1. Программа эмпирического исследования (research design)


Скачать 123.05 Kb.
Название1. Программа эмпирического исследования (research design)
Дата публикации02.05.2013
Размер123.05 Kb.
ТипПрограмма
userdocs.ru > Культура > Программа
Спецкурс «Методы социальных исследований культуры и конфликтов»

Преподаватель: А.М. Хохлова

anisya_khokhlova@mail.ru
Модуль 1. Качественные социологические методы в системе социальных исследований культуры и конфликтов
Тема 1. Программа эмпирического исследования (research design)
Выбор темы исследования. Возможные причины выбора того или иного исследовательского проекта: личный интерес (повседневный опыт, личные хобби, принадлежность или интерес к какой-либо культурной группе, любопытство в отношении групп и сообществ, сильно отличающихся от наших собственных); практический интерес (наличие заказчика, выявление конкретных прикладных проблем); этические принципы и идеалы исследователя, его теоретические/методологические предпочтения; наличие доступа к полю; актуальность темы; ограничения временных и финансовых ресурсов; личная безопасность и репутация. Функции программы исследования. Структура программы исследования.
^ Практическое занятие 1 (задание 1) Составление или уточнение студентами программ исследований, осуществляемых в рамках магистерских проектов, и их обсуждение в аудитории
Основная литература:

  1. Ильин В.И. Драматургия качественного полевого исследования. СПб.: Интерсоцис, 2006. Глава «Программа исследования».

  2. Ядов В.А. Социологические исследования: методика, программа, методы. Самара: Изд-во Самарского ун-та, 1995.

Дополнительная литература:

  1. Bailey C.A. In the Beginning: Starting a Field Research Project // A Guide to Field Research. London: Fine Forge Press, 2001.


Тема 2. Возможности и ограничения количественных и качественных методов изучения культуры и конфликтов
Сравнительная характеристика количественных и качественных методов социологического исследования. Критика опросов общественного мнения П. Бурдье и П. Шампаня. Требование постоянной рефлексии, предъявляемое социологу-качественнику.
Задание 2. Эссе о возможностях и ограничениях количественных и качественных методов, предполагающее критический анализ доступной для студента научной и учебной литературы (3 тыс. знаков).
Практическое занятие 2.


  1. Обсуждение преимуществ и недостатков количественных и качественных методов социологического исследования в двух группах, сформированных случайным образом и вынужденных отстаивать противоположные точки зрения (упражнение «Адвокат дьявола»). Выбор спикеров, выступление от каждой группы, общая дискуссия, подведение итогов.

  2. Изложение, контекстуализация и критический анализ позиций П. Бурдье и П. Шампаня в отношении формализованных опросов общественного мнения (сопровождается делением рабочей группы на докладчиков и дискутантов).


Основная литература:

  1. Бурдье П. Общественное мнение не существует // Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993.

  2. Шампань П. Разрыв с предвзятыми или искусственно созданными конструкциями // Ленуар Р., Мерлье Д., Пэнто Л., Шампань П. Начала практической социологии. СПб.: «Алетейя», 2001.

Дополнительная литература:

  1. Ильин В.И. Драматургия качественного полевого исследования. СПб.: Интерсоцис, 2006.


Тема 3. История развития качественных методов в социальных науках
Этап, предшествующий институционализации социологии и социальной антропологии (этноцентричные наблюдения и заметки путешественников, миссионеров, колониальных властей). Традиционный период в антропологии (Б. Малиновский, Р. Радклифф-Браун, М. Мид, Г. Бейтсон): применение классических качественных методов при соблюдении принципа позитивизма. Образ героического антрополога. Традиционный период в социологии: городские исследования. Классические проекты четы Линд (Robert and Helen Lynd), Чикагская школа (Р. Парк, Э. Берджесс, Луис Вирт, W.F. Whyte). Модернистский период в антропологии: влияние классических идеалов, попытки максимальной формализации качественных исследований с помощью жесткого структурирования исследовательских процедур. Возникновение концепции grounded theory (Глейзер и Стросс). Модернистский период в социологии: влияние феноменологической традиции, символического интеракционизма, драматургического подхода, феноменологии. Период «размытых жанров» (blurred genres): развитие интерпретативного подхода (К. Гирц). Кризис этнографической репрезентации (Marcus and Cushman). Деконструкция образа героического антрополога. Критика написания этнографических текстов. Переход от субъектно-объектной к субъектно-субъектной парадигме. Движение “The other voices”. Постмодернистский (современный) период.
Основная литература:

  1. Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В., Михель Д.В. Социальная антропология современности: теория, методология, методы, кейс-стади. Учебное пособие. Саратов: Научная книга, 2004. Модуль 1. Социальная антропология современного общества: основные направления и школы.

  2. Ильин В.И. Драматургия качественного полевого исследования. СПб.: Интерсоцис, 2006. Главы «Концепция социокультурного поля в качественном исследовании», «Общие принципы драматургического подхода в полевом исследовании».

Дополнительная литература:

  1. Denzin D., Lincoln Y. (eds.): The Landscape of Qualitative Research. Theories and Issues. L.: Thousand Oaks, Sage, 1998.


Тема 4. Полевое исследование в качественной социологии (Fieldwork)
Этапы полевой работы: подготовка (чтение литературы, общение с коллегами); выбор поля и получение доступа полю; вхождение в поле и выстраивание социальных контактов с членами группы; выбор и освоение новой социальной роли, тщательное изучение среды, установление дружеских отношений с членами группы; наблюдение и сбор качественных данных; первые попытки анализа данных: обобщение и оценка рабочих гипотез; уточнение исследовательских вопросов; применение теоретической выборки к полю; осуществление полевых интервью с информантами; физический выход из поля, завершение (?) анализа, столкновение с научным сообществом, написание итогового текста. Трудности включения в поле и дальнейшей полевой работы. Культурный шок (ощущение дезориентации); включение в поле как инициация; излишний романтизм в отношении поля; невозможность нейтралитета в ряде случаев; закрытость многих полей. Важность социальных сетей при включении (проводники/стражники/привратники, ключевые информанты). Проблема самопрезентации в поле: одежда, манера поведения, сленг, принимаемые исследователем роли. Попытки баланса между позициями “going native” и “othering/Befremdung”. Этические дилеммы, двусмысленность, обман.
^ Практическое занятие 3 (задание 3): подготовка и обсуждение в группе эссе «Трудности моей полевой работы» (3 тыс. знаков). При написании эссе студентам следует отразить как прошлый опыт собственных эмпирических исследований, так и ожидаемые трудности в реализации своего нового полевого проекта.
^ Основная литература:

  1. Константинова В. Полевое исследование в качественной парадигме // Возможности использования качественной методологии в гендерных исследованиях: Материалы семинаров / Под ред. М. Малышевой. М., 1997.

  2. Полевая кухня: как провести исследование / Под ред. Н. Гончаровой. Ульяновск: Симбирская книга, 2004.

Дополнительная литература:

  1. Emerson R.M. Introduction // Field research / Ed. by Burgess R.G. Boston: George Allen and Unwin, 1983.

  2. Schatzmann L., Strauss A.L. Strategie fuer den Eintritt in ein Feld, in: Klaus Gerdes (Hrsg.): Explorative Sozialforschung: Einfuerende Beitraege aus “Natural Sociology” und Feldforschung in den USA. Ferdinand Enke Verlag, Stuttgart, 1979.


Модуль 2. Полевые исследования культуры и конфликтов: практикум
Тема 5. Метод наблюдения в исследованиях культуры и конфликтов
Классификация видов наблюдения: полевое и лабораторное; формализованное и неформализованное; систематическое и несистематическое/кратковременное; скрытое или открытое; невключенное, включенное и участвующее. Широкое и узкое понимание термина «включенное наблюдение». Условия использования включенного и участвующего наблюдения. Дж. Спрэдли: стадии социологического наблюдения в зависимости от степени избирательности и фокусировки исследовательского интереса. Виды полевых заметок: краткие заметки; заметки по прямому наблюдению; заметки-заключения исследователя; аналитические заметки (memos); личные заметки; карты и диаграммы; сопровождающие заметки по поводу интервью. Основные ошибки при проведении наблюдения. Структурирование и анализ собранных данных.
^ Практическое занятие 4 (Задание 4): Выбор ситуации наблюдения и составление первичного плана наблюдения с последующим обсуждением в группе. Осуществление наблюдения и составление либо:

(а) протокола наблюдения по схеме Дж. Спрэдли:

  • пространство;

  • акторы;

  • деятельность;

  • объекты;

  • акты;

  • события;

  • время;

  • цель;

  • чувства,

либо:

(б) дневника наблюдения в трехчастной форме:

  • Что я вижу?

  • Что я чувствую?

  • Как я это понимаю?

Первичная интерпретация собранных материалов с последующей презентацией в аудитории. Визуальное подкрепление приветствуется.
Основная литература:

  1. Константинова В. Полевое исследование в качественной парадигме // Возможности использования качественной методологии в гендерных исследованиях: Материалы семинаров. / Под ред. М. Малышевой. М., 1997.

  2. Ильин В.И. Драматургия качественного полевого исследования. СПб.: Интерсоцис, 2006. С. 82-131.

Дополнительная литература:

  1. Hammersley M. and Atkinson P. Ethnography: Principles in Practice. London and New York, Routledge, 1996.

  2. Spradley J.P. Participant Observation. Fort Worth: Harcourt Brace College Publishers, 1980.

  3. Костерина И., Шарифуллина Э. Метод участвующего наблюдения в изучении «скрытых» практик молодежных компаний // Полевая кухня: как провести исследование / Под ред. Н. Гончаровой. Ульяновск: Симбирская книга, 2004.


^ Тема 6. Невербальная коммуникация в наблюдении: межкультурное измерение
Контекстуальность невербальной коммуникации. Кинесика (жесты, мимика, позы, походка взгляды). Такесика. Сенсорика. Проксемика. Хронемика. Паравербальная коммуникация. Как фиксировать особенности невербальной коммуникации в ходе наблюдения. Невербальная коммуникация как причина межкультурных конфликтов.
^ Практическое занятие 5 (Задание 5): Наблюдение и описание материальных декораций
Выбрав информанта, не являющегося близким знакомым студента, необходимо отправиться к нему в гости и описать как минимум 10 предметов, находящихся в его комнате, по схеме Г. Риггинса (H. Riggins):

  • Активные объекты;

  • Пассивные объекты;

  • Статусные объекты;

  • Знаки уважения/высокой оценки (esteem objects);

  • Коллективные объекты;

  • Стигматизированные объекты;

  • Объекты, облегчающие социальное взаимодействие/коммуникацию;

  • Профессиональные объекты;

  • Местные объекты;

  • Экзотические объекты.

Для обеспечения триангуляции следует сначала зафиксировать собственную спонтанную интерпретацию, а затем провести фокусированное интервью с владельцем вещей, посвященное смыслам, которые он приписывает этим объектам. Затем результаты необходимо сравнить и представить в виде презентации в PowerPoint, проиллюстрировав свои выводы фотографиями.
Основная литература:

  1. Riggins S.H. Fieldwork in the Living Room // Riggins S.H. (ed.): The Socialness of Things. NY: Mouton de Gruyter, 1994.

Дополнительная литература:

  1. Культурный ассимилятор. Тренинг адаптации к жизни в Санкт-Петербурге / Отв. ред. Р.К. Тангалычева, Н.А. Головин. СПб.: Петрополис, 2009.

  2. Hall E.T. Proxemics // Low S.M. and Lawrence-Zuniga D. (eds.): The Anthropology of Space and Place: Locating Culture. Blackwell, Oxford, 2003.


Тема 7. Кризисные эксперименты в исследовании повседневных практик
Трудности наблюдения повседневных практик: «невидимость», самоочевидность, трудности вербализации. Этнометодология: история формирования, цели и перспективы научной школы. Этнометодологический круг «doing being». Пример: doing being a woman – случай Агнесс. Эксперименты с нарушением привычного порядка Г. Гарфинкеля: формы, содержание и цели. Типология «демонстрационных ситуаций» Гарфинкеля. Требования к качеству кризисных экспериментов.
^ Практическое занятие 6 (Задание 6): Планирование и осуществление кризисных экспериментов (работа в малых группах). Идея эксперимента генерируется в ходе «мозгового штурма» и принимается или корректируется в ходе общегрупповой дискуссии. По результатам проведения эксперимента составляется отчет, к которому должны быть приложены протокол наблюдения, а также (по возможности) фотографии, транскрипты разговоров с испытуемыми и пр. материалы. В отчете также должна содержаться рефлексия исследовательской группы о том, (1) какая социальная норма подвергается изучению в ходе эксперимента»; (2) каким образом в данной ситуации обеспечивается соблюдение всех ключевых требований к кризисным экспериментам; (3) какие выводы можно сделать в результате эксперимента; (4) какие ошибки были допущены в ходе эксперимента; (5) как можно усовершенствовать экспериментальную ситуацию в будущем.
Основная литература:

  1. Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. СПб.: Питер, 2007. Глава 2 «Изучение рутинных основ повседневных действий».

Дополнительная литература:

  1. Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб.: Питер, 2002. Глава 7 «Этнометодология».


Тема 8. Визуальная культура: методики и техники исследования
Визуальные методы как техника исследования; поле исследования; инструмент для преподавания; средство публикации и новый подход к социологическому или антропологическому знанию в целом. 2 основных подхода к сбору визуальной информации: «объективистский» и «герменевтический». Различение “records of” и “records about”. Промежуточные стадии: совместная (коллаборативная) фотография или видеосъемка; партиципаторная фотография или видеосъемка. Go-along method («метод прогулок»). Интервью с интерпретацией фотографий (фотографическое интервью). Эффект камеры. Метод когнитивных (ментальных) карт как эффективный инструмент исследования межгрупповой конкуренции и конфликтов. Интерпретация визуальных данных: герменевтический, семиотический, структурный, дискурсивный уровни анализа.
^ Практическое занятие 7:

Задание 7: Составление и обсуждение в группе проектов использования визуальных методов в диссертационных проектах студентов. Анализ визуальных данных, полученных в ходе выполнения заданий 3-5.

Задание 8: Визуализация социологических категорий (по методике П. Штомпки). Каждый студент должен найти и представить группе как минимум по одной фотографии или иной визуальной реплике, максимально полно и точно репрезентирующей такие социологические понятия, как «демонстративное потребление» и «ресоциализация». Затем в ходе групповой дискуссии студенты постараются понять, по какому принципу отбирались визуальные репрезентации и можно ли их каким-либо образом типологизировать.

Задание 9. Студентам предлагается для анализа серия из 3 фотографий, сделанных в одно и то же время одним и тем же автором. Цель студентов заключается в том, чтобы проанализировать эти фотографии с помощью (а) схемы Дж. Спрэдли, (б) схемы П. Штомпки или (в) любой другой доступной аналитической модели. Результаты работы должны быть представлены аудитории в виде аналитической записки (объемом не менее 3 тыс. знаков). Затем результаты обсуждаются в малых группах.
Основная литература:

  1. Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования: учебник. М.: Логос, 2007.

  2. Пинк С. Проведение визуальной этнографии // Социальная антропология современности: теория, методология, кейс-стади: хрестоматия / Сост. Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. Саратов: Саратовский источник, 2004.

  3. Ильин В.И. Драматургия качественного полевого исследования. СПб.: Интерсоцис, 2006. Глава «Визуальные инструменты исследования».

Дополнительная литература:

  1. Pink S. Doing Visual Ethnography. London: Sage, 2001.

  2. Ball M.S., Smith G.W.H. Analyzing Visual Data. London: Sage, 1992.


Тема 9. Интервью как метод исследования культуры и конфликтов
Классификация видов интервью: формализованное, полуформализованное и неформализованное (неструктурированное, полуструктурированное и структурированное); фокусированное (лейтмотивное) и нефокусированное (в том числе биографическое); глубинное/нарративное; индивидуальное и групповое. Поиск и отбор информантов: стадии проверки интервьюируемых на «профпригодность». Логика типичного, маргинального и экстремального случая. Факторы, определяющие место проведения качественного интервью. Основные требования к составлению гайда интервью. Исследовательская «легенда» и логика распределения вопросов в ходе беседы. Типы исследовательских вопросов. Основные ошибки интервьюеров. Оформление транскриптов.
^ Практическое занятие 8 (Задание 10): Составление и обсуждение в группе гайда интервью.
Основная литература:

  1. Ильин В.И. Драматургия качественного полевого исследования. СПб.: Интерсоцис, 2006. Главы «Интервью в качественном исследовании», «Ситуация интервью как спектакль».

  2. Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях // Социология: 4М. 1994.  № 3-4. С. 34-43.

Дополнительная литература:

  1. Spradley J.P. The Ethnographic Interview. New York, 1979.


Тема 10. Качественный анализ неформализованных интервью и других текстов
Типология текстов: созданные специально для результатов исследования и созданные первоначально для других целей; личные (мемуары, дневники, письма) и безличные (статистические или событийные архивы, данные прессы, протоколы собраний); формальные и неформальные; первичные и вторичные. Нарратив как особый текст. Рассказ о прошлом как избирательная реконструкция. Биографические и ситуативные детерминанты в нарративе. Явление «partial truth». Секвенционный анализ: хронологические секвенции, секвенции последствий; тематические секвенции. Маркеры границ секвенций. 6 элементов полного нарратива по У. Лабову: тезисы; ориентация; комплекс действий; оценка; резолюция; кода. Кодирование/категоризация по А. Строссу: открытое, осевое, выборочное. Поступательная аппроксимация в анализе текстов. Дискурс-анализ: основные направления, ключевые категории анализа.
^ Практическое занятие 9

Упражнение: тренинг по методике Е.Р. Ярской-Смирновой. Студенты делятся на группы по 3 человека. В каждой группе выбираются интервьюер, информант, наблюдатель. Каждый из участников получает карточку с заданием. Затем в каждой из групп проводится короткое (7-10 минут) интервью на одну из следующих тем: (1) наиболее запомнившееся событие из детства», (2) наиболее яркое воспоминание об учебе в школе, (3) наиболее запомнившееся нарушение какого-либо правила в вузе». Затем внутри групп участники обмениваются впечатлениями и обобщают полученную информацию для презентации. Основные идеи конспектируются на доске для общей дискуссии. В фокусе внимания находятся техники сбора информации, важность невербальной коммуникации, исследовательской этике.

Задание 11: Проведение полуформализованного или неформализованного интервью по ранее составленному гайду. Обсуждение транскрипта в группе.

Задание 12: Анализ подготовленного преподавателем транскрипта интервью (выделение секвенций, определение типов вопросов, поиск терминов поля и маркированной речи, выявление ошибок интервьюера, конструирование первичных категорий анализа и пр.).
Основная литература:

  1. Альмодовар Ж.П. Рассказ о жизни и индивидуальная траектория: сопоставление масштабов анализа // Вопросы социологии. 1992.Т.1. N 1.

  2. Поченков О. К сексуальности – через интервью: этнометодологический взгляд // В поисках сексуальности: сборник статей / Под ред. Е. Здравомысловой и А. Темкиной. СПб.: Дмитрий Буланин, 2002.

Дополнительная литература:

  1. Биографическое интервью. М.: Изд-во УРАО, 2001.

  2. Ярская-Смирнова Е.Р. Нарративный анализ в социологии // Социологический журнал. 1997. N 3.

  3. Бурдье П. Биографическая иллюзия //Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2002. №1.

  4. Томпсон П. Голос прошлого. Устная история. М.: Весь мир, 2003.

Похожие:

1. Программа эмпирического исследования (research design) icon1. Программа политико-аналитического исследования
Предмет и объект исследования. Гипотеза, теория, парадигма, модель. Программа исследования
1. Программа эмпирического исследования (research design) iconАнкета (опросный лист)
Анализ данных – этап эмпирического социологического исследования, в ходе которого на основе первичной информации раскрываются связи...
1. Программа эмпирического исследования (research design) icon1. История становления сети интернет
Министерстве обороны сша (dod), это агентство затем было переименовано в darpa (Defense Advanced Research Projects Agency). Под эгидой...
1. Программа эмпирического исследования (research design) icon*Дипломы и сертификаты международного образца выпускникам представительств
Откройте представительство школы Натальи Якубчук «тренинг-студии Nail Design». Предлагаем Вам стать одним из лидеров нашей динамичной...
1. Программа эмпирического исследования (research design) iconПрограмма семинара по дизайну, городским проектам и новым медиа kostroma design weekend
Вопрос самомотивации и работы над повышением уровня создаваемых проектов. Творческие амбиции и победы. Опыт личный и подсмотренный....
1. Программа эмпирического исследования (research design) iconПрограмма социологического исследования по дисциплине «Методика и...
«российская академия народного хозяйства и государственной службы»
1. Программа эмпирического исследования (research design) iconЗачет Казаринова Ирина Николаевна Старовойтова Ольга Рафаэльевна...
Методология, методика, программа, метод, алгоритм исследования, парадигма, научная традиция
1. Программа эмпирического исследования (research design) iconПрограмма социологического исследования это изложение основных принципов,...
Социология – наука об обществе, исследующая закономерности становления, функционирования, развития общества
1. Программа эмпирического исследования (research design) icon1, Visual design for powerpoints that are presented to customers

1. Программа эмпирического исследования (research design) iconEspen research fellowships 2013 application form

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница