Учебно-методический комплекс для студентов всех специальностей по направлению бакалавриат Тверь, 2011 г


НазваниеУчебно-методический комплекс для студентов всех специальностей по направлению бакалавриат Тверь, 2011 г
страница1/4
Дата публикации15.03.2013
Размер0.54 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
userdocs.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


Тверской филиал

БЕЗОПАСНОСТЬ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


для студентов всех специальностей

по направлению бакалавриат

Тверь, 2011 г.
Пьянова Л. В.

Безопасность жизнедеятельности: Учебно-методический комплекс. - Тверь.: Тверской филиал МГЭИ, 2011 – 51 с
Одобрено на заседании кафедры общегуманитарных наук. Протокол заседания кафедры от « 26 » сентября 2011 г. № 1 Для студентов всех специальностей по направлению бакалавриат.

^ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебная дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" - обязательная дисциплина федеральных государственных образовательных стандартов всех направлений первого уровня высшего профессионального образования (бакалавриата).

Основной целью образования по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» является формирование профессиональной культуры безопасности (ноксологической культуры), под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и цен-

ностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.

Основными обобщенными задачами дисциплины (компетенциями) являются:

• приобретение понимания проблем устойчивого развития, обеспечения безопасности жизнедеятельности и снижения рисков, связанных с деятельностью человека;

• овладение приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижения антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества;

• формирование:

- культуры безопасности, экологического сознания и риск-ориентированного мышления, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека;

- культуры профессиональной безопасности, способностей идентифицикации опасности и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности;

- готовности применения профессиональных знаний для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности;

- мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности;

- способностей к оценке вклада своей предметной области в решение экологических проблем и проблем безопасности;

- способностей для аргументированного обоснования своих решений с точки зрения

безопасности.

^ 2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать: основные природные и техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности;

уметь: идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;

владеть: законодательными и правовыми основами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности; способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях; понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности; навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасости и защиты окружающей среды.

Предметная область дисциплины, обеспечивающая достижение поставленных целей, включает изучение окружающей человека среды обитания, взаимодействия человека со средой обитания, взаимовлияние человека и среды обитания с точки зрения обеспечения безопасной жизни и деятельности, методов создания среды обитания допустимого качества.

Ядром содержательной части предметной области является круг опасностей, определяемых физическими полями (потоками энергии), потоками вещества и информации.

Объектами изучения в дисциплине являются биологические и технические системы как источники опасности, а именно: человек, коллективы людей, человеческое сообщество, природа, техника, техносфера и ее компоненты (среда производственная, городская, бытовая), среда обитания в целом как совокупность техносферы и социума, характеризующаяся набором физических, химических, биологических, информационных и социальных факто-ров, оказывающих влияния на условия жизни и здоровье человека.

Изучение объектов как источников опасности осуществляется в составе систем «чело-век-техносфера», «техносфера-природа», «человек-природа». Изучение характеристик объектов осуществляется в сочетании объект, как источник опасности – объект защиты».

Объектами защиты являются человек, компоненты природы и техносферы.

Центральным изучаемым понятием дисциплины является опасность – потенциальное свойство среды обитания, ее отдельных компонентов, про - являющееся в нанесении вреда объекту защиты, в качестве которого может выступать и сам источник опасности.

В предметной области изучаются основные виды и характеристики опасностей, условия их реализации, характер их проявления и влияния на объекты защиты, прежде всего, на человека и природу.

Вред – это утрата, повреждение или ухудшение состояния объекта защиты.

В дисциплине изучаются основные источники опасности, которые характеризуются набором факторов, способных нанести вред, и степенью их опасности – риском и уровнем (количественным значением) вредных факторов при реализации опасности.

Риск рассматривается как вероятность проявления опасности с учетом возможных размеров вреда. Изучаются следующие виды риска: индивидуальный, коллективный, социальный, экологический, профессиональный, производственный, мотивированный и немотивированный,

приемлемый.

Другое центральное изучаемое понятие – безопасность. Безопасность - это состояние объекта защиты и системы «человек-среда обитания», при котором риск не превышает приемлемое обществом значение, а уровни вредных факторов потоков вещества, энергии и информации – допустимых величин, при превышении которых ухудшаются условия существования человека и компонентов природной среды. В дисциплине изучаются виды систем безопасности, методы и средства ее обеспечения.

При изучении дисциплины рассматриваются:

• современное состояние и негативные факторы среды обитания;

• принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания, рациональные с точки зрения безопасности условия деятельности;

• последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации;

• средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости жизнедеятельности в техносфере;

• методы повышения устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях;

• мероприятия по защите населения и персонала объектов экономики в чрезвычайных ситуациях, в том числе в условиях ведения военных действий, и при ликвидации по-следствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

• правовые, нормативные, организационные и экономические основы безопасности жизнедеятельности;

• методы контроля и управления условиями жизнедеятельности.

^ 3.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Очная форма обучения (4 )




Наименование темы

Кол-во

часов

по учеб-

ному

плану


Кол-во

ауди-

тор-

ных

часов



Из


них


час.


Самостоя-

тельная

работа


Лекции

Семинары

Прак -

тичес-

кие за-

нятия


1

2

3

4

5

6

7

8

1

Введение в безопасность. Основные понятия и определения.


8


4


2




2


4

2

Эволюция среды обитания, переход от биосферы к техносфере


8


4


2





2

4

3

Человек и техносфера


8


4


2




2



4

4

Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания


8


4


2




2



4

5

Защита человека и среды обитания от вредных и опасных опасных факторов природного антропогенного и техногенного происхождения


8


4


2




2



4

6

Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека


8


4


2




2



4

7

Психологические и эргономические основы безопасности


8


4


2




2

. ._

8

Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации


8


4


2




2


4

9

Управление безопасностью жизнедеятельности


8


4


2




2



4




Зачет






















Итого:

72

2 зач.

ед.

36

18




18

36


^ 4. ПРОГРАММА КУРСА
Тема 1. Введение в безопасность. Основные понятия и определения.

Характерные системы "человек - среда обитания". Производственная, городская, бытовая, природная среда. Взаимодействие человека со средой обитания. Понятия «опасность», «безопасность».

Виды опасностей: природные, антропогенные, техногенные, глобальные. Экологическая, промышленная, производственная безопасности, пожарная, радиационная, транспортная, экономическая, продовольственная и информационная безопасности как компоненты национальной безопасности. Вред, ущерб, риск – виды и характеристики. Чрезвычайные ситуации – понятие, основные виды. Безопасность и устойчивое развитие. Безопасность как одна из основных потребностей человека. Значение безопасности в современном мире. Причины проявления опасности. Роль человече-ского фактора в причинах реализации опасностей. Аксиомы безопасности жизнедеятельности. Постиндустриальное общество как общество риска. Концепция общества риска. Значение компетенций в области безопасности для обеспечения устойчивого развития социума. Безопасность и демография. Место и роль безопасности в предметной области и профессиональной деятельности.
^ Тема 2. Эволюция среды обитания, переход от биосферы к техносфере
Среда обитания как составная часть жизненного цикла человека. Система «человек - среда обитания». Негативные воздействия, присущие среде обитания. Влияние человека на среду обитания. Темпы роста численности населения на Земле и его урбанизация. Рост энергетики, промышленного производства, численности средств транспорта. Развитие сельского хозяйства. Техногенные авария и катастрофы. Появление ядерных объектов и их разрушительное воздействие на экосистемы биосферы, Новый тип среды обитания - техносфера как результат активной техногенной деятельности человека.

^ Тема 3. Человек и техносфер

Понятие техносферы. Структура техносферы и ее основных компонентов. Генезис техносферы. Современное состояние техносферы и техносферной безопасности. Критерии и параметры безопасности техносферы. Виды, источники основных опасностей техносферы и ее отдельных компонентов.
^ Тема 4. Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания.

Классификация негативных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения. Вредные и опасные негативные факторы. Системы восприятия и компенсации организмом

человека вредных факторов среды обитания. Предельно-допустимые уровни опасных и вредных факторов – основные виды и принципы установления. Параметры, характеристики основных вредных и опасных факторов среды обитания человека, основных компонентов техносферы и их источников. Воздействие основных негативных факторов на человека и их предельно-допустимые уровни.
^ Тема 5. Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения.

Основные принципы защиты от опасностей. Системы и методы защиты человека и окружающей среды от основных видов опасного и вредного воздействия природного, антропогенного и техногенного происхождения. Методы защиты от вредных веществ, физических полей, информационных потоков, опасностей биологического и психологического происхождения. Общая характеристика и классификация защитных средств.

Методы контроля и мониторинга опасных и вредных факторов. Основные принципы и этапы контроля и прогнозирования.

Методы определения зон действия негативных факторов и их

уровней.
^ Тема 6. Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека

Взаимосвязь условий жизнедеятельности со здоровьем и производительностью труда. Комфортные (оптимальные) условия жизнедеятельности. Климатическая, воздушная, световая, акустическая и психологическая среды, влияние среды на самочувствие, состояние здоровья и работоспособность человека. Принципы, методы и средства организации комфортных условий жизнедеятельности.
^ Тема 7. Психо-физиологические и эргономические основы безопасности

Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность. Психические процессы, психические свойства, психические состояния, влияющие на безопасность. Основные психологические причины ошибок и создания опасных ситуаций.

Профессиограмма. Инженерная психология. Психодиагностика, профессиональная ориентация и отбор специалистов операторского профиля. Факторы, влияющих на надежность действий операторов.

Виды и условия трудовой деятельности. Виды трудовой деятельности: физический и умственный труд, формы физического и умственного труда, творческий труд. Классификация условий труда по тяжести и напряженности трудового процесса. Классификация условий труда по факторам производственной среды.

Эргономические основы безопасности. Эргономика как наука о правильной организации человеческой деятельности, соответствии труда физиологическим и психическим возможностям человека, обеспечение эффективной работы, не создающей угрозы для здоровья человека. Система «человек — машина — среда». Антропометрическая, сенсомоторная, энергетическая, биомеханическая и психофизиологическая совместимость человека и машины.

Организация рабочего места.
^ Тема 8. Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализаци

Основные понятия и определения, классификация чрезвычайных ситуаций и объектов экономики по потенциальной опасности. Фазы развития чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Классификация стихийных бедствий (природных катастроф), техногенный аварий. Характеристика поражающих факторов чрезвычайных ситуаций природного характера. Техногенные аварии – их особенности и поражающие факторы.

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и их поражающие факторы. Виды оружия массового поражения, их особенности и последствия его применения. Терроризм и террористические действия. Методы прогнозирования и оценки обстановки при чрезвычайных ситуациях.

Устойчивость функционирования объектов экономики в чрез-вычайных ситуациях. Принципы и способы повышения устойчивости функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях.

Основы организации защиты населения и персонала в мирное и военное время, способы защиты, защитные сооружения, их классификация.

Организация эвакуации населения и персонала из зон чрезвычайных ситуаций. Мероприятия медицинской помощи. Средства индивидуальной защиты и порядок их использования.

Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях.
^ Тема 9. Управление безопасностью жизнедеятельности
Законодательные и нормативные правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности. Системы законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы экологической, промышленной, производственной безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях, гражданской обороны.

Характеристика основных законодательных и нормативно-правовых актов: назначение, объекты регулирования и основные положения.

Экономические основы управления безопасностью. Современные рыночные методы экономического регулирования различных аспектов безопасности: позитивные и негативные методы стимулирования безопасности. Понятие экономического ущерба, его составляющие и методические подходы к оценке. Материальная ответственность за нарушение требований экологической, промышленной и производственной безопасности.

Страхование рисков: экологическое страхование, страхование ответственности владельцев опасных производственных объектов, страхование профессиональных рисков, социальное страхование. Основные понятия, функции, задачи и принципы страхования рисков.

Органы государственного управления безопасностью: органы управления, надзора и контроля за безопасностью, их основные функции, права и обязанности, структура. Система РСЧС и гражданской обороны. Корпоративный менеджмент в области экологической безопасности, условий труда и здоровья работников: основные задачи, принципы и системы менеджмента (экологический менеджмент, менеджмент безопасности труда и здоровья работников).


  1. ^ ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Введение в безопасность. Основные понятия и определения.

1. Характерные системы "человек - среда обитания". Системы «человек-техносфера», «техносфера-природа», «человек-природа». Понятие техносфера.

2. Понятия «опасность».

3. Понятие «безопасность».

4. Вред, ущерб, риск – виды и характеристики.

5. Чрезвычайные ситуации – понятие, основные виды.

6. Безопасность и устойчивое развитие. Безопасность как одна из основных

потребностей человека.

7. Значение безопасности в современном мире.
Тема 2. Эволюция среды обитания, переход от биосферы к техносфере

1. Человек как биологический и социальный субъект.

2. Переход биосмферы к техносфере.

3. Современное состояние биосферы. Ноосфера - эволюционное состояние биосферы.

4. Мотивация риска.

5. Методы и средства обеспечения безопасной деятельности.

6. Основные причины деградации окружающей среды.

Тема 3. Человек и техносферы

1. Структура техносферы и ее основных компонентов.
  1   2   3   4

Похожие:

Учебно-методический комплекс для студентов всех специальностей по направлению бакалавриат Тверь, 2011 г iconУчебно-методический комплекс минск Изд-во миу 2005
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной форм обучения всех специальностей
Учебно-методический комплекс для студентов всех специальностей по направлению бакалавриат Тверь, 2011 г iconУчебно-методический комплекс дисциплины тверь 2009 Бочаров Г. В., Фомина Т. Ю
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов Тверского филиала мгэи очной и заочной форм обучения
Учебно-методический комплекс для студентов всех специальностей по направлению бакалавриат Тверь, 2011 г iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины физическая культура для всех специальностей
Физическое воспитание. Учебно-методический комплекс. – Спб.: Спбауэ, 2007. – 84 с
Учебно-методический комплекс для студентов всех специальностей по направлению бакалавриат Тверь, 2011 г iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины физическая культура для всех специальностей
Физическое воспитание. Учебно-методический комплекс. – Спб.: Спбауэ, 2007. – 84 с
Учебно-методический комплекс для студентов всех специальностей по направлению бакалавриат Тверь, 2011 г iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине земельное право...
Моисеева Е. В. Земельное право: Учебно-методический комплекс. Тверь: тф мгэи, 2010. – 156 с
Учебно-методический комплекс для студентов всех специальностей по направлению бакалавриат Тверь, 2011 г iconМировая экономика программа и учебно-методические материалы
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов всех специальностей и форм обучения
Учебно-методический комплекс для студентов всех специальностей по направлению бакалавриат Тверь, 2011 г iconУчебно-методический комплекс «Экономика» Для студентов вечерней формы...
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями фгос впо по специальности 030900 – Юриспруденция (квалификация...
Учебно-методический комплекс для студентов всех специальностей по направлению бакалавриат Тверь, 2011 г iconУчебно-методический комплекс по специальности 030501. 65- юриспруденция Тверь 2011 г

Учебно-методический комплекс для студентов всех специальностей по направлению бакалавриат Тверь, 2011 г iconСер Л. М., Основы технологии обучения: учебно-методический комплекс / Л. М. Сер
Учебно-методический комплекс предназначен для подготовки студентов по специальностям 080104 «Экономика труда», 080505 «Управление...
Учебно-методический комплекс для студентов всех специальностей по направлению бакалавриат Тверь, 2011 г iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины правоведение (право) По направлению
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой Теории и истории государства и права
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница