О. В. Загоровская, О. В. Григоренко Русский язык. Готовимся к егэ. Часть в синтаксис Пунктуация Культура речи


НазваниеО. В. Загоровская, О. В. Григоренко Русский язык. Готовимся к егэ. Часть в синтаксис Пунктуация Культура речи
страница1/19
Дата публикации17.05.2013
Размер2 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
О. В. Загоровская, О. В. Григоренко
Русский язык.

Готовимся к ЕГЭ.

Часть В

Синтаксис

Пунктуация

Культура речи


Издательство: Просвещение, 2009 г., 176 стр.
Пособие представляет собой вторую часть комплексного курса русского языка для школьников старших классов и абитуриентов, ориентированного на систематизированную подготовку к Единому государственному экзамену (ЕГЭ), и включает в себя материалы по трем содержательным разделам школьной программы: "Синтаксис", "Пунктуация", "Культура речи. Языковые нормы".

В книге объединены сведения теоретического характера, упражнения и тестовые задания, соответствующие формату проведения ЕГЭ.

Пособие может быть использовано как дополнительный материал для работы на уроках русского языка по основному учебнику, а также как материал для проведения специальных курсов и факультативов.

Содержание

Предисловие

СИНТАКСИС
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Теоретические сведения и языковой анализ

§ 1. Словосочетание и его грамматические признаки

§ 2. Связь слов в словосочетании и предложении

§ 3. Синтаксический разбор словосочетания

§ 4. Тестовые задания

Культура речи

§ 5. Нормы управления

§ 6. Тестовые задания
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Простое предложение

Теоретические сведения и языковой анализ

§ 7. Понятие о простом предложении и его видах

§ 8. Тестовые задания

Культура речи

§ 9. Порядок слов в предложении

§ 10. Тестовые задания
Главные члены предложения

Теоретические сведения и языковой анализ

§ 11. Подлежащее и способы его выражения

§ 12. Сказуемое и его основные типы

§ 13. Тестовые задания

Культура речи

§ 14. Согласование сказуемого с подлежащим

§ 15. Тестовые задания

Практикум по пунктуации

§ 16. Тире между подлежащим и сказуемым

§ 17. Тестовые задания
Второстепенные члены предложения

Теоретические сведения и языковой анализ

§ 18. Определение

§ 19. Дополнение

§ 20. Обстоятельство

§ 21. Тестовые задания
Односоставные предложения

Теоретические сведения и языковой анализ

§ 22. Понятие об односоставных предложениях. Типы односоставных предложений

§ 23. Тестовые задания
Неполные предложения

Теоретические сведения и языковой анализ

§ 24. Неполные предложения и их особенности

§ 25. Тестовые задания
Осложненное предложение

Предложения с однородными членами

Теоретические сведения и языковой анализ

§ 26. Понятие об однородных членах предложения

§ 27. Тестовые задания

Культура речи

§ 28. Употребление однородных членов предложения

§ 29. Тестовые задания

Практикум по пунктуации

§ 30. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

§ 31. Тестовые задания
Предложения с обособленными членами

Теоретические сведения и языковой анализ

§ 32. Понятие об обособленных членах предложения. Виды обособленных членов

§ 33. Тестовые задания

Культура речи

§ 34. Употребление деепричастных оборотов

§ 35. Тестовые задания

Практикум по пунктуации

§ 36. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

§ 37. Тестовые задания
Предложения с вводными словами и обращениями

Теоретические сведения и языковой анализ

§ 38. Понятие о вводных словах и обращениях

§ 39. Тестовые задания

Практикум по пунктуации

§ 40. Знаки препинания при вводных словах и предложениях, вставных конструкциях и обращениях

§ 41. Тестовые задания
Синтаксический разбор простого предложения

Теоретические сведения и языковой анализ

§ 42. Порядок синтаксического разбора простого предложения

§ 43. Тестовые задания

Практикум по пунктуации

§ 44. Обобщающие упражнения

§ 45. Обобщающие тестовые задания
Сложное предложение

Теоретические сведения и языковой анализ

§ 46. Понятие о сложном предложении. Основные типы сложных предложений

§ 47. Тестовые задания
Сложносочиненное предложение

Теоретические сведения и языковой анализ

§ 48. Сложносочиненное предложение и его грамматические признаки

§ 49. Тестовые задания

Практикум по пунктуации

§ 50. Знаки препинания в сложносочиненном предложении

§ 51. Тестовые задания
Сложноподчиненное предложение

Теоретические сведения и языковой анализ

§ 52. Сложноподчиненное предложение и его грамматические признаки

§ 53. Типы сложноподчиненных предложений

§ 54. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

§ 55. Тестовые задания

Практикум по пунктуации

§ 56. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

§ 57. Тестовые задания
Бессоюзное предложение

Теоретические сведения и языковой анализ

§ 58. Бессоюзное предложение и его грамматические признаки

§ 59. Тестовые задания

Практикум по пунктуации

§ 60. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

§ 61. Тестовые задания
Сложное предложение с разными видами связи

Теоретические сведения и языковой анализ

§ 62. Понятие о сложном предложении с разными видами связи

§ 63. Тестовые задания

Практикум по пунктуации

§ 64. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи

§ 65. Тестовые задания
Синтаксический разбор сложного предложения

Теоретические сведения и языковой анализ

§ 66. Порядок синтаксического разбора сложного предложения

§ 67. Тестовые задания

Культура речи

§ 68. Особенности состава и структуры сложных предложений

§ 69. Тестовые задания

Практикум по пунктуации

§ 70. Обобщающие упражнения

§ 71. Обобщающие тестовые задания

Трудные случаи пунктуации

§ 72. Запятая перед союзом и

§ 73. Тестовые задания

§ 74. Запятая перед союзом как

§ 75. Тестовые задания

§ 76. Двоеточие и тире в простом и сложном предложениях

§ 77. Тестовые задания

§ 78. Способы передачи чужой речи

§ 79. Тестовые задания
Список рекомендуемой литературы
ПРЕДИСЛОВИЕ

  Настоящее пособие представляет собой вторую часть комплексного курса русского языка для школьников старших классов и абитуриентов, ориентированного на систематизированную подготовку к Единому государственному экзамену (ЕГЭ).
      В книгу включены материалы по трем содержательным разделам школьной программы: «Синтаксис», «Пунктуация», «Культура речи. Языковые нормы».
      Основными задачами пособия являются:
      — повторение и обобщение знаний учащихся по названным разделам школьного курса «Русский язык»;
      — закрепление и отработка умений и навыков, связанных с различными видами анализа изучаемых языковых явлений и нормативным использованием языковых единиц в речи;
      — выработка навыков выполнения тестовых контрольных заданий в формате ЕГЭ.
      Содержание и построение данного издания ориентированы на требования ЕГЭ, а также на современные нормативные документы, определяющие содержание и оценку качества знаний по русскому языку выпускников средней (полной) общеобразовательной школы.
      Все разделы пособия имеют четкую структуру и состоят из трех подразделов:
      1) теоретические сведения и языковой анализ тех или иных явлений соответствующего уровня системы русского языка;
      2) материалы и упражнения по культуре речи и особенностям соответствующих норм русского литературного языка;
      3) практикум по пунктуации.
      В каждом из подразделов представлена краткая информация теоретического характера, практические упражнения, а также тестовые задания, позволяющие осуществлять итоговый контроль и максимально приблизить материал пособия к форме проведения ЕГЭ по русскому языку.
      Отличительными чертами предлагаемого пособия являются:
      — объединение в одной книге сведений теоретического характера и тестовых заданий, соответствующих требованиям и формату ЕГЭ;
      — направленность пособия на углубление, расширение и систематизацию материалов школьного курса русского языка, а также включение в книгу специальных разделов по культуре русской речи и нормам русского литературного языка;
      — ориентация материалов данного издания на наиболее трудные случаи языкового разбора и использования языковых единиц в речи;
      — четкая практическая направленность пособия, предполагающая активную самостоятельную работу учащихся.
      В каждом разделе пособия имеется достаточное количество тренировочных упражнений, вопросов для самопроверки и обобщающих заданий, которые позволяют определить степень усвоенности изученного материала и приобрести твердые навыки выполнения тестовых заданий в формате ЕГЭ.
      Настоящая книга может быть использована как дополнительный материал для работы на уроках русского языка по основному учебнику, а также как материал для проведения специальных курсов и факультативов.
      Включенные в пособие упражнения тестового характера являются готовыми вариантами заданий для проведения контрольных и проверочных работ по синтаксису и пунктуации русского языка и культуре русской речи.      

СИНТАКСИС

      Синтаксис — раздел науки о языке, в котором изучаются строение, грамматические значения и употребление в речи синтаксических единиц: словосочетаний и предложений.

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Теоретические сведения и языковой анализ

§ 1. Словосочетание и его грамматические признаки

      Словосочетание — это соединение двух или нескольких самостоятельных (знаменательных) слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Например: белые березы, готовиться к занятиям, более трудная задача, выполнил вовремя и т. д. Словосочетание состоит из главного и зависимого компонентов, между которыми существуют подчинительные отношения. Иногда к словосочетаниям относят также соединения равных в синтаксическом отношении слов, связанных сочинительными отношениями (брат и сестра; красивый, но дорогой), а также сочетания подлежащего и сказуемого в предложении.
      Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому. В словосочетаниях могут выражаться следующие основные значения:
      — определительные (атрибутивные): между предметом и его признаком (солнечный день, тетрадь в клетку, яйца всмятку);
      — объектные: между действием и предметом, на который оно направлено (стремиться к знаниям, защищать Родину); между действием и орудием действия (стучать молотком) и т. п.;
      — обстоятельственные: между действием и местом, временем, причиной совершения действия или проявлением признака (уехать из города, вернуться поздно, отсутствовать по болезни, одет модно).

Примечание. В некоторых словосочетаниях может наблюдаться совмещение значений. Например: поездка в город — какая? и куда? (определительные и обстоятельственные отношения).

      Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончаний, предлогов и порядка слов. Сравните: сибирская река, новые вещи, участвовать в экспедиции, идти в школу, бежать быстро.
      ^ По характеру главного слова словосочетания делятся на именные (с главным словом существительным, прилагательным или числительным), глагольные (с главным словом глаголом, причастием или деепричастием), наречные и местоименные. К именным относятся, например, словосочетания новый дом, книга с картинками, участник встречи, черный от загара, очень полезный, пятый с краю, двух учеников; к глагольным — совершить подвиг, поехал отдохнуть, работать добросовестно, покрасневший от смущения, радостно улыбаясь; к наречным — совершенно секретно, весьма важно, по-весеннему тепло; к местоименным — мы с тобой, каждый из нас.
      Среди словосочетаний выделяются синтаксически неделимые, которые выступают в роли одного члена предложения: трое друзей, один из них, несколько книг и др. Например: Ночью два приятеля шли по Тверскому бульвару (Чехов).

§ 2. Связь слов в словосочетании и предложении

      В русском языке существуют три основных вида (типа) подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление и примыкание.
      Согласование — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное (т. е. согласуется с главным словом в роде, числе и падеже или в числе и падеже). Например: глубокая река, глубокий пруд, глубокое озеро, глубокого озера, глубокую реку, глубокие реки и озера, глубокими озерами и т. д. При согласовании с изменением формы главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова.
      Управление — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определенном падеже независимо от того, в какой форме стоит главное слово. Например: читать книгу; читал, читала, читали, читает, читай, читающий, читая книгу. При управлении с изменением формы главного слова зависимое слово не изменяется (остается в том же падеже).
      Примыкание — это такой вид подчинительной связи, при котором в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова: наречия, деепричастия, неопределенная форма глагола (инфинитив) и притяжательные местоимения его, ее, их. В словосочетании со связью примыкание зависимое неизменяемое слово соединяется с главным только по смыслу. Например: правдиво изобразить, правдиво изобразивший; по-осеннему хмурый, по-осеннему хмурого; собрался сделать, соберутся сделать; его дом, его дому.

Упр. 1. Заполните таблицу приведенными ниже словосочетаниями, вставляя пропущенные буквы. Определите, какие части речи выступают в качестве зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.

Согласование

Управление

Примыкание

 

 

 

      Здание эл..ватора, легкое пр..к..сновение, к..сательная к окружности, ..десь не курят, качественное прил..гательное, ра..пространенное пр..дл..жение, пр..гласить на танец, пр..дл..гать помощь, пр..спустить флаг, оди(н, нн)надцатая ост..новка, наш пр..подаватель, пр..клонный возр..ст, пр..клонить к..лена, пр..имущество в игре, пр..ехал пр..смотреться, не(за)чем беспокоит(?)ся, пр..одолеть пр..пятствия, его сб..режения, бежал не огляд..ваясь.

§ 3. Синтаксический разбор словосочетания

Порядок разбора

      I. Выделить словосочетание из предложения.
      II. Охарактеризовать строение словосочетания:
      а) указать главное и зависимое слова;
      б) назвать части речи, которыми они выражены;
      в) определить тип связи (согласование, управление, примыкание).
      III. Определить грамматическое значение словосочетания.

^ Образец разбора

      Язык есть вековой труд4 целого поколения (Даль).
              какой?
      Вековой труд (прил. + сущ.). Тип связи — согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое). В словосочетании выражаются определительные (атрибутивные) отношения.



Упр. 2. Сделайте синтаксический разбор выделенных словосочетаний. Выпишите из предложений другие примеры словосочетаний с разными видами связи.

      Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием — самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности (В. Виноградов).
      Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении и т. п. — всему этому учит нас грамматика. Но никакая грамматика не в силах заранее определить, какие именно слова должен выбрать человек и в каком порядке и соподчинении он должен расположить их для того, чтобы речь его была красочной, веской, убедительной, точной. Это в каждом отдельном случае он должен решить сам, и только сам (M. Исаковский).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

О. В. Загоровская, О. В. Григоренко Русский язык. Готовимся к егэ. Часть в синтаксис Пунктуация Культура речи iconО. В. Загоровская, О. В. Григоренко Русский язык. Готовимся к егэ. Часть А
Пособие представляет собой первую часть комплексного курса русского языка, ориентированного на системную подготовку к Единому государственному...
О. В. Загоровская, О. В. Григоренко Русский язык. Готовимся к егэ. Часть в синтаксис Пунктуация Культура речи iconО. В. Загоровская, О. В. Григоренко Русский язык. Готовимся к егэ. Часть С
Егэ, включает материалы, связанные с многоаспектным анализом текста: его признаками, средствами связи, средствами выразительности....
О. В. Загоровская, О. В. Григоренко Русский язык. Готовимся к егэ. Часть в синтаксис Пунктуация Культура речи iconКоллектив авторов Русский язык и культура речи: Учебник
«Русский язык и культура речи». Мотив очевиден: коммуникативная компетенция многих выпускников нефилологических вузов, в которых...
О. В. Загоровская, О. В. Григоренко Русский язык. Готовимся к егэ. Часть в синтаксис Пунктуация Культура речи iconТемы рефератов. Актуальность изучения дисциплины «Русский язык и...
Актуальность изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» в системе высшего образования
О. В. Загоровская, О. В. Григоренко Русский язык. Готовимся к егэ. Часть в синтаксис Пунктуация Культура речи iconЖ. Ф. Верещагина русский язык и культура речи
Тема Коммуникативный и этический аспекты культуры речи
О. В. Загоровская, О. В. Григоренко Русский язык. Готовимся к егэ. Часть в синтаксис Пунктуация Культура речи iconПлан лекции Понятие о культуре речи. Правильность как качество грамотной...
Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие – Ростов-на-Дону, 2001
О. В. Загоровская, О. В. Григоренко Русский язык. Готовимся к егэ. Часть в синтаксис Пунктуация Культура речи icon3. Стили речи. Современный русский литературный язык полифункционален....
Русский национальный язык – это общенародный русский язык. Он охватывает все сферы
О. В. Загоровская, О. В. Григоренко Русский язык. Готовимся к егэ. Часть в синтаксис Пунктуация Культура речи iconВопросы по курсу «Русский язык и культура речи»

О. В. Загоровская, О. В. Григоренко Русский язык. Готовимся к егэ. Часть в синтаксис Пунктуация Культура речи iconАлмазова А. А. Русский язык и культура речи: учебное пособие
Речь – явление не только лингвистическое, но и психологическое и эстетическое. Коммуникативные качества речи во многом зависят от...
О. В. Загоровская, О. В. Григоренко Русский язык. Готовимся к егэ. Часть в синтаксис Пунктуация Культура речи iconВопросы к экзамену по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Экзаменационный билет включает «теоретическую» часть, содержание которой направлено на выявление уровня знания основных понятий,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница