Учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений с 11-летним сроком обучения


НазваниеУчебное пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений с 11-летним сроком обучения
страница1/14
Дата публикации22.04.2013
Размер2.11 Mb.
ТипУчебное пособие
userdocs.ru > Культура > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ

Человек и общество

Учебное пособие для 9 класса

общеобразовательных учреждений

с 11-летним сроком обучения
Под редакцией доктора философских наук,

профессора М.И. Вишневского

Минск 2008

Содержание

Введение 3

Тема I. Общественная сущность человека 8

§ 1. Человек как личность 14

§ 2. Характер и темперамент человека.

§ 3. Направленность личности

§ 4. Духовный мир человека 40

§ 5. Взаимосвязь человека и общества 8

§ 6. Человек и история 47

§7. Реальный гуманизм

Практикум 54

Урок обобщения 59

Тема 2. Культура человека и общества 60

§ 8. Роль культуры в жизни общества 60

§ 9. Грани культуры 67

§ 10. Преемственность в развитии культуры 74

§ 11. Творческий характер культуры 80

§ 12. Диалог культур 87

§ 13. Освоение человеком культуры 94

Практикум 100

Урок обобщения 104

Тема 3. Межличностное общение 105

§ 14. Роль общения в жизни людей 105

§ 15. Взаимодействие с окружающими людьми 110

§ 16. Общение в малых группах 116

§ 17. Социальная ориентация личности 121

§ 18. Конфликтное и бесконфликтное поведение 126

§ 19. Культура общения 132

Практикум 137

Урок обобщения 140
Тема 4.Человек и нравственность 142

§ 20. Основные понятия морали 142

§ 21. Нравственные нормы 149

§ 22. Нравственные ценности 153

§ 23. Нравственные отношения 161

§ 24. Нравственное поведение 166

Практикум 172

Урок обобщения 178

Заключение 180

Словарь 182

Литература для дополнительного чтения 185

Иллюстративный материал 187

ВВЕДЕНИЕ

Проблема человека – ключевая проблема современности. Мы живём в непростое и очень интересное время. На наших глазах происходят огромные изменения в жизни людей. Они затрагивают целые страны и народы. Стремительно совершенствуются средства связи, и уже вполне обычно разговаривать с человеком или читать книгу из библиотеки, которые находятся на другом континенте. Значительно выросли возможности производства материальных благ, удовлетворения самых разных человеческих потребностей. Вместе с тем в жизни людей по-прежнему существуют острейшие проблемы. Обширные регионы страдают от голода, нищеты и тяжёлых болезней, во многом связанных с бедностью. Некоторые страны стремительно вырываются вперёд в экономическом и научно-техническом развитии, другие же остаются как бы на обочине прогресса. Разрыв между «богатыми» и «бедными» странами продолжает увеличиваться. В целом современное развитие человечества характеризуется крайней неравномерностью и противоречивостью.

Наша Родина – Республика Беларусь – сравнительно небольшая страна. Независимым государством она стала недавно, и мы, белорусы, дорожим возможностью самостоятельно выбирать свой путь, определять своё будущее. Этот выбор, конечно, не является произвольным или случайным. Многовековая история белорусского народа, его тесные связи с русским и другими близкими нам народами обогатили нас знаниями и опытом, которые позволяют более эффективно осуществлять созидание новых форм жизни. Эти знания и опыт являются достижением не только учёных и специалистов, но и множества простых людей, вся жизнь которых пронизана заботой об общем благе, чувством собственного достоинства, уважением к добросовестному труду и стремлением к духовному и культурному росту, совершенствованию. Эти знания и опыт — наше главное богатство. Школа призвана передать их новому поколению, вступающему в жизнь и призванному её улучшить.

Задача курса обществоведения, к изучению которого вы приступаете, состоит в том, чтобы вооружить школьников основными, наиболее важными для жизни знаниями об обществе. Наш предмет обозначит те требования, которые предъявляет к человеку современная социальная действительность, поможет освоить правила и нормы культуры, гражданственности и правопорядка, законы экономики, без знания чего трудно выработать осознанную и ответственную жизненную позицию.

Знания, которые будут вам предложены, не являются какими-то сухими отвлечёнными сведениями. Ведь общество – это люди, объединённые совместной жизнью. Постичь общество означает понять жизнь людей, выявить её основные стороны и связи между ними. Конечно, для этого необходимо использовать некоторые специальные понятия, выработанные наукой. Их освоение потребует определённых усилий, но главное — не упускать из виду основную мысль: познание общества есть одновременно познание людьми самих себя. Множество связей между людьми образует общество как особую сложно организованную систему. Каждого человека тоже можно представить в качестве сложной системы, развивающейся, изменяющейся в течение всей жизни.

Рассуждая об обществе, мы будем помнить о том, что его не существует без людей. От того, как они понимают происходящее, как строят отношения друг с другом, какие ставят перед собой цели и как реально действуют для их достижения, – от всего этого зависит в конечном счёте нынешнее состояние общества и его будущее. Успехи и проблемы общества, в котором мы живём, обусловлены прежде всего степенью зрелости и ответственности составляющих его людей. Именно поэтому вопрос о сущности и призвании человека – главный и в науке, и на практике. Его невозможно решить одними лишь рассуждениями и объективными исследованиями. Кроме логики, обязательно нужно обратиться к человеческой душе, нашим чувствам, разуму и воле. Человек – это не предмет, лишённый переживаний, стремлений и помыслов, а субъект, т. е. носитель сознания, способный ставить перед собой цели на основе понимания действительности. Познавая жизнь общества, мы меняемся сами, приобретаем более зрелый и ответственный взгляд на мир.

^ Науки о человеке и науки об обществе. Человек и общество изучаются в разных аспектах многими науками. Даже простое их перечисление заняло бы немало места. В каждой из этих наук используется особый понятийный аппарат, накоплено много фактов и обобщений, ведутся дискуссии, сформировались определённые традиции исследования. Невозможно и даже не нужно пытаться вместить всё это в школьный учебный предмет «Обществоведение». Его задача состоит в том, чтобы дать учащимся исходные понятия и вооружить их знанием о связях между различными сторонами жизни человека и общества.

Курс «Обществоведение» делится на три части: «Человек и общество». изучается в девятом классе; «Современное общество» — в десятом; «Белорусское государство» — в одиннадцатом классе.

Материал девятого класса открывается темой, в которой сжато характеризуется общественная сущность человека. Исходная мысль здесь такова: в жизни общества наукой выделяются следующие сферы – экономическая, социальная, политико-правовая и духовная. Они же присутствуют и в жизни каждого отдельного человека, ведь все мы включены в экономическую и духовную деятельность своего общества, в социальные связи между людьми, в жизнь государства. Вторая тема вводит в круг вопросов, связанных с культурой человека и общества. Культура его, характеризует своеобразие человека, особый способ существования, отличающий его от животного. Вот почему в этой теме даются некоторые сведения из культурологии. Третья тема – о межличностном общении. Для подростков она особенно интересна и поучительна. И завершает программу девятого класса тема о человеческой нравственности.

Отбор содержания определяется тем, что девятым классом завершается базовая школа и вам нужно иметь по её окончании предварительные представления об общей организации общественной жизни и о сущности человека. В десятом классе экономическая, социальная, политико-правовая и духовная сферы жизни общества будут рассмотрены более обстоятельно. В одиннадцатом классе главным будет вопрос о белорусском государстве и обществе. Опираясь на знания, полученные в предыдущих классах, вы сможете более глубоко изучить конституционный строй Республики Беларусь, государственно-правовые основы нашего общества, экономическую и социальную политику белорусского государства, роль и место нашей страны в современном мире. Знание этих вопросов — необходимая предпосылка достижения личностной и гражданской зрелости. Только зрелая, духовно богатая и социально ответственная личность способна своим трудом, творческим отношением к делу обеспечить процветание нашей Родины.

^ Некоторые выводы

1. Для того чтобы осознанно и ответственно делать жизненный выбор, определять гражданскую позицию, человек должен овладеть основополагающими знаниями о жизни общества.

2. Познание человеком жизни общества есть одновременно познание им самого себя, своей сущности и своего призвания. Поэтому существует тесная связь между науками о человеке и науками об обществе.

Вопросы и задания

  1. В чём, на ваш взгляд, состоит задача учебного курса «Обществоведение»?

  2. Как вы считаете, существует ли отдельная наука, называемая обществоведением? Ответ обоснуйте.

  3. Какие науки особенно важны для изучения сущности человека и общества? Какова связь между ними?


Тема 1. Общественная сущность человека

§ 1. Человек как личность

Человек – биосоциальное существо. Человек является неотъемлемой частью природы. Ему, как и любому биологическому организму, свойственны саморегуляция, обмен веществом, энергией и информацией с окружающей средой. Биологическая сторона жизни человека характеризует особенности строения и функционирования его организма, работу его органов чувств, простейшие психические реакции. Как и другие живые существа, человек может быть здоровым или больным. Состояние его здоровья во многом зависит от условий жизни, в том числе от природной среды. Человеческая психика, охватывающая всю совокупность наших внутренних состояний, явлений внутреннего мира (ощущения, переживания, эмоции и т. д.) тоже имеет определенные биологические предпосылки. Врожденные или унаследованные качества сказываются на способностях, темпераменте и других характеристиках человека как личности. Вместе с тем, в отличие от животных, человека характеризуют наличие высокоорганизованного мозга, мышления и членораздельной речи. С этим связаны умение создавать орудия труда и преобразовывать условия своего существования, способность творчески видоизменять окружающий мир, создавать культурные ценности, заниматься самопознанием и саморазвитием, вырабатывать духовные ориентиры собственной жизни. Биологические стороны жизни человека испытывают на себе регулирующее воздействие правил и норм культуры, выработанной в процессе исторического развития общества.

Природа существует и развивается по своим собственным законам, которые человек не может отменить. Однако человек своей деятельностью создает «вторую природу», надстроенную над естественной средой обитания. Люди, человеческое общество являются как преобразователями природы, так и творцами, создателями культуры. Главное качество человека – общественное (социальное), и состоит оно в способности усваивать достижения культуры, осознанно включаться в жизнь общества, быть ее субъектом. Субъектом называют того, кто действует осознанно и может отвечать за то, что делает.

^ Понятие личности. Понятие «индивид» относится к человеку как отдельному, единичному существу и выражает принадлежность его к человеческому роду. Признаки индивида выражают прежде всего биологическое своеобразие человека (пол, возраст, рост, вес, цвет волос, глаз и т. п.). Индивидом рождаются, а личностью становятся. Личность – это социальный индивид, поскольку он включён в общение с другими людьми, в систему общественных отношений и деятельности.

Слово «личность» хорошо знакомо каждому из вас. О некоторых людях говорят: «яркая личность», «известная личность». Иногда мы слышим другое: «невыразительная личность» или даже «преступная личность». Всё это можно сказать именно о людях, потому что понятие личности применимо только к человеку.

Но можем ли мы назвать личностью новорождённого ребёнка? Он бесконечно дорог своим родителям, о нём заботятся, его опекают, но личностью его называть, пожалуй, рано. Личностью ему ещё предстоит стать. Для этого ему надо будет многому научиться, освоить нужные для жизни умения и навыки, приобщиться к культуре и обрести способность действовать самостоятельно и осознанно, отвечать за свои поступки. Значит, понятие личности выражает не просто принадлежность к человеческому роду, а наличие у человека определённых качеств, свидетельствующих о его способности жить среди людей, выполнять соответствующие обязанности. Личностьэто социальная характеристика человека.

Итак, личность – это целостное социальное качество человека. Оно состоит в способности человека быть сознательным субъектом отношений и деятельности, т.е. в способности понимать себя и окружающих, осмысленно действовать, участвуя в жизни общества, и отвечать за все свои поступки.

Каждая личность индивидуальна. Под индивидуальностью понимают отличительные биологические, психологические и социальные качества человека. К ним относят прежде всего темперамент, характер и способности человека. Эти качества придают неповторимость, оригинальность каждой личности, сказываются на её поведении, отношениях с людьми. Так, личность энергичная и подвижная по своему темпераменту, твёрдая, жёсткая по характеру и способная к какому-то виду деятельности заметно отличается от личности медлительной по темпераменту, спокойной и мягкой по характеру, которая обычно обнаруживает способности к иному, чем у первой, виду деятельности. Или, скажем, один человек запоминает сложную информацию быстро и прочно, а другой даже более лёгкие сведения усваивает медленно и с трудом. В этом случае проявляются индивидуальные различия памяти.

^ Сознание и деятельность. Чтобы быть личностью, человек должен обладать сознанием, в том числе самосознанием – осознанием того, что он из себя представляет. Человек как личность – это сознательное существо, которое переживает и осмысливает происходящее, ставит перед собой цели и способно активно действовать, прилагать усилия для их достижения.

Сознание – это присущая человеку способность воспроизводить действительность в мыслях и образах, понимать происходящее и осмысленно, целенаправленно действовать.

Мы осознаём что-либо в том случае, если можем поставить и решить вопросы: что именно происходит, как это можно расценивать, что в связи с этим нужно делать?

Сознание включает в себя, во-первых, познание (постижение) действительности. Благодаря ему у нас формируются мысли, образы, отражающие характеристики познаваемых явлений, процессов. Эти мысли и образы идеальны, а не материальны, т. е. их нельзя ни увидеть, ни потрогать, хотя они и отражают материальный мир. Мысленный образ самолёта не является реальным самолётом, но между ними есть сходство. Сознание невозможно без знания. Наши знания не совпадают с познаваемыми предметами, а лишь частично и в идеальной форме воспроизводят их. Высшая форма познания мира человеком – это наука. В процессе развития она даёт всё более точное, правильное отражение действительности.

Во-вторых, сознание предполагает оценку человеком того, что он видит или обдумывает. Оценивать означает определять своё отношение к чему-то, соотносить данный предмет или явление с нашими представлениями о должном, с нашими интересами и желаниями. Наше сознание обязательно включает в себя ценности и идеалы, правила и нормы жизни, которыми мы руководствуемся.

Оценив происходящее, мы определяем, что можем и должны делать. Сознание неотделимо от жизнедеятельности. В чистом виде, в отрыве от деятельности, сознание вырождается в пустые мечтания и грёзы. Исторически оно возникло в процессе совместной деятельности людей и их общения с помощью языка. Изменяя, преобразуя посредством труда реальные условия жизни, человек изменялся и внутренне, развивалось его сознание.

Деятельность – это характерное для человека активное, целенаправленное отношение к окружающему миру и к самому себе.

В процессе деятельности люди изменяют окружающие предметы условия жизни. Такую деятельность называют практической. Её основу составляет человеческий труд. Вместе с тем существуют различные виды духовной деятельности, в результате которой преобразуется человеческое сознание, вырабатываются или усваиваются новые знания, создаются художественные произведения, выдвигаются нравственные, религиозные, философские, политические идеи и т. д.

Человек как личность проявляет свои качества именно в деятельности и в отношениях с людьми. От того, как мы учимся и работаем, как относимся к другим и самим себе, к своей стране, своему народу, зависит, в каком направлении изменяется, развивается наша личность.

Человеческая деятельность осуществляется благодаря наличию у каждого из индивидов множества способностей. Каждая специальная способность имеет ведущие и вспомогательные стороны. Так, ведущую роль в литературных способностях играют творческое воображение и мышление, яркость и наглядность образов памяти. Вспомогательное, хотя и очень важная значение здесь имеют чувство правильности построения речи, зрелость эстетических чувств. Ведущие стороны в математических способностях – умение анализировать и обобщать, а также гибкость процессов мышления, лёгкость перехода от прямого к обратному ходу мыслей; вспомогательные – скорость мыслительных процессов, самостоятельность и оригинальность мышления.

Развившиеся способности могут изменить и наши интересы, придать им новую направленность. Так, многие люди, успешно реализовавшие себя в науке или искусстве, начинают затем проявлять интерес к жизни общества в целом, в том числе к политическим её аспектам, потому что они глубже осознают их значимость.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений с 11-летним сроком обучения iconУчебные пособия: Информатика : учебное пособие для 7-го класса общеобразовательных...
Информатика : учебное пособие для 7-го класса общеобразовательных учреждений с белорусским (русским) языком обучения / Г. А. Заборовский,...
Учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений с 11-летним сроком обучения iconИнформатика 9 класс
Информатика : учебное пособие для 9-го класса общеобразовательных учреждений с белорусским (русским) языком обучения / Г. А. Заборовский,...
Учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений с 11-летним сроком обучения iconИнформатика 6 класс
Информатика : учебное пособие для 6-го класса общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения / А. Е. Пупцев,...
Учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений с 11-летним сроком обучения iconИнформатика 8 класс
Информатика : учебное пособие для 8-го класса общеобразовательных учреждений с белорусским (русским) языком обучения / Е. Л. Миняйлова,...
Учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений с 11-летним сроком обучения icon“ родноеподмосковь е” ( учебное пособие для учащихся общеобразовательных...
Греханкина Л. Ф. «Родное Подмосковье» учебное пособие для учащихся 7-8-9 классов общеобразовательных учреждений
Учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений с 11-летним сроком обучения iconУчебное пособие для 11 класса общеобразовательных учреждений
Практикум. Роль молодежи в становлении сильной и процветающей Беларуси
Учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений с 11-летним сроком обучения iconУчебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений с русским языком обучения

Учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений с 11-летним сроком обучения iconУчебник для 9 класса общеобразовательных учреждений
Д18 История России, XX — начало XXI века : Учеб для 9 кл общеобразоват учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В. Пыжиков....
Учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений с 11-летним сроком обучения iconУчебное пособие может быть использовано при работе с детьми в детских...
Ф62 «са-фи-дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений....
Учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений с 11-летним сроком обучения iconПособие для учащихся общеобразовательных школ Чебоксары
Учебное пособие «Систематика растений» предназначено для учащихся 6 классов общеобразовательных школ и направлено, прежде всего,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница