Тема: возникновение и становление романтизма содержание: творчество в. А. Жуковского и к. Н. Батюшкова


Скачать 235.92 Kb.
НазваниеТема: возникновение и становление романтизма содержание: творчество в. А. Жуковского и к. Н. Батюшкова
Дата публикации12.03.2013
Размер235.92 Kb.
ТипАнализ
userdocs.ru > Культура > Анализ
Четвертый семестр

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1-2 (4 часа)

ТЕМА: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ РОМАНТИЗМА СОДЕРЖАНИЕ: ТВОРЧЕСТВО В.А.ЖУКОВСКОГО И К.Н. БАТЮШКОВА
План

  1. Романтизм как творческий метод и литературное направление.

(1)Укажите время возникновения романтизма в Европе;

(2) Вспомните историко-культурные и социально-политические условия, приведшие к появлению этого направления.

(3) Назовите основные принципы романтической философии и эстетики: «романтическое двоемирие», герой-романтик, романтический бунт, рефлексия, категория «вдохновения»).

  1. ^ Специфика русского романтизма. Течения русского романтизма.

(1) Назовите культурно-исторические и социально-политические предпосылки возникновения и развития русского романтизма.

(2) Революционный тип романтизма: герой-бунтарь; созидательное отношение к действительности; образно-стилистические особенности произведений этого романтического типа.

(3) Метафизический тип романтизма: герой-индивидуалист; созерцательное отношение действительности; образно-стилистические особенности произведений этого типа.

(4)Романтизм с уходом в «историческое»: понятие «историзм»; причина возникновения этого явления в эпоху романтизма; отношение романтиков к фольклору и национальной культуре.

(5)Романтизм с уходом в «фантастическое»: связь идеи о двоемирии с фантастикой.

(6) Приведите примеры авторов, чьи произведения соответствуют указанным течениям романтизма).

(7) Условность дифференциации течений романтизма.

  1. ^ Творчество А.А. Жуковского.

(1)Периодизация творчества.

(2)Жуковский как переводчик. Сфера интересов Жуковского-переводчика. Влияние переводческой деятельности поэта на его оригинальные сочинения.

(3)Специфика романтизма В.А. Жуковского и его творческого метода (обратите внимание на ассоциативные лексические связи; черты сентименталистской поэтики в творчестве поэта).

  1. ^ Анализ стихотворных сочинений Жуковского.

(1) «Протасовский» цикл (биографическая основа любовной лирики; мотивный комплекс. Сочинение «Песня (Мой друг, хранитель-ангел мой)»: образ влюбленного; роль пейзажного мотива и мотива творчества в изображении любовного переживания; мотив сна-мечты и романтическое двоемирие).

(2) Элегический жанр в творчестве Жуковского. (Проанализируйте стихотворения «Вечер», «Море», «Невыразимое». Перед чем «нем» человеческий язык («Невыразимое»)? Прочтите «Silentium» Ф.И. Тютчева. Какие мотивы и образы это произведения сближают его с «Невыразимым» Жуковского? Перед чем «нем» человеческий язык, по мысли Тютчева? Сделайте вывод об общности и принципиальных различиях позиций двоих поэтов. Прочтите «Silentium» О.Э. Мандельштама. Как реализован мотив молчания-немоты в этом стихотворении? Как соотносятся этот мотив из сочинения Мандельштама с таким же мотивом у Тютчева и Жуковского?

(3)Баллады Жуковского (тематическая классификация: античная, европейская, русская. Приведите примеры к каждому из типов баллад. Проанализируйте баллады «Людмила», «Светлана», «Эолова арфа», «Теон и Эсхин»).

5.Что, на ваш взгляд, составляет «музыку стиха» Жуковского?

Проанализируйте метрику и ритмику стихотворных произведения Жуковского)

^ 6. Творчество К.Н. Батюшкова.

(1) Тематическая близость лирики Батюшкова к эстетике «лёгкой поэзии» (античные, эротические и эпикурейские мотивы). Аргументируйте свой ответ примерами.

(2) Стилистическая близость лирики Батюшкова к эстетике «лёгкой поэзии» (такие требования Батюшка к художественному языку, как «ясность», «строгая точность», «простота»). Аргументируйте свой ответ примерами.

(3) Жанровые формы, в которых работает Батюшков. Образ лирического субъекта.

(4) Роль Батюшкова в развитии русской литературы (как вы понимаете утверждение «Батюшков – предшественник Пушкина»?)

(5) Письменно сделайте полный анализ стихотворения Батюшкова «Приведение», учитывая все особенности батюшковской поэтики.

Литература

Основная литература

1) История русской литературы XIX века, 1800-1830-е годы : Учеб.пособ / Под ред. В.Н.Аношкиной. — М., 2008.
Дополнительная литература

1) Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1995.

2) Жуковский В.А. Полное собрание сочинений и писем. В 20 тт. М., 1999 – 2004.

3) Касаткина В.Н. Предромантизм в русской лирике. К.Н. Батюшков. Н.И. Гнедич. М., 1987.

4) Роговер Е.С. Русская литература первой половины XIX в. М., 2004.

5) Фридман Н.В. Поэзия Батюшкова. М., 1971.

6) Янушкевич А.С. В мире Жуковского. М., 2006.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3-4 (4 часа)

^ ТЕМА: РАЗВИТИЕ РЕАЛИЗМА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА СОДЕРЖАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ ПОЭТИКИ

КОМЕДИИ А.С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»

План
1. Восприятие и оценка комедии Грибоедова «Горе от ума» художниками и критиками XIX и XX веков.

Укажите на причины одобрительного и полемического отношения к этому произведению (Грибоедов и его комедия в оценках критики и литературоведения: В.Г.Белинский, И.А.Гончаров, А.А.Блок, Ю.Н.Тынянов).

^ 2. Поэтика заглавия.

(1) Вспомните историю именования автором своего произведения; проинтерпретируйте выражение «горе уму».

(2) Какие стороны содержания комедии соответствуют этому названию?

(3) В чем причина изменения Грибоедовым этого заглавия?

(4) Проинтерпретируйте выражение «горе от ума».

^ 3. Социальная и культурно-философская проблематика произведения.

(1) Проблема взаимоотношения крепостных и крепостников;

(2) «Служить» и «прислуживаться»: проблема социального долга;

(3) Лицемерие и нравственность: проблема воспитания чувств;

(4) Образование и невежество: проблема воспитания ума;

(5) Проблема национального самосознания;

(6) Восприятие российским дворянством принципов европейского образования и пародия на это восприятие;

(7) Философское осмысление категории «ум» в комедии;

(8) «Один против всех»: проблема яркой индивидуальности и косного окружения;

(9) Любовь: проявление в ней индивидуалистического «я» и выход за его пределы;

(10) Другие проблемы, поставленные в комедии;

Анализирую ту или иную проблему, обязательно приводите в качестве аргументации примеры из текста.

5. Конфликт.

Подумайте, какие стороны вступают в противоборство; является ли конфликт разрешимым; является ли он высоким.

^ 4. Проблема жанровой принадлежности «Горя от ума».

Подумайте, что позволяет литературоведам 19-20 веков относить это произведение к комедии, к трагедии и трагикомедии.

^ 5. Художественный метод.

(1) Отметьте признаки классицистического метода (соблюдение требования трех единств; поляризация персонажей; говорящие фамилии; классицистическое соответствие композиции этапов развития конфликта);

(2) Отметьте признаки реалистического метода (разрушение триединства, деполяризация персонажей; полипроблематика).

^ 6. Образ Москвы в комедии. Система персонажей. Образ Чацкого.

(1) Обратите внимание на связи между персонажами, организующими их в систему: родственные взаимоотношения, социальная иерархия (постарайтесь охватить всех сценических персонажей);

(2) Подумайте, какое значение для содержания комедии имеет огромное количество внесценических персонажей.

(3) Представители старой и молодой Москвы (характеристика взглядов тех и других).

(4) Чацкий и представители старой Москвы: противоположность взглядов;

(5) Чацкий и представители молодой Москвы: характер взаимоотношений.

(6) Чацкий: характеристика героя. Ироническое отношение автора к своему герою.

(7) «Ум» как характеристика каждого из героев произведения.

(8) «Слухи» как сюжетообразующий мотив в комедии.
(9) Способы создания характеров в комедии (система ремарок, речевые особенности и пр.).

^ 7. Язык комедии Грибоедова.

Выполняя это задание, отметьте афористичность языка.

8. «Горе от ума» и традиция постановки комедии русским и зарубежным театром.

Литература

Основная литература

1) История русской литературы XIX века, 1800-1830-е годы : Учеб.пособ / Под ред. В.Н.Аношкиной. — М., 2008.
^ Дополнительная литература

1) Грибоедов А.С. Горе от ума / Изд. подг. Н.К.Пиксанов при участии А.Л.Гришунина. М., 1988. («Литературные памятники»).

2) Пиксанова Н.К. Летопись жизни и творчества А. С. Грибоедова. – М., 2000.

3) Словарь языка А.С. Грибоедова http://feb-web.ru/feb/concord/abc/

4) Фомичев С.А. Грибоедов: Энциклопедия. – СПб, 2007.

5) Хечинов Ю.Е. Жизнь и смерть Александра Грибоедова. М., 2003 //рецензия: НЛО. 2004. №66 – С. 35-37.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5-6 (4 часа)

^ ТЕМА: «ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ ПОЭЗИИ

СОДЕРЖАНИЕ: ЛИРИКА А.С. ПУШКИНА
План
I. Лирика А.С. Пушкина: восприятие традиций русского 18 века и европейской поэзии (античность – 18 век) и художественное новаторство:

(1) Обратите внимание на включенность лирики Пушкина в мировую поэтическую культуру, на органическую связь его поэзии с традициями отечественной литературы, а также на принципиально новое поэтическое слово.

(2) Как вы понимаете выражение «пушкинский протеизм»?

^ II. Проследите развитие мотивного комплекса, изменение лирического субъекта, учитывая жанрово-тематическую классификацию лирики Пушкина.

1. Любовная лирика А.С. Пушкина («Мадонна», «На холмах Грузии», «Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю», «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил», «Признание»):

(1) Дополните предложенный список стихотворений Пушкина с доминирующей любовной темой.

(2) Как соотносятся биографизм и обобщающая широта лирического переживания в указанных стихотворениях:

(3) Подумайте, можно ли говорить о «лирическом сюжете» в этих стихотворениях? За счет чего возникает динамика «лирического сюжета»?

(4) Особенности психологизма любовной лирики А.С. Пушкина и способы его воплощения (на лексическом и синтаксическом уровнях).

(5) Составляющие любовного переживания: душа и плоть, временное и вечное, любовь и свобода и т.д.

(6) Мелодика пушкинского стиха: метр, ритм, звукопись.

^ 2. Тема поэзии в лирике А.С. Пушкина («Батюшкову», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Пророк», «Поэту», «Поэт», «Поэт и толпа», «В час забав и праздной скуки»):

Проделав композиционно-стилистический анализ указанных стихотворений (фонетический, лексический, синтаксический уровни), ответьте на следующие вопросы:

(1) В чем заключается сходство между обыкновенным человеком и поэтом?

(2) Чем поэт отличается от обыкновенного человека?

(3) Каково предназначение поэта?

(4) Как соотносятся понятия «поэт» и «пророк»?

(5) Какими смыслами наделяет Пушкин понятие «поэтическое вдохновение» (ответственность, трагедия, счастье и пр.)?

(6) Какими смыслами нагружает Пушкин понятие «поэтическое вдохновение»?

(7) Каков характер взаимоотношения поэта и власти, поэта и толпы, поэта и Бога?

(8) Какие традиционные мотивы стихотворения «Памятник» наследует Пушкин (Гораций, Ломоносов, Державин)?

(9) Какие новые смыслы Пушкин вносит в эту тему?

(10) Специфика Пушкинского стихосложения.

^ 3. Тема свободы в лирике Пушкина (К Н.Я. Полюсковой, Чаадаеву, «Свободы сеятель пустынный»):

(1) Дополните предложенный список стихотворений А.С. Пушкина с доминирующей темой «свобода».

Проделав композиционно-стилистический анализ указанных стихотворений (фонетический, лексический, синтаксический уровни), ответьте на следующие вопросы:

(2) В каких из этих стихотворений свобода мыслится в социально- политическом смысле, а в каких – в философском?

(3) Какие мотивы формируют тему свободы?

(4) Отметьте черты романтической эстетики в разработке Пушкиным темы свободы.

(5) Специфика Пушкинского стихосложения.

^ 4. Философская лирика А.С. Пушкина («Безверие», «Возрождение», «Демон», «Надеждой сладостной младенчески дыша», «Телега жизни», «19 октября» (1825), «Зимняя дорога», «Три ключа», «Воспоминание», «Дар напрасный, дар случайный», «Дорожные жалобы», «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Монастырь на Казбеке», «Герой», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «Бесы», «Элегия» («Безумных дней угасшее веселье»), «Когда порой воспоминанье», «Не дай мне Бог сойти с ума», «Пора, мой друг, пора», «Вновь я посетил», «Отцы пустынники и жены непрочны», «Когда за городом, задумчив, я брожу», «Из Пиндемонти», «Мирская власть», «Памятник»):

Проделав композиционно-стилистический анализ указанных стихотворений (фонетический, лексический, синтаксический уровни), ответьте на следующие вопросы:

(1) Специфика художественного решения Пушкиным в лирике проблемы веры и безверия;

(2) Путь как метафора жизни;

(3) Мотив воспоминания и его стилистическое воплощение;

(4) Мотив безумия и его стилистическое воплощение;

(5) Мотив одиночества и его стилистическое воплощение;

(6) Тема смерти: смерть и безумие; смерть и память; смерть и одиночество; смерть и бессмертие.

(7) «Каменноостровский цикл»: элементы цикла; мотивный комплекс; проблематика; характер библейских аллюзий и их стуктуро- и тематикообразующая роль.

(8) Специфика Пушкинского стихосложения.

^ III. Особенность пушкинского поэтического языка. Пушкинское поэтическое слово как образец для пушкинской и постпушкинских поэтических эпох.
Литература

Основная литература

1) История русской литературы XIX века, 1800-1830-е годы : Учеб.пособ / Под ред. В.Н.Аношкиной. — М., 2008.
Дополнительная литература

1) Благой Д.Д. Мастерство Пушкина. М., 1955.

2) Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1813-1826). М.-Л., 1950;

3) Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1826-1830). М., 1975.

4) Гинзбург Л.Я. Пушкин и реалистический метод в лирике. – «Русская литература». 1962, №1.

5) Достоевский Ф.М. Речь о Пушкине. – ПСС в 30 т. – Т.26.

6) Ильин И.А. Пророческое призвание Пушкина. Пушкин в русской философской критике. М., 1990.

7) Лотман Ю.М. Пушкин. СПб., 2009.

8) Степанов Н.Л. Лирика Пушкина. М., 1959 (или 1974).

9) Федотов Г.П. Певец империи и свободы. Пушкин в русской философской критике. М., 1990.

10) Фризман Л. Г. Семинарий по Пушкину. — Харьков, 1995.

11) Цявловский М.А. Статьи о Пушкине. М., 1962.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7-8 (4 часа)

^ ТЕМА: «ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ ПОЭЗИИ

СОДЕРЖАНИЕ: ПОЭТИКА РОМАНА А.С. ПУШКИНА

«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
План
1. Жанр «роман в стихах»: проблема жанра, родовой принадлежности. Поэтика жанра «роман в стихах».

(1) Докажите правомерность отнесения этого жанра к лиро-эпическому роду литературы.

(2) В чем принципиальное отличие это жанра от поэмы?

(3) Какова композиционно-стилистическая специфика этого жанра?

(4) Назовите произведения мировой литературы, принадлежащие жанру романа в стихах.

^ 2. Сюжетно-композиционная организация романа:

(1) Соотношение внутренней и внешней динамики в сюжете? Что преобладает? Аргументируйте свою мысль примерами из текста;

(2) Основная и второстепенные сюжетные линии;

(3) Сюжетно-смысловая функция отступлений, воспоминаний, размышлений;

(4) Сюжетно-смысловая роль зеркально-симметричной организации сюжетной линии «Татьяна - Онегин»;

(5) Композиционные функции образа Петербурга в романе;

(6) Смысловая роль открытого финала в романе.

^ 3. Система персонажей:

(1) Евгений Онегин: социальная принадлежность; воспитание Онегина; роль света в становлении характера; причина онегинской хандры; Онегин как часть своей среды; Онегин как человек, стоящий над своей средой; роль увлечения Онегиным экономикой; «наука страсти нежной» и любовь (первая и последняя встреча с Татьяной); динамика характера Онегина; Онегин как реалистический герой; «онегины» в европейской литературе;

(2) Владимир Ленский: «поклонник Канта и поэт» (Ленский и немецкая культура); Ленский и его поэзия; Ленский как романтический образ; ирония как один из способов создания этого образа; статика характера;

(3) Татьяна Ларина: социальная принадлежность; детство героини; роль книг и уединения в становлении характера; Татьяна как часть своей среды; Татьяна как человек, стоящий над средой; близость к миру природы; Татьяна и народная культура; «дикость» ее чувств и этика просвещенного дворянства (первая и последняя встреча с Онегиным); динамика характера Татьяны.

(4) Ольга Ларина: антипод Татьяны; соотнесенность с образом Ленского; ирония как один из способов создания этого образа; статика характера;

(5) «Татьяна - Онегин» и «Ольга - Ленский»: сопоставление и противопоставление пар персонажей. «Таинственность» и «странность» Онегина и Татьяны;

(6) Автор как действующее лицо: литературные истоки образа автора в романе «Евгений» (вспомните субъективное «Я» лирики Г.Р. Державина); образ автора и событийный ряд; образ автора в лирических фрагментах романа; образ автора и главный герой.

(7) Внесценические персонажи.

^ 4. Организация художественного времени:

Обратите внимание на сочетание нескольких временных планов: прошлого, настоящего. Если ли в романе намек на события, которые могут произойти в будущем?

^ 5. Организация художественного пространства:

Обратите внимание на «внешнее» пространство, в котором происходит действие романа (Санкт-Петербург – деревня – Москва - заграница) и на «внутреннее» пространство (например, кабинет Онегина);

^ 6. Проблематика романа.

7. «Онегинская строфа»:

(1) Что вынуждает Пушкина обратиться к специально организованной строфе?

(2) Что собой представляет «онегинская строфа»?

(3) Является ли каждая из строф тематически изолированной?

(4) Использует ли Пушкин строфические переносы? Когда строфические переносы наиболее частотны?

(5) Чем объясняется наличие пропущенных строф в романе?

8. Литературные аллюзии и реминисценции.

9. Живое изображение действительности и литературные каноны.
Литература

Основная литература

1) История русской литературы XIX века, 1800-1830-е годы : Учеб.пособ /Под ред. В.Н.Аношкиной. — М., 2008.
Дополнительная литература

1) Лотман Ю.М. Своеобразие художественного построения «Евгения

2) Онегина»// Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988.

3) Набоков В.В. Комментарий к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин». СПб, 1999.

4) Роговер Е.С. Русская литература первой половины XIX в. М., 2004.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9-10-11 (6 часа)

^ ТЕМА: ПРОЗА А.С ПУШКИНА

СОДЕРЖАНИЕ: «ПОВЕСТИ БЕЛКИНА»

План

I. «Повести Белкина» как этап творческого пути А.С. Пушкина:

(1) Путь Пушкина к прозаической форме;

(2) Специфика «прозы поэта» (вспомните об отличиях роли слова в поэзии и в прозе; как специфика роли слова в поэзии влияет на прозу поэта);

(3) «Повести Белкина» как первое законченное прозаическое произведение Пушкина;

^ II. «Повести Белкина» как цикл:

1. Роль эпиграфа;

2. Предисловие от издателя:

(1)Композиционная роль в цикле;

(2)Структура предисловия;

(3)Роль примечаний;

(4)Образ Белкина: ирония как один из способов его создания; связь анекдотического характера и незатейливого содержания повестей с образом Белкина; можно ли говорить о «сольном» голосе Белкина в повестях?

(5) Образ издателя; будет ли появляться его голос в повестях?

^ 3. Выстрел. Композиционно-стилистический анализ:

(1) Поэтика заглавия;

(2) Роль эпиграфов;

(3) Параллелизм в построении частей;

(4) Система рассказчиков: история, рассказанная офицером; история, рассказанная Сильвио и графом; какую часть главной истории рассказывает Сильвио, а какую – граф? Смысловая функция такой системы рассказчиков.

(5) Романтические черты в образе Сильвио, «созданные» Белкиным-повествователем (подтвердите цитатами из текста, что Сильвио - романтический герой; романтизация Белкиным смерти Сильвио);

(6) Сильвио как пародия на романтический образ, созданная Пушкиным-повествователем (подтвердите цитатами из текста, что Сильвио – пародийный образ; отсутствие романтического ореола в эпизоде смерти Сильвио через мотив молвы);

(7) Романтические способы создания образа графа в первой части повести и реалистические способы создания образа графа во второй части повести. Является ли граф пародийным персонажем?

(8) Почему же Сильвио не выстрелил в графа?

(9) Какими новыми смыслами обрастает название повести?

(10) Мотивы любви и смерти, иллюзии и действительности.

^ 4. Метель. Композиционно-стилистический анализ:

(1) Поэтика заглавия;

(2) Роль эпиграфа;

(3) Сколько сюжетных линий в повести?

(4) Сюжетная линия «Маша - Владимир»: романтизация образов Белкиным-повествователем и пародирование романтизма Пушкиным-повествователем (в качестве аргументации приведите фрагменты из текста);

(5) Сюжетная линия «Маша - Бурмин»: романтизация образов Белкиным-повествователем и ирония Пушкина-повествователя (в качестве аргументации приведите примеры из текста);

(6) Роль сна и фигуры умолчания в повести;

(7) Символическое наполнение образа «метель»;

(8) Мотивы любви и смерти, иллюзии и действительности.

^ 5. «Станционный смотритель»:

(1) Поэтика заглавия;

(2) Роль эпиграфа;

(3) Образ Самсона Вырина: трагическое и ироническое; сентименталистское и реалистическое; библейские темы «пастыря доброго» и «заблудшей овцы»;

(4) Образ Дуни: библейская тема «заблудшей овцы», сентименталистская тема; Дуня глазами отца; Дуня глазами Белкина-повествователя; Дуня глазами Пушкина-повествователя;

(5) Образ Минского: Минский глазами Вырина и Белкина-повествователя; Минский глазами Пушкина-повествователя;

(6) Композиционная и смысловая роль картинок о блудном сыне;

(7) Мотивы любви и смерти, иллюзии и действительности;

(8) Субъекты повествования;

6. «Барышня-крестьянка»:

(1) Поэтика заглавия;

(2) Роль эпиграфа;

(3) Водевильный характер произведения;

(4) Сентименталистский характер истории Лизы и Берестова;

(5) Карамзинская тема «Бедной Лизы»;

(5) Шекспировская тема «Ромео и Джульетты»;

(6) Функция образа мисс Жаксон;

(7) Мотивы любви и смерти, иллюзии и действительности.

7. «Гробовщик»:

(1) Поэтика названия;

(2) Роль эпиграфа;

(3) Специфика композиции;

(4) Решение темы «смерти»: принципы комического;

(5) Обыгрывание лексем «живой» - «мертвый» (в описании дома гробовщика, в диалоге сапожника и гробовщика, в сцене новоселья у гробовщика и пр.);

(6) Образ-эмблема в описании экстерьера дома гробовщика;

(7) Семантика финала;

(8) Мотивы любви и смерти, иллюзии и действительности;

(9) Почему это текст центральный в цикле «Повести Белкина»?

^ 8. Какие эстетические критерии позволяют считать «Повести Белкина» одним художественным целым?

9. Пародийный характер «Повестей Белкина».

10. «Повести Белкина» в литературе и других видах искусства XIX-XXI веков.

Литература

Основная литература

1) История русской литературы XIX века, 1800-1830-е годы : Учеб.пособ / Под ред. В.Н.Аношкиной. — М., 2008.
Дополнительная литература

1) Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994.

2) Лотман Ю.М. Пушкин. СПб., 2009.

3) Орлицкий Ю.Б. Стих и проза в русской литературе: Очерки истории и теории. Воронеж, 1991.

4) Петрухин Н.Н. Проза Пушкина. Л., 1987.

5) Тойбин И.М. Пушкин. Творчество 1830-х годов и вопросы историзма. Воронеж. – 1976.

6) Шмид В. Проза Пушкина в поэтическом прочтении. «Повести Белкина». СПб., 1996.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 12-13 (4 часа)

^ ТЕМА: М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

СОДЕРЖАНИЕ: ПОЭТИКА ЛИРИКИ ЛЕРМОНТОВА

План

1. Лермонтов как наследник и продолжатель пушкинских традиций.

2. Основные темы и мотивы лирики Лермонтова.

^ 3. Периодизация творчества поэта:

1) Становление художественной системы (1828-1832): социально-политические и гражданские мотивы («Новгород», «Предсказание»); нравственно-этическая и философская проблематика («Молитва», «Монолог», «Мой демон»); любовная лирика. Жанровая система ранней лирики;

2) Стихотворения 1833-1836 гг.;

3) Лирики 1837-1841 гг.: характер лирического субъекта в зрелой лирике Лермонтова; особенности стиля и версификации.

Литература

Основная литература

1) История русской литературы XIX века, 1800-1830-е годы : Учеб.пособ /Под ред. В.Н.Аношкиной. — М., 2008.
Дополнительная литература

1) Лермонтов Ю.М. в русской критике. – Изд.2-е., доп. М., 1955.

2) Мережковский Д.С. Лермонтов — поэт сверхчеловечества // Мережковский Д.С. В тихом омуте. М., 1991. – С. 378-415.

3) Эйхенбаум Б.М. М.Ю. Лермонтов // Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений. – Т.1, Л., 1941. – С.V-LII (первой пагинации).

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 14-15 (4 часа)

^ ТЕМА: М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

СОДЕРЖАНИЕ: ПОЭТИКА РОМАНА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

План

1. Реалистические тенденции в России и Западной Европе в 30-ые годы XIX века:

(1) Вспомните произведения зарубежной литературы этого периода, построенные на принципах реализма;

(2) Есть ли романтические черты в этих произведениях?

(3) Сформулируйте доминанту характера главного образа-персонажа в этих произведениях.

^ 2. Поэтика романа «Герой нашего времени»:

(1) Поэтика заглавия;

(2) Отметьте реалистические и романтические черты в романе;

(3) Сформулируйте понятие психологизма в литературе;

(4) Роман «герой нашего времени» как психологический роман.

(5) Композиция романа: соотношение сюжета и фабулы; хронотоп романа;

(6) Композиция романа: главы романы как разновидности романтической повести;

(7) Жанровая специфика произведения;

(8) Система повествователей в романе;

(9) Система персонажей в романе: способы создания образов-персонажей.

^ 4.Социально-философская проблематика романа:

(1) Осмысление Лермонтовым его современности;

(2) Проблема взаимоотношений общества и неординарного человека;

(3) Мотив пустоты человеческого существования.

^ 5. Роль романа «Герой нашего времени» в развитии русской литературы.
Литература

Основная литература

1) История русской литературы XIX века, 1800-1830-е годы : Учеб.пособ /Под ред. В.Н.Аношкиной. — М., 2008.
Дополнительная литература

1) Лермонтов Ю.М. в русской критике. – Изд.2-е., доп. М., 1955.

2) Мережковский Д.С. Лермонтов — поэт сверхчеловечества // Мережковский Д.С. В тихом омуте. М., 1991. – С. 378-415.

3) Эйхенбаум Б.М. М.Ю. Лермонтов // Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений. – Т.1, Л., 1941. – С.V-LII (первой пагинации).

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 16-17 (2 часа)


^ ТЕМА: Н.В. ГОГОЛЬ

СОДЕРЖАНИЕ: ПОЭМА «МЕРТВЫЕ ДУШИ»
План
1. История создания поэмы Гоголя «Мертвые души».

2. Родовая и жанровая принадлежность произведения:

(1) «Мертвые души» и плутовской роман;

(2) «Мертвые души» и теория романа, созданная романтиками;

(3) Лиро-эпическая природа произведения: эпическое начало (объективность, временная дистанцированность, план повествования, субъект повествования); лирическое начало (субъективность, внутреннее время, лирический план, образ лирического субъекта); соотношение этих двух начал и значение их в формировании жанра;

(4) Принципы сюжетного построения;

(5) Система лирических отступлений.

^ 3. Композиция поэмы:

(1) Замысел «Мертвых душ» и «Божественная комедия» Данте;

(2) Градация как композиционная основа поэмы (можно ли говорить о градационно выстроенной галерее образов помещиков?);

(3) Принцип параллелизма как композиционная основа поэмы (подумайте, что позволяет распределить персонажей поэмы Гоголя следующим образом: Манилов- Ноздрев-Плюшкин, Коробочка-Собакевич; какую сюжетную функцию выполняют Коробочка-Ноздрев?);

(4) Пространственно-временной способ композиционной организации поэмы;

(5) Композиционная и идейная роль «Повести о Капитане Копейкине»;

^ 4. Система образов:

(1) Способы создания образов помещиков (экстерьер и интерьер усадьбы; портрет; роль символических деталей (например, роль «ноздри» (полости) в образе Ноздрева, горок пепла в образе Манилова и пр.));

(2) Образ Чичиков (портрет, речевая характеристика и пр.);

(3) Образы крестьян.

^ 5. Социальная и философская проблематика поэмы.

6. Полемика В.Г. Белинского и К.С. Аксакова:

(1) В.Г. Белинский и К.С. Аксаков о месте Гоголя и «Мертвых душ» в истории культуры;

(2) Оценка «Мертвых душ» (В.Г. Белинский и К.С. Аксаков о содержании и пафосе «Мертвых душ»)

(3) В.Г. Белинский и К.С. Аксаков о жанре «Мертвых душ».

^ 7. Значение «Мертвых душ» для русской литературы.

Литература

Основная литература

1) История русской литературы XIX века, 1800-1830-е годы : Учеб.пособ /Под ред. В.Н.Аношкиной. — М., 2008.
Дополнительная литература

1) Аксаковы И. и К. Литературная критика. М., 1982.

2) Босина Е. Роль детали в поэме Гоголя «Мертвые души» // Литература. 2003. - № 16.

3) Вайскопф М. Сюжет Гоголя. Морфология. Идеология. Контекст. М., 1993.

4) Воропаев В.А. Мертвые души: кто они? О названии поэмы Н.В. Гоголя // Русская речь. 2002. - № 3.

5) Ивинский Д.П. К гоголевской типологии характеров: Галерея помещиков в первом томе «Мертвых душ» // Русская словесность. 1997. - № 6.

6) Манн Ю.В. В поисках живой души. М., 1987.

7) Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М., 1988.

8) Николаев Д. Сатира Гоголя: Искусство повествования. М., 1987.

9) Разумихин А. «Мертвые души»: опыт современного прочтения // Литература. 2004. - № 13.

Контрольные вопросы

1. Литературно-общественное движение первой четверти XIX века. Литературные общества и критики.

2. Элегии В.А. Жуковского. Основные черты стиля. От элегии сентиментальной к элегии романтической.

3. Балладный мир Жуковского. Роль жанра баллады в романтической поэзии. Поэтика баллады. Авторский идеал.

4. Лирика К.Н. Батюшкова. Основные жанры. Авторский идеал и роль античности в его воплощении. Эволюция творчества.

5. Басенное творчество И.А. Крылова. Обновление поэтики жанра.

6. Комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума". Особенности жанровой поэтики. Многозначности темы ума. Автор и герой в комедии.

7. Поэзия пушкинской поры. Общее и индивидуальное (Н.М. Языков, А.А. Дельвиг, И.И. Козлов, П.А. Вяземский, Д.В. Давыдов и др.).

8. Лирика Е.А. Баратынского как поэзия мысли. Тема поэзии и духовного труда в творчестве Баратынского.

9. Лицейский и петербургский периоды в творчестве А.С. Пушкина. Поэма "Руслан и Людмила", своеобразие жанра.

10. Лирика А.С. Пушкина 1820 - 1826 гг. Своеобразие перехода от романтического периода к михайловской поре.

11. От "Кавказского пленника" к "Цыганам". (Романтические поэмы А.С. Пушкина: поэтика конфликта, героя).

12. Трагедия Пушкина "Борис Годунов". Своеобразие композиционной структуры. Концепция русской истории. Роль "Бориса Годунова" в эволюции пушкинского творчества.

13. Роман в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Своеобразие жанра. Автор в романе.

14. Проблематика и герои романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Роман Пушкина в исследовательской литературе.

15. Проблематика и поэтика "Маленьких трагедий" А.С. Пушкина. Тип трагического героя. "Маленькие трагедии» как цикл.

16. Тема Петра I в творчестве Пушкина. "Медный всадник".

17. "Повести Белкина" - первая книга пушкинской прозы, ее художественное единство.

18. Проблематика и поэтика повести А.С. Пушкина "Пиковая дама".

19. "Капитанская дочка" А.С. Пушкина. Особенности сюжетно-композиционного построения. Человек и история. Пушкинский идеал человека.

20. Лирика А.С. Пушкина конца 1820-х -- 1830-х годов. Своеобразие философской направленности поздней пушкинской лирики.

21. Лирика М.Ю. Лермонтова. Сквозные мотивы. Эволюция лирического героя.

22. Драма Лермонтова "Маскарад". Мотивы игры, маскарада. Арбенин в ряду лермонтовских героев (герой лирики, Печорин).

23. Эволюция поэм М.Ю. Лермонтова. Проблематика и поэтика "Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова".

24. Художественное своеобразие поэмы Лермонтова "Мцыри". Роль символики, специфика романтического конфликта.

25. "Демон" М.Ю. Лермонтова как философская поэма.

26. Эволюция прозы М.Ю. Лермонтова. "Герой нашего времени" - роман в новеллах. Поиск жанрового синтеза.

27. "Герой нашего времени" Лермонтова как социально-психологический и философский роман. Историческая и философская почва драмы Печорина.

28. "Русские ночи" В.Ф. Одоевского. Философская и эстетическая проблематика книги.

29. "Вечера на хуторе близ Диканьки" Н.В. Гоголя. Фольклорные мотивы. Соотношение языческого и христианского в содержательной структуре сборника. Единство цикла.

30. Композиция цикла "Миргород". Частная жизнь и история в цикле.

31. «Мертвы души» Н.В. Гоголя: поэтика и композиция.

32. Петербуржские повести Н.В. Гоголя.

Похожие:

Тема: возникновение и становление романтизма содержание: творчество в. А. Жуковского и к. Н. Батюшкова iconОбщественно-исторические предпосылки романтизма. Особенности идейного...
Классицизм, господствовавший в искусстве эпохи Просвещения, в XIX веке уступает место романтизму, под знаменем которого развивается...
Тема: возникновение и становление романтизма содержание: творчество в. А. Жуковского и к. Н. Батюшкова iconТема 2: Возникновение таможенно-пошлинных обложений на Руси ( IX xiv вв) Содержание
Торгово-пошлинные обрядности в русских княжествах и землях во второй половине XVIII-XIV вв
Тема: возникновение и становление романтизма содержание: творчество в. А. Жуковского и к. Н. Батюшкова iconЛекция № Возникновение государства и права Вопросы к учебному занятию:...
Будучи самой продолжительной, не имела развитых социальных предпосылок для своего возникновения. Становление первобытно-общинного...
Тема: возникновение и становление романтизма содержание: творчество в. А. Жуковского и к. Н. Батюшкова iconВопросы к зачету по курсу «Социология»
Возникновение и развитие социологии как науки (XIX век). Творчество О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса
Тема: возникновение и становление романтизма содержание: творчество в. А. Жуковского и к. Н. Батюшкова iconРеферат По курсу: «Введение в специальность» Тема: «Почему я выбрала специальность менеджмент»
Национальный аэрокосмический университет им. Н. Е. Жуковского «Харьковский авиационный институт»
Тема: возникновение и становление романтизма содержание: творчество в. А. Жуковского и к. Н. Батюшкова iconТема семинара: «Творчество и Самопознание»
Русского Воинского искусства, мы не могли не говорить о творческих способностях человека. Ведь в понимании народной традиции, творчество...
Тема: возникновение и становление романтизма содержание: творчество в. А. Жуковского и к. Н. Батюшкова iconПеречень
Правоспособность граждан (понятие, возникновение, ограничение, прекращение, содержание)
Тема: возникновение и становление романтизма содержание: творчество в. А. Жуковского и к. Н. Батюшкова iconТема 1 Социология как наука и ее функции в обществе
Тема 2 Становление элементов социологического знания в истории развития науки об обществе
Тема: возникновение и становление романтизма содержание: творчество в. А. Жуковского и к. Н. Батюшкова icon4. становление и развитие мирового хозяйства и международных экономических...
Тема становление и развитие мирового хозяйства и международных экономических отношений
Тема: возникновение и становление романтизма содержание: творчество в. А. Жуковского и к. Н. Батюшкова iconСодержание разделов самостоятельной работы по дисциплине
Тема Содержание и классификация инвестиций. Задачи, принципы и информационная база инвестиционного анализа
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница