Скачать 360.06 Kb.
|
ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (изобразительное искусство) Лекция №1. Цели, задачи преподавания изобразительного искусства в начальных классах. Развитие отечественной и зарубежной художественно-педагогической мысли и художественно образовательной практики в контексте развития изобразительного искусства. Урок – как основная форма учебно-воспитательной работы. План.
Литература: 1. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию - М.: Просвещение, 2000. 2. Кузин В.С. Методика преподавания изоискусства в 1-4 классах.- М.: Просвещение, 2002. 3.Неменский Б.М. Мудрость красоты.- М.: Просвещение, 1987. 4. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М.: Академия, 1999, 2001,2003,2006,2008. 5. Педагогика. Под. ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 6.Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 400с. 7.Программа. Изобразительное искусство 1-9 классы.- М.: Агар,2006. Под. ред. Кузина В.С. 8. Программы общеобразовательных учреждений (начальные классы 1-4 ) в двух частях. Часть 2,- М.: Просвещение, 2001. ( В.С. Кузин с.233; Б. М. Неменский с.258; Т.Я. Шпикалова с.290). 9. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа с краткими методическими рекомендациями 1-9 классы./Под рук. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение,2006. 10. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства.1-4 классы. Науч. рук. Т.Я. Шпикалова. – М.: «Мозаика-Синтез»,2001.
^ «Теория и технология художественно-эстетического образования в начальной школе (на примере изобразительного искусства)» является художественно-эстетическая и профессиональная подготовка будущих бакалавров педагогики по профилю начального образования. ^ :
^
уметь:
владеть навыками:
Педагогика – это наука о воспитании человека. Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле слова, включая образование, обучение и развитие. Дидактика (от греческого didaktikos - изучающий) – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Дидактика - наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации достигаемых результатов. В технологию обучения изобразительному искусству входят три функции: обучающая функция изобразительного искусства (собственно дидактика); воспитательная функция (теория воспитания); развивающая функция (психология). Основные проблемы технологии преподавания изобразительного искусства: - определение целей и задач обучения (для чего учить?); - методы обучения (как надо учить?) здесь особую роль играет творчество учителя; - средства обучения (с помощью чего мы будем учить); - формы обучения (где и когда учить) т. е. обязательный курс, кружок, углубленное изучение, специализированный курс и т.д.; - контроль и диагностика (мы должны следить за процессом усвоения материала). Теорию и технологию художественно-эстетического образования мы будем рассматривать на примере изобразительного искусства, она как предмет теоретически обобщает практический опыт работы, предлагает такие методы обучения, которые уже оправдывали себя и дают наилучшие результаты. Она основывается на научных данных педагогики, психологии, эстетики, искусствоведения и формулирует правила и законы обучения изобразительному искусству, указывает современные методы воспитания и обучения подрастающего поколения. Изучение и приобретение навыков педагогической работы требует определенных способностей и наклонностей, так как эта область педагогики является искусством, искусством трудным, сложным и очень ответственным. Искусство преподавания приобретается в процессе практики и долголетнего творческого труда. Изобразительное искусство один из самых специфичных и своеобразных предметов в системе начального обучения, требующая от вас:
На эту дисциплину отводится 58 часов, которую мы с вами будем изучать в 4 семестре. Из них: 10ч. – ЛК; 24 – лабораторные занятия, 24 – практические, 2ч. На контрольную работу. 4 семестр заканчивается зачетом. 2. Развитие отечественной и зарубежной художественно-педагогической мысли и художественно образовательной практики в контексте развития изобразительного искусства. Зарубежные методы обучения рисованию. Умение рисовать всегда имело и имеет немаловажное значение для человека, а его использование служило и служит одним из средств общения между людьми. Развивать свои навыки в рисовании человек начал с глубокой древности. Уже первобытные люди достигали в этом больших успехов, о чем свидетельствуют рисунки, найденные археологами. Среди этих изображений мы находим убедительно переданный образ северного оленя степной лошади, и другие сцены из реальной жизни. Опыт в начертании линии и узоров, в изображении животных и даже людей человек накапливал тысячелетиями. Первобытный человек рисовал углем и заостренным камнем, охристыми красками. На это указывают сохранившиеся росписи стен и потолков в пещерах Комбарель, Лес-Эйзи, Альтамира (Испания), в горных районах Сахары, в Капской пещере на Урале. Особенно важно отметить, что все эти изображения носили магический ритуальный характер и, таким образом, являлись своеобразной формой передачи человеческой мысли. На этой основе впоследствии возникло и развилось письмо, вначале пиктографическое (рисуночное), затем идеографическое, где каждый знак соответствовал слову или его части, и, наконец, буквенно-звуковое. Навыки в рисовании первобытный человек приобретал путем непосредственного наблюдения и подражания. Обучения как такового в эпоху палеолита еще не было. Земледельческий и ремесленно-производственный характер неолита изменил отношение человека к искусству. Умение рисовать человек стал использовать для украшения предметов своего ремесла, главным образом предметов гончарного производства. Изделия гончарного искусства покрывались орнаментом. В разных странах он имел свои виды и особенности. В связи с этим стали возникать и методы обучения. Художник-ремесленник уже не оставался равнодушным к успехам своего ученика. Для него стало важным, чтобы ученик, перенимая его искусство, становился помощником, а впоследствии и продолжателем его дела, овладевая его мастерством. Для этого учителю приходилось по нескольку раз показывать ученику, как надо работать, как изображать тот или иной узор. Таким образом, стали вырабатываться приемы и методы обучения. Но четко разработанных принципов обучения еще не было. Настоящее обучение искусствам, с организацией школ, возникло только в эпоху цивилизации. Организация школ в Древнем Египте. Система воспитания и обучения, каноны в Древнем Египте. Исторические документы свидетельствуют, что в Древнем Египте рисованию учили в школах наряду с черчением. Окончив школу, юноша должен был уметь измерить и начертить площадь поля, зарисовать план помещения, нарисовать и вычертить схему канала. Таким образом, с рисованием как общеобразовательным предметом впервые мы встречаемся у древних египтян. При обучении детей грамоте рисованию уделялось основное внимание, так как сам характер иероглифического письма требовал изображения всевозможных предметов. Система воспитания и обучения была предельно строгой и даже жестокой: за малейшее отступление от предписанных правил, за неточное выполнение канона ученика наказывали, вплоть до избиения палками. В одном из папирусов рассказывается даже, «Будь прилежен в ежедневной работе, будь деятелен. Не ленись ни одного дня, или ты будешь бит». В Древнем Египте впервые рисование становится предметом школьного обучения, которое проходило уже не от случая к случаю, а систематически. Метод и система преподавания у всех художников-педагогов были едиными, ибо утвержденные каноны и правила предписывали строжайшее соблюдение всех установленных норм. Необходимо также отметить, что египтяне положили начало теоретическому обоснованию практики рисования. Они первыми стали устанавливать законы изображения и обучали им нового поколения. Существовала ли теория самого процесса обучения — дидактика, неизвестно, но, видимо, что-то подобное было, так как уже само существование канонов говорит о четких правилах и законах изображения, которые должны были строго соблюдать ученики. Обучение рисованию в Древнем Египте строилось не на основе познания окружающего мира, а на заучивании схем и канонов, на копировании образцов. |
![]() | Краткий очерк истории методов обучения рисованию Эти изображения носили магический характер. Они являлись своеобразной формой передачи человеческой мысли. На этой основе впоследствии... | ![]() | Занятия по рисованию с дошкольниками Творческий Центр Москва 2008 Авторы: Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина. Р54 Занятия по рисованию с дошкольниками /... |
![]() | 4 Многообразие методов обучения истории Цель: закрепить и углубить знания студентов о методах и приемах обучения истории, особенностях изучения фактического и теоретического... | ![]() | История развития психолого-педагогических методов диагностики в специальной психологии |
![]() | Смысловое значение понятия «педагогическая технология» ... | ![]() | Ø Программированные курсы обучения более активный метод обучения,... Направленное приобретение опыта: систематическое планирование обучения на рабочем месте, основу планирования составляет индивидуальный... |
![]() | Распечатка. Александр II основные даты и события Исторические деятели: Александр II, Н. А. Милютин, Я. И. Ростовцев, Д. А. Милютин, М. Т лорис- меликов, А. М. Горчаков, М. Н катков,... | ![]() | Литература: »Психология и педагогика высшей школы» Семакина «Социальная психология» Преподаватель должен помочь психологически осмыслить закономерности, принципов и методов обучения |
![]() | И. В. Вачков основы технологии группового тренинга Краткая история развития групповых методов психотерапии и практической психологии | ![]() | И. В. Вачков основы технологии группового тренинга Краткая история развития групповых методов психотерапии и практической психологии |