21. Новые конструктивно-планировочные решения в первой половине ххв


Скачать 90.95 Kb.
Название21. Новые конструктивно-планировочные решения в первой половине ххв
Дата публикации30.03.2013
Размер90.95 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Культура > Документы
21. Новые конструктивно-планировочные решения в первой половине ХХв.

История культуры XX в. с самого начала была отмечена сложными социальными сдвигами.

Картина архитектуры государств достаточно объективно отражает политические реалии. Распространившаяся после первой мировой войны в Европе, а позднее по всему миру, тенденция к рационализму в архитектуре и функционализм, так называемое современное движение, противостояли друг другу. Тенденции к отрицанию эмоционально бедной функциональной архитектуры, поискам необычных, подчас забытых, шокирующих архитектурных форм в последние десятилетия получили воплощение в архитектуре постмодернизма.

Главные проблемы искусства XX в. лежат, безусловно, в социальной сфере. В результате общественного развития, роста материальных и духовных потребностей людей, обостренных большими разрушениями второй мировой войны, возник острый дефицит организованного и застроенного архитектурного пространства. Следствием этого стало беспримерное по масштабам строительство. Стремление землевладельцев, заказчиков и строительной индустрии к получению сверхприбылей вступило в конфликт с проектами архитекторов. Технологии, разработанные для рационального массового производства строительных конструкций для жилых и промышленных зданий из унифицированных сборных элементов, предусматривают стандартизацию и типизацию и таят в себе опасность монотонной застройки окружающей среды.

^ 1. Понятие модернизма и постмодернизма

Модернизм (итал. modernismo «современное течение» от лат. modernus «современный, недавний») – направление в искусстве и литературе XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлеченностью) стиля. Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй же половине века она была подвергнута развёрнутой критике.

Термин «модернизм» присущ только отечественной искусствоведческой школе, в западных источниках – это термин «modern». Так как в русской эстетике «модерн» означает художественный стиль предшествующий модернизму, необходимо различать эти два понятия, дабы избежать путаницы.

Модернизм – совокупность художественных направлений в искусстве второй половины девятнадцатого – начала двадцатого столетия. Наиболее значительными модернистскими тенденциями были акмеизм, импрессионизм, символизм, модерн, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм. А также более поздние течения – абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм.

В узком смысле модернизм рассматривается как ранняя ступень авангардизма, начало пересмотра классических традиций. Датой зарождения модернизма часто называют 1863 год – год открытия в Париже «Салона отверженных», куда принимались работы художников, забракованные жюри официального Салона. В широком смысле модернизм – «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка.

Кредо модернизма заложено в самом его наименовании – это созидание нового. То есть, принципиальная установка на новизну архитектуры, – как конструктивных и планировочных идей, так и внешних форм, которые, по мысли архитекторов-модернистов, должны исходить из достижений новых строительных технологий.

Образное выражение «призмы из бетона и стекла» хорошо передает общий характер построек модернизма. Основные принципы архитектурного модернизма – использование самых современных строительных материалов, рациональный подход к решению конструкций и внутренних пространств, отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминисценций в облике сооружений, их «интернациональный» характер. Что касается социальных установок архитекторов-модернистов, то, как правило, они отличались явным демократизмом, а то и левизной, – по крайней мере, во многих декларациях его теоретиков.

Стили-предшественники модернизма в архитектуре, так называемые «неостили», – русский модерн, австрийский сецессион, югенд-стиль в Германии, ар-нуво во Франции, а также неоклассицизм, развившийся позже повсеместно. Последующий за модернизмом стиль – постмодернизм, для которого характерен возврат к использованию элементов традиционных исторических стилей, к элементам иррационального. Модернизм в архитектуре ассоциируется с такими понятиями (движениями), как авангардизм, пуризм, функционализм, конструктивизм, «новое движение», интернациональный стиль, техницизм, минимализм.

Основные представители модернизма, пионеры современной архитектуры, которым принадлежит роль первопроходцев, это – Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра, Мис ван Дер Роэ, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер и некоторые другие.

^ Классические примеры модернизма в архитектуре:

Здание Баухауза в Дессау, арх. В. Гропиус;

Вилла Саввой в Пуасси, 1930, арх. Ле Корбюзье;

Жилые комплексы «Хай-пойнт-1» и «Хай-пойнт-2» в Лондоне, 1936, арх. Б. Любеткин;

Санаторий в Паймио, 1933, арх. А. Аалто;

Архитектура города Чандигарх, Индия. Арх. Ле Корбюзье, П. Жаннере и др.

Новая столица Бразилии, г. Бразилиа, арх. Л. Коста, О. Нимейер, 50-е гг.;

Здание «Сигрем» в Нью-Йорке, 1958, арх-ры Мис ван Дер Роэ, Ф. Джонсон;

Жилой комплекс «Хебитет» на Экспо-67 в Монреале, 1955, арх. М. Сафди.

Модернистские течения в искусстве

  • Абстрактное искусство

  • Абстрактный экспрессионизм

  • Дадаизм

  • Импрессионизм

  • Кубизм

  • Модерн

  • Постимпрессионизм

  • Символизм

  • Сюрреализм

  • Фовизм

  • Футуризм

  • Экспрессионизм

Постмодернизм (лат. post – «после», фр. moderne – «новейший», «современный»), постмодерн – термин, обозначающий структурно сходные явления в общественной жизни и культуре современных развитых стран, художественное движение, объединяющее ряд постнереалистических художественных направлений конца XX века. Постмодернистское умонастроение несёт на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей. Общим для различных национальных вариантов постмодернизма можно считать его отождествление с именем эпохи «усталой», «энтропийной» культуры, отмеченной эсхатологическими настроениями, эстетическими мутациями, диффузией больших стилей, смешением художественных языков. Авангардистской установке на новизну противостоит здесь стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной культуры путем её ироничного цитирования.

Постмодернизм явился результатом отрицания. Термин этот появляется в период Первой мировой войны. Однако популярность термин «постмодернизм» обрел благодаря Ч. Дженксу. Постмодернизм означал отход от экстремизма и нигилизма неоавангарда, частичный возврат к традициям, акцент на коммуникативной роли архитектуры. Обосновывая свой антирационализм, антифункционализм и антиконструктивизм в подходе к архитектуре, Ч. Дженкс настаивал на примате в ней создания эстетизированного артефакта.

Сформировавшись в эпоху преобладания информационных и коммуникационных технологий начала ХХ века, постмодернизм несет на себе печать плюрализма и терпимости, в художественном проявлении вылившихся в эклектизм. Его характерной особенностью стало объединение в рамках одного произведения стилей, образных мотивов и приемов, заимствованных из арсенала различных эпох, регионов и субкультур.

Художники используют аллегорический язык классики, барокко, символику древних культур, которые до этого не использовались. Произведения постмодернистов представляют собой игровое пространство, в котором происходит свободное движение смыслов. Но, включив в свою орбиту опыт мировой художественной культуры, постмодернисты сделали это путем шутки, гротеска, пародии, широко используя приемы художественного цитирования, коллажа, повторения. Идя по пути свободного заимствования из различных художественных систем, постмодернизм как бы уравнивает их, создавая единое мировое культурное пространство.

Возникнувший как антитеза модернизму, открытому для понимания лишь немногим, постмодернизм, облекая всё в игровую форму, нивелирует расстояние между массовым и элитарным потребителем, низводя элиту в массы (гламур). Нагляднее всего продемонстрировать различия на примере литературы. Согласно классификации Ихаба Хасана отличие постмодернизма от модернизма состоит в следующем:

модернизм

постмодернизм

закрытая замкнутая форма

открытая разомкнутая антиформа

цель

игра

замысел

случай

иерархия

анархия

мастерство / логос

исчерпывание / молчание

предмет искусства / законченное произведение

процесс / перфоманс / хеппенинг

дистанция

участие

творчество / тотальность / синтез

деконструкция / антисинтез

присутствие

отсутствие

центрирование

рассеивание

жанр / границы

текст / интертекст

семантика

риторика

парадигма

синтагма

метафора

метонимия

селекция

комбинация

корни / глубина

ризома / поверхность

интерпретация / толкование

противоинтерпретация / неверное толкование

означаемое

означающее

чтение

письмо

повествование / большая история

антиповествование / малая история

основной код

идиолект

симптом

желание

тип

мутант

фаллоцентризм

полиморфность / андрогинизм

паранойя

шизофрения

истоки / причины

различие / следствие

Бог-Отец

Святой дух

метафизика

ирония

определенность

неопределенность

трансцендентное

имманентное





^ Архитектурный модернизм

Кредо архитектурного модернизма заложено в самом его названии — это созидание нового, чего-то такого, что соответствовало бы сегодняшнему дню. То есть, присутствует принципиальная установка на новизну архитектуры, — как конструктивных и планировочных идей, закладываемых в проекте, так и внешних форм. Образное выражение «призмы из бетона и стекла» хорошо передает общий характер построек модернизма.

Основные принципы архитектурного модернизма:

— использование самых современных строительных материалов и конструкций,

— рациональный подход к решению внутренних пространств (функциональный подход),

— отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминисценций в облике сооружений,

— их «интернациональный» характер.

В своих истоках архитектурный модернизм основывался на новейших достижениях научно-технического и промышленного прогресса, а также на передовых социально-реформаторских идеях своего времени. Социальные установки архитекторов-модернистов отличались, как правило, явным демократизмом, а то и левизной, — по крайней мере, во многих декларациях его теоретиков.

Стили-предшественники модернизма в архитектуре это так называемые «неостили»: русский модерн , сецессион в Австрии, югендстиль в Германии, ар-нуво во Франции, а также неоклассицизм , развившийся позже повсеместно.

Последующий за модернизмом стиль — постмодернизм , основная черта которого это отказ от примата функции и возврат к использованию элементов традиционных исторических стилей.

Похожие:

21. Новые конструктивно-планировочные решения в первой половине ххв iconЛекция (1 час) Объемно планировочные решения
Несмотря на разнообразие протекающих в промзданиях технологических процессов, при их проектировании в большинстве случаев применяются...
21. Новые конструктивно-планировочные решения в первой половине ххв iconклассификация автоматических дверей
Проанализированы конструктивно-планировочные особенности каждого из типов автоматических дверей. Также представлены наиболее интересные...
21. Новые конструктивно-планировочные решения в первой половине ххв iconПсихология и журналистика: уровни взаимодействия
Уже в первой половине ХХ столетия стало ясно, что концепции «магической пули» ошибочны и для проведения более точных исследований...
21. Новые конструктивно-планировочные решения в первой половине ххв iconУкраинские земли в составе Великого княжества Литовского и других...

21. Новые конструктивно-планировочные решения в первой половине ххв iconМихаил Юрьевич Лермонтов Герой нашего времени
Роман «Герой нашего времени» – одна из вершин русской прозы первой половины XIX в. Воспринятый современниками М. Ю. Лермонтова как...
21. Новые конструктивно-планировочные решения в первой половине ххв icon4. Таможенное дело и таможенная политика России в первой половине
Тема Таможенное дело и таможенная политика России в первой половине XVIII века
21. Новые конструктивно-планировочные решения в первой половине ххв iconРоман «Герой нашего времени» - одна из вершин русской прозы первой...
Роман «Герой нашего времени» – одна из вершин русской прозы первой половины XIX в. Воспринятый современниками М. Ю. Лермонтова как...
21. Новые конструктивно-планировочные решения в первой половине ххв iconКонструктивно-технологические методы повышения
Конструктивно рельефная печатная плата (рпп) представляет собой диэлектрическое основание, на котором расположены проводники, в виде...
21. Новые конструктивно-планировочные решения в первой половине ххв iconПлан 1 Политическое развитие Великого княжества Литовского при Ольгерде...
Тема государственный строй Великого княжества Литовского во второй половине XIV — первой половине XVI в
21. Новые конструктивно-планировочные решения в первой половине ххв iconТема: Россия в первой половине XIX века
Социально-экономическое развитие России в первой четверти XIX века. Внутренняя политика Александра I. Разработка проектов преобразований,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница