Русский мир в контексте мировых цивилизаций. 2010


НазваниеРусский мир в контексте мировых цивилизаций. 2010
страница1/9
Дата публикации03.07.2013
Размер1.19 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Исправлено в 2012

Русский мир в контексте мировых цивилизаций. 2010.


  1. Понятие «культура». Понятие «цивилизация».

Цивилизация – появилось в сер.18 века во фр. языке, фр. историографии. У фр. просветителей в 1757 г. в академич. словаре впервые отмечено это слово. Через 20 лет оно появилось в Англии, тогда цивилизации противопост. варварству. Есть дикие, а есть цивилизованные народы – цивил.употр. в значении культура. Но слово культура уже было и во фр., и в англ. языках (пришло из нем. в 17 в.). Просто почему-то понадобилось новое слово. В России появ. в 20-е годы 19 в. в таком же значении. Но у Пушкина в 30-е гг. это слово появл. немного в другом значении: сначала в дневнике ы 1833 г. (сивилизация), а затем в статье «Джон Теннер». Статья – рецензия на книгу человека, который прожил в Америке с индейскими племенами 30 лет. Эта рецензия напечатана в 1836 г. в журн. «Современник», П. пишет: «Христ. цивилизация проявила все свои качества, когда перестала преследовать индейцев». Значит, если есть христ.цив.,то есть и другие, то есть цивил-я сущ. во мн.числе.

Цивилизации не должна включать оценочной сущности (у Данил. ее нет, а у Тойнби есть), т.к. должна показать кто каков, а не кто лучше.

В России научный яз. формировался с трудом, т.к. вся интеллигенция хорошо знала фр.,нем.,англ. У Чаадаева все его «Философич. письма» написаны на фр. там слова культура и цивилизация встречаются постоянно. Но чтобы это перешло в русский язык потребовалось время. Слово культура зафиксир. в словаре русского языка только в 1847г. Именно русским ученым досталась историч. миссия развивать мысль о том, что такое русская цивилизация и что такое мировые цивил., хотя более активны в этом вопросе были брит. ученые. Особенно в 20 веке.

Цивилизация (Тойнби) – большое, мощное сообщество людей. Либо одна большая нация, либо содружество наций, объединенных общими усилиями по защите, сохранению и росту этого сообщества, объединенных общим мировоззрением, религией, общими представлениями о нравственности и художественных ценностях, своим уникально творческим подходом к разрешению всех возникающих перед ней проблем и трудностей. Цивилизация – сложная энергетическая и творческая система, огромный творческий коллектив. Тойнби настаивает, что цивилизация – это, прежде всего, творческий процесс во всех областях (наука, ис-во, экономика…). Тойнби считает, что народ, вставший на путь цивилизации, не может повернуть назад. Если это происходит, то наступает постцивилизационный хаос.

Внешние признаки цивилизации: город, монументальные здания общественного назначения (храмы, дворцы), письменность. 4 признак – появление ремесел, начало развития промышленности. 5 – развитие искусства. Начало науки, интенсивная экономика – земледелие; государственность (в шумерской не было единого царства). Еще признак – существование элиты (государственной, религиозной, интеллектуальной). Классы (промышленники, крестьяне, рабочие). Тойнби считает, что мировая история – это история мировых цивилизаций. Валентин Иванович Фатющенко пишет, что в одном из томов «Истории Европы» не нашел слова цивилизация. Археологи применяют его в первую очередь к древним большим культурам, культурологи – к великим культурам. Для современных политологов цивилизация – это большие политические военные блоки.

Археологи ввели понятие «археологическая культура» и стали думать, что назвать цивилизацией, что культурой. Для древних цивилизаций посчитали обязательным наличие 3 признаков: города, большие монументальные памятники, письменность. Если таких признаков нет, то это археологическая культура. Н-р, в районе Царицына раскопана «дьяковская культура», около Ярославля – «фотьяновская культура». Концепция Д. подвергалась критике Вл. Соловьевым, А.П. Милюковым. По мнению Соловьева, к-рый постоянно боролся со славянофильством, Россия – часть Европы, культура у нас общая, поэтому никакой славянской цивилизации быть не может.

Живые цивилизации. Самуэль Хантингтон «Столкновение цивилизаций – это будущее XXI века». Он установил, что есть живые цивилиз.: Китайская, Японская, Индуистская, или Индийская; Исламская в Африке; Западная, Православная, Латиноамериканская (можно выделить Бразильскую), Африканская. Тойнби считает, что в Африке нет и не может быть цивилизаций. Многие ученые из Северной Америки утверждают, что у них своя цивилизация, которая началась в 18 веке, Тихоокеанская/ Североамериканская. Есть погибшие, есть убитые цивилизации. Формирование новых цив. – это живой процесс.

  1. ^ Понятие «мировая цивилизация». Представления о множестве цивилизаций.

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885). Биолог по образованию. Разработал идею мировых цивилизаций и написал книгу «Россия и Европа» (1869), имела антизападнический х-р. Дан. пишет, что есть несколько Цивилизаций – «культурно-исторические типы». На протяжении исторического времени за 6 тысячелетий сложились культурно-ист. типы, они рождались, развивались, погибали. Это идея циклического развития культурно-исторических типов. У него получилось 13 великих (мировых) цивилизаций. Дан.- биолог и употребляет биологич. термины. Цивилизация «рождается», постепенно набирает силу, достигает своего расцвета, а затем неизбежно должна деградировать и исчезнуть. В своем развитии и уходе с исторической арены цивил. не передает то самое важное, что она открыла. Это многим не нравилось, особенно рус. филос. Владимиру Сергеевичу Соловьеву (1853-1900). Дан. пишет, что цивил. цветет как разные виды кактусов. Есть такие вилы, которые цветут один раз в жизни. Большая Цивилизация, большой народ, по его мнению, «цветет» 1200-1500 лет. Он первым разработал не только идею мировых цивил.,но и их классификацию. Его заслуга в том, что он доказал, что мир.цив. создаются не одним каким-то народом, разные народы способны на это.

13 цивилизаций (или культурно-ист. типов):

  1. Египетская

  2. Большая Китайская

  3. Древнесемитическая, или Ассиро-вавилоно-финикийско-халдейская. Еврейская выделена отдельно.

  4. Индийская,

  5. Иранская,

  6. Еврейская. У англичан такой цивилизации нет;

  7. Греческая,

  8. Римская (англ.объеденили ее с Греч.);

  9. Новосемитическая, или Аравийская; Германо-романская, или Европейская;

  10. Мексиканская;

  11. Перуанская;

  12. Славянская (Дан.: «Ей принадлежит будущее»).

Внешние признаки цивилизации: город, монументальные здания общественного назначения (храмы, дворцы), письменность. 4 признак – появление ремесел, начало развития промышленности. 5 – развитие искусства. Начало науки, интенсивная экономика – земледелие; государственность (в шумерской не было единого царства). Еще признак – существование элиты (государственной, религиозной, интеллектуальной). Классы (промышленники, крестьяне, рабочие).

^ Тойнби считает, что мировая история – это история мировых цивилизаций.

Основной вопрос – вопрос об общении цивилизаций. Шпенглер – цивилизации не общаются вообще. Тойнби – общаются, но специфически. Безусловно, цивилизации заимствуют достижения друг друга. Огромное совпадение сюжетов, героев. Это взаимодействие культур/плагиат/заимствование сюжета? М.б. до разделения народов сюжет был общий, а потом пошли редакции. Момент общения не прямой. Каждый народ меняет сюжет под себя (н-р, французский салат повод для создания оливье).

  1. ^ Типы цивилизаций. «Живые» и «мертвые» цивилизации.

Живые цивилизации. Самуэль Хантингтон «Столкновение цивилизаций – это будущее XXI века». Он установил, что есть живые цивилиз.: Китайская, Японская, Индуистская, или Индийская; Исламская в Африке; Западная, Православная, Латиноамериканская (можно выделить Бразильскую), Африканская. Тойнби считает, что в Африке нет и не может быть цивилизаций. Многие ученые из Северной Америки утверждают, что у них своя цивилизация, которая началась в 18 веке, Тихоокеанская/ Североамериканская. Есть погибшие, есть убитые цивилизации. Формирование новых цив. – это живой процесс


  1. ^ Взаимоотношения между «цивилизацией» и «культурой».

  2. Учение Н.Я. Данилевского о «культурно-исторических типах», или цивилизациях. Количество цивилизаций у Данилевского.

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885). Биолог по образованию. Разработал идею мировых цивилизаций и написал книгу «Россия и Европа» (1869), имела антизападнический х-р. В сер. 19в. было распространено увлечение европейским., но Дан. сухо относился к Европе.

Дан. разделил историю человечества на несколько цивилизаций (культурно-исторический тип). Они существовали параллельно и отделены друг от друга. Взаимодействие культур он не признавал.

Дан. пишет, что есть несколько Цивилизаций – «культурно-исторические типы». На протяжении исторического времени за 6 тысячелетий сложились культурно-ист. типы, они рождались, развивались, погибали. Это идея циклического развития культурно-исторических типов. У него получилось 13 великих (мировых) цивилизаций. Дан-биолог и употребляет биологич.термины. Цивилизация «рождается», постепенно набирает силу, достигает своего расцвета, а затем неизбежно должна деградировать и исчезнуть. В своем развитии и уходе с исторической арены цивил.не передает то самое важное, что она открыла. Это многим не нравилось, особенно рус.филос. Владимиру Сергеевичу Соловьеву (1853-1900). Дан. пишет, что цивил. цветет как разные виды кактусов. Есть такие виды, которые цветут один раз в жизни. Большая Цивилизация, большой народ, по его мнению, «цветет» 1200-1500 лет (это слабость его теории, исключения – Китай ). Он первым разработал не только идею мировых цивил.,но и их классификацию. Его заслуга в том, что он доказал, что мир.цив. создаются не одним каким-то народом, разные народы способны на это.

13 цивилизаций ( или культурно-ист. типов):

  • Египетская,

  • Большая Китайская(продолжилась не 1200-1500, а больше),

  • Древнесемитическая, или Ассиро-вавилоно-финикийско-халдейская. Сюда не вошла еврейская – выдел.отдельно;

  • Индийская,

  • Иранская,

  • Еврейская. У англичан такой цивилизации нет;

  • Греческая,

  • Римская (англ.объеденили ее с Греч.);

  • Новосемитическая, или Аравийская;

  • Германо-романская, или Европейская;

  • Мексиканская;

  • Перуанская;

  • Славянская (Дан:«Ей принадлежит будущее»).

Неверно утверждение, что одна цивилиз.сменяет другую. Они сущ. как бы параллельно в ист.прочессе. когда он пишет свой труд, он говорит, что все-таки господствует Европейская, а буд.за Славянской. Важно отметить, что Дан. не знал о многих археолог.открытиях.

Возможно рассказать о двух цивилизациях, присутствующих у Данилевского: о Греческой и Римской. У Тойнби эти две цивилизации объединены (поэтому рассмотим их в сапостовлении) под номером 8 -Эллинская, или Греко-римская – XI в до н.э. – 476 г.н.э. (падение Рима), 753 г-основание Рима. (нач. 3 тыс до н.э. – первое поселение, начало др.греч.цив.). Римская цив. – мощное ответвление от Греческой. Римские статуи - в основном копии. Римляне пользовались греческой философией (римск. Философ Марк Аврелий писал труды на греческом). Гомер – 8 в. до н.э., 6 в. до н.э. – прорыв в философии (Фалес, Анаксагор, Анаксимандр, Гераклит, Платон). Тогда же произошла колонизации греков – заселение Апеннинского п-ва. Самый великий греч. храм – Дорийский. Расцвет вершит Эллинская цив. – 4 в. до н.э. В 6в. до н.э. – великая греч. лирика – Сапфо, Парфенон – 5 в. до н.э. Греки подарили на демократию, заботу о красивом теле, спорт. В архитектуре греки придумали все, что возможно (н-р, беседка, отдельно стоящая в парке, но в Др.Гр. не было арок, их придумали в Др.Риме).

Ахейское завоевание – покорили Балканский п-ов. 2 тыс.лет до н.э – начин. возвышение ахейцев (ахеян), примерно 14-13 столетие до н.э. – становятся очень могущественными, одна из 3х великих держав (др.Египет, Хетская имп., Ахеяне). В 13 в. уже были города. 1100 г.до н.э. – Дорийское завоевание- новый этап в истории Греции.

^ Нельзя приравнивать Др.Грецию и Др.Рим. Западная Европа считает себя наследницей Др.Рима, поэтому и приравнивают. Пантеон греч.богов=пантеон римских. Гр.демократия – чисто гражданский х-р, у римлян – удобство, соединение 3х типов властей: монархическая(власть2х консулов)+аристократическая+демократичекая.

В Др. Риме прекрасные дороги, в Гр. такого не было. Государство: Др.Гр – философия, демократия, ис-во, театр, не создали сильного гос-ва, нет единства; Рим- идеальное государство. Наполеон создает империю и едет короноваться в Рим.

Внецерковный х-р др.римского и др.греч.общ-ва.


  1. ^ Учение А. Дж. Тойнби о «мировых цивилизациях». Типы цивилизаций у Тойнби.

Английский историк 20 в. Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975) над концепцией цивилизаций работал больше 30 лет. У нас его стали переводить в 90-е годы 20в. основной его труд – «Постижений цивилизаций» («Постижение истории») в 12 томах. У нас вышел сокращенный перевод. Тойнби обосновал, сколько должно быть цивилизаций. Вначале было столько же, сколько и у Данилевского-13. Когда Тойнби в 30-е годы выпустил свой труд, он указал, что основную идею постижения истории берет у Данилевского, он прочитал его труд в 80е годы. Затем он увеличил количество цивилизаций до 23, к 1961 их было 37. Появилось более мелкое дробление культурно-исторических типов и оценочный момент. Тойнби назвал Православную цивилизацию в России как ту современную цивилизацию, которая зависит от древних. Была Православная цивилизация в Византии. Росси идет под №17. С самого начала Тойнби подвергся критике за то, что одни народы у него как бы цивилизованные, а другие – нет. Он объяснял, что это не уровень культуры, а уровень масштабности исторического развития, что это большие народы и большие культуры. В итоге он назвал свыше 600 культурных сообществ, которые тоже культурные, но до мировых цивилизаций не дотянули.

Тойнби считает, все культурные сообщества постоянно озабочены проблемой выживания, питания, размножения. Они пребывают на уровне этнического существования. Термин «этнический» Тойнби заимствовал у Данилевского. Народы на этническом уровне могут жить веками, оставляя после себя следы своего пребывания на земле – кострища, захоронения, бугры, ритуальные места. Но сказать, что они создали цивилизацию, нельзя. Цивилизация (Тойнби) – большое, мощное сообщество людей. Либо одна большая нация, либо содружество наций, объединенных общими усилиями по защите, сохранению и росту этого сообщества, объединенных общим мировоззрением, религией, общими представлениями о нравственности и художественных ценностях, своим уникально творческим подходом к разрешению всех возникающих перед ней проблем и трудностей. Цивилизация – сложная энергетическая и творческая система, огромный творческий коллектив. Тойнби настаивает, что цивилизация – это, прежде всего, творческий процесс во всех областях (наука, ис-во, экономика…). Тойнби считает, что народ, вставший на путь цивилизации, не может повернуть назад. Если это происходит, то наступает постцивилизационный хаос.

^ Цивилизации Тойнби (исходя из списка самого Фатющенко):

  1. Шумерская (ее Т.то убирал, то возвращал)-самая древняя цивилизация: 3300 лет до н.э – 2000 лет до н.э. находится на территории современного Ирака. Шумеры открыли письменность. Осталось достаточное количество глиняных табличек (были в иракском музее – после войны с США 70% табличек исчезло). Большинство носит бытовой характер. Первое упоминание о всемирном потопе (Окнапишти=Ной). Храмы: 2 тыс.лет до н.э. Ставили каменные подушки на 60 м под землей, колонны диаметром 1 м (Золотой Храм Пура, Пур – город, из которого вышел Авраам).

Англичанин Дэвид Ро: археолог, египтолог: цивилизация Египта вторична и произведена из Шумер. Противники этой концепции говорили, что у шумер не было единого государства, были отдельные города-государства, во главе каждого стоял «царь», который исп.высшие жреческие функции. В Шумерской цивил.сильную роль играла знать, аристократия. В древнеегип.такого не было, власть фараона была формальной (Тутанхамон убит жрецами). Фараон всегда был с одним кланом жрецов и боролся против других. В Египте аристократия не была допущена к власти. Дэвид Ро: сами шумеры считали, что пришли с севера. Они писали, что пришли из Арата. Непонятно ,что именно они имели в виду. «К горам Араратским» прибыл ковчег Ноя. Гора Арарат находится в Турции, ее им отдал Ленин. Еще одна теория – горы в Ираке. Исследователи не решаются выделить шумерский язык, его расшифровывают, но не могут сказать, к какой группе относится.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Русский мир в контексте мировых цивилизаций. 2010 iconИстория беларуси (в контексте мировых цивилизаций)
Калилец Л. М. (англ), Иванюк Н. В. (англ), Повх И. В. (англ), Резько П. Н. (англ), Кравченко Т. В. (англ), Полева И. А. (нем)
Русский мир в контексте мировых цивилизаций. 2010 iconИстория беларуси (в контексте мировых цивилизаций)
Калилец Л. М. (англ), Иванюк Н. В. (англ), Повх И. В. (англ), Резько П. Н. (англ), Кравченко Т. В. (англ), Полева И. А. (нем)
Русский мир в контексте мировых цивилизаций. 2010 iconИстория беларуси (в контексте мировых цивилизаций)
Калилец Л. М. (англ), Иванюк Н. В. (англ), Повх И. В. (англ), Резько П. Н. (англ), Кравченко Т. В. (англ), Полева И. А. (нем)
Русский мир в контексте мировых цивилизаций. 2010 iconВопросы к экзамену (дифференцированному зачёту, зачёту) по дисциплине...
История как наука. Объект и предмет исторического познания. Принципы и методы исторических исследований
Русский мир в контексте мировых цивилизаций. 2010 iconИстория мировых цивилизаций
«Сравнительная характеристика формационного и цивилизационного подходов к истории» – до 5 баллов
Русский мир в контексте мировых цивилизаций. 2010 iconИстория мировых цивилизаций
Выберите один ответ. Учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания, называется …
Русский мир в контексте мировых цивилизаций. 2010 iconВопросы к экзамену по дисциплине «история мировых цивилизаций»
Переход Европы от античности к феодализму: смена форм государственности. Проблема феодализма
Русский мир в контексте мировых цивилизаций. 2010 iconКонкурс рисунка Дети рисуют свой русский мир: «О спорт, ты мир!»
Олимпиады 1980 – мы объявляем конкурс рисунка «О спорт, ты – мир!». Ибо спорт объединяет в порыве к победе, делает из слабого сильного,...
Русский мир в контексте мировых цивилизаций. 2010 iconИнформационное письмо
Кафедра всеобщей истории Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева организует проведение Всероссийской...
Русский мир в контексте мировых цивилизаций. 2010 iconСовременный русский литературный язык
Современный русский язык является одним из мировых языков наряду с английским, китайским, хинди, испанским и французским и занимает...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница