Учебное пособие / Под ред проф. Г. В. Драча. М.: Альфа-М, 2003. 432 с. Isbn 5-98281-003-7 (в пер.)


НазваниеУчебное пособие / Под ред проф. Г. В. Драча. М.: Альфа-М, 2003. 432 с. Isbn 5-98281-003-7 (в пер.)
страница1/35
Дата публикации08.07.2013
Размер5.89 Mb.
ТипУчебное пособие
userdocs.ru > Культура > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35
Культурология



альфа-м Под редакцией профессора Г.В. Драча Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия по дисциплине «Культурология» для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям и направлениям подготовки Москва • 2003

УДК 088(075:8) ББК 71.0 К90 Рецензенты:

доктор философских наук, профессор В.Е. Золотухин, доктор философских наук, профессор С.В. Резванов Авторы:

Г.В. Драч (редактор), В.Е. Давидович, А.Н. Ерыгин, Н.Н. Ефремов, MB. Заковоротная, Е.В. Золотухина, В.К. Королев, Т.П. Матяш, Л.М. Павкин, В.И. Сороковикова, О.С. Туманова, Е.А. Чичина, В.А. Шкуратов, Л.А. Штомпель, О.М. Штомпель К90

Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. - 432 с. ISBN 5-98281-003-7 (в пер.)

Пособие подготовлено на кафедрах теории культуры, этики и эстетики и исторической культурологии Ростовского государственного университета. Представляя авторскую концепцию содержания культурологии как научной и учебной дисциплины, отвечает требованиям государственного образовательного стандарта. Содержит типологии культуры, материалы по теории культуры, проблемам современного культурологического знания, взаимоотношениям культуры с обществом, природой, личностью. Для студентов высших учебных заведений, а также всех, интересующихся теорией мировой и отечественной культуры.

УДК 088(075.8) ББК 71.0 ISBN 5-98281-003-7 © Альфа-М, 2003 © Авторы, указанные на обороте титульного листа, 2003

Электронное оглавление

Электронное оглавление 2

^ ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА 6

Глава 1. СТРУКТУРА И СОСТАВ СОВРЕМЕННОГО КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО
ЗНАНИЯ 8


§ 1. Культурология как научная дисциплина 8

Культурология и гуманитарное образование 8

Предмет и задачи культурологии 10

Культурология, философия культуры, история культуры, культурантропология 11

Принципы культурологической подготовки 12

§ 2. Историческое развитие представлений о культуре 13

Античные представления о культуре 13

Понимание культуры в эпоху Средневековья 15

Осмысление культуры в Новое время 17

§ 3. От философии культуры к культурологии 21

Философия культуры конца XIX в.. 21

Неогегельянство. . 24

Классический позитивизм и культурология 25

Теория культуры и культурантропология 26

Конституирование культурологии как науки 28

^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 30

ЛИТЕРАТУРА 30

Глава 2. ОНТОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ 31

§ 1. Современные культурологические теории и методы 31

Предварительные замечания 31

Феноменология 31

Психоанализ 37

Структурализм, постструктурализм, семиотика 44

§ 2. Сущность и основные функции культуры 54

Основные подходы к пониманию культуры 54

Аксиологический (ценностный) подход 55

Семиотический подход 57

Структуралистский подход 57

Социологический подход 57

Гуманитарный подход 58

Что такое сущность культуры? 58

§ 3. Основные понятия культурологии 61

Обыденные и теоретические представления о культуре 61

Культура личности, того или иного сообщества (группы), культура человечества 62

Специфика культурных форм в различных сферах жизни 62

Понятия «культура» и «культ». Содержательная связь между ними 63

Общение и диалог в функционировании культуры 63

Традиции и новации 64

Характеристика языков культуры 65

Корневая и высокая, элитарная и демократическая культуры. Масскульт 65

Универсальность культуры и ее конкретно-региональные и исторические проявления 66

Пути распространения и восприятия культуры 67

§ 4. Морфология культуры 67

Предварительные замечания 67

Духовная культура 68

Моральная культура 69

Художественная культура 69

Материальная культура 70

экономическую культуру.. 71

В физической культуре принято выделять четыре сферы.. 72

§ 5. Статика и динамика культуры 73

Стабильность и нестабильность в культуре 73

Культурный застой и кризис 77

Пути выхода из кризиса 80

Обновление человека 83

§ 6. Основные подходы и принципы типологии культуры 87

Понятие типа культуры 87

Историческая типология культуры (линейный подход) 88

Культурно-типологические исследования (локалистский подход) 90

Современные подходы в типологии культуры 92

^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 9
ЛИТЕРАТУРА 95

Глава 3. КУЛЬТУРА И МИР 97

§ 1. Культура и природа 97

Культура как «вторая природа» 97

Взаимодействие культуры и природы 98

§ 2. Культура и общество 99

Соотношение культуры и общества 99

Социальное бытие культуры 103

Субкультура 103

Контркультура 103

Срединная (традиционная) культура 103

§ 3. Культура и личность 107

Личность как субъект культуры 107

Патологические формы взаимодействия личности и культуры 109

Культурный шок 109

Нарциссическая личность 109

Инкультурация 109

Социализация 110

Инкультурация и социализация в истории 112

§ 4. Культурная картина мира 114

Понятие культурной картины мира 114

витальные ценности: 117

экономические ценности 118

социальные ценности 118

религиозные ценности: 118

Знаки и символы в культуре 118

Знак 118

знаки-обозначения... 118

знаки-модели.. 118

символы 118

Смысл и значение в культуре 120

Культурные коды 122

§ 5. Способы культурной идентификации 127

Культурная идентичность и культурная идентификация 127

Структурная основа 129

Цель 129

Культурная идентификация как процесс 131

§ 6. Межкультурные коммуникации 133

Основные проблемы межкультурных коммуникаций 133

Фоновые знания 136

Национально-культурная специфика общения 136

Факторы, отражающие культурную традицию, 136

Факторы, обусловленные социальной ситуацией 136

Факторы, связанные с этнопсихологией 136

Факторы, связанные с наличием 137

Факторы, определяемые спецификой языка, 137

Эмотивные лакуны 140

ассоциативные лакуны 140

Двуязычие 143

^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 143

ЛИТЕРАТУРА 144

Глава 4. КУЛЬТУРОГЕНЕЗ 145

§ 1. Культура нижнего палеолита и эволюция человека 145

Предварительные замечания 145

Формирование человека разумного 145

Соотношение примитивного и современного человека 147

§ 2. Культуры верхнего палеолита 148

Культура Homo sapiens 148

Общая реконструкция палеолита 150

Ранний палеолит 150

Средний палеолит 150

Верхний палеолит 150

Перигорд (35-20 тыс. лет назад) 150

Ориньяк (30-19 тыс. лет назад) 150

Солютре (18-15 тыс. лет назад). . 151
Мадлен (15-10 тыс. лет назад).. 151

Цивилизационное единство верхнего палеолита 152

Первоосновой духовной культуры верхнего палеолита является магия... 152

§ 3. Культура мезолита и неолита 155

Мезолит 155

Охотники и рыболовы неолита 156

Земледельцы неолита 157

Магия и мифология неолитических земледельцев 158

^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 159

ЛИТЕРАТУРА 159

Глава 5. ВОСТОК КАК ТИП КУЛЬТУРЫ 160

§ 1. Типологическая целостность Востока 160

§ 2. Индия 162

Периодизация истории культуры 162

Социально-политическая структура 162

Религиозно-мифологические представления 165

Мир повседневности 168

Искусство 169

Модернизация 170

§ 3. Китай 171

Периодизация истории культуры 171

Социально-политическая структура 173

Религиозно-мифологические представления 173

Конфуцианство 174

Основателем даосизма был Лао-цзы (род. в 604 г. до н.э.), 175

Буддизм 176

Мир повседневности 176

Искусство 177

Модернизация 178

§ 4. Япония 180

Периодизация истории культуры 180

Социально-политическая структура 181

Религиозно-мифологические представления 181

Мир повседневности 182

Искусство 183

Модернизация 184

^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 186

ЛИТЕРАТУРА 186

Глава 6. ЗАПАД КАК ТИП КУЛЬТУРЫ 187

§ 1. Типологическая целостность Запада 187

§ 2. Историческое единство античной культуры 189

Основные черты античной культуры 189

Периодизация античной культуры 191

Гомеровская эпоха (XI-IX вв. до н.э.) 191

Архаическая эпоха (VIII-VI вв. до н.э.) 192

Эпоха классики (V в. до н.э.) 192

Эпоха эллинизма (IV в. до н.э.) 192

Античный полис как феномен культуры 193

§ 3. Культура итальянского Возрождения 197

Творчество Данте Алигьери 199

§ 4. Возрожденческая культурная парадигма и становление современной культуры 203

Гуманизм Возрождения и его оборотная сторона 203

Обновленный идеал человека (классицизм и Просвещение) 205

Современная культура 206

^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 210

ЛИТЕРАТУРА 211

Глава 7. РОССИЯ КАК ТИП КУЛЬТУРЫ 212

§ 1. Российская культура в понятийной парадигме «Восток - Запад» 212

Исходные историко-кулътурологические понятия 212

Проблема Восток - Запад - Россия в истории мысли 213

§ 2. Специфика России в мировой культуре 215

Предварительные замечания 215

Специфика российской культуры 215

Место России в мировой культуре 216

§ 3. Этапы и основные тенденции развития российской культуры 217

Древнерусская культура 217

Российская культура XIII-XVII ев... 219

Новая культура России 222
Культура России XX в. . 223

^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 225

ЛИТЕРАТУРА 226

Глава 8. КУЛЬТУРА И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ 227

§ 1. Постмодерн в культуре XX в. . 227

«Разбожествление» мира 227

Преодоление «власти языка» 227

Новизна в постмодернизме 228

§ 2. Глобальные проблемы XX в.. 229

Виды глобальных кризисов 229

Причины возникновения глобальных проблем 230

Как решить глобальные проблемы? 230

^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 231

ЛИТЕРАТУРА 232

ОГЛАВЛЕНИЕ 233

ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА

Культурологическое образование стало одним из важнейших направлений в гуманитарной подготовке студентов высших учебных заведений. Культурология содержит значительный материал как понятийно-категориального, так и художественно-эстетического характера. Она знакомит студента с культурными достижениями человечества и в то же время дает широкий фон исторических изменений в мировом культурном процессе. При этом переход от художественно-эстетической и антропологической конкретики к понятиям и от понятий к культурно-антропологическим описаниям не только не является чем-то излишним, но и представляется наиболее продуктивным и обоснованным. Современная культурология опирается на авторитет таких видных западных исследователей культуры, как Г. Зиммель, Г. Риккерт, Э. Кассирер, М. Вебер, К. Юнг и др. Различные направления современной культурологической мысли породили соответствующие школы и в целом создали обширное проблемное поле, внутри которого происходят неослабевающие дискуссии. Поэтому цель настоящего учебного пособия -дать широкое обозрение современных культурологических подходов и теорий. В отечественной культурологии трудно провести грань между философией и теорией культуры. Наиболее активные исследования по теории культуры можно отнести уже к середине 1960-х гг., однако как самостоятельная научная дисциплина культурология стала оформляться к середине 1990-х гг. Появились серьезные публикации по культурологическим концепциям - хрестоматии, антологии и авторские учебники, принад­лежащие перу Г.Д. Гачева, Б.С. Ерасова, М.С. Кагана, Т.Ф. Кузнецовой, Э.А. Орловой, Э.В. Соколова, А.Я. Флиера. На развитие культурологии в России огромное творческое воздействие оказали научные исследования В.И. Библера, Э.С. Маркаряна, Ю.М. Лот-

6

мана. Работы М.К. Петрова, Ю.А. Жданова, В.Е. Давидовича легли в основу ростовской культурологической школы. С начала 1990-х гг. в Ростовском государственном университете стала разрабатываться тема «Культурология как система знания» в рамках федеральной программы «Университеты России», а затем - «Высшая школа России». На основе этих научных разработок коллективом ростовских авторов было создано несколько типов учебной литературы по культурологии, среди которых наибольшую известность и востребованность приобрел учебник «Культурология», изданный в 1995 г. В настоящем учебном пособии учитывается не только приобретенный коллективом авторов опыт. За это время и сама культурология обрела новые формы самоосознания, а государственный образовательный стандарт второго поколения как бы подытожил позитивный опыт развития культурологии как научной дисциплины и преподавания ее как дисциплины учебной. Если говорить коротко, то речь идет о необходимости конкретизировать проблемы и методы, стоящие перед культурологией как самостоятельной дисциплиной. Поскольку культурология преподается как дисциплина теоретическая, в ее состав должны входить характеристика предмета, методы и основные культурологические понятия.

Внимание к проблемам самоопределения культурологии, ее внутренних самоограничений и междисциплинарных разграничений не исключает того, что сам объект культурологического знания - культура - интегративен по своему онтологическому статусу. Культура - это открытый человеческий мир как в индивидуально-психологическом, так и социально-парадигматическом плане. Но дело в том, что за последнее время накопились специальные методы, подходы и приемы исследования культуры, которые во многом исходят из культурантропологии и в то же время не могут не отреагировать на те подвижки в философском самоосмыслении культуры, которые характеризуют современное философствование как «культурологизирование». Отныне тема судеб культуры становится средоточием современного мышления, поэтому культурология тем увереннее обретает проблемное поле исследований, чем более

определенно и убедительно она обосновывает его границы, простирающиеся,

7

скажем, от Б. Малиновского до Ж. Деррида. В центре этого проблемного поля оказывается рассмотрение культуры и прежде всего мировых культурных ценностей с позиций антропологического подхода: обращение к человеку как к рядовому и родовому субъекту истории, носителю и творцу культуры.

Отсюда ясно, что учебное пособие должно не только включать такие понятия, как «культурогенез», «динамика культуры», «язык», «символы», «коды», «типология культуры» и т.п., но и наполнять эти понятия культурным содержанием, характеризовать культурные явления массовой и элитарной, научной и повседневной культур и давать характеристику культурам различных типов. Последнее обстоятельство в особенности учитывается в данной книге, где представлены развернутые характеристики восточной, западной и российской культур.

Перед студентом предстает многоплановое полотно культурных деяний человечества, его достижений, сомнений и кризисов, что позволяет выработать представление о многообра­зии современных типов культур и помочь целенаправленному самостоятельному формированию гуманистических культурных ориентаций. Такого рода культурологическое знание призвано формировать личность студента. Учебное пособие подготовили ученые и преподаватели Ростовского государственного университета: д-р филос. наук Г.В. Драч (предисловие; гл. 1; § 1, 2 гл. 2; § 2 гл. 3; § 1,2 гл. 6), д-р филос. наук В.Е; Давидович (§ 3 гл. 2; § 1, 2 гл. 3), д-р филос. наук А.Н. Ерыгин (§ 6 гл. 2; § 1, 2 гл. 7), канд. филос. наук Н.Н. Ефремов (§ 1 гл. 2), д-р филос. наук М.В. Заковоротная (§ 3, 5 гл. 3), д-р филос. наук Е.В. Золотухина (§ 1 гл. 2), д-р филос. наук В.К. Королев (§ 2, 4, 6 гл. 2; § 1,2 гл. 3), д-р филос. наук Т.П. Матяш (§ 1 гл. 8), канд. филос. наук Л.М. Павкин (§ 3 гл. 7), канд. филос. наук В.И. Сороковикова (гл. 5), канд. филос. наук О.С. Туманова (§ 1 гл. 2; § 6 гл. 3), канд. филос. наук Е.А. Чичина (§ 3 гл. 6), д-р филос. наук В.А. Шкуратов (гл. 4), д-р филос. наук Л.А. Штемпель (§ 4 гл. 3), д-р филос. наук О.М. Штемпель (§ 5 гл. 2; § 4 гл. 6; § 2 гл. 8).
^ Гл а в а 1. СТРУКТУРА И СОСТАВ СОВРЕМЕННОГО КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35

Похожие:

Учебное пособие / Под ред проф. Г. В. Драча. М.: Альфа-М, 2003. 432 с. Isbn 5-98281-003-7 (в пер.) iconДворниченко А. Ю., Кащенко С. Г., Флоринский М. Ф. Отечественная...
Дворниченко А. Ю., Кащенко С. Г., Флоринский М. Ф. Отечественная история (до 1917 г.): Учеб пособие / Под ред проф. И. Я. Фроянова....
Учебное пособие / Под ред проф. Г. В. Драча. М.: Альфа-М, 2003. 432 с. Isbn 5-98281-003-7 (в пер.) iconУчебный курс по культурологии: Многоуровневое учебное пособие / Под...
Основные культурно-исторические этапы. Культура первобытного человека. Шумеро-аккадская культура. Культура Вавилонии и Ассирии. Культура...
Учебное пособие / Под ред проф. Г. В. Драча. М.: Альфа-М, 2003. 432 с. Isbn 5-98281-003-7 (в пер.) iconУниверситетский курс / Под общ ред проф. С а. Лебедева. М.: Фаир-пресс,...
Философия: Университетский курс / Под общ ред проф. С а. Лебедева. — М.: Фаир-пресс, 2003. — 528 с
Учебное пособие / Под ред проф. Г. В. Драча. М.: Альфа-М, 2003. 432 с. Isbn 5-98281-003-7 (в пер.) iconУчебное пособие
...
Учебное пособие / Под ред проф. Г. В. Драча. М.: Альфа-М, 2003. 432 с. Isbn 5-98281-003-7 (в пер.) iconI : Учебное пособие/ Под ред. И. А. Жеребкиной
...
Учебное пособие / Под ред проф. Г. В. Драча. М.: Альфа-М, 2003. 432 с. Isbn 5-98281-003-7 (в пер.) iconСписок рекомендуемой литературы по мобилизационной подготовке и мобилизации здравоохранения
Мобилизационная подготовка здравоохранения: Учебное пособие/ Под ред чл кор. Рамн, проф. И. М. Чижа. – М: гвкг им. Н. Н. Бурденко,...
Учебное пособие / Под ред проф. Г. В. Драча. М.: Альфа-М, 2003. 432 с. Isbn 5-98281-003-7 (в пер.) iconИгонина Л. Л. И26 Инвестиции: Учеб пособие / Под ред д-ра экон наук, проф. В. А. Слепова
И26 Инвестиции: Учеб пособие / Под ред д-ра экон наук, проф. В. А. Слепова. — М.: Юристъ, 2002. — 480 с
Учебное пособие / Под ред проф. Г. В. Драча. М.: Альфа-М, 2003. 432 с. Isbn 5-98281-003-7 (в пер.) iconИнтерпретация социально-экономической эволюции / Пер с англ под ред...
Дана глубокая оценка достижений и перспектив развития западной цивилизации, в основе которой демократия и рыночная экономика, показана...
Учебное пособие / Под ред проф. Г. В. Драча. М.: Альфа-М, 2003. 432 с. Isbn 5-98281-003-7 (в пер.) iconСборник задач по уп: Особенная часть учебно-метод. Пособие под. Ред....
О судебной практике по делам об убийстве(ст 139 ук) постановление пленума Верховного Суда рб 17. 12. 2002 №9
Учебное пособие / Под ред проф. Г. В. Драча. М.: Альфа-М, 2003. 432 с. Isbn 5-98281-003-7 (в пер.) iconУчебное пособие / Под ред. С. И. Соловьева и С. А. Ефимова. М.: Цокр мвд россии, 2005 96 с
Кулабухов В. В. Основы специальной техники: Учебное пособие / Под ред. С. И. Соловьева и С. А. Ефимова. М.: Цокр мвд россии, 2005...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница