагов средневековой художественной культуры Европы и Ближнего Востока было византийское искусство, то есть искусство народов, объединенных в iconС вашей точки зрения, педагогика это наука и/или искусство ?
Во многих его работах употребляются выражения «искусство педагогики», «законы педагогического искусства», «искусство воспитания»,...
Одним из важнейших очагов средневековой художественной культуры Европы и Ближнего Востока было византийское искусство, то есть искусство народов, объединенных в iconПлан лекций по истории искусство Востока Искусство Храппы и Млхенджо Даро
Жанры и школы китайской живописи. Эпохи Тан и Сун – периодрасцвета китайского искусства
Одним из важнейших очагов средневековой художественной культуры Европы и Ближнего Востока было византийское искусство, то есть искусство народов, объединенных в iconРектор
Искусство первобытного общества. Синкретизм художественной культуры. Основные этапы развития. Главные памятники
Одним из важнейших очагов средневековой художественной культуры Европы и Ближнего Востока было византийское искусство, то есть искусство народов, объединенных в iconКнига сохранена в ms word с сайта bukharapiter ru
Охватывает все и вся. То есть все то, что наследует культуры Египта, Греции, Рима, Ближнего Востока, Китая
Одним из важнейших очагов средневековой художественной культуры Европы и Ближнего Востока было византийское искусство, то есть искусство народов, объединенных в iconКонспективное изложение курса по истории искусства востока (Индия,...
Гуптов). Искусство Китая в древний период ( династии Шан-Инь. Чжоу. Цинь и Хань). классический период ( Тан и Сун). зрелое и позднее...
Одним из важнейших очагов средневековой художественной культуры Европы и Ближнего Востока было византийское искусство, то есть искусство народов, объединенных в iconБолезнь, недуг и страдание это одно, а смерть абсолютно другое. В...
Это предельный оргазм. В смерти нет ничего плохого, она прекрасна но надо знать, как жить и как умирать. Есть искусство жить, и есть...
Одним из важнейших очагов средневековой художественной культуры Европы и Ближнего Востока было византийское искусство, то есть искусство народов, объединенных в iconБолезнь, недуг и страдание это одно, а смерть абсолютно другое. В...
Это предельный оргазм. В смерти нет ничего плохого, она прекрасна но надо знать как жить и как умирать. Есть искусство жить и есть...
Одним из важнейших очагов средневековой художественной культуры Европы и Ближнего Востока было византийское искусство, то есть искусство народов, объединенных в iconСвободное искусство свободный человек!
В современном мире искусство, как и все остальные отрасли производства, поставлено на поток. Индустриальное, конвейерное изготовление...
Одним из важнейших очагов средневековой художественной культуры Европы и Ближнего Востока было византийское искусство, то есть искусство народов, объединенных в iconДмитрий Врубель: "Современное искусство то, что не похоже на искусство"...
Берлинского отделения Пиратской партии Германии, Пиратская партия стала творческой лабораторией художника, не поговорить о границах...
Одним из важнейших очагов средневековой художественной культуры Европы и Ближнего Востока было византийское искусство, то есть искусство народов, объединенных в iconФилософия средних веков
Средние века – период исторического развития западной Европы и ближнего Востока. (с 5 по 14 век н э.) Своим рождением эта философия...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница