Вопросы к контрольному срезу для групп да-51, дп-51-52 Характеристика педагогической деятельности педагога учреждения дошкольного образования: структура и функции деятельности, профессиональные умения и личностные качества


Скачать 175.81 Kb.
НазваниеВопросы к контрольному срезу для групп да-51, дп-51-52 Характеристика педагогической деятельности педагога учреждения дошкольного образования: структура и функции деятельности, профессиональные умения и личностные качества
Дата публикации01.07.2013
Размер175.81 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Культура > Документы

Дошкольная педагогика

вопросы к контрольному срезу для групп ДА-51, ДП-51-52 1. Характеристика педагогической деятельности педагога учреждения дошкольного образования: структура и функции деятельности, профессиональные умения и личностные качества.

Структура деятельности воспитателя
: цель - мотив - способы осуществления: это педагогическая техника! профессиональные умения, личностные качества), педагогическое творчество -результат.

Функции педагогической деятельность воспитателя', охрана и укрепление здоровья детей, осуществление образовательного процесса, создание условий для успешного воспитания детей, участие в педагогическом просвещении родителей, самообразование, участие в опытной, исследовательской деятельности

Е.А. Панько определяет тип воспитателя в зависимости от интереса к руководству той или иной деятельности: гармонический: проявляет одинаковый интерес ко всем основным видам детской деятельности и успешно руководит ими; игровой: характеризуется интересом к играм детей, в руководстве деятельностью детей, склонен к «игровой позиции»; художественный - отличающийся повышенным интересом к художественной деятельности детей и руководству ею, формально-прагматический - характеризующийся высокой настойчивостью и ответственностью в выполнении своих функций, требовательностью к-детям; индифферентный - проявляется безразличие к детям и своим обязанностям.

Я.Л. Коломинский: активно-положительный, открыто-отрицательный (замечает только отрицательные поступки детей, раздражителен, нетактичен), неустойчивый, пассивно-положительный, пассивно-отрицательный.

Профессиональные умения (Е.А. Панько) Гностические - умение познать детей, знания о теоретических основах организации образовательного процесса, знания из педагогики, психологии, частных методик и др. науках), проектировочные (умение видеть завтрашний день воспитанника, умение прогнозировать образовательных процесс, составлять перспективные планы, календарные планы, конспекты занятий и пр.), организационные (умения организовывать все виды деятельности с детьми в образовательном процессе УДО), коммуникативные (умение установить контакты с детьми, родителями, коллегами), специальные (умения петь, танцевать, рисовать, играть и пр.)

Личностные качества: профессиональная направленность, педагогическая зоркость, педагогический оптимизм, эмпатия, педагогический такт, культура профессионального общения, педагогическая рефлексия.

  1. ^ Дошкольная педагогика как наука о воспитании детей дошкольного возраста.

Предмет изучения дошкольной педагогики: разработка теории и методики

воспитания детей как специально организованного педагогического процесса.

Основная цель дошкольной педагогики как науки: научно обосновать технологию и методику образовательной работы с дошкольниками различных возрастных групп. Задачи дошкольной педагогики как науки: разработка содержания, методов, форм организации воспитательно-образовательного процесса в ДУ с учетом достижений в области смежных наук; изучение и обобщение передового педагогического опыта: разработка содержания, форм и методов сотрудничества ДУ и семьи, определение путей взаимодействия со школой; определение требований и оснований к личности педагога дошкольного учреждения.



Основные понятия дошкольной педагогики: воспитание, обучение, образование (процесс и результат обучения), развитие, социализация

Источники развития дошкольной педагогики как науки', белорусская народная педагогика: знания смежных наук; инструктивно-директивные документы в области дошкольного образования; передовой педагогический опыт; взгляды и идеи педагогов прошлого Я.А. Коменский «Материнская школа», обосновал принцип природосообразности воспитания. И.Г. Песталоцци «Лингред и Гертруда», Ж-Ж Руссо «Эмиль или о воспитании», сторонник свободно воспитания, ДЖ. Локк «Мысли о воспитании», Ф. Фребель - система дошкольного воспитания получила широкое распространение в Европе во 2-ой половине XIX — начале XX в.; М Монтессори «Дом ребенка», сторонник свободного воспитания, К.Д. Ушинский - идея народности воспитания, А.Д. Симонович - автор книги «Умственное и нравственное развитие детей от первого появления сознания до школьного возраста».

  1. ^ Цель, задачи и принципы воспитания детей дошкольного возраста.

Идеачьная цель воспитания всестороннее развитие личности, реальная цель

воспитания (отражение принятых обществом ценностей, направленных на воспитание необходимых обществу людей) - разностороннее развитие личности ребенка и его социализация с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Задачи (направления) воспитания детей дошкольного возраста выделенные в «Образовательном стандарте. Дошкольное образование» - физическое, познавательное, речевое, социально-нравственное, художественно-эстетическое развитие детей.

Закономерности воспитания - ('это связи между компонентами системы, которые обеспечивают определенный результат воспитания): воспитание возможно, если ребенок включен в деятельность, воспитание эффективно, если ребенок активен в деятельности, воспитание успешно, если удовлетворяется потребность в ребенка любви, личность развивается в ситуации успеха, учет индивидуальным и возрастным особенностям, единство воспитательных воздействий. Принципы воспитания - (общие руководящие положения, требующие последовательности действия при различных условиях и обстоятельствах): воспитание личности в процессе деятельности, сочетание педагогического руководства с развитием инициативы и самодеятельности детей, опора на положительное в работе, принцип гуманного отношения к детям, соответствие воспитания возрастным и индивидуальным возможностям, единство требований к воспитаннику и уважение его.

  1. ^ Воспитание и развитие детей раннего возраста: особенности детей раннего возраста, задачи и правила воспитания детей раннего возраста.

быстрый темп развития организма, взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей, высокая степень ориентировочных реакций на все окружающее, эмоциональность ребенка, ведущая роль принадлежит взрослому. Создателем научно обоснованной педагогики и системы общественного воспитания детей раннего возраста'. Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина. Ведущие линии развития детей 1-го года жизни (задачи воспитания): физическое развитие, развитие манипулятивной деятельности, формирование предпосылок развития речи (гуление, лепет, первые слова), развитие сенсорных представлений (форма, цвет, величина), Ведущие линии развития детей 2-го года жизни (задачи воспитания) — физическое развитие, развитие предметной деятельности, развитие речи, сенсорное развитие, формирование навыков самостоятельности. Ведущие линии развития детей 3-го года жизни (задачи воспитания) - физическое развитие, развитие сюжетно-отобразительной игры, навыков изобразительной и конструктивной





деятельности, развитие речи, сенсорное развитие. Последовательность этапов овладения действиями с игрушками в раннем возрасте:
специфические манипуляции, соотносящие действия,-орудийные действия. Основной формой обучения детей раннего возраста - дидактическая игра, форма проведение занятий - по подгруппам. Основной принцип проведения режимных процессов с детьми раннего возраста - принцип постепенного включения детей в режимных процесс по 3-4 человека. Основной метод руководства игрой детей раннего возраста - комплексный метод руководства, прием совместная игра взрослого и ребенка.

  1. ^ Теоретические основы физического воспитании дошкольников

Естественнонаучной основой физического воспитания является: учение И.М.

Сеченова и И.П. Павлова «О единстве организма и среды». Физическое воспитание дошкольников - это педагогически организованный процесс передачи от поколения к поколению способов и знаний, необходимых для физического совершенствования. Физическое развитие — это биологический процесс, характеризующийся становлением форм и функций организма человека. Разработкой теоретических основ методики физического воспитания дошкольников занимались Т.И. Осокина, В.В. Гориневский, В.Н. Шебеко, JI.B. Карманова, Л.Д. Глазырина, В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. Задачи физического воспитания', оздоровительные (охрана и укрепление здоровья, закаливание); образовательные (формирование представлений о своем организме, о здоровье, формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе), воспитательные (воспитание физических качеств, культурно-гигиенических навыков, формирование потребности в физическом совершенствовании). Средства физического воспитания: режим дня (направлен на воспитание организованности и дисциплины, последовательное чередование во времени основных физиологических процессов и видов деятельности, показатели правильно составленного режима дня: хороший аппетит, крепкий сон, активность во время бодрствования); закаливание (принципы закаливания: Регулярное повторение закаливающих воздействий, учет состояния здоровья, физического и психического развития, типологических особенностей нервной системы, чувствительности к действиям закаливающих агентов, многофакторность закаливания (использование разных физических агентов: холода, тепла, механического воздействия движения воздуха и др.), оптимальная устойчивость организма достигается при чередовании общих закаливающих процедур с местными; гигиеническая обстановка, культурно-гигиенические навыки, физические упражнения. Здоровье - Состояние полного физического, духовного и социального благополучия (по определению ВОЗ). Компоненты ЗОЖ - распорядок дня, рациональное питание, оптимальная двигательная активность, психоэмоциональная обстановка.

  1. ^ Сюжетно-ролевая игра как вид детской деятельности: общая характеристика игры, приемы руководства сюжетно-ролевой игрой.

Сюжетно-ролевая игра - это деятельность, в которой дети берут на себя роли и в обобщенной форме и специально созданных условиях, воспроизводят деятельность и взаимоотношения взрослых. Характеристики сюжетно-ролевой игры: отражательный характер, самодеятельный характер, творческий характер. Структура: мотив, воображаемая ситуация, сюжет (отражение детьми в игре определенных действий из жизни и деятельности окружающих людей), содержание (это отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами, развитие содержания в игре происходит от развернутой игровой ситуации к обобщению изображаемого в игре), роль (центральный компонент игры, развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от роли-действия к роли-образу), игровые действия (компонент игровой





деятельности, который обеспечивает реализацию игрового замысла, в игре носит знаковый (символический) характер/
Этапы формирования сюжетно-ролевой игры как деятельности - усвоение условных действий с игрушками и предметами- заместителями - ролевого поведения - способов построения сюжета. Последовательность развития игровой деятельности', ознакомительная игра, отобразительная, сюжетно-отобразительная игра.

Направления руководства, особенности использования приемов руководства в разных возрастных группах (комплексный метод руководства (планомерное обогащение детей впечатлениями об окружающем, обучающие игры, создание предметно-игровой среды, активизирующие общение взрослого с ребенком), приемы косвенного: совет, указание, подсказка нового игрового действия. и прямого руководства: ролевое участие взрослого в игре).

  1. ^ Характеристика и руководство дидактическими играми дошкольников.

Дидактическая игра - многоплановое, сложное педагогическое явление: является и

игровым методом обучения дошкольников, и формой их обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством разностороннего воспитания ребенка. Структура игры. дидактическая задача (основной элемент дидактической игры, которым руководствуется взрослый при ее организации), обучающая задача, игровые действия, игровые правила. Виды игр: настольно-печатные, словесные, игры с предметами и игрушками.

Этапы руководства: выбор игры: знакомство дегей с игровой задачей и игровыми правилами, показ игровых действий, разъяснение игровых правил; ход игры; анализ игры.

  1. ^ Воспитание детей дошкольного возраста в трудовой деятельности: особенности труда дошкольников, виды труда и формы его организации.

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ дошкольников - целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых. Своеобразие трудовой деятельности дошкольников в том, что: труд ребенка тесно связан с игрой; трудовая деятельность постоянно развивается. Становление каждого из ее составных компонентов (навыки, постановка цели, мотивация, планирование работы, достижение результата и его оценка) имеет свои особенности; трудовая деятельность детей имеет свою специфику, поэтому требует особого подхода и руководства со стороны педагога. Виды труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд. Формы организации труда: поручения, дежурства, коллективный труд (общий и совместный). Требования к организации детского труда: систематичность детского труда, посильность рабочей нагрузки, создание в группе трудовой атмосферы, подбор оборудования для труда.

  1. ^ Интеллектуально-познавательное воспитание детей дошкольного возраста.

Интеллектуально-познавательное воспитание определяется как систематически и

целенаправленно организованная педагогическая деятельность, ориентированная на развитие психических познавательных процессов и ума ребенка (критичность, глубина, сообразительность, гибкость, ясность), формирование определенных качеств личности (любознательность, настойчивость, креативность), овладение ребенком способами мыслительной деятельности. Интеллектуально-познавательное развитие - процесс качественных необратимых изменений, происходящих в интеллектуальной и познавательной деятельности. Психолого-педагогические основы умственного воспитания дошкольников: положение Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития», мыслительная и практическая деятельность детей взаимосвязаны: внешние действия с предметами в процессе интериоризации преобразуются в действия внутренние.





умственные (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин): в процессе обучения дети усваивают систему элементарных знаний, основанную на иерархическом принципе и отражающую наиболее существенные связи и зависимости между предметами и явлениями (В.И. Логинова. Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова); способность к опосредствованному решению познавательных задач в условиях дошкольного воспитания развивается в ходе овладения детьми такими видами деятельности, которые имеют моделирующий характер: предметная, продуктивная, игра (Л.А. Венгер), задачами интеллектуальнопознавательного воспитания детей дошкольного возраста являются: содействие развитию познавательной потребности и познавательных мотивов; развитие умений и навыков умственной деятельности, познавательных процессов, формирование способов познавательной деятельности; формирование системы элементарных знаний об окружающем мире и о себе; развитие интересов, любознательности и способности к самостоятельному познанию. Средства: познавательно-практическая деятельность, предметно-развивающая среда.

  1. ^ Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста: задачи и этапы организации. Сенсорное воспитание - целенаправленный процесс, обеспечивающий формирование чувственного познания, совершенствование ощущений и восприятий. Сенсорное развитие - есть развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, вкусе. Психолого-педагогические основы сенсорного воспитания: ощущения и восприятия рассматриваются как особые действия анализаторов, направленных на обследование предметов; развитие ощущений и восприятий есть процесс усвоения социального сенсорного опыта, как процесс формирования сенсорных способностей; развитие восприятия происходит в прицессе содержательной деятельности: 1-й год жизни предметная деятельность, да..се - продуктивные виды деятельности. Задачи сенсорного воспитания: формирование системы сенсорных эталонов; формирование обследс -‘зльских действий, формирование умений самостоятельно применять сенсорные талоны в деятельности. Этапы сенсорного воспитания: 1. Цель: привлечь внимание д *тей к сенсорному признаку, который должен быть усвоен, 2. Цель: обучить детей перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках, 3. Цель: формирование представлений о сенсорных эталонах, 4. Цель: создание условий пая самостоятельного применения детьми усвоенных знаний сенсорных эталонов и перцептивных действий.

1 1. Характеристика методов обучения по источнику получения знаний.

Метод обучения: способ взаимодействия педагога и воспитанников в процессе решения образовательных задач. Методы: наглядные (наблюдение, демонстрация (иллюстрация), использование средств ТСО), словесные (объяснение, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы), практические (упражнение, опыты и эксперименты, моделирование), игровые (дидактическая игра, воображаемая ситуация).

  1. ^ Формы организации обучения, их характеристика. Занятие как форма обучения дошкольников. Индивидуальные, групповые, фронтальные (достоинства и недостатки каждой). Типы занятий: по сообщение новых знаний, по уточнению и систематизации знаний, по обобщению знаний, учетно-контрольные, комплексные. Структура занятий: организация начата занятия, ход, подведение итогов (раскрыть каждый этап).

  2. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста: задачи. солержанир, методы. Социально-нравственное воспитание - целенаправленный педагогический процесс взаимодействия педагога и воспитанников, результатом которого является формирование нравственных представлений, поведения и чувств ча





основе общечеловеческой морали. Социально-нравственное развитие -
процесс положительных качественных изменений под влиянием многих факторов (нравственного воспитания, личного опыта, семьи и др.), характеризующийся как достигнутый уровень нравственной воспитанности. Особенности социальнонравственного воспитания дошкольников: тесная связь с эмоциональной сферой; высокая восприимчивость; импринтинг (запечатление), подражаемость поведенческой модели взрослого; сила воздействия социальной оценки; слабость волевой сферы, преобладание в нравственном сознании некритического отношения к себе. Задачи: формирование нравственного сознания, формирование нравственного поведения, формирование нравственных чувств и отношений. Содержание нравственного воспитании', формирование отношений к людям, себе, труду, обществу, родине (указать качества личности). Методы, методы формирования нравственных представлений, суждений, оценок (беседы на этические темы, чтение художественной литературы, рассматривание и обсуждение картин, просмотр и обсуждение теле, видео и DVD фильмов, презентаций мультимедиа), методы организации практического опыта общественного поведения (приучение, показ действия, пример взрослого и других детей, организация деятельности, наблюдение)

  1. ^ Организация эстетического воспитания дошкольников. Эстетическое воспитание - целенаправленное формирование эстетической культуры детей, включающей развитие эстетических чувств и потребностей, знаний о прекрасном в жизни и искусстве, оценок и вкусов эстетической деятельности. Эстетическое развитие - процесс и результат развития способностей видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Своеобразие эстетических восприятий и переживаний детей: единство понимания красивого, доброго, правильного; целостное восприятие содержания и формы; способность к соучастию и сопереживанию; непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении воображения. Задачи эстетического воспитания'. 1 группа задач Э.В. направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему (развитие умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, воспитание художественного вкуса, Воспитание потребности в познании прекрасного); 2 группа задач Э.В. направлена на формирование художественных умений в области различных видов искусств (обучение детей рисованию, лепке, конструированию, обучение детей пению и движениям под музыку, развитие словесного творчества детей). Методы: 1 группы задач ( показ, наблюдение, объяснение, анализ); для 2 группы задач (показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций). Средства: эстетика быта, природа, искусство, художественная деятельность.

  2. ^ Сотрудничество учреждения дошкольного обраижания и семьи. Сотрудничество предполагает установление общих целей совместной деятельно, согласование действий по достижению общей цели. В основе сотрудничества лежит соглашение как договоренность участвующих сторон. Задачи сотрудничества: способствовать максимальному общению родителей и детей, создавая благоприятный эмоциональный фон. повышать интерес родителей к деятельности дошкольного учреждения и жизни ребенка в нем, укреплять веру родителей в себя как компетентных воспитателей, повышать уровень психолого-педагогической культуры родителей, показывать родителям успехи и достижения детей в различных видах деятельности. Формы сотрудничества: индивидуальные (посещения на дому, беседы с родителями, консультации), коллективные (родительские собрания, конференции и т.д.); наглядно- информационные.


Похожие:

Вопросы к контрольному срезу для групп да-51, дп-51-52 Характеристика педагогической деятельности педагога учреждения дошкольного образования: структура и функции деятельности, профессиональные умения и личностные качества icon1. Психологическая характеристика педагогической деятельности. Профессиональные...
Психологическая характеристика педагогической деятельности. Профессиональные требования к личности педагога, понятие профессиограммы...
Вопросы к контрольному срезу для групп да-51, дп-51-52 Характеристика педагогической деятельности педагога учреждения дошкольного образования: структура и функции деятельности, профессиональные умения и личностные качества iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «Методика и технология работы социального педагога»
Сущность педагогической и социально-педагогической деятельности. Содержание и задачи социально-педагогической деятельности
Вопросы к контрольному срезу для групп да-51, дп-51-52 Характеристика педагогической деятельности педагога учреждения дошкольного образования: структура и функции деятельности, профессиональные умения и личностные качества iconТема: Психология личности и деятельности педагога дошкольного учреждения. Воспитатель (2 часа)
На основе контент-анализа характеристик детей и наблюдения за педагогической деятельностью воспитателя попытайтесь определить его...
Вопросы к контрольному срезу для групп да-51, дп-51-52 Характеристика педагогической деятельности педагога учреждения дошкольного образования: структура и функции деятельности, профессиональные умения и личностные качества iconЗакономерности процесса обучения
Учитель как субъект педагогической деятельности. Профессиональные требования к личности педагога
Вопросы к контрольному срезу для групп да-51, дп-51-52 Характеристика педагогической деятельности педагога учреждения дошкольного образования: структура и функции деятельности, профессиональные умения и личностные качества iconСеминар №2. Самосовершенствование личности педагога и педагогической деятельности
...
Вопросы к контрольному срезу для групп да-51, дп-51-52 Характеристика педагогической деятельности педагога учреждения дошкольного образования: структура и функции деятельности, профессиональные умения и личностные качества iconОб утверждении положений о педагогическом совете учреждения дошкольного...
Об утверждении положений о педагогическом совете учреждения дошкольного образования и родительском комитете учреждения дошкольного...
Вопросы к контрольному срезу для групп да-51, дп-51-52 Характеристика педагогической деятельности педагога учреждения дошкольного образования: структура и функции деятельности, профессиональные умения и личностные качества iconМетодика профессионального обучения: дидактическое проектирование тема 1
«учебный процесс» и «структура педагогической деятельности инженера-педагога», «трудовой процесс и его элементы», «управление учебным...
Вопросы к контрольному срезу для групп да-51, дп-51-52 Характеристика педагогической деятельности педагога учреждения дошкольного образования: структура и функции деятельности, профессиональные умения и личностные качества iconКомплексное планирование для логопедических групп календарно-перспективные...
Календарно-перспективные и ивдивидуальные планы, циклограмма деятельности педагога
Вопросы к контрольному срезу для групп да-51, дп-51-52 Характеристика педагогической деятельности педагога учреждения дошкольного образования: структура и функции деятельности, профессиональные умения и личностные качества iconПредмет и методы психологии управления. Функции управленческой деятельности
Большое значение имеют здесь личностные качества, психологическая подготовка управленца, а также знание им общей психологии и психологии...
Вопросы к контрольному срезу для групп да-51, дп-51-52 Характеристика педагогической деятельности педагога учреждения дошкольного образования: структура и функции деятельности, профессиональные умения и личностные качества icon44. Профессиональные и личностные свойства характера журналиста
Соотношение профессионализма и идеи общественного служения в деятельности журналиста
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница