Дисциплины «Основы педагогического мастерства»


Скачать 260.34 Kb.
НазваниеДисциплины «Основы педагогического мастерства»
Дата публикации02.04.2013
Размер260.34 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Культура > Документы






Материалы для организации работы студентов дневной магистратуры

Направление «Педагогическое образование» профиль «Начальное образование»


  1. Название дисциплины «Основы педагогического мастерства»

  2. Требования к результатам освоения дисциплины

Студент, изучивший дисциплину, должен

знать:

  • особенности содержательного и мотивационно-операционального аспектов профессиональной деятельности преподавателя;

  • стратегию и тактику моделирования преподавателем педагогического воздействия и взаимодействия;

  • пути и способы формирования преподавателем своего мастерства, профессионального роста, педагогической культуры;

уметь:

  • определять цели и способы педагогического взаимодействия с учетом уровня развития детей младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения;

  • адекватно целям осуществлять, контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности;

  • использовать приемы педагогической технологии в целях установления позитивных контактов с обучаемыми;

  • моделировать творческую атмосферу урока;

  • использовать полученные сведения для совершенствования учебно-воспитательного процесса;

владеть навыками:

  • личностно-ориентированного взаимодействия с младшими школьниками;

  • системой представлений об особенностях проявления педагогом его педагогической культуры и мастерства;

  • применения разнообразных методик саморазвития, саморегуляции и эмоционально-образного самовыражения;

  • режиссуры сквозного педагогического действия на уроке;

  • создания требовательно-доброжелательной обстановки на уроке.


В процессе изучения данной дисциплины оценивается активность магистрантов на каждом занятии при обсуждении теоретических вопросов и в процессе выполнения практических заданий, а также качество и своевременность подготовки самостоятельной работы. По окончании изучения дисциплины проводится индивидуальный зачёт по предложенным вопросам.

Магистрант, показавший высокий уровень владения знаниями, умениями и навыками по предложенному вопросу, считается успешно освоившим учебный курс.

Для успешного овладения курсом необходимо выполнять следующие требования:

1) обязательно выполнять самостоятельную работу;

2) обязательно посещать занятия, т.к. весь тематический материал взаимосвязан между собой и носит практическую направленность;

3) все рассматриваемые на занятиях вопросы обязательно фиксировать в отдельную тетрадь и сохранять её до окончания обучения в вузе;

4) проявлять активность при подготовке и на занятиях;

5) в случае пропуска занятий по каким-либо причинам, магистранту необходимо отрабатывать пропущенное во время индивидуальных консультаций.

^ Самостоятельная работа по данной дисциплине предполагает:

- самостоятельный поиск ответов по предложенным вопросам;

- выполнение творческих заданий;

- поиск и презентацию упражнений, игр, тестов;

- развитие необходимых педагогических техник в том числе и во внеурочной деятельности;

- выработку умений научной организации труда.

Успешная организация времени по усвоению данной дисциплины во многом зависит от наличия умения организовать себя и своё время для выполнения самостоятельной работы.

Алгоритм подготовки может быть следующим:

1 этап – поиск в литературе теоретической информации на предложенные преподавателем вопросы;

2 этап – осмысление полученной информации, освоение терминов и понятий;

3 этап – составление плана ответа на каждый вопрос;

4 этап – поиск примеров по данной проблематике (тестов, игр, упражнений и др.).

В случае подготовки презентации необходимо:

1. продумать форму презентации (устно, наглядно, с привлечением компьютерной техники и др.);

2. найти или изготовить наглядный материал;

3. продумать текст презентации на 3-5 минут.


  1. Содержание курса.

Педагогическая деятельность, технологии, мастерство.

Педагогическая деятельность: понятие, сущность. Компоненты педагогической деятельности. Педагогические технологии, технологическая компетентность педагога-мастера. Понятие о педагогическом мастерстве учителя и пути его формирования. Слагаемые педагогического мастерства, их характеристика. Качества личности, присущие педагогу-мастеру. Педагогические способности и умения.

^ Внимание и наблюдательность в педагогическом процессе.

Внимание, наблюдательность, педагогическая зоркость. Функции, виды, свойства внимания. Приемы и средства привлечения и развития внимания. Воспитание внимательности учащихся на уроке. Внимательность как качество личности учителя.


^ Профессионально-педагогические особенности воображения учителя. Сущность воображения как форма психической деятельности в формировании у личности целостной картины мира. Роль воображения в процессе обучения в деятельности учителя и учащихся. Индивидуальные различия сферы представлений и воображения в организации учебной деятельности. Условия, активизирующие воображение учителя и учащихся. Тренировка профессионально-педагогического воображения учителя.

Мастерство учителя в управлении своим эмоциональным состоянием. Эмоциональная выразительность, волевая саморегуляция, самочувствие, настроение. Мастерство преподавателя в управлении своим эмоциональным состоянием и эмоциональным состоянием учащихся. Техника саморегуляции.


^ Элементы актерского мастерства в педагогической деятельности.

Взаимосвязь театральной и школьной педагогики. Вербальные и невербальные средства общения в деятельности педагога. Элементы психофизической техники. Мимическая, пантомимическая выразительность. Межличностное пространство, дистанция, направленность общения.

^ Мастерство речи учителя.

Значение техники речи. Условия эффективности речи учителя. Развитие навыков правильного дыхания, голосообразования, дикции. Дефекты речи и их устранение. Культура речи.


^ Мастерство педагогического общения.

Коммуникативные способности педагога. Основные функции общения, структура, уровни. Стили и модели общения. Индивидуальный стиль общения педагога и его влияние на обучение, воспитание и развитие личности. Методика оценки коммуникативных способностей учителя. Способы овладения педагогическим общением.

^ Особенности общения педагога с учащимися разного возраста.

Учет педагогом возрастных особенностей школьников в процессе совместного общения. Позиция педагога в общении с детьми разного школьного возраста. Способы достижения взаимопонимания.

^ Культура педагогического общения в образовательном учреждении.

Основные компоненты культуры педагогического общения и способы ее формирования. Педагогический такт как проявление профессиональной культуры учителя. Общие этические принципы и характер делового общения (официальные и неофициальные формы общения).

^ Основы мастерства индивидуального воздействия.

Внушение и убеждение в системе коммуникативного воздействия. Общие психолого-педагогические требования к убеждению. Условия эффективности убеждающего воздействия учителя. Перестройка ложных убеждений, ее приемы. Педагогическое внушение и условия его эффективности. Взаимосвязь внушения и убеждения.

^ Игра в педагогическом процессе.

Роль игры в развитии личности ребенка. Особенности детской игры. Виды игр. Педагогическое руководство игрой. Позиция педагога. Ролевые игры учащихся разных возрастных групп. Роль учителя в организации игровой деятельности в учебном процессе. Игровые технологии.

^ Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе.

Причины возникновения и формы проявления конфликтов. Виды, структура, стадии протекания конфликта. Конфликтные отношения учителя и класса. Проблема разрешения межличностных конфликтов в классном коллективе. Ситуации и конфликты с учениками разного возраста и их родителями. Предъявление педагогического требования. Способы разрешения педагогических ситуаций и конфликтов.

^ Система воспитательной работы классного руководителя.

Роль классного руководителя в процессе воспитания. Направления работы классного руководителя: «Здоровье», «Взаимодействие», «Нравственность», «Интеллект», «Досуг», «Семья». Функции классного руководителя по каждому направлению. Права и обязанности классного руководителя. Основная документация.

^ Планирование воспитательной работы.

Функции планирования. Виды и формы планов. Структура, содержание и форма плана воспитательной работы. Технология коллективного планирования.

^ Воспитательное дело: формы, организация, планирование, анализ.

Воспитательное дело и воспитательное мероприятие. Сходство и отличия. Требования к подготовке и проведению мероприятий. Современные формы воспитательных мероприятий. Методика коллективной творческой деятельности и возможности ее реализации при проведении воспитательных дел.

^ Работа классного руководителя с родителями.

Основные направления взаимодействия школы и семьи. Функции классного руководителя в работе с семьей: изучение особенностей семьи и ее влияния на воспитание ребенка; психолого-педагогическое просвещение родителей; организация совместного проведения досуга детей и родителей; поощрение родителей, участвующих в жизни класса. Формы и методы работы с родителями.

Родительское собрание: особенности данной формы, требования к организации и проведению, нетрадиционные формы родительских собраний.

^ Основы профессионального самообразования и самовоспитания педагога.

Сущность педагогического самообразования. Формы и источники педагогического самообразования и самовоспитания. Творческий рост педагога.


  1. ^ Темы лекций, практических и лабораторных занятий.







Тема

лекции

Практ.

занятия

Самост.

работа

1

Педагогическая деятельность, технологии, мастерство

2




4

2

Внимание и наблюдательность в педагогическом процессе







4

3

Профессионально-педагогические особенности воображения учителя







4

4

Мастерство учителя в управлении своим эмоциональным состоянием




2

4

5

Элементы актерского мастерства в педагогической деятельности




2

4

6

Мастерство речи учителя




2

4

7

Мастерство педагогического общения

2




4

8

Особенности общения педагога с учащимися разного возраста







6

9

Культура педагогического общения




2

4

10

Основы мастерства индивидуального воздействия







6

11

Игра в педагогическом процессе




2

4

12

Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе




2

4

13

Система воспитательной работы классного руководителя







6

14

Планирование воспитательной работы







6

15

Воспитательное дело: формы, организация, планирование, анализ







6

16

Работа классного руководителя с родителями







6

17

Основы профессионального самообразования педагога







6

18

Самопознание. Пути самосовершенствования и самовоспитания







6

Всего


4

12

88




  1. Тематическое планирование внеаудиторной самостоятельной работы







Тема

Вопросы

Лит-ра

Форма отчетности

1

Педагогическая деятельность, технологии, мастерство

- каково назначение учителя начальных классов в современном обществе;

- какова роль педагогического мастерства в формировании личности педагога;

7,9,16,17,23,24,27,37,38, 40,46, 52,57, 61,66, 68

Эссе на тему: «назначение учителя начальных классов в современном обществе»

2

Внимание и наблюдательность в педагогическом процессе

- как соотнести внимание и наблюдательность с профессиональной направленностью личности педагога;

- роль внимания и наблюдательности при формировании учебной деятельности у младших школьников

1,9,14,17,21,24,32,36,45,50

Письменная самостоятельная работа по теме

3

Профессионально-педагогические особенности воображения учителя

- каковы профессионально-педагогические особенности воображения учителя начальных классов

1,9,14,17,21,24,32,36,45,5051, 60,

Тест на развитие воображения

4

Мастерство учителя в управлении своим эмоциональным состоянием

- какова должна быть психолого-педагогическая и специальная подготовка педагога для успешного управления своим эмоциональным состоянием

2, 4,15, 18,23, 45,48,52,64

Письменно - банк упражнений для успешного управления своим эмоциональным состоянием

5

Элементы актерского мастерства в педагогической деятельности

-дайте характеристику педагогической направленности личности;

-какими профессиональными знаниями, умениями и навыками должен овладеть учитель начальных классов;

-какие способности относятся к педагогическим;

-что понимается под «педагогической техникой» и под «педагогическим творчеством».

4,7,14,15,21,23,26,27,36,38.45,61,

Презентации в Power Point: «Педагогические способности»; «Педагогическая техника»

6

Мастерство речи учителя

- как раскрыты основные правила ораторского искусства в работах классиков педагогики и психологии;

- каковы особенности устной речи, нормы речи, техника речи педагога;

- какова роль речевой и дыхательной гимнастики;

- опишите средства выразительности речи педагога

4,13,19,21,26,34,35,39,41,68

Письменно - правила ораторского искусства в работах классиков педагогики и психологии

7

Мастерство педагогического общения

- как раскрыты проблемы общения в работах классиков педагогики и психологии;

- каковы функции общения;

- какие существуют барьеры, препятствующие общению;

- описать стили общения педагога с учащимися;

- раскрыть понятия: «такт» и «педагогический такт»;

2,3,14,21,24,26,27,41,

Презентации в Power Point: «Стили общения педагога с учащимися»; «Барьеры, препятствующие общению»

8

Особенности общения педагога с учащимися разного возраста

- как нужно выстраивать взаимодействие с учащимися в системе субъект-субъектных отношений;

- каковы различия ведения диалога с первоклассниками и с выпускниками начальной школы;

- каковы особенности вербальных и невербальных взаимодействий с учащимися;

- как сочетать требовательность с уважением к ребёнку в условиях учебно-воспитательного процесса;

2,3,14,21,24,26,27,32,41,48

Письменная самостоятельная работа по теме

9

Культура педагогического общения

- для чего необходимо уметь соотносить характер взаимодействия с учащимися с уровнем общей человеческой культуры;

- способы аргументированного убеждения и доказательства;

- описать подходы к проблемам общения А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, В.А.Кан-Калика, А.В.Мудрика, Е.Н.Ильина и др.

1,2,7,9,12,14,16,23,27,34,35,38,39,40,41,43,47,54,60,67

Письменно - представить подходы к проблемам общения А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, В.А.Кан-Калика, А.В.Мудрика, Е.Н.Ильина и др.

10

Основы мастерства индивидуального воздействия

- опишите возможности техники индивидуального воздействия: внушение, убеждение, стимулирование и др. на уроках в начальной школе;

- представьте приёмы привлечения и удержания внимания учащихся перового класса;

- роль аргументов в логике доказательств в рамках педагогического процесса;

- в чем заключается мастерство педагога устанавливать отношения, сотрудничество, взаимодействия с родителями детей

1,2,7,9,12,14,16,23,27,34,35,38,39,40,41,43,47,54,60,67

Письменно - приёмы привлечения и удержания внимания учащихся перового класса

11

Игра в педагогическом процессе

- каковы возможности игры в учебно-воспитательном процессе начальной школы;

- какова роль дидактической игры в процессе обучения младших школьников

2,3,6,17,21,28,33,35,40,46

Письменно - представить комплект дидактических игр для адаптации первоклассников

12

Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе

- опишите формы конфликтов: противостояние, противоборство, разногласие, противодействие, разъединение;

- изучите классификацию конфликтов: бытовые, детские, профессиональные, психологические и др.

- опишите конфликтно-стрессовые ситуации с младшими школьниками.

- представьте конфликты, вызываемые бестактностью педагога;

- каковы виды конфликтов, возникающих в ходе дидактического взаимодействия; - рассмотрите способы разрешения конфликтов.

10,11,18,22,25,30,31,32,33,35,41,42,50,58,59

Презентация в Power Point «Классификация конфликтов»

13

Система воспитательной работы классного руководителя

- опишите составные элементы и структуру внутришкольной воспитательной системы;

- в чем заключается перспективное и календарное планирование воспитательной работы с учащимися;

- каковы идеи В.А.Сухомлинского о нравственных проблемах мастерства педагога, о единстве воспитания в конкретной деятельности детей;

- опишите взгляды А.С.Макаренко о необходимости создания «инструментовки» воспитания;

- каковы особенности тактики педагога в отношении детей, занимающих разное положение в группе;

- раскройте возможности групповой деятельности в начальной школе

1,2,3,9,11,21,33,44,46,47,50,57,60,61,66

Реферат на тему: «Идеи В.А.Сухомлинского о нравственных проблемах мастерства педагога, о единстве воспитания в конкретной деятельности детей»

14

Планирование воспитательной работы

- в чем заключается планирование и организация воспитательно-образовательный процесса в начальной школе;

- составьте перспективный план воспитательной работы по одному из направлений внеурочной деятельности,


2,3,9,11,21,33,44,46,47,50,57,60,61

1. Перспективный план воспитательной работы по одному из направлений внеурочной деятельности;



15

Воспитательное дело: формы, организация, планирование, анализ

- опишите формы организации внеурочной деятельности младших школьников;

- в чем заключается методика организации и проведения КТД;

- представьте план беседы, экскурсии, КТД на выбор

1,2,3,9,11,21,33,44,46,47,50,57,60,61,66

2. План беседы, экскурсии, КТД или родительского собрания на выбор

16

Работа классного руководителя с родителями

- каковы возможности проектирования взаимодействия с родителями в процессе учебной работы.

Родительское собрание как форма педагогического взаимодействия школы и родителей.

- в чем заключается педагогическое просвещение родителей;

- описать методику организации и проведения родительского собрания и индивидуальных бесед с родителями.

- каковы пути преодоления сложностей в общении с родителями.

1, ,3,9,11,21,33,44,46,47,50,57,60,61,66

Сценарий родительского собрания; вопросы для индивидуальной беседы с родителями

17

Основы профессионального самообразования педагога

- каковы составляющие профессионального самообразования педагога;

- опишите пути профессионального самообразования педагога

7,12,13,19,20,29,38,44,56,60,65,66




18

Самопознание.

Пути самосовершенствования и самовоспитания

- раскройте суть высказывания: «Непрерывное образование как одно из направлений самообразования и самовоспитания, формирования профессионального мастерства»;

- в чем заключается самопознание как сочетание методик и техник для определения уровня сформированности личностных и профессионально значимых качеств, способностей, умений будущих педагогов.

7,12,13,19,20,29,38,44,56,60,65,66

Письменная самостоятельная работа по теме

Список литературы

  1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М., 1985.

  2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 2003.

  3. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. – М., 1999.

  4. Андреев В.И. Деловая риторика: практический курс делового общения и ораторского мастерства. – М., 1995.

  5. Андреев В.И. Конфликтология. – М., 1995.

  6. Андриади И.П. Авторитет и процесс его становления. – М., 1997.

  7. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. – М.: Академия, 2002.

  8. Антология гуманной педагогики. - М., 1998.

  9. Ахматов А.Ф. Педагогика гуманизма. – М., 2002.

  10. Баранов АА. Стрессоустойчивость и мастерство педагога. — Ижевск, 1997.

  11. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов на Дону, 1999. – С. 312 – 340.

  12. Березовин Н.А., Коломинский Я.Л. Учитель и детский коллектив. – Минск, 1975. – С. 31 – 32.

  13. Битянова М.Р. Культура самосовершенствования преподавателя. – М., 2004.

  14. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. – М., 1995.

  15. Бодалев А.А. Личность и общение. – Л.: Лениздат, 1987.

  16. Булатова О.С. Педагогический артистизм. – М.: Академия, 2001.

  17. Введение в педагогическую культуру / Под ред. Е.В. Бондаревской. – Ростов-на-Дону, 1995.

  18. Вершловский С.Г. Учитель о себе и о профессии. – С.-Пб., 1999.

  19. Гордин Л., Коротов В., Лихачев Б. Методика педагогического воздействия. – М., 1967.

  20. Данилова В.Л. Как стать собой. Психотехника индивидуальности (пособие для самообразования). – М., 1994.

  21. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. – М., 1989.

  22. Ершова А.П., Вукатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. — М., 1998.

  23. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. – М., 1995.

  24. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М, 1998.

  25. Занина Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства. – Ростов-на-Дону, 2003.

  26. Кабатченко Т.С. Методы психологического воздействия. — М., 2000.

  27. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. – М., 1995.

  28. Кан-Калик В.А. Основы профессионально-педагогического общения. – Грозный, 1979.

  29. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1990.

  30. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. – М., 1994.

  31. Конфликтология / Ред. А.С. Кармина. – СПб., 1999. – С. 28 – 68.

  32. Коротов В.М. Педагогическое требование. – М., 1966.

  33. Лабунская В.А. Невербальное поведение. – Ростов-на-Дону, 1986.

  34. Легенький Г.И. Цель и способы воспитания. – М., 1990.

  35. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М., 1979.

  36. Лещинский В.М. Учимся управлять собой и детьми. – М., 1995.

  37. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.

  38. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М., 2003.

  39. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие. – М., 2006. – С. 5 – 57.

  40. Морозова О.В. Этикет педагога. – Омск, 1996.

  41. Мудрик А.В. Учитель: Мастерство и вдохновение. – М., 2001.

  42. Мурашов АЛ. Профессиональное общение: воздействие, взаимодействие, успех (Общая риторика в компактном изложении). — М., 2000.

  43. Натанзон Э.Ш. Приемы педагогического воздействия на учащихся. – Кишинев, 1965.

  44. Наумчик В.Н., Савченко Е.А. Этика педагога. – Минск, 1999. – С. 77 – 113.

  45. Новое педагогическое мышление / Под ред. В.А. Петровского. – М., 1989. – С. 238 – 256.

  46. Основы педагогического мастерства/ Под ред. И.А. Зязюна. – М., 1999.

  47. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 1998. – С. 64 – 67, 72 – 75.

  48. Петровский В.А., Калиненко В.К., Котова И.Б. Личностно-развивающее взаимодействие. – Ростов-на-Дону, 1993.

  49. Пиз Алан. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. – С.-Пб.: Изд.дом Гуттенберг, 2000. – 186с.

  50. Писаренко В.И., Писаренко И.Я. Педагогическая этика. – Минск, 1977.

  51. Потанина Л.Т., Щуркова Н.Е. Символика поведения. – М.: ПОР, 2001. – 96с.

  52. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. – М., 1987.

  53. Поташник М.М. Педагогическое творчество: проблемы развития и опыт. – Киев, 1988.

  54. Профессиональная культура учителя / Сост. В.А. Сластенин, Н.И. Филиппенко. – М., 1993.

  55. Профессиональная культура учителя/ Под ред. В.А. Сластенина. – М., 1993.

  56. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2001. – С. 131 – 147.

  57. Психологические проблемы формирования педагогической направленности и педагогических способностей / Под ред. В.А. Крутецкого. – М., 1982.

  58. Раченко И.П. НОТ учителя. – М., 1982. – С. 172 – 174.

  59. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

  60. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. – СПб., 2003. – С. 74 – 87.

  61. Ситаров В.Л. Ненасильственное взаимодействие педагога с учащимися (теоретические и практические аспекты). — М., 1998.

  62. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М., 2003.

  63. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М., 1997.

  64. Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. – М., 1997.

  65. Учителю о педагогической технике / Под ред. Рувинского Л.И. – М., 1987. – С. 87 – 107.

  66. Шевченко Л.Л. Педагогическое творчество. – М., 2005.

  67. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. – М., 1997.

  68. Шиянов Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя. – М., 2001.

  69. Щуркова Н.Е. Культура современного урока. — М., 1997.

  70. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М., 1998. – С. 136 – 156.




  1. Оценочные средства по всем формируемым компетенциям.




способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2)

ЗНАТЬ: о понятии, структуре и специфических особенностях педагогического мастерства;
о путях самосовершенствования, самореализации;

выдающихся мастеров педагогического труда;

намечать перспективу развития личности
УМЕТЬ: расширять арсенал приемов педагогического воздействия, накапливать профессионально-педагогический опыт; анализировать уровень своих способностей, личностных и профессиональных качеств;
заменять недостающие способности и умения другими, имеющимися у себя;
составить программу саморазвития и самовоспитания; проектировать дальнейший образовательный маршрут

ВЛАДЕТЬ: современным арсеналом способов и средств эффективного воздействия на учащихся в учебно-воспитательном процессе;

навыками самоконтроля, самоанализа;

вербальными и невербальными способами при взаимодействии с учащимися;

методами воздействия на учащихся;

такими личностными качествами, которые способствуют повышению эффективности учебно-воспитательного процесса (креативность, коммуникабельность, инициативность, энергичность и др.)

^ Текущий контроль:

выступления на практических занятиях;

демонстрация формируемых умений в ходе решения педагогических задач;

собеседования по самостоятельной работе

^ Рубежная аттестация:

посещаемость лекций и практических занятий;

выполненная самостоятельная работа;

программа саморазвития и самовоспитания





  1. Вопросы к зачету.

1 .Педагогическое мастерство учителя. Компоненты педагогической деятельности.

2.Педагогическая техника, ее компоненты.

3.0бщение как педагогическая проблема. Коммуникативные способности педагога.

4.Структура педагогического общения, Характеристика его этапов.

5.Основные барьеры, препятствующие продуктивному педагогическому общению.

6.Стили общения педагога. Индивидуальный стиль общения и его влияние на обучение, воспитание и развитие личности.

7.Особенности общения педагога с учащимися разного возраста.

8.Педагогический такт как проявление профессиональной культуры учителя.

9.Внимание и наблюдательность в педагогическом процессе.

10.Особенности воображения учителя. Пути развития воображения в педагогическом процессе.

11.Организаторские способности педагога. Пути их совершенствования.

12.Убеждение и внушение в системе коммуникативного воздействия. Перестройка ложных убеждений, ее приемы.

13.Психолого - педагогические особенности организации игровой деятельности на уроке и вне урока.

14.Конфликты и способы разрешения конфликтных ситуаций в детском коллективе.

15.Эмоции и эмоциональные проявления. Волевая саморегуляция.

16.Элементы актерского мастерства в педагогической деятельности. Информационно - речевое воздействие педагога на аудиторию.

17.Речь учителя в профессиональном общении. Техника и культура речи.

18.Функции и основные направления деятельности классного руководителя.

19.Планирование воспитательной работы: виды, структура планов.

20.Основные направления взаимодействия школы и семьи.

21.Основы педагогического самообразования и самовоспитания.

22.Организация и проведение беседы, классного часа, экскурсии.

23.Организация и проведение родительского собрания.

При подготовке к зачёту необходимо:

1. Уточнить у преподавателя количество пропущенных занятий и обязательно отработать, представив теоретический и практический материал данных занятий.

2. Внимательно изучить вопросы к зачёту и уточнить с преподавателем моменты, вызывающие затруднения в понимании раскрытия вопроса.

3. Подготовку к зачёту спланировать за 3-4 дня до даты сдачи.

Похожие:

Дисциплины «Основы педагогического мастерства» iconПрограмма учебной дисциплины «Основы саморегуляции»
Курс «Основы саморегуляции» представляет общепрофессиональную дисциплину, национально-региональный компонент. Изучается на дневном...
Дисциплины «Основы педагогического мастерства» iconЧто такое предлагаемые обстоятельства?
Экзаменационные требования по курсу «Сценарно-режиссерские основы» «Теория драмы и основы сценарного мастерства»
Дисциплины «Основы педагогического мастерства» iconСознанием
Рекомендовано к изданию кафедрой психологии и педагогического мастерства Республиканского института высшей школы Белорусского государственного...
Дисциплины «Основы педагогического мастерства» iconНовейшая история россии /тресвятский л а./ 8226
...
Дисциплины «Основы педагогического мастерства» iconПрограмма дисциплины «Теоретические основы реструктуризации»
«Антикризисное управление» 080503 по циклу «Специальные дисциплины и дисциплины специализации» государственного образовательного...
Дисциплины «Основы педагогического мастерства» iconПрограмма дисциплины «Теоретические основы реструктуризации»
«Антикризисное управление» 080503 по циклу «Специальные дисциплины и дисциплины специализации» государственного образовательного...
Дисциплины «Основы педагогического мастерства» iconОсновные функции управленческой деятельности заместителя заведующего по од
ДУ, проектировании развития педагогического коллектива, его сотрудничества с родителями, определении близких, средних, дальнейших...
Дисциплины «Основы педагогического мастерства» iconПлан лекции 1 Характеристика инженера-педагога как преподавателя...
Нально-технического образования или высшего образования, которое предоставляют заведения 1-2 уровней аккредитации (техникумы, колледжи)....
Дисциплины «Основы педагогического мастерства» iconРассказ в экскурсии и основные требования, предъявляемые к нему....
...
Дисциплины «Основы педагогического мастерства» iconО проведении открытого турнира Московского района Санкт-Петербурга...
Повышение спортивного мастерства участников, повышение профессионального мастерства судей
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница