Физическая культура часть общечеловеческой культуры


Скачать 65.25 Kb.
НазваниеФизическая культура часть общечеловеческой культуры
Дата публикации08.06.2013
Размер65.25 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Культура > Документы

Тема 1. вопрос №0


Физическая культура - часть общечеловеческой культуры

Физическая культура — органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.

В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.

Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение. Ко вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности, и др. В развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные выступления и др.).

Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

Итак, физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры.
^

Тема 1. Вопрос 1


Цель и задачи физического воспитания

Физическое воспитание - педагогически организованный процесс развития физических качеств, обучения двигательным действиям и формирования специальных знаний.

Целью физического воспитания является воспитание физически совершенных людей, всесторонне физически подготовленных к творческому труду и защите Родины.

В процессе физического воспитания решаются следующие задачи:

  1. оздоровительные (укрепление здоровья, совершенствование телосложения, достижение и поддержание высокой работоспособности);

  2. образовательные (формирование и доведение до необходимого совершенства прикладных и спортивных умений и навыков, приобретение специальных знаний);

  3. воспитательные (формирование моральных и волевых качеств, содействие трудовому и эстетическому воспитанию).

Физическое воспитание включено в систему образования и воспитания, начиная с дошкольных учреждений.
^

Тема 1. Вопрос 2


Показатели состояния физической культуры в обществе

Показателями состояния физической культуры в обществе являются:

  1. массовость;

  2. степень использования средств физической культуры в сфере образования и воспитания;

  3. уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей;

  4. уровень спортивных достижений;

  5. наличие и уровень квалификации профессиональных и общественных физкультурных кадров;

  6. пропаганда физической культуры и спорта;

  7. степень и характер использования СМИ в сфере задач, стоящих перед физической культурой;

  8. состояние науки и наличие развитой системы физического воспитания.


^

Тема 1. Вопрос 3


Компоненты физической культуры

  1. спорт — часть физической культуры, основанная на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней.

  2. физическое воспитание - педагогически организованный процесс развития физических качеств, обучения двигательным действиям и формирования специальных знаний.

  3. физическое развитие - процесс изменения естественных морфо-функциональных свойств организма в течение индивидуальной жизни.

  4. профессионально-прикладная физическая культура создает предпосылки для успешного овладения той или иной профессии. Содержание и состав средств ППФК определяется особенностями трудового процесса.

  5. оздоровительно-реабилитационная физическая культура связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и др. причин. Ее разновидностью является лечебная физическая культура.

  6. фоновые виды физической культуры. К ним относят гигиеническую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками) и реактивную физическую культуру, средства которой используется в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения).

В качестве физической культуры используются:

  • физические упражнения;

  • естественные силы природы (солнце, воздух, вода);

  • гигиенические факторы (личная гигиена, распорядок дня, режим питания и т.д.)


^

Тема 1. вопрос 4


Ценностные ориентации и отношение студентов к физкультуре и спорту.

Под ценностями понимаются предметы, явления и их свойства, необходимые обществу и личности в качестве средств удовлетворения потребностей. Они формулируются в процессе усвоения личностью социального опыта и отражаются в ее целях, убеждениях, идеалах, интересах. В них отражены представления студентов о желаемом. В формировании определенных ценностей, способных удовлетворить потребности студентов, проявляется единство физического, психического и социального развития личности. В сфере физической культуры ценности по качественному критерию могут быть представлены как:

  1. материальные к ним относятся условия занятий (спортзалы спортивное оборудование), качество спортивной экипировки, льготы со стороны общества;

  2. физические (здоровье, телосложение, двигательные умения и навыки, физические качества, физическая подготовленность);

  3. социально-психологические (отдых, развлечение, удовольствие, трудолюбие, навыки поведения в коллективе; чувства долга, чести, совести, благородства; средства воспитания и социализации, рекорды, победы, традиции); ''

  4. психические (эмоциональные переживания, черты характера, свойства и качества личности, творческие задатки);

  5. культурные (познание, самоутверждение, самоуважение, чувство собственного достоинства, эстетические и нравственные качества, общение, авторитет).


^

Тема 1. вопрос 5


Основы организации физического воспитания в вузе

В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования физическая культура с 1994 г. объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного образовательного цикла.

Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности. Учебный материал дисциплины «Физическая культура» включает в себя следующие разделы программы:

  • теоретический, формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре;

  • практический, содействующий приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самостоятельности в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей личности;

  • контрольный, определяющий дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов.

На основе государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в учебных планах вузов всем направлениям и специальностям высшего профессионального образования предусмотрено выделение 408 часов на дисциплину «Физическая культура» в обязательном курсе, на весь период обучения с проведением итоговой аттестации.

У студента, завершившего обучение по дисциплине «Физическая культура», должна быть установка на здоровый образ жизни, физическое совершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.

Для проведения практических занятий студенты распределяются в учебные отделения: основное, специальное, спортивное. В основное отделение зачисляются те, кто отнесен в основную и- подготовительную группы. В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные к специальной медицинской группе, с учетом уровня их функционального состояния. В спортивное отделение, состоящее из учебных групп по видам спорта, зачисляют студентов основной медицинской группы, показавших хорошую общую физическую и спортивную подготовленность и проявивших желание углубленно заниматься одним из видов спорта, организованных в вузе. Студенты, освобожденные от практических занятий по состоянию здоровья, зачисляются в специальное учебное отделение для освоения доступных разделов программы. Освобождённые от практических занятий студенты сдают зачёты по теоретическому курсу.

Похожие:

Физическая культура часть общечеловеческой культуры iconРабочая программа по дисциплине Физическая культура
Физическая культура” студентов вузов является формирование личности и способности направленного использования разнообразных средств...
Физическая культура часть общечеловеческой культуры iconСпециальность 032101- физическая культура и спорт
Гимнастика: Программа курса (для специальности 032101- физическая культура и спорт). – Ставрополь: Изд-во сгу, 2009. – 30с
Физическая культура часть общечеловеческой культуры icon1. Физическая культура и спорт, как социальные феномены. Цель и задачи физической культуры
Пересилите и охарактеризуйте и охарактеризуйте основные компоненты физической культуры
Физическая культура часть общечеловеческой культуры iconКультура как феномен. Современное понимание сущности культуры. Множественность...
Морфология культуры. Структура понятия культура. Взаимосвязь внутриструктурных элементов. Культура и цивилизация
Физическая культура часть общечеловеческой культуры icon1. Физическая культура это: а частъ общей культуры, включающая физическое...
Физическая культура это: а частъ общей культуры, включающая физическое воспитание, спорт, туризм, искусство и лечебную физическую...
Физическая культура часть общечеловеческой культуры iconПлан Понятие и содержание культуры. Функции культуры. Культура как система. Типология культуры
...
Физическая культура часть общечеловеческой культуры iconТестовые задания разработаны на основе вопросов государственных аттестационных...
Тестовые задания разработаны на основе вопросов государственных аттестационных экзаменов по физической культуре, опубликованных в...
Физическая культура часть общечеловеческой культуры iconФизическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья
«Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (Адаптивная физическая культура)
Физическая культура часть общечеловеческой культуры iconРеферат на тему: советская культура и современная россия
Культура России всего ХХ в неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Этот период является одним из наиболее сложных для...
Физическая культура часть общечеловеческой культуры iconМногообразие подходов к пониманию культуры
Семантическое наполнение термина «культура» в разные эпохи было разным, поскольку значение этого термина производно от типа культуры:...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница