Влияние средств физической культуры на подготовленность к социальной адаптации школьников с легкой степенью умственной отсталости


НазваниеВлияние средств физической культуры на подготовленность к социальной адаптации школьников с легкой степенью умственной отсталости
страница1/5
Дата публикации21.04.2013
Размер0.5 Mb.
ТипАвтореферат
userdocs.ru > Культура > Автореферат
  1   2   3   4   5


На правах рукописи
САЛИМОВ Марат Ильдусович

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

НА ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ К СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ


13.00.04. – Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Екатеринбург – 2006

Работа выполнена в ГОУ ВПО

«Уральский государственный педагогический университет»


Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

^ Прокопенко Виктор Иванович

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Евсеев Сергей Петрович

кандидат педагогических наук, доцент

^ Никитин Валерий Иванович


Ведущая организация: ГОУ ВПО «Российский государственный

профессионально-педагогический университет»


Защита состоится «___» __________ 2006 г. в ___ ч. на заседании диссертационного совета Д 212.283.03 при ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» по адресу: 620017,

г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26., ауд. 316.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Уральского государственного педагогического университета.


Автореферат разослан «___» ___________ 2006 г.

Ученый секретарь


диссертационного совета Днепров С.А.

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность проблемы и темы исследования на социально-педагогическом уровне определяется противоречием между необходимостью реализации цели воспитания и обучения умственно отсталых детей и подростков в специальной (коррекционной) школе VIII вида, которая заключается в социальной адаптации: передачи им практических знаний, умений, навыков, воспитанности такого уровня, который позволил бы подготовиться к предстоящей самостоятельной жизни в соответствии с социальными нормами, действующими в обществе, с одной стороны, и, с другой, педагогическими возможностями средств физической культуры, обусловленными современным содержанием специального образования. Влияние средств физической культуры еще не достаточно используется для коррекции нарушений физического, психического развития и физической подготовленности, являющихся одним из показателей подготовленности к социальной адаптации школьников с легкой степенью умственной отсталости.

Актуальность на научно-теоретическом уровне обусловлена противоположностями, которые возникли вследствие дихотомического подхода к изучению личности с легкой степенью умственной отсталости, «расчленяющего» такую личность на отдельные объекты исследования. Возникающие противоположности можно определить так: социальная адаптация школьников реализуется в общественно-полезной деятельности, для которой характерна повышенная двигательная активность, а интенсивность учебной деятельности по предмету «Физическая культура» для умственно отсталых школьников, предусмотренная школьной программой, недостаточна и не позволяет создать «двигательную базу», необходимую для будущей трудовой деятельности выпускников школ.

На научно-методическом уровне актуальность вызвана несоответствиями между программно-методическим обеспечением физического воспитания в специальной (коррекционной) школе VIII вида, которое недостаточно использует потенциал физической культуры и спорта: занятия физической культурой и спортом позволяют улучшить социальное взаимодействие, формировать двигательные умения и навыки, развивать физические качества (силу, быстроту, ловкость, выносливость, координацию движений, мелкую моторику школьников), - без этих навыков невозможен ни один вид трудовой деятельности, - с одной стороны, и необходимостью разработок новых методических рекомендаций по эффективному использованию средств физической культуры способствующих подготовленности к социальной адаптации школьников с лёгкой степенью умственной отсталости, - с другой стороны.

На основании актуальности проблемы и темы исследования, выявленных противоречий, противоположностей и несоответствий сформулирована проблема исследования, которая заключается в обосновании влияния средств физической культуры на подготовленность к социальной адаптации школьников с легкой степенью умственной отсталости.

Актуальность проблемы и ее социальная значимость определили тему исследования: «^ Влияние средств физической культуры на подготовленность к социальной адаптации школьников с легкой степенью умственной отсталости».

Цель исследования - выявить, определить и обосновать эффективность влияния средств физической культуры, на подготовленность к социальной адаптации школьников с легкой степенью умственной отсталости.

^ Объект исследования - процесс физического воспитания учащихся в системе специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида.

Предмет исследования - педагогические возможности влияния средств физической культуры на подготовленность к социальной адаптации школьников с легкой степенью умственной отсталости.

Исходя из анализа актуальности, цели, объекта и предмета исследования, мы выдвинули следующую гипотезу:

  • улучшение физической подготовленности, физического и психического развития школьников с лёгкой степенью умственной отсталости, возможно, является признаками их подготовленности к социальной адаптации;

  • занятия в кружке адаптивной физической культуры в режиме дня школы-интерната и участие в специальных олимпийских соревнованиях, по всей видимости, будет позитивно влиять на двигательную активность школьников с легкой степенью умственной отсталости;

  • в процессе физического воспитания школьников с легкой степенью умственной отсталости, по-видимому, необходимо осуществлять разработанный медико-педагогический контроль, который предполагает комплекс мероприятий: медицинский осмотр (текущий – в школе и углублённый - во врачебно физкультурном диспансере), психологическое наблюдение (за психическим развитием), оценка состояния физической подготовленности (двигательных качеств и способностей), педагогическое наблюдение со стороны преподавателей и родителей (оценка коммуникативных качеств);

  • регламентация средств физической культуры в зависимости от этапа подготовки и коррекционно-развивающей направленности тренировочной нагрузки в процессе занятий в кружке адаптивной физической культуры, вероятно, будет влиять на улучшение физической подготовленности, физического и психического развития школьников с легкой степенью умственной отсталости.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:

1. Изучить современное состояние и подготовленность школьников с легкой степенью умственной отсталости к социальной адаптации в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе.

2. Выявить, обосновать динамику и взаимосвязь физической подготовленности с физическим и психическим развитием школьников с лёгкой степенью умственной отсталости как важных показателей подготовленности к социальной адаптации.

3. Разработать научно-обоснованные методические рекомендации для учителей по физическому воспитанию по эффективному использованию средств физической культуры и адаптивного спорта с целью улучшения подготовленности к социальной адаптации школьников с легкой степенью умственной отсталости.

^ Теоретико-методологическую основу исследования составляют положения современной специальной педагогики (олигофренопедагогики), представленные в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Граборова, Г.И. Россолино, С.Я. Рубинштейна; достижения современной теории и методики физической культуры по изучению структуры двигательной деятельности человека, изложенные в трудах В.К. Бальсевича, В.М. Выдрина, Л.П. Матвеева, Ю.Ф. Курамшина и др.; современные концепции физического воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья Б.В. Сермеева, Н.В. Астафьева, А.С. Самыличева, А.А. Дмитриева и др.; теория адаптивной физической культуры С.П. Евсеева и Л.В. Шапковой.

Сочетание теоретико-методологического исследования с решением задач практического характера обусловило выбор методов работы, включающих теоретические методы: анализ психолого-педагогической и специальной литературы, анализ документальных материалов, синтез эмпирического и теоретического материалов, обобщение; эмпирические методы: педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, педагогические контрольные испытания: тестирование общей физической подготовленности, оценка физического и психического развития, методы математической статистики.

^ База исследования. Исследование проводилось на базе специальных (коррекционных) школ – интернатов VIII вида №№ - 101, 42 г. Екатеринбурга. В исследовании приняли участие учащиеся (мальчики) специальных (коррекционных) школ – интернатов VIII вида, имеющие диагноз - легкая степень умственной отсталости, в возрасте 12-15 лет, которые составили экспериментальную и контрольную группы по 12 человек в каждой.

Выбранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в три этапа.

^ Первый этап: поисково-теоретический (2000-2002 гг.). На этом этапе проводился анализ психолого-педагогической (специальной) литературы по проблеме, были определены объект, предмет, цель, сформулирована рабочая гипотеза и задачи исследования, конкретизирована база исследования.

В то же время проводилась работа по изучению процесса физического воспитания в специальных (коррекционных) школах-интернатах VIII вида. Наибольшее внимание уделялось изучению программного материала по физическому воспитанию, кружковой работы и соревновательной деятельности в системе специального образования.

^ Второй этап: опытно-экспериментальный (2002-2004 гг.). На данном этапе исследования проходил процесс уточнения гипотезы исследования, создавался план опытно-экспериментальной работы. С сентября 2002 года наряду с обязательными занятиями по физическому воспитанию (в рамках школьной программы) проводились регулярные занятия в кружке адаптивной физической культуры в экспериментальной группе. Увеличение двигательной активности школьников с легкой степенью умственной отсталости за счет кружковых занятий и участие в соревнованиях (по специальным правилам) является основной особенностью экспериментальной группы. Кроме этого проводились регулярные контрольные тестирования физического развития, физической подготовленности и психического состояния учащихся в контрольной и экспериментальной группах. Опытно-экспериментальная работа выполнялась в естественных условиях.

^ Третий этап: обобщающий (2004-2005 гг.) Это этап теоретического осмысления результатов опытно-экспериментальной работы, где осуществлены анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, сформулированы выводы и рекомендации для педагогов, работающих со школьниками с легкой степенью умственной отсталости.

^ Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

  • установлена прямая взаимосвязь динамики физического развития и физической подготовленности школьников с легкой степенью умственной отсталости при использовании средств физической культуры;

  • выявлено улучшение психического развития школьников с легкой степенью умственной отсталости под влиянием занятий физической культурой и адаптивным спортом: специальными олимпийскими соревнованиями;

  • установлено, что занятия в кружках адаптивной физической культуры создают благоприятные условия для улучшения подготовленности к социальной адаптации школьников с легкой степенью умственной отсталости.

^ Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

  • дано определение понятия «подготовленность к социальной адаптации школьника с легкой степенью умственной отсталости», которую мы понимаем как комплексный результат педагогического воздействия в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, одним из показателей которой являются состояние физического, психического развития и физической подготовленности учащегося;

  • определена положительная динамика взаимосвязи физической подготовленности, физического и психического развития при использовании средств физической культуры в процессе физического воспитания школьников с легкой степенью умственной отсталости;

  • определено позитивное влияние средств физической культуры и адаптивного спорта на улучшение физической подготовленности, физического и психического развития школьников с легкой степенью умственной отсталости, что улучшает их подготовленность к социальной адаптации.

^ Практическая значимость. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в специальных (коррекционных) школах – интернатах VIII вида для учащихся с легкой степенью умственной отсталости. Использование специально разработанных методических рекомендаций в процессе физического воспитания позволяет повысить уровень физического здоровья, физической подготовленности и обеспечивает коррекцию психического состояния, что значительно улучшает подготовленность к социальной адаптации школьников с легкой степенью умственной отсталости.

^ Обоснованность и достоверность полученных результатов и научных выводов обеспечиваются методологическими позициями, применением методов, адекватных предмету и задачам исследования, комплексным характером поэтапного педагогического эксперимента и статистической значимостью полученных экспериментальных данных.

^ Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения работы и результаты исследований в форме докладов и сообщений представлялись на Всероссийских научно-практических конференциях: «Мониторинг физического развития физической подготовленности различных возрастных групп населения» (г. Нальчик, 2003), «60 лет детско-юношескому физкультурному движению в России» (г. Екатеринбург, 2003), «Физическая культура и детско-юношеский спорт как средство развития дополнительного образования: опыт, перспективы, сотрудничество» (г. Екатеринбург, 2006); на межрегиональных научно-практических конференциях: «Профилактика, реабилитация и адаптация в медицине и спорте» (Челябинск, 2004), «Проблемы совершенствования профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту» (г. Екатеринбург, 2004), «Профилактика, реабилитация и адаптация в медицине и спорте» (г. Челябинск, 2005), «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций» (г. Екатеринбург, 2005), «Научно-методическое обеспечение физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры» (г. Челябинск, 2005), «Здоровье, физическое развитие и образование: состояние, проблемы и перспективы» (г. Екатеринбург, 2005); обсуждались с преподавателями физического воспитания специальных (коррекционных) школ-интернатов VIII вида Уральского региона. Результаты исследования внедрены в практику физического воспитания учащихся специальных (коррекционных) школ-интернатов VIII вида г. Екатеринбурга.

Основные положения диссертационной работы отражены в 16 публикациях.

^ На защиту выносятся следующие положения:

1. Дополняя теорию адаптивной физической культуры, где в качестве цели «реабилитации» лиц с ограниченными возможностями здоровья рассматривается обеспечение их способности к реализации «образа жизни» нормально развивающихся людей, мы утверждаем, что для лиц с умственной отсталостью одной из главных задач является их подготовленность к «социальной адаптации», т.е. наличие предпосылок для активного приспособления к условиям социальной среды.

2. В отличие от существующего содержания программы по физическому воспитанию в специальной (коррекционной) школе VIII вида, которая не компенсирует недостаточность двигательной деятельности школьников, мы считаем, что увеличение двигательной активности школьников с легкой степенью умственной отсталости в режиме дня школы-интерната за счет организации кружка адаптивной физической культуры в большей мере способствует нормализации их физического, психического состояния и повышает физическую подготовленность.

  1. В отличие от фактического состояния учащихся, характеризующегося низким уровнем физического (резко дисгармоничный статус) и психического развития, мы утверждаем, что использование физической культуры, адаптивного спорта и разработанного медико-педагогического контроля влияет на улучшение физического и психического развития школьников с легкой степенью умственной отсталости, что повышает их подготовленность к социальной адаптации.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Влияние средств физической культуры на подготовленность к социальной адаптации школьников с легкой степенью умственной отсталости iconФгбоу впо «магнитогорский государственный университет» «Рабочая учебная программа»
Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования...
Влияние средств физической культуры на подготовленность к социальной адаптации школьников с легкой степенью умственной отсталости iconУказания к выполнению практического задания по дисциплине: «Правовые...
Модуль Тема №5 Социально-правовое положение специалистов сферы физической культуры и спорта. Контрактирование в сфере физической...
Влияние средств физической культуры на подготовленность к социальной адаптации школьников с легкой степенью умственной отсталости iconВлияние оздоровительной физической культуры на организм

Влияние средств физической культуры на подготовленность к социальной адаптации школьников с легкой степенью умственной отсталости iconВлияние оздоровительной физической культуры на организм

Влияние средств физической культуры на подготовленность к социальной адаптации школьников с легкой степенью умственной отсталости iconТеория и методика физической культуры общие основы теории
Мзз теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты...
Влияние средств физической культуры на подготовленность к социальной адаптации школьников с легкой степенью умственной отсталости icon1. Основные причины травматизма во время занятий физической культурой...
Эти правила изложены в специальных инструкциях по разным видам физкультурно-спортивной деятельности (по лёгкой атлетике, гимнастике,...
Влияние средств физической культуры на подготовленность к социальной адаптации школьников с легкой степенью умственной отсталости iconВопросы к курсовому экзамену для студентов по дисциплине
Общие и специфические функции физической культуры. Разновидности физической культуры
Влияние средств физической культуры на подготовленность к социальной адаптации школьников с легкой степенью умственной отсталости iconСписок вопросов к зачету по дисциплине
Психологическая характеристика физической культуры: понятие «Психологии физической культуры», история изучения, объект, предмет,...
Влияние средств физической культуры на подготовленность к социальной адаптации школьников с легкой степенью умственной отсталости iconМедико-биологические аспекты физической культуры и спорта
Дерябина Г. И. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры адаптивной физической культуры тгу имени Г. Р. Державина
Влияние средств физической культуры на подготовленность к социальной адаптации школьников с легкой степенью умственной отсталости iconЗаконы организации
Использование средств и методов физической культуры для профилактики утомления и повышения эффективности труда
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница