Г. А. Бартдинова общие основы теории и методики физической культуры


НазваниеГ. А. Бартдинова общие основы теории и методики физической культуры
страница1/10
Дата публикации01.07.2013
Размер0.99 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
userdocs.ru > Культура > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
БАШКИРСКИЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (филиал)

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


Г.А. Бартдинова


ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Учебно-методическое пособие для студентов

физкультурных учебных заведений

Уфа, 2010

Рекомендовано к изданию Учебно-

методическим советом

Башкирского института

физической культуры
Рецензенты:

Заведующая кафедрой теории и методики гребли, лыжного спорта и легкой атлетики Башкирского института физической культуры, канд. пед. наук, доцент Л.Р. Макина
канд. пед. наук, доцент, кафедры теории и методики зрелищных видов спорта и восточных единоборств БИФК ^ В.А. Абрамов.


Бартдинова Г.А.

Общие основы теории и методики физической культуры: учебно-методическое пособие для студентов-практикантов физкультурных учебных заведений / Г.А. Бартдинова. Уфа: Баш ИФК, 20108. 64 с.

Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов физкультурных учебных заведений. В нем рассматриваются основные вопросы теории и методики физической культуры.

© Башкирский институт физической культуры, 2010

© Бартдинова Гузель Альбертовна, 2010




СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 4

^ ЧАСТЬ 1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 5

1.1. Основные понятия теории и методики физической культуры 5

1.2. Разделы (виды и разновидности) физической культуры 9

1.3. Система физического воспитания 11

Часть 2. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 14

2.1. Цель, задачи и принципы функционирования системы ФК в обществе 14

2.2. Средства физического воспитания 15

2.3. Методы физического воспитания 27

2.4. Система принципов, направляющих деятельность по физическому воспитанию 33

2.5.Основы обучения двигательным действиям 38

2.5.1.Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании 38

2.6.Общая характеристика физических качеств 40

2.6.1.Силовые способности и методика их воспитания 41

2.6.2.Скоростные способности и методика их воспитания 47

2.6.3.Выносливость и методика ее воспитания 50

2.6.4.Гибкость и методика ее воспитания 54

2.6.5.Координационные способности и методика их развития 56

2.7.Формы организации занятий в физическом воспитании 59

^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМУНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63


ВВЕДЕНИЕ



Предмет «Теория и методика физической культуры и спорта» является профилирующим предметом в ВУЗах физической культуры. Данный предмет включает в себя несколько больших разделов. В учебно-методическом пособии рассматриваются два раздела: введение в теорию и методику физической культуры и общие основы теории и методики физической культуры.

Данное пособие рекомендуется студентам высших и средних учебных заведений физической культуры.

^

ЧАСТЬ 1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1. Основные понятия теории и методики физической культуры



ПОНЯТИЕ   это основная форма человеческого мышления, устанавливающая однозначное толкование того или иного термина, выражая при этом наиболее существенные стороны, свойства и признаки определенного объекта (явления).

Для изучения вопросов теории и практики физической культуры большое значение имеет правильное понимание основных понятий. Овладение понятиями способствует конкретизации мысли, облегчает общение и взаимопонимание.

Самым широким, собирательным и многогранным является понятие «физическая культура». Для более глубокого и правильного представления о содержании этого понятия его целесообразно сравнить с термином «культура», который появился в период возникновения человеческого общества и был связан с такими понятиями; как «возделывание», «обработка», «воспитание», «развитие»; «почитание». Из многочисленного количества существующих определений культуры выделим наиболее близкие для теории физической культуры:

  • культура   это мера и способ развития человека;

  • культура   это качественная характеристика деятельности человека и общества;

- культура   это процесс и результат хранения, освоения, развития и распространения материальных и духовных ценностей.

Каждое из перечисленных определений может быть взято за основу при рассмотрении понятия «физическая культура».

Культура неразрывно связана с деятельностью и потребностями.

Деятельность   это различные виды и способы процесса освоения мира, его преобразования, изменения для удовлетворения потребностей человека и общества.

Потребность   это нужда в чем-либо, жизненная или бытовая необходимость, важнейшие источники и условия развития личности и общества, побудительные причины социальной деятельности людей. В процессе развития культуры ее важнейшими составляющими стали такие виды деятельности, которые специально направлены на совершенствование самого себя, на преобразование собственной природы. Именно к таким компонентам культуры относится физическая культура.

Сферу физической культуры характеризует ряд присущих только ей признаков, которые принято объединять в 3 группы:

- активная двигательная деятельность человека. Причем, не любая, а только организованная таким образом, чтобы формировались жизненно важные двигательные умения и навыки, обеспечивалось совершенствование природных свойств организма, повышалась физическая работоспособность, укреплялось здоровье. Основным средством решения этих задач являются физические упражнения.

- положительные изменения в физическом состоянии человека - повышение его работоспособности, уровня развития морфо-функциональных свойств организма, количества и качества освоенных жизненно важных умений и навыков выполнения упражнений, улучшения показателей здоровья. Результатом полноценного использования физической культуры является достижение людьми физического совершенства.

- комплекс материальных и духовных ценностей, созданных в обществе для удовлетворения потребности в эффективном совершенствовании физических возможностей человека.

К материальным ценностям физической культуры относятся: стадионы, бассейны, спортивные залы, медицинские учреждения, специальное оборудование и инвентарь (гимнастические и легкоатлетические снаряды, лыжи, мячи, тренажеры и т.д.). Физкультурные занятия без таких материальных ценностей менее эффективны, либо просто невозможны. Отношение количества материальных ценностей к численности населения является важным показателем развития физической культуры, как общества, так и конкретного человека.

К духовным ценностям физической культуры можно отнести специальные научные знания, отраженные в соответствующих теориях и содержащиеся в различных учебниках, справочниках, правилах соревнований; сеть учебных заведений, готовящих специалистов в области физической культуры; систему управления в сфере физической культуры, произведения искусства (живопись, скульптура, музыка, кино) и др.

^ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (ФК)   это часть общей культуры личности и общества, содержанием которой является оптимальная двигательная деятельность, построенная на основе материальных и духовных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического совершенствования человека.

Физическая культура, как результат деятельности, включает в себя совокупность полезных результатов, которые человек приобретает в процессе использования ценностей физической культуры. К ним можно отнести: двигательные умения и навыки, полученные в процессе физкультурных занятий; способность быстро овладевать новыми движениями, пропорционально развитое телосложение и осанку; физкультурные знания; возросшую физическую работоспособность и т.д.

В процессе жизни человек занимается многими видами деятельности, однако не все они могут быть отнесены к физической культуре. Деятельностный аспект физической культуры заключается в том, что физическое совершенствование происходит только в результате обязательного использования физических упражнений.

^ ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ДВИЖЕНИЕ – социальное течение, в русле которого развертываются совместная деятельность людей по использованию и приумножению ценностей физической культуры.

^ ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ – это такие виды двигательных действий, которые направлены на реализацию задач физического воспитания и подчинены его закономерностям.

Причем не любую двигательную активность можно называть физическими упражнениями, а только ту, которая осуществляется по законам физической культуры, т. е. по законам развития силы, выносливости, законам формирования техники движений, законам сочетания нагрузки и отдыха, законам активного отдыха и др.

Формирование знаний, умений и навыков целенаправленного и эффективного использования физических упражнений осуществляется в процессе физического воспитания. Физическому воспитанию присуще все признаки педагогического процесса, а именно: ведущая роль педагога-специалиста, организация деятельности воспитателя и воспитуемых в соответствии с дидактическими и педагогическими признаками, направленность деятельности на решение задач образования и воспитания, построение занятий в соответствии с закономерностями развития человека и т.д. Необходимо усвоить, что физическое воспитание отличается от других видов воспитания тем, что в его основе лежит процесс, обеспечивающий обучение движениям (двигательным действиям) и воспитание физических качеств.

^ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - это педагогический процесс, специфическим содержание которого является обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.

Наряду с термином «физическое воспитание» применяют термин «физическая подготовка». Эти понятия совпадают по двум признакам - физические качества и двигательные действия. Но физическая подготовка, в отличие от физического воспитания не предполагает обязательного приобретения специальных знаний - это первое отличие. Второе отличие заключается в том, что «физическое воспитание» является педагогическим процессом, а «физическая подготовка» может осуществляться и вне педагогического процесса в различных индивидуальных, самостоятельных формах.

Как правило, термином «физическая подготовка» пользуются тогда, когда хотят подчеркнуть прикладную направленность физического воспитания по отношению к трудовой или иной деятельности. К примеру, говорят - физическая подготовка солдата, водителя, геолога, футболиста и т.д.

^ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА   это процесс формирования двигательных навыков и развития физических способностей (качеств), необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности. Различают общую и специальную физическую подготовку.

^ ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА   неспециализированный процесс физического воспитания, направленный на общие предпосылки успеха в различных видах деятельности.

^ СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА   специализированный процесс физического воспитания, направленный на углубленную специализацию в спортивной деятельности или в профессиональной.

Наряду с понятием «физическая подготовка» в науке и практике пользуются термином «физическая подготовленность». Их следует различать. Если физическая подготовка отражает процесс деятельности, то физическая подготовленность являет собой результат процесса физической подготовки и выражается в конкретной количественной форме (метры, килограммы, секунды, баллы и т.д.).

^ ФИЗИЧЕСКСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ   результат физической подготовки, воплощенный в достигнутой работоспособности, уровне развития физических качеств и уровне сформированное жизненно важных и прикладных умений и навыков.

^ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – закономерный процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни, естественных морфофункциональных свойств человеческого организма и основанных на них, так называемых физических качеств и способностей.

Процесс физического развития может протекать без какого-либо вмешательства извне, независимо от желания человека. Вместе с тем знание механизмов, лежащих в основе этого процесса, условий, необходимых для его протекания, создает возможность управлять им; придавать ему желаемую направленность. Очень важно, что с помощью средств физической культуры можно добиться большего прогресса в физическом развитии, дольше удерживать доступный уровень подготовленности, замедлять возрастной регресс. В зависимости от всей совокупности факторов и условий физическое развитие может быть всесторонним, гармоничным или дисгармоничным.

Физическое развитие каждого человека во многом зависит от таких факторов, как наследственность, среда и двигательная активность. Показатели физического развития имеют большое значение для оценки качества жизни того или иного общества. Уровень физического развития, наряду с такими показателями как рождаемость, смертность, заболеваемость, является одним из показателей социального здоровья нации.

^ ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ   способность человека выполнять большой объем физической работы за отведенный промежуток времени.

Человек, обладающий высокой работоспособностью, медленнее утомляется и быстрее восстанавливается. Физическая работа, выполненная им, сопровождается меньшими энергозатратами, высокой эффективностью, экономичностью дыхания и кровообращения.

^ ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО   это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.

Из определения следует, что физическое совершенство - это, прежде всего, идеал, к которому нужно стремиться. Но идеал этот не является раз и навсегда кем-то заданным и определенным. Он приобретает те или иные особенности в зависимости от исторических периодов жизни общества, народных традиций и даже моды. Так, в древности физически совершенным считался человек, обладающий грубой физической силой, т.к. основной его деятельностью являлась борьба за выживание, противоборство врагам. В настоящее время идеал заметно изменился.

^ ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ   это системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

СПОРТ. Различают узкое и широкое значение этого термина.

В узком смысле спорт   собственно соревновательная деятельность. Суть спорта в целом никогда не сводится лишь к достижению чисто соревновательных целей.

В широком понимании спорт охватывает собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения, возникающие на основе этой деятельности, взятые в целом. В изложенном понимании спорт – частичный синоним понятия «физическая культура». Но физическая культура включает не только большую часть спорта, но и ряд других компонентов (это школьная физическая культура, производственная, ЛФК, гигиеническая гимнастика и др.)

В последнем представлении термин «спорт» входит в понятие «физическая культура». «Спорт» имеет смысл рассматривать как часть физической культуры пока он выполняет роль воспитания и является частью общественно-педагогической системы подготовки человека к эффективной деятельности.

^ ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ - вид физической культуры: использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха людей, получение удовольствия от этого процесса, развлечения, переключения с одного вида деятельности на другой, отвлечения от обычных видов трудовой, бытовой, спортивной, военной деятельности.

^ ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ - вид физической культуры: целенаправленный процесс использования физических упражнений для восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных способностей, лечения травм и их последствий.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Г. А. Бартдинова общие основы теории и методики физической культуры iconТеория и методика физической культуры общие основы теории
Мзз теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты...
Г. А. Бартдинова общие основы теории и методики физической культуры iconВопросы к экзамену по дисциплине «Теория и методика физического воспитания»
Теория и методика физической культуры как научная дисциплина. Цель и предмет теории и методики физической культуры
Г. А. Бартдинова общие основы теории и методики физической культуры iconУказания к выполнению практического задания по дисциплине: «Правовые...
Модуль Тема №5 Социально-правовое положение специалистов сферы физической культуры и спорта. Контрактирование в сфере физической...
Г. А. Бартдинова общие основы теории и методики физической культуры iconВопросы к курсовому экзамену для студентов по дисциплине
Общие и специфические функции физической культуры. Разновидности физической культуры
Г. А. Бартдинова общие основы теории и методики физической культуры iconИстория физической культуры (ифк) представляет собой специфическую...
Ифк представляет собой специфическую отрасль исторических и педагогических знаний. Она является важным разделом науки о физической...
Г. А. Бартдинова общие основы теории и методики физической культуры iconСпортивные статьи➨[vk com/topic-32124410 25427244]
Заведующий лабораторией фундаментальных проблем теории физической и технической подготовки спортсменов высшей квалификации Российской...
Г. А. Бартдинова общие основы теории и методики физической культуры iconМетодические указания и тематика контрольных работ по предмету теория...
Целью выполнения контрольной работы является повышение уровня специальной теоретико-методической подготовленности студентов по теории...
Г. А. Бартдинова общие основы теории и методики физической культуры iconСписок вопросов к зачету по дисциплине
Психологическая характеристика физической культуры: понятие «Психологии физической культуры», история изучения, объект, предмет,...
Г. А. Бартдинова общие основы теории и методики физической культуры iconМедико-биологические аспекты физической культуры и спорта
Дерябина Г. И. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры адаптивной физической культуры тгу имени Г. Р. Державина
Г. А. Бартдинова общие основы теории и методики физической культуры iconФедеральный закон о физической культуре и спорте в российской федерации
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница