Рабочая программа курса «Этика делового общения»


Скачать 147.19 Kb.
НазваниеРабочая программа курса «Этика делового общения»
Дата публикации27.06.2013
Размер147.19 Kb.
ТипРабочая программа курса
userdocs.ru > Культура > Рабочая программа курса
Малькова М.В. Этика делового общения: Программа и темы контрольных работ

Данная программа и темы контрольных работ предназначены для проведения занятий и самостоятельной работы студентов.

Основное внимание акцентируется на изучении базовых понятий и основных форм деловой этики. Изложение принципов делового общения базируется на объединении научной и практической проблематики таких дисциплин как риторика, логика, психология, социология, философия, этика.

Предназначены для студентов заочной и вечерней форм обучения.
Содержание
Рабочая программа курса «Этика делового общения»………………………..2

РАЗДЕЛ 1.Теоретические основы этики деловых отношений………………..3

РАЗДЕЛ 2 Общение как инструмент этики деловых отношений……………4

РАЗДЕЛ 3 Правила и этикет деловых отношений……………………………6

Методологические рекомендации по подготовке и написанию контрольной работы…………………………………………………………………………....8

Примерная тематика контрольных работ………………………………….......9


^ Рабочая пpoграмма дисциплины

«Этика делового общения»

Цели и задачи дисциплины:

дать студентам теоретические знания и практические навыки в области этики и этикета, которые помогут им осуществлять конструктивное взаимодействие в социальной сфере, а именно: успешно устанавливать контакт с коллегами, эффективно организовывать коммуникацию; в дальнейшем использовать свой потенциал в профессиональной деятельности в качестве сотрудника, подчиненного или руководителя.

Изучение «Этики делового общения» предполагает решение следующих задач:

-формирование у студентов современного гуманитарного мировоззрения, в основе которого лежит понимание нравственных идеалов и ценностей современного общества.

-изучение сущности делового общения как коммуникативного инструмента этики деловых отношений

-освоение методов управления деловым общением и применение их в практической деятельности

В результате изучения дисциплины студенты должны иметь общее представление об основных этических системах, о структуре и функциях морали; обладать теоретическими знаниями этических, социально-психологических особенностей профессиональной деятельности; организации различных форм деловой коммуникации, Студенты должны уметь моделировать деловые ситуации и проектировать свое поведение в них; обладать практическими навыками осуществления деловых контактов с помощью различных коммуникативных средств (например, составление личного резюме, делового письма, использование визитной карточки, технических средств: телекс, телефакс, электронная почта и т.п.).
Раздел 1. Теоретические основы этики деловых отношений

1.Природа и сущность этики деловых отношений

Сущность этики деловых отношений. Основные принципы этики деловых отношений. Закономерности межличностных отношений. Этические проблемы деловых отношений

^ 2.Этика деятельности организации

Этика и социальная ответственность организаций. Этические нормы в деятельности организаций. Повышение этического уровня организаций.

^ 3.Этика деятельности руководителя

Этические нормы организации и этика руководителя. Управление этическими нормами межличностных отношений в коллективе. Нормы этичного поведения руководителя. Этика решения спорных вопросов, конфликтных ситуаций.

^ Основные понятия.

Этика, мораль, моральные нормы, нравственность, социальная ответственность, деловая этика, управленческая этика, профессиональная этика, административная этика, корпоративная этика., информационная этика, деловое кредо организации, организационная культура, этический кодекс поведения.
^

Контрольные вопросы к разделу


  1. Чем объясняется повышенное внимание к этическим нормам поведения в деловой практике?

  2. Приведите определение понятия этики деловых отношений

  3. Какие этические принципы считаются универсальными для современных деловых отношений?

  4. В сем состоит сущность и практическое проявление неадекватности отображения человека и неадекватности самооценки?

  5. Что такое этические нормы в деятельности организации?

  6. Какие меры используются организациями для повышения этического уровня организации и сотрудников?

  7. Какова цель разработки и каково содержание этических кодексов организаций?

  8. В чем состоит сложность решения этических проблем в организациях?

  9. Назовите основные этические проблемы на макроуровне деловых отношений.

  10. Назовите основные этические проблемы на микроуровне деловых отношений.


Раздел 2. Общение как инструмент этики деловых отношений

^ 1.Деловое общение и управление им

Общение как социально-психологическая категория. Виды делового общения. Управление деловым общением.

2.Вербальное общение

Основы деловой риторики. Культура речи в деловом общении. Этика использования средств выразительности деловой речи. Культура дискуссии.

^ 3.Невербальное общение

Основы невербального общения. Кинесические особенности невербального общения. Визуальный контакт. Проксимические особенности невербального общения.

^ 4.Дистанционное общение

Этические нормы телефонного разговора. Культура делового письма.

5.Манипуляции в общении

Характеристика манипуляций в общении Правила нейтрализации манипуляций. Приемы, стимулирующие общение и создание доверительных отношений.
^

Основные понятия

Общение, барьеры общения, трансакция, внушение, убеждение, подражание, конформность, стереотип, установка, «эффект ореола», эмпатия, обратная связь, риторика, речевые характеристики, деловая беседа, дискуссия,спор,переговоры, полемика, рефлексивное слушание, нерефлексивное слушание, открытые вопросы, закрытые вопросы,невербальная коммуникация, визуальная система ,акустическая система, тактильная система, ольфакторная система , визуальный контакт, проксемика, деловое письмо, резюме,манипуляция,конфликтогены.

^

Контрольные вопросы к разделу


  1. Какие виды коммуникативных барьеров вы знаете? Каковы причины их возникновения?

  2. .В чем сущность коммуникативной, интерактивной, перцептивной сторон общения?

  3. ..В каких формах осуществляется деловое общение? Их особенности.

  4. .Какие методы используются в процессе делового общения для воздействия на партнеров?

  5. ..Какие общепринятые нравственные требования к общению составляют основу коммуникативной культуры?

  6. В чем сходство и различие между очной деловой беседой и телефонным разговором?

  7. Назовите этические нормы поведения при телефонном разговоре.

  8. Что такое деловое письмо? Виды деловой корреспонденции.

  9. Перечислите общие требования к написанию деловых писем.

  10. Охарактеризуйте роль речи и ее культуры в деловом общении.

  11. Охарактеризуйте качество умения слушать как один из главных показателей культуры человека.

  12. Назовите виды дискуссии. В чем состоит отличие дискуссии от спора.

  13. Что такое нерефлексивное и рефлексивное слушание? Каковы возможные формы их реализации?

  14. Назовите типы вопросов, используемых в процессе дискуссии, и их назначение.

  15. Раскройте сущность невербального общения

  16. Приведите классификацию невербальных средств общения.

  17. Как дистанция между субъектами делового общения влияет на психологический и этический комфорт беседы?

  18. Может ли повлиять на психологический климат беседы форма стола, за которым сидят собеседники?

  19. Чем определяется значение визуального контакта в деловом общении?

  20. Какую информацию можно получить, наблюдая за изменением направления взгляда?

  21. Какую информацию можно получить, наблюдая за движением глаз?

  22. Какие основные группы уловок-манипуляций в общении вы знаете? Особенности манипуляции как метода воздействия на партнера?

  23. Какие общие правила нейтрализации манипуляций вы знаете?

  24. В чем состоит сущность приемов «Я-утверждение», «Мы-высказывание», «Вы-подход»? В каких случаях они используются?

  25. Какие конфликтогенные действия вы знаете?


Раздел 3. Правила и этикет деловых отношений

1 Правила деловых отношений

.Правила подготовки публичного выступления. Правила подготовки и проведения деловой беседы. Правила проведения собеседования. Правила подготовки и проведения служебных совещаний. Правила проведения переговоров с деловыми партнерами. Правила конструктивной критики.

^ 2.Этикет делового человека

Этикет и имидж делового человека. Визитная карточка. Этикет приветствий и представлений. Внешний облик делового человека.

^ 3.Этикет деловых отношений

Поведение в общественных местах. Этикет деловых приемов. Особенности делового общения с иностранными партнерами. Искусство комплимента. Правила вручения подарков.

^ Основные понятия: деловая беседа, собеседование,переговоры, критика,этикет, имидж,визитная карточка,деловые приемы, комплимент

Контрольные вопросы к разделу:

  1. Какой должна быть структура выступления?

  2. В чем состоит информационная подготовка к деловой беседе?

  3. Раскройте основные этапы и сущность моделирования хода деловой беседы

  4. Назовите цели и раскройте сущность собеседования

  5. Назовите виды служебных совещаний и основные требования к определению их целей

  6. С какой целью проводятся переговоры?

  7. Приведите правила техники ведения деловых переговоров.

  8. Охарактеризуйте стадии и этапы деловых переговоров

  9. В чем выражается значимость правил критики?

  10. Назовите основные принципы восприятия критики.

  11. Сущность и основные характеристики имиджа делового человека?

  12. Сущность и виды делового этикета?

  13. Какие виды визитных карточек используются в деловых отношениях?

  14. Назовите основные правила, определяющие этические нормы приветствия

  15. Какие общие требования предъявляются к внешнему облику делового человека?

  16. Какие виды деловых приемов вы знаете?

  17. Какими правилами поведения следует руководствоваться участникам деловых приемов?

  18. Какие факторы влияют на особенности национального этикета? В чем проявляется их влияние?

  19. Какова роль комплиментов в общении?

  20. Каковы общие правила и национальные особенности вручения подарков?

Методологические рекомендации по подготовке и написанию

контрольной работы

Тема контрольной работы выбирается студентом заочного отделения самостоятельно в соответствии с предлагаемой программой курса «Этика делового общения».

Выбрав тему контрольной работы, необходимо изучить соответствующую литературу, делая выписки по принципиальным аспектам темы.

Приступая к написанию контрольной работы, важно составить ориентировочный план работы, который можно уточнять, корректировать в процессе раскрытия содержания темы. Это поможет Вам последовательно изложить собранный материал. План обычно включает три или четыре вопроса.

При написании реферата Вы должны проявить свою самостоятельность, иными словами, не ограничиваться нейтральным обзором литературы, простым ее пересказыванием, а делать свои критические замечания, личные рабочие гипотезы и т. д.

Объем контрольной работы составляет 15—20 страниц. Она должна быть правильно оформлена. На титульном листе вверху указывается министерство или комитет высшего образования, на середине листа - тема контрольной работы, под ней - фамилия автора и внизу город и год выполнения работы.

К контрольной работе необходимо приложить список изученной литературы с указанием автора, названия, места и года издания.

Примерная тематика контрольных работ

Раздел 1

  1. Особенности этики делового общения традиционного общества

  2. Этика в сочинениях древних философов (Аристотель,Конфуций)

  3. Этические проблемы современного общества

  4. Понятие нравственного поведения в обществе.

  5. Внешняя и внутренняя культура человека.

  6. Нравственная свобода и моральная ответственность

  7. «Деловое кредо» организации

  8. Формирование организационной культуры.

  9. Качества руководителя: деловые, профессиональные, личные

  10. Нарушение моральных норм в сфере деловых отношений

  11. Нравственный кодекс руководителя

  12. Соотношение этики и бизнеса.

  13. Функции этики в деловом общении

  14. Основные принципы этики делового общения «снизу-вверх», «сверху-вниз», «по горизонтали».

  15. Средства и способы повышения уровня этичности делового общения

Библиографический список

  1. Аверченко Л.К. Управление общением: Теория и материалы.и практикумы для специального работника: Учеб. пособие. — М: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 1999.

  2. Блинов А. О., Василевская О.В. Искусство управления персоналом: Учеб.
    пособие для экономических колледжей и вузов. — М.: ГЕЛАН, 2001.

  3. Бороздина Г.В. Психология делового общения. — М.: ИНФРА-М, 1998.

  4. БраимИ.Н. Культура делового общения.-—Минск: ИП «Экоперспектива»,
    1998.

  5. Браим И.Н. Этика делового общения. — Минск: ИП «Экоперспектива»,
    1996.

  6. ВогельД.Д. Этика бизнеса: Прошлое и настоящее // Уроки организации
    бизнеса.—СПб., 1994.

  7. Егоршии AM. Управление персоналом. —■ 2-е изд. — Н. Новгород: НИМБ, 1999. v

  8. Кибаиов А.Я. Основы управления персоналом. ■— М.: ИНФРА-М, 2002.

  9. Книга работника кадровой службы: Учебно-справочное пособие / Под общ.
    ред. Е.В. Охотского, В.М. Анисимова. — М.: Экономика, 1998.

  10. Кочсткова A.M. Психологические основы современного управления персо­
    налом. — М.: Зеркало, 1999.

  11. Крижапская Ю.С., Третьяков ВМ. Грамматика общения. — Л.: ЛГУ, 1990.

  12. Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практ. пособие для бизнесменов.
    — М.:Ось-89, 1996.

  13. Литвинцева НА. Психологические аспекты подбора и проверки персона­
    ла. — М„ 1997.

  14. Мести М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. —
    М.: Дело, 2000.

  15. Теория морали и этика бизнеса/Под ред. В. А. Гвозданного. — М., 1995.

  16. Шейное В.П. Как управлять другими. Как управлять собой: Искусство ме­
    неджера. — 2-е изд., доп. — Минск.: Амалфея, 1997.

  17. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера: Управленческая
    гуманитарология. — М.: Финансы и статистика, 1992.

  18. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности: Учеб.
    для сред, спец, учеб. заведений. — М.: Высшая школа, 1996.

  19. Шыхиреч П.Н. Введение в российскую деловую культуру. — М: ОАО «Ти­
    пография «Новости», 2000.

  20. Щкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. — М.: Издательс­
    кая группа НОРМА—ИНФРА-М, 1998.


Раздел 2

  1. Массовые информационные процессы , их сущность и эффективность

  2. .Личностные качества, определяющие уровень коммуникативной культуры.

  3. .Стиль общения и факторы его определяющие.

  4. .Виды делового общения в организации.

  5. .Деятельность подразделения организации, осуществляющего функции управления деловым общением.

  6. .Обратная связь в системе восприятия человека человеком.

  7. .Виды коммуникаций в организации.

  8. Межкультурное общение.

  9. Речевые нормы языка.

  10. Стили речи (официально-деловой, научный, публицистический)

  11. Исторические предпосылки возникновения ораторского искусства.

  12. Деловые переговоры как разновидность общения. Стратегии ведения переговоров.

  13. Место и значение деловой беседы в современном деловом общении.

  14. Культура спора. Индивидуальные, национальные и культурные традиции.

  15. Психологические приемы влияния на партнера.

  16. Национальные стили ведения деловых переговоров.

  17. Межнациональные различия невербального общения.

  18. Язык телодвижений, для чего он нам нужен?

  19. Особенности стереотипов, приемов манипулирования в деловом общении.

Библиографический список


  1. Андреев В.И. Конфликтология: Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. — М.: Народное образование, 1995.

  2. Андреев В.И. Деловая игра. — Казань. Изд-во Казанского университета,1993.

  3. - Бает О.А. Ораторское искусство и деловое общение. — Минск, 2000.

  4. Брошпшг Г. Руководство по ведению переговоров.— М., ИНФРА-М, 1996.

  5. Бульгина А. Этика делового общения. — Новосибирск, 1995.

  6. Введенская М.А., ПавловаЛ.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. — Ростов н/Д.: Феникс, 1996.

  7. Визуальная психодиагностика и ее методы: познание людей по их внешнему облику. — Киев, 1990.

  8. Волгин Б.Н., Полянская Е.Б. Деловой телефон. — М., 1987.

  9. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., ЗахаровД.К. Конфликтология: Учебник.^ М: ИНФРА-М, 2000.

  10. Доценко ЕЛ. Психология манипуляции — М: ЧсРо, 1996.

  11. Ивин ЕМ. Основы теории аргументации. — М.: Владос, 1997.

  12. Искусство разговаривать и получать информацию. Хрестоматия. — М.:Высшая школа, 1993.

  13. Котий Г.А., Галюмисаров В.Р. Образцы деловой переписки на английском и русском языках. Практич. пособие. — М.: ИНФРА-М, 1995.

  14. Лабуиская В. А. Невербальное поведение. — Ростов н/Д., 1986. '

  15. Лебедева М.М'. Вам предстоят переговоры. —М: Экономика, 1993.

  16. Миланская А.К. Основы риторики. — М., 1996.

  17. Паиааок П. Как победить в споре, или искусство убеждать. — М.: Олимп,1998.

  18. Папеачик ВВ. Деловое письмо. — Минск: Амалфея, 2000.

  19. Панкратов ВМ. Манипуляции в общении и их нейтрализация. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2000.

  20. Панкратов В.Н. Искусство управлять людьми. — М-.: Изд-во Института Психотерапии, 1999.

  21. ПизА. Язык телодвижений. — Н, Новгород: Ай-Кыо, 1994.

  22. Проведение деловых бесед и переговоров. Как добиться своей цели. Воронеж, 1991.

  23. Ста покое М. В. Справочник по делопроизводству. — М.: Приор, 1997.

  24. Стешов А.В. Как победить в споре. — Л., 1991.

  25. Тетер Р- Как овладеть искусством письма: 250 записок в помощь менеджеру. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1994.

  26. Фишер Р., Эртель Д. Подготовка к переговорам. — М.: Филинъ, 1996.

  27. Фишер Р., Юри У. Путь к соглашению, или Переговоры без поражений. М.: Наука, 1992.

  28. Шейное В. П. Как сделать совещение более эффективным, но менее продолжительным. Как подготовить хорошее выступление. — Минск, 1990.

  29. Щербатых Ю.В. Искусство избегать обмана. — М.: Эксмо-пресс, 1999.

Раздел 3

  1. Кодекс этических взаимоотношений руководителя и подчиненного

  2. Этикет и культура поведения

  3. Этикет работы в компьютерных сетях

  4. Этикет новых видов коммуникации: телеконференции, дискуссионные группы, чаты.

  5. Функции этикета

  6. Правила вербального и невербального этикета, общения по телефону, деловой переписки

  7. Методы воспитания этического поведения в деловом общении

  8. Способы, средства и методы борьбы с неэтичным поведением в различных ситуациях общения

  9. Этические правила поведения в условиях конфликта

  10. Имидж и этикет делового человека

  11. Современный этикет и деловой протокол

  12. Международные нормы этикета

Библиографический список

  1. Бороздина Г.В.Психология делового общения.-М.,2004.

  2. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение-Минск.2002

  3. Блинов А.О.,Василевская О.В. Искусство управления персоналом;Учеб.пособие для экономических колледжей и вузов.-М.:ГЕЛАН,2001

  4. Ворожейкин И.Е.,Кибанов А.Я.,Захаров Д.К.Конфликтология;Учебник.-М.:ИНФРА-М,2004

  5. Зарецкая Е.Н. Деловое общение.-М.,2002

  6. Каменская Е.Н. Основы психологии. Курс лекций.-Ростов н/ Д,2003

  7. Кибанов А.Я.Основы управления персоналом.-М.:ИНФРА-М,2002

  8. Коробцева Н.А.,Петрова Е.А. Истоки имиджа , или одежда женщины в азбуке общения.-М.:Гном и Д, 2004

  9. Кузнецов И.Н. Современный этикет.-М.,2004

  10. Литвин А.Н. Деловой этикет.-Ростов н/Д,2003

  11. Марков Г.Н. Справочник по конфликтологии, общению и менеджменту.-СПб.:АЛЬФА,2004

  12. Психология и этика делового общения /Под ред.В.Н.Лавриненко.-М.,2002

  13. Паневчик В.В.Деловое письмо.-Минск:Амалфея,2004

  14. Панкратов В.Н.Манипуляции в общении и их нейтрализация.-М.:Изд-во Института Психотерапии.2005

  15. Петрушин Ю.Ю.Борисов В.К. Этика бизнеса-М.:Дело,2004

  16. Сайлз Д. Наука обольщения.-СПб.: Питер.2003

  17. Смирнов Г.Н. Этика бизнеса, деловых и общественных оношений.-М.,2001

  18. Соловьев Э.Я. Современный этикет. Деловой и международный протокол.-М.,2003

  19. Спивак В.А.Корпоративная культура.-СПб.:Питер,2004

  20. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления.- Ростов н/Д, 2001

  21. Управление персоналом организации: Учебник/Под ред.А.Я.Кибанова._М.:ИНФРА-М,2003

  22. Фомин Ю.А. Психология делового общения.-Минск:Амалфея,2003

Похожие:

Рабочая программа курса «Этика делового общения» iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине: «деловое общение»
Отличие делового общения от личностного. Организация как пространство осуществления делового общения. Служебные и профессиональные...
Рабочая программа курса «Этика делового общения» iconУчебник для вузов» Москва, 2000 Коллинз Д. «Этика и этикет в бизнесе»
Поваляева Н. А. «психология и этика делового общения», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004
Рабочая программа курса «Этика делового общения» iconПсихология и этика делового общения
Деловое поведение работников: творческая самореализация личности в деловом поведении
Рабочая программа курса «Этика делового общения» iconУчебный план Программа повышения квалификации «Администратор офиса офис-менеджер»
Теоретические и практические знания правил ведения переговоров, психологии делового общения, делового этикета и имиджелогиии. Приобретение...
Рабочая программа курса «Этика делового общения» iconПрограмма курса
Этика. Деловая этика. Этические принципы и нормы поведения деловых людей. Профессиональная этика. Управленческая этика: понятие,...
Рабочая программа курса «Этика делового общения» iconРабочая программа по дисциплине «Профессиональная этика»
Целью данного курса является формирование и повышение логической культуры будущих специалистов по связям с общественностью в сфере...
Рабочая программа курса «Этика делового общения» iconТемы рефератов по учебному курсу «Культура делового общения» История...

Рабочая программа курса «Этика делового общения» iconКонтрольная работа по дисциплине: «Стратегический менеджмент»
«упрощение делового общения», выражающееся в снижении культуры и этики общения, обращения к другим людям на «ты» и т п
Рабочая программа курса «Этика делового общения» iconРабочая программа по дисциплине «Психология и этика в профессиональной деятельности»
...
Рабочая программа курса «Этика делового общения» iconКурс «бжд» рабочая программа Курса «Безопасность жизнедеятельности»...
Рабочая программа разработана в соответствии с программой подготовки студентов учебных заведений по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»Министерства...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница