Социология культуры как проблемная область социологического знания


НазваниеСоциология культуры как проблемная область социологического знания
страница1/6
Дата публикации21.06.2013
Размер0.65 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6
Социология культуры как проблемная область социологического знания.
Различные точки зрения на предмет СК


  1. социология культуры как "отраслевая социология" более или менее широкого охвата, изучающую "сферу культуры", "культурные процессы"

(Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. В 3 т. Т.1.:Методология и история социологии. М.,2000.)

??? отраслевая дисциплина??? – границы культуры, наука, образование, но экономика, политика


  1. социология культуры не направление, изучающего некий "сегмент" или "сферу" социальной реальности, а в качестве особого подхода к видению социальной реальности вообще. Этот подход исходит из смысловой природы социальных феноменов.

Отсюда - СК превращается, фактически, в самостоятельный проект социологии, близкий к понимающей социологии.
Л.Коган отмечает, что в случае социологии культуры предмет социологического анализа "с трудом схватывается: либо дробится во множестве предметных субдисциплин, либо, напротив, определяется в качестве целостной теории социокультурного анализа общества".

(Коган Л. Исследование культуры в парадигме культурной коммуникации // Социология в России. Под ред. В.А. Ядова. М.. 1998.)
социологию культуры в качестве "метасоциологической дисциплины в рамках структурного, функционалистского и системного подходов"

Значит - любой элемент социальной реальности

имеет культурную составляющую, к какой бы сфере – экономической, политической, духовной, - он не относился.

^ А. Согомонов, в частности, утверждает, что "как особое направление социология культуры в мировой социальной мысли концептуально и категориально оформляется постепенно, начиная с рубежа

60-70-х гг., а в отечественной науке и того позже. Отмежевавшись как от чистой социальной теории, так и от сопредельных областей …, социология культуры окончательно и полноценно реализовалась как научный проект лишь параллельно с развитием постмодернистской социологической парадигмы"

Согомонов А. Социология культуры: теоретический аспект // Социология в России. Под ред.В.А.Ядова. М., 1998.
Однако такая точка зрения может быть оспорена. Крупные проекты социологии культуры были предложены Альфредом Вебером и Карлом Манхеймом еще в первой половине ХХ века.

^ Проблема культуры в контексте социологического

знания ХХ века
Изучая общество, социолог так или иначе изучает культуру, даже если он специально не оговаривает этого факта.

Но культура, в предельно широком понимании этого термина, – это и есть реальность, возникшая в результате человеческой деятельности.
Макс Вебер, четко осознавая специфику социальной реальности, определял социологию как "эмпирическую науку о культуре".

Наукой о культуре он считал социологию вообще.

Под культурой же М.Вебер понимал часть реальности, наделенную

смыслом. (??? Социальное действие???)
Ученые, принадлежащие к немецкой интеллектуальной традиции – М.Вебер, Г.Зиммель, К.Манхейм, - обратили внимание на необходимость социологического анализа культуры.

ВАЖНО – социологические идеи рождались "на стыке" знания социологического и философского, социологического и исторического.

Баденская школа неокантианства с её различением

"наук о природе" и "наук о духе", философия жизни, историософские концепции оказывали непосредственное воздействие на социологию в целом и социологический анализ культуры, в частности. Следует отметить и влияние идей К.Маркса.

А. Вебер, как и О. Шпенглер, различал "культуру" и "цивилизацию".

В его концепции культура и цивилизации – не последовательные стадии развития, а разные аспекты общественного бытия (К=духовность; Ц=аспект научно-технический)

Вебер выделяет также третий аспект общественной жизни – собственно социальный.

Социология культуры, в интерпретации А. Вебера, должна способство-

вать постижению логики истории. (=философия истории)
"Историческая социология" Норберта Элиаса,

задачей которой был социологический анализ "процесса цивилизации" – процесса формирования и изменения норм, контролирующих человеческое поведение.

"О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические основания" - вышла в 1939 г.,

Культурные и структурные элементы социальной реальности, поведение личности и социальный контекст предстают в работе Элиаса в неразрывном единстве.
Работа Т. Парсонса "Структура социального действия" вышла в свет в конце 30-х годов. На несколько десятилетий структурный функционализм стал господствующей социологической теорией.
В рамках "теории социального действия", созданной Парсонсом, культуре отводилась важная роль. Сам Парсонс рассматривал себя как "культурного детерминиста": именно культурные факторы, с его точки зрения, играли главенствующую роль и в поддержании социального порядка, и в процессе социального изменения. В контексте структурного функционализма, культура рассматривается как особая подсистема в рамках системы социального действия.
Большинство учебников социологии исходят именно из этого понимания культуры (Парсонс), предполагающего и определенную автономию, и, в то же время, взаимодействие культуры и социальной структуры, культуры и личности.
Роберт Мертон четко разделил социальную структуру ("организованную совокупность общественных отношений") и культуру ("организованную совокупность нормативных ценностей") и отметил возможные несоответствия между этими сферами.

Рассогласование между социальной структурой и культурой порождает девиантное поведение. В этом суть знаменитой мертоновской концепции аномии. Эта концепция позволяет объяснить конфликты и противоречия в обществе.
Джеффри Александер - "неофункционализм". Создатель оригинального проекта "культурной социологии" (отличающегося от традиционного социологического анализа культуры).
Символический интеракционизм, на формирование которого повлияли идеи ^ Чарльза Кули, Уильяма Томаса, Джорджа Мида и Герберта Блумера.
У. Томас - понятие "определение ситуации".

...Любому независимому акту поведения, осуществляемому по собственному усмотрению, всегда предшествует стадия его рассмотрения, обдумывания, которую мы называем определением ситуации. От определения ситуации зависят не только конкретные акты, но последовательно и вся жизненная стратегия и личность самого индивида проистекают из последовательного ряда таких определений. Но ребенок всегда рождается и пребывает в группе

людей, в отношениях между которыми все основные виды ситуаций, которые могут возникнуть, уже определены и выработаны соответствующие правила поведения, и где не существует ни малейшего шанса принимать собственные решения и следовать своим желаниям беспрепятственно… Поэтому всегда существует противостояние между спонтанным определением ситуации членами организованного сообщества и тем определением ситуации, которое данное сообщество предоставляет индивиду…

Цит. по: Козер Л. Мастера социологической мысли. М., 2006. С.456.
Приобретшая широкое признание "теорема Томаса" гласит: "если люди определяют ситуации как реальные, то они реальны по своим последствиям". Эта "теорема" позволяет осознать решающую роль процесса приписывания значений, осмысления мира для созидания человеком социальной реальности.

Уже в 90-е годы ХХ века американский исследователь Норманн Дензин

попытался использовать символический интеракционизм для анализа культу-

ры. В это время произошел всплеск интереса к исследованиям культуры.

Исследование культуры, по мнению Дензина, это –

междисциплинарный проект…который… всегда занимается вопросом о том, как стихийно создаваемая и осуществляемая людьми история определяется структурами значений, которые они для себя не выбирали… Культура, в форме взаимодействия и создания значений, становится ареной политической борьбы… Центральным вопросом становится выяснение того, как взаимодействующие индивиды связывают жизненный опыт с представлениями этого опыта в культуре.

Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002. С. 282.
В 1932 году вышла в свет книга ^ Альфреда Шюца "Смысловое строение социального мира", заложившая основы феноменологической социологии.

Шюц являлся продолжателем немецкой гуманитарной интеллектуальной традиции с присущей ей ориентацией на глубокий философский анализ. Как отмечает Х.Абельс, целью его теории было углубление и развитие идеи М.Вебер о социологии как о науке, ориентированной на понимание субъективного смысла.

Абельс Х. Интеракция. Идентификация. Презентация. Введение в интерпретативную социологию.

СПб., 1999. С.69-70.


^ Бергер и Лукман выделяют несколько "уровней легитимации": от наиболее примитивных объяснений, даваемых родителям своим детям (этого делать нельзя, потому что хорошие мальчики так не поступают) до сложных построений мысли вроде религиозных и философских систем, а также политических идеологий.
Четвертый уровень легитимации составляют символические универсумы. Это системы теоретической традиции, впитавшей различные области значений и включающей институциональный порядок во всей его символической целостности… Легитимация теперь осуществляется посредством символических совокупностей, которые вообще не могут быть восприняты в повседневной жизни, за исключением, конечно, "теоретического опыта"…Символический универсум понимается как матрица всех социально объективированных и субъективно реальных значений; целое историческое общество и целая индивидуальная биография рассматриваются как явления, происходящие в рамках этого универсума. И что особенно важно, маргинальные ситуации индивидуальной жизни (маргинальные в том смысле, что они не включены в реальность повседневного существования в обществе) также охватываются символическим универсумом.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.

Говоря об исследованиях культуры в рамках различных социологических направлений, невозможно не остановиться на так называемой "критической теории". Создателями "критической теории" были немецкие ученые - неомарксисты, представители Франкфуртской школы, вынужденные, в результате прихода к власти нацистов, эмигрировать и работать за рубежом, в том числе, и в США (Макс Хоркхаймер, Герберт Маркузе, Теодор Адорно).
Представители критической теории, базируясь на переосмысленном наследии К. Маркса, Ф.Ницше, М. Вебера и, отчасти, – на идеях Зигмунда Фрейда, подвергли критике все аспекты современного технологического индустриального общества, основанного на подавлении индивида безличными рационализированными структурами, порождающими различные формы отчуждения. Критиковали они и социологическую теорию, поскольку она оправдывает существующее положение

вещей, подводя под него теоретический фундамент. Важным аспектом их "глобальной критики" была и критика культуры, главным образом, массовой культуры, индустрии культуры, созданной поздним капитализмом.
Позиция представителей "критической теории" по отношению к сло-

жившемуся в западных обществах социокультурному и политическому устройству способствовала популярности их идей среди представителей движения молодежной Контркультуры, охватившему западные общества в 60-е годы ХХ века.

Понятие "контркультура" для обозначения протестных действий и нового образа жизни молодых людей 60-х ввел Теодор Роззак. Т. Роззак увидел в контркультуре проявление конфликта поколений.


Дополнительным стимулом развития интереса к культурной проблематике на Западе было феминистское движение (пережившее в 60-е гг. ХХ века подъем), способствовавшее гендерным исследованиям и приведшее к формированию "феминистской теории", сосредоточившейся на изучении "женского аспекта" культуры и социальной реальности в целом.

Среди представителей нового направления можно назвать ^ Фридриха Тенбрука, автора концепции "репрезентативной культуры", получившей некоторое распространение в отечественной социологии

См., например: Ионин Л.Г. Основания социокультурного анализа. М., 1995..
Новая эпоха ознаменовалась переосмыслением культурной проблематики в социологической теории. Так, создатель наиболее влиятельной концепции постиндустриального общества Даниел Белл, в работе "Культурные противоречия капитализма" (1976) отмечал, что сфера культуры приобретает все большую автономию по отношению к социальной структуре и политическому порядку.

Культура превращается, с точки зрения Белла, в главный фактор социальных изменений, экономика же вынуждена следовать за новыми культурными веяниями, удовлетворять все новые порождаемые культурой потребности.


Само социологическое теоретизирование претерпело определенные изменения при переходе к постсовременности. Предпосылками этих изменений стало появление таких направлений мысли, как структурализм, постструктурализм и постмодернизм.

Структурализм возник на базе лингвистики как метод анализа структур

языка. От языковых структур интерес исследователей переместился к анализу других "знаков" и "знаковых систем", что положило начало семиотике – науке о знаковых системах. Основателем семиотики часто считают французского исследователя Ролана Барта. Среди крупнейших представителей этой области знания можно назвать отечественного исследователя Ю.М.Лотмана, создавшего

отечественную семиотическую школу, в рамках которой велись плодотворные исследования культурных феноменов. Развитие семиотики оказало большое влияние на культурные исследования.

Мишель Фуко

Понимание логики функционирования культурных феноменов - анализ взаимосвязи знания и власти. Знание структурирует реальность, но и власть выполняет ту же функцию по отношению к общественной жизни.

"Эпистема" – это совокупность неявных установок, которые предопределяют характер познавательной деятельности в ту или иную эпоху.

"Эпистема" определяет "дискурс" – способ размышления о мире, выражающийся в различных культурных феноменах – философских концепциях, научных теориях и т.д.
"Эпистема" и "дискурс" формируют определенный тип знания, свойственный той или иной исторической эпохе.
Таким образом, исчезает понятие объективной истины.


  1. Метод анализа знания Фуко называл "археологией знания" – раскрытие его скрытых оснований (структурализм).




  1. Направление исследований Фуко – "генеалогия власти" (постструктурализм).

"Генеалогия власти" направлена на выявление связи власти и знания. Интерес к современности.
Власть в современную эпоху принимает форму постоянного надзора и контроля (любые организации).
Власть в современном обществе – не столько карательная, сколько дисциплинарная: её задача "отслеживать" и регулировать поведение. Она вездесуща – поведение индивида контролируется не только "извне", но и "изнутри" – посредством самоконтроля. (сходство с Н. Элиас)
Всепроникающий надзор власти, характерный для современности, связан со спецификой современного рационалистического и технократического подхода к реальности.
Власть, осуществляя контроль, опирается на знание ("знание-сила"), подразумевающему такие процедуры, как наблюдение и исследование. представления о логике культурных феноменов и культурной специфике эпохи современности.
^ Джеффри Александер - "культурсоциология" или "культурная социология".
Все "социальные элементы" рассматриваются как опосредованные "культурными кодами", культурными значениями. Каждый элемент социальной системы, каждое социальное действие могут быть поняты как "текст". Задача - описание и интерпретация "внутренней жизни мира в терминах его значений".
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Социология культуры как проблемная область социологического знания iconВозникновение социологического знания в истории культуры. Специфика социологического познания
...
Социология культуры как проблемная область социологического знания iconСоциология Оглавление Социология как наука Функции социологического знания Функции социологии
Общественное мнение и социальные стереотипы как результаты массовой коммуникации
Социология культуры как проблемная область социологического знания iconСоциология Оглавление Социология как наука Функции социологического знания Функции социологии
Общественное мнение и социальные стереотипы как результаты массовой коммуникации
Социология культуры как проблемная область социологического знания icon1. Социология как наука. Структура социологического знания, его уровни
Социология – наука об обществе. Данный термин ввёл в науку французский учёный и философ Нового времени Огюст Конт (1798-1857), основоположник...
Социология культуры как проблемная область социологического знания iconТема 1 Социология как наука и ее функции в обществе
Тема 2 Становление элементов социологического знания в истории развития науки об обществе
Социология культуры как проблемная область социологического знания iconВопросы к экзамену по дисциплине «Социология журналистики»
Возникновение и пути развития социологического знания о журналистике (до 1800-го года)
Социология культуры как проблемная область социологического знания iconВопросы к экзамену по дисциплине «Социология журналистики»
Возникновение и пути развития социологического знания о журналистике (до 1800-го года)
Социология культуры как проблемная область социологического знания iconСоциология как наука. Объект и предмет социологии
Структура и уровни социологического знания: общесоциологические теории; специальные социологические теории; эмпирические социологические...
Социология культуры как проблемная область социологического знания iconВопросы для государственного экзамена по направлению 040200. 62 «Социология»...
Структура и уровни социологического знания. Основные категории и понятия социологии
Социология культуры как проблемная область социологического знания iconПланы семинарских занятий по курсу «Основы социологии»
Структура социологического знания. Соотношение эмпирического и теоретического уровней социологического познания
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница