Учебное пособие Выпуск Исправленное и дополненное в учебном пособии раскрываются теоретические проблемы возникновения, развития и современного состояния мировой и отечественной культуры;


НазваниеУчебное пособие Выпуск Исправленное и дополненное в учебном пособии раскрываются теоретические проблемы возникновения, развития и современного состояния мировой и отечественной культуры;
страница1/18
Дата публикации02.04.2013
Размер2.8 Mb.
ТипУчебное пособие
userdocs.ru > Культура > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


По курсу "Культурология"
Севастьянов Михаил Александрович,

кандидат исторических наук, доцент

Актуальные проблемы теории и истории зарубежной и отечественной культуры.
Учебное пособие
Выпуск 2. Исправленное и дополненное

В учебном пособии раскрываются теоретические проблемы возникновения, развития и современного состояния мировой и отечественной культуры; делается попытка комплексного рассмотрения динамики культурологических процессов, происходящих в мировой истории.

На ярких примерах подвижничества величайших мировых и отечественных деятелей культуры и искусства показывается непреходящее значение творчества для прогресса общества, личности человека.

Издание рекомендовано для использования в учебном процессе

^ К читателю
В Высшей школе России студенты всех ВУЗов и специальностей изучают гуманитарные науки. Среди них особое место занимает наука культурология.

В широком смысле слова эта наука о культуре, ее многообразных формах и проявлениях. При этом речь идет о локальных культурах и их возникновении, развитии и современном содержании, а также о мировой культуре, которая аккумулирует лучшие образцы локальных культур и позволяет выработать определенные эталоны, по которым можно равняться, с чего брать пример.

В узком смысле слова наука культурология изучает аспекты культуры человека и общества, взаимодействуя при этом с другими гуманитарными дисциплинами: историей, философией, социологией, этикой, эстетикой и др.

Культурология - это наука о культуре и предметом ее являются объективные закономерности общечеловеческих и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной, социальной и духовной культуры.

Без понимания и умения самостоятельно осмысливать все эти и другие аспекты культуры человек не может состояться как личность, как гражданин.
Глава 1. Культура и цивилизация
1.1. Культура как социальное явление

Понятие культура очень многообразно, поэтому определений у нас очень много. По оценкам специалистов их более 500, и каждое трактует его с той или иной позиции.

Мы остановим Ваше внимание на одном определении, которое характеризует культуру как всеобщее явление.

Культура - это совокупность материальных, социальных и духовных ценностей, которые выработало и продолжает вырабатывать человечество в процессе общественно-исторической деятельности. Это определение позволяет нам посмотреть на культуру как на постоянно развивающийся процесс, который одновременно удерживает основу своей жизнедеятельности - ценности, накопленные на протяжении всей истории (традиция).

В этом определении четко выражен комплексный характер культуры через ее составные части - материальное, социальное и духовное содержание.

Культура не существует вне человека и поэтому логично задать вопрос - с чего она начинается?

В научной литературе на этот вопрос можно встретить самые разнообразные ответы и версии. Не затрудняя читателя их перечислением, предложим на Ваш суд версию о том, что культура начинается с захоронений.

В самом деле, в течение многих тысяч лет первобытный человек не мог себе позволить такую роскошь, как похороны ближнего из-за недостатка продуктов питания. Погибший, умерший, или просто слабый беспощадно поедался в интересах продолжения рода. Но, по мере развития первобытного общества, возникновения зачатков сознания, мифического воззрения, в нем зарождается потребность в организации относительно постоянных стоянок и захоронений.

В это время на почве фетишизма (фр. fetiche - идея, талисман) - веры в сверхъестественные свойства материальных вещей, как природных, так и сделанных человеком и тотемизма - веры в кровнородственные связи между родом и определенным растением и животным зарождаются примитивные религии. Вместе с ними входят в обиход и объекты: поклонения, магия, захоронения. Вот этот период развития человечества и можно, на наш взгляд, считать началом, возникновением культуры.

Термин "культура" происходит от латинского слова colere, что означает возделывать, обрабатывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивные методы возделывания зерновых культур - возник термин agriculture или искусство земледелия. Уже в XVIII веке его стали употреблять и по отношению к людям, отличающимся изяществом манер и начитанностью. К современной трактовке понятия "культура" все чаще присоединяется понятие "интеллигентность". Отметим, что в ряде случаев эти понятия используются как синонимы и это не совсем правильно.

Современный культурный человек - прежде всего личность высоконравственная, духовная, но не обладающая высокими знаниями в области того или иного вида искусства а, соответственно, не живущая этими проблемами. Культурный человек не позволит себе жить по законам двойной морали и чем бы он ни занимался физическим или умственным трудом, он всегда будет на высоте своей гражданской позиции, долга перед обществом, семьей, друзьями и близкими.

Интеллигент - это изначально уже культурный человек. Он воплощает в себе творческий потенциал своей культуры, своего народа. Высокие знания его постоянно находятся в действии. Они служат на благо общества, именно они преобразуют мир по законам морали, нравственности, красоты.

Вот почему деградация интеллигенции означает смерть культуры и духовную гибель народа. После того, как мы развели понятие "культурный и интеллигентный человек", уместно ввести понятие "цивилизация".

Термин "цивилизация" зародился в Древнем Риме (от civil- гражданственный, государственный) и трактовался первоначально как общество, противоположное варварству. Исходя их этой посылки, легко заметить, что нельзя отождествлять культуру и цивилизацию или резко противопоставлять их. По своей сути цивилизация является порождением культуры на определенной исторической стадии, когда общество созревает для расслоения на имущих и неимущих, и для защиты интересов первых создается государство. Далее эти два явления: культура и цивилизация существуют уже вместе, постоянно оказывая влияние, взаимопроникая и пронизывая друг друга. Из множества определений цивилизации выберем, на наш взгляд, наиболее существенное.

Цивилизация - общество, в котором социальные связи доминируют над природными. Теорий возникновения и развития цивилизаций, так же как и культур очень много.

В нашем пособии мы предложим Вам теорию английского философа, историка и социолога А.Тойнби (1889-1975 гг.), изложенную им в своей работе "Постижения истории" в 12 т. (1934-1961 г.г.). Согласно взглядам А.Тойнби всемирная история представляет собой совокупность отдельных, своеобразных и относительно замкнутых цивилизаций [1].

Каждая из них проходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего наступает гибель. Движущей силой развития цивилизации является так называемое "творческое меньшинство", которое удачно отвечая на исторические "вызовы", увлекает за собой инертное (или нетворческое) большинство. Своеобразие этих "вызовов" и "ответов" определяет специфику каждой цивилизации, иерархию ее ценностей и т.д.

Оказавшись неспособной решать очередную социально-историческую задачу, "творческое меньшинство" отчуждается от "инертного большинства", которое самостоятельно или совместно с варварской периферией разрушает данную цивилизацию, если она прежде не гибнет от военных поражений, либо естественных катастроф.

По данной методике А.Тойнби можно анализировать практически любые исторические и культурологические катаклизмы: будь то падение Великого Древнего Рима или сход с исторической арены КПСС. Выход для человечества Тойнби усматривает в духовном совершенствовании и достижении единой синкретической религии будущего.

^ 1.2. Исторические типы цивилизаций

Как и любое явление цивилизации проходят свой, неповторимый путь в истории человечества. И все же, чисто в познавательных целях необходимо выявить их общие черты и попытаться проследить тенденции и перспективы будущего.

Все ранние, молодые цивилизации были космогенными (т.е. всеобщими). Это значит, что будучи по сути оригинальными, отличными друг от друга, они руководствовались в своем развитии одним, главным принципом - самосохранения и стабильности. Это означало, что вырвавшаяся вперед цивилизация (например, Древняя Греция) делала все возможное для того, чтобы оставить неизменным подобное положение и состояние навечно. Для этого надо закрыться в "панцирь" и не допускать ничего того, что могло бы изменить создавшееся положение. Вот почему такие цивилизации рано или поздно сходили с исторического пути: они рушились либо под напором внешнего врага (Древняя Греция), либо в результате неразрешенных внутренних противоречий (Древний Рим).

На смену космогенным цивилизациям приходят новые, современные, так называемые техногенные.

Главным принципом этих, также оригинальных и непохожих цивилизаций является постоянное стремление и способность к умножению знаний к изобретению нового. Его реализация возможна лишь в условиях свободы творчества и постоянного взаимообмена достижениями в области информации, технологии, культуры. Реализация цели достижения прогресса во всех сферах жизни общества возносит цивилизации на новый качественный уровень развития. Другими словами, путь, который раньше человечество проходило сотнями, тысячами лет сегодня преодолевается за годы, месяцы, дни.

Достижения техногенных цивилизаций несомненны: жизнь стала более комфортна, удобна; человечество справилось со многими своими болезнями, создала предпосылки для будущего прорыва в науке, культуре, социальной сфере.

Но вот на самом пике торжества техногенных цивилизаций они вдруг стали испытывать очень глубокий кризис. Он затронул практически все стороны общественного и личного бытия человека, его нравственные и физические аспекты. В самом деле, спросим себя: получив столько возможностей для реализации своих планов на будущее, комфорт и достойную (правда не везде и не всегда) жизнь стал ли современный человек по настоящему счастлив? Стал ли он защищен от тех случайностей, которые могут активно вмешиваться в его жизнь?

В современном мире, как никогда явно стали проявлять себя существенные межнациональные и межконфессиональные разногласия (Чечня, Израиль и Палестина, Ислам и Христианство).

Вследствие бездумной эксплуатации ресурсов природы значительно ухудшалось экологическое положение всей планеты. Экономические катастрофы из исключений стали почти нормой (Чернобыль).

Из всего этого и др. факторов можно сделать вывод, что будущие (или будущая) цивилизация должны учесть опыт техногенных цивилизаций и не допустить их ошибок. На наш взгляд, главное это поставить под определенный контроль специально созданных межгосударственных органов сам принцип дальнейшего развития общества, который сегодня звучит примерно так "хочу и свободно клонирую человека; делаю ядерную бомбу, которая может уничтожить все".

Мир очень хрупок - человечество может уйти с исторической арены даже без всеобщей ядерной войны, а просто по прихоти какого-нибудь гениального безумца. Что же может спасти этот мир? Великий русский писатель Ф.М.Достоевский говорил, что мир спасет красота. Трудно спорить с этим. Но что есть красота, как ни высочайшая культура, которая позволяет человеку достичь выдающихся результатов в творчестве и подарить их людям. Вот поэтому-то мы всегда должны помнить, что культура первична по отношению к цивилизации и как бы ни были велики достижения последней - достижения в культуре должны их немного опережать.

В последующих главах нашего пособия мы будем постоянно возвращаться к проблеме взаимодействия и взаимопроникновения культурных процессов в процессы цивилизации. На опыте ряда стран и народов мы попытаемся глубже осмыслить динамизм и остроту этой поистине глобальной проблемы. При анализе культуры в нашем пособии основной акцент будет сделан на раскрытие творческого потенциала стран, народов и отдельных великих их представителей. Свой экскурс мы начнем с характеристики видов искусства и древних культур, заостряя Ваше внимание на самобытном искусстве и религиях народов и стран.

Основная задача пособия: анализ становления и развития отечественной культуры, ее составляющей - искусства, показ глубокой и неразрывной связи ее корней и традиций с современной и будущей культурой.

^ 1.3. Виды искусства

На вопрос, что такое искусство, ответить и легко и трудно. Проще сказать: искусство – это художественная литература, музыка, живопись, театр, кино, архитектура и др. Но это будет не ответ, а лишь перечисление различных видов искусства. Гораздо труднее дать логическое определение различных видов искусства, т.е. указать на то общее, что лежит в основе всех этих видов.

Можно сказать так: искусство – это эстетическая деятельность человека. Пишет ли он роман, картину, танцует в балете или проектирует монумент – он создает эстетическую ценность. В свою очередь, эстетическая деятельность совершается по законам красоты, направлена на созидание прекрасного и возбуждение положительных эмоций.

Красота в искусстве - это нечто большее, чем миловидность и приятность. Она неотделима от силы духа, гармонии, внутренней природы и характерности. Об этом очень образно сказал скульптор Роден: «В искусстве прекрасно только характерное. Характер - это глубокая правда любого явления природы и общества, все равно - прекрасно оно или безобразно». Таким образом, эстетическая ценность любого произведения искусства определяется мерой его внутренней правды, т.е. качеством отражения. Вспомним, как в кино играл роль бабы Яги известный актер Миляр: совсем несимпатичный образ в его творчестве превращался в шедевр. Почему? Да потому, что именно такую бабу Ягу мы себе и представляли из детских сказок.

^ 1.4. Художественный образ

Сущность этого явления заключается в том, что он в ограниченной форме выражает безграничное содержание, в немногом выражает многое, в отдельном - всеобщее. Поэтому и чувства, выражаемые искусством – особые, не совсем такие как в обычной жизни. Они велики, масштабны, они снимают границы между отдельным человеком и целым человечеством.

Эстетическое отражение действительности есть тем самым и ее познание. Но искусство не только познает, но и творит, созидает. Ведь каждое произведение искусства – поэма, фильм, картина - представляет собой уникальный прекрасный предмет, созданный неподражаемым мастером. Может быть самое главное в искусстве то, что оно сближает людей, создает духовно-нравственное общество, которое обладает колоссальной силой формирования и воспитания личности.

Подведем некоторые итоги:

во-первых, искусство есть элемент духовной культуры. Определяющим в нем является идейное содержание. Поэтому памятники искусства, хотя их идейное содержание и не существует вне материального воплоще­ния, не могут быть отождествлены с памятниками материальной культуры.

во-вторых, искусство является формой общественного сознания, специфически отражающее действительность. Специфика искусства как формы отражения реальной жизни заключается в том, что оно познает мир в форме художественных образов.

в-третьих, искусство представляет собой не зеркальное воспроизведение действительности, а ее творческую переработку. Процесс переработки представляет собой переосмысление действительности с позиций определенного идеала, выработку художником своего отношения к действительности, оценку ее. Следовательно, искусство - не только отражение действительности, но и особое - творческое отношение к ней художника.

Наконец, в-четвертых, искусство является сферой человеческого труда, особой областью духовного производства, результат которого рассчитан на удовлетворение духовных потребностей.

Все это позволяет определить искусство как особую форму общественного сознания и человеческой деятельности, в которой органически сочетается художественно-образное познание жизни с творчеством по законам красоты.

Искусство - многовидовое явление. Во всем своем многообразии оно разделяется на определенные виды, отличающиеся друг от друга своей материальной формой, специфическим содержанием и способом создания художественного образа. Благодаря этому каждому виду присуще и особое значение в общественной жизни.

Родившись на заре человеческого общества, искусство не только не утратило своей роли в жизни человека, но поднялось еще на более высокую ступень по лестнице духовных ценностей.

Таким образом, искусство не только познает, но и созидает общество. Его роль и значение невозможно переоценить в истории: на ярких примерах своих шедевров оно показывало людям чего может достичь человек, который сочетает свой талант с трудолюбием и мужеством.

^ 1.5. Литература, как вид искусства

Слово литература происходит от латинского литера - буква, т.е. то, что написано, письменность. Естественно, что и до изобретения письменности, у разных народов, в различные периоды их деятельности было устное народное творчество (фольклор). Поэтому мы вправе сказать, что это искусство зародилось вместе с зарождением культуры.

Лучшие писатели всех стран мира во все века были мыслителями, глубоко задумывающимися над судьбой человека и общества. Вот почему самыми творческими людьми были те писатели, у которых четко просматривается его позиция, отношение к тому, о чем он пишет, что он считает главным, нужным и актуальным. Настоящий писатель умеет абстрагироваться от личного и выразить то, что будет понятно и важно другим людям. Поэтому в основе значимого литературного произведения всегда стоит глубокое проникновение в жизнь общества, к которому ты принадлежишь и человека, который в нем живет.

^ Лучших писателей можно смело сравнить с разведчиками будущего, с теми отважными завоевателями новых неизвестных пространств, о которых писал знаменитый норвежский путешественник Фритьев Нансен «Последуем за узким следом полозьев, за маленькими черными точками, прокладываемыми как бы рельсовый путь в самое сердце неведомого. Ветер веет и мчится через эти ведущие по снежной пустыне следы. Скоро они исчезнут. Но путь проложен, мы приобрели новые знания, и подвиг этот будет сиять во веки веков».

^ 1.6. Изобразительное искусство

Живопись, графика, скульптура и архитектура называются изобразительным искусством потому, что их образы существуют в реальных зримых формах. В отличии от литературы, музыки, театра, кино и др. изобразительные искусства не способны передавать мир во времени, в движении, в развитии. Они ограничены только одним мгновением. Образы изобразительного искусства существуют не во времени, а в пространстве.

Изобразительное искусство отображает действительность в зримых формах. Но это вовсе не значит, что оно показывает нам только внешнюю сторону жизни, не раскрывая нам душевный мир людей и внутренний мир событий. Изобразительное искусство по-своему передает сущное и учит видеть и понимать то, что нас окружает. «Живопись- это поэма к красках, поэзия - это картина в словах», - древнекитайский художник Ван Вей.

1.7. Музыка

Музыка представляет сложную структуру звучащих форм и смыслов. Прежде всего - это сам музыкальный звук с его особенностями, отсутствием внешней предметности в звуковыражении и даже изображении; это и временный характер течения звукового потока, и обращение к слуховому (субъективному) чувству человека. Ее важнейшими средствами выразительности являются мелодия, ритм, темп, тембр, интонация.

Специфика музыкального содержания - в отражении движений и характеров, а не внешних очертаний предметов. Музыка определенным способом воздействует на слушателей, находит отклик в глубинах души человека и формирует в его сознании музыкальные образы оригинальным языком - пульсацией ритмов, нарастанием и спадами мелодии, динамикой, тембром и другими выразительными средствами. Именно потому, что музыка не обращается к объективным формам предметов и явлений действительности, для ее постижения необходима точная ориентация в системе музыкального языка.

Несомненно, любое психологически глубокое воплощение духовного мира людей учит человека лучше разбираться в сложных, порой противоречивых чувствах, также воспринимать все богатство внутренней жизни человека, воспитывает культуру чувств. И это - важная грань воспитательного воздействия многих великих образцов художественного творчества, которые замечательны как раз глубиной и разносторонностью эмоциональных характеристик. Важно отметить и следующее: чтобы произведения искусства оказывали определенное влияние на внутренний мир человека, он должен быть подготовлен к этому, должен быть способен понять ее, осмыслить, воспринять и пережить, проникнуться выраженными в ней идеями и чувствами, получить от нее наслаждение. «Искусство неисчерпаемо, как жизнь, и ничто не позволяет нам почувствовать это лучше, чем неиссякающая музыка, чем океан музыки, наполняющий собой века» - ярко подметил известный писатель Р.Роллан. «Музыка - широкое небо над всеми искусствами: она безгранична, ее законы приложимы ко всем видам и жанрам художественного творчества. Музыкальность - едва ли не высшая похвала любому произведению искусства. Музыка - это звучание времени, его дух» - это слова великого скульптора С.Т.Коненкова.

1.8. Театр

У театра, как вида искусства, есть особое качество, присущее только ему одному. На каждом спектакле актер как бы заново создает свою роль. Любой новый спектакль по- другому раскрывает судьбы, по-своему говорит о жизни людей. Театральный зритель видит на сцене характер человека с его радостями и страданиями, мыслями и поступками и сочувствует или негодует тому, что происходит на его глазах. В этом живом и непосредственном взаимодействии, сопереживании актера и зрителя таится огромная сила искусства театра.

Сохраняя верность деталям, обстановки, черт, присущих конкретным людям, театр призван изображать типичные характеры в типичных обстоятельствах. Вот почему зрители часто узнают среди актеров себя, своих современников, даже в представлении исторических пьес. ( Вспомним «Ревизора» или «Горе от ума»). Театр по образному выражению Маяковского, «не отображающее зеркало, а увеличительное стекло». Как бы не развивалась театральная техника – от зари этого вида искусства в Древней Греции до сегодняшнего дня главными творцами театрального искусства были и остаются драматург, режиссер и актер. Без них искусство театра не могло бы существовать. В самом деле, пьеса (драма) дает театру основной материал для спектакля, в котором ее содержание раскрывается специфическими театральными средствами. Драматург при этом, как бы поясняет режиссеру свой замысел, а тот, в свою очередь, адаптирует ее для конкретных актеров. Замысел драматурга и режиссера доносит до зрителя актер. Спектакль получается по-настоящему интересным для зрителя, если в его содержании есть конфликтная ситуация, которая реализуется талантливой игрой актера. При этом лучшие актеры те, кто на сцене живут жизнью своего героя и заставляют зрителя поверить в это. « В самом деле, - писал Белинский о театре, видеть на сцене всю Русь, с ее добром и злом, с ее высоким и смешным, слышать говорящими ее доблестных героев, вызванных из гроба могуществом фантазии, видеть биение пульса ее могущественной жизни … О ступайте в театр, живите и умрите в нем, если можете».

1.9. Кино

Кино - самое молодое из искусств- появилось на рубеже XIX и XX вв. Главное средство кино - изображение (снятые на пленку люди, события, предметы, пейзажи и звуки). Благодаря этому кино объединяет в себе элементы других искусств: литературы, живописи, театра, музыки и др. По этому оно так богато по своим выразительным средствам и художественным возможностям. В нем неразрывны пространство, время и движение, его произведения доступны, наглядны, впечатляющи.

^ Кино не только синтезирует средства других видов искусства, а обладает и своими собственными выразительными возможностями. Прежде всего это смена планов, ракурсов, их соединение, объединение (монтаж). Монтаж - это отбор людей, предметов, событий в определенном ритме и темпе, их своеобразная трактовка.

Богатые возможности таятся в ускорении и замедлении съемки, в использовании трюковых и комбинированных кадров. Другими словами средствами кино можно правдиво и полно изобразить все: время и людей, города и страны, чувства и мысли. В кино любая фантазия становится реальностью и наоборот. Еще одно преимущество кино - это возможность неограниченного тиражирования его произведений. При этом одну и туже копию можно демонстрировать неограниченное количество раз. Это делает кино доступным миллионам, массовым искусством.

Искусство кино, как никакое отвечает потребностям людей в синтетическом произведении, разносторонне охватывающее жизнь человека и общества, стремящихся к совершенству.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Похожие:

Учебное пособие Выпуск Исправленное и дополненное в учебном пособии раскрываются теоретические проблемы возникновения, развития и современного состояния мировой и отечественной культуры; iconЭкономика и организация здравоохранения Учебное пособие 2-е издание,...
В связи с этим в настоящем учебном пособии вначале рассматриваются основы теории экономики, а затем – возможности их реализация в...
Учебное пособие Выпуск Исправленное и дополненное в учебном пособии раскрываются теоретические проблемы возникновения, развития и современного состояния мировой и отечественной культуры; iconМ. Н. Макарова в данном учебном пособии изложены теоретические основы...
Пособие предназначено для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов. В учебном пособии даны общие...
Учебное пособие Выпуск Исправленное и дополненное в учебном пособии раскрываются теоретические проблемы возникновения, развития и современного состояния мировой и отечественной культуры; iconУчебное пособие по математике Датировано: июнь 2012 Важная информация...
Это учебное пособие создано для подготовки студентов к академическому квалификационному тесту по математике. Ответы прилагаются в...
Учебное пособие Выпуск Исправленное и дополненное в учебном пособии раскрываются теоретические проблемы возникновения, развития и современного состояния мировой и отечественной культуры; icon1. предмет, метод и принципы российского
Предпринимательское право: Учебное пособие"(3-е издание, исправленное и дополненное)(Смагина И. А.)("Омега-Л", 2009)
Учебное пособие Выпуск Исправленное и дополненное в учебном пособии раскрываются теоретические проблемы возникновения, развития и современного состояния мировой и отечественной культуры; iconДомашнее задание: первая тема «Общие теоретические основы предпринимательского...
Евгений Владимирович Щепилов замещает сегодня Леонида Александровича Григорашенко
Учебное пособие Выпуск Исправленное и дополненное в учебном пособии раскрываются теоретические проблемы возникновения, развития и современного состояния мировой и отечественной культуры; iconУчебное пособие Днепропетровск
В учебном пособии приведена информация дающая необходимые знания по дисциплине “Финансы”
Учебное пособие Выпуск Исправленное и дополненное в учебном пособии раскрываются теоретические проблемы возникновения, развития и современного состояния мировой и отечественной культуры; iconМетодическое пособие по курсу «Искусство Древней Греции и Рима» для...
Учебное пособие предназначено для всех изучающих и интересующихся античными памятниками мировой культуры
Учебное пособие Выпуск Исправленное и дополненное в учебном пособии раскрываются теоретические проблемы возникновения, развития и современного состояния мировой и отечественной культуры; iconУчебное пособие Ответственный редактор С. Л. Лонь Издание третье, исправленное и дополненное
О. И. Андреева, О. В. Воронин, С. Л. Лонь, Д. А. Мезинов, М. К. Свиридов, Н. Г. Стойко, Ю. В. Танцерева, Т. В. Трубникова, Н. С....
Учебное пособие Выпуск Исправленное и дополненное в учебном пособии раскрываются теоретические проблемы возникновения, развития и современного состояния мировой и отечественной культуры; iconУчебное пособие для студентов филологических факультетов вузов Издание...
Русская постмодернистская литература: Учеб пособие. 3-е изд., изд., и доп. — М.: Флинта: Наука, 2001. — 608 с. Isbn 5-89349-180-7...
Учебное пособие Выпуск Исправленное и дополненное в учебном пособии раскрываются теоретические проблемы возникновения, развития и современного состояния мировой и отечественной культуры; iconУчебное пособие для студентов филологических факультетов вузов Издание...
Русская постмодернистская литература: Учеб пособие. 3-е изд., изд., и доп. — М.: Флинта: Наука, 2001. — 608 с. Isbn 5-89349-180-7...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница