Содержание 2 введение


НазваниеСодержание 2 введение
страница1/5
Дата публикации22.04.2013
Размер0.79 Mb.
ТипРеферат
userdocs.ru > Культура > Реферат
  1   2   3   4   5



СОДЕРЖАНИЕ


СОДЕРЖАНИЕ 2


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Реалии современного Российского общества,характеризующиеся высокой степенью духовно нравственного нигилизма,утратой гражданских и патриотических начал, выдвигают проблему формирования гражданственности и патриотизма в число самых злободневных. Проблемы гуманизации отечественного образования и воспитания становятся доминантой историко-педагогического процесса в последнее время. В законе Российской Федерации «Об образовании» сформулирован главный принцип государственной политики в области образования: «...гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности, трудолюбия..., любви к окружающей природе, Родине, семье». В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» среди наиболее важных задач воспитания называются такие, как «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры...». Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования введенный в действие в 2011 году выделяет как приоритетную задачу духовно нравственного воспитания младших школьников.

В окружающей ребенка жизни трансформация гуманистических идеалов, выражающаяся в обыденном и безразличном, а то и в воинственно отрицательном отношении к общечеловеческим ценностям и гуманистическим принципам, которые отцам и дедам казались незыблемыми, чревата реальной опасностью неприятия им естественных норм межличностного взаимодействия, коллективных традиций детского общения, деятельности. Все это не может не сказаться на его нравственном и физическом облике.

На этапе переоценки общечеловеческих ценностей большое значение приобретает решение проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения. Развивающаяся личность, принимающая общечеловеческие ценности, самоопределившаяся в культуре и способная к сохранению и развитию культуры, признающая достоинство и самоценность других, готовая к сотрудничеству, диалогу - высшая цель образовательного процесса. Особенно важна эта мысль по отношению к становящейся личности младшего школьника, к современной начальной школе, первой вступающей на путь модернизации и гуманизации образования.

В реальной жизни мы сталкиваемся с тем, что современные младшие школьники недостаточно знают свою культуру, родной язык, историю Российского государства, отсюда не могут в полной мере понять национальные отечественные и общечеловеческие нравственные ценности, не «прикипают» к родной земле. Их забвение может привести к тому, что люди перестанут оберегать родную землю, ее святыни, у них не будет потребности соотносить себя с судьбою своего народа, уважать старших, почитать родителей, и это будет порождать безразличие к судьбе Родины, соотечественникам, что приведет общество к потере нравственных ценностей.

Полный отказ от патриотического воспитания, который, к сожалению, был характерен для нашей страны в 90-е годы, явился причиной таких негативных явлений, как отрицание прежних достижений в истории развития России, неверие в ее будущее, стремление покинуть родину, уклонение от военной службы.

Одним из важных путей преодоления этого «нравственного беспамятства» является система работы по патриотическому и гражданскому воспитанию в начальной школе. Она должна быть основана на главных гуманистических ценностях (честь, дружба, труд, любовь, ум, здоровье, семья, община, народные традиции, национальные ценности, Родина, нация, национальное государство, межэтнический мир и согласие). Большой потенциал для формирования нравственных качеств и идеалов младших школьников, воспитания их в духе патриотизма, гуманизма, любви к окружающему миру, способности ценить добро, дружбу и преданность несет внеклассная воспитательная работа с ее многообразием форм, методов и средств воспитания.

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – это педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей. Носителями этих ценностей являются народ Российской Федерации, государство, семья, традиционные российские объединения.

Исследуемая проблема изучалась Я.А. Коменским, А. Дистервегом, Н.Н. Карамзиным, К.Д. Ушинским, Л.Н.Толстым, В.П. Вахтеровым, А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинским, И.А. Сикорским, А.Н. Радищевым, М.В. Ломоносовым, В. Белинским, Н.К. Крупской, А.И.Герценом и др.

Проблемы нравственно-патриотического воспитания младших школьников, его сущности, основных категорий, содержания, форм и методов рассматриваются в трудах современных педагогов и психологов (О.С. Богдановой, Н.Н. Болдырева, О.С. Газмана, И.А. Каирова, И.П. Подласого, С.А. Смирнова, И.Ф. Харламова и др.) (7, 17, 47).

Возможности таких этнопедагогических средств, как сказки, пословицы и поговорки, для нравственного становления школьников изучаются Г.Н. Волковым, Е.С. Тришиной.

Имеется ряд работ, в которых дан анализ педагогического наследия видных ученых-педагогов, внесших значительный вклад в разработку проблем нравственно-патриотического воспитания школьников (Т.И. Когачевская, Т.В. Лукина и др.).

Целью нашего исследования является изучение опыта внеурочной воспитательной работы учителей начальной школы по формированию нравственно-патриотических и гражданских качеств учащихся.

Объектом исследования является формирование нравственно-патриотических и гражданских качеств младших школьников.

Предмет исследования – организация внеурочной воспитательной работы учителя по формированию нравственно-патриотических и гражданских качеств младших школьников.

Достижению поставленной цели служат следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую, методическую и историко-педагогическую литературу по данному вопросу.

2. Выявить сущность, особенности внеурочной воспитательной работы.

3. Рассмотреть значение внеурочной воспитательной работы в формировании нравственно-патриотических и гражданских чувств учащихся начальных классов в трудах отечественных педагогов.

4. Проанализировать формы, методы и средства внеурочной воспитательной работы в начальной школе.

6. Изучить и систематизировать опыт работы Пильненской средней общеобразовательной школы по патриотическому и гражданскому воспитанию младших школьников.

^ Методы исследования: метод теоретического исследования (сравнительно-исторический анализ изученной литературы), методы изучения реального педагогического процесса (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, написание сочинений, анализ результатов деятельности детей).

^ Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней проанализирован, обобщен, систематизирован теоретический и практический материал по формированию нравственно-патриотических и гражданских качеств у детей младшего школьного возраста, разработана система мероприятий и классных часов по данному направлению воспитательной работы.

^ Практическая значимость исследования заключается в том, что данная работа может использоваться учителями начальных классов в качестве методического пособия при формировании нравственно-патриотических и гражданских качеств детей младшего школьного возраста.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

^ ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ГРАЖДАНСКОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Внеурочная деятельность в начальных классах и еёроль в воспитании школьников

Внеурочная воспитательная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное вре­мя, обеспечивающих необходимые условия для социализации лично­сти ребенка (46).

Значительную часть этой работы планируют и осуществляют классные руководители (нравственное воспитание, стимулирование учебной деятельности, организация общественно-полезного труда). Большое место в организации внеурочной работы занимают общешкольные мероприятия (вечера, дискотеки), которые проводятся руководством школы.

Рассмотрим сущность внеурочной воспитательной работы через ее возможности, цели, задачи, содержание, формы, методы и средства, принципы.

Внеурочная воспитательная работа представляет собой сово­купность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка.

Во-первых, разнообразная внеучебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке; помогает преодолеть сте­реотипы в восприятии ребенка как ученика; способствуют самореализации ребенка, повышению его самооценки, уверенности в себе, т. е. положительному восприятию самого себя.

Во-вторых, включение в различные виды внеурочной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки

В-третьих, разнообразная внеурочная воспитательная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к труду в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность. Это особенно актуально сейчас, когда дети не умеют занять себя в свободное время.

Замечено, что в школах, где хорошо организована разнообразная внеурочная воспитательная работа, «трудных» детей меньше и уровень приспособления, «врастания» в общество выше.

В-четвертых, в различных формах внеурочной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого чело­века и пр. Причем каждый вид вне учебной деятельности - творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.

Например, когда дети ставят спектакль, они получают один опыт общения - опыт взаимодействия, в большей степени, на уровне эмоций. При коллективной уборке класса они приобретают опыт распределения обязанностей, умения договариваться друг с другом. В спортивной деятельности дети понимают, что такое «один за всех, все за одного», «чувство локтя». В КВНе принадлежность к команде будет восприниматься уже по-другому, следовательно, и опыт коллективного взаимодействия будет другим.

Таким образом, внеурочная работа является самостоятельной сферой воспитательной работы учителя, осуществляемой во взаи­мосвязи с воспитательной работой на уроке.

Цели и задачи внеурочной воспитательной работы. Поскольку внеурочная работа является составной частью воспитательной работы в школе, она направлена на достижение общей цели воспитания - усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Специфика внеурочной воспитательной работы проявляется на уровне следующих задач:

1. Формирование у ребенка положительной «Я-концепции», которая характеризуется тремя факторами: а) уверенностью в доброжелательном отношения к нему других людей; б) убежденностью в успешном овладении им тем или иным видом деятельности; в) чувством собственной значимости.

2. Формирование у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия.

3. Формирование у детей потребности в продуктивной, соци­ально-одобряемой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности, формирование интереса к ним в соответствии с индивидуальностью ребенка, не­обходимых умений и навыков.

4. Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения детей.

5.Развитие познавательного интереса.

Функции внеурочной воспитательной работы. Цель и задачи внеурочной воспитательной работы придают специфический характер функциям целостного педагогического процесса - обучающей, воспитывающей и развивающей.

^ Обучающая функция, например, не имеет такого приоритета, как в учебной деятельности. Во внеурочной работе она выполняет роль вспомогательной для более эффективной реализации воспи­тывающей и развивающей функций. Обучающая функция внеурочной работы заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении детей определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения и пр.(24).

Огромное значение во внеурочной работе имеет развивающая функция. Она заключается в развитии психических процессов школьника, а также в развитии индивидуальных способностей школьников через включение их в соответствующую деятельность. Например, ребенка с артистическими способностями можно привлечь к участию в спектакле, празднике, КВНе и пр. Ребенку с математическими спо­собностями можно предложить участвовать в математической олимпиаде, рассчитать наиболее интересный и безопасный мар­шрут прогулки по городу за определенное время. В индивидуальной работе с этим ребенком педагог может предложить составить примеры, задачи для ребят и т.д.

Развивающая функция внеурочной работы заключается в выявлении скрытых способностей, развитии склонностей, интересов ребенка. Заметив, что ребенок интересуется чем-либо, педагог может сообщить дополнительную интересную информацию по этому вопросу, предложить литературу, дать поручение, лежащее в области интересов ученика, создать такие условия, в которых ученик получает одобрение детского коллектива за свою компетентность по данному вопросу, т. е. педагог открывает новые возможности ребенку и тем самым укрепляет его интересы.

Как же можно использовать информацию о функциях внеурочной работы при подготовке конкретной деятельности? Для того чтобы получить положительные результаты, необходимо сформулировать цель. Допустим, вы хотите провести с детьми беседу о правилах поведения в гостях. Вы ставите цель: сообщить детям знания о правилах поведения. Эта цель направлена на реализацию обучающей функции и не является приоритетной во внеклассной работе. Поэтому нужно сформулировать цель вашей беседы с детьми так, чтобы она отражала приоритетные функции в соответствии с задачами внеклассной работы, а сообщение новых знаний о правилах поведения в гостях будет одной из задач этой беседы. Это может быть: формировать у детей желание придерживаться определенных правил при хождении в гости; развивать интерес к правилам этикета; формировать этическое понятие «норма поведения», скорректировать имеющиеся представления детей о правилах поведения в гостях и т.д. Цель, задачи, функции внеклассной работы влияют на отбор ее содержания (32).

Содержание внеурочной работы представляет собой адаптированный социальный опыт, эмоционально пережитые и реализованные в личном опыте ребенка разнообразные аспекты человеческой жизни: наука, искусство, литература, техника, взаимодействие между людьми, мораль и пр.

Специфика содержания воспитательной внеурочной работы характеризуется:

- во-первых, преобладанием эмоционального аспекта над информативным (для эффективного воспитательного воздействия требуется обращение к чувствам ребенка, его переживаниям, а не к разуму, вернее, к разуму через эмоции);

- во-вторых, в содержании внеурочной работы определяющее значение имеет практическая сторона знаний, т.е. содержание внеурочной работы направлено на совершенствование разнообразных умений и навыков. Во внеурочной работе совершенствуются учебные навыки («Занимательная азбука», «Веселая математика» и т.д.), отрабатываются умения самостоятельной работы при поиске информации, организации различных внеклассных дел («Вечер сказок», викторина «Мой любимый город»), коммуникативные («общенческие») умения, умения сотрудничать (коллективный труд, КВН, спортивные, сюжетно-ролевые походы, игры); умения со­блюдать этические нормы (повседневное общение, «Этикет и мы», «Путешествие в страну дорожных знаков» и пр.).

Поскольку в содержании внеурочной работы практический аспект преобладает над теоретическим, разумнее рассматривать содержание с позиции деятельности детей, через которую они осваивают ту или иную область социального опыта (познавательная, досуговая, оздоровительно-спортивная, трудовая, творческая виды деятельности).

Перед вышеперечисленными деятельностями в качестве одной из задач стоит задача формирования нравственного, эмоционального и волевого компонентов мировоззрения школьников.

Нравственная сфера формируется через знакомство и принятие нравственных понятий и освоение норм поведения: в беседах, диспутах, игровых занятиях и других формах.

Важнейшими составляющими мировоззрения школьников вы­ступают экономические, экологические взгляды и убеждения. Они формируются при использовании таких форм, как «Экономическая школа Скруджа Мак Дака», беседа «Что такое экономика?», «Операция "Дерево в городе"», экологическая экспедиция «В гостях у старичка-лесовичка», беседа «Наши домашние любимцы», посещение театров, обсуждение кинофильмов, мультфильмов и пр.

Содержание внеурочной работы не во всех школах одинаковое. На него оказывают влияние следующие факторы:

  1. Традиции и особенности школы. Например, в школе под патронажем религиозной конфессии внеклассная работа будет содержать соответствующие духовно-нравственные понятия. Экологическое воспитание станет приоритетным в школе соответствующего профиля и пр.

  2. Особенности возраста, класса, индивидуальности детей.

  3. Особенности самого учителя, его интересы, склонности, установки. Если учитель стремится к получению высоких результатов в обучении детей, то и во внеурочной работе он будет отбирать то содержание, которое способствует достижению этой цели, т.е. организовывать познавательную деятельность. Для другого педагога важно в процессе обучения формировать личность ученика, поэтому во внеурочной работе он будет отдавать приоритет трудовой и творческой деятельностям; воздействовать на школьников через организацию оздоровительно-спортивной деятельности будет педагог, любящий спорт.

^ Формы внеурочной работы - это те условия, в которых реализуется ее содержание. Форм внеурочной работы огромнейшее количество. Выбирая форму внеурочной работы, следует оценить ее воспитательное значение с позиций ее цели, задачи, функций.

Особенностью некоторых форм внеурочной работы в школе является то, что используются популярные в детской среде формы, пришедшие из литературы, - «Тимуровская, шефская работа», или из телевидения: КВН, «Что? Где? Когда?», «Угадай мелодию», «Поле чудес», «Огонек» и др.

Однако непродуманный перенос телевизионных игр и конкурсов в формы внеурочной работы может снижать качество воспитательной работы.

Методы внеурочной работы представляют собой методы воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой внеклассной работы.

Выделяют общие принципы организации внеурочной работы. Наиболее общим принципом, определяющим специфику занятий с учащимися во внеурочное время, является добровольность в выборе форм и направлений этих занятий. Важно, чтобы школьнику был предоставлен выбор кружков или секций. Для выявления круга интересов учащихся в школе можно распространить анкету о том, чем бы ребята хотели заниматься после уроков. Важно, чтобы любой вид занятий, в который включаются учащиеся, имел общественную направленность, чтобы он видел, что то дело, которым он занимается, нужно и полезно обществу. Очень важна опора на инициативу и самодеятельность, особенно в условиях организации дел в школе, где учителя многое делают за ребят. Если этот принцип правильно реализуется, то любое дело воспринимается школьниками так, как будто оно возникло по их инициативе.

Итак, рассмотрев сущность внеурочной воспитательной работы через ее возможности, цели, задачи, содержание, формы, методы и средства, принципы можно определить ее особенности:

1. Внеурочная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности детей, организация которых в совокупно с воспитательным воздействием, осуществляемым в ходе обучения, формирует личностные качества ребенка.

  1. Отсроченность во времени. Внеурочная работа - это прежде всего совокупность больших и малых дел, результаты которых отсрочены во времени, не всегда наблюдаемы педагогом.

3. Отсутствие жесткой регламентации. Педагог имеет большую свободу выбора содержания, форм, средств, методов внеурочной воспитательной работы, чем при проведении урока. С одной стороны, это дает возможность действовать в соответ­ствии с собственными взглядами и убеждениями. С другой стороны, возрастает личная ответственность педагога за сделанный выбор. Кроме того, отсутствие жесткого регламента требует от учителя проявления инициативы.

4. Отсутствие контроля за результатами внеурочной работы. Если обязательный элемент урока - контроль за процессом овладения учениками учебным материалом, то во внеурочной работе такого контроля нет. Он не может существовать ввиду отсроченности результатов. Результаты воспитательной работы определяются эмпирически через наблюдение за учащимися в различных ситуациях. Более объективно оценить результаты данной работы может школьный психолог с помощью специальных средств.

Оцениваются, как правило, общие результаты, уровень развития индивидуальных качеств. Эффективность конкретной формы определить очень сложно и подчас невозможно. Данная особенность дает педагогу преимущества: более естественная обстановка, неформальность общения и отсутствие у учащихся напряжения, связанного с оценкой результатов.

  1. Внеурочная воспитательная работа осуществляется на переменах, после уроков, в праздничные, выходные дни, на каникулах, т. е. во внеучебное время.

6. Внеурочная воспитательная работа имеет широкий круг возможности для привлечения социального опыта родителей и других взрослых (43).

Современный подход к внеурочной работе. Современная педагогика переживает этап нового осмысления многих постулатов, долгие годы служивших основой процесса воспитания человека. Отказ от моноидеологии, тоталитаризма, утверждение гуманистических принципов образования не позволяют решать проблему формирования личности старыми средствами.

В настоящее время поиск новых средств воспитания детей становится все более актуальной задачей. Для школы как социального института проблема организации воспитательного процесса становится наиболее значимой. Необходима новая школа, педагогические ценности которой ориентированы, прежде всего, на интересы ученика, заботу о его настоящем и будущем.

В.А. Сухомлинский писал: «Я не один год думал: в чем выражается наиболее ярко результат воспитания? Когда я имею моральное право сказать: мои усилия принесли плоды? Жизнь убедила: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого? Самые изощренные методы и приемы воспитания остаются пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой» (53).

Какое же мировоззрение формирует сегодняшняя школа? Многие учителя честно отвечают на этот вопрос - никакое. Но ведь так не должно быть. Человек растет, он должен ответить себе на вопрос: что такое хорошо и что такое плохо. Он поставлен перед необходимостью хоть в каком-то приближении понять, что такое жизнь, как она устроена и что ему в ней делать. Если сегодняшняя школа оставит на время формирование целостного устойчивого мировоззрения у ребенка, она просто предаст его.

Школа лишилась сформированной цели и рациональной системы воспитания, классное руководство превратилось в формальность. Попытка свести воспитание к образованию противоречит всему опыту мировой педагогики.

В основе качеств личности всегда лежало отношение человека к другому, к обществу. Но чтобы оно сложилось, и закрепилось, отношение должно долго функционировать и тогда оно закрепится как качество личности. Для этого требуется общение, оно дает возможность получить и пережить более широкий опыт, усвоить ценностные отношения. Условием общения должно быть: свобода, равноправие, независимость участников общения.

О.С. Газман в статье «Ответственность школы за воспитание детей» предлагает идеи, которыми можно руководствоваться в современных условиях при организации внеурочной воспитательной работы с младшими школьниками:

  1. Воспитание - это органическая часть целостного «образования личности», оно осуществляется под влиянием внешних факторов социализации и внутренних процессов саморазвития личности.

  2. Процесс воспитания - это взаимодействие взрослых и детей (их сотрудничество) с целью создания благоприятных условий для саморазвития всех субъектов.

  3. «Реализм целей воспитания» означает не всестороннее, а разностороннее развитие личности.

  4. Базовая культура личности служит основанием для разработки содержания воспитания.

  5. Идея жизненного самоопределения личности воспитанника становится основополагающим для гуманистической ориентации педагога.

  6. Участие детей во внеурочной воспитательной работе должно быть добровольным.

  7. Коллективная творческая деятельность - это совокупность задач, методов, обеспечивающих гуманистическую самоуправляющуюся общность детей и взрослых (17).


^ 1.2. Гражданское и патриотическое воспитание в структуре духовно-нравственного становления личности младшего школьника

Многие видные отечественные педагоги рассматривали проблему нравственно-патриотического и гражданского воспитания учащихся, в том числе и младших школьников (В.П. Вахтеров, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д.Ушинский, И.А. Сикорский и др.). При этом ученые видели огромные возможности его осуществления во внеклассной воспитательной работе.

Необходимо определить, что же такое нравственность,патриотизм и гражданственность?

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) – нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).» (30, с. 191-192).

В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека» (21, с. 345) Он считал: «Нравственный –противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного». «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному – добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести» (9).

С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» (41, с. 414).

Известный педагог, основоположник научной педагогики в России, ^ К.Д. Ушинский (1824 – 1870) отдавал приоритет воспитанию, в основу которого должен быть положен принцип народности, понимаемый как соответствие духовно-нравственной традиции православия. Считая роль религии в формировании общественной морали положительной, он в то же время выступал за автономность науки и школы. Исходя из принципа народности, К.Д. Ушинский считал патриотическое чувство самым высоким, наиболее сильным нравственным чувством в человеке.

Целью нравственного воспитания детей в школе, по мнению педагога, должно быть формирование личности, качествами которой стали бы уважение и любовь к людям, искренне, доброжелательное отношение к окружающему миру, чувство собственного достоинства

Система нравственного воспитания ребенка К.Д. Ушинского исключала авторитарность, строилась на силе положительного примера, нравственного влияния учителя, на «разумной деятельности ребенка», требовала развития активной любви к человеку.

Из мер наказания наиболее приемлемыми, по мнению ученого, являются предупреждение, замечание, низкая оценка по поведению. При этом он подчеркивал, что особенно важно соблюдение педагогического такта и такое отношение к ребенку, которое не унижало бы его в глазах сверстников.

С позиций нравственного воспитания рассматривал К.Д. Ушинский и проблему поощрения. Они полагал, что воспитатель должен хвалить ребенка, сравнивая его успехи с другими, не только отмечая его собственное продвижение. Моральное поощрение является лучшим способом нравственного воспитания, развивающим в детях стремление идти вперед, сделать это стремление естественной потребностью каждого ребенка, качеством его личности.

Стержнем всего педагогического творчества ^ Л.Н. Толстого (1948 – 1910), писателя, мыслителя, педагога, учителя созданной им начальной школы для крестьянских детей, стала проблема духовно-нравственных основ развития личности. Ее становление Л.Н. Толстой понимал как формирование ее нравственной сферы в различных видах деятельности.

Отстаиваемая педагогом идея свободного развития ребенка предполагала формирование нового типа общения учителей и учащихся, который способствовал бы познавательной активности и творчеству детей, определяя стиль школы в целом. В религиозно-нравственном учении Л.Н. Толстого центральное место заняла идея духовного роста человека. Содержание жизни каждого человека состоит в постоянном выборе поступков, преодолении противоречия между необходимостью сохранять и утверждать себя как личность («Я») и стремлением к нравственным, бескорыстным действиям.

В образе Бога Л.Н. Толстой видел выражение смысла, целей жизни и самого процесса нравственного совершенствования, открывающее перед человеком понятие разумной веры, совести как постоянного внутреннего ориентира.

Обращаясь к таким важнейшим нравственным постулатам, как Бог, добро, вера, душа, совесть, любовь, жизнь, благо, в последней большой работе «Путь жизни» Л.Н. Толстой рассматривал самосознание и духовное совершенствование как те пути, на которых человек реализует свои творческие возможности. Учить воспитанника жизни – значит помогать ему построить себя как личность, в согласии с совестью и разумом.

Попытку конкретизировать содержание воспитания Л.Н. Толстой предпринял в статье «Беседы с детьми по нравственным вопросам», где выделил разделы: «разум», «любовь», «совершенствование», «усилие», «мысли», «слова», «поступки-дела», «соблазны внутренние и внешние».

Известный деятель общественно-педагогического движения России, организатор, теоретик и методист начального образования ^ В.П. Вахтеров также рассматривал вопросы нравственного воспитания младших школьников.

Абсолютной ценностью воспитания у него выступает личность ребенка, а само воспитание педагог рассматривал как гуманистический, личностно-ориентированный процесс. Его педагогика, опираясь на прогрессивные демократические и гуманистические традиции мировой и отечественной школы, в качестве основной цели и ценностной ориентации воспитания выдвинула формирование подлинно нравственной личности, обладающей высокой общей культурой, являющейся внутренне свободной и социально ценной в сферах общественной и личной жизни. Нравственное воспитание, по В.П. Вахтерову, – это выработка таких качеств, как любовь к людям, дружба, товарищество, умение личное подчинять общественному, стремление к взаимопомощи, гуманность, патриотизм, уважение представителей всех национальностей, трудолюбие, дисциплинированность, скромность, аккуратность, забота об обездоленных в каких-либо отношениях и т.д. Формирование “социальных или общественных чувств” как системы ценностных ориентаций, педагог считал наиболее существенной задачей в нравственном воспитании младших школьников. “Да и что такое сама нравственность, как не цемент, связующий людей друг с другом в целые общества. Если бы человек жил вне общества, не существовало бы самого понятия нравственности”, - писал ученый (9, с.109). Он выражал уверенность, что “настанет время, когда воспитание общественных чувств и привычек к общественной деятельности станет во главу угла всех школьных порядков” (9, с.128). В интересах воспитания, по его мнению, необходимо возлагать на школьников обязанности с общественным, а не личным значением, приучать их к заботам не только о себе, но и о других. Включать школьников в практику общественных отношений педагог предлагал осуществлять посредством социальных контактов с другими детьми. Именно так слагаются нормальные, здоровые отношения между детьми, переходящие в жизнь взрослого человека с теми изменениями, какие внесет в них последующая жизнь, его дальнейшее развитие, идеалы, принципы.

Значительное место вопросам нравственного воспитания подрастающего поколения отводил в своих трудах видный отечественный психолог, психиатр и педагог И.А. Сикорский (1842— 1919). В совершенствовании нравственных чувств ученый видел залог нравственного здоровья общества, успех воспитательного влияния старших поколений на младшие. Он считал воспитание нравственных чувств определяющим условием нравственного развития индивида, барометром его самосовершенствования.

Формирование нравственности, духовное становление И.А. Сикорский связывал с умственным, эмоциональным и половым воспитанием. "Истинное духовное развитие, - подчеркивал он, - предполагает собой гармонический рост и усовершенствование основных сторон души, т.е. ума, чувства и воли, со всеми деталями и вариантами.

По мнению педагога, закалка характера должна составлять одну из самых важных сторон воспита­ния в раннем детстве. Ум и чувства бессильны удержать человека от дурных по­ступков, если воля его слабо развита.

И.А.Сикорский показал результаты "жесткого", "сурового" воспитания, при котором воля и чувства ребенка подавляются: "Если такому воспитанию подвергается весьма интеллигентный ребенок, то вред может ограничиться одним ожесточением, которое в таком случае является чем-то в роде самосохранения. На более слабых в умственном отношении детей жестокое воспитание действует задерживающим образом, замедляя душевное развитие; кроме того оно вносит опасность развития чувства страха. Смотря по силе развития этого послед­него, опасность будет более или менее велика".

Значительную роль в формировании нравственно развитой личности И.А.Сикорский отводил развитию интеллектуальных чувств. Недоразвитие или ослабление интеллектуальных сил, по его мнению, пагубно отражается на уровне нравственной воспитанности школьников.

Огромное значение в нравственном воспитании детей педагог придавал развитию у ребенка альтруистических чувств, или симпатии.

Одним из методов нравственного воспитания учащихся И.А. Сикорский считал положительный пример учителя. К учителю он предъявлял высокие требования, в первую очередь - обладание стойкими нравственными качествами. "Доброта, искренность, убежденность и другие высшие нравственные качества имеют обаятельное влияние на всякую, но особенно на юную душу», - писал он (52).

Эффективным средством воспитания И.А. Сикорский считал живое слово учителя. В оттенках речи, в ускорении или замедлении ее темпа, в ударениях, паузах и других особенностях открывается бесконечный мир чувств, подчеркивал ученый.

Также существенное значение И.А.Сикорский придавал "словесно-мыслительным упражнениям" в выработке нравственности. Здесь он исходил из воспитательного значения таких средств воспитания, как слова, родной речи, художе­ственной литературы. Художественное слово, поэтическая, или образная речь, утверждал он, возбуждают важнейшие центры мозга и приводят их в действие. Одухотворенный, поэтический язык животворит человека не только в переносном, но и буквальном значении этого слова.

Известный педагог ^ В.А. Сухомлинский (1918 – 1970) говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека».

Он говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать»(53).

В.А. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» (53).

В структуру педагогической науки В.А. Сухомлинский включал категории этики - долг, честь, достоинство, добро, свободу. Особенность применяемых им педагогических средств проявлялась в осуществлении воспитания через художественные образы в виде бесед, поучений, наставлений и заповедей, обращенных к учителям и ученикам, а также сказок, раскрывающих проблемы нравственности и др.

Один из современных ученых-педагогов И.П. Подласый рассматривает нравственное воспитание как целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали (47, с.163). К основным задачам нравственного воспитания он относит: формирование нравственного сознания; воспитание и развитие нравственных чувств; выработка умений и привычек нравственного поведения.

В современной школе назрела необходимость так перестроить школьную практику, чтобы дети младшего школьного возраста были заинтересованы в саморазвитии, в эмоционально-волевом самосовершенствовании и приобрели способность к этому.

Начальное звено образования имеет решающее значение в развитии личности. В этом возрасте складывается и проявляется до 70% личностных качеств. Невнимание к развитию личности, к потребностям и мотивам деятельности ребенка порождает педагогические просчеты, которые обнаруживаются на следующих ступенях обучения.

Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника - важная задача нравственного воспитания. Основным критерием сформированности эмоционально-волевой сферы личности являются волевые качества. Это такие свойства, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка, решительность, смелость, самообладание, ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность, деловитость, инициативность. Без преобразования нравственных ценностей во внутриличностные принципы, сформированные потребности в нравственно-волевом самосовершенствовании невозможно достичь высокого уровня эмоционально-волевого развития личности.

Современный исследователь В.А. Сластенин считает, что эффективными направлениями организации воспитательного процесса являются этическое просвещение; многосторонняя деятельность по самоуправлению, самопознанию, самовоспитанию.

Важным направлением нравственного воспитания младших школьников в современной школе является воспитание культуры толерантности. Разговоры о толерантном мире, т.е. мире без насилия и жестокости, мире, в котором главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность, в последнее время возникают все чаще и чаще. Это обусловлено тем, что с каждым годом в школу приходит все большее количество детей разных национальностей. Это дети из семей беженцев, вынужденных переселенцев, жертв национальных конфликтов. Учителю важно донести до учащихся мысль, что разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и поэ­тому прекрасный мир.

Весьма существенной частью нравственного воспитания является формирование у учащихся патриотизма, которое имеет огромное значение в социальном развитии человека.

В словаре В.И. Даля значение этого слова трактуется так: «Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник» (21, с.24). «Патриот, - говорится в другом словаре, - человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя своей родины» (30, с.296).

Русский критик-демократ В.Г. Белинский указывал на то, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы и делает личность членом общественного сообщества: «Любить свою родину – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому» (5, с.488-489).

А.Н. Радищев указывал на нравственно-очищающее воспитание патриотизма на личность, на выработку чувства человеческого благородства, совести, мужества и самопожертвования, если этого требую интересы родины: «Не все рожденные в отечестве достойны величественного наименования сына Отечества (патриота). Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же. Он скорее согласится погибнуть и исчезнуть, чем подать собой пример неблагонравия…Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать при одном имени Отечества…» (49).

В нравственном воспитании одно из главных мест патриотизму отводил К.Д. Ушинский. Истинный патриот, подчеркивал он, исключает шовинизм, требует воспитания гражданского долга «высказать смелое слово истины» против насилия. Ученый считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» (40).

Современный автор учебника по педагогике ^ И.Ф. Харламов патриотизм определяет как нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности своей родине, осознании ее величия и славы и переживании своей духовной связи с ней, в потреб­ности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и до­стоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость.

По мнению И.Ф. Харламова, патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где чело­век родился и вырос; уважительное отношение к родно­му языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гор­дость за ее социальные и культурные достижения; отста­ивание ее свободы и независимости; уважительное отно­шение к историческому прошлому родины и унаследо­ванным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету Родины (54).

Педагогический энциклопедический словарь под ред. Б.М. Бим-Бада определяет гражданское воспитание как «формирование интегративного качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным». Основными элементами гражданственности являются нравственная и правовая культура, позволяющая человеку выполнять свои обязанности по отношению к государству и другим гражданам.

Над проблемой развития гражданственности работали такие известные педагоги, как: Г. Киршенштейнер, который называл главной его задачей «приучение молодёжи служить общине». К.Д.Ушинский считал, что нравственную основу личности гражданина составляют чувства национального самосознания человека, его любви к Родине. П.П. Блонский рассматривал гражданское воспитание как политическое воспитание человека.

Одна из актуальных задач, стоящих перед образованием России – подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учётом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом.
^ ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

Нравственная культура, как органическая часть культурно-ценностного наследия поколений, составляет личную и общественную культуру, она формирует у человека умение жить в обществе по законам добра и справедливости.

Основой нравственно-патриотического воспитания младших школьников является приобщение их к общечеловеческим ценностям, которые в педагогическом процессе приобретают особое значение.

Данному процессу во многом способствует правильно организованная внеклассная воспитательная работа (цель, задачи, содержание, формы, методы, средства, принципы). В основе современного подхода к воспитательной работе лежат идеи полного и гармоничного развития сил и способностей личности ребенка, ее саморазвития, воспитания личности в духе общечеловеческих ценностей, формирование гуманистических идеалов.

Многие отечественные педагоги прошлого (В.П. Вахтеров, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д.Ушинский, И.А. Сикорский и др.) и современности (И.Ф.Харламов, В.А. Сластенин, И.П. Подласый и др.) решали и решают проблемы нравственного воспитания школьников, опираясь при этом на богатый потенциал гуманистических традиций в педагогике. Важным направлением в нравственном воспитании ученые считают патриотическое воспитание детей. Актуальным в современных условиях является воспитание культуры толерантности младших школьников.

Ряд современных исследователей (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, Н.Е. Щуркова и др.) осуществляют поиск новых форм внеклассной воспитательной работы, ориентированных на признание самоценности ребенка, учет познавательных запросов и интересов детей, создание условий для творческого развития каждой личности.

Педагогический энциклопедический словарь под ред. Б.М. Бим-Бада определяет гражданское воспитание как «формирование интегративного качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным». Основными элементами гражданственности являются нравственная и правовая культура, позволяющая человеку выполнять свои обязанности по отношению к государству и другим гражданам.

Над проблемой развития гражданственности работали такие известные педагоги, как: Г. Киршенштейнер, который называл главной его задачей «приучение молодёжи служить общине». К.Д.Ушинский считал, что нравственную основу личности гражданина составляют чувства национального самосознания человека, его любви к Родине. П.П. Блонский рассматривал гражданское воспитание как политическое воспитание человека.

Одна из актуальных задач, стоящих перед образованием России – подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учётом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Содержание 2 введение iconТемы контрольных работ по дисциплине «Введение в рекламу и связи...
Объем – 15 страниц. Титульный лист, введение, содержание, текст, заключение, список литературы
Содержание 2 введение iconСодержание Введение
Технологический процесс разработки и реализации туристического продукта на предприятии
Содержание 2 введение iconСодержание от авторов введение
Сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях глава изобретайте взаимовыгодные
Содержание 2 введение iconСодержание Содержание Введение Тестовые задания по темам: Ферменты...
«карман» на поверхности фермента, выстланный боковыми цепями аминокислот, необходимыми для связывания субстрата и катализа его химического...
Содержание 2 введение iconАрхетип и символ содержание
Введение в религиозно-психологическую проблематику алхимии (перевод В. М. Бакусева)
Содержание 2 введение iconВведение в курс итд и тп. Содержание введение таможенное право российской...
Требования к актам таможенного законодательства, иным правовым актам рф, правовым актам фтс россии
Содержание 2 введение iconПрибыль и рентабельность производства Содержание Введение
Планирование прибыли и порядок ее распределения на предприятиях с различными формами организации
Содержание 2 введение iconСодержание предупреждение благодарности введение
Причины болезней: нарушения во внутренних органах и закупорка энергетических каналов в брюшной полости
Содержание 2 введение iconКурс лекций Астана 2012 Содержание
Введение. Евразийская идея: актуальность и методологические проблемы. Этносы Евразии -историко-этнографический обзор
Содержание 2 введение iconРоси Филип Капло Насилие начинается с малого. Содержание Об авторе  Введение 
Спутники мяса: голод, истощение природных ресурсов и загрязнение окружающей среды 
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница