Наука, изучающая культуру, общие закономерности её развития


Скачать 350.47 Kb.
НазваниеНаука, изучающая культуру, общие закономерности её развития
страница1/4
Дата публикации25.06.2013
Размер350.47 Kb.
ТипЗакон
userdocs.ru > Культура > Закон
  1   2   3   4

  1. Культурология — наука, изучающая культуру, общие закономерности её развития. Предмет культурологии — исследование культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в нормах, законах , передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов: философии, религии, искусства, права. В зависимости от целей, уровня знания выделяют фундаментальную и прикладную культурологию. Фундаментальная изучает культуру с целью теоретического и исторического познания. Прикладная, опираясь на фундаментальные знания о культуре, изучает отдельные её подсистемы — экономическую, политическую, религиозную, художественную.

^ Метод культурологии- если проследить историю становления культурологических методов, то можно заметить что первоначальный уровень – эмпирический, основанный на сборе и описании фактического материала. Используются традиционные полевые антропологические методы – описание ,классификация, наблюдение, сравнительно – исторический метод. Затем компаративный, то есть сравнительный анализ уже описанных культур, выявление общего и особенного. С помощью данного метода можно выявить сущностный характеристики культуры, её неповторимые черты. В последние годы все чаще используются методы математического моделирования. Метод позволяет выделять определенные закономерности функционирования и динамики культуры.

Культурология стремится не просто к описанию материальных и духовных ценностей, а к осмыслению всей культуры как единого целого.

(Добавить из учебника еще что-нибудь).

  1. Слово «культура» происходит от лат. cultura – возделывание, уход, обработка земли. На Заре Нового времени в сочинениях европейских мыслителей, писавших на латыни, встречаются выражения, в которых слово культура обозначает совершенствование, упорядочивание не только природой, но уже и существующей человеческой средой в разных её областях: совершенствование письменности, языка. В современном значение слово культура – многозначно. Используется в словосочетаниях «культура быта, поведения». Выступает синонимом слову цивилизация, указывая на достигнутую целесообразную упорядоченность и комфортность человеческой среды.

Функции: Познавательная. Человек познает окружающий мир и самого себя.

Информационная. Обеспечивает передачу социального опыта и информации, чтобы общество могло развиваться, оно должно передавать свой опыт из поколения в поколение.

Коммуникативная. проявляет себя в языке и в условных языках (язык театра, музыки, книг).

Ценностная. Осуществляется благодаря ценностям, при помощи которых человек оценивает себя, других, окружающий мир и т.д.

Деятельностная.

Социализация и инкультурация.

Символическая.

Нормативная.

Структура: все элементы культурной системы находятся в определенном соотношении и взаимодействии между собой. Культура по содержания человеческой деятельности делится на: материальную(охватывает сферу материально-производственной деятельности человека и её результат, например одежда, жилище и т.д.) и духовную(сфера духовной деятельности людей и её результаты, например искусство, религия и т.д.).

  1. ^ Культура и природа. Культура представляет собой сотрудничество человека и природы, направленное на взаимную пользу. При таком сотрудничестве человек принимает от природы её материальные составляющие, обогащает природу творчеством своего труда. Действия же направленные на разрушение природы не могут не повредить и человечеству в ней живущему. Такие действия не могут являться результатом сознательной деятельности, направлением которой является культура.

^ Культура и цивилизация. Цивилизация возникает там где умирает культура. Понятие цивилизация и культура выступают как синонимы. Цивилизацию рассматривают в качестве определенной стадии культуры. Между культурой и цивилизацией обнаруживаются сходства и различия. О.Шпенглер считал, что культура и цивилизация противопоставляются друг другу. Согласно этому цивилизация является умирающей и распадающейся культурой. Культура по его мнению представляет собой живой и растущий организм, дающий простор для развития искусства, лит-ры, для творческого расцвета личности и индивидуальности. В цивилизации нет места этому, в ней господствует техника и бездушный интеллект, она превращает людей в безликие существа.

  1. ^ Универсалии культуры- это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. Понятие, выражающие те черты культурных явлений, которые встречаются в любых куль­турах: древних и новых, малых и больших. Мифопоэтический ряд утверждает универсалии архаического порядка: мифологемы (огонь, вода) и связанные с ними элементы Космоса (Солнце, звезды), природная органика. Универсалии терминов родства и древнейших «метафор» артефактов (типа: ‘дом’, ‘зеркало’), граница состояний (типа: ‘сон’, ‘смех’). Универсалии культуры являются вечными онтологическими и экзистентными константами человеческого бывания. Универсалии культуры есть априорное наследие культурной памяти, проективно определяющей работу механизмов духовного преемства, новаторства и палингенеза.

^ 7. Культура Средневековья. В основе культуры средневековья лежит взаимодействие двух начал: культура варварских народов западной культуры, собственные культурные традиции римской империи. В эту эпоху формируются формы феодальной собственности, которые зависят от личной принадлежности крестьян к васалам-землевадельцам. Укрепляются церковно-религиозное отношения, как основа и базис для управления народом. Существовало 3 основных сословия: духовенство(церковь), рыцарство, народ. В средневековье власть выступала в роли устрашающего, принуждающего орудия для подчинения народа с помощью методов инквизиции. Культурное развитие средневековья не предоставляло возможности человеку для собственного развития и личностного роста. Но мировоззрения меняется и приходит понимание свободолюбия. Появляется готический стиль, который характеризует городскую жизнь средневековья. Средневековая культура противоречива и сочетает в себе раздробленность бытия, где каждый народ имеет свой уклад жизни. Страдальческое отречение от мира(инквизиция), всемирное преобразование мира путем крестовых походов, поскольку происходит расширение мировоззрения человека, тяга к духовному личному росту, отсюда появляется свободолюбие, которое приводит к культурному и духовному перевороту.

^ 8. Место и роль мифов в культуре первобытного общества. Миф – возникающее на ранних этапах истории повествование, фантастические образы которого (боги, легендарные герои, события и т.п.) были попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества. Несмотря на фантастичность с точки зрения современного человека, для древнего человека никогда не возникало даже вопроса о том, насколько достоверно то, что сообщает миф. Первобытный человек искренне верил в правдивость того, что сообщал ему миф, будь то сказание о богах и древних героях или представления об одухотворенности природы и его посмертном перерождении в новую ипостась. Мифология выступала не просто основой мировоззрения первобытного человека, она и была этим самым мировоззрением. В таком виде миф стал началом человеческого сознания, представлений человека о мире и своем месте в нем. «Мифология – это мир первообразов, которые были достоянием рода и передавались из поколения в поколение. Таким образом, можно сказать, что все мышление первобытного человека было мифологическим. Соответственно миф играл роль основы всей духовной культуры первобытного общества, соединяя прошлое и современность. Мифология стала своеобразной идеологией первобытного общества.

^ 10. Первобытные ритуалы, обряды, формы религиозных верований. Первоначальными формами религии являлись: тотемизм - поклонение рода, племени - животному, растению, предмету или явлению природы, которое считается своим предком; анимизм - вера в существование духов, в наличие независимой души у людей, животных, растений; фетишизм - вера в сверхъестественные свойства особых предметов; магия - вера в действенность особых обрядов. Следует заметить, что ритуал представлял глубинные смыслы человеческого существования в древности. Он стал главным воплощением человеческой способности ко всем сферам деятельности. В ритуале тесно переплетались молитва, песнопение и танец. В ритуале наш предок подражал различным явлениям природы, пытался соединиться с божеством и усилить чувство солидарности всех членов своего племени. Обряды носили религиозно-нравственный, педагогический и социальный характер. Весь порядок жизни древнего человека был устроен по плану и замыслу Наивысшего Существа. Знания о Нем и о Его законах сообщались «особенным» образом как раз при обрядах. В процессе прохождения обряда посвящаемые узнавали информацию о Наивысшем Существе как Творце и основателе жизни, о жизни в раю и о времени «золотого» века. Также им сообщались социальные и нравственные законы, которые были даны Наивысшим Существом первому человеку, и которые должны были передаваться из поколения в поколение.

^ 12. Типология культур (массовая и элитарная, этническая и национальная).

Массовая и элитарная: Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная. Высокая культура обозначает пристрастия и привычки горожан, аристократов, богатых, правящей элиты, а массовая культура - культура низов. Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре: классическая музыка - высокой, а популярная музыка – массовой. Однако существуют такие жанры литературы, в частности фантастика, детективы и комиксы, которые всегда относят к популярной или массовой культуре, но никогда к высокой. То же самое происходит с конкретными произведениями искусства. Различие между высокой и массовой культурой примерно такое же, как между национальной и этнической. Высокая культура, как и национальная, может быть только письменной, а этническая и массовая — любой. Высокая (элитарная) культура создается образованным слоем общества, а массовая и этническая — преимущественно необразованным.

^ Этническая и национальная: Этническая культура – это самый древний слой национальной культуры. Она охватывает сферу быта и несет обычаи предков. Она проявляет себя в особенностях одежды, пищи, фольклоре, народных ремеслах и медицине. В этнической культуре выражается вековой опыт народа, способы ведения хозяйства, связь человека с природной средой. Этническая культура имеет свои символы (самовар, матрешка). Но национальная культура не сводится к этнической. Она формируется на основе письменности и образования. Она воплощается в науке и искусстве, литературе и философии, социально-технологическом развитии общества. Овладение национальной культурой не дается само собой, оно требует от человека определенных интеллектуальных усилий, самообразования. Этническая культура – это базис, на котором возникает национальная культура. Однако между этнической культурой и национальной культурой существуют различия и противоречия: Этническая культура консервативна, сохраняет наиболее архаичные древне элементы. Национальная культура динамична, она всегда в движении, постоянно обновляется. Этническая культура закрыта, невосприимчива к влиянию других культур. Национальная культура открыта контактам с другими культурами, усваивает их лучшие достижения. Этническая культура стремится сохранить локальные особенности языка, быта. В национальной культуре эти особенности становятся малозаметными или вовсе исчезают.

^ 13. Проблема Восток-Запад: традиции и новаторство в культуре. Развивая свою теоретическую концепцию двух типов культуры, А. Фробениус впоследствии заменил наименоваия «хамическая» и «эфиопская» на «Восток» и «Запад». Для Востока характерно «пещерное» чувство, неподвижность, идея фатальной непреодолимой судьбы. Для Запада присуще «чувство далекого», динамичность, идея личности и свободы. Вообще восточный и западный тип культуры можно соотнести через такие понятия, как традиции и новаторство. В восточной культуре господствует убеждение о совершенстве, гармонии мира, ему чужда мысль о его переустройстве. Творчество — исключительный удел Неба и Богов. Что касается западного типа культуры, то здесь возможны представления о несовершенстве мира, творчество — это удел Бога и человека и оно может быть нацелено на переустройство мира. Исходя из этого в восточной культуре происходит отрицание нового, модернизации. Непосредственным содержанием модернизации в историческом аспекте является «вестернизация», в политическом аспекте — демократизация, в психологическом плане — индивидуализация. Восточная культура ориентируется на нерасчлененность человека и природы: достоинством человека является его умение «вписаться» в природу через совершенствование души и тела, изменение человека как части мира (а не мира в соответствии с человеческими потребностями и представлениями — на Западе). На Востоке (исходя из этого положения) господствует принцип недеяния; приоритет коллективного труда, а не частного, как на Западе. Если на Западе историческое развитие ориентировано на новизну, максимальное удовлетворение своих потребностей при жизни (карьера, имидж — такова цель жизни), то на Востоке господствует принцип «теоцентризма», который предполагает, что в основе мироздания лежит высшая воля. Человек должен рас-познать ее и творить как свою собственную. Совершенствование общества происходит как спокойный одно-мерный процесс, который способен вбирать новое, но, с другой стороны, — ориентирован на устойчивость. Личность живет лишь в коллективе, отсутствует понятие свободы воли, и человек обязан быть рад этому. Если на Западе человек ориентирован на будущее (свое, своих детей, своего народа), то на Востоке наблюдается ориентация на вечность, на циклы, круговороты, рождение и смерть. Так как западная культура исходит из потребительской ориентации на бытие, то, соответственно, воля и разум человека должны быть направлены на преобразование мира. Восточная культура ориентирована на духовное преобразование: в мире есть трудности, которые не следует обходить, их нельзя изменить, преодолеть, их надо принять.

^ 14. Возникновение первых государств. Храмовое строительство в Египте. В IV тысячелетии до н. э. в истории человечества происходят огромные перемены в производительных силах. Революционным изменением, стало освоение выплавки метала. Человек освоил золото, медь, серебро, олово, свинец. Наибольшее промышленное использование получила медь. Она стала основным металлом до открытия железа. Первоначально изделия из меди уступали каменным орудиям, но постепенно медь вытеснила камень. Изготовление медных орудий требовала меньшего труда, и, к тому же, медь легко могла изменять свою форму. Применение метала в земледелии, резко увеличило производство. Земледельческие племена смогли более успешно заниматься выращиванием и разведением культур. Появление медной мотыги с деревянной рукояткой, лопаты и других орудий позволило создавать оросительные каналы. Приручение осла и коровы, позволило использовать тягловую силу в земледелие, что еще больше повысило производительность труда. Более сложное производство требовало большей специализации, так появились специалисты-ремесленники. Произошло второе великое общественное разделение труда (первое было возникновение земледелия и скотоводства) — отделение ремесла от сельского хозяйства. Развитие ремесла привело к развитию обмена — сначала между общинами, а затем и между племенами. Деньги тогда еще не применялись. Накопление продуктов, рост богатства шло в разных общинах неравномерно, что неизбежно вело к междуобщинным и межплеменным войнам с целью грабежа. Племена, обладающие медным оружием, имели военное преимущество. Всю большую власть в результате участившихся грабительских набегов приобретают военные вожди, которым и достается большая часть захваченной добычи. Мотыжное и плужное земледелие становится делом отдельной семьи, хоть и в пределах общины, до этого, на ранних ступенях земледелия, применялось коллективное вскапывание полей с помощью деревянных палок. Постепенно земледельческий труд, с изобретением плуга, переходит из рук женщин в руки мужчин. Мужчина — земледелец и воин — становится главой семьи. Семья становится главной экономической единицей, имущество семьи начинает переходить по наследству от отца к детям. На место матриархату приходит патриархат. Женщина все больше становится в зависимость от мужчины. Все это — рост производительности труда, усиление роли обмена, постоянные войны — приводит к дальнейшему имущественному расслоению. Имущественное неравенство порождает общественное неравенство. Появляется родовая аристократия, которая все больше и больше захватывает властные функции. Именно из среды знатных общинников и появляются военные вожди и жрецы. Но еще долгое время наряду с советом родовой знати, большую роль продолжает играть собрание всех членов общины. На данном этапе еще оставались пережитки первобытно-общинного строя, так называемая военная демократия. В IV тысячелетие появляются первые рабовладельческие общества в Египте и Двуречье. Почвы долин рек Нила и Евфрата были очень плодородны из-за наносимого этими реками ила. До изобретения металлических орудий труда человек был не в состоянии освоить эти земли. Низовья рек были заболочены, а чуть поодаль земля почва высыхала из-за отсутствия влаги. К тому же постоянные разливы рек уничтожали посевы. С появлением медных орудий человек смог создавать первые ирригационные сооружения, проводить оросительные канавы и строить дамбы в мягком грунте, чем значительно повышал производительность труда. Наиболее благоприятные природные условия для данного типа ирригационного земледелия были в нижней части долины Нила и в низовьях Евфрата, а чуть позднее и в долине Инда. Потребность в содержании сложной ирригационной системы требовала постоянного и необходимого коллективного труда всей общины, что в свою очередь несколько задерживало развитие частной собственности. Община сохраняется на долгое время, но структура ее изменяется: кровнородственная община сменяется соседской общиной. Ирригационное земледелие требовало организации управления оросительными работами, эта функция попадает в руки племенной верхушки, а затем и в руки рабовладельческого государства. Земледелие, основанное на ирригации, давало наибольшую выгоду, когда как единая система использовались воды всей речной долины. В противном случае конкурирующие общины мешали водоснабжению друг друга, что вело к частым разрушительным войнам. Это, а также рост числа рабов и бедняков, с одной стороны, которых необходимо было держать в повиновении, и богатых с другой, вызвало потребность в сильной государственной власти. Так появились первые рабовладельческие государства. Первое в мире государство появилось в Египте. Согласно представлению, широко распространенному в Египте, мир начался с появления из вод первобытного хаоса песчаного холма. Считалось, что всякий храм стоит именно на таком первохолме и, стало быть, восходит к началу мира; более того, песчаные холмики действительно имеются под храмами, так как именно с их насыпки и начиналось строительство. Пол храма отождествлялся с землей, лотосовидные и папирусовидные колонны олицетворяли растительность, порождаемую ею, потолок, расписанный звездами, соответствовал небу. Таким образом, храм был моделью все-ленной, причем ритуалы в нем происходили вне времени, точнее, во время, сливающееся с моментом творения мира и внесения порядка в изначальный хаос. Наиболее яркими архитектурными постройками Древ-него Египта можно считать храмы в Луксоре, в Карнаке, в Дейр-эль-Бахри, в Мединет-Абу, а также скальные храмы в Абу-Симбеле.
  1   2   3   4

Похожие:

Наука, изучающая культуру, общие закономерности её развития iconПредмет І завдання патологічної фізіології, зв'язок з іншими науками, значення для клініки
Патологическая физиология — это наука, изучающая общие закономерности возникновения, развития и исхода болезни. Это наука о жизнедеятельности...
Наука, изучающая культуру, общие закономерности её развития icon1. Психофизиология профессиональной деятельности как наука: предмет...
Зиологии лежат 2 науки: Психология-наука,которая изучает закономерности развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности....
Наука, изучающая культуру, общие закономерности её развития iconЗаконы и закономерности
...
Наука, изучающая культуру, общие закономерности её развития iconЗакономерности психического развития
Возрастная психология – отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности...
Наука, изучающая культуру, общие закономерности её развития iconПедагогическая психология в системе наук о человеке. Объект, предмет....
Фундаментальная наука, изучающая закономерности психического и личностного развития человека в условиях обучения и воспитания
Наука, изучающая культуру, общие закономерности её развития iconСтатистика наука, изучающая закономерности массовых явлений методом обобщающих показателей
Статистика — наука, изучающая закономерности массовых явлений методом обобщающих показателей
Наука, изучающая культуру, общие закономерности её развития iconОтрасли психологической науки. Критерии их выделения
Современная психология – наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики
Наука, изучающая культуру, общие закономерности её развития icon1. Понятие теории информации. Формирование теории информации как...
Теория информации. Ти – наука, изучающая количественные закономерности, связанные с передачей, получением, обработкой, хранением...
Наука, изучающая культуру, общие закономерности её развития iconМетодическая разработка для студентов к занятию на тему "специфическая...
Иммунология наука об иммунитете, изучающая закономерности распознавания чужеродных веществ (антигенов) и механизмы защиты от них
Наука, изучающая культуру, общие закономерности её развития iconЛекция 3 Понятие информации, измерение информации
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница