Римская литература


Скачать 192.35 Kb.
НазваниеРимская литература
Дата публикации09.04.2013
Размер192.35 Kb.
ТипЛитература
userdocs.ru > Культура > Литература
РИМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

(опорный конспект)

Вторая литература античного общества. Создана на своём, латинском языке.

В начале VIII в.до н.э. Рим ещё был поселением пастухов и землевладельцев (основан в 753 г. до н.э.). Римляне ведут ожесточённые войны вначале с соседними племенами (в 3-м в. до н.э. почти вся Италия объединена под властью Рима), затем с Карфагеном – торгово-рабовладельческим государством на севере Африки – 2 в.до н.э., Пунические войны), затем с эллинистическими державами. С угасанием эллинистических государств Рим выдвигается на ведущее место в античном мире («…покорение гибнущего общества другими, более молодыми и сильными, происходит лишь перемещение центра» – Энгельс). Именно в Риме противоречия рабства достигли наибольшей остроты (восстания рабов, расправы) – здесь произойдёт и крах всей системы под натиском варварских народов.

Историческая роль Рима – быть связующим звеном между Грецией и новой Европой. Вплоть до XVIII века влияние античности на европейскую культуру опосредовано римским восприятием. Тому есть причины: 1) Рим – менее архаичен, отбрасывает устаревшие элементы в культуре; 2) расцвет Рима приходится на эпоху империи, а не полиса, как в классической Греции. Империя как тип общественного устройства ближе Европе, нежели полис; 3) в римской культуре более высокий уровень индивидуализма, большая глубина субъективной жизни – это связано с иным, нежели в классической Греции, соотношением личности и общества, более высоким уровнем личностного самосознания (например, если у Гомера – «муза, воспой..» (начало «Илиады»), то у Вергилия – «Я пою оружие и мужа, который…» - начало «Энеиды». Греческая статуя – идеализированная красота; римский скульптурный портрет – личностные черты, индивидуализированный подход; даже архитектура у греков обращена вовне, греческая жизнь проходит на агоре, у римлян уже больше внимания внутренним покоям, уединению. Речь идет о большей интенсивности внутренних переживаний); 4) большая распространённость латинского языка – вплоть до 15 века древнегреческий в Европе как бы «забыт»; даже Петрарка, основоположник классической филологии, не знал греческого: 5) по сути, именно под римским владычеством создалась единая античная культура, для которой не так важен язык, как однотипное образование в риторических школах.

С XVIII века – напротив, недооценка Рима – как своего рода «мраморной копии с греческого оригинала». Зависимость от греческого наследия признавали и сами римляне: греческий – второй язык образованного римлянина. Известная фраза Горация – «Пленная Греция пленила дикого победителя» – Graecia capta ferum victorem cepit». Мотив смиренного ученичества дополняется следующими эпическими раздумьями Вергилия («Энеида»): «Смогут другие создать изваянья живые из бронзы / Или обличье мужей повторить во мраморе лучше /Тяжбы лучше вести и движения неба искусней / Вычислят иль назовут восходящие звёзды, - не спорю; / Римлянин! Ты научись народами править державно – / В этом искусство твоё! Налагать условия мира, / Милость покорным являть и смирять войною надменных».

Из цитаты явствует: римляне – мужи, воины, государственники, завоеватели, законники – всё это в латыни выражено словом vir – не случайно созвучным понятию virtus – доблесть. Нелёгкий путь уготовлен Риму (iter Romanum), насквозь пронизанный идеей государственности, права; миссия создания универсальной культуры, всего понятия «римский мир» (Рах Romana).

В Риме по сравнению с Грецией не столь развита мифология (больше обряда, чем миросозерцания); в условиях всевозрастающего культурного синкретизма, характерного для разноязыкой и разноплеменной империи вырастает греко-римский пантеон, где почти все старые италийские божества сливаются с греческими; позднее возникает и интерес к восточным культам (см. Апулей, «Метаморфозы». В этом романе обозначено и движение к единому богу – речь Изиды: «Иные называют меня Юноной, другие Беллоной…» - разные имена суть лишь внешняя оболочка, истина же едина). Но были в Риме также сугубо италийские божества (Янус – двуликий бог начала и завершения, пенаты (лары) – боги домашнего очага и др.- см. Нейхардт).

Совершенно самобытны исторические легенды – о Ромуле и Реме, о гусях, спасших Рим; о рексах, Юнии Бруте, о Муции Сцеволе, Горации Коклесе и др. Многие из них изложены в книге историка I в. до н.э. Тита Ливия «От основания города» («Ab urbe condita»), где даже предсказаны 12 веков существования Рима. Римская история, латинский язык – долгое время определяли основы западноевропейской образованности (см. у Диккенса в «Дэвиде Копперфильде» – герой попадает на представление шекспировской трагедии «Юлий Цезарь»: «Как было для меня необычно и интересно видеть воочию всех этих благородных римлян, которые сновали передо мной исключительно для моего удовольствия, совсем не такие строгие, как в школе, где они поучали меня»).

^ Общая периодизация литературы:

1-й период: Эпоха республики (III в. до н.э. – I в. до н.э.);

2-й период: Эпоха империи (I в. до н.э. – V в. н.э.)

Эпоха республики делится на: а) раннюю римскую литературу (III-II вв. до н.э.); б) литературу периода гражданских войн (II – I вв. до н.э.).

а) Первый литератор – пленный грек Ливий Андроник – перевёл «Одиссею» Гомера на латынь (его с множеством других пленных привели как раба из захваченного римлянами города Тарента в 272 г. до н.э.); он переводил и Софокла, и Еврипида; известны также Невий (национальная трагедия – претекстата, эпос о Пунической войне) и Энний («Анналы»), считающийся создателем латинского гекзаметра – почти ничего из их творчества не сохранилось. Римляне унаследовали новоаттическую комедию (см. о Менандре; древнеаттическая комедия Аристофана – слишком политизирована, в условиях Рима не прижилась). Эта комедия, ориентированная на Менандра, называется паллиата («комедия греческого плаща»). Кстати, паллиативный, паллиатив – слова употребляемые и вне связи с этим жанром, но в смысле «прикрывающий, вуалирующий, маскирующий что-либо». Драматурги, работавшие в жанре паллиаты – Плавт и Теренций. Оба – из низших слоёв общества (занятие литературой в этот период в Риме – не престижно). Неоригинальность жанра не следует преувеличивать, скорее это правила игры. Плавт пишет: «Так все поэты делают в комедиях; всегда в Афины помещают действие; чтоб всё казалось непременно греческим». Но эта «Греция» – лишь номинальна; паллиата активно осваивала римскую действительность – упоминаются названия римских улиц, рынков, общественные должности – квесторы, эдилы – которых не было в Греции (см. у Плавта – «Псевдол», «Привидение», «Клад», «Два Менехма» и др.) Интрига стремительна (fabulae motoriaе), её часто ведёт ловкий раб; здесь потасовки, буффонада (шутовство), приём qui prо quо – «одно вместо другого» – комическое несоответствие (один об одном, другой – о своём, взаимное непонимание, ведущее к комизму ситуации). Плавта любили в демократических слоях (плебс). Сохранилась 21 комедия. Его воздействие ощутимо в комедиях Шекспира, Мольера, Гольдони и др. Известна древняя эпитафия: «Плавт отошел в обители смерти, комедия в горе. / Сцена пуста, и смех, и все игры, и острые шутки, / ритмы несчетные – все предаются горькому плачу». Теренций – обращается не к плебсу, но к просвещённым эллинофильствующим (любителям всего греческого) кругам знати. Сохранилось 6 его комедий: 4 из них – на сюжеты Менандра (Теренций - «полу-Менандр»: «В конце концов не скажешь ничего уже / Что не было б другими раньше сказано»). Больший психологизм, утончённый язык, нет той карнавальной стихии, буффонады, потасовок и духа сатурналий (перевёрнутых общественных отношений), что у Плавта.(См. «Свекровь», «Братья», «Девушка с Андроса» и др.) Теренций погиб по дороге в Грецию, где мечтал найти новые комедии.

Таким образом, на первом этапе идет организация литературных форм по греческому образцу, эллинизация культуры. У римлян были и противники эллинизации – знаменитый Катон Старший, поборник суровых обычаев прежних времен. Сам он выступил основателем латинской прозы – сохранился его трактат «О земледелии» («De re rustica»).Отечество Плавта и Теренция – ещё на пути к мировому господству, в преддверии общественных потрясений.

^ Литература периода гражданских войн.

Рим становится крупнейшим рабовладельческим государством Средиземноморья. Полисная форма (полис - город–микрогосударство) уже не соответствует потребностям громадной державы, возникшей в результате завоеваний. Это несоответствие ведёт к гражданским войнам, к диктатуре сменявших друг друга Мария, Суллы, Цезаря. Литература актуализируется, политизируется, перестаёт ощущать себя чужеродным ростком, переживает новый подъём. (Этот период и время начала империи считают «золотым веком» латыни, временем создания классического латинского языка). Тит Лукреций Кар – автор философской эпической поэмы «De rerum natura». Это памятник античной материалистической мысли, он о вечности материи и даже смерть - лишь растворение в вечном бытии. Совершенствуется проза. Марк Туллий Цицерон – оратор, политик; осуществил синтез греческой и римской культур, создал философскую терминологию на латинском языке. Даже греки признавали его заслуги. Блестящий стилист, теоретик красноречия (см. «Оратор», «Об ораторе», «Тускуланские беседы», «Об обязанностях»). Гай Юлий Цезарь (100 – 44 гг. до н.э.) – политик, писатель, полководец, автор историко-мемуарной прозы - «Записок о Галльской войне» и «Записок о гражданской войне». Его жизнь и деятельность причастны к романизации (распространению римского влияния) Европейского Запада и к исторической необходимости внутреннего преобразования республиканского строя; после него – торжество империи. (Убит заговорщиками-республиканцами в мартовские иды, но его смерть не могла остановить преобразование римской государственности).

Что касается поэзии, то в политизированном Риме скандально аполитичен ^ Гай Валерий Катулл, поэт-неотерик. Неотерики (Катулл, Лициний Кальв, Гельвий Цинна, позже Азиний Поллион, Корнелий Галл, Варий Руф) – новаторы, вначале как ироническое прозвище, затем термин. Стремились оживить поэтические архаизмы языком образованного общества, ориентировались на греческую поэзию последней перед ними, т.е. александрийской эпохи. Их установка - осознанное владение художественным наследием предыдущих веков, игра темной ученостью и элегантной простотой, ироническая многозначность, холодное совершенство на безличном материале. Жанры – маленькая мифологическая поэма (эпиллий), большая любовная элегия, мелкое стихотворение «на случай». Катулл - создатель сборника из 116 стихотворений - «Книга Катулла Веронского»; здесь Катулл – 1)автор учёной поэзии, 2)обличитель («бранный» Катулл) и 3)страстный возлюбленный Лесбии (историческая Клодия Пульхра – блестящая и беспутная патрицианка, первая красавица Рима). История любви, взлётов и разочарований, мучительное открытие любви–служения, жертвенной, непохожей на прежнее мужское понимание любви-досуга – в лирике Катулла. Катуллу принадлежит открытие парадоксов «odi et amo»(«ненавижу и люблю»), «nec possum tecum vivere nec sine te» («не могу жить ни с тобой, ни без тебя») и др. Кроме Катулла влюбленного, в сборнике представлен Катулл ученый (здесь поэт явственно следует за традицией александрийских филологов) – звучит апология просвещенного досуга, столичного «вежества», а также Катулл «бранный» (М.Гаспаров), ополчающийся на некоторых современников и соотечественников.

^ Литература периода империи

Наследники, преемники Цезаря – Октавиан и Антоний. К 30 г. до н.э. – Октавиан – единовластный правитель (31 г. – битва пир Акциуме, победа Октавиана над Антонием). Переход от республики к империи осуществился через принципат. «Принцепс» - первый в сенате; так называли Октавиана. Империя поначалу явилась в убранстве прежнего, республиканского строя (сенат, консулы, другие старинные должности; на монетах этого времени – надпись «Res publica restitutа»). Но римская республика из небольшой гражданской общины выросла к этому времени в громадную мировую державу и не могла управляться по-прежнему. Эпоха, когда политика была долгом каждого гражданина, закончилась: отныне политика была сосредоточена в мысли и воле одного человека – принцепса. Уже в 27 г. Октавиан принял титул «augustus» - священный, божественный, и вошёл в историю как основатель империи. Его правление (умер в 14 г. н.э.) – «золотой век» римской литературы. Август умиротворил Рим, вёл крупное строительство («Я принял Рим глиняным, оставляю мраморным»); в области идеологии ратовал за староримские добродетели, восстановление старинных культов, празднеств; отстаивал простоту обычаев, семейные устои. Религиозное освящение империи как необходимого этапа, заключительного в истории развития римского общества вылилось в культ императоров с приобщением их после смерти к числу богов; обожествление императоров, цезарей (наследников Цезаря) – одна из идеологических основ империи (цезаризм).

Август возвысил литературу как главного носителя идеологии. Интерес к литературе возрастает в аристократических кругах, отныне отстраненных от активной политической деятельности. Сподвижник Августа – Гай Цильний Меценат (его имя стало нарицательным для покровителя искусств). Выдающиеся поэты «века Августа» (seculum Augustum) - Вергилий, Гораций (оба близки к официальной идеологии принципата), Овидий (оказался в стороне от нее). О Вергилии и Горации говорят, что они не только первые поэты империи, но и последние поэты республики.

^ Публий Вергилий Марон (70-19 гг. до н.э.) – автор сборника «Буколики» - т.е. пастушеские стихотворения (=пастораль). (Различают эклоги – «выборки», избранные стихотворения, а также идиллии – «картинки»; это жанры пастушеской поэзии). Исследователи подчеркивают ориентацию римской пасторали на греков, на Феокрита. При всем сходстве мотивов эмоциональный мир Вергилия особый. Это 10 стихотворений, нечетные – в диалогической форме, четные – в повествовательной. Место действия – Аркадия в глуши греческого Пелопоннеса, ставшая символическим обозначением идиллического локуса. Самобытна и особенно знаменита IV эклога из «Буколик» Вергилия – пророчество о рождении чудесного мальчика; чувство, ее животворящее – вселенская любовь (христиане полагали, что речь идёт о Христе; по М.Гаспарову, Вергилий, хотя и не мог знать о рождении Христа, все же объективно возвестил наступление новой, постязыческой эры. Вся неясная нам конкретика этого текста отступает перед мощной идеей обновления времен.). Поэма Вергилия «Георгики» - о земледелии, слово «георгики» означает «земледельческие стихи»; жанр «Георгик» - дидактическая поэма (см. у греков поэма Гесиода «Труды и дни»); апология труда на земле актуальна в условиях «августова мира». Кроме того, «Георгики» - не агрономическая, а философская поэма. Человек в ней – частица огромного природного мира, круг вечного – в череде земледельческих работ. В отличие от Гесиода, Вергилий выходит за рамки дидактики, обращаясь к философии природы и сельского труда: «Счастлив тот, кто смог познать причины вещей и поверг к ногам все страхи и неумолимый рок, но и тот осчастливлен судьбою, кто узнал сельских богов: Пана, старца Сильвана и сестер нимф». Намек на Лукреция и его поэму «De rerum natura», но счастье Лукреция доступно лишь мыслителю, а счастье Вергилия – всякому, кто честно делает свою работу на земле. Социальный запрос в «Георгиках» удачно совпал с личными склонностями поэта, как и в третьем, самом знаменитом произведении Вергилия. «Энеида» - поэма о римском предназначении, национальная эпопея римлян. Ориентация на Гомера, но у Вергилия – миф и история во взаимодействии. У Вергилия – большая психологическая напряженность повествования – так, падение Трои – эпический материал, но он представлен через восприятие одного лица – Энея со всей глубиной личностного переживания этого события (хотя и в «Одиссее» главный герой не удерживает слез, слушая песнь Демодока о гибели соратников). Эта поэма Вергилия - об истоках римлян, об их судьбах, испытаниях и славе. Эней – прародитель, он соединит Рим с историей Трои, а значит, римляне такой же древний и авторитетный народ, как и греки. Империя Августа – необходимый, освящённый богами этап римского пути. Еще в античности Вергилий стал легендой, его творчество - предмет сознательных мистификаций – создавались псевдовергилиевы стихотворения (а также известны sortes Virgilianes – гадания по «Энеиде»). Овидий о его творчестве: «Титир, земные плоды и Энеевы брани». (См. также эпитафию – «воспел пастбища, села, вождей»).

Из «Буколик»: «Все покоряет любовь, и мы покоримся любви»(«Omnia vincit amor et nos cedamus amori»). «Мальчик, начни в улыбке узнавать свою мать! Ведь кого обошли улыбкою мать и отец, того ни бог не допустит к трапезе, ни богиня к ложу».

Об «Энеиде»: даже Августу поэт прочел лишь 3 книги – 2-ю, 4-ю и 6-ю. Умирая, попросил друзей подать ему рукопись: те отказались, понимая, что он бросит ее в огонь.

^ Квинт Гораций Флакк (65-8 гг. до н.э.) – поэт, теоретик литературы. Сын вольноотпущенника, т.е. сын бывшего раба, но никогда не стыдился своего неаристократического происхождения («Крылья свои распростер по сравненью с гнездом непомерно»). В молодости сражался в рядах республиканцев Брута, затем пережил разгром, амнистию, конфискацию имущества. В зрелые годы – выразитель официальной идеологии, обязан Меценату материальной независимостью (Меценат подарил поэту Сабинское поместье). Начинал с гражданственной тематики – cборник «Эподы» (эпод – двустишие) (знаменитое «In quo discordia misit cives miseros»), но такая поэзия не могла не задохнуться в атмосфере цезаризма. Отсюда в дальнейшем – сосредоточенность на сфере частного поведения. Создал поэзию мысли (см. «Сатиры» - морально-философская проблематика, три сатиры посвящены литературным проблемам; «Оды» - «Carmina» - песни-стихотворения, чаще в форме обращения к кому-либо – ода дружеская, любовная, пиршественная, «на случай», политическая, медитативная, по кругу тем соприкасающаяся с диатрибой; «Послания» - что касается посланий, то именно Гораций сделал письмо, послание (epistola) литературным жанром, где предстаёт эпикурейцем (ценит сельское уединение, золотую середину, довольство малым, внутреннюю независимость; наслаждается сегодняшним днём, поднимает проблему индивидуального счастья, предпочитает дружбу любви (женские имена в его лирике – греческие, эфемерные, с явным отсутствием конкретной особы), господство над страстями и др.). В поэзии Горация – философско-этическое обоснование линии своего жизненного поведения как следствие развития индивидуалистических тенденций в римском обществе. Знаменита горацианская мудрость – «aurea mediocritas», «carpe diem», «nulla dies sine linea», «dulce et decorum est pro patria mori», «nihil admirari», «dulce utili miscere» и др. Человеческая привлекательность Горация – он изображает себя не каким-либо совершенным мудрецом, а человеком, только стремящимся к совершенству, однако знающим путь, по которому следует идти. Гораций – наставник частной жизни, проповедует умеренность в благополучии и твердость, стойкость в сложных ситуациях (Стремление к богатству, почестям неоправданно - «Чаще треплет вихрь великаны сосны/Тяжелее обвал всех высоких башен/И громады гор привлекают чаще молний удары»). (Промемтикон – напутствие в дорогу, параклауситирон – песнь перед закрытой дверью, серенада).

Прославил нетленность поэтического труда (знаменитая ода 30-я – «Памятник» - «Exegi monument(um)…» - «Я воздвиг памятник прочнее меди…»). Актуализировал предшествующую поэтическую традицию (Архилох, древнегреческая мелика – Алкей, Анакреонт, Сапфо, поэзия александрийцев, Луцилий, неотерики), создав ее подлинный культ. («Первый паросские ямбы Лацию я показал», «первый свел эолийскую песнь на италийские лады»). Наряду с Аристотелем, пользуется заслуженной репутацией теоретика литературы. Сформулировал в «Науке поэзии» (другое название - «Послание к Пизонам» - Пизоны – римское аристократическое семейство) основные положения римского классицизма: содержательность, формальное совершенство, ориентация на образец, норму. Классицизм эпохи Августа – это и стремление к целостному и завершенному мировоззрению. Новый стиль состоял в соединении более углубленного субъективного самосознания со стремлением осмыслить объективный мир, соединить утонченное искусство эллинизма с крупными и четкими формами классических образцов греческой литературы.

В «Науке поэзии»(«Ars poetica») отчетливо структурированы проблемы: 1)поэзия вообще; 2)поэтическое произведение; 3)поэт. Гораций, рассуждая о поэзии вообще, настаивает на основополагающем значении содержания, философской основе, тщательной формальной отделке – «Лет девять хранить без показу» (еще в «Сатирах» сказано: «стиль оборачивай чаще»; «не желай удивленья толпы, а пиши для немногих»), необходимости соединить приятное с полезным («dulce utili miscere»). Произведение предполагает простоту – целостность – гармоничность (без описательности, манерности). Это даст красоту, но ее необходимо одушевить эмоциями. В основе произведения – культ образца, разработка старых тем и сюжетов более значительна(традиционализм), чем новый материал. Здесь же у Горация возникает учение о драме – о трагедии (единственный затронутый им жанр) классицистского толка – 5 актов, статичность, не столько само действие, сколько рассказ о нем («речистым доверь очевидцам»). Замечания о поэте направлены против посредственности и в пользу строгой критики. Когда сравнивают античные поэтики, то подчеркивают, что Аристотеля отличает жанровый императив (жанровая доминанта), а горацианская филология выдвигает преимущественно стилевые классификации.

В 17 г. до н.э. именно Горацию поручено написать юбилейный гимн для официальных празднеств, «Гимн столетия» - это означало признание его поэтом № 1 в Риме (Вергилий умер в 19 г. до н.э.). Но популярность Вергилия всегда была выше, он ближе читателю, Гораций – для утонченного знатока. В преддверии новой, христианской эпохи Гораций остается на почве античного материализма, сохраняет оптимистичное посюстороннее мировоззрение.

^ Публий Овидий Назон (43 г. – 18 г. н. э) – великолепно образован, обучен риторике и юриспруденции, но все, за что он брался, превращалось, по его собственному признанию, в стихи. В своем творчестве аккумулирует духовную атмосферу Рима, предающегося благам цивилизации, утонченному общению, легкому флирту. Если Вергилий и Гораций – представители литературного классицизма, то Овидий - в числе продолжателей традиций неотериков. Их основной жанр – любовная элегия, которую создавали и старшие современники Овидия - Тибулл, Проперций. Римская любовная элегия – один из источников всей европейской любовной лирики. Овидию принадлежит сборник из 49 элегий «Любовные элегии»(«Amores») – своего рода энциклопедия эротической культуры эпохи. Здесь нет подлинного чувства, поэт любит не какую-то определенную женщину (хотя и адресуется к некой Коринне), но скорее саму любовь. Овидием написана также «Наука любви» («Искусство любви») - руководство в стихах, как найти объект страсти, как его добиться, как удержать.(«Amores» - история любви, «Ars amandi» - теория, аналитика). В том же духе выдержано и сочинение «Лекарства от любви» - иронические советы расстающимся любовникам. Как пишет С.Шервинский, любовь в «Amores» - это не чувство, а поэтическая тема, Овидий – не лирик (нет моральных обязательств поэта-лирика по отношению к собственным переживаниям). Он эпик любовной темы, никогда не теряющий объективности повествователя. (Эти элегии родственны будущей эротической новелле). Сам Овидий в 1-й элегии 3-й книги говорит о соперничестве Элегии и Трагедии, тянущих к себе Поэта. Поэт просит Трагедию подождать. Список действующих лиц, положений и конфликтов освящен традицией: обманутый муж, зловещая сводня, ловкая служанка; хитрости любви, свидания, сближения и разрывы. Все оттенки признаний, просьб о взаимности, гимны женской красоте, стенания перед закрытой дверью. Живость сцен, кипение молодости, аромат римской повседневности; страдание – скорее литературное. Использован принцип риторического стиля – множество вариаций темы. При этом чувственность, переключенная в эстетический план, теряет приметы низменности.

В поисках подлинного и единственного чувства, которого поэт не видел в современности, он обращается к мифам, к поэзии на учено-мифологические темы. Таков сборник «Героини» («Героиды») - послания мифологических героинь, находящихся в разлуке с возлюбленными (Пенелопа, Федра, Медея, Дидона, Брисеида). Овидий создает знаменитые «Метаморфозы» - поэму в гекзаметрах, в 15 книгах, где миф становится уже не миросозерцанием, но эстетической категорией. В поэме собраны более 200 превращений, своеобразный каталог – от превращения Хаоса в Космос – до превращения Юлия Цезаря в комету (убит Цезарь в 44 г. до н.э., в 43 – появление кометы, якобы дух Цезаря). Римским мифам посвящен сборник элегий «Фасты»(«Месяцеслов») – благочестивый и патриотический - толкование римского календаря, обряды, празднества, исторические легенды. Произведение не было завершено.

Независимая жизнь богатого человека, обретавшегося в атмосфере блистательного Рима, не знавшего недовольства современностью, прервалась внезапно. До той роковой ночи поэт мог считаться баловнем судьбы. Внезапно по приказу Августа Овидий был сослан в провинцию Дакия (8 г.н.э.) и в оставшиеся ему десять лет жизни так и не смог вернуться в Рим. Причины опалы точно неизвестны. Сам поэт пишет, что это его стихи и его проступок (не уточняя, какой). Оправдывается (как и Катулл) – стихи могут быть безнравственны, лишь бы сам поэт был нравственным человеком. Поэзия периода изгнания – «Скорбные элегии»(«Tristia») – по сути, история жизни поэта; «Послания с Понта» (Понт Эвксинский – Черное море). Овидий умер в ссылке на берегу Черного моря, в бедном полуварварском поселении Томы, современная Констанца в Румынии.

^ Из Овидия, «Amores»

«Не хочу в свои лучшие годы / В войске служить, не ищу пыльных наград боевых»

«Мне ли законов твердить многословье/ На неблагодарном Форуме, стыд позабыв, речи свои продавать»

«Эти не вечны дела, а я себе славы/Желаю непреходящей, чтоб мир песни мои повторял» «Уходите, строгие жены, нет, не для ваших ушей нежные эти стихи» «Кто над виновной красою ищет кровавых побед» Боги не карают изменницу – красота, значит, сама божество. «Женщину я похвалю – ты волосы рвешь мне ногтями;/Стану хулить, говоришь: я заметаю следы»«Если свеж я на вид, так значит, к тебе равнодушен /Если не свеж, так зачах, значит, томясь по другой» «Снова знакомой стрелой целит румяный Амур»

«Как по приказу, в меня попадают без промаха стрелы/Стал я привычней для них, чем их привычный колчан» «За спину руки загнув, повлекут за собой Благонравье, Скромность и всех, кто ведет с войском Амура борьбу» «Эта красивее той, а та красивее этой» «Casta, ut nemo rogavit» «Я победил! И триумфатором звать должно меня одного/…Я Коринну держу крепко в объятьях своих» «И о котурнах забыл: правил триумф свой Амур /Делаю то, что могу: обучаю науке любовной /Горе! Я сам удручен преподаваньем моим» «Если жену сторожить ты, дурень, считаешь излишним,/Хоть для меня сторожи, чтобы я жарче пылал» «Недостаточно он с нравами Рима знаком,/Ведь при начале его – незаконные Марсовы дети»

«Ты хороша, от тебя я не требую жизни невинной,/Жажду я в горе моем только не знать ничего».О смерти поэта Тибулла: «Если уносит судьба наилучших – простите мне дерзость,/Я усомниться готов в существованье богов»; «Пламя костра не тебя ль унесло, песнопевец священный, /Не устрашился огонь плотью питаться твоей» Элегия о себе: «Бога игривого мать без меня грубовата была бы, /Я родилась, чтобы ей верною спутницей быть». Про Элегию: «Даже уродство ноги лишь украшало ее». «Торопитесь, любовные песни! Есть еще время – а там труд величавее ждет». «Кроткий элегии стих! Игривая Муза, прощайте!/ После кончины моей труд мой останется жить»

^ 1-нач.2 вв. н. э – «серебряный век» римской л-ры.

Период от смерти Августа до смерти Траяна (14-117 гг. н.э.) Императорская власть ничем не ограничена. После смерти Августа правит династия Юлиев-Клавдиев: Тиберий, Калигула, Клавдий, Нерон. Новая династия Флавиев приходит к власти после гражданских распрей 68-69 гг.н.э. (Историк Тацит: «Оказывается, императором можно стать не только в Риме, но и где-нибудь в другом месте»). Старая сенатская аристократия уходит во внутреннюю оппозицию, распространяется философия стоицизма – уход от перипетий внешней жизни в духовное противостояние. Расцвет риторики – искусства изящно излагать банальные мысли, небогатый запас идей для бессодержательной и поверхностной культуры господствующих классов.

Поэт нероновских времен – Лукан, автор «Фарсалии» - эпической поэмы о войне Цезаря с Помпеем.

Известна политическая, философская, драматургическая деятельность ^ Луция Аннея Сенеки, воспитателя Нерона. Сенека – философ-стоик («Нравственные письма к Луцилию», «О стойкости мудреца» - о выдержке и умеренности, презрению к богатству и смерти). «Новый стиль» - отличный от цицероновского. Сенека пишет трагедии на мифологические сюжеты греков – своего рода ученая стилизация для чтения, не для сцены (см. «Федра», «Медея»). Исследователи его творчества отмечают выбор жестоких сюжетов, экзальтированность, отсутствие катарсиса, готовность не изменив фактам изменить концепцию. «Октавия» - историческая трагедия на римский сюжет (события 62 г.н.э.) – мифологизация реальных событий - возможно, Сенеке не принадлежит. Намеки на современность, холодное поучение подчиниться судьбе преобладают в пьесах Сенеки. Нет катарсиса.

Сатирическая, критическая направленность доминирует в творчестве Петрония, прозванного при дворе Нерона «arbiter elegantiae» (автор бытописательно-авантюрного романа «Сатирикон» из жизни деклассированных низов, где изображен кризис всех тогдашних устоев (знаменитые эпизоды – «Эфесская матрона», «Пир Тримальхиона»); использована «мениппова сатира» - смесь стихов и прозы; «Сатирикон» - источник европейской сатирико-реалистической прозы), а также в творчестве Марциала (автор сборника сатирических эпиграмм). Марциал внес резкую инновацию в стареющую эпиграмматическую культуру - сделал эпиграмму насмешкой, краткой и меткой, великолепным документом бытового содержания своей эпохи. «Не найдешь у меня ни кентавров, ни гарпий, здесь всюду разит человеком». Но самый знаменитый римский сатирик – Ювенал («Ювеналов бич» - талант сатирика), создатель 16 сатир, запечатлевших упадок языческих нравов, пороки высшего римского общества (шестеро несут на шее одного - так передвигались на носилках богачи – и этот человек - подделыватель подписей), льстивое угодничество приближенных к власть имущим. Пушкин просит музу пламенной сатиры вручить ему Ювеналов бич.

Серебряный век – это и творчество Федра, баснописца; это книги историка Тацита «История» (события 68-96 гг.) и «Анналы» (события 14-68гг.), написанные «без гнева и пристрастия».

^ Поздняя империя. Творчество историка Светония, автора книги «Жизнь 12 цезарей» (от Юлия Цезаря до Домициана).

Последнее яркое произведение, завершающая страница античной литературы – (период поздней империи) – роман Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел» – мистико-эротико-авантюрное повествование – срез нравов общества, неумолимо движущегося к концу. Распространение веры в колдовство, сверхприродное, мистика, вытесняющая философию – приметы времени, уже не надеющегося на рациональное решение проблем. (Пушкин в «Евгении Онегине»: «В те дни, когда в садах Лицея/ Я безмятежно расцветал/ Читал охотно Апулея/ А Цицерона на читал»). Юноша Луций увлечен магией, попадает к женщине-колдунье, служанка по ошибке превращает его не в птицу, а в осла. Свидетель, о котором не подозревают – прием изображения жизни во всей ее неприкрашенности. Образ осла и его злоключения скрепляют прихотливую сюжетную линию, в которой 12 вставных новелл, в т.ч. знаменитая сказка про Амура и Психею. Отчетлив религиозный синкретизм эпохи (Исида – Деметра, Кибела – Рея). Сама Исида говорит: «Иные называют меня Беллоной, иные…». Таким образом, сквозь множество имен проглядывает облик единого божества – своеобразное приближение монотеизма. (При этом сами приверженцы христианства изображены в романе как грязная секта). Но вместе с тем объективно идейная концепция романа – очищение, приближение к совершенству через страдания, мытарства, прозрение низости и греховности (Луций – юноша в образе осла – вернет свой человеческий облик, став жрецом Изиды) - своеобразно приближает языческую культуру к эпохе христианства.

Похожие:

Римская литература iconСвященная Римская империя
Рим, Папская область, Королевство Италия, Священная Римская империя. Похоронен в Пантеоне
Римская литература iconЛекция: литература и театр
История литературы (античная литература, литература средних веков и эпохи Возрождения, литература Нового времени, литература ХХ –...
Римская литература iconИстория Древнего Рима Значение истории Древнего Рима в мировой истории....
Значение. Римская культура – основа современной европейской культуры (законы 12 таблиц 449 – основа юриспруденции). Римская культура...
Римская литература iconЛитература на старых языках
Индийская литература считается одной из древнейших. В индии 22 официальных языка, и огромное количество литературы написано на этих...
Римская литература iconЭкзаменационные вопросы История античной литературы, литература Средневековья,...
История античной литературы, литература Средневековья, литература эпохи Возрождения, литература xvii–xviii веков
Римская литература iconЭкзаменационные вопросы История античной литературы, литература Средневековья,...
История античной литературы, литература Средневековья, литература эпохи Возрождения, литература xvii–xviii веков
Римская литература iconЛитература. Американцы
Список литературы для 12 класса, несколько комментированный. По заказам трудящихся – зарубежная литература
Римская литература iconСеминар 2 Античная историография Вопросы к снминару
Римская историческая традиция, ее греческие истоки и вклад в мировую историческую мысль
Римская литература iconЛитература Основная литература
Гесиод. Работы и дни. Теогония. В кн. Эллинские поэты в пер. В. В. Вересаева М. 1963 или по 1 части антологии
Римская литература iconЛитература по курсу «Психологические основы профориентации и профессионального...
Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности: Учебное пособие М.: Пер сэ., 2006
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница