Тезисы лекции


Скачать 192.79 Kb.
НазваниеТезисы лекции
Дата публикации14.03.2013
Размер192.79 Kb.
ТипТезисы
userdocs.ru > Культура > Тезисы


С.Д.АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ

ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ

logo2.jpg

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА

КАФЕДРА ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА, ФИЛОСОФИИ, ПОЛИТОЛОГИИ, СОЦИОЛОГИИ



1.3. Лекционный комплекс
КУРС: 2
ДИСЦИПЛИНА: СОЦИОЛОГИЯ
СОСТАВИТЕЛИ: кандидат социологических наук, доцент Нагайбаева З.А.

Алматы, 2012 г.

Обсуждены на заседании кафедры

Протокол №____ от «____»______2012_г.

Утверждены зав.каф., к.филос.н., доц. ________________ Бисембаевой З.У

Тема № 1. Социология в системе социально-гуманитарных наук.
Цель: усвоение студентами информации:

  • Основные понятия и структура курса.

  • Роль социологии в системе социального знания.

  • Специфика социологического подхода.


План лекции:

  1. Объект и предмет социологии.

  2. Взаимосвязь социологии с другими науками.

  3. Структура и функции социологии.


Тезисы лекции: Социология – важная учебная дисциплина в системе социально-гуманитарного образования. Ее объектом является человеческое общество, его структура, поведение людей в больших и малых социальных группах. Предметом социологии выступают социальные закономерности человеческих взаимоотношений. Термин «социология» – производное от двух слов: латинского слова societas – общество и греческого logos – слово, понятие, учение.

Социология развивается не изолированно, а в постоянной взаимосвязи с другими общественными науками: социальной философией, историей, экономической наукой и др.

Как наука – социология имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру. В зависимости от уровня знания проводится «деление» социологии на теоретическую и прикладную, макро- и микросоциологию.

Социологическое знание включает в себя теории различного уровня обобщения. Это: общие социологические теории, претендующие на описание и объяснение жизни общества в целом и специальные социологические теории или теории среднего уровня. Все специальные социологические теории (теории среднего уровня) можно условно подразделить на три группы: 1) теории социальных институтов, изучающие сложные социальные зависимости и отношения (социология семьи, социология образования, социология науки, социология религии, социология искусства, социология армии, социология политики, социология труда и т.д.); 2) теории социальных общностей, рассматривающие структурные единицы общества от малой группы до социального класса (социология малых групп, социология организаций, социология слоев, страт, классов, социология общностей по территориальному принципу и т.д.); 3) теории специализированных социальных процессов, изучающие социальные изменения и процессы (социология социальных процессов дезорганизации общества – преступности, наркомании, алкоголизма, социология конфликтов, социология мобильности и миграции, социология урбанизации, социология процессов коммуникации, социология общественных движений и т.д.).

Теории, формирующиеся на стыке социологии с другими науками – экономикой, политологией, этнографией, права и др. называются отраслевыми.

Методология социологии. Законы и категории социологии.

Как общественная наука социология выполняет теоретико-познавательную, организационно-техническую, управленческую и прогностическую функции.

Иллюстративный материал: наглядные таблицы, схемы, слайды.

Литература:

1 Волков Ю.Г. Социология, Ростов-на-Дону, 2008.

2. Габдуллина К.Г. Раисов Е.Р. Социология, Алматы, 2008.

3. Кравченко А.И. Анурин В.Ф. Социология, Питер, 2008.

4. Лавриненко В.Н. Социология, М., 2009.

5. Лапин Н.И. Общая социология, М., 2009.
Контрольные вопросы (обратная связь)

    1. В чем заключается научный статус социологии?

    2. Чем отличается предмет социологии от ее объекта?

    3. Что означает термин «социальное»?

    4. Какова структура социологического знания?

    5. Перечислите функции социологии.



Тема № 2: Основные направления в истории социологии.

Цель: усвоение студентами информации:

  • История возникновения социологии.

  • Основные этапы развития социологии.

  • Специфика различных школ и направлений в социологии.


План лекции:

  1. Основные этапы в становлении социологии.

  2. Классическая социология.

  3. Социология на современном этапе развития.



Тезисы лекции:

.

Критерии выделения основных этапов исторического развития социологической мысли и социологического знания. Содержание каждого этапа : круг исследуемых проблем, ведущие тенденции, развитие отдельных школ и направлений, деятельность выдающихся социологов и др.

Формирование предпосылок социологического знания: представлений об обществе, о социальности, о социальной реальности. Развитие социологической мысли в античную эпоху, период средневековья. Социологическая мысль эпохи Нового времени.

Огюст Конт – родоначальник социологии. Учение О.Конта о трех стадиях развития общества. Социальная статика и социальная динамика.. Г.Спенсер и натуралистическая концепция эволюции. Социологизм Э.Дюркгейма.

Социология ХХ века. Теория цивилизации и их жизненных циклов А. Тойнби. Социологические теории циклических изменений В. Парето. Социологическая теория В.Парето.. Структурный функционализм в социологии (Т. Парсонс и Р.Мертон). Социология М.Вебера и «веберовский ренессанс» в развитии современной социологии.

Новая историческая социология. Конкретные историческиt проблемы и их социологический анализ в работах Р.Мертона, Н.Смелзера и др.

Развитие социологической мысли в России. Институционализация социологической мысли в Казахстане.
Иллюстративный материал: наглядные таблицы, схемы, слайды.
Литература.

  1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

  2. Бачинин В.А., Сандулов Ю.А. История западной социологии. М., 2002.

  3. Гидденс Э.Социология. М. 1999. С. 487-506.

  4. Голосенко И.А. Питирим Сорокин: Судьба и труды. Сыктывкар, 1991. История социологии (19-перв.пол. 20 века). М., 2003.

  5. Биекенов К.У., Садырова М.С., Нагайбаева З.А. Институционализация социологии в Казахстане. КазНУ им. Аль-Фараби, Алматы. 2007.

  6. Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии. Учебное пособие для вузов. М., 1995.

  7. История теоретической социологии. В 4-х т. Т. 1. М.: Канон, 1997.

  8. Классики теоретической социологии XX века: Рабочая тетрадь по истории социологии. М.: ГУ ВШЭ, 2001.


Контрольные вопросы (обратная связь).


  • Из каких идей родилась социология?

  • Раскройте позитивистские концепции О.Конта и Г.Спенсера.

  • Назовите крупнейших социологов Х1Х - первой половины ХХ века.

  • Что означает материалистическое понимание истории?

  • Кто ввел в социологию понятие идеального типа и что оно означает?

  • Какие концепции получили наибольшее распространение в зарубежной социологии второй половины ХХ века? Назовите основные идеи и проблемы политических учений США, Англии и Франции ХХ в.


Тема № 3: Общество как социальная система.
Цель: усвоение студентами информации:

  • Теоретические основы системного подхода.

  • Основные категории системного подхода.

  • Типы социальных систем


План лекции:

  1. Понятие «общество».

  2. Общество с позиций социального детерминизма и функционализма.

  3. Социальная система как структура.

  4. Типы социальных систем.


Тезисы лекции:
Понятие общества – центральная категория социологии.

Системный подход к изучению общества. Системный анализ Т.Парсонса.

Основные функции систем действий: адаптация, целедостижение, интеграция и латентность. Социальная личностная, культурная система и поведенческий организм. Структура социальной системы: ценности, нормы, коллективы и роли. Институционализация как процесс образования устойчивых моделей взаимодействия социальных деятелей.. Подсистемы социальной системы. Методология анализа социальных систем Р.Мертона. Новая стратегия исследования систем: от функций к структурам.

Характеристика социальных структур: культурные цели и средства их достижения. Системы взаимодействия, cоциетальные системы и организации как типы социальных систем.

Иллюстративный материал: наглядные таблицы, схемы, слайды.

Литература.

1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология в вопросах и ответах: Учеб. Пособие. М.,

2007.

2. Комозин А.Н., Кравченко А.Н. Популярная социология. М., 2002.

3. Кравченко А.И. Социология. М., 2007

4. Гидденс Э. Социология. М., 1999.
Контрольные вопросы (обратная связь).


  • Как определяется понятие «общество» представителями различных социологических школ?

  • Почему важна категория «взаимодействие в социологии?

  • Какие черты и качества характеризуют понятие социальной системы?

  • Как различаются понятия «социальная система» и «социетальная система»?




Тема № 4. Социальная структура и социальная стратификация.
Цель: усвоение студентами информации:

  • Понятие социальной структуры общества.

  • Теории социальной структуры.

  • Теории социальной стратификации.


План лекции:


  1. Понятие социальной структуры общества.

  2. Теории социальной структуры П.Сорокина и М.Вебера.

  3. Понятие социальной стратификации общества.

  4. Типология теории социальной стратификации.


Тезисы лекции:
Социальная структура как элемент общества. Социальные группы и процесс их формирования. Теория социальной структуры и социальной мобильности П.Сорокина. Теория социальной структуры М.Вебера.

Понятие социальной стратификации общества.. Теории происхождения неравенства. Типология теории социальной стратификации. Способы анализа социальной стратификации. Основные критерии стратификации в концепциях современных западных социологов (Т.Парсонс, Э.Гидденс и др.). Стратификационная структура современных развитых стран. Разновидности социальной мобильности. Маргинальность и маргинализация. Теория среднего класса.
Иллюстративный материал: наглядные таблицы, схемы, слайды.
Литература. Литература:

  1. Аитов Н.А. Равенство неравных людей. Алматы. Санат. 1998.

  2. Аженов М.С., Бейсенбаев Д.Э. Социальная стратификация в РК. Алматы, 1997.

  3. Гидденс Э. Социология / пер. с англ. – М., 1999. – C. 196 – 232, 266 – 287.

  4. 2. Кравченко А.И. Социология: учебник. – М., 2004. – С. 121 – 182.

  5. 3. Рысь Ю.И., Степанов В.Е. Социология: учеб. пособие. – 2-е изд. – М.,

  6. 2005. – С. 270 – 305, 378 – 395.

  7. 4. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика / пер. с англ. – СПб.,

  8. 2000. – 1054 с.

  9. Общая социология. Под ред. Эфендиева Л.Г. М., 2000. С. 537-566.

  10. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. М., 2001. Гл.7-11

  11. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.


Контрольные вопросы (обратная связь)


  • Раскройте содержание понятий «социальная структура» и «социальная стратификация». В чем состоит сходство и различия?

  • Раскройте содержание понятий «социальный класс», «социальный слой», «социальная группа». Каковы различия между ними и границы применимости?

  • Раскройте роль и значение среднего класса в модернизации общества.

  • Перечислите основные критерии социальной стратификации.


Тема № 5. Социологическая характеристика личности. Девиация и социальный контроль.
Цель: усвоение студентами информации:

  • Специфика социологического подхода к личности.

  • Основные теории и концепции личности.

  • особенности социального контроля и различные формы девиации.


План лекции:


  1. Личность как объект социологического анализа.

  2. Структура личности.

  3. Социализация личности.

  4. Понятие девиантного поведения личности.

  5. Социальный контроль.


Тезисы лекции:

Человек, индивид, личность. Личность как субъект и объект общественных отношений. Социологический аспект исследования личности. Теория «зеркального «Я» Ч.Кули и Д. Мида. Психодинамическая теория личности З.Фрейда. Индивидуальная теория личности А.Адлера.

Структура личности. Теория социальных ролей. Свобода личности. Социальные проблемы развития личности. Социальные качества, интересы и поведение личности. Социологические методы исследования личности.

Понятие социализации личности. Содержание процесса социализации, его главные механизмы. Первичная и вторичная социализация личности. Ресоциализация личности. Роль формальных и неформальных институтов в социализации личности. Объективные и субъективные факторы социализации личности.

Проблемы определения девиантного поведения личности. Биологическое, психологическое, социологическое объяснение девиации. Социальный контроль и деликвентное поведение личности. Социальный контроль и его методы. Особенности девиантного поведения в современном казахстанском обществе.
Иллюстративный материал: наглядные таблицы, схемы, слайды.
Литература.

Общая социология. Под ред. Эфендиева Л.Г. М., 2000. С. 455-503.

  1. Гидденс Э. Социология. С. 54-118

  2. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб., 1999.

  3. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.

  4. Волков Ю., Добреньков В., Нечипуренко В., Попов А. Социология Издание 2-е. М. 2003 http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/volkov/index.php

  5. Гофман И. Представление себе другим в повседневной жизни // Социология. Хрестоматия для вузов. - М.: Академический Проект, 2002. - С. 607 -617.

  6. Кравченко А.И. Учебник. М.: Инфра-М, 2007, Гл.15

  7. Мухаев Р.Т.- Социология: конспект лекций. Учебное пособие для ВУЗов.- М.: Проспект, 2009. – 174 с.

  8. Социология. Учебник для вузов. Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - Гл. 14. - С. 254 - 266.

  9. Фролов С.С. – Общая социология. – М.: Проспект, 2010. - 384 с.


Контрольные вопросы (обратная связь).

  • Как соотносятся между собой понятия «человек», «индивид», «личность»?

  • В чем заключается специфика социологического подхода к определению личности?

  • Что такое социальная структура личности?

  • В чем состоит основное содержание концепции социальных статусов и ролей?

  • В каких терминах описывается в социологии социализация личности?

  • Раскройте понятие девиантного поведения и его форм.

  • Что такое «социальный контроль? Каковы его методы?


Тема № 6. Социология образования.
Цель: усвоение студентами информации:

  • Социология образования как как специальная социологическая теория.

  • Социальная политика в области образования.

  • Концепции образования.

План лекции:


  1. Образование как социальный институт.

  2. Различные концепции образования.


Тезисы лекции:

Система образования как важнейший социальный институт (функции образования в обществе и взаимосвязь с другими институтами, его учреждения как социальные организации).

Требования, предъявляемые изменениями в жизни (НТР и переход к рынку) к человеку и системе образования – приобретение каждым человеком восприимчивости к инновациям.

Различные концепции образования: образование как средство социального контроля; образование как фильтрующее устройство; образование – капиталовложение в будущее; образование как борьба за статус. Этапы процесса образования: дошкольный, начальная школа, среднее, высшее. Массовое и элитарное образование. Государственные и частные учебные заведения. Централизованное и децентрализованное образование. Техническое и гуманитарное образование. Образование и успех. Образование и карьера. Образование и заработок. Изменения в системе образования в Республике Казахстан.
Иллюстративный материал: наглядные таблицы, схемы, слайды
Литература.

Основная:

  1. Аитов Н.А., Биекенов К.У. Социология. – Алматы: Казак университет!, 2002.

  2. Социология образования.//эл.журнал http://www.edit.muh.ru/content/mags_soc.htm

  3. Осипов, В. В. Тумалев. – Ростов: ФЕНИКС, 2005.

  4. Социология образования. Учебное пособие. Отв. Ред. Осипов А.М. - Вели-

кий Новгород. 2004.

  1. Добреньков В. И., Нечаев В. Я. Образование и общество. М.: Изд-во МГУ,



Контрольные вопросы (обратная связь).

  1. Дайте определение понятия «образование». В чем состоит специфика социологического подхода к изучению образования?

  2. Перечислите основные функции образования и раскройте их содержание.

  3. Как реализуется интегративная функция систем образования?

  4. Перечислите основные концепции образования.


Тема № 7. Социология семьи.

Цель: усвоение студентами информации:

  • Семья как социальный институт и как социальная группа.

  • Формы брака.

  • Типы семьи.

  • Эволюция семьи.


План лекции:


  1. Семья как социальный институт и социальная группа.

  2. Структура и функции семьи.

  3. Формы брака и типология семьи.

  4. исторические этапы эволюции семьи.



Тезисы лекции:

Социология семьи как специальная социологическая теория. Семья как социальный институт. Семья как социальная группа. Семья как объект потребностей личности и типы семейного поведения.

Структура семьи.

Специфические и неспецифические функции семьи.

Жизненный цикл семьи, единство семьи Формы брака. Типология семьи. Происхождение и эволюция форм семьи. Современная семья.

Основные проблемы социологии семьи и брака.

Иллюстративный материал: наглядные таблицы, схемы, слайды.
Литература.

  1. Антонов А.И. Микросоциология семьи. - М. 1998.

  2. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512 с.: ил., Гл. 8, http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/volkov/index.php

  3. Кравченко А.И. Учебник. М.: Инфра-М, 2007, Гл.16.

  4. Смелзер Н., Социология - М.. Феникс. 1994. - Гл. 13. - С. 390 - 426

  5. Социология семьи // под ред. Антонова А.И., Изд. 2-е, перераб., доп. Изд. 2-е, перераб., доп.: МГУ, 2007.

  6. Социология. Учебник. Под ред. Ю.Г. Волкова. - М.: Гардарики. 2002. - Гл 8. - С. 292 - 323.

  7. Фролов С.С. – Общая социология. – М.: Проспект, 2010. -384 с.

  8. Гидденс Э. Социология. М.199 277-299

  9. Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства. - М.: Изд-во политической литературы, 1985. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/engels/index.php


Контрольные вопросы (обратная связь).


  • В чем заключается специфика макро- и микросоциологического анализа семьи?

  • Перечислите формы брака и раскройте их сущность.

  • Определите различие между традиционной и современной семьей.

  • Какова структура семьи?

  • Выявите основные исторические этапы эволюции семьи.


Тема № 8. Социология культуры. 2 часа

Цель: усвоение студентами информации:


  • Социальные и культурные аспекты познания общества.

  • Проблемы, возникающие в ходе производства, распространения культуры и межкультурного взаимодействия.


План лекции:


  1. Специфика социологического анализа культуры.

  2. Элементы культуры. Производство и распространение культуры.

  3. Взаимодействие культур.

Тезисы лекции:

Социологический анализ культуры. Сущность культуры. Культура и социализация. Социологическое изучение факторов, влияющих на поведение людей: а) пределы возможностей человеческого организма; б) условия окружающей среды; в) потребности в поддержании социального порядка; г) культурные ценности и нормы; д) универсальные элементы культуры. Этноцентрический и культурно-релятивистский подходы к культуре. Социологический анализ взаимодействия культуры и идеологии. Роль идеологии в выражении групповых интересов и ослаблении социальной напряженности. Виды культуры. Понятие субкультуры и контркультуры. Социология культурного конфликта: аномия (нарушение единства культуры вследствие недостаточной ясности социальных норм) и культура запаздывающей модернизации. Социологическое исследование противоречия между изменяющимися материальной и духовной культурами, господство чужой культуры.
Иллюстративный материал: наглядные таблицы, схемы, слайды.
Литература.

  1. Гидденс. Социология. М. 1999. С. 34-54

  2. Сорокин П. Социокультурная динамика // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992. - С. 425-504.

  3. Хальман Л. Карта культур Европы. Исследование основных ценностных ориентаций населения европейских стран/ Л. Хальман, Ж. Хагенаас, Г. Моорс; Пер. с англ. А. А. Маркович // Социология. - 2004. - N 4.

  4. Социология. Под ред Эфендиева Л.Г. М., 2000. С. 330-444.


Контрольные вопросы (обратная связь).


  • Чем является субкультура? Раскройте особенности 2-3 субкультур в составе современного общества.

  • Раскройте положительные и отрицательные стороны массовой культуры.

  • В чем заключается специфика социологического анализа культуры?


Тема № 9. Социология медицины.

Цель: усвоение студентами информации:

  • Социология медицины – раздел социологии, изучающий систему здравоохранения, социальные аспекты понятий «болезнь» и «здоровье», поведение людей в сфере медицины.

  • Основные этапы становления и развития социологии медицины.

  • Структура и основные направления медицинской социологии.


План лекции:


  1. Предмет социологии медицины.

  2. История развития социологии медицины.

  3. Структура медицинской социологии.


Тезисы лекции:

Предмет социологии медицины: подходы к определению.

Историческое развитие социологии медицины: исследования социально-демографических паттернов неравенства в здоровье и возникновение социальной эпидемиологии; от «социологии для медицины» к «социологии медицины». Расширение исследовательской программы: медицина как профессия, роль больного, здоровье и культура, сравнительный анализ систем здравоохранения. Структура медицинской социологии в настоящее время состоит из нескольких направлений: социология лечебных профессий; социология болезни и поведения больного; социология институтов медицины и организации здравоохранения; изучение социальных факторов этиологии болезни; изучение социальных факторов рождаемости и смертности; анализ социальных факторов, влияющих на потребность в медицинском оборудовании и характер его использования; социология взаимодействия врача и пациента; изучение социальных последствий развития различных систем здравоохранения (таких как частная или государственная); сравнительное исследование образцов болезни и служб здравоохранения в разных странах. Наибольший вклад в развитие социологии медицины внесли Мертон и Беккер (медицинское образование и социализация), Глэйзер и Стросс (социальное отношение к смерти), Гофман и Шефф (душевное заболевание), Фрейдсон (медицина как профессия). Теоретическая значимость социологии медицины обусловлена нарастающей медикализацией современного индустриального общества. Заметное влияние на социологию медицины оказывает феминистское движение за равенство (в данном случае гендерное) в доступе к «шансам на жизнь» и в обладании здоровьем.
^ Иллюстративный материал: наглядные таблицы, схемы, слайды.

Литература.

  1. Дмитриева Е.В. Социология здоровья: методологические подходы и коммуникационные программы. М.: Центр. 2002;

  2. Решетников А.В. Социология медицины. М.: Гэотар-Медиа, 2007

  3. Социология. Учебник. Под ред. Ю.Г. Волкова. - М/. Гардарики, 2002. - Гл. 9. - С. 367- 376.

  4. Решетников А.В. Социология медицины. М.: Медицина, 2002.

  5. Решетников А. В. Методология исследований в социологии медицины. - М., 2000.- 238с.

  6. Дмитриева Е.В. Социологическое изучение здоровья: от социологии медицины к социологии здоровья // СОЦИС, 2001, №11.

  7. Иванов Р., Култыгин В. Социология медицины или социология здоровья? СОЦИС, 2005, № 6.


Контрольные вопросы (обратная связь).


  • Дайте определение объекта и предмета медицинской социологии.

  • Раскройте основные этапы становления и развития социологии медицины.

  • Каковы основные направления медицинской социологии.


Тема № 10. Методы и техника конкретно-социологических исследований. Методика обработки социологической информации и анализ ее результатов.

Цель: усвоение студентами информации:

  • Структура и процесс социологического исследования.

  • Виды и методы социологического исследования.

  • Количественные и качественные методы анализа и обобщения информации.

  • Анализ и интерпретация эмпирических данных.


План лекции:

  1. Программа и этапы исследования.

  2. Основные теоретические процедуры.

  3. Основные исследовательские стратегии.

  4. Виды социологических исследований.

  5. Методы сбора данных.

  6. Количественные методы анализа и обобщения информации.

  7. Качественные методы анализа и обобщения информации.

  8. Составление отчета с выводами, рекомендациями и предложениями.

  9. Проблема репрезентативности полученных данных.


Тезисы лекции:

Понятие конкретного социологического исследования. Социальная информация и ее виды. Структура программы социологического исследования.

Методологическая часть программы. Определение объекта, предмета и проблемы исследования. Требования к объекту исследования. Концептуальная модель объекта. Определение цели задач, интерпретация понятий, формирование гипотез.

Процедурная часть программы. Описание методов и техник сбора, а также способов анализа данных по гипотезам.

Виды социологического исследования. Основные методы сбора информации: опрос, анализ документов, наблюдение, эксперимент. Специализированные методики в социологических исследованиях.

Выборочный метод и его основные понятия, типы выборки.

Анализ и обобщение информации с применением технических средств обработки. Количественные методы социологического анализа (группировка, расчет коэффициентов корреляции, регрессионный и факторный анализ). Качественные методы анализа и обобщения (типологизация, моделирование и создание теорий). Научное описание полученных данных и составление научного отчета с выводами, рекомендациями, советами и предложениями. Проблема репрезентативности полученных данных.

Этические принципы исследовательской работы.
Иллюстративный материал: наглядные таблицы, схемы, слайды.

Литература.


  1. Гидденс Э. Социология. М. 1999. С. 466-487.

  2. Социология. Основы общей теории: учебник для вузов/ отв. Редактор академик РАН Г.В. Осипов. – М.: Издательство НОРМА, 2002.

  3. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Саратов, 1995.

  4. Рабочая книга социолога. М., 1983

  5. Шереги Ф. Э., Горшков М. К. Прикладная социология. Учебник для вузов / Ф. Э. Шереги, М. К. Горшков. – М., 2003.

  6. Аванесов В. С. Тесты в социологическом исследовании. М., 1982.


Контрольные вопросы (обратная связь).


  • Назовите разделы программы социологического исследования. Какие процедуры они включают?

  • Чем социальная проблема отличается от научной? Какие проблемы решает социологическая наука?

  • Перечислите виды опросных методов и дайте сравнительных анализ их достоинств и недостатков.

  • Каковы функции метода наблюдения?

  • Чем различаются аналитическое и описательное исследование?

  • Что такое корреляция и регрессия?

  • Раскройте сущость количественных методов анализа и обобщения информации.

  • Раскройте сущость качественных методов анализа и обобщения информации.

  • В чем заключаются этические проблемы в социологическом исследовании.


Похожие:

Тезисы лекции iconА. П. Косоротов 16 сентября 2011 г
Тезисы лекции для курсантов, обучающихся по программе высшего профессионального образования по специальности
Тезисы лекции iconА. П. Косоротов 16 сентября 2011 г
Тезисы лекции для курсантов, обучающихся по программе высшего профессионального образования по специальности
Тезисы лекции iconА. П. Косоротов 16 сентября 2011 г
Тезисы лекции для курсантов, обучающихся по программе высшего профессионального образования по специальности
Тезисы лекции iconТезисы лекции тема: №15 «Хранение (ответственное хранение) товаров»
Общие положения о хранении товаров (40 мин.)
Тезисы лекции iconТребования к оформлению тезисов
Тезисы доклада не должны превышать объем 1 страницы в ms word (тезисы подаются  в виде текстового файла)
Тезисы лекции iconПрограмма лекции Адрес Время проведения лекции Участники лекции 12...

Тезисы лекции iconТезисы IV международного симпозиума 7-9 октября 2003 г., Москва Под...
Рефлексивные процессы и управление Тезисы IV международного симпозиума 79 октября 2003 г
Тезисы лекции iconПлан-конспект лекции Тема лекции «Культура Античности»
Зелинский Ф. Ф. Древний мир и мы. Научно популярные статьи [1904]. Спб., 1997. ("Из жизни идей", т. 2)
Тезисы лекции iconМетодические указания по проведению лекции дисциплина: геоинформатика Тема лекции
Знакомство (представление преподавателя студентам, контактная информация, озвучивание формы аттестации и требований по ней)
Тезисы лекции iconСамостоятельная работа студентов по дисциплине «pr-технологии в коммерческой деятельности»
Посещение лекции студентом оценивается в 1 балл. Активное участие в обсуждение вопросов, рассматриваемых на лекции – 0,5 балла
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница