Гуманизм феномен современной культуры


НазваниеГуманизм феномен современной культуры
страница1/81
Дата публикации17.03.2013
Размер9.66 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   81




АННА КУДИШИНА

ГУМАНИЗМ - ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ МОСКВА 2005


УДК 11 ББК 87 К.88

Научные рецензенты:

академик РАН Г.И. Абелев, д.ф.-м.н. Г.В. Гивишвили, д.ф.н. В.А.Кувакин,

д.ф.н. А.В. Разин

Публикуется при поддержке Российского гуманистического общества и Центра исследований РГО при философском факультете МГУ им. М.В. Ломоносова и Центра исследований РГУ Коломенского института

МГОУ

Кудишина Анна Алексеевна

Гуманизм - феномен современной культуры. - М.: Академический Проект, 2005. - 504 с.

ISBN 5-8291-0717-1

В монографии рассматриваются сущность, формы социализации и культурная значимость современного гуманизма для России и мира. Широкая и уникальная источниковая база позволила автору осуществить целостную реконструкцию антропологического, философского, аксиологического и культурологического смысла гуманистического мировоззрения, показать особенности его проявления в обществе, его жизнеутверждающие возможности для личности и мирового человечества в XXI веке.

Адресована широкому кругу ученых-гуманитариев, всем, кто интересуется проблемой человека и глубинными тенденциями в развитии современной цивилизации.

© Кудишина А.А., 2005
© Редакционно-издательское
оформление. Издательство
«Академический Проект», 2005


ISBN 5-8291-0717-1


3

БЛАГОДАРНОСТИ

Мне хотелось бы выразить признательность очень многим людям, которые прямо или косвенно были для меня источником вдохновения, идей, творческой энергии и которые оказали мне большую помощь, сыграв существенную роль во всей моей работе над этой книгой.

Слова искренней благодарности я адресую, прежде всего, почётному профессору штата Нью-Йорк в г. Буффало (США) Полу Куртцу, за оказанное им научное и практическое содействие, выразившееся в предоставлении мне уникальной возможности вести исследования в созданном им Транснациональном центре исследований (Амхерст, Нью-Йорк, США), открывшем для меня все свои интеллектуальные и информационные ресурсы. Это время оказалось беспрецедентным шансом общения с учёными и практиками гуманизма и научного скептицизма, гуманистического просвещения и социальной работы, временем погружения в творческую, доброжелательную и высоко организованную исследовательскую атмосферу. Я также благодарна другим зарубежным коллегам и сотрудникам Американского совета по секулярному гуманизму Остину Дейси, Дэвиду Кепселлу, Биллу Куку, Дэвиду Тригглу и многим другим.

Огромную роль в работе над монографией сыграли мои научные контакты с коллегами по Центру исследований Российского гуманистического общества, созданному при философском факультете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Их дружеская поддержка моей работы, информационная и моральная помощь были и продолжают оставаться высоко значащими как для меня лично, так для моей работы на различных её этапах. Я чрезвычайно благодарна президенту Российского гуманистического общества, профессору Валерию Александровичу Кувакину, лауреату Нобелевской премии, академику Виталию Лазаревичу Гинзбургу, академику Гарри Израилевичу Абелеву, д.ф.-м.н. Гиви Васильевичу Гивишвили, доктору географических наук Б.Б. Родоману, к.ф.н., учёному секретарю ИНИОН РАН Юрию Юрьевичу Чёрному, зам. гл. редактора журнала «Здравый смысл» Александру Гарриевичу Круглову и многим другим моим коллегам по Российскому гуманистическому обществу.

Весьма существенным позитивным фактором для работы стала всемерная поддержка со стороны директора Коломенского института Московского государственного открытого университета профессора Анатолия Викторовича Башкина и заведующего кафедрой философии КИ


4

МГОУ, профессора Веры Андреевны Высотиной. Их помощь была особенно ценной тем, что была запущена в действие программа научного исследования «Современный гуманизм в России». Это позволило не только проводить научные исследования, но и осуществлять апробацию их результатов, особенно в области гуманистического воспитания, психологии и педагогики.

Ценные советы и замечания в процессе работы были получены от профессоров кафедры культурологии Института переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук при МГУ им. М.В. Ломоносова Галины Михайловны Пономарёвой, Людмилы Петровны Воронковой, Галины Алексеевны Аванесовой.

Мне хочется также поблагодарить моих родителей, Лору Александровну и Алексея Алексеевича Ежовых, за неизменную и разностороннюю помощь во всех моих исканиях и начинаниях.

А.А. Кудишина


5

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая работа посвящена анализу и систематизации отражения современного гуманизма как мировоззренческого и культурного феномена в зарубежной (по преимуществу англоязычной) и отечественной научной литературе. Кроме того, объектом исследования являются тс области человеческой деятельности, в которых мировоззрение гуманизма институциализируется и социализируется, образуя те или иные культурные формы в сфере педагогики и воспитания, социальной работы, в программах различных этических и научно-просветительских гражданских организаций, а также на уровне культуры повседневности, как образ жизни определенных слоев современного общества. В теоретическом своём измерении гуманизм при этом рассматривается как мировоззрение, представляющее собой комплекс идей, заимствуемых из таких гуманитарных наук, как антропология, философия, аксиология, психология, педагогика, культурология и др., и содержащее в себе достаточно отрефлектирован- ную мультидисциплинарную парадигму, имеющую вполне определенную практическую направленность и воплощение.

Как отмечают аналитики1, современный гуманизм как глобальное идейное течение в культуре составляет одну из ветвей тех тенденций, которые стали особенно заметными в последние десятилетия XX века и которые обещают быть наиболее плодотворными в XXI столетии. В аналитическом обзоре Ю.Ю. Черного делается вывод о том, что, «представленное... развитие теории и практики гуманизма в XX в., по-видимому, уже не дает оснований сомневаться в факте действительного существования гуманистической традиции в современной философии и культуре».2

Вместе с тем, очевидно, что рассмотреть все стороны процесса становления мировой и национальной парадигмы гуманизма - задача слиш

1 См. Панченко А.И. Некоторые тенденции развития философии в последние десятилетия XX в. - В кн: Философия в XX веке: В 2-х ч. Сб. обзоров и рефератов / РАН. ИНИОН. Отв. ред. Андреева И.С., сост. Панченко А.И. Ч. 2. - М., 2003, с. 4-10; Черный Ю.Ю. Современный гуманизм. (Там же, с. 125-167). См. также статьи «Гуманизм» (В.А. Кувакин, J1.E. Балашов), «Международное гуманистическое движение» (В.А. Кувакин), «Международное гуманистическое движение и “Гуманистический манифест 2000”» (В.Л. Гинзбург, В.А. Кувакин) в энциклопедии «Глобалистика», гл. ред. И.И. Мазур, А.Н. Чумаков. - М.: ОАО Издательство «Радуга», 2003; Современный гуманизм: Документы и исследования. Сост. В.А. Кувакин. - М.: Рос. гуманист, о- во. 2000.

2 Чёрный Ю.Ю. Современный гуманизм, с. 165.


6

ком обширная, чтобы ее можно было решить в рамках одного исследования. Для того чтобы оно могло быть достаточно конкретным и обозримым в своих тематических рамках, была произведена процедура отграничения и выделения предмета и соответствующих аспектов его анализа.

Применительно к отечественному социокультурному контексту наиболее интересным в этой связи представляется рассмотрение тенденций разработки тех или иных областей духовной культуры в свете наследия русской мысли XIX - XX вв. В полной мере это относится и к современному гуманизму, когда с целью отыскания его отечественных идейных корней гуманисты обращаются к наследию великих деятелей российской культуры: Л.Н. Толстому, Ф.М. Достоевскому, В.В. Розанову,

Н.А. Бердяеву, И.О. Лосскому, Л. Шестову и др. С особой очевидностью такая тенденция просматривается в трудах Московской гуманистической школы,1 сложившейся вокруг Центра исследований Российского гуманистического общества при философском факультете МГУ им. М.В. Ломоносова и печатного органа РГО ежеквартальника «Здравый смысл».2

Вместе с тем становление в России современного гуманизма как теоретической парадигмы и его конституирование в виде определенной формы культуры в рамках отечественного научно-исследовательского и образовательного сообщества, а также как просветительского движения, связано с осмыслением и ассимиляцией новейших западных гуманистических традиций, особенно в Европе и США. В этой связи предметом анализа стал современный, по преимуществу англо-американский вариант светского (секулярного) гуманизма, связанного с трудами теоретиков и общественных деятелей, близких к Международному гуманистическо

1 См. Лашов В.В. Неклассические истины, или Парадоксы Льва Шестова. - В кн.: Ку- рабцев B.J1. Миры свободы и чудес Льва Шестова. М.: РГО, 2005, с. 17; Чёрный Ю.Ю. Современный гуманизм, с. 159-165; Кувакин В.А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека. СПб.: «Алетейя», М.: «Логос», 1998, с. 345-350; Лашов В.В. Гуманизм Льва Шестова. М.: РГО, 2002; Вологин Е.А. Экзистенциальногуманистическая антропология Н. А. Бердяева. - Дисс. ...канд. филос. наук, 2003.

2 Проблемами современного гуманизма занимается сегодня большое число гуманитариев в обществоведов. Ежегодно проводятся конференции по вопросам гуманизма. В целом можно сказать, что в рамках этой темы особенно активно участвуют философы, психологи, культурологи и педагоги. Так, например, на конференции 2004 г., посвященной социальным проблемам гуманизма, было представлено более 250 тезисов из всех регионов России. (См.: Гуманизм как теоретическая и практическая проблема: философские, социальные, экономические и политические аспекты. - М.: «РОХОС»,

  1. -435 С.)


7

му и этическому союзу и Американскому совету по секулярпому гумл низму.1

Такая, на первый взгляд, необычная, конфигурация, «встреча», если говорить о России, мировоззренческих и культурных традиций говорит лишь о том, что процессы глобализации социальной жизни и взаимообо гащения культур в современную информационную эпоху стали скорее правилом, а не случайным совпадением.

Не менее важной является возможность сравнить столь, казалось бы, далекие друг от друга традиции, как, с одной стороны, экзистепци- ально-персоналистическая и марксистская в России, а с другой - европейская и американская скептико-рационалистическая, натуралистическая и прагматистская традиции, установить точки их соприкосновения, объективного совпадения и «согласия» в рамках гуманистических установок. Это согласие может говорить о многом, но, прежде всего, о единстве человеческого рода, единстве поисков им фундаментальных ценностей и идеалов достойной жизни.2 В работе показано, что современный гуманизм оплодотворен экзистенциальной метафизикой и психологией и тяготеет к тому, чтобы сочетать в рамках плюрализма и «объективного релятивизма» (П. Куртц) научное мировоззрение, рационализм и скептицизм с такими человеческими «экзистенциалами», как свобода, мужество, забота, трагизм и поиск смысла жизни, метафизические тревоги и т.д.

В предмет анализа входит вопрос об идентификации современного, преимущественно светского гуманизма. Это обусловлено объективным фактом развития современных цивилизационных процессов на Западе и в постсоветской России, когда во второй половине XX в. обозначилась демаркационная линия между нерелигиозным (секулярным, светским, гражданским, демократическим) гуманизмом и религиозными формами гуманизма. Последние были существенно ослаблены под влиянием, с одной стороны, мощных процессов секуляризации, прежде всего, в Западной

1 Общие мировоззренческие установки этого направления гуманизма наилучшим образом отражены в журналах «Фри Инквайери» (Free Inquiry), издании Американского совета по секулярному гуманизму и «Интернейшнл Хьманист Ныос» (International Humanist News), органе Международного гуманистического и этического союза.

2 Тенденции синтеза и примирения различных философских и культурных традиций являются сегодня широко признанными. Так, например, в США происходит интенсивное сближение прагматизма, натурализма, герменевтики и аналитических философских традиций (см., в частности, Лавин Т.З. В защиту неопрагматизма. I Магматический натурализм в американской философии. М.: РГО, М. 2003, с. 34 48; Ryder John. Reconciling Pragmatism and Naturalism / Pragmatic Naturalism and Realism, lid. ву John R. Shook, Amherst (N.Y.), 2003, p. 55-78.) Влияние экзистенциализма па псе области культуры также хорошо известно.




Европе и активизацией традиционалистских и фундаменталистских тенденций в ведущих мировых религиях - с другой. Такой процесс размежевания по-своему проявился в России, когда в ходе культурных трансформаций последних двадцати лет ведущая христианская конфессия, Русская православная церковь (МП) заняла крайне осторожную позицию по отношению к гуманизму, чаще всего (совершенно ошибочно) отождествляя его с официальной советской - пролетарской и атеистической - формой гуманизма. Учитывая это обстоятельство, в данной работе под современным гуманизмом понимается его превалирующее проявление в культуре в качестве светского или гражданского гуманизма.

В современной культурологии признано, что гуманизм - важнейшая линия развития культуры, одна из её доминант: «гуманизм может рассматриваться... как определённый вид культуры».1 Сейчас, в начале третьего тысячелетия, мы уже можем констатировать, что в макроисто- рических масштабах гуманистическая составляющая культуры в целом шла возрастая, хотя и дискретно, а для некоторых стран и регионов и непрерывно, без особых зигзагов и срывов (Англия, США, Новая Зеландия, Австралия, Индия и ряд других стран). В современную инфокибернети- ческую эпоху мировая культура получила новое пространственное изменение и переживает «гуманистический культурный ренессанс» (П. Куртц).2 «Главная черта рождающейся постиндустриальной цивилизации видится в возрождении гуманизма», - отмечает А. Н. Шеховцов.3 Он подчеркивает, что интерес к гуманизму обусловлен изменившимися условиями жизни и саморазвития общества, которые усматриваются в возрастании значения науки и образования, в свободе выбора человеком своего мировоззрения, в повышении роли духовной культуры и формировании новых типов межличностных и социальных отношений.

Существование в мире деструктивных сил, в первую очередь международного терроризма, националистического и религиозного фанатизма, наличие ядерного и бактериологического оружия не уменьшает, а только усиливает значение гуманизма, который готов взять на себя ответ

1
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   81

Похожие:

Гуманизм феномен современной культуры iconПрограмма конференции «Мода как феномен культуры»
Фонд Ирины Филичкиной «Красное платье», при поддержке ано «Институт гражданской активности» в рамках IX международного конкурса модельеров...
Гуманизм феномен современной культуры iconПлан. Особенности развития культуры ХХ века. Основные направления...
Открытие феномена бессознательного, обоснование его как активной силы, стимулирующей творчество, также повлияло на художественную...
Гуманизм феномен современной культуры iconФеномен человека
Чтобы правильно понять данный труд, его следует рассматривать не как метафизический и тем более не как геологический трактат, а единственно...
Гуманизм феномен современной культуры iconАннотация Книга «Экзистенциализм это гуманизм»
Книга «Экзистенциализм — это гуманизм» впервые была издана во Франции в 1946 г и с тех пор выдержала несколько изданий. Она знакомит...
Гуманизм феномен современной культуры iconКультура как феномен. Современное понимание сущности культуры. Множественность...
Морфология культуры. Структура понятия культура. Взаимосвязь внутриструктурных элементов. Культура и цивилизация
Гуманизм феномен современной культуры iconV международную научно-практическую конференцию
Феномен авторства в конструировании художественного целого (авторская книга, феномен самиздата, визуальный облик текста, проблемы...
Гуманизм феномен современной культуры iconЛекция: гуманизм культуры эпохи возрождения
Возрождения. Это время характеризовалось высоким подъемом в области науки, литературы и искусства. Родиной Возрождения является Италия,...
Гуманизм феномен современной культуры iconИсточник: Социалистический гуманизм под ред. Э. Фромма
Источник: Социалистический гуманизм под ред. Э. Фромма (New York: Doubleday), 1965
Гуманизм феномен современной культуры icon3 июня в 12 часов в Центре современной культуры «Факел» по адресу...
Центре современной культуры «Факел» по адресу ул. Софийская, дом 44 состоится фестиваль детских спектаклей, поставленных воспитанниками...
Гуманизм феномен современной культуры icon1. Абай Кунанбаев великий поэт, писатель, общественный деятель, основоположник...
Абай Кунанбаев великий поэт, писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы, реформатор...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница