Учебное пособие рекомендовано умо по образованию в области социальной работы в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа» Москва


НазваниеУчебное пособие рекомендовано умо по образованию в области социальной работы в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа» Москва
страница1/18
Дата публикации09.03.2013
Размер3.4 Mb.
ТипУчебное пособие
userdocs.ru > Культура > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18




ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
серия основана в 1 996 г.

  1. А. АКМАЛОВА

  2. М. КАПИЦЫН

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МИГРАНТАМИ И БЕЖЕНЦАМИ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Рекомендовано УМО по образованию в области социальной работы в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа»

Москва

ИНФРА-М

2011




УДК 364(075.8) ББК 65.272я73

А40

Рецензенты:

д-р соц. наук, проф. А.В. Миронов; д-р полит, наук, проф. М.В. Савва; д-р полит, наук, проф. С. В. Передерий

Акмалова А.А., Капицын В.М.

^ А40 Социальная работа с мигрантами и беженцами: Учеб. пособие / Отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФР А-М, 2011. - 220 с. - (Высшее образование).

ISBN 978-5-16-003015-9

В учебном пособии анализируются теоретико-методологические основы социальной работы с мигрантами, раскрывается содержание жизнесферной базы работы с ними, освещается помощь мигрантам как направление социальной работы.

Предназначено для студентов, обучающихся по специальностям «Социальная работа», «Социология», «Юриспруденция», «Политология», для преподавателей, практических работников, а также всех, кто интересуется данной проблемой.

ББК 65.272я73

ISBN 978-5-16-003015-9

© Акмалова А.А., Капицын В.М., 2008


ПРЕДИСЛОВИЕ

«Земля превращается в планету мигрантов», — таков один из многочисленных заголовков в сети Интернет1, характеризующих актуальность данной проблемы и риски, связанные с миграцией. На наших глазах разворачиваются масштабные перемещения огромных потоков людей. Для одних государств миграция становится источником устранения дефицита рабочей силы, для вторых она разрешает одновременно проблему и национальнокультурной, и исторической идентичности. Так, в 1990-е гг. из бывшего СССР в Израиль эмигрировали около 700 тыс. граждан, имеющих высшее техническое образование; в Израиле это образно назвали «золотым дождем». Помимо разрешения проблемы специалистов была подтверждена национально-культурная идентичность госудаства Израиль. Активную политику дифференцированной экономической иммиграции проводят США, Канада, Австралия. Для третьих стран миграция еще и восполняет существенные социально-демографические потери (Россия, Германия). Для четвертых, наоборот, исход из нее жителей становится единственным способом решить проблему перенаселенности (Китай, Индия) или обеспечения населения, а также безработицы (Афганистан, Азербайджан, Грузия, Молдавия, Таджикистан, Украина). Для некоторых стран, имеющих обширные территории, эмиграционные потери стали серьезной социальной бедой (Россия, Казахстан).

Миграция может способствовать перекройке государственных границ, подрыву национально-культурной идентичности отдельных территорий и расшатыванию государственного суверенитета, как, например, это происходило в автономном крае Косово в Сербии. Глобализационные процессы влияют на интенсификацию миграционных потоков, делают миграцию более масштабной, разнообразной, трансграничной и, по существу, постоянной (перманентной). Решая одни проблемы, миграция сама способствует

1 См.: Home Page. Вестник Форума. 2005. № 7. Известные социологи С. Кастлес и М. Миллер употребили термин «эпоха миграции» (см.: Castles S., Miller М.

The Age of Migration. L., 1996).

3




возникновению других — не менее сложных — социальных, психологических и правовых; она становится «горячим» направлением социальной политики и социальной работы.

Актуальность данных проблем отражена и в общественном сознании, художественном творчестве, научной рефлексии. Ученые не могут обойти эту проблему, связанную со многими как гуманитарными, так и экономическими вопросами. Появились уже сотни статей и книг по проблемам миграции1. В них ставятся масштабные вопросы, ведется поиск ответов, выдвигаются концепции. Государства осознают, что миграционная политика стала составной частью социальной и экономической политики, требующей наиболее серьезного внимания. Миграционная политика не может обходиться без социальной защиты и социальной работы с мигрантами. Но именно этот аспект остается недостаточно обеспеченным в научном и организационном плане. Между тем события в пригородах французских городов (Париже, Марселе и др.) в 2005 г. еще раз показали серьезность проблемы натурализации, аккультурации, адаптации иммигрантов, восприятия ими принимающего государства.

Тем не менее государства Европейского Союза готовятся принимать миллионы новых трудовых мигрантов, чтобы восполнить нехватку рабочих рук и демографические потери (по ряду оценок, за 10 лет до 30 млн чел.). Подобная проблема стоит и перед Россией, которой для нормального развития населения и территории требуется только на Дальнем Востоке и в Сибири около 18 млн переселенцев. И перед последними встанут определенные социальные проблемы. Миграционая политика должна быть тесно связана с программой социально ориентированных мероприятий — социальной защитой, социальной адаптацией и интеграцией иммигрантов.

В настоящем учебном пособии авторы старались рассматривать сложные научные проблемы в ракурсе изучения предмета студентами — будущими специалистами по социальной работе. По мере необходимости авторы раскрывали некоторые теории миграции

1 См., например: Моденов В.А., Носов А.Г. Миграция: история, реальность, перспективы. М., 2002; Проблема незаконной миграции в России: Реалии и поиск решений (по итогам социологического обследования). М., 2004; Тюркин М. Стратегия развития миграционной политики в России // Россия в глобальной политике. 2005. Т. 3. № 1. С. 186—194 и др.

4




и социальной работы, прибегая к отсылкам к научной литературе. Уделено внимание и общим проблемам миграции, и процессу становления социальной работы с мигрантами.

Пособие будет полезно не только будущим специалистам по социальной рабте, но также и студентам, обучающимся на факультетах и отделениях социологии, политологии, социальной педагогики, юриспруденции, психологии, социально-культурного серсиса и туризма, менеджмента.


Раздел I
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
^ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
С МИГРАНТАМИ




Глава 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ

  1. Миграция с точки зрения социальной работы

Исследование социальной работы с мигрантами предполагает выяснение сущности самого явления миграции (лат. migratio переселение)1. Существует множество подходов к исследованию миграции населения. Обществоведческие дисциплины рассматривают миграцию населения каждая под своим углом зрения (демография, экономика, социология, культурология, политология, правоведение, география, история, антропология). Общего подхода к определению данного понятия в обществоведении нет2. Правда, для социальной работы с мигрантами такое обстоятельство пока может рассматриваться, скорее, как позитивный момент. Социальная работа с мигрантами находится в начале пути своей научной и практической институционализации. Существующие школы и направления ведут продуктивные исследования, накапливая в рамках своих концептуальных подходов научный, в том числе эмпирический материал, ценный для социальной работы. Условия плюрализма научных подходов дают возможность, постепенно формируя свою отраслевую концепцию, используя так называемые рабочие понятия, продвигаться к искомому понятию миграции.

1 См.: Словарь иностранных слов. М., 1994. С. 378.

2 См.: Ионцев В.А. Классификация основных научных подходов в изучении миг

рации населения // Миграция населения. Вып. 1. М., 2001.

6




Тем не менее даже в учебных целях следует найти методологический подход к миграции, который был бы по своим объяснительным возможностям ближе к социальной работе. Подход социального работника является интердисциплинарным, близким к подходу антрополога, социолога, культуролога, демографа. Социальная работа как формирующееся научное направление и учебная дисциплина использует многие подходы, но все-таки вырабатывает специфический взгляд на миграцию. Социальный работник видит в миграции населения аспекты, приводящие к противоречиям мигрантов с новой социальной средой, отклонениям от нормы (дезадаптация, дезинтеграция, девиация). Необходимо находить способы, позволяющие эти отклонения компенсировать, корректировать с помощью разных методов работы как с самими мигрантами, так и с принимающим населением.

Мигранты — субъекты, которым необходима социальная помощь в адаптации и интеграции. Наиболее оптимально рассмотрение миграции одновременно как разрыва определенных групп людей со «своими» экологическими, социокультурными, производственными структурами идентичности и как вхождения в «чужие» структуры идентичности на новой территории. Тогда миграция населения в первом приближении предстает не только как процесс определенной территориальной мобильности, перемещения по территории, но и как состояние примирения с новой средой. С точки зрения социального работника, миграция включается в контекст изменения и становления отношений определенных групп людей или индивидов в принимающей социальной среде. Эти отношения затрагивают следующие универсальные взаимодействия разных идентичностей как атрибутов социальной среды. Во-первых, старой и новой территории, а также населения на старой и новой территории, т. е. поселенческой и антропологической структур. Во-вторых, культур бывшего и нового сообщества, т. е. духовно-культурных структур (образовательных, конфессиональных, национально-культурных). В-третьих, сообществ, занятых определенным профессиональным трудом, т. е. структур занятости, предпринимательства, работников и работодателей. Для одних видов миграции характерны переменные, связанные со всеми названными жизненными сферами, для других доминируют только связанные с одной сферой.

Исходя из такого подхода, нельзя удовлетвориться имеющимися в официальных документах и литературе определениями

7




понятия. Например: миграция — движение людей с одной территории на другую по различным причинам, в том числе через границы тех или иных административно-территориальных образований и государств, сопровождающееся, как правило, временным или постоянным изменением места жительства1. Такое узкое определение пригодно для миграционного, таможенного, пограничного контроля, борьбы с незаконными мигрантами, для чего собственно это определение и вырабатывалось. Ведомственноадминистративный подход привязан к восприятию перемещений особенно через границы территорий, не уделяет внимания социокультурным, геокультурным факторам в условиях глобализации. В ситуации России он приносит мало пользы, что подтвердилось уже в начале 2000-х гг.

Есть другие подходы к определению миграции, характеризующие ее как перемещения населения, независимо от расстояний и протяженности во времени, в основном по причине экономических различий территорий 2. В данном случае объем понятия расширяется: внимание к территориальному и временному аспектам уходит на второй план, что важно, например, для экономического анализа миграции или туристических потоков. Но для социальной работы этот подход тоже недостаточно продуктивен.

В определении миграции, разумеется, должен присутствовать универсальный признак — это территориальное перемещение. Но для социального работника важно подчеркнуть такие стороны миграции, как разрыв с определенными структурами идентичности и возникновение проблем адаптации и интеграции по отношению к новым структурам идентичности. Миграция — средоточие извечного противостояния «свой — чужой». Это не только процесс перемены места пребывания (жительства), но и социокультурное состояние людей, попадающих в ситуацию разделения на «своих» и «чужих». Социальный работник видит эту проблему в ракурсе создания комплементарной среды для взаимодействия «своих» и «чужих» («местных» и «пришлых»). Такое понимание близко к подходу авторов концепции «антропотока» (Б. Межуев, С. Дахин, А. Градировский, А. Пятигорский и др.)3. Оно учитывает также

1 См.: Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, одобренная Распоряжением Правительства РФ от 1 марта 2003 г.

2 См.: Переведенцев В.И. Миграция населения и демографическое будущее Рос

сии. М., 2003.

3 См.: Государство. Антропоток: Доклад Центра стратегических исследований

Приволжского федерального округа. Н. Новгород; М., 2002.

8


концепцию трех стадий миграционного процесса (Л. Рыбаков- ский)1 и другие подходы, ориентированные на адаптационную и интеграционную работу.

Понятие миграции в концепции «антропотока» (в частности, у А. Пятигорского) интересно для специалистов своеобразной интерпретацией проблемы размывания различия «свой — чужой» и может быть применимо в различных миграционных стратегиях. Миграция рассматривается не как событие в рамках определенного времени и пространства, а как одно из условий существования и социальной идентификации. Основные факторы конкретной миграции являются переменными. Но долговременные процессы почти не улавливаются сознанием и трудно выражаются с помощью переменных величин. Миграция связана не только с этносом, народом, племенем, языковым многообразием, она имеет более широкий объем. В концепции А. Пятигорского обращается внимание на то, что сознание воспринимает заметные, спрессованные во времени перемещения людей как события, имеющие начало и конец. Рассмотрение миграции как заметного перемещения (события) необходимо, например, для экономики и экономической географии. Однако и в прошлом, и в современности миграция может носить латентный характер, когда сроки и географические рамки ее оказываются «размытыми» (неявными), и сознание не успевает фиксировать их как события. В таких случаях мигранты постепенно (через поколения) идентифицируют себя с новой социальной средой, что уже трудно характеризовать как миграцию. Американский ученый Дж. Рэнфру такие изменения назвал диффузией, устраняющей дилемму «свой — чужой», отличающейся от стратегий направляемой интеграции, мультикультурализма, изоляции, постмодернистких моделей наций и культур.

Исходя из этого легче различать модели социальной работы в рамках разных социально-миграционных стратегий. Стратегия интеграции предполагает включение мигрантов, которое приводит к принятию ими норм культуры принимающего общества при существенном ослаблении влияния на мигрантов норм общества исхода. Так преодолевается маргинальное раздвоение идентичности мигранта, включение его в новое сообщество, что приводило к объединению этносов под эгидой культуры принимающего

1 См.: Рыбаковский Л. Миграция населения, три стадии миграционного про

цесса. М., 2004.

9




общества (Россия, Франция, Великобритания, США) или же к смешению и возникновению симбиозных культур (страны Латинской Америки). Как показывают недавние события во Франции, возможности интеграции небезграничны, а упущения создают серьезные проблемы. При сопротивлении интеграции, например языковой, мигранты ограничиваются в правах. В Латвии и Эстонии из-за боязни размывания национальной идентичности в качестве таковых мигрантов («неграждан», «чужих») признали даже людей, проживающих на данных территориях с 1940 г. Это уже ближе к стратегии мультикультурализма. Стратегия интеграции нуждается в обновлении, в частности, в обосновании дифференциации разных потоков мигрантов.

Стратегия мультикультурализма предполагает сохранение в принимающем обществе сообществ мигрантов, живущих в соответствии с культурными нормами общества исхода, но признающих во взаимодействии с «аборигенами» официальные нормы принимающего общества1. Частично мультикультурализм был свойствен и раньше для национальных отношений некоторых полиэтнических и поликонфессиональных обществ в СССР, Югославии, Швейцарии. Но развернулась эта миграционная стратегия уже как модернистский проект. Мультикультурализм может приводить к нежелательным результатам, в том числе оттеснению «аборигенов» на периферию (Косово). Возможны и какие-то варианты изоляции (исключения) иммигрантов, несмотря на нарушение прав человека, при которой мигранты надолго замыкаются в определенных «нишах», куда их допускают граждане. Подобная модель, по мнению известного американского социолога И. Валленстайна, утвердится в будущем в США, где предполагается к 2050 г. принять 150 млн мигрантов, но эти иммигранты уже будут отделены от «своих граждан» серьезными ограничениями в правах 2. Следует признать, что мультикультурализм и изоляция уже считаются недостаточными для решения миграционных проблем. Они дополняются постмодернистскими проектами, предусматривающими вытеснение особенностей мигрантов,

1 См.: Щедрина О.В. Возможна ли мультикультурная модель интеграции миг

рантов в России? // Социс. 2004. №11.

2 См.: Валленстайн И. После либерализма. М., 2003. С. 192. Такая миграцион

ная стратегия еще называется дифференцированной эксклюзией (исключением) (см.: Boswell С. European migration policies in flux: Changing patterns of

inclusion and exclusion. L., 2003; Юдина Т.Н. О социологическом анализе миграционных процессов//Социс. 2002. № 10).

10




в агрегированном обществе, где мигранты имеют размытую идентичность («проективную» или «опережающую» идентичность) вместо этнической идентичности. Такие мигранты способны встраиваться в определенные ниши агрегированного общества, не создавая проблем интеграции и адаптации. Поставщиками таких мигрантов станут страны с размытой национальной идентичностью.

Понятие «диффузия» интересно при рассмотрении данных стратегий. Диффузия — феномен как бы замедленной, растянутой во времени миграции, теряющей признаки события, когда ее уже и нельзя считать в полном смысле слова миграцией, так как она фиксируется в сознании только задним числом в конечных результатах. Она помогает представить миграцию не только как движение, но и как состояние, являющееся одним из постоянных условий человеческого существования 1. Диффузия играет важнейшую роль в изменениях культурного, социального и политического порядков, размывании этнических, этнокультурных и этнолингвистических границ. Кроме того, само понятие «этнос» становится все более относительным, что чревато размыванием идентичности не только мигрантов, но и принимающих обществ. В США возникает серьезная проблема с конкуренцией английского и испанского языков, поскольку все большее число людей плохо знают английский. США могут проводить своеобразную диффузию в отношении стран исхода, внедряя там американские ценности, английский язык, принципы американской демократии, но на своей территории сочетать стратегии агрегатного общества, изоляции, мультикультурализма и интеграции.

Возможны изменения в стратегиях миграции Германии. В послевоенной ФРГ долгое время политики исключали интеграцию мигрантов, боясь, что сопровождающая ее диффузия будет «растворять» немецкую нацию. Предполагалось, что трудовые мигранты, ввозимые в Германию, затем будут заменяться через определенное время на других мигрантов. Немецкое гражданство предоставлялось только по приницпу «крови», т. е. в том случае, если родители — немцы. Более упрощенный порядок мог применяться к этническим немцам из других государств. Остальным, чтобы стать в очередь на получение гражданства, необходимо было на законных основаниях прожить в Германии 15 лет. Но потом от

1 См.: Государство. Антропоток: Доклад Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа. Н. Новгород; М., 2002.

11




ротации пришлось отказаться; мигрантам все же разрешили привозить семьи. Время шло, и вот с 1 января 2000 г. по новому закону срок необходимого проживания для подачи заявления на получение гражданства сократился до 8 лет. Начал применяться и принцип «почвы»: ребенок, рождающийся в Германии от родителей, не являющихся немцами, может стать гражданином Германии, если его родители прожили соответствующее время (8 лет) на территории этого государства. Но не исключено, что в Германии найдут другую модель, в которой будут сочетаться интеграция и мультикультурализм1.

Современные концепции и стратегии миграции могут дополнять друг друга. Понимание проявлений различной степени диффузии как следствия разных стратегий миграции — продуктивный методологический прием осознания процессов изоляции, интеграции, ассимиляции и абсорбции. Для задач миграционной политики в XXI в. приемлемо рассматривать интеграцию не только как миграционную стратегию, но и как метод социальной работы, сочетающий реабилитацию, аккультурацию и адаптацию.

  1. Виды миграции населения

Перемещение различных групп и индивидов может быть беспорядочным, стихийным или организованным, отличаться по масштабам, расстояниям, времени пребывания, мотивам, направлениям. Некоторые виды миграции оказываются в зоне внимания социальной работы как профессиональной деятельности. Поэтому важно проводить классификацию миграций.

В зависимости от территориального перемещения различают миграцию в пределах одной страны (внутренняя) или из одной страны в другую (внешняя, или международная). Внешние мигранты, въезжающие на жительство и (или) для трудовой деятельности в страну пребывания (проживания) из другого государства, являются (для страны пребывания) иммигрантами2, а выезжающие из конкретной страны на жительство или временное пребывание (для трудовой деятельности) в иностранные государства — эмигрантами.

1 См.: Boswell С. European migration policies in flux: Changing patterns of inclusion

and exclusion. L., 2003.

2 В Программе экономического развития Росссии до 2008 г. определены три основные категории иммигрантов: воссоединяющиеся с семьями, экономические иммигранты и беженцы.

12


Миграция может носить характер законный (легальный, проходящий с соблюдением законодательства государств) и незаконный, нелегальный (нарушающий законодательства государств, на территорию которых прибывают мигранты). Нелегальная миграция, даже если она нарушает некоторые законы, может носить некриминальный характер, например, нелегальность в связи с отсутствием регистрации у добросовестных трудящихся-мигрантов. Последние вынужденно нарушили административно-правовые нормы из-за волокиты чиновников. Но нелегальных мигрантов нередко используют криминальные элементы. Тяжелое положение нелегальных мигрантов дает возможность вовлекать некоторых из них в преступную деятельность наркодиллеров, работорговцев, владельцев притонов и др. Все это разрушительно действует на связи мигрантов и принимающего сообщества, оборачивается прежде всего вопиющими нарушениями прав мигрантов, членов их семей, подрывает международно-гуманитарный престиж России. Значительны в РФ потоки транзитной миграции, когда граждане иностранных государств, или апатриды, используют ее территорию, чтобы оформить документы для легального транзита, а подчас и нелегально выехать через Россию в страны Европы, США, Канады.

Различается также миграция естественная (добровольная), вынужденная и принудительная. Естественная {внутренняя к международная) миграция обусловливается в основном поисками работы (из-за отсутствия возможностей трудоустройства, низкого уровня оплаты труда, качественных условий для высококвалифицированного труда в своей стране), а также потребностями воссоединения семей (супругов, родителей и детей), проживающих на разных территориях. Так, из России эмигрировало в США много математиков и программистов, поскольку там более высоко оплачивается труд этих специалистов. Из СССР, а затем из государств СНГ выехало много граждан в Израиль в целях воссоединения семей. Это естественная (добровольная) миграция. Она в меньшей степени касается социальных работников, хотя и представляет интерес в плане дифференциации мигрантов и становления структур идентичности.

Определенно выраженная вынужденная миграция, как внутренняя, так и внешняя, возникает в результате стихийных бедствий, военных конфликтов, всплесков ксенофобии (острой этнической и религиозной неприязни части населения к определенным

13




национальным или конфессиональным группам), политических репрессий и иных неблагоприятных изменений экономической или социально-политической ситуации в той или иной стране или регионе. В определенных ситуациях вынужденная миграция приобретает характер принудительной, когда в отношении некоторых групп населения осуществляется целенаправленная дискриминация, вытесняющая людей с обжитых территорий, являющаяся частью политики государственной элиты, например сталинская депортация народов. Миграция сербов с территории Косово после бомбардировок Югославии войсками НАТО и введения туда подразделений КФОР носила, по существу, принудительный характер.

Словарь международных организаций, в частности Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, по-разному трактует понятия «мигрант» и «беженец». Различия следующие:

а) мигрант (эмигрант) — человек, добровольно покидающий страну в поисках лучшей жизни; беженец покидает страну вынужденно, не по экономическим основаниям, а в силу опасности для жизни, преследований по различным мотивам; б) мигрант пользуется защитой правительства своей страны, а беженец не имеет такой возможности1. Но все же эта грань довольно относительная. Поэтому можно говорить о вынужденных мигрантах, относя к ним беженцев (а в России есть еще и такая юридическая разновидность, как вынужденные переселенцы).

К вынужденным внешним мигрантам можно отнести:

  • людей, ищущих политическое убежище, так как в своей стране их преследуют по политическим, религиозным и другим мотивам;

  • беженцев — иностранных граждан, перемещающихся в какое- либо государство, так как им невозможно проживать в других государствах по причине военных конфликтов, лишения крова, из-за стихийных бедствий, голода и т. п.;

  • людей, ищущих работу, но попадающих в руки криминальных структур, обманом или силой вывозящих мигрантов в другие страны для эксплуатации.

К добровольным внешним мигрантам относятся:

  • трудовые мигранты, находящие более выгодные условия приложения своих сил в другой стране. Например, из России, Индии в США, Германию переехало немало математиков,

1 См.: Текст Конвенции о статусе беженцев 1951 г. Ст. 1.

14




программистов, работавших в престижных университетах и центрах;

  • мигранты, переезжающие в другие страны для воссоединения семей — родители к детям, дети к родителям, к другим родственникам, например из России в Израиль, гораздо реже — наоборот;

  • репатрианты — часть соотечественников, возвращающихся из-за границы с целью стать гражданами на территории исторической родины (сюда можно отнести и тех, кто воссоединяется с семьей)1.

Часть таких мигрантов в некоторых странах (например, в Германии) пользуется услугами социальных работников, выполняющих задачу интеграции новых жителей в общество.

К вынужденным внутренним мигрантам относятся:

  • временно перемещенные лица, т. е. переселенные на время, например, из районов землетрясения, наводнения, схода лавин и селей, из районов военных действий и т. д.; в перспективе они могут возвратиться на прежнее место жительства;

  • вынужденные переселенцы — граждане России, меняющие не по своей воле место жительства и, как правило, не возвращающиеся на прежнее место;

  • мигранты из зон экологических бедствий (экологические мигранты из зон, пострадавших от радиактивного заражения

в результате аварий на Чернобыльской АЭС, на производстве «Маяк»; обычно на данных территориях выделяются зоны отчуждения и зоны отселения).

Для этих групп мигрантов, членов их семей особенно актуально квалифицированное социальное обслуживание, осуществляемое социальными работниками, психологами и медиками.

К внутренним добровольным мигрантам относятся:

° переезжающие из сельской местности в города и наоборот в поисках более подходящих условий;

  • трудовые мигранты, т. е. люди, перемещающиеся внутри страны в поисках работы;

  • переселяющиеся в поисках подходящего для здоровья климата, например пенсионеры, выработавшие определенный трудовой стаж в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним.

1 Введен в официальный оборот термин «добровольный переселенец» в связи с утвержденной Государственной программой помощи добровольным переселенцам в 2006 г.

15




Но жизнь очень разнообразна. Порой возникают ситуации переселения, которые трудно совместить с определениями «вынужденные» или «добровольные», «внутренние» или «внешние». Так, из стран СНГ приехало немало иммигрантов в Россию не только в поисках работы, но и из-за определенных, не всегда заметных процессов дискриминации русскоязычного населения. Куда отнести военнослужащих, гражданских лиц, служивших в армии, подразделения которых выводились, нередко в спешном порядке, из восточноевропейских и постсоветстких государств (Восточной Германии, Чехословакии, Польши, Латвии, Эстонии, Литвы, Молдавии, Грузии)? После распада СССР миллионы граждан бывшего государства оказались также в весьма неопределенном положении. Для России они стали «внешними» или остались «внутренними»? И как считать их переселение в Россию — добровольным или вынужденным? Официальная российская терминология не всегда совпадает с международными правовыми документами. Например, в России используется термин «вынужденные переселенцы» наряду с термином «беженцы». Более того для обозначения людей из зон военных конфликтов («горячих точек») применяется много терминов (беженцы, перемещенные лица, вынужденные переселенцы, репатрианты), что может приводить к путанице1.

В большинство государств прибывают иммигранты, которые впоследствии принимают гражданство страны проживания, выходя таким образом из разряда иммигрантов. Среди них те, кто отказался от прежнего гражданства, но также и те, кто не отказавшись от прежнего гражданства, приобретают второе, т. е. имеют двойное гражданство (бипатриды). Но нередко, проживая в новом государстве (получив разрешение на временное проживание или вид на жительство), иммигранты сохраняют свое первое гражданство, не принимая гражданства страны проживания. Они продолжают относиться к разряду иммигрантов, входят в диаспоры соотечественников, активно реагируют на изменения миграционной политики, подчас возвращаясь на историческую родину, а иногда проживая на территориях двух или даже нескольких государств 2.

1 В свое время министр по делам Федерации, национальной и миграционной политики А. Блохин высказывал беспокойство по этому поводу на IV съезде лидеров мигрантских организаций в Москве.

2 Интересная ситуация сложилась для части бывших эмигрантов. Граждане СССР, переезжавшие ранее в Израиль, автоматически лишались гражданства, что было затем отменено постановлением Верховного Совета РСФСР.

16




Миграционные процессы могут быть крупномасштабными и незначительными, стихийными и управляемыми. Крупномасштабные стихийные миграционные процессы создают серьезные проблемы для осуществления социальной политики в принимающих государствах или его отдельных регионах (увеличение государственных расходов, изменение соотношения мигрантов и коренных жителей, социокультурный «транзит», проблемы сохранения государственного суверенитета на данной территории, как, например, в Косовском крае Сербии). Здесь возникают серьезные задачи для социальных работников.

Историческое прошлое России подтверждает влияние миграционных процессов на расселение народов, территориальное и национально-территориальное самоопределение, культурное и хозяйственное освоение территорий. В СССР с миграционными процессами было связано поднятие целины в Казахстане, строительство предприятий на Урале, в Сибири, Прибалтике, Закавказье, Средней Азии и на Дальнем Востоке. Шла урбанизация, приводившая к созданию новых рабочих мест, подъему уровня образования населения, науки и культуры, укреплению межнациональных связей. Поражение в «холодной» войне, сепаратизм в условиях недальновидной политики Второй половины 1980-х — начала 1990-х гг. привели к распаду СССР, межнациональным конфликтам, ущемлению прав русскоязычного населения, войнам на Северном Кавказе, ухудшению социально-экономической ситуации на селе и в окраинных регионах России и как следствие — к новой волне вынужденной миграции.

В последние годы актуальность приобретает так называемая замещающая миграция. В 2000 г. группа экспертов ООН подготовила прогноз, названный «Миграция замены: решение проблем стареющего и исчезающего населения», где говорилось о том, что для Европы неизбежна заменяющая миграция, причем она может быть преимущественно исламская. Этот процесс придает новый импульс изучению интеграции мигрантов.

Сочетание требований этого постановления и норм Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации», вступившего в силу в 1992 г., создавало коллизию, когда все эти эмигранты, по сути, восстановлены в гражданстве России без всякого оформления и изъявления нежелания (если они официально не отказались от него). До 2001 г. действовала Конвенция между Правительством СССР и Правительством Польской Народной Республики о предотвращении возникновения случаев двойного гражданства, подписания в Варшаве 31 марта 1965 г. Эта Конвенция прекратила действие после принятия Федерального закона, ратифицировавшего соответствующий Протокол в 2001 г.

17




  1. Предмет и методы социальной работы с мигрантами

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Похожие:

Учебное пособие рекомендовано умо по образованию в области социальной работы в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа» Москва iconУчебное пособие для вузов
Рекомендовано Советом по психологии умо по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших...
Учебное пособие рекомендовано умо по образованию в области социальной работы в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа» Москва iconУчебно-методическuм объединением по образованию в области коммерции...
Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,...
Учебное пособие рекомендовано умо по образованию в области социальной работы в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа» Москва iconУчебное пособие Рекомендовано Советом по филологии Учебно-методического...
Рекомендовано Советом по филологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию в качестве учебного...
Учебное пособие рекомендовано умо по образованию в области социальной работы в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа» Москва iconТеория организации
Рекомендовано Советом Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия...
Учебное пособие рекомендовано умо по образованию в области социальной работы в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа» Москва iconСоциальной работы
Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений,...
Учебное пособие рекомендовано умо по образованию в области социальной работы в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа» Москва iconО. М. Рой система государственного и муниципального управления
Рекомендовано Советом Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия...
Учебное пособие рекомендовано умо по образованию в области социальной работы в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа» Москва iconКультуры
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов...
Учебное пособие рекомендовано умо по образованию в области социальной работы в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа» Москва iconКультуры
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов...
Учебное пособие рекомендовано умо по образованию в области социальной работы в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа» Москва iconУчебное пособие Рекомендовано Министерством общего и профессионального...
Учебное пособие предназначено для аспирантов и студентов высших учебных заведений, а также психологов, социологов, педагогов и всех,...
Учебное пособие рекомендовано умо по образованию в области социальной работы в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа» Москва iconУчебное пособие высшее образование серия основана в 1996 г. Высшее образование
Рекомендовано в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Документоведение...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница