Федеральная целевая программа «государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 годы» Денисова Г. С., Радовель М. Р


НазваниеФедеральная целевая программа «государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 годы» Денисова Г. С., Радовель М. Р
страница1/37
Дата публикации05.03.2013
Размер4.56 Mb.
ТипПрограмма
userdocs.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

Kitaphane.info




ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА


«ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНТЕГРАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ НА 1997-2000 ГОДЫ»

Денисова Г.С., Радовель М.Р.

ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ

Учебное пособие для студентов университетов и педагогических вузов

Издательство ООО «ЦВВР»

Ростов-на-Дону

2000


УДК 316.273

ББК 60.54


Д 33
Печатается по решению Федеральной целевой программы «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997 – 2000 годы».


Авторы: Денисова Г.С., Радовель М.Р.

Рецензенты: заслуженный деятель науки России,

доктор философских наук, проф. Давидович В.Е.

доктор социологических наук, проф. Мостовая И.В.
Техгнический редактор: Дударенок С.И.

Д 33


ISBN 5-94153-010-2
Денисова Г.С., Радовель М.Р. Этносоциология: Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. вузов. – Ростов-н/Д: Изд-во ООО «ЦВВР», 2000. - 280 с.
Настоящее учебное пособие представляет собой курс лекций по основным проблемам этносоциологии на материалах исследований современных этносоциальных и этнополитических процессов на Северном Кавказе. Работы проводились под руководством авторов коллективом кафедры регионоведения и этносоциологии РГПУ (включая аспирантов, соискателей и студентов), на протяжении 1996-2000 г. при поддержке гранта Министерства образования РФ (№ 50 за 1997-2000), Программы Министерства образования РФ «Российские Университеты – Фундаментальные исследования» (Код проекта 10.01.90. 1997-2000) и гранта ФЦП «Интеграция» (№ С0070 за 2000 г.).

Пособие адресовано студентам и преподавателям, изучающим проблемы социологии, этнологии, политологии и регионоведения и кавказоведения.


© Центр «Интеграция», 2000-
© Денисова Г.С., 2000

Радовель М.Р., 2000
Предисловие.

Мы живем в очень непростое время, - Россия движется по пути перемен. В обществе меняется все: экономические основы его жизнедеятельности, формы политической организации, важнейшие духовные ценности, определяющие как повседневную жизнь людей, так и осознание ими смысла бытия. За последнее столетие наша страна переживает такое состояние второй раз. Опыт первого перелома – в октябре 1917 года – показал, что выход из этого состояния был долгим, мучительным и кровавым. Войны, голод, экономическая разруха, террор – перечень только самых тяжких испытаний, выпавших на долю народа. И тогда, и теперь одной из острых проблем, оказавших значительное влияние на характер социальных изменений в обществе, был национальный вопрос. Во время первого перелома он осознавался как неравенство народов, которое требовало своего преодоления. Стратегия разрешения этого вопроса потребовала разработки и проведения специальной национальной политики, направленной на выравнивание уровней социального, экономического, культурного и политического развития народов бывшей Российской империи.

За десятилетия советского периода истории России было действительно много сделано в этом направлении, но опыт второго перелома – 90-х годов – вскрыл все те же старые болезни. Мы вновь говорим о социально-экономическом и политическом неравенстве народов как о проблеме, требующей своего решения. Но в отличие от предшествующего периода сегодня не выработана еще концепция решения этого круга проблем, не определены приоритеты, а поэтому и отсутствует какая-либо целостная политическая программа. В настоящее время и политики и ученые говорят об отсутствии политической воли, необходимой для разработки и реализации такой программы, в чем, несомненно, состоит одна из существенных причин этнополитической нестабильности в ряде регионов России. Но есть и другой, не менее важный аспект данной проблемы – сегодня требуется концептуальное переосмысление сложившихся представлений о социальном развитии этноса и динамики межэтнических взаимодействий, которые и должны быть положены в основу разработки программы оптимизации управления межэтническими процессами в нашей стране.

Несомненно и другое: вне зависимости от разработки управленческих решений важнейшей причиной конфронтации больших масс населения по этническому принципу является слабая осведомленность в вопросах истории, культуры, характера взаимоотношений, свойственных соседним народам. Механизм этнической мобилизации выстраивается на обособлении «наших» от «не-наших», часто выражаясь в хорошо известной ироничной фразе: «Против кого мы дружим?» Особенно удобно «дружить» против тех, о ком мало знаешь, и кому в силу этого можно приписать любые негативные качества часто угорожающего характера.

В последнее десятилетие Северный Кавказ стал конфликтогенным регионом России, поэтому вполне оправдано введение курсов «этносоциологии», «этнополитологии», «регионоведения» в школах и вузах республик, краев и областей этого региона. Ученые, деятели культуры и образования хорошо понимают меру своей ответственности за пробелы воспитания населения в духе взаимного уважения и национальной терпимости, стремления к постижению истории, культуры и национальных особенностей народов, веками проживающих по-соседству в одном регионе.

Однако сегодняшние непростые процессы в регионе – военные события в Чечне, осетино-ингушский конфликт, политическая напряженность на почве межэтнических противоречий в Карачаево-Черкесии, назревающий конфликт на границах Ставрополья и Дагестана, нерешенность проблемы разделенных народов, активная этническая миграция, вызвавшая изменение этнической структуры населения региона в целом, – требуют знания не только особенностей культуры и истории народов региона. Нужно разобраться в более глубоких проблемах: В чем состоит специфика этнической организации людей? Существуют ли законы этнического развития? Насколько этнополитические процессы прогнозируемы? Эти и целый ряд других не менее сложных вопросов относятся к новой для нашей страны отрасли знания – этносоциологии.

В качестве учебной дисциплины она еще не завоевала своего бесспорного места в структуре учебных планов вузов. Однако преподаватели высших учебных заведений в курсах этнологии, истории и культуры народов Северного Кавказа, политологии и конфликтологии в той или иной форме обращаются к этносоциологической проблематике, поскольку ее анализ востребован сегодняшней социальной практикой.

Учебное пособие, которое предлагается вниманию читателя, не совсем обычно уже хотя бы потому, что авторами предпринята попытка рассмотреть общие вопросы теории на материалах региона. Адресованное студентам и преподавателям гуманитарных вузов Южного Федерального Округа, оно тем не менее представляет интерес для молодежи страны в целом. Ряд лекций пособия основывается на результатах экспедиционных работ, проведенных под руководством проф.Денисовой Г.С. при поддержке программ и грантов Министерства образования и ФЦП «Интеграция» за период 1997-2000 годы1. Авторы признательны соискателям и аспирантам Ростовского педагогического университета периода 1995-2000 гг. – Гук А.А., Кормильченко В.В., Переверзеву А.А., Санглибаеву А.А., Суюновой Ф.С., Уланову В.В., Шогенову Р.Х. - работавших над этими проектами, за возможность использования материалов их диссертационных исследований в данном учебном пособии. При этом хотелось бы подчеркнуть нашу признательность профессору, доктору философских наук В.А.Авксентьеву, за постоянную поддержку и конструктивное обсуждение данных идей в процессе их апробации на кафедре социальной философии и этнологии Ставропольского университета.

Искрюннюю благодарность мы выражаем также работникам управления различного уровня: зам.главы администрации Ногайского района Дагестана З.А.Коштаковой, министру по делам национальностей, печати и средств массовой информации КЧР (периода 1992-1999 гг.) Э.Х.Джигутанову, главе сельского муниципального образования Адыге-Хабльского района КЧР, М.И.Туркменову, зав.отделом национальностей и региональной политики при Совете безопасности Ставропольского края В.В.Шнюкову за организационную помощь в проведении исследованй и теплоту общения, в процессе которого формировались идеи этой книги.

Авторы надеются, что их попытка осмыслить сегодняшние процессы, протекающие в регионе, окажутся полезными как для преподавания регионоведческих дисциплин, так и для углубления научного дискурса по этим проблемам.


Р а з д е л 1

Методологические проблемы этнической социологии
Лекция 1

Этносоциология как научная дисциплина

§1. Этносоциология в структуре наук об этносе

Этническая социология – сравнительно молодая отрасль научного знания, формирование которой происходит на протяжении ХХ столетия. Как и всякая область научных исследований, этносоциология развивается, отвечая одновременно потребностям изменяющейся социальной практики и предметной дифференциации фундаментальной науки. Что это за потребности?

В уточняющем определении – «этническая социология» – достаточно точно указывается, с чем мы имеем дело – это часть фундаментальной науки социологии, которая по характеристике современных ученых и сама «неприлично молода»2. Как область позитивной науки, связанной с разработкой инструментария, экспериментальных исследований, системы верификации, практического использования полученных результатов, она ведет свое начало лишь с 30–х гг. XIX в. Это короткое время жизни науки было наполнено драматическими и кризисными событиям, сопряженными как с поиском адекватных методов познания столь сложного объекта, каким является общество, так и с определением самого объекта3. Переопределение учеными предмета изучения тотчас же потребовало изменения методов его анализа. Изменения взглядов на предмет сопряжены со спецификой социально-гуманитарного знания в целом: здесь невозможно добиться полного избавления от ценностных позиций познающего субъекта. Ученый влияет на процесс познания даже не собственными оценками или расстановкой акцентов, а уже самим выбором предмета анализа. В социологии таковыми могут выступать макросоциальные процессы, структуры и институты (взаимодействие основных элементов общественной системы, крупных социальных групп, трансформация социальных институтов и пр.) или микросоциальные процессы – малые группы, социализация личности, отклоняющееся поведение (девиация).

Первый подход требует рассмотрения общества в целом, его системной целостности, которую невозможно обнаружить при близком рассмотрении (опросы общественного мнения, интервью, отслеживание событий конкретной истории и пр.): здесь требуется выход на высокий уровень теоретического абстрагирования от конкретно наблюдаемых явлений и процессов. Второй подход к определению предмета, напротив, требует приближения к нему: включенного наблюдения, интервьюирования специалистов-экспертов и массовых опросов населения, анализа статистических данных, описывающих динамику конкретных процессов и явлений. Сближение этих двух уровней исследования – теоретического и эмпирического – стало наблюдаться в начале ХХ в. когда ученые подошли к необходимости анализировать развитие социальных процессов, явлений и структур локального уровня. В центр внимания стали попадать не только глобальные явления (например, мир как целое, урбанизация и модернизация современного общества и др.) и не только микрогруппы (например, семья), но и локальные сообщества – городское или сельское поселенческие сообщества, национальное (государственное) сообщество. К числу таких локальностей относится и этнос. Исследование локальных сообществ потребовало использования как методов теоретической социологии, так и эмпирических методик. Такой сплав позволял, с одной стороны, выйти на уровень теоретических обобщений накопленных фактов, а с другой – вносить коррективы в теоретические построения, описывающие макросоциологические процессы. Так в социологии возникли теории среднего уровня, одной из которых является этносоциология.

Иными словами, этносоциология представляет собой социологическую теорию среднего уровня, объектом рассмотрения которой является этническая общность.

Как только начинается процесс отпочкования отдельного направления научных исследований, сразу же возникает вопрос о его границах. Дело в том, что если социологи стали обращать внимание на этнос как на специальный предмет изучения только в ХХ в., это не значит, что он ранее не попал в фокус внимания каких-либо других наук. Достаточно ввести хотя бы рабочее определение понятия «этнос», и станет ясно, что изучением этносов с древности занималась история, а затем отделившаяся от нее специальная историческая дисциплина – этнография. При всех различиях в определении этноса можно выделить некоторые его элементы, которые не вызывают разногласий среди ученых и позволяют ввести в научный обиход его рабочее определение.

Этнос – это большая социальная группа, возникшая и развивающаяся на основе общности языка, моделей поведения и групповой идентичности, которые транслируются через поколения.

Специфику всех форм культуры таких социальных общностей описывала этнография, она же разработала и принципы систематизации накопленного материала – географический и лингвистический, группируя народы по географическим ареалам их расселения (народы Западной Европы, Африки, Юго-Восточной Азии и др.), языковой близости, обусловленная сходством их культур. В языковых единицах сохранялся след былой территориальной и культурной близости. Стремление перейти от накопления и систематизации эмпирического описательного материала к его теоретическому осмыслению привело к формированию в этнографии культурологического подхода, поскольку одним из базовых понятий этнографии было понятие «культуры».

Этносоциология отличается от этнографии прежде всего тем, что не изучает формирование и содержание культурных, лингвистических отличий народов, а кладет их в основу образования этнических общностей. В этом отношении этносоциология опирается на результаты этнографических исследований, исходит из них как из предпосылки выделения своей предметной области.

Другим источником эмпирического материала для этносоциологического анализа являются результаты исторических исследований, в которых зафиксированы и интерпретированы исторические этапы трансформации этноса, предстающего в исторической науке в категории «народ». В ХХ столетии на базе этнографии, истории и культурологии сложились еще две близких области научных исследований – культурная антропология и этнология, в центре их внимания также находится этнос. Культурная антропология делает акцент на описание культурной самобытности народов, специфики культурной социализации, символике, межкультурном взаимодействии и др. А в поле зрения этнологии находятся также проблемы этногенеза, этничности, расселения народов, демографические процессы, а также специфические этнические процессы, «изменение этнической принадлежности, возникновение, слияние и разделение этносов, вхождение одних этносов в состав других»4.

Но наиболее важное отличие этнологии состоит в том, что она генерирует «объяснительные модели и теории для других наук»5, изучающих этнос. В частности, она систематизирует, обобщает и истолковывает этнографический материал, выступая тем самым в роли теории по отношению к этнографии и разрабатывая для нее концептуальный аппарат. Цель такой работы – выявление и анализ специфических этнических закономерностей, которые наслаиваются «поверх закономерностей исторических, социальных, экономических процессов»6. Для выполнения данной функции этнология оперирует многими общесоциологическими понятиями, такими как «стратификация», «процесс», «традиция», «роль» и др. Так же как и социология, этнология использует ценностный подход, хотя применяется он в другом ракурсе, большей частью для исследования формирования этнической картины мира и динамики традиционной культуры.

Таким образом, можно отметить, что предметные области исследований этнологии и этносоциологии пересекаются. Это объясняется в первую очередь тем, что этнология стремится интерпретировать этнос в социумных характеристиках и поэтому широко использует и социологические методы анализа и категориальный аппарат социологии.

Вместе с тем этносоциология существенно отличается от этнологии. Предмет ее интереса – этнические общности, которые представляют часть общества. Выделенные по критерию специфических культурных отличий, этносы являются устойчивыми во времени социальными ассоциациями. Культурное своеобразие не только выступает отличительной чертой таких общностей, но и во многом определяет протекание в них общесоциальных процессов. Этносоциология и анализирует своеобразие социальных процессов в этнокультурных общностях. Поэтому представляется удачным афористичное определение предмета этносоциологии, которое дали авторы первого отечественного учебника по этой дисциплине, указав, что она изучает «социальные процессы и явления в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах» 7.

Проблема выделения предметной области «пограничных», интегративных дисциплин, к числу которых можно отнести этносоциологию, вызывает научные дискуссии. В частности, этносоциологию ряд ученых рассматривает не столько как специальную социологическую теорию, сколько как научную дисциплину, возникшую в рамках этнографии. Ее формирование объясняется необходимостью понять этнические процессы, «протекающие уже в качественно ином, индустриальном обществе», для чего и потребовалось использовать понятия и методы эмпирической социологии8.

Нам представляется все же, что область этносоциологических исследований производна от фундаментальной социологии. Если для социологии в целом характерно исследование социальной структуры, социальных процессов, социальных институтов, то в этносоциологии эта предметность изучается через призму самобытной этнической культуры и истории. Эта спецификация наглядно видна через сопоставление категориальных рядов этих дисциплин: «общество» – «общность», «стратификация» – «социокультурная стратификация», «этократия» – «этнократия», «элита» – «этноэлита», «конфликт» – «этноконфликт» и др. Можно подробно перечислять проблемы, изучаемые этносоциологией, но суммируя перечисленное мы увидим, что данная специальная социологическая теория среднего уровня анализирует этническую специфику всех социальных процессов, институтов и явлений.

Подводя итог рассмотрению вопроса, сделаем акцент на выделении объекта и предмета этнической социологии. Напомним, что под объектом понимается обычно часть окружающего материального или нематериального мира, существующего независимо от интереса исследователя, а вот предметная область в объекте выделяется произвольно самим исследователем. Предмет, как правило, – только некоторая часть объекта и потому один объект может изучаться комплексом наук. Так, объектом этносоциологии, как и этнологии, этнографии и культурной антропологии является этническая общность. Но предметные области каждая из этих наук в этом объекте выделяет свои. Предметом этносоциологии является изучение специфического преломления социальных процессов в разной культурной среде и влияния этнического фактора на протекание общесоциальных процессов и функционирование социальных институтов.

Тем самым, этносоциология привносит в интегративное знание об этносе не только методы анализа, но и определяет общетеоретический ракурс рассмотрения проблематики, где этносы рассматриваются лишь как частное проявление социального целого. Вместе с тем абстрактно–теоретический характер социологии благодаря исследованиям этносоциологов обретает конкретные черты в процессе анализа общесоциальных процессов и явлений.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

Похожие:

Федеральная целевая программа «государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 годы» Денисова Г. С., Радовель М. Р iconФедеральная целевая программа книгоиздания России Рецензенты: кафедра...
С 41 Социальная экология: Учеб пособие для студ высш пед учеб заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 280 с
Федеральная целевая программа «государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 годы» Денисова Г. С., Радовель М. Р iconТема: Защита прав ребенка
Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007–2010 годы. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21...
Федеральная целевая программа «государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 годы» Денисова Г. С., Радовель М. Р iconФедеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010 годы Утверждена...
В соответствии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006–2008 годы)...
Федеральная целевая программа «государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 годы» Денисова Г. С., Радовель М. Р iconРеспубликанская целевая программа «Совершенствование системы управления...
Республиканская целевая программа «Экология и природные ресурсы (на 2004-2010 годы и период до 2015 года)», утвержденная Указом Президента...
Федеральная целевая программа «государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 годы» Денисова Г. С., Радовель М. Р iconФедеральная целевая программа книгоиздания России Издательская программа...
Доктор психологических наук, профессор В. Э. Чудновский, Ученый совет Психологического института рао
Федеральная целевая программа «государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 годы» Денисова Г. С., Радовель М. Р iconОбластная долгосрочная целевая программа развития туризма в Ростовской...
Областная долгосрочная целевая программа развития туризма в Ростовской области на 2011 – 2013 годы (далее – Программа)
Федеральная целевая программа «государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 годы» Денисова Г. С., Радовель М. Р iconПаспорт Программы Наименование Программы Муниципальная целевая программа...
Муниципальная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Нижнем Новгороде на 2012-2015 годы» (далее...
Федеральная целевая программа «государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 годы» Денисова Г. С., Радовель М. Р iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
«Уфимская государственная академия экономики и сервиса» (угаэс) (далее – Положение) разработано в целях
Федеральная целевая программа «государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 годы» Денисова Г. С., Радовель М. Р iconЦелевая программа «Кадры муниципального образования «Завьяловский...
Необходимость упорядочения и планирования процессов совершенствования и развития кадрового потенциала Завьяловского района
Федеральная целевая программа «государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 годы» Денисова Г. С., Радовель М. Р iconКурсовая работа по дисциплине «Экономика отрасли» на тему «Малое...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница