Смысл насилия


Скачать 26.59 Kb.
НазваниеСмысл насилия
Дата публикации20.04.2013
Размер26.59 Kb.
ТипТезисы
userdocs.ru > Культура > Тезисы
СМЫСЛ НАСИЛИЯ

Тезисы лекции, прочитанной на «Летних чтениях» 3 июля 2012 г.

В постперестроечный период российское общество пережило шок экстремального роста насилия. Вследствие этого шока, многие интеллектуалы убедились в неискоренимости насилия, агрессии, тотального зла в человеческой природе. Символы насилия заполонили мировую киноиндустрию, разыгрываются в видеоиграх, заполняют новостные ленты. В связи с этим возникает впечатление, что человечество погрязло в насилии, испытывает в нем потребность, а информационная среда эту потребность не только усиливает, но и постоянно формирует.

Между тем, есть все основания для сохранения гуманистической веры: человечество идет по пути смягчения нравов, уровень насилия имеет ощутимую тенденцию к снижению, а виртуальное насилие выступает как способ сублимации агрессии – одной из универсалий человеческого поведения. Несмотря на национальные и общемировые трагедии насилия, человечество, по-видимому, сохраняет способность к гуманизации общественных отношений. Однако сегодня мы встречаемся с невиданным ранее феноменом: насилие, частично покидая область практики и вторгаясь во все сферы дискурса, трансформирует мировоззренческие системы, эстетику, этику, гносеологию современного общества. Наше «Я» теперь находится в диалоге с насилием, со своим агрессивным потенциалом. Насилие теперь не скрыто от нас, оно врывается в горизонт нашего видения мира через экран, Интернет, массовую печать. Осознанное сосуществование с этим темным началом само по себе является грандиозным вызовом для нашего разума.

Этот количественный рост дискурса о насилии грозит перейти в новое качество:

1) Расширяется само понятие насилия. Теоретики говорят о насилии структурном (всех формах неравенства) и насилии культурном (символических средствах оправдания насилия). К последним относят религию, идеологию, картину мира. Насилие видят в западной рациональности, в преданности идее, в праве государства на войну, в гражданском национализме. Все официальные лидеры, респектабельные журналисты, лидеры общественного мнения говорят о неприемлемости всех форм насилия, о необходимости мира, о принципах ненасилия. Эта официальная идеология берет свое начало у Льва Толстого, развивается она в текстах и деяниях Ганди и Мартина Лютера Кинга. Сегодня ненасилие сформировало целую технологию общественной борьбы – доктрину ненасильственного сопротивления. Ненасилие давно оторвалось от этического абсолюта Толстого: современная доктрина отвергла религиозно-утопическое обоснование Толстого, Ганди и Кинга; она полностью превратилась в метод борьбы за власть (хотя изначально основывалась на противостоянии самой идее власти); она отменила категории Абсолюта и Зла, подменив их конфликтом Свободы и Власти. Кроме того, радикализованное ненасилие проблематизирует идеологию гуманизма с ее культом человека восходящего, творца нового мира, царя природных стихий, обладающего дерзновенным разумом.

2) Формируется не вполне адекватный реальности образ общества, погрязшего в насилии. Этот образ в современном киноискусстве (Ларс фон Триер, Михаэль Ханеке) оформляется в своего рода неогностическую религию: мир людей предстает как бесконечная в пространстве и времени камера пыток, а источник насилия приобретает черты всесильного и непознаваемого божества.

3) Формируется эстетика насилия, когда художник пытается добиться катарсиса или даже просто свободной игры, изобретая все новые и новые средства демонстрации насилия.

4) Появляется феномен девиантной идентичности: группы, склонные к агрессии, получают язык для самоописания и легитимации. Если официальная культура тяготеет к ненасилию, то контркультуры все более осознают себя как культуры насилия.

За переход насилия из сферы праксиса в сферу дискурса общество расплачивается подрывом классического гуманизма, бременем идеологий насилия и даже целой религией насилия, а также эстетики насилия. В обществе нарастает конфликт между официозным ненасилием и девиантными идентичностями, формирующимися в недрах контркультур.

Похожие:

Смысл насилия iconХристианский смысл страдания франсуа Деларю
Через страдание, человек осознает свою смертность и ищет смысл своей жизни и своего конца
Смысл насилия iconМосква 2006 смысл academ'a
В276 Когнитивная наука : Основы психологии познания : в 2 т. — Т. 2 / Борис М. Величковский. — М. Смысл : Издательский центр «Ака­демия»,...
Смысл насилия iconRachel Ward
Какой смысл, если ты не можешь прижиться ни в одной приемной семье, если ты чужая в любом классе, в любой компании? Какой смысл заводить...
Смысл насилия iconПроблемы Смысл человеческой жизни Поиск жизненного пути Самореализация человека. Тезисы
В чем жизнь? В чем ее смысл? В чем цель? Ответ только один: в самой жизни (В. Вересаев, писатель)
Смысл насилия iconВ. Соловьев Смысл любви
Обыкновенно смысл любви полагается в размножении рода, которому она служит средством. Я считаю этот взгляд неверным не на основании...
Смысл насилия iconЧто такое жизнь?
В чем смысл жизни? Как надо жить, чтобы нам было лучше? — Дайте развернутый ответ. Приведите примеры (из литературы, кино), где обозначается...
Смысл насилия iconЗдравый смысл
Пейн в 1774 г отправился в Америку. Там он вскоре приобрел известность своими статьями и памфлетами в «Пенсильвания мэгэзин». В памфлете...
Смысл насилия iconЗверства, грабежи и насилия немецко-фашистских захватчиков
О возмутительных зверствах германских властей в от ношении советских военнонленных
Смысл насилия iconИрвин Ялом. Мамочка и смысл жизни. Психотерапевтические истории
Мамочка и смысл жизни. Психотерапевтические истории / Пер с англ. Е. Филиной. — М.: Изд-во эксмо-пресс, 2002. — 288 с. (Серия “Искусство...
Смысл насилия icon1. 0 — создание файла 08. 12. 2011. unknown 01 правка 5-7 опечаток,...
Какой смысл, если ты не можешь прижиться ни в одной приемной семье, если ты чужая в любом классе, в любой компании? Какой смысл заводить...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница