Методические указания и планы по темам


Скачать 78.12 Kb.
НазваниеМетодические указания и планы по темам
Дата публикации20.03.2013
Размер78.12 Kb.
ТипМетодические указания
userdocs.ru > Культура > Методические указания



Методические указания и планы по темам

семинарских занятий
Семинар 1.1. Естественнонаучная и гуманитарная культура. Здравый смысл и научное познание (2 часа)

Список докладов (вопросов) на семинар:

  1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры как два различных вида культур в человеческом обществе.

  2. Понятие науки и ее познавательные функции: описание, объяснение и прогнозирование; понимание как специфическая функция гуманитарных наук; отличие объяснения от понимания.

  3. Наука как высшая форма познания. Формы научного знания. Критерии истинности научного знания.

  4. Два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Понятие метода научного познания, виды методов, эмпирические и теоретические методы.

  5. Основные методы теоретического познания в науке.

  6. Эмпирический уровень научного познания и его методы.

  7. Роль эксперимента в научном познании.

  8. Место науки в развитии человеческого общества. Лженаука.

  9. Основные тенденции развития современного естествознания и его место в системе научного знания.

  10. Значение естественных наук в развитии человеческой цивилизации в современном обществе.

  11. Теория научных революций. Понятие «парадигмы».



Семинар 2.1. Возникновение и развитие классической механики (2 часа)
Список докладов (проектов) на семинар:

  1. Научные картины мира, их эволюция. Смена научных картин мира.

  2. Движение – одна из основных проблем естествознания, взгляды на движение различных ученых.

  3. Гелиоцентрическая система Н.Коперника и становление классического естествознания.

  4. Г.Галилей – основоположник экспериментального естествознания. Значение открытий Галилея.

  5. Место и роль классической механики И.Ньютона в системе научного знания. Законы И. Ньютона.

  6. Основные характеристики механистической картины мира.

  7. Механистический (лапласовский) детерминизм.

  8. Принцип дальнодействия и принцип редукционизма в механической картине мира.

  9. Теорема Эммы Неттер.

  10. Философское значение механической картины мира.


Семинар 2.2. Электромагнитная картина мира (2 часа)
Список докладов (вопросов) на семинар:

  1. Представления ученых об электричестве и магнетизме до возникновения классической электродинамики. Механистические представления об электричестве и магнетизме.

  2. Открытие М.Фарадеем явления электромагнитной индукции. Значение открытий М.Фарадея.

  3. Основные положения электромагнитной теории Дж. К.Максвелла.

  4. Электромагнетизм – единая концепция для понимания сути трех природных явлений: электричества, магнетизма и света.

  5. Концепция единого электромагнитного поля. Поле и вещество как два противоположных вида материи. Отличие поля от вещества.

  6. Особенности и характеристики электромагнитной картины мира. Принцип близкодействия. Различие электромагнитной картины мира от механистической картины мира.

  7. Понятие эфира в электромагнитной картине мира и его ограниченность. Отход современной науки от понятия эфира.

  8. Философское значение электромагнитной картины мира.


Семинар 2.3. Классическая термодинамика (2 часа)

Темы вопросов (проектов) к семинару:

  1. Эмпирические предпосылки возникновения теории термодинамики.

  2. Закон теплопроводности Фурье и начало зарождения концепции классической термодинамики.

  3. С.Карно и Р.Клаузиус о втором начале термодинамики. Понятие энергии и энтропии.

  4. Закон сохранения и превращения энергии и его методологическое значение.

  5. Закон энтропии в закрытых системах.

  6. Л.Больцман – создатель молекулярно-кинетической концепции теплоты.

  7. Динамические и статистические закономерности.

  8. Теория тепловой смерти и ее критика.

  9. Необратимость времени в классической термодинамике, направленность (стрела времени).

  10. Философское значение классической термодинамики.



Семинар 3.1. Теория относительности (2 часа)

Темы проектов (вопросов) к семинару:

  1. И.Ньютон об абсолютном пространстве и времени.

  2. Теоретические и эмпирические предпосылки появления специальной теории относительности (опыты Майкенсона-Морли, преобразования Лоренца).

  3. Основные идеи специальной теории относительности.

  4. Принцип относительности в СТО.

  5. Принцип постоянства скорости света в СТО.

  6. Понятие «пространственно-временной континуум», введенное специальной теорией относительности.

  7. Экспериментальные подтверждения специальной теории относительности.

  8. Развитие А.Эйнштейном классической теории тяготения. Равенство силы инерции и силы тяготения.

  9. Закон сохранения массы и энергии – его практическое значение.

  10. Пространство и время в общей теории относительности. Зависимость пространства и времени от массы тел. Понятие гравитационного поля. Искривленность пространственно-временного континуума.

  11. Экспериментальное подтверждение идей общей теории относительности.

  12. Философское значение теории относительности А.Эйнштейна.


Семинар 3.2. Квантовая механика (2 часа)

Темы проектов (вопросов) к семинару:

  1. Философское учение Левкиппа, Демокрита и Эпикура об атомах и пустоте. Атомистические взгляды в классическом естествознании.

  2. Эмпирические предпосылки появления квантовой механики. Частица и античастица. Планетарная модель атома Резерфорда – Бора.

  3. Классификация элементарных частиц. Специфические свойства элементарных частиц.

  4. Типы взаимодействия элементарных частиц: электромагнитное, сильное, слабое и гравитационное.

  5. Гипотеза М.Планка о кванте-действии как точечной элементарной единице энергии в тепловом излучении. Решение проблемы энергетического равновесия абсолютно черного тела.

  6. Объяснение Эйнштейном с помощью кванта-действия явления фотоэффекта.

  7. Единство корпускулярных и волновых свойств света. Понятие корпускулярно-волнового дуализма.

  8. Принцип неопределенности Гейзенберга.

  9. Принцип дополнительности Бора.

  10. Философское значение квантовой механики.


Семинар 4.1. Проблемы космологии и космической эволюции (4 часа)

Темы проектов (вопросов) к семинару:

  1. Представление древнегреческих философов о структуре мироздания. Гелиоцентрическая система Н.Коперника и концепция классического естествознания о строении Вселенной.

  2. Космологические модели Вселенной:

    1. модель Вселенной классической науки,

    2. стационарная модель А.Эйнштейна,

    3. динамическая модель расширяющейся Вселенной А.А.Фридмана.

  3. Закон Хаббла о космическом излучении. Феномен красного смещения космического излучения и его интерпретация современной физикой.

  4. Теория Большого взрыва.

  5. Общая теория относительности – концептуальная основа представления о строении и происхождении Вселенной в современной космологии и астрономии.

  6. Темная материя, черные дыры – загадка современной космологии.

  7. Космологические и космогонические проблемы современной науки.

  8. Современные представления об эволюции Вселенной.

  9. Космогонические гипотезы происхождения Солнечной системы.

  10. Строение Солнечной системы, структура планет.

  11. Строение Земли: ядро (внутреннее и внешнее), мантия и земная кора; тектонические процессы внутри Земли.

  12. Внешние оболочки Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера и биосфера. Литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая, географическая.


Семинар 5.1. Основные концепции химической науки (1 час)

Темы проектов (вопросов) к семинару:

  1. Становление химии как науки. Зарождение науки химии из средневековой алхимии. Химия как наука о веществе и его превращениях (химическая реакция).

  2. Р.Бойль – основатель науки химии в XVII веке. Концепция Бойля о химическом элементе как простом веществе. Гипотеза флогистона Г.Шталя. Открытие кислорода А.Лавуазье и опровержение гипотезы флогистона.

  3. Открытие Д.И.Менделеевым периодического закона химических элементов и создание им таблицы химических элементов.

  4. Понятие валентности (химического сродства). Химические процессы и условия их протекания. Понятие катализа и автокатализа, роль автокатализа в развитии химических систем и образовании живой материи.

  5. Неорганическая и органическая химия. Бутлеров А.М. основатель органической химии в России.


Семинар 5.2. Концепции самоорганизации материи в философии и науке

(1 час)

Список проектов (вопросов) к семинару:

  1. Классическая наука о самоорганизации материи. Философия о самоорганизации материи.

  2. Самоорганизация и эволюция химических систем. Б.П.Белоусов, А.М.Жаботинский и И.Пригожин о самоорганизации химических систем.

  3. Зарождение современной концепции самоорганизации (синергетики).

  4. Характерные черты синергетики.

  5. Синергетика как теория и как научный метод.


Семинар 6.1. Проблемы сущности жизни и ее происхождения (4 часа)
Темы проектов (вопросов) к семинару:

  1. Витализм и редукционизм о сущности жизни.

  2. Современная наука о сущности жизни.

  3. Проблема происхождения жизни в философии и науке.

  4. Концепции о происхождении жизни.

    1. Теория креационизма.

    2. Теория стационарного состояния.

    3. Теория самопроизвольного зарождения жизни.

    4. Теория пансперсмии.

    5. Теория случайного однократного происхождения жизни.

    6. Теория катастроф Ж. Кювье.

  5. Теория биохимической эволюции (Опарина-Холдейна).

  6. Развитие жизни на Земле (эволюция Земли).


Семинар 7.2. Структурные уровни организации живой материи (2 часа)

Темы проектов (вопросов) к семинару:

  1. Особенности биологического уровня организации материи. Молекулярно-генетический уровень жизни.

  2. Микробиология – наука о молекулярно-генетическом уровне жизни. Зарождение генетики в начале XX века. Законы Г.Менделя.

  3. Хромосомная теория механизма наследственности Т.Моргана. Нуклеиновые кислоты, молекулы ДНК и РНК.

  4. Онтогенетический (организменный) уровень жизни. Понятия онтогенез и филогенез. Биогенетический закон Э.Геккеля.

  5. Классификация организмов: прокариоты, эукариоты и архебактерии. Понятие протоклетки.

  6. Надорганизменный уровень организации живого. Понятия популяции, биоценоза, биогеоценоза, биосферы и экосферы.

  7. Жизненный ареал живого. Взаимодействие живого и неживого. Роль живых организмов в эволюции материи.


Семинар 7.1. Биологическая эволюция (2 часа)

Темы проектов (вопросов) к семинару:

  1. Теория биологической эволюции Ж.Б.Ламарка.

  2. Ч.Дарвин – создатель научной теории биологической эволюции.

  3. Факторы и движущие силы биологической эволюции.

  4. Синтетическая теория эволюции в современной биологии. Синтез теории эволюции Дарвина и эволюционной генетики.

  5. Микроэволюция и макроэволюция. Значение теории биологической эволюции для науки и практики.


Семинар 8.1. Биосоциальная природа человека (2 часа)

Темы проектов (вопросов) к семинару:

  1. Биологические предпосылки возникновения человека.

  2. Проблема антропосоциогенеза.

  3. Происхождение сознания у человека.

  4. Труд и его роль в возникновении и функционировании человека.

  5. Отношение общества и человека. Человек – биосоциальное существо.




Похожие:

Методические указания и планы по темам iconС учетом этого и составлены планы семинарских занятий по курсу «Основы...
Методические указания разработаны кандидатом философских наук, профессором кафедры социологии и управления персоналом
Методические указания и планы по темам iconМетодические указания по выполнению курсовой работы Дисциплина: «Экономика...
Курсовая работа выполняется по предложенным темам, однако, это не исключает возможности выбора другой темы, в соответствии со структурой...
Методические указания и планы по темам iconМетодические указания по выполнению контрольной работы 33 Общие указания 33
Производственные технологии : программа, методические указания и контрольные задания для студентов специальностей 1-25 01 07 – Экономика...
Методические указания и планы по темам iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
Методические указания по устным экзаменационным темам для студентов I курса всех специальностей (английский язык)/Сост.: Е. В. Шипанова,...
Методические указания и планы по темам iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Экономика предприятия»
На предприятии добиваются снижения издержек производства, разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное...
Методические указания и планы по темам iconПланы практических занятий по нормальной физиологии для студентов...
Система крови. Кровь как внутренняя среда организма. Физиологические функции крови
Методические указания и планы по темам iconПрограмма курса и учебно-методические материалы разработаны в соответствии...
В сборнике представлены: программа курса, тематический план и сетка часов, планы практических занятий, методические указания по подготовке...
Методические указания и планы по темам iconМетодические указания по написанию, оформлению и защите курсовой работы
Методические указания по выполнению курсовых работ по экономической теории (для студентов экономических факультетов)
Методические указания и планы по темам iconМетодические указания к курсовому проекту по дисциплине «Электрические передачи локомотивов»
Методические указания предназначены для студентов и слушателей специальностей «Локомотивы» и«Электрический транспорт»
Методические указания и планы по темам iconМетодическое пособие и задание к практическим занятиям по дисциплине «экономическая статистика»
Составлено в соответствии с учебной программой дисциплины «Экономическая статистика». Содержит: методические указания по решению...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница