Что же такое фехтование?


Скачать 64.04 Kb.
НазваниеЧто же такое фехтование?
Дата публикации21.04.2013
Размер64.04 Kb.
ТипВопрос
userdocs.ru > Культура > Вопрос
«Особенности фехтования в наше время».

Что же такое фехтование? Мы много говорим о нем, мы видим его в кино, мы им даже занимаемся. Но что же это за явление такое, почему оно названо наукой, а в высшем своем проявлении именуется еще и искусством?

Не вижу причин выдумывать что-то новое касательно определения фехтования. Наиболее полную формулировку вывел французский классицист-комедиограф Жан-Батист Поклен, которого мы знаем как Мольера. Того самого Мольера, написавшего не одну злободневную комедию и умершего в 1673 году прямо на сцене, под рукоплескания зрителей. Звучит эта формулировка так: «Фехтование есть искусство наносить удары, не получая их». Очень емкое и меткое определение, исходящее от человека, который был современником дуэльных фехтовальных традиций Европы.

Отчего же наука? Потому что фехтованию обучают, как и многим другим наукам и дисциплинам. Существовали и существуют определенные приемы, методики, факты и термины, помогающие освоить этот непростой предмет. Умение фехтовать, читай – обращаться с оружием, было необходимостью во все времена.

А искусство потому, что в фехтовании очень важна искусность, то есть умение делать обычные вещи уникальными. Создавать такие вещи, применять их. Ну а в более широком плане – искусство потому, что плотное и серьезное занятие фехтованием немыслимо без изучения отдельных эпох. А каждую эпоху во многом характеризуют культурные процессы, происходящие в ней. Отсюда и Ренессанс, как обращение к культурному наследию Античности, отсюда и Просвещение, как движение по искоренению безграмотности невысоких слоев общества. Таким образом, изучение фехтования, опираясь на культурный опыт прошлого и настоящего, будет неизменно влиять на расширение кругозора и облагораживание личности. Ведь недаром, кстати, фехтованием как таковым, занимались только высшие классы общества.

Развитие фехтования – тема для отдельного разговора. В этом плане скажу лишь, что за свою историю фехтование очень четко разделилось на военное и гражданское. Различаются они в самой своей сути и обстановке. Военное фехтование – это наиболее быстрый и эргономичный способ уничтожения противника. В этом плане было бы странно утверждать, что на Грюнвальдской битве фехтовали. Там дрались насмерть. Но, тем не менее, любые приемы владения оружием с целью уничтожения противника можно назвать фехтованием. Но только оно будет военным: страшным, грязным, ни разу не куртуазным и, конечно же, без малейшего намека на какие-либо правила.

Напротив, фехтование гражданское, то есть применение оружия в мирное время в социальной среде для выяснения споров, даже если и несло в себе зерно полного уничтожения оппонента, все же далеко не всегда стремилось непосредственно к этому итогу. Да и условия подобных поединков были откровенно не военными. Вокруг не было общей свалки тел, а стояли секунданты и врач. Или и вовсе поединщики сходились один на один без свидетелей. Часто отсутствовали элементы защиты – доспехи, без которых немыслимы военные действия, но вполне обоснованы гражданские дуэли. Плюс сложившиеся негласные правила, сформировавшие дуэльный кодекс.

Конечно же, взаимопроникновение двух фехтований одно в другое очевидно и понятно. Однако в своих крайностях и сфере применения они существенно различаются.

Оставляя разговоры об эволюции фехтования на следующий раз, перейдем непосредственно к итогам этой эволюции, которые мы видим вокруг нас в современном мире. Причем, с утерей фехтования своей непосредственной функции – намеренного членовредительства - все виды фехтования будут в разной степени включать соревновательный момент. Отсюда можно вывести третью группу в нашей любимой науке – фехтование современное. Отличаться оно будет от боевого и гражданского тем, что в современном фехтовании с соревновательными элементами отсутствует цель членовредительства вообще. Как следствие – это отражается на технике, манере, оружии и многом другом.

Собственно, первым и неопровержимым итогом развития фехтования будет спортивное фехтование. Все мы помним – это олимпийский вид спорта с вековой историей и тремя видами оружия: шпага, рапира, сабля. Особенность его в том, что из-за унифицирования требований и приемов такое фехтование существенно отдалилось от своего праотца. Оружие превратилось в спортивные снаряды и видоизменилось настолько, что оружием его и назвать-то не всегда язык поворачивается. А бойцы, в свою очередь, превратились в спортсменов.

Следующим будет традиционное фехтование. Это все сохранившиеся, часто территориально разграниченные, приемы владения оружием. К таким можно отнести традицию изучения работы шашкой, науку кендо и многие другие. Многие из них, так или иначе, не претерпевали серьезных изменений в своей технике и во многом сейчас выступают как хранители традиций своих народов. Отсюда и особенности – такое фехтование может быть серьезно оторвано от реалий поединка, стремясь донести и сохранить непосредственно традиции.

Далее идет большая группа под названием историческое фехтование. В глобальном смысле это фехтование с применением исторических моделей оружия, исторически сформировавшейся техники, элементов защиты и костюма. А при более узком рассмотрении выявляются серьезные нюансы.

Фехтование от реконструкторов эпох. Группа людей на основе каких-либо достоверных исторических источников восстанавливает быт и культуру какого-либо региона и эпохи. Это реконструкция. Детальное и обоснованное воспроизведение предметов старины. Для реконструкторов эпох, так или иначе относящим себя к таковым, занятие фехтованием – приятный и значительный бонус в своем занятии. То есть, предполагается, что сначала мы работаем над костюмом и образом, а потом начинаем работать над периферией – бытовой обстановкой, военными навыками, ремеслами. В любом случае, на фестивалях реконструкторов проходят разные виды поединков на холодном оружии – и это целиком и полностью заслуга самих реконструкторов. Встречаются следующие виды фехтования от реконструкторов эпох.

Бугурты. Это массовые сражения нескольких партий. Собственно, это небольшая модель войны. В бугурте, как и на войне, нет как такового фехтования. Зачастую там решающим оказывается даже не удар оружием. Прелесть бугуртов в тактике действий, в работе команды, в ориентировании в критической обстановке, в проявлении личных качеств бойца. Сила бугурта – в массовости. Чем больше участников – тем веселее. Особенности такого развлечения – повышенные личные требования безопасности, отраженные в доспехе и оружии.

Турниры. Это поединки один на один в двух основных номинациях – щит-меч и меч. Собственно, встречаются и применение другого оружия – алебарды, полуторные мечи, мечи и баклеры. Но щит-меч и меч наиболее распространенные. Бойцы дерутся по разным системам и разным правилам. Чаще всего бой ведется без расхода после попадания по противнику. Техника безопасности такая же, как и на бугуртах – самый высокий уровень.

В последние несколько лет набирает силу движение за включение исторического фехтования в спортивные дисциплины. Инициатива это российская и не такая уж бесполезная, однако необходимость унификации, ввод единых правил и требований породили явление, которое называется профбои. Профбои – четко построенная турнирная спортивная система. В ней присутствуют жесткие правила, единые требования к доспеху и оружию, весовые категории. В самих поединках разрешены элементы рукопашного боя, атакующая работа щитом, броски. Да и, положа руку на сердце, многие участники профбоев – это именно спортсмены, а не реконструкторы.

В среде тех же реконструкторов существуют люди, которые занимаются воссозданием непосредственно фехтования. По разнообразным источникам( фехтбух Талхоффера, работы Мароццо, Ди Грасси, Камиллы Агриппа и других) они воспроизводят задокументированные приемы владения оружием. Особенность этого направления в том, что в погоне за реконструкцией приема или детальным разбором какой-либо миниатюры эти ребята вообще могут не выходить в какие-либо поединки. То есть возрожденное ремесло может оказаться не использованным.

Далее можно выделить дуэльное фехтование. В общем и целом, это те же реконструкторы фехтования, только с оговоркой на то, что свои наработки они не забывают применять в поединках. Конечно же, в этом направлении существуют правила, нормы, требования. Но область применения своих навыков не то чтобы шире того же турнирно-бугуртного фехтования. Она оказывается совершенно иной и, на мой скромный взгляд, более приближенной к той, настоящей традиции фехтования. Именно эти люди хранят практические традиции Итальянской, Испанской, Немецкой и других школ фехтования. Под дуэльным фехтованием сегодня принято понимать фехтование на оружии эпохи Ренессанса и выше. Но ничто не мешает применять дуэльные принципы фехтования в работе с любыми другими видами вооружения.

Игровое фехтование, фехтование на ролевых играх. Своеобразный синтез фехтования и актерского начала в человеке. Отыгрывая на игре роль, игрок обязан выполнять предписанные правилами боевых взаимодействий нормы. Грубо говоря, если противник ударил вам в ногу, то он ее действительно ранил. Извольте хромать. Или, если оказалась под вражеским ударом рука, извольте выронить оружие или хотя бы взять его в другую руку. Кроме этого, в ролевом фехтовании наличествует широкий фантастический арсенал вооружения. И если игроку нравится какой-либо хитрозакрюченный меч, не имеющий исторических аналогов, а мир и правила игры не отрицают наличие такого оружия, то игроку не вправе отказать в фехтовании именно этим хитрозакрюченным мечом. К сожалению, игровое фехтование, порой, слишком далеко отдаляется от сути применения оружия.

Существует целый пласт сценического фехтования. Если не вдаваться в подробности, то это построение красивой театральной сцены, центральным действием которой является поединок. Именно такое фехтование мы видим в фильмах, в театре, при сценарной постановке какого-либо сражения. Такое фехтование тоже, порой, далеко отходит от своей сути, стремясь показать красоту поединка, а не его релистичность.

В заключении хотелось бы сказать, что выбор области применения своей науки очень важен и, естественно, будет отражаться на процессе обучения. Бугуртному бойцу может не пригодиться итальянская стокката, а ролевику нет надобности вбивать своего противника в землю гардой. Это, однако, вовсе не означает, что все указанные направления фехтования не пересекаются между собой. Они активно взаимодействуют и обогащают общую копилку опыта в свое удовольствие и нам на радость.

Похожие:

Что же такое фехтование? iconФехтование шпагой и дагой
В качестве примера боевого фехтования кратко рассмотрим особенности фехтования колюще-режущей шпагой в сочетании с дагой (или кинжалом)....
Что же такое фехтование? iconЧто такое актерская игра?
Снова здравствуйте, друзья. Я хочу рассказать вам, что такое актер. И доказать вам что эта гипотеза объективна
Что же такое фехтование? iconЛюбовь, стремление, жажда + ооф!а мудрость
К числу основных философских вопросов, например, относятся вопросы «Что первично — материя или сознание?», «Познаваем ли мир?», «Существует...
Что же такое фехтование? iconЧто такое парцелляция?
Что такое канцелярит? (2)У него есть очень точные приметы, общие и для переводной, и для отечественной литературы
Что же такое фехтование? iconЧто такое стробизм?
Введение. Что такое стробизм. Возможности применения. Отличия от студийного света
Что же такое фехтование? iconЮридическая этика
Проиллюстрируйте на основе стихотворения В. В. Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" (см. Приложение 1) основные функции...
Что же такое фехтование? iconОпределите понятия: мегамир, макромир, микромир, наномир. Связаны ли они?
Что такое наномир? Что такое нанотехнология? Чем отличается наномир от нанотехнологий?
Что же такое фехтование? iconЧеловек Принцип удерживания человека в рамках правовых и моральных норм в племенах
Человек согрешил, вкусив запретный плод с древа познания добра и зла. Не послушался Отца – познавай. С рождения до самой смерти человек...
Что же такое фехтование? iconКнига А. А. Морозова «Русская стихотворная пародия (18-20в)»
А. З. Паперный, являющийся одновременно и литературоведом, и пародистом, не преминул ехидно спародировать саму попытку дать точную...
Что же такое фехтование? iconКнига А. А. Морозова «Русская стихотворная пародия (18-20в)»
А. З. Паперный, являющийся одновременно и литературоведом, и пародистом, не преминул ехидно спародировать саму попытку дать точную...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница