Литература Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры, М: ФиС, 199I


НазваниеЛитература Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры, М: ФиС, 199I
страница1/4
Дата публикации20.05.2013
Размер0.78 Mb.
ТипЛитература
userdocs.ru > Культура > Литература
  1   2   3   4
В качестве примера, иллюстрирующего уровень реализации программы обучения, представлены проспект лекций, текст лекций, подкреплённые соответствующими учебными пособиями, позволяющими всестороннее рассмотреть программный материал.
ВЕЛИКОЛУКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Кафедра педагогических дисциплин

ПРОСПЕКТ ЛЕКЦИИ
«Методика разработки документов планирования процесса

физического воспитания школьников» (III курс)

Великие Луки, 2004

ПЛАН ЛЕКЦИИ
1. Введение в тему.

2.Методика определения задач /образовательных, воспитательных, физического развитие при разработке документов планирования/.

3. Виды и документы планирования. Требования к их разработке.
Литература
1. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры, М: ФиС, 199I. –

С. 359-596.

2. Абрамович В.Г., майский А.Б. Урок физической культуры.-Набережные Челны, 1989. - 28 с.

3. Моисеев Н.М. Планирование и проверка как факторы управ­ления учебным процессом, на уроках физической культуры

в школе. - Л, 1974.- 24с.

4. Воспитательная работа с учащимися в период педагогической практики в школе. - Л., 1984. - 41 с.

5. Деловые игры в подготовке специалистов по физической ку­льтуре и спорту/И.Н.Решетень, В.П.Копаев, М.В.Прохоров, Ю.А.Фомин, - М.: 1983. –

37 с.

6.Планирование учебной работы по физической культуре в об­щеобразовательной школе. - Смоленск, 1993. - 48 с.

7.Копаев В.П. Комплексное годовое планирование физического воспитания школьников (обоснование подхода, технология разработки и обучения): Учебное пособие (ВЛГИФК.-Великие Луки, 2003.-65с.)
I. Введение
На II курсе рассмотрены теоретические основы планирования и педагогического контроля в физическом воспитании. Напоминают­ся основные моменты: дается определение понятию ''планирование", подчеркивается единство операций планирования и контроля в физи­ческом воспитании, раскрывается идея "перманентного" планирова­ния, роль знаний и опыта в планировочной деятельности. Указывает­ся, что конструктивно-проектировочные умения составляют ядро про­фессиональной подготовки специалиста. Обращается внимание на то, что всегда есть расхождение между тем, что мы планируем и тем, что получаем: на самом деле. Показывается, что без плакирования не числим процесс физического воспитания и самовоспитания в том-числе. Дается установка на восприятие материала лекции в связи с предстоящей педагогической практикой в школе.

II. Методика определения задач /образовательных, воспитательных, физического развития при разработке документов планирования/.
Независимую от вида планирования /письменное, "головное", ком­пьютерное/ оно всегда начинается с разработки и формулировки задач, принято выделять три группы задач /указываются/.

^ Методика определение образовательных задач. Образовательная задача отвечает на вопрос "Чему учить и в каком объеме?". Называ­ется 7 основных операций при определении образовательных задач /на год, четверть, урок/. Предлагаются конкретные примеры поста­новки частных задач и называются факторы, определяющие их коли­чество /сложность двигательного действия, подход к обучению, зна­ния и опыт педагога, этап обучения двигательному действию и неко­торые др./.

^ Методика определения задач физического развития. Указывается, что главной задачей физического развития учащихся является разносторонняя физическая подготовка, формирование красивой осанки и укрепление отдельных мышечных групп. Решение задачи достигается двумя путями: I/ распределение образовательных задач таким обра­зом, чтобы их решение оказывало разностороннее воздействие на все основные з ключные группы; 2/если образовательные задач, подобрать таким образом не удается, то включаются дополнительные упражнения компенсирующие недостающее воздействие. Основанием для постанов­ки конкретных, задач физического развития являются: данные медицин­ского обследования школьников, результаты тестирования и контроль­ных испытаний, особенности раздела программы и нормативные требования, необходимость развития двигательных качеств с опережением.

^ Методика определения воспитательных задач. Различают общие воспитательные задачи /сформулированы в объяснительных записках программ, Уставах школ/- постоянно действующие и конкретные, ко­торые ставятся на основе данных наблюдений за классом /учеником/. Приводятся примеры формулировки воспитательных задач. Обращается внимание на сложность решения воспитательных задач и необходимость единого подхода со стороны всего педагогического коллектива школы.
III. Виды и документы планирования
Студенты знакомятся, с технологией планирования на год, чет­верть и урок. Перечисляются факторы, которые учитываются при сос­тавлении документов планирования /уровень подготовленности уча­щихся, климатические особенности, особенности региона в целом, материальные возможности школы, педагогические задачи, традиции школы и др./. Особое внимание уделяется необходимости интеграции урочных: и неурочных форм физического воспитания, как наиглавней­шего фактора реализации программных задач. Подчеркивается, что квалификация педагога определяется, в частности, точностью сфор­мулированных задач и рациональностью их распределения по урокам /по вертикали и горизонтали/. На лекции приводится 3 варианта го­довых планов, 2 варианта четвертных и предлагается форма разра­ботки конспекта, 3 заключение сообщается перспектива дальнейшего совершенст­вования конструктивно-проектировочных умений у студентов в период практики и во время обучения на 1У курсе и определяется уровень требовании к знаниям и умениям студентов на Ш курсе.


Для более глубокого осмысления лекционного материала студентам рекомендуется учебное пособие доцента В.П. Копаева «Комплексное годовое планирование физического воспитания школьников (обоснование подхода, технология разработки и обучения):/ВЛГИФК – Великие Луки, 2003-65с.»
ВВЕДЕНИЕ
Деятельность учителя физической культуры постоянно связана с планированием специфических результатов, содержания и форм построения физического воспитания. От того, как он умеет это делать, в определяющей степени зависит эффективность его работы.

Нередко учителя проводят яркие, увлекательные уроки, становятся победителями профессиональных конкурсов, а должных результатов к концу учебного года не имеют, как не имеют его и те, кто работает менее самоотверженно. На первый взгляд это кажется парадоксальным. Но ничего удивительного в этом нет. Это скорее закономерный и неизбежный итог укоренившихся представлений о возможностях и предназначении школьных уроков физической культуры.

Как следует планировать программный материал, об этом написано немало. Но всякий раз, когда пытаешься понять суть того или иного подхода, сталкиваешься с проблемой его обоснования: "Ну почему так, а не иначе?". Весомых аргументов на этот счет авторы, как правило, не приводят. Поэтому, рассматривая и оценивая различные варианты планирования, всегда сомневаешься в их результативности. И в принципе эти сомнения, как свидетельствует опыт, никаким образом нельзя устранить до тех пор, пока специалисту не будет предоставлена возможность самому убедиться в обоснованности избранных подходов. Однако на практике сделать это непросто. Чтобы сравнить хотя бы два варианта планирования материала, для этого требуется много времени, стабильные учебные программы, исследовательские навыки и желание учителя заниматься такого рода экспериментальной работой. В действительности всегда чего-либо недостает. Выход один - вооружение специалистов знаниями и умениями рационального планирования процесса физического воспитания школьников на этапе вузовского обучения.

В настоящем пособии предложен апробированный подход к разрешению данной проблемы с позиций математического анализа программного содержания школьной физической культуры и оценки временных возможностей различных форм физкультурно-спортивной деятельности учащихся. Представленная на базе этого подхода технология годового планирования позволяет будущим специалистам в кратчайший срок осмыслить логику планировочной деятельности и предопределенность инструктивно-образовательной направленности уроков физической культуры, самостоятельно утвердиться в необходимости тесной интеграции всех форм работы для успешного решения задач, стоящих перед современной школой в области физического воспитания.

Важное место в работе отводится вопросам взаимодействия педагога и обучающихся при разработке годовых планов. Приведенные в пособии методические рекомендации, контрольные вопросы и практические задания позволяют преподавателю существенно сократить затраты времени на подготовку к занятиям, повысить качество контроля за приобретением студентами планировочных умений и освоением раздела школьной методики в целом.

Данное пособие в первую очередь предназначено для студентов дневного и заочного отделений, обучающихся по специальности 022300 - "Физическая культура и спорт", но оно с успехом может быть использовано для решения профессиональных задач и представителями смежных специальностей.

  1. ^ ОБОСНОВАНИЕ ПОДХОДА




    1. Предварительные замечания


В настоящем пособии нет необходимости останавливаться на общих вопросах планирования процесса физического воспитания, поскольку они хорошо изложены в базовом учебнике по теории и методике физической культуры /13/. Однако изучение этих общих положений является обязательным для каждого, кто занимается практическим планированием или стремится постичь его технологию. Речь идет прежде всего о знании объективных закономерностей физического воспитания и отражающих их принципах и научно-методических положений, основных составляющих порядок и процедуры планирования и педагогического контроля.

О том, как строить процесс физического воспитания, какова логика его развертывания во времени, в той или иной мере говорится в каждом предмете, включенном в учебный план физкультурного вуза. Синтезирование и осмысление этих данных, наряду с изучением практического опыта решения конкретных профессиональных задач, является той объективной основой, в отрыве от которой всякое планирование становится исключительно формальным актом, теряющим педагогическую ценность и смысл вообще.

Планирование процесса физического воспитания в средней общеобразовательной школе имеет свою специфику. Она обусловлена целым рядом факторов.

Во-первых, недостаточной степенью определенности стратегической ориентации предмета "физическая культура" на официальном уровне, приведшей к появлению большого количества альтернативных программ и авторских подходов к осуществлению физического воспитания школьников. Последнее можно оценивать по-разному: с одной стороны, как достижение перестроечного периода, а с другой, как слабость научного обоснования содержания предмета. Данное обстоятельство привело к тому, что выбор программы обучения учащихся полностью перекладывается на плечи учителя физической культуры, предъявляя к нему тем самым повышенные квалификационные требования. Чтобы сделать правильный выбор в пользу той или иной программы он должен иметь ясное представление о достоинствах и недостатках каждой из них, о государственных приоритетах в области физического воспитания детей и молодежи, о современных тенденциях совершенствования физкультурного образования. В противном случае результативность работы может оказаться ниже, чем при строгой унификации программ предшествующего периода. Поэтому в настоящих условиях отказ учителя от работы по комплексной программе физического воспитания учащихся должен всесторонне обосновываться и в обязательном порядке, неформально, согласовываться с соответствующими управленческими инстанциями.

Во-вторых, отсутствием учебников по предмету. Ситуация в целом уникальная. Это единственный в школе предмет, не обеспеченный учебниками. Введение пакета альтернативных программ еще больше усугубило положение. По существу под реализацию каждой узаконенной программы необходим соответствующий учебник. Поскольку данная проблема не решена - школьный урок физической культуры должен компенсировать этот недостаток за счет усиления своей образовательной направленности.

В-третьих, особенностями регламентации учебного труда и процесса физического воспитания школьников: большое количество каникулярных дней в году /около четырех месяцев/ и всего два урока физической культуры в неделю /за редким исключением/. Чтобы обеспечить преемственность между тренировочными эффектами, необходимо предусматривать разработку системы стимулирования физкультурно-спортивной активности учащихся. Ее следует считать неотъемлемой частью любого документа планирования.

В-четвертых, на уроках физической культуры, как правило, присутствуют дети, сильно отличающиеся друг от друга по уровню физической, технической подготовленности и состоянию здоровья, что создает необходимость закладывать в документы планирования многовариантную дифференциацию параметров физических нагрузок, учитывать принадлежность учащихся к той или иной медицинской группе.

В-пятых, содержание школьного урока физической культуры регламентировано целым рядом инструктивно-методических требований, положений и приказов МО РФ. Помимо формирования жизненно необходимых двигательных умений и навыков, воспитания двигательных способностей учитель обязан придавать занятиям нравственную направленность, вооружать учащихся знаниями в области физической культуры и спорта, обеспечивать реализацию межпредметных связей /с такими образовательными областями, как естествознание, обществознание, математика, искусство, филология, технология/, пропагандировать здоровый образ жизни, обеспечивать безопасность занятий, содействовать оптимизации умственной работоспособности. Эти и целый ряд других задач, решаемых учителем, делают процесс планирования физического воспитания делом архисложным, требующим глубоких профессиональных знаний.

И еще предварительно хочется обратить внимание на одно очень важное обстоятельство. Несмотря на высокую значимость планировочных умений для успешной профессиональной деятельности и сложность их формирования, в период обучения в вузе этому компоненту педагогического мастерства уделяется совершенно недостаточное внимание. Связано это прежде всего со слабой изученностью механизма формирования проектировочных умений. Отсюда - отсутствие единых требований к разработке документов планирования на разных кафедрах, необоснованно малый объем учебных часов, выделяемых на составление документов планирования, низкое качество контроля за приобретением этих умений по курсам обучения.

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что поиск эффективных подходов к планированию физического воспитания школьников и создание соответствующих технологий связаны с преодолением ряда объективных и субъективных трудностей. Накопление опыта в этой области - одно из важных условий повышения качества подготовки учительских кадров.
1.2. Математические расчеты как инструмент разрушения стереотипов мышления о назначении школьных уроков физической культуры
Литературные материалы и опыт преподавания показывают, что ключевым пунктом в решении проблемы планирования является вопрос о назначении и содержании школьного урока физической культуры. Надо отметить, что вопрос этот в общем-то дискуссионный. Среди теоретиков чаще всего обнаруживаются две позиции. Первая - урок физической культуры должен выполнять прежде всего биологическую, компенсаторную функцию в следствии дефицита двигательной активности современных школьников и выступать в качестве фактора физического развития и оптимизации умственной работоспособности учащихся. Вторая позиция заключается в отстаивании доминирующей роли общеобразовательной направленности урока. При этом последние, принимая аргументацию первых, в своих практических шагах чаще всего идут на оправданный компромисс: пытаются совместить обе установки. В частности, А.П.Матвеев /20/ для наиболее полной реализации образовательной направленности в своей программе физического воспитания учащихся предусматривает третий урок физической культуры.

У практиков ситуация более однозначная. В сознании большинства

по-прежнему господствует представление о том, что основное назначение школьного урока заключается в обучении учащихся технике физических упражнений и воспитании двигательных способностей.

Такое представление о направленности школьных уроков у учителей физической культуры объясняется рядом причин:

I/ личным опытом спортивных тренировок, для которых характерны специализированные физическая и техническая подготовки, обуславливающие уровень тренированности;

2/ опытом прохождения учебной практики по специализации в период вузовского обучения, когда на занятиях в первую очередь опять-таки решались задачи физического развития и технической подготовки;

3/ установками учителей физической культуры и методистов во время первой в вузе педагогической практики в школе, когда запечатлевались и усваивались образцы педагогической деятельности /порочный круг/;

4/ используемыми критериями оценки эффективности работы учителей физической культуры /спортивные достижения школьников, их физическая и техническая подготовленность/.

Есть, безусловно, и другие причины превращения уроков в подобие тренировочных занятий, в частности, трудоемкость подготовки и проведения уроков с образовательной направленностью, требующих от учителей глубоких теоретических знаний и лекторских способностей. Но главная причина все же коренится в стереотипах мышления специалистов относительно назначения школьных уроков физической культуры. Не разрушив их, нельзя решить и проблему рационального построения учебного процесса в целом. Содержание урока является отправной точкой для конструирования системы уроков.

Опыт работы показывает, что смена стереотипов в сознании специалистов дело необычайно сложное. Для переориентации недостаточно сослаться на конкретный официальный документ. Нужны основания иного рода, позволяющие лично убедиться в несостоятельности сложившихся на практике подходов. Но как это сделать? Для этого нужен был решающий аргумент. И он был найден, им оказался математический анализ учебных программ по физическому воспитанию и временных возможностей школьных уроков физической культуры /6/.

В качестве образцов для обработки были использованы комплексные программы физического воспитания учащихся 1-Х1 классов общеобразовательной школы 1987 и 1996 годов издания. Наиболее удачной для учебных целей оказалась комплексная программа 1987 года, позволяющая провести точные математические расчеты, что всегда важно, когда решается вопрос о корректировке уже устоявшейся точки зрения.

Главное, что предстояло сделать - предоставить возможность обучающимся самостоятельно просчитать реальные временные возможности для выполнения государственного заказа /программы физического воспитания/. Логика и последовательность расчетов были следующими.

Вначале предлагалось детально ознакомиться с программой. Особое внимание рекомендовалось уделить объяснительной записке и содержанию материала в выпускных классах /IX, XI/. После этого следовала серия контрольных вопросов для оценки степени понимания обучающимися замысла программы и сложности стоящих перед учителем задач.

Вторым шагом на пути к цели являлось установление общего числа уроков /учебных часов/, на которые реально мог рассчитывать учитель при реализации программного материала. При типичных двухразовых занятиях в неделю и 11-летний срок обучения эта цифра составляла 748 уроков /по 68 уроков в год/.

Третьим шагом в расчетах было определение количества образовательных задач, содержащихся в программе. При подсчете образовательных задач рекомендовалось ориентироваться на базовые разделы школьной программы и на примечания, сделанные в объяснительной записке относительно порядка взаимозаменяемости материала. В случае его дифференцирования по половому признаку учитывался только образовательный материал, предназначенный или мальчикам /юношам/, или девочкам /девушкам/. Проведенные расчеты показали, что в программе содержится около 450 образовательных задач теоретического, методического и технического характера /по основам знаний, гимнастике, лыжной подготовке, легкой атлетике, спортивным и подвижным играм/. Это помимо задач, которые учитель ежегодно ставит в целях закрепления и совершенствования пройденного материала. Поэтому при неформальной работе образовательных задач в документах планирования будет больше.

Четвертый шаг в расчетах - установление средних затрат времени на решение одной образовательной задачи. Для удобства и точности вычислений был осуществлен перевод учебных часов в астрономические. Учитывая тот факт, что продолжительность школьных уроков на одних территориях составляет 40 минут, а на других 45, расчеты проводились по двум вариантам. Выяснилось, что в первом случае /при 40-минутном уроке/ на преподавание предмета "физическая культура" уходит 498 часов, во втором - 561. Так попутно было установлено - при переходе от 45-минутного урока к 40-минутному за II лет обучения учитель теряет 63 астрономических часа /то есть 94 40-минутных урока/, что приравнивается к потере почти полутора годов физического воспитания учащихся. Отсюда понятно, насколько бережно надо относиться к каждой минуте на уроке.

Логика дальнейших расчетов была такова. Поскольку основные задачи урока решаются главным образом в основной части /при 40-минутном уроке на нее приходится около 25 минут/, то в реальности на освоение программного материала отводится не 498 часов, а всего около 310. Остальные /в данном случае 188/ уходят на проведение вспомогательных частей уроков. Последняя цифра достаточно внушительна. Если эти часы перевести в 40-минутные уроки, то получится около 280 уроков физической культуры. То есть четыре года занятий из II лет обучения в школе тратится на проведение подготовительных и заключительных частей уроков. Следовательно, отношение к их проведению должно быть глубоко профессиональным.

Но не все и 310 часов учитель может расходовать на решение образовательных задач. Ведь наряду с ними ему приходится решать и задачи физического развития. Эти часы на практике приблизительно делятся пополам. Значит, на решение каждой группы задач приходится примерно по 155 часов. Нетрудно подсчитать, сколько времени в среднем может быть потрачено на решение одной образовательной задачи. Для этого 155 часов нужно разделить на 450 задач - получится около 20 минут. Это, конечно, при условии, что все образовательные задачи воспринимаются учителем как равноценные. Часть задач, безусловно, может решаться и во вспомогательных частях уроков, но при этом, как правило, происходит увеличение затрат времени на их проведение, мало меняя расчетный показатель.

Не лучше дело обстоит и с воспитанием двигательных способностей. Разделив 155 часов на 5 основных двигательных качеств, обучающиеся обнаруживают, что на воспитание каждого из них в год учитель может потратить около 3 часов. Комментарии, как говорится, излишни.

Проведенные таким образом расчеты показывают, что на уроках бессмысленно делать ставку на физическую подготовку и приобретение технического мастерства. В этом отношении возможности школьного урока физической культуры предельно ограничены. Вот почему, когда начинают сравнивать в конце учебного года результаты работы учителей физической культуры высшей категории и учителей, не имеющих категорий, то не видят разницы между ними. А она должна быть в силу разного квалификационного статуса. Из этого следует, что учителя высших категорий работают по той же схеме, что и остальные .

Опыт работы на курсах повышения квалификации свидетельствует, что несмотря на очевидность сделанных выводов не все учителя физической культуры с ними сразу соглашаются. Объясняется это тем, что большинство из них никогда не решают всех образовательных задач, предусмотренных программой. Причин тому множество. Но допустим, часть из них идет сознательно по пути сокращения образовательного материала, чтобы снять остроту проблемы и увеличить таким образом затраты времени на физическую и техническую подготовку учащихся. И действительно, анализ программы показал, что при ориентации на требования выпускных классов количество образовательных задач можно существенно сократить. Например, в разделе гимнастики можно было бы оставить примерно 13 образовательных задач, в легкой атлетике - б, в лыжной подготовке - 7, в спортивных играх /баскетбол, волейбол/ - 16. Однако и такое сокращение образовательного материала, наряду с переходом на исключительно целостный способ обучения двигательным действиям, коренным образом ситуацию не меняют. Времени на уроках для обеспечения должной физической и технической подготовки явно не хватает. Причем в приведенных ранее расчетах не учитывались затраты времени на решение организационных и воспитательных задач, а они порой бывают весьма существенными.

Как показывает анализ, не меняет ситуацию и введение третьего урока физической культуры. Хотя, безусловно, это существенный шаг вперед по сравнению с предшествующим этапом развития школьной физической культуры. Важно правильно распорядиться предоставляемой возможностью.
1.3. Временные возможности внеурочных форм физического

воспитания школьников
Уточнению представлений о назначении и содержании школьных уроков физической культуры способствует и оценка временных возможностей внеурочных форм физического воспитания школьников. С этой целью были исследованы все, предусмотренные программой формы работы с учащимися.

Вначале определялся резерв времени, который может иметь учитель при систематическом проведении физкультурных мероприятий в режиме учебного дня. Расчеты показали - при 5-минутной продолжительности вводной гимнастики дополнительно за II лет обучения прибавляется примерно 150 часов занятий физическими упражнениями, что эквивалентно по времени 225 40-минутным урокам физической культуры. При ежедневном неоднократном проведении физкультурных минуток объем занятий физическими упражнениями может достигать за все годы обучения в школе 200 часов /условно 300 40-минутных уроков/. Еще большие возможности для реализации программных задач физического воспитания учащихся открываются при проведении больших оздоровительных перемен. Как известно, их продолжительность может находиться в достаточно широком диапазоне - от 25 до 60 минут /в зависимости от количества учащихся в школе, наличия рекреационных помещений, материально-технической базы, месторасположения школы/. Если ориентироваться на 30-минутную продолжительность каждой, то при ежедневном их проведении за весь период обучения объем дополнительных занятий физическими упражнениями может составить приблизительно 935 часов /условно около 1400 40-минутных уроков/. Следовательно, в общей сложности проведение физкультурных мероприятий в режиме учебного дня дает учителю дополнительно примерно 1285 часов /условно 1927 40-минутных уроков/. Это больше, чем при пятиразовых уроках физической культуры в неделю. Поэтому отказываться от их проведения неразумно. Мероприятия в режиме учебного дня могут решать целый комплекс педагогических задач.

К мероприятиям в режиме учебного дня можно отнести и спортивный час в группах продленного дня. Объем занятий физическими упражнениями в этих группах, как показывают расчеты, составляет около 170 часов в год. И хотя в них числится и небольшое количество учащихся, но это, как правило, дети, требующие особого к себе внимания. Поэтому проведение физкультурно-спортивных мероприятий с этим контингентом должно осуществляться под пристальным вниманием учителя физической культуры.

Еще больший потенциал содержится в секционной работе - от 68 до 300 часов в год /в зависимости от возраста детей и уровня их подготовленности/.

Существенный резерв часов может быть получен и от проведения общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий. Если в школе ежемесячно организовывать Дни здоровья и спорта, то можно еще дополнительно иметь около 16 часов в год на занятия физическими упражнениями /при двухчасовой их продолжительности/, что равно 264 урокам физической культуры за период обучения в средней школе.

Немало дополнительных часов дает и регулярное проведение внутришколъных соревнований. При рекомендательной норме 8-10 соревнований в год и примерно при часовой продолжительности каждого из них за II лет обучения объем соревновательной практики может доходить до 100 часов.

Но и это еще не все. Огромный резерв времени содержится в физкультурно-спортивных мероприятиях внешкольного характера.

Сюда в первую очередь следует отнести выполнение утренней зарядки. При каждодневном ее проведении в течение 10 минут за календарный год объем занятий физическими упражнениями может составлять 60 часов /660 часов за II лет обучения или 990 40-минутных урока/.

Сюда же следует включить и выполнение домашних заданий по физической культуре. Пятиразовые самостоятельные занятия по заданию учителя средней продолжительностью 25 минут в день дополнительно дают около 70 часов в год или 1155 40-минутных урока за весь период обучения.

Но самый большой объем часов дают занятия спортом в ДЮСШ и ДЮКШ - до 300 и более часов в год, в зависимости от спортивной квалификации школьника.

Таким образом, проведенные расчеты показывают, что внеурочные формы физического воспитания школьников в часовом выражении многократно превосходят урочные. Следовательно, задача учителя так спланировать и организовать учебный процесс, чтобы обеспечить функционирование всех внеурочных форм физического воспитания и вовлечь в них максимальное число учащихся.
1.4. Заключение
Из вышеизложенного следует, что планирование процесса физического воспитания учащихся средней общеобразовательной школы имеет ярко выраженную специфику. Ее осознание - первый шаг на пути к полноценной проектировочной деятельности специалиста. Чем точнее изначально представляются все детали учебного процесса, тем тщательнее и рациональнее они могут быть упорядочены.

Как следует из математических расчетов, добиться решения программных задач, опираясь только на урочные формы невозможно. Единственно приемлемый для учителя путь - путь интеграции урочных и внеурочных форм работы. На что, собственно, и нацеливает сама комплексная программа физического воспитания школьников, которая своим названием и структурой предопределяет данный подход. Однако на практике его осуществление связано с большими трудностями. В настоящее время в редких школах в полном объеме проводятся физкультурные мероприятия в режиме учебного дня /в основном физкультурные минутки в начальных классах/, практически упразднены ежемесячные Дни здоровья, низок процент учащихся, вовлеченных в секционную работу, отсутствует стройная система соревновательной практики. По сути дела внеурочные формы работы свернуты. И это несмотря на то, что в школах для организации физкультурно-спортивных мероприятий в режиме учебного и внеучебного времени специально введена должность инструктора по физической культуре. Причин тому немало, но одна из них коренится в недооценке роли внеурочных форм, а иногда и их прямом противопоставлении урочным.

Как показывает изучение документальных материалов, планирование урочной и внеурочной работы осуществляется в отрыве друг от друга /если вообще осуществляется/. Такая традиция закладывается в период вузовского обучения будущих специалистов. Во время аудиторных занятий, педагогической практики студенты не получают опыта использования всех форм физического воспитания для достижения педагогической цели. Устранение этого пробела не только повысит эффективность планировочной деятельности, но и позволит по-новому взглянуть на возможности школьной физической культуры, изменить профессиональное мышление специалистов, поднять их квалификационный статус.

Второй важный вывод касается содержания школьного урока физической культуры. Во всех учебниках и пособиях указывается, что урок является основной формой физического воспитания учащихся. Однако аргументация в пользу этого положения носит формальный характер /обязательность посещения, наличие квалифицированного специалиста, программы обучения/. Этого недостаточно, чтобы правильно расставить акценты в уроке. Но даже тогда, когда в инструктивно-методических письмах Министерства образования прямо указывается инструктивная функция урока по отношению к другим формам физического воспитания, непонятно каким должно быть соотношение содержательных элементов в уроке, чему больше внимания должен уделять учитель.

Приведенные расчеты показывают, что бессмысленно тратить время на уроках только на обучение движениям и воспитание двигательных способностей. А вот дать детям знания, вооружить их необходимыми методическими умениями по использованию средств физической культуры в целях саморазвития, а также проконтролировать и оценить успехи в освоении программного материала, указать пути физического самосовершенствования вполне по силам. Это поставит урок физической культуры в один ряд с другими общеобразовательными предметами. То есть необходимо сместить, как указывает А.П.Матвеев /7/, установку с примата физического совершенствования ребенка на формирование физической культуры личности. Задачи физического совершенствования, несмотря на введение третьего урока физической культуры, должны решаться преимущественно через внеклассные и внешкольные формы физического воспитания, включая самостоятельные занятия физическими упражнениями. При этом важно не приступить грань, за которой школьный урок физической культуры окажется неинтересным ребенку. Актуальным в связи с этим является создание ориентировочных моделей школьных уроков физической культуры, позволяющих облегчить планировочную деятельность учителя.

Подводя итог, отметим, что годовое планирование может быть эффективным только при комплексном подходе к построению процесса физического воспитания школьников, когда учитель реально может оценить возможности всех форм работы и обеспечить их тесную интеграцию. Участие обучающихся в математических расчетах является одним из наиболее продуктивных способов перестройки мышления и выхода на требуемый технологический уровень планировочной деятельности.

^ ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ И ОБУЧЕНИЯ
2.1. Сбор конкретно-предпосылочных данных
Определившись со стратегией в работе, приступаем к сбору конкретно-предпосылочных данных.

Вначале рекомендуется оценить исходный уровень подготовленности учащихся и их физическое состояние. Делать это необходимо в конце учебного года и только в крайнем случае - в начале нового /при небольшой учебной нагрузке/.

В соответствии с установившимися требованиями оценка физической подготовленности школьников должна осуществляться по тестам федерального стандарта. Для определения скоростных способностей используется бег на 30 м, координационных - челночный бег 3x10 м, скоростно-силовых - прыжок в длину с места, выносливости - 6-минутный бег, гибкости - наклон вперед из положения сидя, силы – подтягивание на высокой /мальчики, юноши/ и низкой перекладине /девочки, девушки/. В некоторых случаях с этой целью могут применяться и другие контрольные упражнения, в частности, входящие в комплекс "Президентские испытания" /отжимание в упоре, поднимание туловища за I минуту, вис на согнутых руках под утлом 90 градусов, бег на 1000 м/. Основное требование при проведении таких исследований - стандартизация условий тестирования и создание мотивации на достижение у подвергающихся испытаниям.

Оценка технической подготовленности учащихся осуществляется преимущественно по базовым /сквозным/ программным упражнениям. Если выполнение этих упражнений требует высокого уровня развития двигательных способностей /например, лазание по канату без помощи ног, подъем переворотом на перекладине/, то в таком случае оцениваются и физические предпосылки для освоения данных упражнений.

Предварительная оценка знаний школьников проводится либо по всему пройденному за предыдущий год теоретическому материалу, либо только по темам, на основе которых будет излагаться новый материал. Основными критериями при этом являются полнота знаний, умение их применять в конкретных случаях.

Физическое состояние учащихся устанавливается преимущественно по данным врачебно-физкультурного обследования. Могут фиксироваться такие, например, показатели, как частота заболеваний, средняя длительность протекания болезни, процент детей, имеющих те или иные нарушения осанки, реакция организма на функциональные пробы, кистевая и становая динамометрия, рост, вес, жизненная емкость легких. Все зависит от имеющихся возможностей и исследовательских навыков учителя, но количество показателей должно быть достаточным для того, чтобы составить полное представление о физических возможностях детей и в конце учебного года /при заключительном обследовании/ объективно определить эффективность проделанной работы.

Ценную информацию для планирующего учебный процесс могут иметь и данные физкультурного самоконтроля учащихся. В первую очередь они могут быть использованы при установлении параметров физических нагрузок.

К числу важных исходных показателей, подлежащих учету, следует отнести и данные о степени приобщенности учащихся к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, о включенности детей в организованные формы занятий, соревновательную практику, о мотивах занятий физической культурой и спортом и степени удовлетворенности ими, о бюджете свободного времени учащихся, параметрах двигательной активности. Полезна всякая индивидуализированная информация, особенно в старших классах, когда объем умственной нагрузки достигает своих максимальных значений.

Кроме сбора данных о контингенте школьников необходимо учесть материально-технические возможности школы, особенности региона и климатической зоны, поскольку они во многом предопределяют содержание учебного процесса, в частности, выбор видов подготовки.

Все вышеперечисленные показатели и условия должны рассматриваться во взаимосвязи, через призму избранного стратегического направления в работе. Факторы, в наибольшей степени мешающие реализации замысла, следует устранить до начала учебного года. В таких случаях целесообразной может оказаться разработка конкретного плана мероприятий по их устранению.

На стадии сбора конкретно-предпосылочных данных должен решаться и вопрос об основных критериях и показателях качества работы учителя в предстоящем году.
2.2. Форма годового плана и рекомендации по его составлению
Изучение вузовских учебников и учебных пособий /5, 8, 10, II, 12, 13, 14, 15, 16/ показало, что существуют самые разные формы годовых планов. Но чаще всего они имеют вид плана-графика, в котором программный материал распределяется по четвертям учебного года. На наш взгляд, такая форма плана мало пригодна и особенно на этапе подготовки специалистов, поскольку не дает целостного осмысления содержания процесса физического воспитания в годичном цикле. Подробная разработка четвертных планов ситуацию особенно не спасает. Во-первых, они не всегда готовятся до начала учебного года. Во-вторых, часто детализации и конкретизации подлежат только задачи обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств. В-третьих, в них, как правило, планируется только урочный материал. Примером последнего являются разработки И.И.Должикова /16/, представленные в учебном пособии для учителей физической культуры.

Для школьной практики, с небольшим числом уроков в учебном

году, вряд ли совсем целесообразна разработка четвертных планов. Более рациональным является составление поурочных годовых разработок. Такой вариант планирования известен давно /9, 12/. Однако на практике он используется редко и также предусматривает проектирование только урочного материала. Другие формы физического воспитания в годовые планы не включаются. И лишь в редких случаях можно обнаружить указания общего характера по выполнению домашних заданий.

Предлагаемая ниже форма годового плана /с.19/ органично вытекает из сделанноего ранее обоснования. Она позволяет обеспечить и наглядно представить взаимосвязь всех видов и форм педагогической деятельности и физкультурно-спортивной активности школьников, предусмотренных комплексной программой.

Составление такого плана лишь на первый взгляд кажется проблематичным. Но в действительности трудоемкость его разработки не столь высока. А если предположить, что учителю все же приходится составлять отдельно годовой план-график, четвертные планы, заниматься планированием внеурочной работы, то можно, напротив, получить выигрыш во времени.

Подготовка плана начинается с написания текстовой преамбулы. В ней фиксируются конкретно-предпосылочные данные, характеризующие контингент занимающихся и условия работы, исходные показатели лучше всего выражать в виде графиков, диаграмм, таблиц, рисунков. С учетом этих данных формулируется цель и задачи физического воспитания в предстоящем году. Объем текстовой преамбулы зависит от многих факторов. В отдельных случаях при выполнении экспериментальных работ в области годового планирования он может достигать внушительных размеров, поскольку чем детальнее описаны фоновые показатели, тем легче
Комплексный годовой план физического воспитания учащихся

__________классов




Задачи и формы физического воспитания, контроль за их реализацией
^

Распределение во времени


1

четверть

2

четверть

3

четверть

4

четверть
^

Недели, уроки


1 9

1 2…17 18

10 16

19 20… 31 32


17 26

33 34… 51 52


27 34

53 54…67 68

I. Задачи физического воспитания:

1.1. Образовательные:

1.2. Воспитательные:

1.3. Физического развития:













П. Домашние задания:

2.1. Образовательного характера

2.2. Направленные на физическое развитие













III. Мероприятия в режиме учебного дня:

3.1. Вводная гимнастика

3.2. Физкультминутки

3.3. Подвижные перемены













IV. Общешкольные мероприятия:

4.1. Дни здоровья

4.2. Спортивные соревнования













V. Оценка теоретических знаний, методических умений, техники упражнений













VI. Прием контрольных нормативов:













VII.Экспресс-тестирование:












  1   2   3   4

Похожие:

Литература Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры, М: ФиС, 199I iconТеория и методика физической культуры общие основы теории
Мзз теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты...
Литература Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры, М: ФиС, 199I iconВопросы к экзамену по дисциплине «Теория и методика физического воспитания»
Теория и методика физической культуры как научная дисциплина. Цель и предмет теории и методики физической культуры
Литература Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры, М: ФиС, 199I iconВлияние средств физической культуры на подготовленность к социальной...
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Литература Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры, М: ФиС, 199I iconКурсовая работа По предмету «Тимофк» На Тему «Теория и методика физического...
Как учебная дисциплина теория и методика физического воспитания способствует подготовке квалифицированных специалистов в области...
Литература Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры, М: ФиС, 199I iconУказания к выполнению практического задания по дисциплине: «Правовые...
Модуль Тема №5 Социально-правовое положение специалистов сферы физической культуры и спорта. Контрактирование в сфере физической...
Литература Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры, М: ФиС, 199I iconМетодика увеличения силы удара
Малиновский св доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры РФ
Литература Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры, М: ФиС, 199I iconМетодические указания и тематика контрольных работ по предмету теория...
Целью выполнения контрольной работы является повышение уровня специальной теоретико-методической подготовленности студентов по теории...
Литература Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры, М: ФиС, 199I iconМетодические рекомендации по подготовке и написанию реферата >12
Теория и методика обучения физической культуре: учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности
Литература Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры, М: ФиС, 199I iconВопросы к курсовому экзамену для студентов по дисциплине
Общие и специфические функции физической культуры. Разновидности физической культуры
Литература Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры, М: ФиС, 199I iconСписок вопросов к зачету по дисциплине
Психологическая характеристика физической культуры: понятие «Психологии физической культуры», история изучения, объект, предмет,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница