Дидактический план история международного спортивного движения, спорта в России. Формирование систем физической культуры, национальных и народных видов спорта


НазваниеДидактический план история международного спортивного движения, спорта в России. Формирование систем физической культуры, национальных и народных видов спорта
страница1/14
Дата публикации12.06.2013
Размер1.57 Mb.
ТипЛитература
userdocs.ru > Культура > Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
ЛЕКЦИИ ПО КУРСУ: «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

История международного спортивного движения, спорта в России.

Формирование систем физической культуры, национальных и народных видов спорта.

ЛИТЕРАТУРА

Базовая
1. Кулинко Н.Ф. История физической культуры и спорта. Оренбург, 1997.

2. Столбов В.В. История физической культуры: Учебник для студентов пед. ин-тов. М., 1989.
Дополнительная
3. Кун Л. Всеобщая история физической культуры. М., 1982.

4. Оливова В. Люди и игры: У истоков современного спорта. М., 1985.

5. Анахат Д. Сочинения. М., 1975.

6. Виноградов П.А. Основам Законодательства Российской Федерации “О физической культуре и спорте” – долгую жизнь // Теория и практика физической культуры. 1993. № 8.

7. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М., 1959.

8. Карамзин Н.М. История Государства Российского. В 12 т. М., 1989. Т.1, 2.

9. Ливий Т. История Рима от основания города. М., 1989.

10. Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. М., 1970.

11. Романов Н.Н. Трудные дороги к Олимпу. М., 1987.

12. Краткий олимпийский словарь / Сост. Э.О. Конокотин, К.П. Жаров, Б.Н. Хавин. М., 1980.

ВВЕДЕНИЕ

Физическая культура рассматривается как органическая часть всей человеческой культуры, воспитания и образования людей, подготовки их к трудовой деятельности. История прослеживает эволюцию физической культуры и спорта с древнейших времен до наших дней.

В современном понимании термин “физическая культура” – это совокупность достижений людей по созданию и рациональному использованию специальных средств, воздействующих на уровень физической подготовленности человека, с учетом смысла его жизни, конкретного содержания способностей (духовных, интеллектуальных, нравственных, эстетических и др.)

^ История физической культуры представляет собой специфическую отрасль исторических и педагогических знаний. Она является важным разделом науки о физической культуре.

История физической культуры и спорта как учебная дисциплина с конкретизацией содержания физкультурного образования стала складываться в России со второй половины XIX в. Это было обусловлено возросшим интересом ученых, педагогов и врачей к вопросам физического воспитания, необходимостью преподавания ее на курсах и в школах по подготовке учителей физического воспитания для гражданских учебных заведений и специальных кадров для армии, военных училищ и кадетских корпусов.

Цель данной дисциплины – рассмотрение физической культуры в культурологическом аспекте эволюции с древнейших времен по настоящее время.

Предметом исследования являются общие закономерности возникновения и развития физической культуры и спорта, а также историография и источниковедение физической культуры.

Составной частью предмета истории физической культуры выступают историография и источниковедение, степень и уровень изучения которых определяют ее достижения как учебной и научной дисциплины. В процессе своего формирования предмет истории физической культуры впитал в себя сведения из гражданской и военной истории, этнографии и археологии, истории педагогики и методики истории культуры. Предмет истории тесно связан с научными дисциплинами, изучающими физическую культуру с социологических, теоретико-педагогических, медико-биологических и спортивно-педагогических позиций.

Одна из основных задач курса – овладение историко-гуманистическим потенциалом спорта, формирование мировоззрения, расширение кругозора, ориентирование на социально значимые ценности, тесно связанные с патриотическим воспитанием.

В содержание предмета истории входит изучение средств, форм и методов, идей, теорий и систем физической культуры.

К методам научного исследования истории физической культуры и спорта относятся:

– историко-теоретический анализ, обобщение и систематизация исторических материалов;

– проведение исторической аналогии, сопоставления и сравнения;

– системный, структурный и статистический анализ;

– письменный (анкетный) опрос, интервьюирование и беседы;

– обобщение практики и изучение опыта развития физической культуры и спорта.

Основными принципами изучения истории физической культуры и спорта являются принципы гуманизма, историзма и научности, позволяющие объяснить сущность и причины тех или иных явлений физкультурного движения с трех сторон: условия, места и времени, а также изучать различные проблемы педагогической деятельности, происхождение физического воспитания, физических упражнений, игр.

1. Формирование систем физической культуры, национальных и народных видов спорта

1.1. Возникновение физического воспитания
как специфической сферы общественной деятельности. Физическая культура в Древнем Мире


Физическое воспитание, как специфическая сфера общественной деятельности, обособленная от труда, возникло в более поздний период древней истории – 80-8 тыс. лет до н.э. О появлении физических упражнений можно говорить лишь тогда, когда они стали отделяться от трудовой деятельности. Физическая культура отличается от других видов деятельности (в том числе и трудовой) прежде всего тем, что она направлена на развитие наших собственных физических кондиций, а физический труд своей целью ставит производство определенного продукта. Конечно, многие трудовые операции воздействуют на физическое состояние человека, но влияние в решающей степени зависит от особенностей содержания и условий производства и может быть самым различным (в том числе и отрицательным). Физкультурная деятельность направлена к положительному влиянию на жизненно важные функции организма человека. В этом причина того, что наши предки пришли к пониманию – совершенствуя свои двигательные возможности, можно не только успешнее трудиться, но и развивать самого себя. Данное обстоятельство было существенным толчком к возникновению физической культуры.

В зарождении физических упражнений значительную роль сыграла и объективная биологическая предпосылка – двигательная деятельность является естественной потребностью человека.

Физические упражнения древнего человека входили в магический церемониал, обрядовые танцы, посвящения, игры, имитируя трудовые, военные и другие действия. Через них, во-первых, осуществлялась передача опыта в выполнении тех или иных движений (а это уже зарождение физического воспитания), а, во-вторых, выполняемые движения можно назвать физическими упражнениями, так как они не являлись собственно трудом, военным делом и др.

Истоки большинства современных видов физкультурно-спортивной деятельности уходят своими корнями в трудовую деятельность (игры с мячом, поднятие тяжестей, охота, стрельба из лука и др.), в военное дело (стрельба, метание, бег на различные дистанции, единоборства и др.), в потребность преодолевать значительные расстояния, препятствия, естественные силы природы (конный спорт, гребля, конькобежный и лыжный спорт, кросс, плавание и др.). Накопленный опыт врачевания жрецов, знахарей дал толчок к становлению ЛФК, массажа, спортивной медицины.

Таким образом, для физического воспитания первобытного строя характерно:

1. Создание (зарождение) физических упражнений, т.е. начало обособления их от добывания материальных благ, необходимых для существования людей.

2. В развитии физического воспитания дважды происходил качественный скачок – в период появления охоты на крупных животных и в период разложения первобытного строя.

3. Ценности физического воспитания принадлежали всему обществу, т.е. оно носило бесклассовый характер.

4. При первобытном строе можно говорить лишь об элементарном физическом воспитании, т.е. о его зачатках. Физические упражнения носили исключительно прикладной характер, максимально приближенный к трудовой деятельности.

^ 1.1.1. Физическая культура народов Древней Греции

Истоки физической культуры уводят исследователей всеобщей истории за границы России, в древнейшие цивилизации Востока – в Египет, Индию, Китай, Японию, Месопотамию. По мнению исследователей всеобщей истории, древнейшие цивилизации определили тот “фундамент”, который был заложен народами Древней Греции и Древнего Рима.

Физическое воспитание рабовладельческого общества достигло своего расцвета в Древней Греции в период VI–V вв. до н.э. Именно поэтому целесообразно рассматривать особенности физической культуры рабовладельческой формации на примере древнегреческих государств-полисов, таких, как, например, Спарта и Афины.

Рабовладельческое государство Лакония с главным городом Спарта образовалось в начале IX в. до н.э. У спартанцев сохранялись некоторые обычаи доклассового общества. Так, болезненного и слабого новорожденного ребенка сбрасывали в ущелье и только “сильных” разрешали матерям вскармливать. Этот обычай, вероятно, возник в первобытной общине, как и состязательные игры в Элладе, но спартанцы связывали его с именем легендарного законодателя Ликурга, в чьем образе, считалось, слились черты бога и человека.

Жители Спарты вели упорную борьбу с дорийскими племенами. Эта борьба способствовала созданию высокого уровня физического воспитания, и с 776 г. до н.э. по инициативе Ликурга Спарта была гарантом “священного перемирия” – мирного празднества Олимпийских игр.

В списке победителей Олимпийских игр на мраморной плите рядом с именем чемпиона всегда записывалось название его родного города. В VIII-V вв. до н.э. было около 40 городов-полисов, участвовавших в Олимпиадах. Атлеты приезжали в Олимпию за месяц до начала игр и интенсивно готовились к состязаниям. Правила “священного мирного празднества”, то есть Олимпийских игр, были начертаны на медном диске, хранившемся в одном из многочисленных храмов в Олимпии.

Предшественником Олимпийских игр был древнейший праздник урожая с участием жрицы Деметры – богини плодородия.

Воинственность и грубая сила оценивались как наивысшие достижения человека, что являлось пережитком военной демократии, характерной для переходного периода от родового общества к классовому.

Физическое воспитание спартанцев оставалось почти неизменным до конца пелопонесских войн, длившихся с 431 до 404 г. до н.э. Дети до 7 лет воспитывались у матери с преимущественным вниманием на физическую закалку. С 12-летнего возраста среди спартанцев обычным явлением были кулачные бои, для проведения которых собирались на особом острове. До совершеннолетия – до 18 лет – они жили и учились в государственных воспитательных учреждениях, в которых процветали экзекуции – телесные наказания.

Спартанская знать считала одной из важнейших задач физическое воспитание будущих матерей. Плутарх в сочинении “Ликург” писал, что до замужества девушки для укрепления тела бегали, метали диск, боролись и участвовали в состязательных играх, выполняя такие же упражнения, как и будущие воины.

Юношей 18-20 лет зачисляли в особые отряды эфебов. Они занимались военными упражнениями и оружием; учились читать, писать, считать, петь, танцевать и “лаконично” говорить.

Спартанская система – это засилье аристократии с жестокой охраной привилегий “общины равных” и сохранением суровых традиций по физическому воспитанию, характерных для доклассового общества.

Афинская система отличалась от спартанской тем, что сочетала умственное, нравственно-этическое и физическое воспитание.

Афинский рабовладельческий полис был сформирован ионическими племенами, населявшими Аттику и создавшими центр древнегреческой культуры. В отличие от жителей Спарты, “демос” Аттики – то есть рабовладельцы, которые противопоставлялись аристократии Афин, – имел право на выбор различных форм воспитания и обучения своих детей.

Необходимость самообороны полисов и удержания в повиновении подвластных слоев населения были главными причинами создания античной гимнастики. Она включала в себя три части (раздела): игры, палестрику и орхестрику.

Палестрика – это разнообразные физические упражнения.

Орхестрика – это танцевальные действия на религиозные и военные сюжеты, проводившиеся под музыку на круглых площадках, которые были около домов рабовладельцев.

Воспитательный процесс средствами физической культуры подразделялся на игры, орхестрику, палестрику и агонистику. Игры афи­няне считали одним из способов достижения взаимопонимания, установления отношений. У детей народов Аттики очень популярны были игры с мячами, кольцами, называвшиеся сферистикой.

В палестрику входили разнообразные физические упражнения. Школы-палестры с двух- и трехлетним обучением были доступны детям демоса, то есть народа. Для них широко использовались 5 видов физических упражнений: бег, прыжки в длину с отягощениями – каменными или металлическими гантелями весом от 1,48 до 4,629 кг, метание диска и копья, борьба. Считалось, что в этом пентатлоне у будущих воинов проявляются необходимые качества – быстрота, глазомер, ловкость, прыгучесть и другие. Пентатлон – бег на один стадий, прыжки в длину с альтерами (гантелями) в руках, метание копья и диска, борьба, т.е. многоборье.

Самым трудным испытанием, в котором участвовали достигшие 14 лет, был панкратион – сочетание борьбы и кулачного боя. Он проводился под палящими лучами солнца на песке до тех пор, пока один из соперников не признавал себя побежденным. Панкратион и пентатлон были в программах Олимпийских и Панафинейских игр.

Агонистика – это подготовка и участие в соревнованиях, требовавших предельного напряжения сил. Конные агоны афиняне стали проводить в ознаменование объединения Аттики в единое государство по инициативе легендарного героя Тесея. Они были составной частью программ Малых и Великих Панафинейских игр. Малые панафинеи проводились ежегодно, а Великие – накануне Олимпийских игр.

Наиболее важную роль в становлении древнегреческой агонистики играли испытания, связанные с обрядом посвящения молодежи, магические ритуалы.

Сюжеты произведений изобразительного искусства, связанные с гимнастикой, особенно периода расцвета культуры Древней Греции, то есть с VI по IV вв. до н.э., знакомят с тем уровнем физического развития атлетов и состязательных игр, которые почитались тогда и восхищают нас по настоящее время. В честь Марафонской битвы, например, с 490 г. до н.э. зажигали у статуи Эрота “священный огонь”. Олимпийские игры проводились у языческих святынь, например в роще Зевса в Олимпии.

Олимпия – древнегреческий город в северо-западной части Пелопоннесского полуострова (область Элида), религиозный центр, место культа Зевса.

В Олимпии игры проводились задолго до того, как Когоибос в 776 г. до н.э. стал победителем в общеэллинском состязании на стадий. Олимпийские игры повторялись через каждые 1457 дней и считались праздником мира. Сицилийский историк Тимей в III в. до н.э. ввел летоисчисление по Олимпиадам. Еще в VIII в. до н.э. поэт Архилог отмечал, что по приглашению “теоров” – священных послов – “толпой валил народ на состязания” по семи дорогам в Олимпию.

В Олимпиадах участвовали представители юга Европы, севера Африки, Ближнего Востока и Кавказа. Венок победителю олимпийских состязаний изготавливали из веток оливы. О победителях Игр слагали легенды, им нередко при жизни сооружали памятники.

Последние Олимпийские игры античности были проведены в 393 г. н.э.

^ 1.1.2. Физическая культура Древнего Рима

Римляне, укрепляя свои позиции в борьбе с соседями, избавились от власти этрусских царей, от заимствованных у греков и нежелательных для них обычаев состязательных общеэллинских игр.

Тит Ливий утверждал, что “Рим стал главой всего мира… нет человеческих сил, способных противиться” римским легионерам. В честь одной из военных побед древнеримских царей в IV в. до н.э. были учреждены Римские игры, в программу которых входили акробатические упражнения и езда на колесницах. Основная их цель – развлечение, торжественные шествия и чествование отличившихся в боях. Местом проведения Римских игр был цирк, расположенный в низине между Авентинским и Палатинским холмами.

О системе домашнего воспитания детей и подростков рассказал в своих сочинениях Катон Старший (III-II вв. до н.э.). Всю ответственность за воспитание будущего воина – участника состязательных игр – возлагали на отца. До достижения детьми 15-летнего возраста отец сам объяснял сыновьям законы жизни, учил гимнастике, чтению, письму. С 15 лет они определялись в лагеря, где назначаемые сенатом “сеньоры” учили их военному делу, устраивали игры и походы, а затем в торжественной обстановке надевали молодому легионеру тогу, символизирующую его принадлежность к определенному сословию рабовладельцев. В армии новобранцы совместно с ветеранами-легионерами продолжали совершенствоваться в физических упражнениях. Для них часто устраивались учения с длительными переходами.

Римляне в качестве зрелищ устраивали погребальные игры, заставляя рабов во время похорон драться насмерть. Бой первых трех пар гладиаторов (от лат. “гладиус” – меч) для публики был проведен в Риме на похоронах сенатора Перы в 264 г. до н.э. В дальнейшем такие сражения объявляются частью цирковых зрелищ.

Гладиаторами в основном были военнопленные, превращенные в рабов. Гладиаторскому искусству их учили в особых школах, которые возглавляли ланисты. Фракиец Спартак, с успехом выступая на арене цирка, получил свободу и славу первого гладиатора. Он возглавил восстание, которое в 74 г. до н.э. началось в одной из школ-тюрем гладиаторов в городе Капуе.

Под руководством Спартака рабы-гладиаторы, обладая хорошей физической подготовкой, применяли оружие для борьбы за освобождение угнетенных. В 71 г. до н.э. восстание Спартака было жестоко подавлено. В память о нем комплексные спортивные соревнования назвали Спартакиадами.

Римские архитекторы создали для зрелищ специальный, новый тип здания – амфитеатр, рассчитанный на несколько десятков тысяч зрителей. Первый в Риме грандиозный амфитеатр – Колизей – был построен в 80 г. н.э.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Дидактический план история международного спортивного движения, спорта в России. Формирование систем физической культуры, национальных и народных видов спорта iconУказания к выполнению практического задания по дисциплине: «Правовые...
Модуль Тема №5 Социально-правовое положение специалистов сферы физической культуры и спорта. Контрактирование в сфере физической...
Дидактический план история международного спортивного движения, спорта в России. Формирование систем физической культуры, национальных и народных видов спорта icon«Контрактирование в сфере спорта»
Модуль Тема №5 Социально-правовое положение специалистов сферы физической культуры и спорта. Контрактирование в сфере физической...
Дидактический план история международного спортивного движения, спорта в России. Формирование систем физической культуры, национальных и народных видов спорта iconВсероссийская научно-практическая конференция, посвященная 65-летию...
Ноября 2013 года в г. Архангельске состоится Всероссийская научно-практическая конференция «Современные проблемы и развитие физической...
Дидактический план история международного спортивного движения, спорта в России. Формирование систем физической культуры, национальных и народных видов спорта icon«Самоменеджмент спортивного руководителя»
Российский Государственный Университет Физической Культуры, Спорта, Молодёжи и Туризма
Дидактический план история международного спортивного движения, спорта в России. Формирование систем физической культуры, национальных и народных видов спорта iconФгбоу впо «магнитогорский государственный университет» «Рабочая учебная программа»
Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования...
Дидактический план история международного спортивного движения, спорта в России. Формирование систем физической культуры, национальных и народных видов спорта iconEuropean Cheer Union Комитет Национальных и Неолимпийских видов спорта...
России и стран Восточной и Центральной Европы, пропаганда здорового образа жизни и полноценного досуга среди населения, привлечение...
Дидактический план история международного спортивного движения, спорта в России. Формирование систем физической культуры, национальных и народных видов спорта iconРабочая программа по дисциплине «Профессиональная этика»
Целью данного курса является формирование и повышение логической культуры будущих специалистов по связям с общественностью в сфере...
Дидактический план история международного спортивного движения, спорта в России. Формирование систем физической культуры, национальных и народных видов спорта iconРуководство Общее руководство подготовкой и проведением соревнований...
Гомельское городское молодежное общественное объединение традиционного и спортивного каратэ
Дидактический план история международного спортивного движения, спорта в России. Формирование систем физической культуры, национальных и народных видов спорта iconМедико-биологические аспекты физической культуры и спорта
Дерябина Г. И. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры адаптивной физической культуры тгу имени Г. Р. Державина
Дидактический план история международного спортивного движения, спорта в России. Формирование систем физической культуры, национальных и народных видов спорта iconУправление Физической Культуры и Спорта мэрии г. Новосибирска
Комитет по делам молодежи мэрии г. Новосибирска Федерация велосипедного спорта Новосибирской области
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница