Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию


Скачать 360.06 Kb.
НазваниеРостовцев Н. Н. История методов обучения рисованию
страница1/3
Дата публикации10.03.2013
Размер360.06 Kb.
ТипУрок
userdocs.ru > Культура > Урок
  1   2   3




ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (изобразительное искусство)

Лекция №1.

Цели, задачи преподавания изобразительного искусства в начальных классах. Развитие отечественной и зарубежной художественно-педагогической мысли и художественно образовательной практики в контексте развития изобразительного искусства. Урок – как основная форма учебно-воспитательной работы.

План.

  1. Цели, задачи курса «Теория и технология художественно-эстетического образования в начальной школе (на примере изобразительного искусства)».

  2. Развитие отечественной и зарубежной художественно-педагогической мысли и художественно образовательной практики в контексте развития изобразительного искусства.

  3. Материалы и принадлежности.

  4. Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в начальных классах.

  5. Научно-теоретические основы обучения и воспитания школьников средствами изобразительного искусства в трудах В.С.Кузина, Б.М. Неменского, Н.С. Ивановой, Т.Я. Шпикаловой, Н.М.Сокольниковой.

  6. Урок – как основная форма учебно-воспитательной работы.

Литература:

1. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию - М.: Просвещение, 2000.

2. Кузин В.С. Методика преподавания изоискусства в 1-4 классах.- М.: Просвещение, 2002.

3.Неменский Б.М. Мудрость красоты.- М.: Просвещение, 1987.

4. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М.: Академия, 1999, 2001,2003,2006,2008.

5. Педагогика. Под. ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

6.Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 400с.

7.Программа. Изобразительное искусство 1-9 классы.- М.: Агар,2006. Под. ред. Кузина В.С.

8. Программы общеобразовательных учреждений (начальные классы 1-4 ) в двух частях. Часть 2,- М.: Просвещение, 2001. ( В.С. Кузин с.233; Б. М. Неменский с.258; Т.Я. Шпикалова с.290).

9. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа с краткими методическими рекомендациями 1-9 классы./Под рук. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение,2006.

10. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства.1-4 классы. Науч. рук. Т.Я. Шпикалова. – М.: «Мозаика-Синтез»,2001.

  1. Цели, задачи дисциплины «Теория и технология художественно-эстетического образования в начальной школе (на примере изобразительного искусства)».

^ Целью дисциплины «Теория и технология художественно-эстетического образования в начальной школе (на примере изобразительного искусства)» является художественно-эстетическая и профессиональная подготовка будущих бакалавров педагогики по профилю начального образования.

^ Задачи дисциплины:

  • обучить основам изобразительного искусства - рисунку, живописи, тематической и декоративной композиции; сформировать умения пользоваться изобразительно-выразительными средствами в рисунке, живописи композиции; развивать художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления;

  • ознакомить студентов с основами истории изобразительного искусства на примере выдающихся произведений русского и зарубежного изобразительного искусства и архитектуры; с развитием отечественной и зарубежной художественно-педагогической мысли и художественно-образовательной практики в контексте развития культуры и искусства (изобразительного); теорией художественно-эстетического образования; основными направлениями художественного образования (народное, религиозное, светское);

  • дать понятие о художественно-образном языке графики, живописи;

  • раскрыть научно-теоретические основы и технологию обучения и воспитания учащихся начальных классов на уроках, во внеклассной и внешкольной работе по изобразительному искусству; раскрыть психолого-педагогические основы изобразительной деятельности детей, и педагогические условия художественно-эстетического развития младших школьников на уроках изобразительного искусства; художественное сотворчество педагога и ребенка;

  • ознакомить с процессом моделирования художественно-эстетического развития детей, технологией преподавания изобразительного искусства; с требованиями, предъявляемыми к современному уроку изобразительного искусства, формами и методами формирования опыта художественной деятельности в начальной школе, условиями, средствами и методами художественного воспитания и развития творчества детей на уроке и во внеклассной работе.

^ Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

  • особенности развития изобразительного творчества у детей младшего школьного возраста;

  • роль и значение уроков изобразительного искусства в сис­теме художественно- эстетического воспитания младших школьников;

  • особенности различных программ по предмету «изобрази­тельное искусство» для начальной школы;

  • терминологию и средства художественной выразительнос­ти, применяемые в процессе изобразительной деятельности;

уметь:

  • использовать изобразительную деятельность как средство для эстетического воспитания и художественного образо­вания младших школьников;

  • применять на практике педагогические приемы и методы для активизации творческих способностей детей;

  • самостоятельно выбирать методы, формы и средства обуче­ния для конкретного урока изобразительного искусства;

  • разрабатывать структуру проведения урока ИЗО, подби­рать к нему необходимый дидактический материал;

владеть навыками:

  • необходимыми для выполнения реалистических изобра­жений в различных художественных материалах;

  • в достаточной степени владеть приемами и методами педа­гогического рисования.

Педагогика – это наука о воспитании человека. Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле слова, включая образование, обучение и развитие.

Дидактика (от греческого didaktikos - изучающий) – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования.

Дидактика - наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации достигаемых результатов.

В технологию обучения изобразительному искусству входят три функции: обучающая функция изобразительного искусства (собственно дидактика); воспитательная функция (теория воспитания); развивающая функция (психология).

Основные проблемы технологии преподавания изобразительного искусства:

- определение целей и задач обучения (для чего учить?);

- методы обучения (как надо учить?) здесь особую роль играет творчество учителя;

- средства обучения (с помощью чего мы будем учить);

- формы обучения (где и когда учить) т. е. обязательный курс, кружок, углубленное изучение, специализированный курс и т.д.;

- контроль и диагностика (мы должны следить за процессом усвоения материала).

Теорию и технологию художественно-эстетического образования мы будем рассматривать на примере изобразительного искусства, она как предмет теоретически обобщает практический опыт работы, предлагает такие методы обучения, которые уже оправдывали себя и дают наилучшие результаты. Она основывается на научных данных педагогики, психологии, эстетики, искусствоведения и формулирует правила и законы обучения изобразительному искусству, указывает современные методы воспитания и обучения подрастающего поколения.

Изучение и приобретение навыков педагогической работы требует определенных способностей и наклонностей, так как эта область педагогики является искусством, искусством трудным, сложным и очень ответственным.

Искусство преподавания приобретается в процессе практики и долголетнего творческого труда. Изобразительное искусство один из самых специфичных и своеобразных предметов в системе начального обучения, требующая от вас:

  1. Материальных затрат на приобретение материалов и принадлежностей для практических занятий.

  2. Накопление определенных теоретических знаний по истории изобразительного искусства и основам изобразительной грамоты.

  3. Приобретение графических умений и навыков.

  4. Умение написания конспектов уроков.

  5. И, конечно, внимание, усидчивости, аккуратности.

На эту дисциплину отводится 58 часов, которую мы с вами будем изучать в 4 семестре. Из них: 10ч. – ЛК; 24 – лабораторные занятия, 24 – практические, 2ч. На контрольную работу. 4 семестр заканчивается зачетом.

2. Развитие отечественной и зарубежной художественно-педагогической мысли и художественно образовательной практики в контексте развития изобразительного искусства.

Зарубежные методы обучения рисованию. Умение рисовать всегда имело и имеет немаловажное значение для человека, а его использование служило и служит одним из средств общения между людьми.

Развивать свои навыки в рисовании человек начал с глубокой древ­ности. Уже первобытные люди достигали в этом больших успехов, о чем свидетельствуют рисунки, найденные археологами. Среди этих изображений мы находим убедительно переданный образ северного оленя степной лошади, и другие сцены из реальной жизни.

Опыт в начертании линии и узоров, в изображении животных и да­же людей человек накапливал тысячелетиями. Первобытный человек рисовал углем и заостренным камнем, охристы­ми красками. На это указывают сохранившиеся росписи стен и по­толков в пещерах Комбарель, Лес-Эйзи, Альтамира (Испания), в горных районах Сахары, в Капской пещере на Урале.

Особенно важно отметить, что все эти изображения носили маги­ческий ритуальный характер и, таким образом, являлись своеобраз­ной формой передачи человеческой мысли. На этой основе впослед­ствии возникло и развилось письмо, вначале пиктографическое (ри­суночное), затем идеографическое, где каждый знак соответствовал слову или его части, и, наконец, буквенно-звуковое. Навыки в рисовании первобытный человек приобретал путем не­посредственного наблюдения и подражания. Обучения как такового в эпоху палеолита еще не было.

Земледельческий и ремесленно-производственный характер нео­лита изменил отношение человека к искусству. Умение рисовать че­ловек стал использовать для украшения предметов своего ремесла, главным образом предметов гончарного производства. Изделия гончарного искусства покрывались орнаментом. В раз­ных странах он имел свои виды и особенности. В связи с этим стали возникать и методы обучения. Художник-ремесленник уже не оста­вался равнодушным к успехам своего ученика. Для него стало важ­ным, чтобы ученик, перенимая его искусство, становился помощни­ком, а впоследствии и продолжателем его дела, овладевая его мастер­ством. Для этого учителю приходилось по нескольку раз показывать ученику, как надо работать, как изображать тот или иной узор.

Таким образом, стали вырабатываться приемы и методы обучения. Но четко разработанных принципов обучения еще не было. Настоя­щее обучение искусствам, с организацией школ, возникло только в эпоху цивилизации. Организация школ в Древнем Египте. Система воспитания и обучения, каноны в Древнем Египте.

Исторические документы свидетельствуют, что в Древнем Египте рисованию учили в школах наряду с черчением. Окончив школу, юноша должен был уметь измерить и начертить площадь поля, зари­совать план помещения, нарисовать и вычертить схему канала. Та­ким образом, с рисованием как общеобразовательным предметом впервые мы встречаемся у древних египтян.

При обучении детей грамоте рисованию уделялось основное вни­мание, так как сам характер иероглифического письма требовал изо­бражения всевозможных предметов.

Система воспитания и обучения была предельно строгой и даже жестокой: за малейшее отступление от предписанных правил, за не­точное выполнение канона ученика наказывали, вплоть до избиения палками. В одном из папирусов рассказывается даже, «Будь прилежен в ежедневной работе, будь деятелен. Не ленись ни одного дня, или ты будешь бит».

В Древнем Египте впервые рисование становится предметом школьного обучения, которое проходило уже не от случая к случаю, а систематически. Метод и система преподавания у всех художников-педагогов были едиными, ибо утвержденные каноны и правила пред­писывали строжайшее соблюдение всех установленных норм.

Необходимо также отметить, что египтяне положили начало тео­ретическому обоснованию практики рисования. Они первыми стали устанавливать законы изображения и обучали им нового поколе­ния. Существовала ли теория самого процесса обучения — дидакти­ка, неизвестно, но, видимо, что-то подобное было, так как уже само существование канонов говорит о четких правилах и законах изобра­жения, которые должны были строго соблюдать ученики.

Обучение рисованию в Древнем Египте строилось не на основе по­знания окружающего мира, а на заучивании схем и канонов, на копировании образцов.
  1   2   3

Похожие:

Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию iconКраткий очерк истории методов обучения рисованию
Эти изображения носили магический характер. Они являлись своеобразной формой передачи человеческой мысли. На этой основе впоследствии...
Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию iconЗанятия по рисованию с дошкольниками Творческий Центр Москва 2008
Авторы: Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина. Р54 Занятия по рисованию с дошкольниками /...
Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию icon4 Многообразие методов обучения истории
Цель: закрепить и углубить знания студентов о методах и приемах обучения истории, особенностях изучения фактического и теоретического...
Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию iconИстория развития психолого-педагогических методов диагностики в специальной психологии

Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию iconСмысловое значение понятия «педагогическая технология»
...
Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию iconØ Программированные курсы обучения более активный метод обучения,...
Направленное приобретение опыта: систематическое планирование обучения на рабочем месте, основу планирования составляет индивидуальный...
Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию iconРаспечатка. Александр II основные даты и события
Исторические деятели: Александр II, Н. А. Милютин, Я. И. Ростовцев, Д. А. Милютин, М. Т лорис- меликов, А. М. Горчаков, М. Н катков,...
Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию iconЛитература: »Психология и педагогика высшей школы» Семакина «Социальная психология»
Преподаватель должен помочь психологически осмыслить закономерности, принципов и методов обучения
Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию iconИ. В. Вачков основы технологии группового тренинга
Краткая история развития групповых методов психотерапии и практической психологии
Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию iconИ. В. Вачков основы технологии группового тренинга
Краткая история развития групповых методов психотерапии и практической психологии
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница