Итоги революции Дом культуры «Меридиан», Москва, 28. 03. 2001. Звездочками отмечены предполагаемые пропуски в фонозаписи. Ответы на вопросы перед лекцией


Скачать 408.18 Kb.
НазваниеИтоги революции Дом культуры «Меридиан», Москва, 28. 03. 2001. Звездочками отмечены предполагаемые пропуски в фонозаписи. Ответы на вопросы перед лекцией
страница1/10
Дата публикации23.04.2013
Размер408.18 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Владимир Махнач

Итоги революции

Дом культуры «Меридиан», Москва, 28.03.2001.

Звездочками отмечены предполагаемые пропуски в фонозаписи.

Ответы на вопросы перед лекцией


Отвечу на единственную записку. Это вопрос о движущей силе революции. Простите, но я не могу повторить предыдущие лекции. Кратко ответить могу. Первое. С начала XIX века согласно этнологической теории русские проходят фазу этнического надлома. Фаза этнического надлома снижает внутриэтническую солидарность, впервые резко и одновременно повышает восприимчивость к иноземным влияниям. Это неудобная фаза. В этих фазах, вообще говоря, бывают революции. В аналогичной фазе проходили свою революцию англичане, которые, к нашему счастью, старше нас на четыреста лет. Это недостаточное условие, но облегчающее эту возможность. Второе. В этническом поле русских с XVIII века, с Петра произошел культурный раскол, когда стараниями величайшего западника нашей истории высший слой всё больше и больше, почти исключительно дворянский, но не всё дворянство, начинал относиться к другой культуре, к другой региональной, великой культуре, то есть к культуре западной, а не нашей восточно-христианской. Если учесть, что по крайней мере две эпохи, два периода резко увеличивали этот внутриэтнический раскол — царствование Екатерины Второй и царствование Александра Первого, которого я уже читал здесь и на радио «Радонеж», то можно понять, почему оказались недостаточными усилия не только многих добрых русских людей, но и последних четырех императоров в преодолении этого раскола. Он не был преодолен. И, наконец, третье. Кроме этих двух объективных факторов, включая в начале XVIII века субъективный фактор западничества Петра, который позднее уже стал данностью, был и субъективный фактор — наличие антисистемы или нескольких антисистем, причем антисистем нового времени, построенных по принципу «малый народ». Они подтачивали Россию не менее последовательно. Подобные антисистемы есть группа лиц, которые принадлежат по языку, по цивилизации к данной нации, но при этом негативно воспринимают ее культуру, ее вероисповедание, ее обычаи, всё, что составляет веру и культуру. Таковую систему наблюдал и описывал перед французской революцией видный историк нашего XX века Огюстен Кошен. Можете пометить себе это имя. Перевод уже есть, но пока не издан. Изложение идей Кошена содержится в большой статье Игоря Ростиславовича Шафаревича «Русофобия», где он проводит и определенные параллели.

* * *

Когда была основана газета «Дуэль», была надежда, что она займет позиции газеты «День» («Завтра»), но будет более боевой, более резкой и, как тогда надеялись, в том числе и издатели «Золотого Льва», более культурной. Она оказалась более боевой, но менее культурной. Ее редактор и издатель, у которого есть деньги, к тому же оказался неисправимо «красным», даже не «розовым». Я очень широких взглядов человек и взаимодействую со многими патриотическими деятелями и привык уже выдерживать «розовые» заблуждения, но он оказался «огненно-красным». Я в ней напечатался один раз три года назад. Как раз тогда она начинала выходить. И больше никогда ей ничего не предлагал. И теперь я ее не покупаю: не интересно. Иногда только у кого-нибудь увижу и пролистаю. Стараюсь быть в курсе событий. Я разные газеты пролистываю, и даже совсем противоположные моим взглядам. А в общем я на этот вопрос отвечу в своей сегодняшней лекции, которая посвящена итогам революции, суммированным, конечно.

Я никогда в своих исторических курсах не читаю историю советского периода, потому как мой курс русской истории построен в рамках истории культур. С точки зрения политической можно по-разному на это смотреть. А с точки зрения культурной мы продолжаем иметь дело с оккупационным периодом в нашей истории. За этот период некоторые пласты русской культуры были полностью разрушены. О пластах общих для всех культур я буду говорить на первой лекции следующего года. Например, практически не стало богословия. Это верхний культурный слой. Весьма сократилась и усохла философия. Правда, всегда была великолепной литература. Она оказалась очень прочной. И сейчас неплохая. Сейчас почти не стало хорошей прозы. Замолчали прозаики, но не совсем. Что-то есть, например, Петр Краснов из Оренбурга. По-моему, он великолепный прозаик. Зато появилось много лирической поэзии. Сейчас у нас началось поэтическое время. Словесность была всегда. У нас была очень приличная живопись. А вот архитектурная традиция была разрушена полностью, стопроцентно, убита 1917 годом сразу! Вот пытается сейчас восстановиться. Я очень подробно, с картинками на экране, разбираю это на подготовительных курсах Архитектурного института. Нет больше русской архитектуры, не стало. И почти полностью была разрушена бытовая культура, то есть низший пласт культуры, без которого всё очень плохо, без которого очень плохо живут более высокие пласты культуры, потому что мы разучились по-русски петь, мы разучились по-русски пить и есть. И это очень досадно. Вот почему я не читаю послереволюционный период, хотя я вовсе не считаю, что куда-то исчезли русские. Более того, я неисправимый оптимист и полагаю, что нет серьезных оснований сомневаться, что если мы приложим хотя бы некоторые усилия. Россия будет скоро, мы застанем, на нашей жизни. И будет снова масштабная русская культура, постепенно заполняющая все пласты, о которых я говорил. Да, кстати, у нас была и прекрасная наука, в том числе, как это ни парадоксально, и гуманитарные знания. То же ведь не исчезла никуда.

Но игнорировать советский период, конечно, тоже нельзя. Поэтому я последовательно собираюсь рассмотреть, как проявила себя с первых дней и в развитии революция в пласте политическом, затем в пласте культурном и, наконец, в пласте этнологическом. На самом деле, обычно, рассмотрение идет наоборот, потому что этнос есть природная среда. На нее опирается культура. А политика есть производная от культуры, она есть ее составная часть. Но я избрал такую методику, потому что она нагляднее, потому что политические нюансы сразу видны, они описаны во всей литературе. Стоит просто обратить на них внимание.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Итоги революции Дом культуры «Меридиан», Москва, 28. 03. 2001. Звездочками отмечены предполагаемые пропуски в фонозаписи. Ответы на вопросы перед лекцией iconЗемельное право вопросы и ответы Издание третье, переработанное и добавленное Москва
Земельное право: Вопросы и ответы. 3-е изд., перераб и доп. М.: Юриспруденция, 2001.— 128 с. (Серия «Подготовка к экзамену»)
Итоги революции Дом культуры «Меридиан», Москва, 28. 03. 2001. Звездочками отмечены предполагаемые пропуски в фонозаписи. Ответы на вопросы перед лекцией iconЭти вопросы сейчас стоят перед вами
Дабы закрепились они в разуме вашем и были путеводными звёздочками на пути вашем
Итоги революции Дом культуры «Меридиан», Москва, 28. 03. 2001. Звездочками отмечены предполагаемые пропуски в фонозаписи. Ответы на вопросы перед лекцией iconВопросы по истории отечественного государства и права. ( Ч )
Причины, ход и итоги Февральской буржуазной революции и двоевластие в России (февраль-июль 1917 г.). Советы рабочих, солдатских и...
Итоги революции Дом культуры «Меридиан», Москва, 28. 03. 2001. Звездочками отмечены предполагаемые пропуски в фонозаписи. Ответы на вопросы перед лекцией iconВладимир Махнач Александр II. Эпоха великих реформ дк «Меридиан», Москва, 20. 12. 2000
«Миротворцем», Александра I тоже посмертно и с немецкой помощью назвали «Благословенным». Этот титул вообще не мы, а немцы придумали,...
Итоги революции Дом культуры «Меридиан», Москва, 28. 03. 2001. Звездочками отмечены предполагаемые пропуски в фонозаписи. Ответы на вопросы перед лекцией iconСразу решать вопросы грубой силой
Но дом медвежонка и крысенка не давал ему покоя – ведь он был таким большим и светлым. Что было совершенно понятно – до революции...
Итоги революции Дом культуры «Меридиан», Москва, 28. 03. 2001. Звездочками отмечены предполагаемые пропуски в фонозаписи. Ответы на вопросы перед лекцией icon«Божие откровение человеческому сердцу»
За год с небольшим до кончины, в мае 1981 года, о. Серафима пригласили выступить с лекцией в Университете штата Калифорния в Санта-Круз,...
Итоги революции Дом культуры «Меридиан», Москва, 28. 03. 2001. Звездочками отмечены предполагаемые пропуски в фонозаписи. Ответы на вопросы перед лекцией icon14. 00 Пресс-конференция, посвященная фестивалю (Пресс-центр итар-тасс...
Открытие II всероссийского фестиваля экологических фильмов «Меридиан надежды» (Киноцентр «Дом кино» Караванная ул., 12)
Итоги революции Дом культуры «Меридиан», Москва, 28. 03. 2001. Звездочками отмечены предполагаемые пропуски в фонозаписи. Ответы на вопросы перед лекцией iconПредполагаемые вопросы к экзамену по философии
Мировоззрение, его структура. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия
Итоги революции Дом культуры «Меридиан», Москва, 28. 03. 2001. Звездочками отмечены предполагаемые пропуски в фонозаписи. Ответы на вопросы перед лекцией iconРайонный Дом культуры: «Нам 50, но мы ещё молоды!»
Дома культуры города Рузы. Основными целями мероприятия было показать значение центра культуры для города и района, и рассказать...
Итоги революции Дом культуры «Меридиан», Москва, 28. 03. 2001. Звездочками отмечены предполагаемые пропуски в фонозаписи. Ответы на вопросы перед лекцией icon«Экспорт революции. Ющенко, Саакашвили »: Алгоритм; Москва; 2005
Москвы, устремились на Запад. И пежде всего под крыло Америки. Не случайно в Грузии, на Украине, в Киргизии прокатились так называемые...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница