Конспект лекций по дисциплине: «методика преподавания театральных дисциплин»


НазваниеКонспект лекций по дисциплине: «методика преподавания театральных дисциплин»
страница1/4
Дата публикации01.04.2013
Размер0.52 Mb.
ТипКонспект
userdocs.ru > Культура > Конспект
  1   2   3   4


Комитет по культуре Ленинградской области

Государственное образовательное учреждение среднего

профессионального образования

«Ленинградский областной колледж культуры и искусства».

Е.В. Сухоненков


Краткий конспект лекций по дисциплине:
«МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
ТЕАТРАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН»


Методическое пособие

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2011 год

Предисловие
Предлагаемое учебное пособие предназначено для студентов Театрального отделения ЛОККиИ. Это учебное пособие представляет собой очень – очень краткое изложение (практически – тезисное) лекций по дисциплине «Методика преподавания театральных дисциплин».

Написание этого пособия вызвано прежде всего тем обстоятельством, что учебника по данной дисциплине не существует. Есть прекрасные учебники по отдельным театральным дисциплинам: актерскому мастерству, сценическому движению, сценической речи, гриму и т.д. (все они перечислены в конце пособия). Всеми этими учебниками настоятельно рекомендуется пользоваться в процессе занятий по данной дисциплине. Однако при подготовке к итоговому экзамену «шерстить» такое количество книжек нерационально, а желательно иметь некий «компас», который бы указывал, в какой конкретно области знаний студенту необходимо освежить свою память. Для исполнения роли такого «компаса» и предназначено данное пособие.
Пособие включает в себя четыре раздела:
I. Принципы и нормы преподавания.

В этом разделе кратко перечисляются все основные требования к подходу в преподавании театральных дисциплин.
II. Методика проведения уроков.

Здесь излагаются методические основы преподавания театральных дисциплин.
III. Методика подготовки и выпуска учебного спектакля.

В этом разделе раскрывается специфика УЧЕБНОГО спектакля и в свете этой специфики излагается методика работы над спектаклем, предназначенным для учебных целей.
IV. Специфика различных театральных жанров.

Этот раздел кажется составителю пособия необходимым потому, что выпускникам ЛОККиИ, работающим в досуговых культурно-просветительских учреждениях, приходится работать не только с драматическими театральными студиями, но и с пантомимой, и с литературным театром, и с эстрадными студиями. И в пособии поэтому раскрывается специфика отдельных жанров (литературного театра, пластического театра, эстрадных театров в жанрах скетча, пародии и клоунады), а также очень коротко излагается методика работы режиссёра в этих жанрах.
Учебное пособие составлено в ориентации на рабочую программу по дисциплине «Методика преподавания театральных дисциплин», принятую на театральном отделении ЛОККиИ.

Составитель надеется, что данное пособие окажется полезным студентам – «театралам».


Раздел I
^ ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ
ТЕАТРАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

1. Основные принципы методики преподавания

театральных дисциплин.
1) Самым главным принципом методики преподавания театральных дисциплин является то, что все театральные дисциплины имеют одну общую цель: привить ученику умение органично, продуктивно, целесообразно действовать на сцене от лица сценического образа.

При этом каждая театральная дисциплина достигает этой единой цели своими специфическими средствами:

- актёрское мастерство направлено, прежде всего, на психологическую составляющую действия, представляющего из себя психофизический процесс;

- сценическое движение решает эту общую задачу, организуя нужным образом опорно-двигательный аппарат ученика;

- сценическая речь эту же задачу решает, прививая ученику умение действовать словом (т.е. обучая его словесному действию).
Наряду с этими главными театральными дисциплинами (актёрским мастерством, сценическим движением, сценической речью) присутствуют вспомогательные дисциплины (танец, вокал, грим), главным назначением которых является окончательное оформление сценического образа.
Исходя из вышеназванного главного принципа следует второй принцип.
2. Программы обучения по всем театральным дисциплинам должны быть строго координированы между собой с точки зрения этапов учебного процесса, подбора учебного материала, приоритетов учебных дисциплин. В смысле выбора приоритетов следует заметить, что традиционно приоритетной дисциплиной из числа театральных считается актёрское мастерство. И, например, Е.Б. Вахтангов считал, что ученик будет способен решить сложную актёрскую задачу только тогда, когда будет подготовлен к её решению соответствующими навыками в сценическом движении и сценической речи. Поэтому свои учебные программы он составлял так, чтобы навыки в сценическом движении и в сценической речи подготавливали ученика к овладению соответствующими навыками актёрского мастерства. М.А. Чехов, напротив, отправной точкой обучения считал воспитание в ученике внутренних психических процессов (внимание, фантазия, атмосфера, окраска действий, психологический жест, центр движения, воображаемое тело), которые помогают ученику овладевать внешними выразительными средствами актёра – пластикой и речью. В.Э. Мейерхольд же, разрабатывая свою биомеханику, считал приоритетной театральной дисциплиной актёрскую пластику.
Исходя из вышеизложенного, следует сформулировать третий принцип преподавания.
3) Все педагоги, преподающие разные театральные дисциплины, должны работать в единой эстетической и методологической театральной системе (и соответствующей ей театральной этике отношений) и в полном согласии о приоритетах дисциплин по воспитанию актёра. Идеальным вариантом для реализации третьего принципа является случай, когда всем процессом обучения руководит один главный педагог (мастер курса), которому подчиняются все педагоги курса.

2. Этические нормы преподавания

театральных дисциплин.
Этические нормы преподавания театральных дисциплин складываются из двух главных составляющих.

1) Театральная этика К.С. Станиславского.

2) Педагогическая этика.
Первая составляющая является необходимой этической нормой поведения всех театральных деятелей (режиссёров, актёров, театральных педагогов и учеников, сотрудников театральных служб и т.д.), нарушение которой делает невозможным творческий процесс, превращая творчество в бездуховное и бездушное ремесленничество. Три самых главных этических принципа театрального творчества К.С. Станиславский сформулировал в форме афоризмов:

  • Люби искусство в себе, а не себя в искусстве.

  • Театр начинается с вешалки.

  • Театр – искусство коллективное.

И все многочисленные этические требования к театральным деятелям, изложенные К.С. Станиславским в его труде «Этика», вытекают из этих трёх основополагающих этических принципов.
Вторая составляющая имеет отношение к театральным педагогам и может быть вкратце сведена так же к трём основополагающим девизам:

  • Не навреди!

  • Будь всегда честен!

  • Сам выполняй всё то, что требуешь от учеников!


Первый девиз позаимствован у Гиппократа, адресовавшего его врачам, но и для педагогов, взращивающих человеческие души, помогающих формироваться человеческим личностям, этот завет является самым актуальным: всё, что и как педагог воспитывает в своих учениках, должно быть экологичным с точки зрения человеческой морали. Ни в выбранном для работы материале, ни в педагогических приёмах, ни во взаимоотношениях педагога с учениками не должно быть допущено ни грамма цинизма, пошлости, ненависти и т.д. Но это не означает, что в качестве материала для работы надо брать слащавые «благостные» вирши, а педагог не должен наказывать учеников за их проступки. Материал для работы может содержать в себе самые тёмные и грязные стороны жизни, но нужно давать им адекватную моральную оценку. Так же и в отношении к ученикам педагог обязан быть строгим (но он обязан при этом и любить их), и при необходимости наказывать провинившихся, но гнев его должен быть праведен и направлен не на ученика, а на его проступок, а наказания адекватны проступкам.

Принцип «сам выполняй всё то, что требуешь от своих учеников» дополняет два вышеизложенных принципа воспитания морально здоровой личности ученика. Он учитывает подсознательную склонность учеников во всём подражать своему учителю. И если учитель говорит правильные слова, а сам поступает при этом неправильно, то тем самым он воспитывает в учениках двуличие и цинизм. Поэтому у учителя вдесятеро большая ответственность за свои поступки, чем у обычного человека.

Из трёх этих общих этических принципов вытекают все многочисленные этические нормы поведения педагога для каждого частного случая его жизни.

Раздел II
^ МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ

ТЕАТРАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

1. Типовая структура урока театральных дисциплин.
В своих трудах по «Системе» К.С. Станиславский писал: «На нашем актёрском языке «понять» - означает: «почувствовать». Это говорит о том, что знание теоретических положений системы К.С. Станиславского приобретают какое-либо значение для актёра только тогда, когда он умеет применить его на практике. А для этого актёру необходим регулярный психофизический тренинг, вырабатывающий необходимые профессиональные навыки и умения. Поэтому практические занятия для воспитания актёра занимают главное место. И это одинаково справедливо для любой из театральных дисциплин:

- и для актёрского мастерства,

- и для сценической речи,

- и для сценического движения.

Каждая из этих дисциплин призвана формировать психофизический аппарат актёра своими специфическими средствами:

- сценическая речь – через его вербальное поведение,

- сценическое движение – через его невербальное поведение,

- актёрское мастерство – через его психические реакции (оценки действенных фактов и выработку стратегии поведения).

Таким образом, все театральные дисциплины имеют:

- общий объект воздействия (психофизический аппарат ученика);

- общую генеральную форму обучения (практические занятия);

- общую главную цель (умение действовать в образе).

А это значит, что в театральной педагогике вполне правомерны и возможны:

- комплексные тренинговые уроки (совмещающие упражнения по актёрскому мастерству, сценической речи и сценическому движению);

- универсальные упражнения (в частности – актёрские этюды), применяемые в каждой из дисциплин со своими специфическими акцентами);

- общая типовая структура урока.
Согласно общей типовой структуре урок по театральным дисциплинам делится на три неравные по продолжительности части:

1) Настройка психофизического аппарата ученика на творческое самочувствие (концентрация внимания, пробуждение ассоциативного мышления, провокация на фантазирование, разминка речевого и опорно-двигательного аппаратов ученика).

2) Содержательная часть урока (упражнения – тесты, проверяющие степень освоенности приобретённых ранее навыков; и упражнения, воспитывающие навыки, являющиеся темой данного урока).

3) Закрепление вновь в творческом акте (в упражнении – импровизации, в подготовленном этюде, в этюде – импровизации).
В зависимости от конкретного назначения урока продолжительность его, а так же временные пропорции его частей могут варьироваться.

Так, например, если это урок по освоению нового материала, то оптимальная продолжительность его составляет 1,5 – 2 астрономических часа (при этом, как правило, часть I урока занимает около 15 – 30 минут; часть III – 15 – 20 минут, а остальное время отводится части II).

Если же это – зачётный урок по конкретной теме, тогда часть I займёт 10 – 15 минут, часть II – от 60 минут до 90 минут, а часть III отсутствует.

Если это разминочный тренинг перед репетицией спектакля, то он будет состоять из части I и части III в пропорции 10 минут к 20 минутам (и в этом случае тренинг будет комплексным – сразу по трём дисциплинам; актёрское мастерство, сценическое движение и сценическая речь).

Если это разогревающий тренинг перед спектаклем – он будет состоять только из части I и длиться 10 – 15 минут.
2. Методика проведения уроков

актёрского мастерства.
Результатом творческой работы актёра является сценический образ, в котором актёр живёт на сцене подлинными сценическими переживаниями (эмоциями). Но создать сценический образ можно только погрузившись в состояние творческого вдохновения, т.е. подсознательного процесса, неподвластного воле человека. Равно как и подлинную эмоцию человек не может вызвать по собственной воле, потому, что и эмоция приходит к человеку невольно, как результат подсознательных процессов. (Сознательно человек может только изобразить эту эмоцию).

Итак, вмешиваться в работу своего подсознания человек не может. Но научиться увлекать своё подсознание творческой работой в нужное для себя время человек, как это выяснилось, способен. И главной целью системы К.С. Станиславского явилось – выработать систему сознательных приёмов, способную включать в работу творческую природу человека (Станиславский сформулировал девиз: «От сознательных приёмов - к подсознательному творчеству!»).

При этом главным возбудителем подлинного сценического переживания К.С. Станиславский назвал действие (которое является так же и главным материалом актёрского искусства). Вот почему главной педагогической задачей уроков актёрского мастерства является воспитание в ученике умения действовать в образе. Но эту задачу можно решить только посредством последовательного развития в ученике таких профессиональных навыков, как:

- чувственное восприятие и память чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, мышечных ощущений);

- воображение и фантазия;

- актёрская наивность (вера в художественный вымысел);

- сценическое общение и взаимодействие с партнёрами;

- нацеливание всего творческого процесса на выполнение сверхзадачи своего образа;

- подчинение своего сценического поведения сквозному действию роли, ведущему к её сверхзадаче.

Ну а для развития в ученике всех вышеуказанных навыков Константин Сергеевич (а позднее – его последователи) придумал целый ряд психофизических упражнений и этюдов.
Итак, методика проведения уроков актёрского мастерства по системе К.С. Станиславского заключается в том, чтобы:

1) обрести рабочее самочувствие (концентрация внимания, снятие мышечных «зажимов», приведение психофизического аппарата в рабочее состояние);

2) настроиться на подлинное (органичное, целенаправленное, целесообразное и продуктивное) действие в предлагаемых обстоятельствах роли (при помощи включения всех актёрских навыков: подлинных чувственных восприятий, воображения и фантазии, наивной веры в художественный вымысел, сценического общения и т.д.);

3) поддерживать это подлинное действие (при помощи внимания, логики и последовательности простых действий, актёрской наивности и т.д.) до момента достижения сверхзадачи роли.
А программа обучения должна быть составлена так, чтобы от урока к уроку ученик осваивал по одному – двум навыкам:

- сначала научиться обретать рабочее самочувствие,

- потом осваивать навыки к воспроизведению памяти чувств, фантазии, актёрской наивности, сценического общения, нацеленности на сверхзадачу и сквозное действие и т.д.,

- характерность роли (внешняя и внутренняя).

При составлении программы отдельных уроков полезно исходить из принципов:

а) выполнение упражнения учениками по словесному заданию педагога (для развития «экрана внутренних видений ученика);

б) комплексность педагогических задач в каждом упражнении и уроке (что позволяет развивать одновременно несколько актёрских навыков);

в) контрастность упражнений (по принципу: одиночное - групповое, физическое – интеллектуальное, быстрое – медленное и т.д.) для поддержания работоспособности ребят и развития реактивности их актёрской природы.

г) последовательность и плавность перехода от лёгких упражнений к трудным (что уменьшает риск возникновения «актёрских вывихов»).

3. Методика проведения уроков сценической речи.
Три главные театральные дисциплины (актёрское мастерство, сценическая речь и сценическое движение) имеют одну общую цель: научить будущего актёра действовать в образе на сцене. Но у каждой из этих дисциплин есть своё особой назначение, свой подход к решению этой задачи. Актёрское мастерство воспитывает в первую очередь внутреннюю (психическую) технику ученика. Сценическая речь и сценическое движение воспитывают в ученике, прежде всего внешнюю технику, позволяющую ему сделать видимым и слышимыми внутренние душевные движения сценического образа.

Таким образом, дисциплина «Сценическая речь» предназначена для воспитания у ученика навыков словесного действия. Но овладеть словесным действием актёр способен только тогда, когда сумеет овладеть своим речевым аппаратом, т.е. когда речь его:

- слышна и благозвучна,

- внятна,

- понятна по мысли каждому из зрителей, сидящих в зале.

Поэтому сценическая речь, прежде всего, учит правильному звучанию (фонационный тренинг), грамотному и внятному произношению (дикционный тренинг), грамотному построению фразы, умению не терять речевых характеристик (громкости звучания и разборчивости речи) во время различных физических действий (рече-двигательная координация).

И только тогда, когда ученик освоил в достаточной степени эту, техническую, сторону владения речью, можно приступать к освоению элементов словесного действия:

- передаче при помощи речи внутренних видений (хорошим учебным материалом для этой цели может служить описательная проза);

- передаче мысли (на материале публицистической прозы);

- овладению подтекстом (на материале авторской сказки);

- овладению образностью слова (на материале тех же сказок, а так же стихов).

И тогда, когда ученик в должной степени овладел всеми элементами словесного действия по отдельности, необходима работа, в которой должны быть использованы все элементы словесного действия одновременно. Как правило, учебным материалом для этого можно использовать событийный отрывок из прозаического произведения, или небольшой по объёму рассказ, или достаточно крупный монолог из драматургического произведения.
При этом, в отличие от уроков актёрского мастерства, преимущественно проходящих в форме групповых и малогрупповых занятий, преимущественной формой уроков сценической речи являются индивидуальные занятия. А самостоятельную работу по сценической речи гораздо эффективнее проводить не поодиночке, а в паре с кем-нибудь из соучеников.

Работа над голосом и дикцией, с которой начинается курс сценической речи, не прекращается в течение всего периода обучения, и проводится в форме тренинговых упражнений как на групповых занятиях, так и индивидуально. Полезно каждое занятие предварять коротким тренингом, совершенствующим голосовое звучание и дикцию учеников. Подбор упражнений для тренинга должен исходить из принципов:

а) комплексности педагогических задач в каждом упражнении,

б) контрастности упражнений,

в) последовательности и постепенности в переходе от наиболее лёгких к более трудным упражнениям.

4. Методика проведения уроков

сценического движения.
Три главные театральные дисциплины (актёрское мастерство, сценическая речь и сценическое движение) имеют одну общую цель: научить будущего актёра действовать в образе на сцене. Но у каждой из этих дисциплин есть своё особой назначение, свой подход к решению этой, общей для них, задачи. Актёрское мастерство воспитывает в первую очередь внутреннюю (психическую) технику ученика. Сценическая речь и сценическое движение воспитывает в ученике, прежде всего, внешнюю технику, позволяющую ему сделать видимыми и слышимыми внутренние душевные движения сценического образа.

Таким образом, дисциплина «Сценическое движение» предназначена для воспитания у ученика тела, способного пластически воспроизводить все тончайшие душевные процессы, переживаемые сценическим образом.
Но для того, чтобы решать такую сложную творческую задачу, как выразительное пластическое отражение мыслей и чувств сценического образа, тело актёра должно быть подготовлено технически; т.е. телу ученика необходимо предварительно привить необходимые технические навыки, среди которых самыми главными являются:

а) непроизвольное кинестетическое внимание (т.е. постоянный автоматический контроль состояния мышц);

б) ловкость (или, что-то же самое, мышечная свобода в выполнении актёром любого физического действия на сцене);

в) ритмичность, как писал К.С. Станиславский: «У каждой человеческой страсти, состояния, переживания есть свой темпо-ритм. Каждый характерный внутренний или внешний образ имеет свой темпо-ритм. Словом, каждую минуту существования внутри и вне нас живёт тот или иной темпо-ритм… Темпо-ритм нужен нам не один, сам по себе и для себя, а в связи с предлагаемыми обстоятельствами, создающими настроение в связи с внутренней сущностью, которую темпо-ритм всегда таит в себе».
Только тогда, когда вышеуказанные три навыка более или менее освоены учеником, можно приступать к воспитанию пластичности ученика (т.е. к умению выразительно действовать на сцене). Главными составляющими этого умения являются:

а) целенаправленность (каждое физическое действие на сцене должно решать в данный момент только одну задачу);

б) экономичность (на каждое физическое действие должно быть затрачено ровно столько усилий, сколько оно требует – ни больше, ни меньше);

в) точность выполнения действия (точное соответствие физического действие между его логикой, темпо-ритмом и мышечным напряжением).
Наиболее эффективной формой проведения занятий по сценическому движению является групповое занятие, но обязательно подкреплять групповую форму обучения индивидуальными (либо малогрупповыми) занятиями для устранения индивидуальных ошибок.
Вышеизложенные методические требования к дисциплине «Сценическое движение» легли в основу многочисленных методик обучения, главными из которых являются:

а) школа И.Э. Коха (петербургская школа),

б) школа А.Б. Немеровского (московская школа),

в) школа на основе «Биомеханики», разработанной Вс.Э. Мейерхольдом.
Подбор упражнений для уроков сценического движения осуществляется по 4-м главным принципам:

  1. выполнение упражнения по словесному заданию педагога;

  2. комплексность педагогических задач в каждом упражнении;

  3. контрастность упражнений;

  4. последовательность и плавность перехода от лёгких упражнений к более трудным.



5. Методика проведения уроков по гриму.
Сценическую технику актёра условно можно подразделить на две категории:

1. Внутренняя техника (управляющая внутренними, психическими процессами человека);

2. Внешняя техника (управляющая телом и речью актёра, поз-воляющая максимально ясно и ярко выразить волевые посылы, мысли и эмоции сценического образа в окраске той индивидуальной характерности, которая присуща этому образу).
Техника гримирования относится к внешней актёрской технике, позволяющей максимально ярко выразить индивидуальные особенности сценического образа.

Однако с самых первых уроков по технике гримирования очень важно донести до студентов, что сам по себе грим, нанесённый на лицо актёра – всего лишь мёртвая маска, сама по себе не способная заменить живое лицо сценического образа. Грим способен лишь подчеркнуть те или иные (возрастные, национальные, индивидуальные) черты сценического образа и не должен скрывать живую выразительность лица актёра.
Помня о том, что нанесённый на лицо грим вредно влиять на кожу, начинать занятия по гриму необходимо с изучения правил гигиены в гриме и нанесения грима на лицо. Продолжать уроки по гриму можно только после того, когда правила гигиены полностью освоены всеми студентами.

Следующим этапом освоения техники грима должно быть изучение анатомических основ грима (изучить анатомическое строение лица, разбираться, где и какие могут быть на лице человека впадины, выпуклости, морщины); освоение схемы грима полного лица, схемы грима старческого лица и грим человека среднего возраста.
Только тогда, когда студенты изучили и осознали те закономерности, по которым одно лицо отличается от другого, когда они научились при помощи грима менять внешность лица в нужном им направлении, можно переходить к жанровому изучению грима.

Лучше всего начинать с самого простого: концертного грима (назначение которого – оттенить рельефность лица, подчеркнуть самые выразительные ораны лица – глаза и губы).

Далее – изучение характерного грима (изменение формы носа при помощи гумоза, национальный грим, мимические выражения лица).

И завершать уроки грима целесообразно изучением специфического грима:

- клоунский грим,

- сказочный грим,

- грим сказочных зверей.
При изучении возрастного, характерного грима, клоунского и сказочного грима, необходимо так же научить студентов подбирать и надевать соответствующие гриму парики, наклеивать на лицо растительность (бороды, усы, ресницы и т.д.)

В проведении уроков по гриму вам помогут следующие учебники:

1) Когтев Г.В. «Грим и сценический образ». М.; Сов. Россия, 1981 г.

2) Школьников С.П. «Основы сценического грима». Минск, Вышэйшая школа, 1976 г.

3) Сыромятникова И.С. «Технология грима». М., Высшая школа, 1991 г.

6. Методика обеспечения аудиторных практических занятий театральными дисциплинами.
Практические занятия театральными дисциплинами складываются из трёх главных направлений:

а) аудиторная работа под непосредственным руководством педагога;

б) самостоятельная аудитория работа студентов по заданию и под непосредственным контролем педагога;

в) самостоятельная внеаудиторная работа студентов по заданию педагога с последующим предъявлением педагогу результатов этой работы.
Аудиторная работа со студентами проводится по следующей типовой схеме урока:

I. Настройка психофизического аппарата учеников на работу;

II. Контроль и закрепление навыков и знаний, приобретенных на предыдущих уроках;

III. Освоение нового материала (темы урока);

IV. Закрепление вновь освоенного материала в творческом акте (импровизационном упражнении, выполняемом студентами под контролем педагога).
Первый этап урока полезно начинать с выполнения студентами самостоятельной работы – так называемого зачина. Она заключается в том, что студенты демонстрируют педагогу короткий (3 – 5 мин.) этюд, самостоятельно ими сочинённый на любую злободневную тему, которая их волнует. Такой приём приучает учеников ещё до начала урока настраивать своё внимание и направление мыслей на предстоящий урок. Далее педагог проводит с учениками 3 – 4 упражнения, настраивающие психофизический аппарат учеников на предстоящую работу.

Второй этап проводится на материале предыдущего урока: либо повторяются те упражнения, которых осваивался необходимый профессиональный навык на предыдущем уроке, либо новые упражнения, в которых отрабатывается тот же навык, либо старые упражнения комбинируются с новыми. После пополнения упражнений педагог, оценивший степень практического усвоения учениками ранее пройденного материала, может устроить короткую беседу или контрольный опрос, чтобы проверить степень осознания ими своих навыков.

Третий этап урока начинается либо в форме теоретической беседы, продолжающей теоретическую беседу второго этажа (с последующим выполнением практических упражнений, прививающим ученикам навыки, отвечающие теме настоящего урока), либо, наоборот, с практических упражнений, отвечающих теме, настоящего урока (с последующей теоретической беседой, помогающей ученикам осознать те новые навыки, которые они осваивали в упражнениях практически).

Четвертый этап служит закреплению учениками вновь освоенного навыка путём включения его в импровизируемый учениками этюд на тему, заданную педагогом.

Подбор упражнений для занятий рекомендуется осуществлять из ниже приведенных учебников и сборников упражнений:

а) по актёрскому мастерству: К.С. Станиславский «Работа актёра надо собой» и «Работ актёра над ролью»; М.А. Чехов «О технике актёра»; С.В. Гиппиус «Гимнастика чувств»; З.Я. Корогодский «Начало», и т.д.;

б) по сценической речи: З.А. Савкова «Как сделать голос сценическим», Г.Ф. Саричева «Техника сценической речи», В. Серёжников «Техника речи», учебники по речи Э.М. Чарели, учебники по речи А. Васильева и т.д.;

в) по сценическому движению: И.Э. Кох «Сценическое движение», «Основы сценического движения», А. Немеровский «Пластическая выразительность актёра».

При работе с авторским материалом рекомендуется использовать в первую очередь классическую (мировую и отечественную) литературу как наиболее глубокую по идейному содержанию и эстетике, т.к. материал должен играть и воспитательную роль по отношению к ученикам.

7. Методика проведения над сценическим этюдом.
Учебный этюд отличается от упражнений тем, что в упражнении отрабатывается преимущественно один какой-то элемент актёрского мастерства, а в этюде – сразу все элементы.

Этюд – это обязательно событийный, относительно короткий, эпизод жизни, сочиняемый исполнителями импровизационно прямо на площадке. Длительность его, как правило, заранее не оговаривается (в зависимости от фантазии его участников он может длиться и 3 минуты и целый час), а главным критерием, определяющим его временные границы, служит его сюжетная завершённость – т.е. в начале этюда должна завязаться конфликтная ситуация между действующими в нём лицами, которая должна развиваться в течение всего этюда и разрешиться в его конце.

То есть этюд – это очень маленький спектакль, который сочиняется прямо по ходу его исполнения. И, так же как спектакль, этюд должен содержать в себе; тему (о чём он повествует), идею (что хотели сказать этим этюдом его авторы), исходные предлагаемые обстоятельства (где, когда и с кем происходит импровизируемая история), событийный ряд (то есть постепенное и логичное развитие заложенного в нём конфликта – от исходного события, в котором конфликт завязывается к основному событию, в котором начинается борьба между его действующими лицами, далее – к центральному событию, в котором накал борьбы доходит до высшей точки кипения, где одна из борющихся сторон одерживает решающую победу, далее – к центральному событию, в котором накал борьбы доходит до высшей точки кипения ,где одна из борющихся сторон одерживает решающую победу, далее – к финальному событию, в котором побеждённая сторона прекращает оказывать сопротивление и борьба прекращается и, наконец, к главному событию, в котором и обнаруживается идея всего этюда).

А кроме того этюд, как и спектакль, должен быть выдержан в определённом жанре, диктующим и отбор предлагаемых обстоятельств, и способ существования актёров на сцене. И, конечно же, он должен иметь вполне определенную сверхзадачу (а для этого участники этюда должны иметь в своей душе какую-то причину, заставляющую их сочинять этюд на такую именно тему и с такой именно идеей.

Забота надо этюдом может быть одноразовая (один раз его сымпровизировали - и оставили эту работу), или продолжаться в течении нескольких занятий. Но, в отличие от репетиций спектакля, где, в результате работы закрепляется текст, написанный драматургом, и мизансцены, найденные в совместной работе актёров с режиссёром, в процессе работы над этюдом уточняются и закрепляются только исходные предлагаемые обстоятельства, характеры действующих лиц и сверхзадачи действующих лиц. А произносимый в этюде текст и миз-ансцены каждый раз должны импровизироваться, т.е., рождаться у исполнителей здесь и сейчас. И в этом – одна из существенных различий между спектаклем и этюдом.

В учебном процессе используется большое разнообразие учебных этюдов (на заданную тему, на оправдание заданных слов или заданных действий, на выполнение конкретной задачи, на действие в конкретных обстоятельствах, на чистую импровизацию, и т.д. и т.п.), и в каждом отдельном случае правила сочинения этюда так или иначе варьируются. Но так или иначе, прежде чем выходить на площадку и начинать импровизацию этюда, необходимо обговорить (если в этюде несколько действующих лиц) или установить для себя (если этюд одиночный) исходные предлагаемые обстоятельства:

- места (где это происходит),

- времени (когда это происходит),

- действие (кто я, почему я здесь оказался и чего хочу добиться).

По количественному составу этюды можно классифицировать на: одиночные, парные, групповые (3 -5 человек) и массовые (когда в них принимает участие вся группа 8 – 10 человек).

  1   2   3   4

Похожие:

Конспект лекций по дисциплине: «методика преподавания театральных дисциплин» iconКонспект лекций по дисциплине "инвестирование"
Конспект лекций по дисциплине «Инвестирование» для студентов экономических специальностей всех форм обучения Сост.: В. М. Гридасов...
Конспект лекций по дисциплине: «методика преподавания театральных дисциплин» iconКонспект лекций по дисциплине вгипу, 2009 Конспект лекций по дисциплине...
Учебное пособие предназначено для студентов различных специальностей, изучающих дисциплину “Информационные технологии на транспорте”....
Конспект лекций по дисциплине: «методика преподавания театральных дисциплин» iconКонспект лекций «Ильин А. А. Акушерство и гинекология. Конспект лекций»
Конспект лекций предназначен для подготовки студентов медицинских вузов к сдаче зачетов и экзаменов. Книга включает в себя полный...
Конспект лекций по дисциплине: «методика преподавания театральных дисциплин» iconКонспект лекций по дисциплине “Бизнес-планирование внешнеэкономической деятельности”
Конспект лекций по дисциплине “Бизнес-планирование внешнеэкономической деятельности” для студентов специальности 7050206 – менеджмент...
Конспект лекций по дисциплине: «методика преподавания театральных дисциплин» iconКомпьютерная графика и web дизайн Конспект лекций Днепропетровск
Конспект лекций по дисциплине “Компьютерная графика и web дизайн” содержит теоретические сведения для подготовки к зачету. В конспекте...
Конспект лекций по дисциплине: «методика преподавания театральных дисциплин» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Методика преподавания социологии»

Конспект лекций по дисциплине: «методика преподавания театральных дисциплин» iconПояснительная записка Настоящий курс «Методика преподавания психологии»
Настоящий курс «Методика преподавания психологии» предназначена для студентов и магистрантов факультетов и отделений, обучающихся...
Конспект лекций по дисциплине: «методика преподавания театральных дисциплин» iconКонспект лекций для студентов направления 070104 «Морской и речной транспорт»
Конспект лекций рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «Судовождение» кгмту
Конспект лекций по дисциплине: «методика преподавания театральных дисциплин» iconКраткий конспект лекций для студентов дневного и заочного отделения...
Психология труда. Краткий конспект лекций /Сост. М. Д. Лапина – Мариуполь, 2004, 34 с
Конспект лекций по дисциплине: «методика преподавания театральных дисциплин» iconКонспект лекций Киров 2010 удк 681. 332
Теория автоматов (часть I). Конспект лекций /Киров, Вятский государственный университет, 2010, 56с
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница