Методические указания по выполнению срс (контрольной работы) по дисциплине «культурология»


НазваниеМетодические указания по выполнению срс (контрольной работы) по дисциплине «культурология»
страница1/16
Дата публикации27.03.2013
Размер1.66 Mb.
ТипМетодические указания
userdocs.ru > Культура > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ФИЛИАЛ



Кафедра Социально-гуманитарных и естественно-научных дисциплин НВФ ОмГТУ

Методические указания по выполнению СРС (контрольной работы)

по дисциплине «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

Специальность 080801.65 «Прикладная информатика в области электрооборудования и электрохозяйства предприятий, организаций и учреждений»
Методические указания составил: доцент кафедры «СГиЕНд»

_______________Русанова Л.А.

Нижневартовск
ПРЕДИСЛОВИЕ

В современном процессе обучения часто приходится встречаться с пассивностью студенческой аудитории. Преодолению этого положения могут способствовать активные формы обучения. При их творческом применении студент из пассивного потребителя информации становится активным соучастником образовательного процесса. Опыт показал, что при изучении разделов, посвященным теории культуры и этапам развития мировой и отечественной культуры можно применять задания и тесты различной степени сложности (в зависимости от подготовленности аудитории). Данная методика может способствовать росту активности студентов в освоении культурологии, развитию творческого мышления, навыков общения с гуманитарными текстами, расширению культурного кругозора. Основная задача высшего образования – формирование личности студента с инновационной направленностью, с психологической установкой на саморазвитие и самоусовершенствование. Для реализации данной задачи вузам необходимо создать такие инновационные технологии подготовки студентов, которые, с одной стороны, соответствовали бы мировым образовательным стандартам, а с другой - опирались бы на традиционные, устойчивые национальные ценности образования. При этом перспективным направлением совершенствования высшего образования является реализация гуманистической личностно-развивающей парадигмы в образовании, переход от парадигмы преподавания (передачи информации) к парадигме научения (передача компетенций потенциала к действиям).

Данное пособие представляет собой сборник заданий по основным разделам учебного курса «Культурология». Пособие является частью комплекта учебно-методических материалов, позволяющих студентам более эффективно и глубоко освоить базовый курс «Культурология». Тематический спектр данного пособия отнюдь не охватывает полностью всю проблематику современной культурологии, сюда включены лишь наиболее важные темы из теории и истории культуры.

Пособие призвано помочь студенту получить комплексное и системное представление об основных закономерностях развития культуры, изучить особенности отдельных типов культуры в различных аспектах, познакомиться с различными теориями и гипотезами, существующими в современной культурологии, теории и истории культуры. Пособие направлено на то, чтобы активизировать знания, полученные на лекциях и в ходе самостоятельной работы с источниками и литературой, а также стимулировать интерес к собственным исследованиям.

Задания могут быть использованы преподавателями культурологии на семинарских занятиях по этому курсу, а также в качестве контрольных упражнений.
СОДЕРЖАНИЕ
Семинар №1

Тема: Культура и культурология
Семинар № 2

Тема: Культурологические концепции ХIХ-ХХ века
Семинар № 3,4

Тема: Типология культуры
Семинар №5

Тема: Природа и культура, их взаимодействие в условиях экологического кризиса. Социокультурные факторы и механизмы предотвращения экологической катастрофы
Семинар №5

Тема: Культура и общество
Семинар №6

Тема: Культура и личность
Семинар №7

Тема: Культура, субкультура, контркультура. Понятие массовой и элитарной культуры
Семинар №8

Тема: Диалог культур в современном мире. Место и роль России в этом диалоге
Семинар №9

Тема: Язык и символы культуры
Семинар №10

Тема: Генезис культуры и культура древнейших цивилизаций

Семинар №11

Тема: Античность как тип культуры
Семинар №12

Тема: Культура Средневековья и Ренессанса

Семинар №13

Тема: Культура эпохи Нового времени и Просвещения
Семинар №14

Тема: Современная западная культура
Семинар №15

Тема: Основные черты русской культуры, её генезис и периодизация
Библиографический список
Ключ к выполнению тестовых заданий
Тема 1. Культура и культурология

1.1. Понятие и многообразие подходов к определению понятия «культура».
1.2. Структура культуры. Нормы и ценности культуры.
1.3. Место культурологии в системе социально-гуманитарного знания. Методы культурологии.
1.4. Культура и цивилизация, их соотношение.
1.5. Основные функции культуры.
О бесспорном и спорном.
Мир культуры – это мир человека.
В.М. Межуев.
Ценность культуры определяется её влиянием на характер человека: что толку от культуры, если она не облагораживает и не укрепляет его? Культура должна служить жизни.
С. Моэм.
Цивилизация в подлинном смысле этого слова состоит не в умножении потребностей, а в свободном и хорошо продуманном ограничении своих желаний.
М. Ганди.
Цивилизация страны измеряется тем, что думают и знают её женщины, передающие новому поколению свои мысли и предрассудки.
Л. Лабуле.
Самые цивилизованные нации также близки к варварству, как отполированное железо - к ржавчине. Народы смахивают на металлы: ведь блеск их снаружи.
А. Ривароль.

Дайте определения понятиям:

Культурология –
Культура –
Цивилизация –
Гуманизм –
Нормы –
Ценности –
Традиции -
Материальная культура –
Духовная культура –
Морфология культуры –

Вопросы и задания к практическому занятию

1. Выскажите своё отношение к следующим определениям культуры. Выберите из предложенной подборки то, которое наиболее созвучно вашим убеждениям и объясните ваш выбор. Попытайтесь дать собственное определение, аргументируйте вашу точку зрения.
«Культура – деятельность людей по воспроизведению и обновлению социального бытия, а также включаемые в эту деятельность ее продукты и результаты. Социальное бытие не существует само по себе, безотносительно к его воспроизводству людьми; в этом, собственно, и состоит его отличие от природы». (Современный философский словарь. М., Бишкек; Екатеринбург. 1996. С.255)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________«Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества». (Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. С.18)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Истинная суть и смысл культуры – в органическом отвращении ко всему, что грязно, подло, лживо, грубо, что унижает человека и заставляет его страдать» (М. Горький).
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ «Есть в мире движущаяся параллельно силе смерти и принуждения ещё одна огромная сила, несущая в себе уверенность, и имя ей – культура.» (А.Камю).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Культура – это тоненькая яблочная кожура над раскалённым хаосом» (Ф. Ницше).
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Перечислите основные подходы к определению понятия «культуры».
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Раскройте сущность одной из версий происхождения культуры: орудийно-трудовой, психоаналитической, игровой, символической, сакральной. Какая из версий вам кажется наиболее убедительной?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. В чем сущность деятельностной концепции культуры?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Кто из знаменитых людей сказал, что культура - это возделывание, воспитание души?
_____________________________________________________
6. Прокомментируйте тезис о том, что человек выступает одновременно как творец культуры и ее продукт.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Что значит быть культурным человеком?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Может ли человек жить вне культуры, быть "диким"? (Ожидается содержательно-обоснованный ответ)

10. Проведите различие между определениями цивилизации:
а. Цивилизация – это синоним культуры;
б. Цивилизация – это ступень, следующая за варварством;
в. Цивилизация – это последняя стадия развития культуры.
11. Заполните таблицу:

Название
понятия

Определение
понятия

Сходство

Различие
Культура

Цивилизация

12. Каково соотношение между национальным и общечеловеческим в культуре?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Что изучает антропология?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Раскройте структуру культуры.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15.Заполните таблицу «Место культурологии в системе социально-гуманитарного знания».

Название науки

Характеристика связи с «Культурологией»
Философия


Социология


Психология


История


Социальная антропология
16. Заполните таблицу.

Название метода
культурологии

Характеристика метода
семиотический метод

психологический метод


биографический метод


метод моделирования


сравнительно-исторический метод


структурно-функциональный метод


диахронический метод


синхронический метод

17. Какова взаимосвязь норм и ценностей?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
18. Назовите и охарактеризуйте основные типы культурных ценностей.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
19. Заполните таблицу:

название функции

характеристика функции
функция производства новых норм, ценностей, значений и знаний и духовное творчество

функция накопления, хранения, передачи культуры и воспроизводства духовного процесса


функция целеполагания


коммуникативная и интегративная функции


социализирующая функция культуры


рекреативная или компенсаторная функция культуры;


игровая функция культуры как существенный и специфический вид культурной деятельности


адаптивная функция

Полученные по данной теме знания, проверьте и закрепите с помощью тестов:

1. Культура как таковая становиться предметом специального изучения.
а) в период античности
б) в эпоху средневековья
в) в эпоху Возрождения
г) в Новое время
2. Кто из мыслителей отождествлял понятия «цивилизация» и «культура»?

а) Н. Бердяев
б) Э. Тейлор
в) О. Шпенглер
г) все перечисленные
3. Из перечисленного ниже выберите то, что относится к цивили-
зации:
а) художественные произведения;
б) нравственные нормы;
в) небоскребы;
г) технологические линии;
д) философские трактаты;
е) машины
4. Какая наука изучает объективные закономерности мирового и национального культурного процесса, памятники материальной и духовной культуры, факторы и предпосылки, управляющие возникновением и развитием культурных потребностей людей, сравнительным анализом культур?
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Похожие:

Методические указания по выполнению срс (контрольной работы) по дисциплине «культурология» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине...
Выполнение контрольной работы – один из важнейших этапов применения теоретических знаний и осваивания практических приемов разработки...
Методические указания по выполнению срс (контрольной работы) по дисциплине «культурология» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для студентов...
Методические материалы по выполнению контрольной работы для студентов заочного отделения специальности «Менеджмент организации» по...
Методические указания по выполнению срс (контрольной работы) по дисциплине «культурология» iconМетодические указания по выполнению контрольных работ. Тематика контрольных...
Угату, предполагает выполнение студентами заочной формы обучения контрольной работы по предлагаемой тематике. Зачтенная контрольная...
Методические указания по выполнению срс (контрольной работы) по дисциплине «культурология» iconМетодические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «уголовный процесс»
Успешное выполнение контрольной работы демонстрирует уровень самостоятельной подготовки бакалавра по дисциплине уголовно-процессуальное...
Методические указания по выполнению срс (контрольной работы) по дисциплине «культурология» iconМетодические указания по выполнению Контрольной работы по дисциплине...
В контрольной работе студенту предлагается выполнить б заданий. Текст каждого задания приведен в п. Номер варианта задания выбирается...
Методические указания по выполнению срс (контрольной работы) по дисциплине «культурология» iconМетодические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Менеджмент»
К выполнению контрольной работы следует подходить творчески. Качество ее оценивается по тому, насколько правильно и самостоятельно...
Методические указания по выполнению срс (контрольной работы) по дисциплине «культурология» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Финансовое право»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания по выполнению срс (контрольной работы) по дисциплине «культурология» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для студентов...
Методические указания предназначены для студентов фармацевтических вузов заочной формы обучения
Методические указания по выполнению срс (контрольной работы) по дисциплине «культурология» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы 33 Общие указания 33
Производственные технологии : программа, методические указания и контрольные задания для студентов специальностей 1-25 01 07 – Экономика...
Методические указания по выполнению срс (контрольной работы) по дисциплине «культурология» iconМетодические рекомендации по выполнению контрольной работы
Успешное выполнение контрольной работы демонстрирует уровень самостоятельной подготовки бакалавра по дисциплине уголовно-процессуальное...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница