Национальный технический университет


НазваниеНациональный технический университет
страница1/14
Дата публикации17.03.2013
Размер1.94 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Харьковский политехнический институт»

социологиЯ

конспект лекций

для иностранных студентов,

обучающихся по экономическим направлениям подготовки

Харьков НТУ “ХПИ” 2010


СОДЕРЖАНИЕ




Предисловие




Модуль 1.

Базовые формы социального




Тема 1.

Социология – наука об обществе




Тема 2.

Культура как социальный феномен




Тема 3.

Личность и общество




Тема 4.

Социальный контроль и отклоняющееся поведение




Тема 5.

Социальная структура общества




Тема 6.

Социальная стратификация и социальная мобильность




Тема 7.

Этнос как фактор социальной дифференциации




Тема 8

Гендер как фактор социальной дифференциации




Модуль 2.

Организационные и институциональные

основы общества




Тема 9.

Социальные организации




Тема 10.

Социальные институты.

Общественное мнение как социальный институт




Тема 11.

Экономика как социальный институт




Тема 12.

Образование как социальный институт




Тема 13.

Семья как социальный институт




Тема 14.

Общество и социальные изменения




Тема 15.

Концепции социальных изменений




Тема 16.

Методология и методы социологического исследования





Модуль 1. Базовые формы социального

Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ – НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ

  1. Объект и предмет социологии. Место социологии в системе наук.

  2. Структура и функции социологии.

  3. Методологические подходы к анализу общества.

1. Объект и предмет социологии. Место социологии в системе наук.

Термин «социология» был впервые использован французским ученым Огюстом Контом (1798-1857) в работе “Курс позитивной философии” (1842 г.). Он происходит от латинского слова societas (общество) и греческого слова logos (наука, знание). Таким образом, в буквальном понимании, социология – это наука об обществе. Первоначально Конт называет социологию социальной физикой. Эта наука, по его мнению, должна заимствовать у естественных наук объективность, проверяемость, доказательность. Социология в понимании Конта отождествлялась с обществоведением в целом. На современном этапе за социологией закрепилось специфичное место в системе наук, для понимания которого начнем с определения ее объекта и предмета.

Объект науки – это часть окружающего мира, на которую направленный исследовательский интерес. Объект науки всегда отвечает на вопрос «что изучает наука». Природа, животный и растительный мир, человек, общество, культура и прочее могут выступать объектом исследования различных наук. Так, например, животный мир может быть объектом изучения биологии, зоологии, психологии, палеонтологии и т.д. Человек, общество и культура изучаются социологией, философией, историей, психологией, культурологией и т.д. Таким образом, науки часто отличаются одна от одной не объектом, а предметом изучения.

Предмет науки – сторона объекта, угол зрения, под которым он изучается. Следуя такой логике, каждому объекту исследования может отвечать несколько предметов. Например, кирпичный дом как часть окружающего мира, может выступать объектом исследования разных специалистов, но интересовать их будут разные аспекты. Экономиста могут заинтересовать затраты на его строительство, архитектора – архитектурный стиль, эколога – влияние на окружающую среду и т.д.

Объектом социологии выступает общество или социальная реальность, которая окружает людей. Поскольку общество и социальная реальность – слова многозначные, поэтому нужно, прежде всего, определиться с их значением в социологии. Под термином «общество» социологи обычно понимают исторически сложившийся тип социальной организации, социальных связей и отношений между людьми. Такая социальная организация явлений и процессов возникает вследствие совместной жизни и взаимодействия людей, влияет на их способ мышления и поведение, проявляется в действиях, словах, вещах, сделанных людьми. Совместная жизнь людей, или, социальная реальность выступает для социологов материалом научного поиска, или объектом.

Объект социологии в целом совпадает с объектом других общественных наук: демографии, социальной психологии, этнографии, экономики, политологии и т.д. Но у каждой общественной науки есть свой специфический предмет. Именно предмет, а не объект определяет содержание той или другой науки. В случае социологии предметную область познания создают явления и процессы, которые описываются и объясняются с помощью таких понятий как «общество», «социально взаимодействие», «социальные группы», «социальная структура», «социальные институты», «социальное неравенство», «социальные конфликты», «социальные изменения», «социальные статусы», «социальные роли» и другие.

Определение предмета социологии путем перечисления явлений и процессов, которые входят в область исследовательского интереса этой науки, практически невозможно, во-первых, так как он будет слишком большой, во-вторых, он никогда не будет полным, так как постоянно пополняется в процессе развития социологии. Поэтому определение предмета социологии должно базироваться на раскрытии содержания ключевого для этой науки понятия – понятия «социальное».

В обыденной речи слово «социальное» используется в широком и узком значениях. В широком значении это понятие объединяет все разновидности явлений, которые касаются совместной жизни людей – экономические, политические, религиозные, правовые и т.п. В узком значении оно употребляется для выделения наряду с политикой и экономикой особой сферы общественной жизни – социальную, которая включает в себя образование, здравоохранение, помощь малообеспеченным и т.п.

С социологической точки зрения социальное в широком значении есть не просто сумма экономических, политических, правовых, религиозных и прочих явлений и процессов, а связь, взаимозависимость между ними. Об экономических явлениях и процессах мы говорим как о социальных, когда хотим подчеркнуть, например, что способы организации бизнеса в стране зависят не только от представлений об экономической эффективности, но и от политического устройства и от этических норм, характерных для господствующей в стране религии.

Социальное в узком значении – это не просто сегмент общественной жизни, который включает все то, что не вошло в сферу политики и экономики, а те явления и процессы совместной жизни людей, которые обусловлены не стремлением к власти и управлению друг другом, не стремлением к богатству и конкуренции друг с другом, а стремлением принадлежать к обществу, стремлением к солидарности друг с другом.

Таким образом, социологическое использование понятия «социальное» предусматривает рассмотрение явлений и процессов под особым углом зрения, согласно которому они социально обусловлены, т.е. обусловлены связями, которые возникают между различными видами деятельности, событиями и ситуациями в ходе совместной жизни людей. Изучение социальной обусловленности явлений, происходящих в обществе возможно только через изучение законов, закономерностей и механизмов его функционирования и развития.

Поэтому предмет социологии может быть определен как выявление социальной обусловленности явлений социальной реальности через изучение законов, закономерностей и механизмов функционирования и развития общества.

Более четко предмет социологии будет очерчен при рассмотрении соотношения социологии с другими науками, изучающими общество.

^ Социология и философия:

Общее:

Различия:

1. Изучение общества как

целостного организма.

1. В философии – умозрительность, в социологии – конкретность.

2. В философии применяются теоретические методы, в социологии – как теоретические, так и эмпирические.

Философия рассматривает общество как специфическую часть мироздания и пользуется другими, предельно общими понятиями и категориями. Она смотрит, как в обществе действуют общефилософские законы (например, основной закон философии применительно к обществу рассматривается как вопрос о соотношении общественного бытия и общественного сознания).
^ Социология и история:

Общее:

Различия:

1. Анализ исторического процесса как единого целого.

1. История обращает внимание на уникальность событий, явлений, для социологии главное выделить повторяющееся, типичное, закономерное в ряду социальных явлений, событий и процессов.

2. История акцентирует внимание на прошлом, социология – на настоящем.

^ Социология и психология:

Общее:

Различия:

1. Изучение и объяснение поведения людей.

1. Психология изучает влияние на поведение человека индивидуальных особенностей его психики (характера, темперамента, способностей, волевых качеств), а социология – влияние общества (социальных норм, традиций, групп, общностей, к которым человек принадлежит).

2. Социология акцентирует внимание на рациональной составляющей поведения индивида, т.е. в отличие от психологии социология не изучает бессознательное, иррациональное.

^ Социология и другие специальные науки (экономика, политология, право и пр.):

Специальные науки изучают отдельные сферы общества, отдельные виды отношений, социология же изучает общество как целостность, как целостный функционирующий и развивающийся социальный организм, анализирует взаимодействие основных сторон, подструктур общества, что позволяет раскрыть особенности общества как целостности. Отдельные явления и процессы интересуют социологию с точки зрения их роли и места в системе общественных отношений, в структуре единого функционирующего организма.

^ 2. Структура и функции социологии. Социология как наука сегодня представляет собой органическое единство и сбалансированность двух направлений – теоретического и эмпирического. В начале третьего тысячелетия социологическое знание имеет трехуровневую внутреннюю структуру:

1) ^ Общесоциологические теории. Они описывают общество как единую систему во взаимодействии основных элементов, механизмы функционирования общества как целостного организма.

Однако единой общесоциологической теории не существует. Этот факт можно объяснить тем, что социокультурная система, которую изучают социологи, намного сложнее, чем физические или технические системы. На поведение человека влияет огромное количество факторов, которые дают возможность разнообразных социологических объяснений. Также на формирование социологических теорий влияют разные философские, мировоззренческие, политические парадигмы, которые обуславливают разные исходные тезисы и подходы к формированию теорий. Поэтому в общесоциологической теории существует несколько конкурирующих между собой теоретических направлений – это структурный функционализм и теория конфликта.

Присущий социологии теоретический плюрализм, бесспорно, усложняет социологическое знание, вносит элементы неопределенности, разрешает по-разному трактовать факты. Но надо помнить, что в науке конкуренция направлений – явление скорее положительное, оно способствует саморазвитию науки, добавляет ей гибкости. В частности, большинство социологов, независимо от того к каким школам и направлениям они принадлежат, признают, что теоретические подходы имеют разную эффективность в зависимости от объекта и цели исследования. Так, функциональный подход приобретает высокую эффективность при изучении нормально действующих социальных механизмов и конструкций в условиях социальной стабильности. Однако он не дает ответа на вопрос: почему происходят войны и революции, почему одни империи гибнут, а на смену им появляются другие? На эти вопросы пытается ответить теория конфликта, поэтому ее используют для исследования социальных потрясений, причин революций, случаев распада социальных систем, классовых и национальных противоречий и антагонизмов.

Общесоциологическая теория существует не как самоцель, а как средство интерпретации разнообразных общественных явлений. Поэтому следующим шагом развития социологии было ее приближение к реальной жизни и разветвлению соответственно конкретным, поставленных перед ней задач.

2)^ Теории среднего уровня. В ХХ веке социология большей частью развивалась по отдельным направлениям, которые получили название отраслевой социологии или теорий среднего.

Фактически все социальные подсистемы, социальные общности и социальные процессы описываются соответствующей социологической теорией. Социология семьи, социология образования, социология политики, социология экономики, социология культуры, социология религии, социология молодежи, социология города, социология преступности, социология организаций – лишь некоторые из них. Представление о многообразии областей современной социологии дает организационная структура Международной социологической ассоциации. В ассоциации действует свыше 50 исследовательских комитетов и рабочих групп, которые объединяют научных работников, специализирующихся на исследованиях в отдельных областях социологии.

Благодаря специальным социологическим теориям происходит эффективное взаимодействие между общесоциологической теорией и эмпирическими исследованиями. Согласно удачному замечанию Р. Мертона, теории среднего уровня играют роль «мостика», объединяющего высокую теорию и эмпирические исследования.

3) ^ Эмпирические исследования. Этот уровень социологического знания связан со сбором, описанием, классификацией и интерпретацией конкретных фактов. Эмпирическая социология оперирует фактами, частотами, процентами, числовыми показателями и математическими индексами, она отображает социальную реальность в количественном измерении. Чаше всего непосредственным объектом эмпирических исследований выступает человек или социальная группа как носители первичной социальной информации. Известнейшей и популярнейшей формой таких исследований является анкетный опрос.

^ Общая социологическая теория

Изучение социальных структур

Изучение социального развития

Изучение развития личности

Определение принципов, методологических подходов к социологическому познанию

^ Теории среднего уровня

Теории, изучающие отдельные общности:

Социология семьи;

Социология города;

Социология слоев, классов;

Этносоциология;

Социология толпы

Теории, изучающие жизнедеятельность общностей в отдельных сферах:

Социология образования;

Социология политики;

Социология труда;

Экономическая социология

Теории, изучающие отдельные элементы социального механизма

Социология конфликтов;

Социология коммуникации;

Социология социального контроля

^ Эмпирические исследования

Измерение конкретных социальных процессов

Функции социологии:

1. Теоретико-познавательная – социология накапливает и систематизирует знания об обществе, его составляющих, социальных механизмах, об основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития.

2. Методологическая – социология дает исходные знания об обществе как целостной системе, эти положения имеют методологическое значение для других наук об обществе.

3. Информационная – социология дает представление о состоянии социальных процессов; информационная функция – это сбор, систематизация и накопление информации, полученной в результате исследований. Социологическая информация – это самый оперативный вид социальной информации.

4. Прогностическая – выдача социальных прогнозов, краткосрочных и долгосрочных. Прогноз опирается на открытую тенденцию развития социальных явлений.

5. ^ Функции социального проектирования и социальной технологии – социология определяет оптимальный путь решения практических проблем, разрабатывает методы, способы, приемы управленческих решений, т.е. разрабатывает социальную технологию.

6. Мировоззренческая – социология выступает основой формирования у человека целостной картины мира, основой его мировоззрения.

^ 3. Методологические подходы к анализу общества. Существует два основных подхода к анализу общества: макросоциологический и микросоциологический.

Макросоциологический

Микросоциологический

Общество – это целостный организм, поэтому, только анализируя общество как целостность, можно понять тенденции его развития и поведение отдельных личностей.

Подход тесно связан с социальной философией.

Общество – это абстрактное понятие, реальны лишь индивиды. Следовательно, постичь своеобразие общества в целом возможно только путем изучения социального взаимодействия индивидов.

Подход тесно связан с социальной психологией.

^ Основные теории:

Функционализм

Конфликтный подход

Основные теории:

Символический интеракционизм

Теория ролей

Теория социального обмена

Функционализм: Основные идеи функционализма были сформулированы Г. Спенсером, Э. Дюркгеймом, Т. Парсонсом, Р. Мертоном.

Общество – единый организм, который состоит из элементов, выполняющих определенные функции. Эти функции направлены на обеспечение целостности и устойчивости общества.

Р.Мертон считает, что элементы социальной системы не обязательно выполняют позитивные для всей системы функции, т.е. они могут причинять системе вред. Кроме того, не все функции элементов системы очевидны. Таким образом, Р.Мертон ввел понятия дисфункций и скрытых (латентных) функций.
^ Конфликтный подход: Р. Дарендорф, Л. Козер.

Если функционализм делает акцент на механизмах, которые сохраняют общество, то конфликтология обращает внимание на механизмы, выводящие общество из равновесия.

Основные положения конфликтного подхода:

  • Любые ресурсы в обществе ограничены, следовательно, распределяются неравномерно.

  • Неравномерное распределение ресурсов вызывает конфликт.

  • Конфликты ведут к реорганизации общественного устройства.

  • В результате возникает новый вид неравенства.

В конфликтном направлении существует 2 течения:

1. Представитель – Л. Козер: благодаря конфликту система становится устойчивой, для этого конфликт надо направлять по нужному руслу, конфликт – естественное состояние общества. Причина конфликта – борьба за ресурсы.

2. Представитель – Р. Дарендорф. Конфликт приводит к развалу старых систем и возникновению новых. Главная причина конфликта – неравномерное распределение авторитета или власти.

^ Символический интеракционизм (или теории взаимодействия): Дж. Мид, Ч. Кули.

Если другие воспринимают общество как нечто изначально существующее, как совокупность готовых, законченных структур, то в символическом интеракционизме общество – продукт постоянного взаимодействия людей, и то, как они взаимодействуют, определяет специфику общества.

Основные положения интеракционизма:

  • Люди живут и действуют не в мире объектов, а в мире символов.

  • Символы возникают в ходе социального взаимодействия.

  • Значения символов могут изменяться на основе процессов взаимодействия.

Символ – вещь, имеющая значение.

Социальная жизнь возможна, потому что некоторые группы людей разделяют систему общих символов. В других символических системах взаимодействовать трудно.

^ Теория ролей: Дж. Морено.

С его точки зрения жизнь – это театр.

  • Как и актеры, члены общества занимают определенные позиции, статусы в обществе.

  • Актеры придерживаются сценария, а человек – писаных и неписаных норм.

  • Актеры подчиняются режиссеру, а члены общества тому, у кого статус, власть.

  • Актер реагирует на роль партнера, а люди на роли друг друга, корректируют свое поведение.

  • Актеры реагируют на публику, а члены общества – на другие группы, в первую очередь – на референтную группу.

  • Актер проигрывает роль в зависимости от таланта, а человек от знаний роли, ее усвоения, возможности понять другого, войти в его положение, а также под влиянием «Я образа», понимания самого себя, навыков проигрывания этих ролей.

^ Теории обмена: П. Блау, Дж. Хоманс.

Социальный мир – это рынок, где люди вступают в сложную сеть обменных операций. Люди располагают определенными ресурсами, которые могут быть обменены на другие ресурсы.

Люди рассчитывают ценность своих ресурсов и ценность тех ресурсов, которые они могут получить взамен. На базе этих расчетов они обмениваются ресурсами, и система таких обменов лежит в основании общественного устройства. Конфликт объясняется тем, что одна из обменивающихся сторон посчитала сделку для себя невыгодной.

^ Аксиомы теории обмена:

  • Чем больше будет вознаграждаться человеческое действие, тем выше будет вероятность повторения этого действия.

  • Если получение вознаграждения за определенные типы поведения зависит от каких-то условий, человек будет стремиться воссоздать эти условия.

  • Если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий для его получения.

  • Когда потребности человека в вознаграждении близки к насыщению, данный вид деятельности становится менее привлекательным

Таким образом, социология это наука об обществе как целостном организме, тенденциях, социальных законах и механизмах функционирования и развития общества через изучение его составных элементов (личности, социальных групп и социальных институтов), которая интегрирует теоретические и эмпирические знания и методы, опирается на макросоциологические и микросоциологические подходы.

Тема^ 2. КУЛЬТУРА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

1. Понятие и функции культуры.

2. Базисные элементы культуры.

3. Культурное разнообразие. Виды культуры.

4. Этноцентризм и культурный релятивизм.

^ 1. Понятие и функции культуры. В науке, да и в повседневной жизни, тяжело найти понятия, которое бы использовалось чаще и имело бы больше значений, чем понятие культура. Поэтому очень сложно дать единое определение, в котором были бы учтены все оттенки и значения этого слова. Термин «культура» имеет латинское происхождение (cultura – уход, обработка) и первоначально означало обработку земли, выращивание урожаев. На сегодняшний день существует множество определений понятия «культура», часто это понятие употребляется как синоним цивилизации, общества, например, «культура майя» или «трипольская культура». Но в любом случае культура всегда понимается как творческие достояния людей, отделенные от того, что дает нам природа. Поэтому культура не наследуется генетическим путем, она непосредственно связана с обществом. Между культурой и обществом существует очень тесная связь, но необходимо понимать, что:

  • культура имеет отношение к стилю жизни членов данного общества – их привычкам, традициям, манере поведения, материальным ценностям, которые они вырабатывают.

  • общество же, в первую очередь, это система взаимоотношений, которая объединяет людей одной культуры.

Ни одна культура не может существовать без общества, но также ни одно общество не может существовать без культуры.

Под культурой мы будем понимать явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Культура олицетворяет в себе все, что мы думаем, как поступаем и чем владеем.

С точки зрения социологии, культура – это ценности, нормы, традиции, убеждения, модели поведения и материальные предметы, которые вместе формируют образ жизни людей, объединяя их в единую целостность – общество.

Чтобы понять содержание культуры, необходимо помнить, что культура всегда существует в двух формах.

Материальная культура – это материальные ценности, созданные людьми: техника, сооружения, одежда, предметы быта и т.п..

Нематериальная или духовная культура – это идеальные (т.е. нематериальные) формы общественной жизни, идеи, которые создают люди: язык, религия, идеология, моральные и правовые нормы, фольклор и народные традиции, наука, искусство и т.п..

Культуру изучают разные науки – философия, культурология, история, антропология и прочие. Однако в социологии существует свой аспект изучения культуры; она, прежде всего, исследует роль культуры, ее функции в формировании и развитии социальных систем, то, как те или иные элементы культуры влияют на жизнедеятельность социальных общностей. К социальным функциям культуры относят:

^ 1.Функцию адаптации. Культура обеспечивает приспособление общества и отдельного индивида к среде – природной, исторической, психологической.

2. Функцию идентификации. Опираясь на созданные культурой идеи и представление об окружающей реальности, индивид создает собственный «Я-образ», который получил название идентичности. Формированию идентичности способствует отождествление себя с определенными социальными общностями, которое возникает на основе общей культуры.

^ 3.. Образовательно-воспитательную функцию. Усваивая культурные образцы и навыки, биологический индивид становится личностью, способной думать, говорить, целенаправленно действовать и взаимодействовать с социальным окружением. Поэтому, рассматривая процесс формирования личности, социологи понимают его как процесс формирования носителя, преемника и продолжателя культуры.

^ 4. Функцию интеграции. Единые ценности, нормы, традиции и стандарты поведения объединяют огромное количество людей в общество. Т.е. культура – это цемент, который объединяет людей и делает возможными постоянные, надежные, возобновляющиеся отношения.

^ 5. Мировоззренческую функция. Культура объясняет окружающий мир и помогает найти смысл человеческого существования.

6. Регулятивную функция. Культура – это нормативная система, правила, которые считаются разумными и правильными в данном обществе. С помощью норм, ценностей, обычаев культура упорядочивает и ориентирует поведение людей, благодаря культуре люди имеют возможность оценить пользу или вред, добро или зло.

^ 7. Функцию социального контроля. Культура накладывает ограничения, контролирует поведение людей, которые должны вести себя так, как считается принятым и приемлемым в данной культуре. Она способна наказывать, поощрять, сдерживать поведение людей.

^ 8. Функцию социальных изменений. Изобретения и инновации в социокультурной сфере (например, научные открытия, новые религиозные культы или политические идеологии) могут выступать мощным фактором социальных изменений в обществе в целом.

^ 2. Базисные элементы культуры. Несмотря на то, что культуры чрезвычайно отличаются друг от друга, с точки зрения базисных элементов они всегда состоят из языка, символов, ценностей, норм и технологии. Рассмотрим каждый элемент отдельно.

^ Язык. Язык выступает, образно говоря, «ключом» к пониманию культуры.

Языкэто код, шифр, с помощью которого люди могут общаться друг с другом и отличать своих от чужаков.

На земном шаре существует около 3600 языков, и только 300 из них – литературные. В современном мире чаще всего употребляют китайский, английский и испанский язык, четвертое место занимает русский язык.

Рядом с языком, как устной культурной традицией, существует и письменность. Письменность люди изобрели около 5 тыс. лет тому назад, и это можно считать огромным шагом вперед в человеческой истории.

Язык – явление социальное, им невозможно овладеть без общения с другими людьми. Также язык выступает главным средством передачи культуры. Как в нашем организме присутствуют гены предков, так и в культуре содержатся неисчислимые символы тех, кто жил до нас.

Язык принимает участие в приобретении и организации жизненного опыта людей. Это можно увидеть при сравнительном анализе различных языков. В языке гренландских эскимосов нет слов «лифт» и «троллейбус», но существует около 70 определений снега и льда, в арабском языке можно найти 6000 слов для определения верблюда, частей его тела и сбруи.

Единый язык консолидирует, поддерживает единство общества, поэтому понятно, почему любое государство уделяет большое значение проблеме государственного или национального языка, предоставляя ему всяческую поддержку.

Символы. Люди, как и все другие живые существа, воспринимают окружающий мир с помощью органов чувства, но в отличие от других мы создаем символы.

Символы – это понятия и вещи, которые несут в себе определенный смысл, имеют значение для людей одной культуры. Слово, улыбка, картина в приемной директора, белый халат врача или мундир военного, сигнал «SOS» и прочее – все это символы, с помощью которых мы общаемся и передаем информацию друг другу.

Чтобы адекватно понимать друг друга людям необходимо оперировать общепринятыми значениями, им нужен единый язык, понятные слова, термины, знаковые системы. Поэтому люди «договариваются» считать тот или иной звук, движение, цвет, геометрическую форму и т.п. понятными для себя и окружения. Так появляются символы – условные значения, которых не существует в природе. Но одни и те же предметы, физические явления и жесты имеют различные значения в зависимости от контекста культуры.

Некоторые символы имеют исключительное значение для отдельного человека и культуры общества в целом. К ним принадлежат государственный флаг, герб, гимн, архитектурные памятники, могилы предков и т.п. Подобные символы выступают в качестве социальных ценностей, которые имеют особое значение в культуре.

Ценности. Чтобы удовлетворить свои потребности, человек должен обязательно оценить окружающий мир, его элементы, связи, понять их значение для себя, выработать представление о желаемом. Для этого необходимо применить абстрактные, обобщенные критерии оценки. Именно такие обобщенные критерии оценки действий, связей, явлений, идей составляют основу культуры и имеют название ценностей.

Ценностиэто общие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что желательно, правильно и полезно.

Ценности всегда лежат в основе моральных принципов. В христианской культуре – это десять заповедей, которые ставят превыше всего ценность человеческой жизни (не убей), супружескую верность (не прелюбодействуй), уважение старших (почитай отца своего и мать свою). Эти ценности можно назвать общечеловеческими.

Наряду с общечеловеческими существуют национальные ценности, они формируют основу этнической культуры, способствуют самоидентификации, объединяют людей. Это народные традиции, праздники, фольклор, исторические реликвии, памятники архитектуры и т.п.

Аналогичным способом можно выделить групповые, семейные и даже индивидуальные ценности. Например, рушник, фотография или ювелирное украшение могут иметь большую ценность для отдельной семьи или человека, и не заслуживать внимания всех других.

^ Нормы. Нормы (от лат. norma – правило, образец) – это общезначимые правила поведения, санкционируемые обществом или социальной группой. Нормы всегда регулируют поведение людей согласно ценностям определенной культуры.

Соблюдение или нарушение социальных норм вызывает соответствующую реакцию со стороны окружения, которая принимает форму поощрения или наказания. Санкции, например, одобрительная улыбка или удивленный взгляд, создают систему социального контроля – разнообразных средств, с помощью которых общество контролирует выполнение норм.

^ Технологии и материальная культура. Наряду с такими неощутимыми при прикосновении феноменами как символы, нормы и ценности, культура существует также в виде вполне материальных вещей. Китайцы едят не ножом и вилкой, а палочками, японцы сидят на полу и снимают обувь, прежде чем зайти в дом, молодежь чаще пользуется CD-проигрывателями и мобильными телефонами. Технологии существуют в любой культуре.

Технологии это способ производственной деятельности и знания, которые помогают людям обустроить жизнь в данных условиях.

Развитие технологий в современном обществе привел к формированию так называемой «техносферы». Огромное количество технических устройств, которые окружают человека, создают искусственную среду, аналогов которой никогда не было в прошлом.

^ 3. Культурное разнообразие. Виды культуры. Человеческим культурам присущее удивительное разнообразие. Ценности и нормы широко варьируются и часто значительно отличаются от тех, которые мы считаем «нормальными». Например, иудеи не едят свинину, в то время как индусы едят свинину, но не употребляют в пищу говядину. Европейцы рассматривают поцелуй как вполне естественное проявление сексуального поведения, однако во многих других культурах он неизвестен (как, например, в Нигерии), или же признается отвратительным. Индусы испытывают удивление, что жена европейца обращается к мужчине по имени в присутствии его матери и без ее разрешения. Японцы, рассказывая о печальных событиях, улыбаются, чтобы не причинить боль слушателю. Мусульманин будет поражен, увидев алкогольные напитки за столом на христианских поминках. Приведенные примеры есть лишь отдельными аспектами широкого культурного разнообразия, которое отличает одно общество от другого.

Культура общества редко выглядит как что-то единое и целостное. Целостность культуры, т.е. когда все члены общества разделяют единые ценности, нормы, а также почти не различаются в образе жизни, присуща лишь архаическим обществам, которые немногочисленны, недостаточно структурированы и почти не имеют социальной дифференциации и неравенства. Появление социальной дифференциации и неравенства приводят к возникновению разнообразных видов культуры.

^ Виды культуры:

Господствующая культура культура большинства или господствующих классов. Это общие, унифицированные формы культуры, которые присущи большим обществам, нациям или народам в целом. Так, общая история, условия проживания, особенности быта и т.п., приводят к возникновению общих социально-психологических черт народа, которые называют менталитетом.

Субкультура – система норм и ценностей, которые распространены в пределах отдельной социальной общности и отличают ее от других. Субкультуры формируются под влиянием таких факторов как принадлежность к классу, этническое происхождение, религия, место жительства, возраст и т.п. Так своя культура у бизнесменов и бомжей, программистов и спортсменов, христиан и буддистов, горожан и фермеров, молодых и пожилых людей, наркоманов и алкоголиков и т.д.. Каждый человек может принимать участие во многих субкультурах одновременно, однако это не означает, что он отказывается от господствующей культуры, чаще всего он лишь демонстрирует незначительное отклонение от нее.

Однако субкультура иногда может принимать форму контркультуры. Контркультураэто субкультура, нормы и ценности которой не только отличаются от общепринятых, но и противостоят им. Контркультура – это форма протеста, вызов существующей социальной системе, главная цель носителей контркультуры – возмутить общество, вызвать интерес к «андеграунду», обратить внимание на определенные общественные проблемы. Примером контркультуры может выступать культура хиппи, террористов, преступников.

Наличие в обществе мощной контркультуры выступает признаком глубокого кризиса культуры и неудовлетворенности части общества (чаще всего молодежи) системой ценностей, норм и образцов поведения, которые предлагает культура. Такие моменты чаще или реже переживает любая культура. Но с помощью контркультур эти кризисы, возможно, преодолеть, воспринимая положительные элементы, совершенствуя отношения между людьми.

В зависимости от принадлежности людей к тому или иному классу различают:

Элитарную (или высокую) культурукультурные образцы, которые создавались привилегированной частью общества или по ее заказу профессиональными творцами. Она, прежде всего, включают классическую музыку, литературу и изобразительное искусство. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. К ее разновидностям можно отнести светское искусство и салонную музыку.

Народная культура культурные образцы, которые широко распространены среди населения, это фольклор, сказки, мифы и песни, потребляемые беднотой.

Такое распределение существовало до середины ХХ столетия, потом, с широким распространением средств массовой информации (радио, печатных изданий, кино, а позже телевидения, магнитофонов, видеоносителей, Интернета и т.п.), произошло стирание различий между элитарной и народной культурой. Так возникла массовая культура.

Массовая или популярная культура – культурные образцы, которые адресованы широкой аудитории, так называемому «массовому потребителю».

^ 4. Этноцентризм и культурный релятивизм. Человек, который с детства воспитывался на идеях и ценностях своей общности, как правило, склонен оценивать эти идеи и ценности как естественные и правильные. Ценности, идеи и нормы другой культуры могут казаться ему непонятными, странными и даже дикими. Т.е., люди, обычно, смотрят на мир через призму своей собственной культуры.

Тенденция оценивать обычаи, ценности и нормы других культур с позиции стандартов собственной культуры получила название этноцентризм. Этноцентризм может быть не только этническим, хотя чаще всего мы сталкиваемся именно с этой формой, но и групповым. Например, когда военные используют присущие им нормы и ценности для оценки деятельности общественных объединений или научных коллективов.

С точки зрения социологии, как идеологически нейтральной науки, любую культуру необходимо изучать, исходя из ее собственных норм и ценностей, оценка другой культуры с позиции своей собственной недопустима для социолога. Однако важно помнить, что уважение и любовь к своей культуре, истории, приверженность традициям, языку способствуют сплоченности общества, формированию чувства патриотизма.

Этноцентризм – явление естественное и неизбежно для культуры, по степени выраженности он может существовать в трех формах:

^ Недостаточный этноцентризм может привести к размыванию культуры, аккультурации, т.е. привитию новых культурных форм, смешиванию их с местными культурными традициями, и даже, к ассимиляции культуры в более устойчивой и развитой.

^ Умеренный этноцентризм необходим людям для ощущения эмоционального единства, интеграции народа, общества. Умеренный этноцентризм выполняет положительные функции, формирует непредубежденное и толерантное отношения к другим культурам, которые само по себе выступает признаком уверенности, открытости и развитости культуры.

^ Абсолютный этноцентризм порождает враждебность, конфликты с другими народами, которые связаны с попыткой навязать им свои, кажущиеся более прогрессивными нормы и ценности. Подобные проявления этноцентризма приносят вред, в первую очередь, самому народу и его интересам, тормозит развитие культуры, делает ее невосприимчивой к новому, консервативной и негибкой.

Позиция, противоположная этноцентризму, называется культурным релятивизмом. С точки зрения культурного релятивизма, каждая культура – это уникальное явление, поэтому она должна рассматриваться только на основе принятых в ней стандартов. Однако соблюдение принципа культурного релятивизма иногда порождает трудности и вопросы. Например, если в некоторых культурах существует ритуальный каннибализм, должны ли мы относиться к этому как к «нормальному проявлению культурного разнообразия»? Во многих современных восточных обществах женщины и до сих пор не имеют равных с мужчинами прав. Должные ли мы отказаться от отрицательной оценки дискриминации женщин лишь на основе уважения к чужим традициям? Ответ на эти вопросы, по мнению многих социологов, заключается в том, что главное для науки вообще и социологии в частности – не оценка, а понимание явления.

Любой культурный образец (обычай или норма, ценность или обряд), каким бы «диким» он не казался представителю другой культуры, может быть понятым лишь в контексте собственной культуры. Понимание содержания того или другого обычая не означает его безоговорочного одобрения и принятия. Если же все, что кажется «неправильным», просто отбрасывается, понимание другой культуры становится просто невозможным. Так, многоженство невозможно оценить и понять в традициях христианства, но ислам и восточные традиции позволяют выяснить причины возникновения и сущность этого феномена.

Культурный релятивизм должен применяться не только в процессе научного анализа, а и в повседневных взаимодействиях представителей разных культур. Привитие культурного релятивизма происходит сложно, он требует понимания непривычных ценностей и норм, отказа от культурных стандартов, которых люди придерживались всю жизнь. Но постепенно, по мере того как жители разных стран все чаще контактируют друг с другом, важность понимания других культур значительно повышается. Благодаря международной экономике, распространению средств массовой коммуникации и информации, процессам миграции, туризма и т.п. мы наблюдаем сближение мировых культур, культурный обмен между ними.

Вместе с этим, проявляется и противоположная тенденция – сохраняются значительные культурные отличия. Целостность и самобытность культуры обеспечивается механизмами социокультурной селекции и социокультурным иммунитетом. Каждая культура в процессе культурного обмена старается отобрать и сохранить лишь те черты, которые отвечают ее общей логике, менталитету. Для этого культура может оказывать сопротивление чужим для нее элементам. Так почти все страны мира позаимствовали у западного общества технологии и средства организации производства, но не нормы и принципы западной морали. Подобное сопротивление – это свидетельство особой заботы людей о собственной культуре, сохранении ее самобытности и неповторимости, поскольку потеря культуры непременно приведет к распаду данного общества, которое всегда характеризуется определенными традициями, нормами, моделями поведения.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Национальный технический университет iconСевастопольский национальный технический университет
Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины, Севастопольский национальный технический университет (Севнту) с 23 по...
Национальный технический университет iconСевастопольский национальный технический университет
Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины, Севастопольский национальный технический университет (Севнту) с 22 по...
Национальный технический университет iconСевастопольский национальный технический университет
Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины, Севастопольский национальный технический университет (Севнту) с 23 по...
Национальный технический университет iconИнформационное письмо
Организаторы: Новосибирский государственный технический университет, Тюменский государственный университет, Одесский национальный...
Национальный технический университет iconБелорусский национальный технический университет
«электропривод и автоматизация промышленных установок и технологических комплексов»
Национальный технический университет iconБелорусский национальный технический университет
А. Т. Арбузов, К. И. Баландин, А. В. Беляев, Е. Г. Богданович, А. В. Браточкин, Б. Д. Долготович, В. К. Киселев, И. Ю. Сервачинский,...
Национальный технический университет iconБелорусский национальный технический университет
О 64 Организация и проведение производственной экономико-управленческой практики: пособие для студентов специальности 1-26 02 01...
Национальный технический университет iconТехнический университет в Кошицах
Технический университет (ТУ) был заложен в Кошицах 8 июля 1952 года и имел 3 факультета. Назывался он тогда Высокой технической школой....
Национальный технический университет iconБелорусский национальный технический университет
Рынок недвижимости представляет собой определенный набор механизмов, посредством которых передаются права на собственность и связанные...
Национальный технический университет iconУчебное пособие Часть I самара Самарский государственный технический...
Г83 Религиоведение: учеб пособие: в 2 ч. Ч. / В. В. Гридина. – Самара: Самар гос техн ун-т, 2009. с
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница