Задание по педагогике на период прохождения педагогической практики студентами 4 курса биологического факультета


Скачать 91.95 Kb.
НазваниеЗадание по педагогике на период прохождения педагогической практики студентами 4 курса биологического факультета
Дата публикации19.05.2013
Размер91.95 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Культура > Документы
Задание по педагогике на период прохождения педагогической практики студентами 4 курса биологического факультета
Цель педагогической практики – углубление и закрепление педагогических и методических знаний в различных видах учебно-воспитательной работы с учащимися, совершенствование профессионально-педагогических умений студентов.

В содержание педагогической практики входит помимо проведения учебной работы в качестве учителя соответствующего предмета воспитательная и культурно-творческая работа с учащимися в качестве классного руководителя: проведение вечеров отдыха, культурно-развлекательных и игровых программ, капустников, юморин, дискотек, праздников, классных часов, бесед на этические и др. темы и т.п. Кроме того, в содержание практики входит посещение и анализ воспитательных мероприятий, проводимых классным руководителем и студентами-практикантами; составление сценариев и конспектов мероприятий. Содержание педпрактики направлено на решение конкретных задач того ученического коллектива, с которым будет работать практикант.

В программу педагогической практики входит проведение зачетного мероприятия (коллективного творческого дела, по И.П.Иванову) по воспитательной работе. План-конспект (сценарий, разработка) мероприятия заранее согласовывается с классным руководителем, а также с университетским педагогом-методистом по воспитательной работе. На воспитательные мероприятия могут приглашаться родители, учащиеся других классов, студенты, проходящие практику, организаторы воспитательной работы, руководители практики.

В качестве отчета по педагогической практике представляется а) разработка (сценарий, план-конспект) воспитательного мероприятия, подписанный классным руководителем класса, в котором проходила практика; б) письменный анализ качества проведения воспитательного дела, осуществленного сокурсником-практикантом или классным руководителем класса, где проходила практика.

Задание1
Подготовьте и проведите воспитательное мероприятие с учащимися: вечер отдыха, капустник, КВН, тематический вечер, дискотеку, народный праздник, диспут на этическую тему, гражданскую тематику, викторину, вечер вопросов и ответов и т.п. Составьте его сценарий. Придумайте текст приглашения на это мероприятие.

При выборе и проведении культурно-творческого дела важно учитывать степень его новизны, логичность и завершенность сценария, доступность формы проведения, оригинальность, возрастные и индивидуальные особенности участников. Можно воспользоваться следующей примерной тематикой воспитательных и культурно-творческих мероприятий: а) информационно-дискуссионные и информационно-публицистические программы: «Контакт» (о проблемах современной молодежи), «Ритм» (новое в современной музыке), «Гармония» (о проблемах молодой семьи), «Пульс», «Позиция» (о проблемах старшеклассников) и т.д.; б) музыкальные и развлекательные программы: «Осенний бал», юморина, вечер «Отдыхаем всей семьей» и т.д. в) праздники: «Каляды», праздник города (деревни), «День знаний», спортивный праздник, «Беларуск1 к1рмаш», нестандартные («Улыбки», «Первого снега» и т.п.) и т.д. г) зрелищные и конкурсно-игровые программы: «Мистер года», «Мисс Очарованье», «Золушка», конкурс близнецов, театр-шоу и др. д) интеллектуально-развлекательные конкурсы: «Счастливый случай», «Брейн-ринг», КВН, конкурс эрудитов и т.п.; е) фольклорные программы: «Беларусь моя», «Запрашае Лявон1ха», «Заручыны» и т.д.; ж) мероприятия гражданской тематики: КВН «Моя родина – Беларусь», игра-путешествие «Как мы знаем Беларусь», деловая игра «Школа как государство», письменные дебаты «Правовое пространство школы: миф или необходимость», дискуссия «Права человека и их защита»; з) беседы, диспуты («Как лучше учиться и получить образование?», «Как научиться ладить с людьми?», «Что такое друзья и как их находить», «Преступление и ребенок», «Семья: отношения взрослых и детей», «Почему люди лгут?», «Как поступать с ребенком, нарушившим закон», «Совпадают ли мнения детей и взрослых о преступлении?», «Как быть с теми, кто употребляет наркотики?», «Нецензурная брань: почему получила такое распространение», «Исправляют ли детей колонии?», «Умеем ли мы общаться?», «Что мы знаем друг о друге?») и др.

Задание 2

Посетите и письменно проанализируйте воспитательное дело, осуществленное сокурсником-практикантом или классным руководителем класса, где проходите практику, придерживаясь следующего плана:

  1. Общие сведения: дата проведения (школа, гимназия и т.п.) учебная группа и ее состав ( кружок, класс и т.п.). Фамилия, имя, отчество педагога (стажера), проводящего воспитательное дело. Тема мероприятия, его цель (какие задачи ставились и решались), форма (беседа, диспут, КВН и т.п.), актуальность (чем обусловлен выбор данной формы мероприятия, его связь с современными проблемами, соответствие интересам учащихся, уровню развития коллектива, возрастным и индивидуальным возможностям учащихся), оформление помещения (классной комнаты, сцены, зала и т.п.), оборудование.

  2. Ход мероприятия: своевременность начала, развитие действия, кульминация, развязка, окончание, четкость организации и проведения, доступность формы проведения. Нетрадиционность и степень новизны, оригинальность мероприятия. Как решались на данном этапе поставленные задачи? Какова была степень слаженности взаимодействия участников? Каков был характер взаимоотношений между педагогом-организатором и участниками мероприятия, между самими ребятами, зрителями и учащимися и т.п. Приведите конкретные примеры. Продолжительность мероприятия.

  3. Общая оценка. Насколько достигнута цель? Какие воспитательные задачи были решены (полностью, частично), а какие нет и в чем это выразилось. Какова в целом воспитательная ценность мероприятия (творческого дела) ( например,каких успехов удалось достичь в поведении учащихся, их взаимоотношениях, межличностных отношениях, в развитии организаторских, творческих умений учеников и т.п.; были ли трудности, каковы удачи (в организации ребят, в создании заинтересованности у них в лучшем проведении творческого дела (мероприятия) и т.п.), в чем они выразились и чем, на Ваш взгляд, обусловлены). Выводы и предложения по подготовке, организации и проведению воспитательного мероприятия (по содержанию и формам, методам и приемам работы).


Форма предъявления отчета.
Титульный лист: Задание по педагогике
студента(ки)__группы____курса_____ факультета__

^ ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО

Место прохождения практики (школа)

Классный руководитель: ФИО (подпись)
Основная часть:

1. Сценарий проведенного воспитательного дела (с указанием названия, цели и задач (воспитательной, развивающей, образовательной) на первой странице).

2. Письменный анализ воспитательного дела, проведенного сокурсником-практикантом или классным руководителем класса, где проходите практику.

Литература.

Артеменко З. В. Завадская Ж.Е. Формы воспитательной работы с молодежью: Организация и методика проведения / Под ред. А.П.Сманцера. - Минск, 1994, 2002; Азбука форм воспитательной работы: Справочник / З. В. Артеменко, Ж.Е. Завадская.- Минск, 2001

Захарова С.Н. Гражданином быть обязан: Основы гражд. образования: Метод.пособие.-Мн., 2003.

Белов В.Н. Калейдоскоп игр. - Л.,1990.

Игры и развлечения / Сост. Л.М.Фирсова. - М.,1989 .

Игры, обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В.Петрусинского. - М., 1994.

Кульневич С.В. Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию. Практическое пособие. -Ростов-на-Дону. 2001.

Поляков С.Д. Технологии воспитания.-М., 2002.

Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. – М., 2003.

Сценарна-метадычныя рекамендацыi па правядзенню клубных мерапрыемствау. - Минск, 1989.

Чекалов И.В. Трембовольский Я.Л. Вечера эрудитов. Мн,1990.

Шмаков С.А. Игры шутки – игры минутки. - М., 1996.

Щуркова Н.Е., Питюков В.Д. и др. Новые технологии воспитательного процесса. – М., 1994.


Памятка


Результат воспитательной работы зависит от знания учителем уровня развития детского коллектива и умения моделировать воспитательное дело, структура которого следующая:

  • Название где отражается тема воспитательного дела (мероприятия).

  • Цель (общее направление работы), задачи (воспитательная - направленная на развитие конкретных качест,отношений в классе; развивающая, связанная с развитием мышления, творческого потенциала учащихся и т.п.; образовательная - предполагающая обогащение знаний учащихся, познавательных, организационных умений и пр.).

  • Оборудование (плакаты, рисунки – все, что необходимо для оформления зала, класса, где осуществляется мероприятие (воспитательное дело, праздник и др).

  • Форма проведения (викторина, диспут, интеллектуально-развлекательный конкурс, юморина, вечер, праздник и др.).

  • Подготовительный этап: должны быть указаны способы организации деятельности детей (распределение на команды, размещение детей; если предусматривается использование жюри – его функции).

  • Ход включает в себя описание содержания, методов воспитания, и представляет собой подробное описание от первого лица. При моделировании содержания важно учитывать его продолжительность и структуру.


При подготовке к организации и проведению воспитательного дела (мероприятия) необходимо помнить следующее:

  1. Тема должна быть интересной, личностно значимой для каждого ученика, соответствовать возрасту детей.

  2. Готовя сценарий, необходимо помнить о его структуре: а) пролог – вступительная часть, настраивающая участников на определенное эмоциональное состояние, восприятие; б) завязка – эпизод, запускающий в движение сюжет праздника; в) развитие действия – смена видов деятельности, смена эпизодов, которые добавляют торжеству (мероприятию) все новые и новые краски; г) финал – самый яркий, красочный, эмоциональный эпизод (это может быть коллективная игра, коллективное пение, ритуалы посвящения или награждения).

  3. Дети и гости должны быть не зрителями, а участниками.

  4. В использовании средств эмоционального воздействия (музыки, слова, песни, танца, театрализации) а также игр, заданий необходимо соблюдать меру.

  5. Необходимо чередовать различные виды деятельности: исполнение, соревнование, рисование, чтение и прослушивание стихов, песен, игру, свободное общение.

  6. Следует заранее хорошо продумать все мелочи – где что поставить, кого как рассадить, чтобы было удобно и всем видно.

  7. Если мероприятие включает конкурсы, состязания, соревнования, то

  • четко объясняйте задания,

  • создавайте одинаковые условия для их выполнения (место, время, инвентарь и др.)

  • задания по трудности должны соответствовать возрасту и полу ребенка. Одинаково недопустимы очень легкие и очень трудные задания, чтобы не был потерян к ним интерес.

  • судить должно компетентное жюри, форма оценивания должна быть хорошо продумана и четко представлена.

  • результаты соревнования на каждом этапе должны быть доведены до участников и болельщиков.

  • обязателен ритуал награждения ( это может быть ленточка, венок победителя, кубок, сувенир и др). Причем желательно наряду с основным победителем представить к поощрению как можно больше участников соревнования (конкурса), продумав различные номинации (например, «самый сообразительный», «самый находчивый», «душа команды», «самый быстрый», и др.), что позволит смягчить переживания проигравшей команды, избежать конфронтации участников.



Подготовка к воспитательному делу.

Создается инициативная группа, которая определяет время, место проведения дела, участников, гостей.

Основные направления работы инициативной группы:

1.Сбор материала, который должен быть доступным, ярким, отличаться новизной, связью с жизнью.

2. Литературное, световое, техническое, художественное, музыкальное оформление.

3. Индивидуальные, парные и групповые поручения участникам воспитательного дела.

В подготовке дела важно создание психологического настроя участников, т.е. желания, готовности, интереса. Для этого используются яркие красочные объявления, приглашения, игровые приемы (разведка игровых дел).
Этап проведения воспитательного дела.

  1. Начало должно активизировать внимание и содействовать эмоционально-положительному настрою. Это достигается оформительскими средствами, четкой организацией и эмоциональным, продуманным кратким вступительным словом ведущего.

  2. Основная идея должна пронизывать все содержание мероприятия, что обеспечивает целенаправленность, стройность и результативность (эффективность воспитательного воздействия) решения воспитательных задач. Этому способствует и логика проведения: завязка, кульминация, развязка.

  3. Организационная четкость всех частей мероприятия (продуманность местоположения участников, переход от одной части мероприятия к другой, подготовленность технических средств и др.)

  4. Активность участников мероприятия (участие их в разнообразных видах деятельности, возможность высказывать и отстаивать свои мысли, привлечение ярких фактов из повседневной жизни)


Конфликт


В процессе организации обучения и воспитания необходимо, чтобы учебно-воспитательное взаимодействие стало плодотворным сотрудничеством учителя и учащихся, обеспечивающим взаимопонимание, достижение психологической общности. В этой связи нецелесообразно экономить время на разъяснение цели предстоящей работы и логике предъявляемых требований. Готовность учителя (воспитателя) раскрыть внутренний смысл своих действий и поступков, считаться с настроениями, потребностями учащихся упреждает межличностные столкновения. И наоборот, непонимание, сомнение школьников в целесообразности предметных действий, их качественном уровне, как правило, чревато коммуникативными осложнениями.
Алгоритм решения конфликта.

  1. Не раздражаться, не возмущаться, не удивляться, сталкиваясь с тем или иным антисоциальным поведением школьника; усилия надо направлять не на эмоции, а на поиск мотивов такого поведения: почему ученик так поступил, что я не так сделал, что у него не сложилось дома и т.п.

  2. Сразу отказаться от быстрого, решительного использования традиционного для школы реагирования (наказания, принуждения, осуждения).

  3. Стараться использовать скрытую педагогическую позицию, включающую прямое воздействие, защищающее ребенка от внешних оскорблений того или иного вида, обращающую школьника к самому себе, к анализу собственного поведения.

  4. Прогнозировать возможные последствия использованной скрытой педагогической позиции для воспитанников и воспитателей.

  5. В случае затруднения в немедленном нестандартном решении возникшей педагогической задачи найти пути к ее отсроченному обсуждению и решению.







Похожие:

Задание по педагогике на период прохождения педагогической практики студентами 4 курса биологического факультета iconГрафик прохождения педагогической практики студентами III курса факультета...
Дверей направо, далее прямо (здание находится во дворах, так что лучше спросить у прохожих)
Задание по педагогике на период прохождения педагогической практики студентами 4 курса биологического факультета iconСтудентов 5 курса юридического факультета очной формы обучения, обучающихся...
Юриспруденция, по местам прохождения производственной практики в период с 06. 02. 2012 г по 18. 03. 2012 г
Задание по педагогике на период прохождения педагогической практики студентами 4 курса биологического факультета iconЗадание по педагогике к педагогической практике 5 курса
Цель: организация системы воспитания учащихся в процессе урочной и внеурочной деятельности
Задание по педагогике на период прохождения педагогической практики студентами 4 курса биологического факультета iconМ. А. Савельевой докладная записка
Прошу допустить до прохождения производственной (преддипломной) практики студентов 6 курса очно-заочной формы обучения юридического...
Задание по педагогике на период прохождения педагогической практики студентами 4 курса биологического факультета iconО. П. Полесская Учебно методические указания для прохождения преддипломной практики
Полесская О. П. Учебно методические указания для прохождения преддипломной практики студентами 5 курса специальности 100103 «Социально-культурный...
Задание по педагогике на период прохождения педагогической практики студентами 4 курса биологического факультета iconОтчёт по психологической части практики Студента: Пипко Эдуарда Геннадьевича...
Место прохождения практики: Малоритский район, гуо «Мокранская средняя школа», 10 класс
Задание по педагогике на период прохождения педагогической практики студентами 4 курса биологического факультета iconФио, должность, степень научн руководителя
Список научных руководителей дипломных работ и мест прохождения практики студентами выпускных курсов заочного факультета
Задание по педагогике на период прохождения педагогической практики студентами 4 курса биологического факультета iconПояснительная записка
Формы контроля прохождения студентами практики, порядок аттестации студентов по результатам практики
Задание по педагогике на период прохождения педагогической практики студентами 4 курса биологического факультета iconУчебно-методическое пособие по педагогике (материалы для педагогической практики)

Задание по педагогике на период прохождения педагогической практики студентами 4 курса биологического факультета iconИнформация о порядке прохождения производственной практики студентов...
Программа производственной практики составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница