Тематика семинарских занятий по курсу «организационная культура»


НазваниеТематика семинарских занятий по курсу «организационная культура»
Дата публикации17.04.2013
Размер147 Kb.
ТипТематика семинарских занятий
userdocs.ru > Культура > Тематика семинарских занятий


ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

по курсу «ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА»
Цель семинарских занятий: развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков самостоятельной работы с научной литературой, получение опыта публичных выступлений.

Подготовка к семинарам включает написание докладов и рефератов с последующим их обсуждением.
Тема 1. Миссия фирмы и деловое кредо

1.Понятие миссия организации.

2.Условия для успешного формирования миссии организации.

3.Основные функции миссии.

4. Три ипостаси миссии.

5. Особенности стратегической миссии.

6. Требования, предъявляемые к успешной миссии.

7. Классификация миссий.

8. Девизы организации.

9. Внутренние и внешние девизы.

10. Примеры миссий и девизов российских компаний.
Рекомендуемая литература

Основная

1.Соломанидина Т.О.. Организационная культура компании. – М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2003. стр. 82-98.

2.Лузаков А.А. Слово и дело в управлении организацией, или Зачем предприятию нужна идеология.//Человек. Сообщество. Управление. – Краснодар.: КубГУ, № 3-4, 2000, с. 88-110.

Дополнительная литература

1. Рофе А.И. Организация и нормирование труда : учебник для вузов / А.И. Рофе. - М. : МИК, 2001. - 368 с.

2. Теплякова Т.Ю. Организация труда персонала : учебно-методический комплекс / Т. Ю. Теплякова. - Ульяновск : УлГТУ, 2004. - 124 с.

Тема 2. Символы как элемент организационной культуры

  1. Символический блок организационной культуры: лозунги, символы, мифы, легенды, героические личности организации.

  2. Анализ лозунгов и символов современных российских и западных компаний.

  3. Методы построения и распространения мифов и легенд на предприятии.

  4. Слухи как элемент организационной культуры.

  5. Позитивные и негативные последствия распространения слухов.

Рекомендуемая литература

Основная

  1. Соломанидина Т.О.. Организационная культура компании. – М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2003. стр. 82-98.

  2. Лузаков А.А. Слово и дело в управлении организацией, или Зачем предприятию нужна идеология.//Человек. Сообщество. Управление. – Краснодар.: КубГУ, № 3-4, 2000, с. 88-110.

Дополнительная

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардарика, 1998.

  2. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2000.

  3. Спивак В.А Корпоративная культура. – СПб.: Питер, 2001


Тема 3. Цели и целепологание как элемент организационной культуры

  1. Постановка целей деятельности организации.

  2. Требования, предъявляемые к формулированию целей.

  3. Трудность исполнения цели.

  4. Специфичность цели.

  5. Согласованность целей работника и целей компании.

  6. Механизмы согласования целей организации и целей работника.

  7. Типология личных целей.

  8. Анализ целей современных компаний.

  9. Негативные последствия игнорирования личных целей сотрудников.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Соломанидина Т.О.. Организационная культура компании. – М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2003. стр. 50-82.

Дополнительная

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардарика, 1998.

2. Спивак В.А Корпоративная культура. – СПб.: Питер, 2001.
Тема 4. Поведение и коммуникации в структуре организационной культуры.

1. Общие требования к эффективным коммуникациям.

  1. Причины неэффективных коммуникаций.

  2. Роль нисходящих и восходящих коммуникаций в организационной культуре, методы их укрепления.

  3. Основные проблемы горизонтальных коммуникаций.

  4. Создание и укрепление горизонтальных коммуникаций.

  5. Психологические основы передачи управленческой информации исполнителям.

Рекомендуемая литература

Основная

1.Соломанидина Т.О.. Организационная культура компании. – М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2003. стр. 267-298.

2. Машков В.Н. Психология управления: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А. , 2002. стр. 150-159.

Дополнительная

  1. Вейлл П. Искусство менеджмента / Пер с англ. – М.: Новости, 1993, с.70.

  2. Занковский Организационная психология. М.: «Флинта», 2002.

  3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардарика, 1998.

  4. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2000.



Тема 5. Социально-психологический климат организации.

  1. Понятие социально-психологического климата.

  2. Роль социально-психололгического климата в оргкультуре.

  3. Факторы, влияющие на социально-психологический климат.

  4. Структура социально-психологического климата.

  5. Факторы формирование и контроля, методы поддержания и регуляции социально-психологического климата

Рекомендуемая литература

Основная

1. Соломанидина Т.О.. Организационная культура компании. – М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2003. стр. 315-320

2. Парыгин Б.Д. Регуляция социально-психологического климата трудового коллектива. – Л.: Наука, 1996

Дополнительная

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардарика, 1998.

2. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2000.

3. Спивак В.А Корпоративная культура. – СПб.: Питер, 2001.
Тема 6. Ценности и нормы организационной культуры как основа поведения персонала. Установки личности как элемент оргкультуры. Методы диагностики

  1. Устойчивые характеристики личности, являющиеся критериальной основой поведения: расположение, установка, нормы и правила поведения, ценности.

  2. Материальные, социальные и духовные ценности.

  3. Ценности-цели и ценности-средства.

  4. Факторы, определяющие ценности организационной культуры.

  5. Процесс формирования и усвоения ценностей.

  6. Категории ценностей по П. Вейллу.

Рекомендуемая литература

Основная

  1. Соломанидина Т.О.. Организационная культура компании. – М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2003. стр. 98-133

2. Карташова Л., Никонова Г., Соломанидина Т. Организационное поведение. –М.: ИНФРА-М, 2002,с.74

Дополнительная:

  1. Юркова И.Г. Представления личности как элемент организационной культуры компании.//Человек. Сообщество. Управление. – Краснодар.: КубГУ, № 2, 2005, с. 113-124.

  2. Вейлл П. Искусство менеджмента / Пер с англ. – М.: Новости, 1993, с.70.

  3. Занковский Организационная психология. М.: «Флинта», 2002.


Тема 7. Типологии организационных культур.

  1. Типология Р. Рюттингера: культура торговли, спекулятивная, административная, инновационная.

  2. Типология Г. Хофштеда: индивидуалистическая и коллективистская, с высоким и низким уровнем дистанции власти, с высоким и низким уровнем избеганием неопределенности, «мужская» и «женская» культура организации.

  3. Типология Р. Акоффа: корпоративная, консультативная, партизанская и предпринимательская культура.

  4. Типология С. Ханди: Культура власти, ролевая, задачи и личности.

Рекомендуемая литература

Основная

  1. Соломанидина Т.О.. Организационная культура компании. – М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2003. стр. 50-81

  2. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом .- СПб.: Питер, 2000. стр.142-152.

  3. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде. – М.: Финансы и статистика, 2003. Стр. 72-93.

  4. Рюттингер Р. культура предпринимательства. – М.: ЭКОМ, 1992. стр. 147-158.

Дополнительная:

  1. Спивак В.А Корпоративная культура. – СПб.: Питер, 2001.

  2. Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. – М.: Дело, 1993, стр. 115


Тема 8. Благонадежность персонала и пути ее повышения.

  1. Определение понятий благонадежность и неблагонадежность.

  2. Методы оценки благонадежности.

  3. Методы повышения благонадежности.

  4. Причины возникновения и роста неблагонадежности.

  5. Изучение признаков неблагонадежности.

  6. Практическое применение технологии оценки благонадежности: прием на работу, проверка сотрудника, увольнение, организация службы безопасности.

Рекомендуемая литература

Основная

  1. Соломанидина Т.О.. Организационная культура компании. – М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2003. стр.299-320

  2. Харский К. В. Благонадежность и лояльность персонала. – СПб.: Питер, 2003, стр. 38-330, 392-413.

Дополнительная:

  1. Королев А. Дуель с тенью // Финансовый контроль. 2002, №5, стр.85.

  2. Спивак В.А. Корпоративная культура. – СПб.: Питер, 2001, стр 182.


Тема 9. Лояльность персонала и методы ее диагностики.

  1. Модель лояльности персонала.

  2. Опасность, исходящая от нелояльных сотрудников.

  3. Понятие и проявления нулевой лояльности.

  4. Факторы, способствующие возникновению лояльности.

  5. Лояльность персонала в соответствии с типом оргкультуры.

Рекомендуемая литература

Основная

  1. Харский К. В. Благонадежность и лояльность персонала. – СПб.: Питер, 2003, стр. 422-488.

  2. Соломанидина Т.О.. Организационная культура компании. – М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2003. стр. 320-338.


^ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Предпосылки формирования ОК

2. Понятие ОК и ее роль в деятельности организации

3. Компоненты ОК

4. Критерии анализа ОК, диагностика ОК

5. Уровни ОК, функции ОК

6. Субъективная и объективная ОК

7. Субкультуры и контр культуры в организации

8. Содержание отношений ОК

9. Понятие и проблемы внешней адаптации и внутренней интеграции

10. Особенности функционирования знаково-символической системы

предприятия. Основные элементы знаково-символической системы

11. Особенности органической, предпринимательской, бюрократической, партисипативной организационных культур.

12. Типология ОК Р.Блейка и Ж.Мутона.

13. Типология ОК Уильяма Оучи.

14. Типология ОК на основе большего - меньшего влияния на деятельность организации.

15.«Классическая» типология ОК Т.Е.Дейла и А.А.Кеннеди

16.Типология ОК С.Ханди

17.Типология ОК Р.Акоффа.

18.Типология ОК М.Бурке

19.Факторы внешней и внутренней среды, воздействующие на формирование ОК. Принципы формирования ОК

20.Подходы к формированию лидерами ОК

21.Методы поддержания ОК. Типы организационных обрядов

22.Методы изменения ОК

23. Характеристика сочетаний взаимодействия изменений поведения и культуры (по В.Сате)

24. Основные проблемы при проведении изменений в ОК

25.Влияние культуры на организационную жизнь - модель В.Сате

26.Связь между культурой и успехом в работе организации – модель Т.Питерса - Р.Уотермана

27.Связь между культурой и результатами деятельности - модель Т.Парсонса

28.Модель Р.Квина и Дж.Рорбаха «Конкурирующие ценности и организационная эффективность»

29.Матрица оценки «культурного» риска (по Г.Шварцу и С.Дэвису) Управление ОК

30. Основные элементы системного подхода к изучению национального в ОК

31.Исследования Г.Хофстеда

32. Менеджер-экспатриант: понятие, источники кадров, подбор, подготовка

33.Влияние национального на ОК - модель Г.Лэйна и Дж.Дистефано

34.Теория «2» У.Оучи

35.Влияние ОК на организационную эффективность

36.Организационная приверженность

^

Примерный перечень вопросов к зачету


  1. Сущность управленческой деятельности. Иерархический континуум управленческой деятельности

  2. Две парадигмы управления.

  3. Субъект и объект управления.

  4. Краткая характеристика школы научного управления (Ф. Тэйлор, Ф. Гилбрет, Г. Эмерсон).

  5. Краткая характеристика классической школы управления (А. Файоль).

  6. Краткая характеристика школы «человеческих отношений» (Э. Мэйо).

  7. Краткая характеристика школы «количественных методов» в управлении.

  8. Процессный подход в психологии управления.

  9. Системный подход в психологии управления.

  10. Ситуационный подход в психологии управления.

  11. Современный подход в психологии управления. Принципы управления.

  12. Сущность партисипативного управления.

  13. Основные понятия теории организации. Централизация и децентрализация.

  14. Основные понятия теории организации. Формализация.

  15. Основные понятия теории организации. Дифференциация и интеграция.

  16. Краткая характеристика структур организации. Иерархические и адхократические структуры.

  17. Понятие трансформационного цикла организации. Этапы жизненного цикла организации.

  18. Понятие организационной культуры. Формирование организационной культуры. Методы поддержания организационной культуры.

  19. Модель организационной культуры Е. Шейна.

  20. Модель организационной культуры Ф. Харриса и Р. Морана.

  21. Изменение организационной культуры. Влияние организационной культуры на эффективность организации.

  22. Модель организационной культуры В. Сате.

  23. Модель организационной культуры Т. Питерса – Р. Уотермана.

  24. Модель организационной культуры Т. Парсонса.

  25. Модель Г. Хофштеде.

  26. Организации типа «Ζ» У. Оучи.

  27. Типология «нормальных» организационных культур.

  28. Типология «девиантных» организационных культур.

  29. Структура управления по В. Зигерту и Л. Лангу. Понятие управленческого цикла.

  30. Понятие организационной функции.

  31. Процесс делегирования полномочий.

  32. Развитие организации. Типы организационного развития.

  33. Микроанализ управленческой деятельности.

  34. «Эмпирический» анализ управленческой деятельности

  35. Ролевой подход к анализу управленческой деятельности.

  36. Дименсиональный подход к анализу управленческой деятельности

  37. Нормативный и функциональный подходы к анализу управленческой деятельности

  38. Основные менеджерские характеристики.

  39. Понятие и характеристика общеуправленческих способностей.

  40. Понятие индивидуальной управленческой концепции руководителя. Основные «дефекты» ИУК.

  41. Сущность и краткая характеристика функции целеполагания.

  42. Сущность и краткая характеристика функции планирования.

  43. Сущность и краткая характеристика функции контроля.

  44. Сущность и краткая характеристика функции мотивирования.

  45. Концепции мотивации исполнительской деятельности (двухфакторная теория Ф. Херцберга).

  46. Концепции мотивации исполнительской деятельности («Теория X», «Теория У», «Теория Z»).

  47. Мотивация деятельности руководителя (Концепция мотивации Д. МакКлелланда).

  48. Мотивация деятельности руководителя («Теория ожидания» В. Врума).

  49. Мотивация деятельности руководителя (Теория «справедливости» и теория противодействия).

  50. Мотивация деятельности руководителя (Мотивационная модель А. Портера и Э. Лоулера).

  51. Понятие внутренней мотивации деятельности руководителя.

  52. Специфика функции принятия решения в деятельности руководителя.

  53. Организационные факторы управленческих решений.

  54. Процессуальная организация принятия управленческих решений.

  55. Типология управленческих решений.

  56. Феноменология процессов принятия управленческих решений.

  57. Коммуникативная функция руководителя.

  58. Правила эффективной коммуникации.

  59. Стресс и управление им в деятельности руководителя.

  60. Специфика регуляции состояний в управленческой деятельности.



^

Контрольные задания по проверке остаточных знаний студентов


Примерные тестовые задания

1. Первым и непременным условием существования любой организации является:

1) формирование общей цели; *

2) получение максимальной прибыли;

3) создание оптимальных условий для трудовой деятельности персонала.

2. Процессом, обеспечивающим устойчивую приоритетность общей цели над индивиду­альными целями работников является:

1) авторитет руководителя;

2) власть; *

3) материальное вознаграждение сотрудников.

3. Психология управления – это наука, сформировавшаяся и развивающаяся на стыке двух научных дисциплин:

1) психологии и научного менеджмента;

2) социологии управления и психологии власти;

3) социальной психологии и теории организации;

4) теории управления и психологии. *

4. Институциональный уровень управленческого континуума это:

1) управление низшего звена;

2) управление высшего звена; *

3) управление среднего звена.

5. Ф. Тэйлор является представителем:

1) школы научного управления; *

2) школы человеческих отношений;

3) классической школы.

6. Основное достижение А. Файоля состоит в том, что он:

1) разработал программу эффективного технологического процесса;

2) выявил закономерности успешной деятельности руководителя;

3) обосновал точку зрения на управление как на универсальный процесс, состоящий из системы основных функций. *

7. Какой подход к исследованию не является базовым для психологии управления:

1) процессный подход;

2) системный подход;

3) идеографический подход; *

4) ситуационных подход.

8. Департаментализация является основным признаком:

1) иерархических организационных структур; *

2) адхократических организационных структур;

3) олигархических организационных структур.

9. Цикл трансформационного изменения характеризует организацию как:

1) закрытую систему;

2) замкнутую систему;

3) развёрнутую систему;

4) открытую систему. *

10. Передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение называется:

1) уклонением от ответственности;

2) делегированием полномочий; *

3) осуществлением либерального типа руководства.

11. Такие методы развития организации как тренинги сензитивности, опросы работников, процесс-консультирование, формирование команд относятся к:

1) процессуальным методам; *

2) структурным методам;

3) функциональным методам.

12. Мотивационные факторы относятся к:

1) ориентировочным компонентам деятельности;

2) побудительным компонентам деятельности; *

3) исполнительским компонентам деятельности;

4) контрольным компонентам деятельности.

13. Подсистема базовых психических функций руководителя (по Зигерту и Лангу) не включает в себя:

1) принятие решений;

2) мотивирование и стимулирование; *

3) анализ ситуации;

4) управленческое общение.

14. Тип трудового сознания относится к подсистеме:

1) человеческого ресурса организации; *

2) основных управленческих функций руководителя;

3) организационных инноваций.

15. Самоменеджмент – это:

1) руководитель осуществляет управление персоналом;

2) в организации осуществляется самоуправление;

3) руководитель является объектом управления для самого себя; *

4) группа руководителей управляет производством.

16. Индивидуальная управленческая концепция – это:

1) система знаний и представлений и умений и способностей руководителя к управленческой деятельности;

2) основанная на индивидуальном жизненном опыте система знаний и представлений руководителя о целях, задачах, смыслах, средствах, ресурсах, критериях эффективности и последствиях управленческой деятельности; *

3) основанная на практическом применении система научных знаний руководителя в области теории и психологии управления.

17. К основным функциям ИУК не относится:

1) структурирующая;

2) исполнительская; *

3) ценностная;

4) мотивирующая;

5) селективная;

6) контрольная;

18. Эффективный контроль должен быть основан:

1) на поиске и устранении возможных недостатков;

2) на недоверии к сотрудникам;

3) на оптимизации деятельности. *

19. Направленность организационной культуры – это:

1) степень содействия организационной культуры достижению основных целей организации; *

2) степень личностного принятия оргкультуры сотрудниками;

3) количество людей, информированных о содержании оргкультуры.

20. К невротическим организационным культурам не относится:

1) бюрократическая;

2) депрессивная;

3) драматическая;

4) миротворческая; *

5) шизоидная.

21. Анализ управленческой деятельности на основе специфических функциональных единиц — «измере­ний менеджерского поведения» осуществляет:

1) дименсиональный подход; *

2) нормативный подход;

3) функциональный подход;

4) деятельностно-психологический подход.

22. Автором мотивационной «теории ожидания» является:

1) Дж. Аткинсон;

2) Д. Макклелланд;

3) А. Портер – Э. Лоулер.

4) В. Врум. *

23. Феномен «иллюзии квазирегу­лярности случайных событий» относится к:

1) функции целеполагания руководителя;

2) контролю за деятельностью персонала;

3) принятию управленческих решений; *

4) осуществлению мотивирующей функции руководителя.

24. К адхократическим организационным структурам не относится:

1) продуктовая; *

2) матричная;

3) свободная;

4) проектная.

25. Партисипативный стиль управления основывается на:

1) парадигме власти;

2) принадлежит к разновидности бесхозяйственности;

3) парадигме партийного руководства производством;

4) парадигме социального партнёрства и обмен. *

Похожие:

Тематика семинарских занятий по курсу «организационная культура» iconМетодические указания по отдельным видам занятий планы семинарских...
Цель проведения семинарских занятий определяется задачами, которые предполагается решить в ходе занятия, а они вытекают из конкретной...
Тематика семинарских занятий по курсу «организационная культура» iconС учетом этого и составлены планы семинарских занятий по курсу «Основы...
Методические указания разработаны кандидатом философских наук, профессором кафедры социологии и управления персоналом
Тематика семинарских занятий по курсу «организационная культура» icon9. Организационная культура как фактор развития оп
Ключевые термины, понятия: организационная культура, ценности, мировоззрение, стили поведения, нормы, психологический климат, идеология...
Тематика семинарских занятий по курсу «организационная культура» iconТематика семинарских занятий по курсу «организация труда персонала»...
Что понимается под «рабочим местом» и «рабочей зоной»? Перечислите элементы рабочего места
Тематика семинарских занятий по курсу «организационная культура» iconТематика курсовых работ по курсу «Транспортное право»
Организационная система государственного управления автомобильным транспортом и дорожной службой
Тематика семинарских занятий по курсу «организационная культура» iconТематика семинарских занятий
Семинар №1. Сущность и содержание современной профессионально-этической системы социальной работы
Тематика семинарских занятий по курсу «организационная культура» iconТематика семинарских занятий вводное занятие
Собственность и её место в экономической жизни общества. Объекты и субъекты собственности
Тематика семинарских занятий по курсу «организационная культура» iconТематика семинарских занятий по историографии всеобщей истории (ч. 1)
Электронная версия текстов источников доступная на сайте «Восточная литература»
Тематика семинарских занятий по курсу «организационная культура» iconТематика семинарских занятий занятие введение в дисциплину «Социология»
Основные методологические направления и школы в социологии. Методы социологической науки
Тематика семинарских занятий по курсу «организационная культура» iconТематика семинарских занятий по учебной дисциплине «История образования и педагогической мысли»
Занятие Воспитание и обучение в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница