Учебное пособие


НазваниеУчебное пособие
страница1/21
Дата публикации22.04.2013
Размер4.23 Mb.
ТипУчебное пособие
userdocs.ru > Культура > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21




Серия «Высшее образование»

А. В. Матецкая,

С. И. Самыгин

СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Ростов-на-Дону

«ФЕНИКС»

2007


УДК 316(075.8)

ББК 60.56я73 КТК 0141

М 34

Рецензенты:

доктор философских наук А. П. Бандурин доктор философских наук Л. Д. Столяренко

Матецкая А. В.

М 34 Социология культуры : учебное пособие / А. В. Матецкая, С. И. Самыгин. — Ростов н/Д : Феникс, 2007. — 317, [1] с. — (Высшее образование).

ISBN 978-5-222-12344-7

Учебное пособие написано в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В пособии не только дано представление об особенностях социологического подхода к анализу культуры, социальных формах ее существования и развития, социальных функциях культуры, но и покана специфику социологии культуры как области социологических исследований.

Предназначено для студентов и аспирантов, изучающих социологию культуры.

ISBN 978-5-222-12344-7 УДК 316(075.8)

ББК 60.56я73

© А. В. Матецкая, С. И. Самыгин, 2007 © Оформление: изд-во «Феникс», 2007


Введение

Предлагаемое читателю учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов, изучающих социологию культуры. Содержание курса соответствует Государственному стандарту высшего профессионального образования.

Необходимость разработки данного пособия обусловлена, главным образом, нехваткой учебной литературы по социологии культуры. Если учебников по общей социологии в последние годы вышло достаточно, то учебники по социологии культуры можно пересчитать по пальцам, и они, к сожалению, не всегда доступны студентам. Среди учебников и учебных пособий по социологии культуры, вышедших в последние годы, прежде всего следует назвать книгу Л.Г. Ионина, издававшуюся несколько раз и пользующуюся заслуженной популярностью, а также учебные пособия Ф.И. Минюшева и А.И. Шендрика. При знакомстве с учебными пособиями (а также с учебными программами по данной дисциплине, разработанными такими авторами, как Л.Д. Гудков и Б.В. Дубин1, С.А. Ерофеев2, А.В. Захаров3 и др.) сразу же привлекает внимание разнообразие авторских подходов, позиций, представлений о том, чем же является социология культуры как

1 Гудков Л.Д., Дубин В.В. Введение в социологию культуры / / http://www.iek.edu.ru/progs/pIgudkl.htm

2 Ерофеев С.А. Социология культуры // http://ecsocman.edu.ru/ db/msg/l 34273/2759. html

3 Захаров А.В. Социология культуры// http://sociologist.nm.ru/ study/culture_sod.htm

3




область научного знания и учебная дисциплина. Подобное разнообразие не является случайностью — оно отражает ведущиеся в отечественной (и зарубежной) науке дискуссии о предмете изучения социологии культуры, ее месте в структуре социологического знания и в системе наук о культуре. В такой ситуации каждая новая попытка систематизации учебного материала выглядит вполне обоснованной, хотя и не может претендовать на завершенность.

Цель предлагаемого читателю учебного пособия — не только дать представление об особенностях социологического подхода к анализу культуры, социальных формах ее существования и развития, социальных функциях культуры, но и показать специфику социологии культуры как области социологических исследований.

Авторы стараются привлечь внимание читателей к разнообразию подходов к анализу культуры, подчеркнуть, что социология культуры — становящаяся область знания, несмотря на давнюю социологическую традицию изучения культурных феноменов. Этими целями обусловлено и построение учебного пособия. Первые разделы посвящены описанию развития «культурсоциологичёской» проблематики в рамках различных теоретических подходов. Последующие разделы раскрывают аспекты социального бытия культуры: от сущности культуры как социального феномена и роли культуры в становлении личности до проблемы исторической динамики культуры, воздействия культурных факторов на социальные изменения и специфики существования культуры на исходе XX века.




Социология культуры в социологическом знании XX века

Что такое социология культуры? Социология культуры как проблемная область социологического знания

Социология культуры — одно из самых парадоксальных направлений социологической мысли. Несмотря на тот факт, что социологический анализ культуры является одной из главных задач социологии с момента ее появления, до сих пор не существует согласия по поводу предмета изучения собственно «социологии культуры» и места этой дисциплины в структуре социологического знания. Социологические словари не всегда посвящают данному направлению социологии специальную статью.

Одни авторы склонны рассматривать социологию культуры как «отраслевую социологию» более или менее широкого охвата, изучающую «сферу культуры», «культурные процессы»1. В этом качестве социология культуры трактуется то как существующая наряду с такими отраслевыми дисциплинами, как социология искусства, науки, образования, то как включающая их в себя в качестве субдисциплин. Но если рассматривать социологию культуры как отраслевую дисциплину более или менее широкую по охвату изучаемых явлений, то неизбежно встает вопрос об определении границ «культуры». Почему мы

1 Добренькое В.И., Кравченко А.И. Социология. В 3 т. Т. 1.: Методология и история социологии. — М., 2000.

5




относим к «культуре» религию, науку, искусство, но не относим политику и экономику? Разве эти сферы социальной жизни в меньшей степени регулируются культурными значениями и нормами?

Существует точка зрения, рассматривающая социологию культуры не в качестве направления, изучающего некий «сегмент» или «сферу» социальной реальности, а в качестве особого подхода к видению социальной реальности вообще. Этот подход исходит из смысловой природы социальных феноменов. В данном случае социология культуры превращается, фактически, в самостоятельный проект социологии, близкий к понимающей социологии.

JI. Коган отмечает, что в случае социологии культуры предмет социологического анализа «с трудом схватывается: либо дробится во множестве предметных субдисциплин, либо, напротив, определяется в качестве целостной теории социокультурного анализа общества»1. Сам JI. Коган предлагает рассматривать социологию культуры в качестве «метасоциологической дисциплины в рамках структурного, функционалистского и системного подходов»2. Такой подход основан на том, что любой элемент социальной реальности имеет культурную составляющую, к какой бы сфере — экономической, политической, духовной, — он не относился.

Различия между подходами к определению предмета социологии культуры во многом обусловлены разным пониманием того, что представляет собой собственно «культура». Как известно, «культура» — это одно из самых многозначных понятий, имеющее более сотни определений. Дополнительную проблему составляет и ценностная нагруженность данного понятия.

1 Коган JI. Исследование культуры в парадигме культурной коммуникации // Социология в России. Под ред. В.А. Ядова. —

М., 1998.

2 Там же.

6




Трудности, возникающие при определении предмета социологии культуры, связаны и с тем, что культура является объектом анализа не только социологии, но и других наук — в частности, культурной антропологии и философии культуры. Относительно недавно возникла наука, для которой «культура» является основным объектом изучения — культурология. Кроме того, существует множество наук, изучающих различные сферы культуры. Перед социологами, таким образом, встает проблема предметного размежевания с другими науками, изучающими культуру. И эта проблема не имеет простого решения. Четкую границу, зачастую, провести невозможно. Исследования культуры — крайне сложного и многообразного феномена, «естественным образом» тяготеют к междисциплинарности. Социологический анализ культуры никогда не был свободен от влияний со стороны философии, культурной и социальной антропологии, психологии и других гуманитарных наук. Но и эти науки, в свою очередь, испытывали влияние со стороны социологии.

Не только предмет изучения, но и время возникновения социологии культуры может трактоваться по-разному. А. Согомонов, в частности, утверждает, что «как особое направление социология культуры в мировой социальной мысли концептуально и категориально оформляется постепенно, начиная с рубежа 60-70-х гг., а в отечественной науке и того позже. Отмежевавшись как от чистой социальной теории, так и от сопредельных областей..., социология культуры окончательно и полноценно реализовалась как научный проект лишь параллельно с развитием постмодернистской социологической парадигмы»1. Однако такая точка зрения может быть оспорена. Крупные проекты социологии культуры были предложены Альфредом Вебером и Карлом Манхеймом значительно раньше.

1 Согомонов А. Социология культуры: теоретический аспект // Социология в России. Под ред. В.А. Ядова. — М., 1998.

7




С другой стороны, эпоха постмодерна, ставшая, согласно А. Согомонову, временем «концептуального и категориального оформления» социологии культуры и ее «размежевания с сопредельными дисциплинами» характеризуется как раз размыванием границ между дисциплинами, тяготением к междисциплинарности, а также удивительной понятийной неопределенностью и многозначностью. Но эпоха постмодерна и возникшая в эту эпоху постмодернистская социологическая теория действительно характеризуется повышенным интересом к культурной проблематике, о чем будет сказано ниже. Таким образом, и время возникновения социологии культуры как отдельной дисциплины мы не можем указать с определенностью. Тем не менее, с полной определенностью можно утверждать, что анализ культурных феноменов — неотъемлемая часть социологии со времен Огюста Конта, и в этом смысле социология культуры — ровесница социологии.

Проблема культуры в контексте социологического знания XX века

Изучая общество, социолог так или иначе изучает культуру, даже если он специально не оговаривает этого факта. Формы социальной жизни людей, как известно, не заданы генетически. Люди создают их в процессе взаимодействия. Но культура в предельно широком понимании этого термина — это и есть реальность, возникшая в результате человеческой деятельности.

Макс Вебер, четко осознавая специфику социальной реальности, определял социологию как «эмпирическую науку о культуре». Наукой о культуре он считал социологию вообще — в контексте его взглядов не было необходимости выделять «социологию культуры» как отдельное направление в рамках социологии. Под культурой же 'М. Вебер понимал часть реальности, наделенную смыслом. Только человек способен вносить смысл в окружаю




щее его бытие, и действовать на основе смысла (вспомним веберовское определение социального действия).

В начале XX века проблема культуры привлекала, главным образом, немецких социологов. Именно ученые, принадлежащие к немецкой интеллектуальной традиции, — М. Вебер, Г. Зиммель, К. Манхейм — обратили внимание на необходимость социологического анализа культуры. Немецкая социология переживала период становления, и нередко плодотворные социологические идеи рождались «на стыке» знания социологического и философского, социологического и исторического. Баденская школа неокантианства с ее различением «наук о природе» и «наук о духе», философия жизни, историософские концепции оказывали непосредственное воздействие на социологию в целом и социологический анализ культуры, в частности. Следует отметить и влияние идей К. Маркса. И. М. Вебер, и Г. Зиммель, и К. Манхейм испытали определенное воздействие Маркса, хотя ни одного из этих ученых нельзя назвать его последователем. «Культурсоциологические» идеи Г. Зиммеля, К. Манхейма и М. Вебера мы рассмотрим в специальном разделе.

Проблемами, непосредственно связанными с социологией культуры в первой половине XX века занимался также Макс Шелер, представитель феноменологической философии (считающийся сегодня основоположником социологии знания). Необходимо назвать и брата Макса Вебера — Альфреда Вебера, предложившего свой вариант социологии культуры, которая, в его понимании, должна стать наукой о человеческой истории.

А. Вебер, как и О. Шпенглер, различал «культуру» и «цивилизацию». Однако в его концепции культура и цивилизация — не последовательные стадии развития, а разные аспекты общественного бытия. Культура соотносится с «духовностью» — религией, философией, нравственностью, искусством. Цивилизация — аспект научно-технический. Вебер выделяет также третий аспект общественной жизни — собственно социальный.

9




«А. Вебер ... выделил три если не равноценных, то равнозначных «момента» (или аспекта, или измерения) тотального исторического процесса: культурный, цивилизационный и собственно социальный, каждому из которых отводится особая роль в общем процессе. Культура выполняет в нем смыслообразующую роль (или функцию). Цивилизация обеспечивает преемственность и поступательность исторического процесса, осуществляемую непрерывным развитием техники и науки, уходящей в нее своими корнями. Наконец, социальный аспект истории являет собой ее телесную фактуру — тот самый материал, из которого она «выстраивается» в процессах жизнедеятельности людей, приводящих ее в движение, чаще всего не представляя, куда течет этот социально-исторический поток и какое место в нем занимают они в каждый данный «миг» его течения. Однако в этом качестве телесной субстанции истории социальность выполняет объединяющую роль, сводя вместе «уникализирующую» тенденцию культуры, вечно устремленной ввысь в неизреченную сферу трансцендентного, являющего себя в неповторимых творениях человеческого гения, и цивилизации, преследующей призем- лено-практические цели рационального устройства эмпирического существования людей. Отсюда то особое место, которое отводится социологии культуры».1

Социология культуры, в интерпретации А. Вебера, должна способствовать постижению логики истории. Очевидно, что такое толкование социологии культуры' не соответствует принятым сегодня представлениям. Согласно современным стандартам, проект А. Вебера следует рассматривать, скорее, как философию истории.

Следует отметить также «историческую социологию» Норберта Элиаса, задачей которой был социологический

1
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Похожие:

Учебное пособие iconУчебное пособие по математике Датировано: июнь 2012 Важная информация...
Это учебное пособие создано для подготовки студентов к академическому квалификационному тесту по математике. Ответы прилагаются в...
Учебное пособие iconУчебное пособие. Таганрог: Изд-во трту
Данное учебное пособие является электронной версией работы
Учебное пособие iconУчебное пособие для студентов специальностей «Биология»
М молекулярная генетика. Сборник заданий и тестов: Учебное пособие. Мн.: Бгу, 2003. – 87 с.: ил
Учебное пособие iconУчебное пособие Ростов-на-Дону 2009 удк ббк п
Учебное пособие предназначено для студентов, преподавателей и аспирантов экономических специальностей
Учебное пособие iconУчебное пособие
...
Учебное пособие iconI : Учебное пособие/ Под ред. И. А. Жеребкиной
...
Учебное пособие iconУчебное пособие Новосибирск 2004 Рецензенты: к э. н., доц. Юдин Н. П
Учебное пособие предназначено для преподавателей и студентов вуза, слушателей дополнительного профессионального образования
Учебное пособие iconУчебное пособие подготовлено в соответствии с типовой программой...
Учебное пособие предназначено для студентов обучающихся по специальности 060101 лечебное дело
Учебное пособие iconУчебное пособие для философских факультетов университетов
...
Учебное пособие iconВычислительная математика Учебное пособие
Мастяева И. Н., Семенихина О. Н. Численные методы: Учебное пособие / Московский международный институт эконометрики, информатики,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница