Учебное пособие для практических занятий и самостоятельной работы студентов Курск 2004


НазваниеУчебное пособие для практических занятий и самостоятельной работы студентов Курск 2004
страница1/12
Дата публикации04.04.2013
Размер1.31 Mb.
ТипУчебное пособие
userdocs.ru > Культура > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КУРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

имени профессора И.И.Иванова
КУЛЬТУРА РЕЧИ

Учебное пособие для практических занятий и самостоятельной работы студентов


Курск 2004

Культура речи: Учебное пособие/ Сост. Петрухина М.В. – Курск, КГСХА, 2004. – 100с.

Пособие предназначено для студентов, изучающих курс «Русский язык и культура речи».


Рецензент: Г.Н.Судженко, кандидат филологических наук.

Введение

Культура речи во многом определяет культуру поведения человека вообще. Периоды бурного развития языка (а мы переживаем сегодня именно такой период) характеризуются снижением речевой культуры в обществе. Сегодня специалист должен уметь свободно пользоваться языковыми средствами в различных коммуникативно-речевых условиях.

Задача данного пособия – помочь студенту как будущему специалисту повысить владение литературными нормами на всех языковых уровнях.

Пособие состоит из четырёх частей: «Справочные материалы», «Тренировочные упражнения», «Тексты для самостоятельного чтения и анализа, «Материалы для самостоятельной работы».

В совокупности они обеспечивают выполнение основных разделов программы по курсу «Русский язык и культура речи».

В пособии использованы материалы популярных учебников и сборников упражнений, журнала «Русская речь»:

- Петрякова А.Г. Культура речи. Практикум для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: «Академия». – 1997.

- Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М.: Флинта: Наука. – 2002.

- Культура речи: Учебное пособие/ Сост. Чернова В.В.. – Курск, КГПУ, 1999.

- Климас И.С. Методические указания к проведению лингвистического анализа при подготовке студентов к государственному экзамену по русскому языку (теоретический анализ текста). – Курск, КГПИ, 1985.

- Современный русский литературный язык: Учебник/ П.А.Лекант, Н.Г. Гальцова, ьВ.П. Жуков и др.; Под ред. П.А. Леканта. – М.: Высш.школа, 399с.
^ Понятие нормы в современном русском языке
Язык – важнейшее, универсальное средство человеческого общения. Он живёт и развивается, соединяя в себе две культуры: книжно-литературную и устно-народную. Для современного русского литературного языка характерно наличие обязательных норм: фонетико-интонационных, лексико-фразеологических, грамматических, стилистических.

Норма – 1. это свойство функционирующей структуры языка, создаваемое применяющим его коллективом благодаря постоянно действующей потребности в лучшем взаимном понимании; 2. это общепринятое употребление языковых средств: звуков, ударения, интонации, слов, их форм, синтаксических конструкций.

^ Кодификация нормы – это её официальное признание и описание в грамматиках, словарях справочниках, имеющих авторитет во мнениях общества.

В русском языке довольно широко представлены вариантные (или вариативные) нормы.

^ Вариантные нормы – это формальные видоизменения одной и той же единицы, обнаруживаемые на различных уровнях языка (фонетическом, лексическом, морфологическом, синтаксическом).

Варианты могут быть равноправными (то есть взаимозаменяемыми во всех ситуациях, независимо от стиля речи, времени и т.д.) и неравноправными: семантическими (различаются по значению), стилистическими (относятся к разным стилям), нормативно-хронологическими (проявляются о времени их употребления – современные и устаревшие).

Употребление одного из вариантов без учёта его семантики, стилистической окраски приводит к речевой ошибке.

При решении вопроса о нормативности того или иного варианта ориентируются на образцы, взятые из русской художественной литературы XIX – XXвв., отчасти на язык средств массовой информации, а также на речь старшего поколения интеллигенции.

Норма характеризуется, с одной стороны, устойчивостью, так как литературный язык соединяет поколения и обеспечивает преемственность национальной культуры. С другой стороны, понятие нормы предполагает динамизм, способность к развитию в соответствии с внутренними законами языка и запросами общества.

^ Таблица 1

Представим варианты на всех уровнях языка

в виде таблицы

^ Уровни языка

Равноправные варианты

Неравноправные варианты

Стилисти-ческие

Семантические

Нормативно-хронологические

Фонетический

ржаветь –

ржаветь

компас (нейтр.) – компас (спец.)

ирис

(цветок) – ирис

(конфета)

ракурс (совр.)–ракурс

(устар.)

Лексический

лингвистика – языкознание

глаза (нейтр.)

 

очи (книжн.)

фальшивый – искусственный (отлич. оттенками значения)

сейчас (совр.) – ныне (устар.)

Морфологический

коробы - короба

ветры (нейтр.) – ветра

(поэтич.)

учители (жизни) – учителя (школьные)

грифели (совр.) – грифеля (устар.)

Синтаксический

гулять вечерами – гулять по вечерам

документ с подписью и печатью (разг.) – документ за подписью и печатью (офиц.-деловой)

по окончании (временное значение) – по комнате (значение места)

слыть весельчаком (совр.) – слыть за весельчака (устар.)


^ Акцентологические нормы (нормы ударения)
Ударение - выделение слога в слове различными средствами: интенсивностью (например, в чешском языке), длительностью (например, в новогреческом языке), движением тона (во вьетнамском и других тональных языках).

В русском языке ударный гласный в слоге выделяется длительностью, интенсивностью и движением тона. В некоторых языках ударение фиксированное (например, на последнем слоге – во французском языке). Русское ударение нефиксированное (разноместное) и подвижное (перемещается в разных грамматических формах одного слова: доска – доски). Из-за этого могут возникать пары слов, в которых одно несёт нормативное ударение и используется в литературном языке, а другое – ударение, встречающееся в профессиональной речи (компас – компас), или в просторечии (свёкла – свекла), или устаревшее (музыка – музыка). Кроме того, в языке существуют слова с так называемым двойным ударением, это акцентологические варианты. Иногда они равноправны, часто один может быть предпочтительным. Например, творог – основной вариант, творог - дополнительный.

В русском языке, как правило, одно ударение. Но в сложных словах, особенно в профессиональной речи, часто бывает два ударения: главное и второстепенное (на первой части длинного сложного слова): картофелекопалка.

Обычно ударение падает не на предлоги, а на знаменательные части речи (без цели). Иногда ударение падает на предлог или частицу (во сто крат, не было).

Ударение в русском языке может выполнять различные семантические и грамматические функции. С его помощью различаются омографы (разные слова, совпавшие по написанию, но не по произношению: видение – видение).
1. Акцентологические нормы в области

имён существительных

  • Есть целый ряд имён существительных, которые имеют неподвижное ударение на основе:

арбуз, блюдо, буржуй, верблюд, вьюга, вяз, госпиталь, грунт, диагноз, жбан, досуг, засуха, капкан, лозунг, магазин, предмет и др.

  • Есть в русском языке немало существительных с неподвижным ударением на окончании:

багаж – багажа, багажу …, блиндаж, вол, гараж, гончар, грош, жара, кайма, кабан, ломоть, плод, ремень, стопа, тираж и др.

  • Помимо имён существительных с неподвижным ударением на основе и с неподвижным ударением на окончании, наш язык имеет группы имён существительных с перемещаемым ударением – с основы на окончанием и с окончания на основу.

Различают пять групп разновидностей подвижного ударения в именах существительных:

  1. ударение с основы в единственном числе перемещается на окончание во множественном числе по образцу:

орден – ордена – ордену и т.д.

Но: ордена – орденов – орденам, орденами – об орденах.

  1. Ударение с основы в единственном числе перемещается на окончание в косвенных падежах множественного числа:

голубь – голубя – голубю – голубем - о голубе,

но: голубей – голубям – голубей - голубями – о голубях.

  1. Ударение с окончания в единственном числе перемещается на основу во множественном числе:

коза – козы –козе - козу – козой,

но: козы – коз –козам – коз - козами – о козах.

  1. Ударение с окончания в единственном числе перемещается на основу в трёх падежах множественного числа – им.п., род.п., вин.п., а дат.п., твор.п. и предл.п. сохраняют ударение на окончании:

волна – волны – волне – волну – волной – о волне,

но: волны – волн – волны, а затем волнам – волнами – о волнах.

  1. Ударение передвигается с окончания в единственном числе на основу того же числа в винительном падеже; множественное число не даёт устойчивой схемы передвижения ударения:

щека – щеки – щеке – щекой – о щеке, но щёку

щёки – щёк – щекам –щёки - щеками – о щеках.
2. Акцентологические нормы в области кратких прилагательных

Наибольшее количество ошибок в прилагательных связано с краткой формой и сравнительной степенью.

^ Надо запомнить:

  • В большинстве имён прилагательных ударение в краткой форме падает на тот же слог, что и в полной форме.

Например: говорливый – говорлив – говорлива – говорливо – говорливы

  • Если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в краткой форме мужского и среднего рода оно стоит на основе и обычно совпадает с ударением в полной форме.

Например: яснаясен – ясно (=ясный)

  • В большинстве форм множественного числа наблюдаются колебания в постановке ударения (равноправные варианты):

ясный – ясны

близкий - близки

грустный – грустны

бледный - бледны

низкий – низки
Но только:

лёгкий – легки

правый – правы

бойкий – бойки

бурный – бурны

жалкий – жалки

знойный – знойны

  • Если в краткой форме женского рода ударение падает на основу, то в сравнительной степени ударение остаётся на основе.

Например: ленива – ленивее

красива – красивее

приветлива – приветливее

сурова – суровее

говорлива - говорливее
3. Акцентологические нормы в области глаголов

  • У многих глаголов 2-го спряжения ударение в формах настоящего времени ставится на основе.

Например: варит, вертит, грузит, дружит, клеит, подарит, манит, солит. Но: звонит.

  • Ударение в формах прошедшего времени может стоять на основе и на окончании. Выделяется три группы:

  1. глаголы с ударением на основе во всех формах:

бить – бил – била – било – били

знать – знал – знала – знало – знали

  1. в глаголах прошедшего времени единственного числа женского рода ударение падает на окончание. Таки глаголов около 280 (непроизводных и производных): брать (собрать, отобрать, прибрать, убрать…), быть, взять, вить, врать, гнать, гнить, дать, драть, ждать, жить, звать, клясть, лгать, лить, пить, плыть, прясть, рвать, слыть, ткать.

Только приставка вы- «перетягивает» ударение на себя: гнала, прогнала, но выгнала.

  1. Глаголы с ударением на приставке во всех формах, кроме формы женского рода, в которой оно переходит на окончание:

Например: замереть – замер – замерла – замерло – замерли.

Встречается двоякое ударение (равноправные варианты): дожил – дожил, допил – допил, задал – задал.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Учебное пособие для практических занятий и самостоятельной работы студентов Курск 2004 iconПланы семинарских занятий и задания для самостоятельной работы студентов...
З. Д. Ильина, А. Ю. Бунин, Е. А. Добросердова, О. В. Лебедева / Под ред д и н., проф. З. Д. Ильиной. 2-е изд., перераб и доп.– Курск:...
Учебное пособие для практических занятий и самостоятельной работы студентов Курск 2004 iconУчебное пособие для подготовки к экзаменам Киров
Учебное пособие предназначено для студентов юридических факультетов. Может использоваться в качестве основы для подготовки к экзаменам...
Учебное пособие для практических занятий и самостоятельной работы студентов Курск 2004 iconМетодические указания по организации самостоятельной работы и аудиторных...
Методические указания предназначены для студентов первого курса, обучающихся на специальности 141403. 65 «Атомные станции: проектирование,...
Учебное пособие для практических занятий и самостоятельной работы студентов Курск 2004 icon1. Понятие
Учебно-методическое пособие предназначено для закрепления теоретических знаний, полученных студентами во время лекционных занятий...
Учебное пособие для практических занятий и самостоятельной работы студентов Курск 2004 iconУчебное пособие составлено на основе требований фгос-3 и предназначено...
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов медицинских вузов
Учебное пособие для практических занятий и самостоятельной работы студентов Курск 2004 iconУчебное пособие Новосибирск 2004 Рецензенты: к э. н., доц. Юдин Н. П
Учебное пособие предназначено для преподавателей и студентов вуза, слушателей дополнительного профессионального образования
Учебное пособие для практических занятий и самостоятельной работы студентов Курск 2004 iconСеверский технологический институт
Руководство предназначено для проведения практических занятий и самостоятельной работы студентов инженерных специальностей вуза по...
Учебное пособие для практических занятий и самостоятельной работы студентов Курск 2004 iconУчебное пособие составлено на основе объединения рисунков B. Cummins...
Иллюстрированное учебное пособие врачей курсантов цикла мануальная терапия с основами прикладной кинезиологии и предназначено для...
Учебное пособие для практических занятий и самостоятельной работы студентов Курск 2004 iconПо органической химии
Методическое пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов. В нем приведены контрольные вопросы, отражающие...
Учебное пособие для практических занятий и самостоятельной работы студентов Курск 2004 iconУчебно-методические указания по самостоятельной работе студентов...
Учебно-методические указания по самостоятельной работе студентов и проведению практических занятий
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница