Древнерусская культура в X – первой трети XIII вв


Скачать 57.04 Kb.
НазваниеДревнерусская культура в X – первой трети XIII вв
Дата публикации16.04.2013
Размер57.04 Kb.
ТипЛитература
userdocs.ru > Культура > Литература
ДРЕВНЕРУССКАЯ КУЛЬТУРА В X – ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIII ВВ.


  1. Особенности древнерусской культуры:

      • Развитие культуры непосредственно связано с теми политическими, социальными и экономическими процессами, которые характеризуют тот исторический период, который мы рассматриваем.

      • Культура эпохи средневековья характеризовалась медленными темпами развития. Это связано с замедленностью всего исторического процесса.

      • Для искусства средневековья характерно в целом анонимность. Это объясняется тем, что имя автора не важно, важен тот Божественный промысел, который он несет в своей работе.

      • В периоде развития культуры в домонгольский период можно выделить два этапа:

культура Киевской Руси ( X - XI вв.)

культура периода раздробленности (XII – первая треть XIII вв.).

      • В основе процесса формирования культуры древней Руси лежали, с одной стороны, языческая культура восточнославянских племен, и, с другой – христианская культура Византии. И та и другая оказали огромное влияние на развитие древнерусской культуры и можно сказать оказывают до сих пор.

  1. Грамотность и образование.

Киевская Русь была одним из самых грамотных государств средневековья. О существовании алфавита на Руси известно с Х в. Однако широкое распространение письменность получила после принятия христианства, благодаря, двум болгарским миссионерам Кириллу и Мефодию, появилась кириллица ( у славян существовал еще один алфавит – глаголица, его создание также частично связывают с именем Кирилла, но он получил меньшее распространение).

В Древней Руси писали на пергаменте (телячья или баранья кожа). Книги переплетались в кожу, богато украшались камнями и золотом.

В связи с распространением христианства на Руси стали создаваться школы при монастырях. Грамотных людей было много, об этом свидетельствуют найденные в Новгороде берестяные грамоты XI – XII вв. Это и частная переписка, деловые записи и т.д.

В Киеве при соборе Святой Софии была создана библиотека. Подобные собрания книг существовали при многих крупных монастырях и храмах.

  1. Литература и летописание.

Уже в XI в. начинается формирование древнерусской

литературы. Ведущее место среди литературных произведений занимают летописи. Крупнейший летописный свод Киевской Руси – «Повесть временных лет» (ПВЛ) (датируется 1113 г.) возник в начале XII в. До нас дошел в двух редакциях, сложившихся в XIV – XV вв. Многие историки считают, что до его создания существовали другие летописные своды. Важнейшими темами ПВЛ были отстаивание христианской веры и защита родной земли.

Автором ПВЛ обычно называют монаха Киево-Печерского монастыря Нестора. Однако это коллективный труд. Летопись была документом политическим и поэтому часто подвергалась переработкам. Когда к власти приходил новый князь.

В летописи нередко вставляли публицистические и литературные произведения.

Наиболее распространенная на Руси была переводная литература. До настоящего момента сохранилась 80 книг XI - XII вв. Самая древняя - «Остромирово евангелие» (1056-1057), получившее свое название по имени новгородского посадника Остромира, заказавшего его.

«Слово о законе и благодати» (40-ые гг.) литературный памятник, написанный киевским священником Илларионом. Главная идея – прославление Русской земли и ее князей.

«Поучение Владимира Мономаха» - единственный в древнерусской литературе пример политического и морального наставления, созданный государственным деятелем.

«Жития святых» - рассказы о жизни, страданиях или подвигах людей, канонизированных церковью. «Сказание о Борисе и Глебе», жития княгини Ольги, игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия Печерского ( созданные в XI в.) и др.

Особую группу памятников древнерусской литературы составляют – «Хождения», в которых описываются путешествия в Палестину, на Восток, в Византию. Одним из самых известных стало «Хождение игумена Даниила» (начало XII в.), в котором описывается путешествие в Палестину, Константинополь.

В конце XII в. (1185 г.) было создано знаменитое «Слово о полку Игореве». Основой этого сюжета стал неудачный поход Новгород-Северского князя Игоря Святославича против половцев. Главная идея произведения – необходимость единства русских князей перед лицом внешней опасности. Рукопись дошла в единственном списке, который погиб во время пожара 1812 г.

Более распространено было другое произведение – «Моление Даниила Заточника». Его автор жил во Владимирско-Суздальском княжестве и был по-видимому зависимым человеком князя или его дружинником. Он уповает на власть князя как на милость Божью. В то же время враждебно относится к боярству и презирает холопство, непочтительно говорит о монастырских обычаях. Он также выражает тревогу об усобицах раздирающих Русскую землю.

  1. Архитектура.

Архитектура в этот период достигла наивысшего расцвета. Традиционно на Руси возводили постройки из дерева, каменное зодчество получает развитие с X в. , с момента принятия христианства..

Византийские строители приехали на Русь на следующий год после крещения, в 989 г., и за 6 лет построили первую каменную церковь – Богородицы, получившей название Десятинная (разрушена в 1240 г.).

Греки привезли на Русь не только технические навыки строительства, но и всю художественную систему. Крестово-купольная конструкция православных храмов, сложившаяся в Сирии в VI в., через Византию попала на Русь и была здесь преобладающей до конца XVII в.

До настоящего времени сохранилось более 60 храмов. При Ярославе Мудром построен собор Святой Софии (около 1037 г.) -13 куполов, внутри мозаика и фрески.

Вслед за Киевской Софией построена Новгородская (между 1045-1050) – пять куполов, в интерьере нет ярких мозаик, а только фрески.

Новгород: сокращается княжеское строительство, начинается период боярской республики. Последняя из княжеских построек Георгиевский собор Юрьева монастыря, храм Спаса на Нередице (1198), церковь Петра и Павла на Синичьей горке (1185-1192), Параскевы Пятницы на Торгу (1207).

Владимир: парадный характер, утонченность и влияние романского стиля. Золотые ворота, Успенский собор (1158-1161), Дмитриевский собор (1194-1197), церковь Покрова на Нерли (1165).

Гражданская каменная постройка представлена несколькими крепостными сооружениями (Изборская крепость), каменными дворцами (несохранившимися – XII в. Боголюбово).

  1. Изобразительное искусство.

Софийский собор был украшен мозаиками (подкупольное изображение Христа-Пантократора (Вседержителя), Богоматери и апостолов), она имеет более 130 видов оттенков и фресками (в Киевской Софии фресками были покрыты все стены)

В каждой церкви находились иконы. Самой знаменитой была «Богоматерь Владимирская» созданная в начале XII в. Иконопись развивалась в трех направлениях: станковая (икона, написанная красками на деревянной досках), монументальная (настенная роспись храмов натуральными красками) и мозаика (выкладывалась специальными камнями – смальтой).

Первые иконы на Руси появляются в Х в., они были привезены на Русь греками из Византии и до XII в. русское иконописание находилось под влиянием византийской школы. Самостоятельные школы стали складываться в XII в., наиболее известными были школы новгородская, псковская, киевская, ярославская. Использовали натуральные краски, замешанные на яичном желтке – темперу. Ее особенность состоит в том, что она сохраняет яркость даже спустя столетия. Особое внимание уделялось написанию лица и рук, все остальное – одежда, фон – условно.

  1. Декоративно-прикладное искусство.

Произведения ремесленников были известны далеко за пределами Руси. В многочисленных русских городах было развито более 60 ремесел.

Широкую известность получили изделия русских ювелиров, которые славились изготовлением скани (узор из золотой или серебряной проволоки, которая напаивалась на металлическую основу), зерни ( узор из мельчайших золотых или серебряных зерен, которые напаивались на металлическую пластину), перегородчатой эмали (когда ячейки между сканными перегородками заполнялись цветной эмалью).

Успешно развивалось оружейное дело: мечи, боевые топоры, шлемы, щиты, наконечники и копии. Русские мастера создавали кольчуги из переплетенных колец. Это умение пришло с Востока, в Европе кольчуг плести не умели. Оружия нередко украшались чернью (заполнение гравированных штрихов специальным черневым сплавом).

  1. Язычество.

Основные божества:

Сварог – бог вселенной. Огня

Даждьбог – бог Солнца

Стрибог – бог ветра

Перун – бог грома и молнии

Велес – бог скота

Ярило – бог весеннего плодородия (или Солнца)

Купала – бог лета

Мокошь – богиня женского рукоделия.

Земледельческими были древнейшие божества Род и рожаницы.

Как у любых язычников, у славян существовали жрецы – волхвы. В святилищах (капищах) приносились жертвы изображениям богов – идолам. Особенностью славянского язычество было то, что все боги были равные.

Похожие:

Древнерусская культура в X – первой трети XIII вв iconРусская культура XIII – XV вв
Поступательное развитие русской культуры было остановлено по причине монгольского нашествия. Утеряны многие секреты мастерства (перегородчатая...
Древнерусская культура в X – первой трети XIII вв iconРусское искусство первой половины XIX века
Первые десятилетия XIX в в России прошли в обстановке всенародного подъема, связанного с Отечественной войной 1812 г. Идеалы этого...
Древнерусская культура в X – первой трети XIII вв iconРусские земли в XII-XIV вв
Вопрос Культура Киевской Руси и периода феодальной раздробленности (X—xiii вв.)
Древнерусская культура в X – первой трети XIII вв iconЛитература и современность. Объем понятия «древнерусская литература»
Модуль древнерусская литература и современность. Объем понятия «древнерусская литература»
Древнерусская культура в X – первой трети XIII вв iconУчебный курс по культурологии: Многоуровневое учебное пособие / Под...
Основные культурно-исторические этапы. Культура первобытного человека. Шумеро-аккадская культура. Культура Вавилонии и Ассирии. Культура...
Древнерусская культура в X – первой трети XIII вв iconСписок художественных текстов по курсу «Русская литература (Древнерусская,...
Список художественных текстов по курсу «Русская литература (Древнерусская, xvii–xviii вв.)»
Древнерусская культура в X – первой трети XIII вв iconПрограмма курса «История и методология литературоведения» для филологов-магистрантов...
Литературоведческие идеи критиков первой трети XIX в. (Н. Греч, А. Мерзляков, А. Бестужев, В. Кюхельбекер, В. Белинский и др.). «Университетская...
Древнерусская культура в X – первой трети XIII вв iconЗадания
Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе....
Древнерусская культура в X – первой трети XIII вв iconКультура как феномен. Современное понимание сущности культуры. Множественность...
Морфология культуры. Структура понятия культура. Взаимосвязь внутриструктурных элементов. Культура и цивилизация
Древнерусская культура в X – первой трети XIII вв iconБулгаро-монгольские войны первой половины XIII в
Если мы начнем изучение историографии монголо-булгарской войны, ознаменовавшей собой начало покорения монголами Восточной Европы,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница