План Понятие и содержание культуры. Функции культуры. Культура как система. Типология культуры


Скачать 131.74 Kb.
НазваниеПлан Понятие и содержание культуры. Функции культуры. Культура как система. Типология культуры
Дата публикации20.03.2013
Размер131.74 Kb.
ТипЛитература
userdocs.ru > Культура > Литература
ТЕМА 7. КУЛЬТУРА, ЕЁ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

План
1. Понятие и содержание культуры. Функции культуры.

2. Культура как система.

3. Типология культуры.

4. Социодинамика культуры.
Литература

1. Козлова О. Н. Культура в жизни общества //СГЗ. — 2004. — № 6.

2. Тарасов Ю. Н. Социология: Уч. пособие. — Воронеж, 2002.

3. Нрасов Б. С. Социальная культурология. — М., 1996.

4. Ионии Л. Г. Социология культуры. — М., 1996.

5. Гуревич П. С. Философия культуры: Пособие для студ. гуман. вузов. — М., 1994.

6. Шаповалов В. Ф. Как понять Россию? /ЮНС. — 1998. - № 1.
1. Понятие и содержание культуры. Функции культуры

Понятие «культура» употребляется сегодня во множестве значений. Понимание культуры у разных исследователей зависит от следующих подходов:

ценностное определение рассматривает культуру как материальные и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакции поведения;

интегративный подход исходит из того, что культура складывается из явных и неявных моделей поведения, оформленных и передаваемых посредством символов;

-— психологическое определение рассматривает культуру как особое приспособление людей к природному окружению и экономическим потребностям, и складывается из всех результатов такого приспособления;

деятельностный подход исходит из того, что культура — это совокупность форм, типов материальной и духовной деятельности;

нормативное определение: культура — это образ жизни индивида, определяемый социальным окружением.

Можно выделить наиболее общее определение: культура — это специфически человеческий образ деятельности, направленный на созидание духовных и материальных ценностей, результатом которого является динамически развивающаяся система идеалов, ценностей, норм поведения, воплощаемых в социальном развитии человека, в его духовном мире.

Выступая в качестве одной из форм проявления сущностных сил человека, показателем уровня прогресса общества, его классов и социальных групп, культура представляет собой единство различных форм индивидуального, группового и общественного сознания и практической деятельности, направленных на материальное или духовное воплощение идей, взглядов, ценностных ориентации.

Культура в обществе выполняет ряд функций.

— Адаптационная: благодаря культуре, применению ее ценностей, норм, образцов поведения каждый индивид приспосабливается к изменяющимся условиям окружающей среды.

— Познавательная — вооружение человека знаниями, необходимыми для познания общественных явлений, для выработки в соответствии с этим определённой линии поведения.

— Нормативная: культура, выступая в качестве совокупности идеалов, образцов поведения, предписывает человеку определённые правила, в соответствии с которыми складываются ценностные ориентации, установки и образ жизни людей.

— Функция социализации — передача социального опыта от одного поколения к другому; в результате усвоения ценностей, норм, идеалов происходит формирование личности, её подготовка к выполнению социальных ролей.

- Мотивационная — формирование мотивов действий людей, побуждающих их к определённым поступкам.

— Коммуникативная — передача, приём, осмысление информации, обеспечение взаимодействия индивидов, социальных общностей на основе общепринятых ценностей.

— Функция целеполагания: культура помогает сформулировать социально значимые

цели.

— Сигнификативная: культура предписывает определённые значения и ценности.

— Информационная: культура позволяет давать достоверную, объективно верную информацию.

— Релаксационная: культура помогает человеку расслабиться, организовать свой отдых.

— Мобилизационная: культура, воздействуя своими образами, ценностями на духовный мир человека, побуждает его совершать определённые поступки.

— Воспитательная: культура, ориентируя человека на определённые поступки, подвигая его к определённым целям, своим содержанием воспитывает человека как духовно развитую и социально активную личность.
^ 2. Культура как система

Культуру можно структурировать, выделив в ней различные элементы и отношения между ними.

Социокультурологическая плоскость структуры культуры включает:

— политическую и правовую культуру;

— художественную и эстетическую культуру;

— культуру труда;

— культуру быта;

— физическую культуру;

— культуру общения;

— науку;

— мораль;

— образование и воспитание.

Элементы культуры — основные составные единицы культуры. Ими могут быть материальные предметы и идеи, все достижения человечества, в том числе и материальные: орудия труда, здания, сооружения и т. д.

Дж. Мердок выделил более 70 общих элементов всех культур: возрастная градация, спорт, нательные украшения, календарь, приготовление пищи, ухаживание, танцы, разделение труда и т. д.

Нематериальная культура предстаёт как система ценностей, верований, правил, обычаев, систем правления, языков, т. е. всего того, что относится к области духовного. Среди элементов культуры можно выделить следующие:

— Понятия (концепты), содержащиеся в первую очередь в языке, обозначают способ организации человеческого опыта.

— Ценности — это оценка идеального объекта в терминах «хорошо», «плохо», представление о том, что желательно и необходимо.

— Обычай — традиционно установившийся порядок поведения, одобренный обществом массовый образец действий.

— Ритуал — фиксированная последовательность действий, жестов и слов, выполняемых и произносимых в строго определённое время, в строго определённом месте и в строго определённых обстоятельствах.

— Традиция — совокупность представлений и моделей поведения, характерных для данной культуры и передающихся из поколения в поколение.

— Обряд — совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом.

— Манеры — внешние формы поведения человека, получающие определённую оценку у окружающих.

— Мифы - вымышленные картины мира в целом, места в нём человека.

— Этикет — система правил поведения, принятая в определённых социальных группах.

— Символы — система кодов социального общения в рамках одной культурной системы.

— Язык — система словесных кодов и символов, транслируемая из поколения в поколение и являющаяся основой вербального взаимодействия.

— Модели поведения — представления о том, как надо вести себя в той или иной ситуации.

— Идеология — система взглядов, убеждений и установок, в которых осознаются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы, а также содержащиеся цели социальной действительности.

— Социальные нормы — общепринятые шаблоны поведения, регулирующие взаимодействие между индивидами.

Все части культуры переплетаются в сложное целое. Глубина и степень подобной взаимосвязи между различными сторонами культуры, устойчивые культурные модели, которые при этом возникают, обозначаются термином «культурная интеграция».

Совокупность предметов, учреждений, представлений, функционально связанных с определённым элементом культуры, называется культурным комплексом. Например, если принять автомобиль за отдельный элемент культуры, то все учреждения, институты, образцы поведения, связанные с производством, продажей, эксплуатацией автомобиля, образуют культурный комплекс.

Остановимся подробнее на характеристике некоторых элементов культуры.

Так, роль социальных ценностей и норм в культуре многоплановая, так как они отражают социальную действительность, ценностные представления в обществе и оказывают воздействие на социальную действительность.

Можно выделить следующие типы ценностей:

— социальные (определяющие социальный статус, семью, способность к достижениям и т. д.);

— эстетические (формируют чувство красоты, идеала...);

— моральные (формируют чувства долга, добра, любви...);

— религиозные (формируют такие понятия, как бог, вера...);

— политические (определяют права человека, свободу, порядок...);

— витальные (поддерживают физическое существование человека, качество жизни, безопасность).

Различные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям. Ценности конкретизируются в социальных нормах, которые обеспечивают сохранение первых. Социальные нормы являются следствие устойчивой оценки деятельности и поведения

индивидов.

Для того чтобы существовать в социальном мире, человеку необходимо общение с другими людьми, при этом люди должны иметь представление о том, как им действовать правильно, а как — неправильно; тем самым человек создаёт множество общепринятых шаблонов поведения (социальных норм) для успешного взаимодействия с другими индивидами.

Выделяют групповые, межиндивидуальные, классовые, национальные, общечеловеческие нормы. По степени обязательности нормы делятся на запрещающие и побуждающие. В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций:

1) способствуют социальной интеграции;

2) служат своеобразными эталонами поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных групп;

3) способствуют контролю за отклоняющимся поведением;

4) обеспечивают стабильность социальной системы. Нормы формируют привычки, обычаи и традиции.
^ 3. Типология культуры

Важное значение в исследовании сущности культуры, её роли в развитии человечества имеет типологизация культуры.

В рамках отдельного общества с точки зрения среды, в которой распространена культура, можно выделить следующие разновидности культуры.

^ Народная культура — самая древняя разновидность культуры, из которой впоследствии появились другие её разновидности. Для неё характерны анонимность (отсутствие авторства), постоянные трансформации, тесная связь с религиозными и мировоззренческими представлениями.

Из неё вырастает и воплощает в себе национальное своеобразие данного народа — национальная культура. Наряду с народной культурой развивается массовая культура, ориентированная содержанием на усреднённый уровень развития потребителей духовных и материальных ценностей. Её отличительными чертами являются более тесная связь с авторством, массовая культура предполагает передачу по СМИ и более высокое образование её носителей.

В противоположность данной культуре в обществе выделяется элитарная культура — культура, потребителями которой являются образованные люди, обладающие повышенной и развитой художественной восприимчивостью. Для неё характерны утончённость, сложность, высокое эстетическое качество, необходимость профессиональной подготовки для производителей этой культуры.

В противоположность господствующей культуре в обществе существует субкультура (социологи обычно говорят о субкультуре, если ценности, традиции и нормы, разделяемые какой-то социальной общностью, не отличаются от принятых остальными кардинально, если они не вступают друг с другом в явное противоречие, которое может стать причиной конфликта). Если же такая субкультура начинает противопоставлять себя господствующей (доминирующей) культуре, вступает с ней в конфликт, в социологии говорят о контркультуре (например, контркультура преступной банды).

По содержанию и характеру связей с религией культуры дифференцируются на религиозные (разделяются на христианскую, мусульманскую, буддийскую и т. д.) и светскую.

В зависимости от специфических особенностей сфер общества и видов деятельности культура подразделяется на городскую, сельскую, художественную, профессиональную, политическую, экономическую.
^ 4. Социодинамика культуры

Культура всегда находится в движении: она возникает, развивается, приходит в упадок, передается от поколения к поколению.

В культурологии принято выделять следующие источники развития культуры:

— инновация — выработка новых путей, образцов, моделей, принципов действий, политических и социальных программ, направленных на выдвижение новых форм деятельности или организации общества;

— обращение к культурному наследию, под которым понимают сумму "' всех культурных достижений общества, его исторический опыт, сохраняющийся в общественной памяти. Процесс, благодаря которому культура передаётся от предшествующих поколений к последующим через научение, называется культурной трансмиссией;

— синтез — взаимодействие и соединение разнородных элементов, при котором возникает новая модель социокультурного устройства, отличающаяся от составляющих компонентов и имеющая собственное содержание или форму;

— заимствование (диффузионизм, распространение культуры): в отличие от традиции, предполагающей передачу культуры из поколения в поколение, заимствование , — это распространение культуры в социальном или географическом пространстве, освоение тех или иных элементов культуры из одного общества как источника в другое как принимающее.

Любая культура стремится не только перенимать черты других культур, но и защититься от нежелательного проникновения. Избирательное отношение к переносу ценностей из одной культуры в другую называется селективностью. Как правило, причинами селективности выделяют следующие:

— культура ещё не готова для заимствования данных изобретений:

— новые элементы могут разрушить сложившуюся культуру;

— заимствование новых элементов запрещает идеология.

В социологии культуры сложилась классификация культурных изменений разного масштаба и уровня:

1. Историческая смена фаз и этапов в соответствии с доминирующим типом социальных отношений (доиндустриальный, индустриальный).

2. Изменения, ведущие к смене духовных стилей, художественных жанров, направлений, ориентации; территориальные перемены центров культурной деятельности; социальные сдвиги в результате изменения количественных параметров и т. д. Отчётливое деление эта система нашла в стилях, составляющих историю западноевропейской культуры: романский, готический, ренессансный, барокко, рококо, неоклассицизм, романтизм, реализм, модернизм, постмодернизм.

3. Обогащение и дифференциация культуры, формирование новых жанров и видов искусства в результате творческого процесса или внешних влияний. Такие процессы происходят в тех или иных отдельных сферах или ряде сфер при сохранении устойчивых механизмов в стабилизирующих частях общей структуры.

4. Состояние длительной неизменности, повторяемости норм, ценностей, знаний, ограничение нововведений, приверженность неизменным традициям — культурный застой.

5. Изменения, ведущие к ослаблению дифференциации или устранению каких-либо элементов культуры, упрощению культурной жизни — упадок, деградация.

6. Кризис культуры как проявление несоответствия разных частей социокультурной системы.

7. Циклические изменения — движение общества по сходным циклам бытия, повторяющим себя на протяжении многих поколений. В качестве варианта цикличности рассматривают инверсию, которая может охватывать как духовные, так и политические изменения. В инверсии изменения идут не по кругу, а совершают маятниковые качания от одного крайнего состояния к другому. Инверсия может привести к разрушению накопленного ранее, а затем к возрождению или реставрации, возрождению необходимых компонентов духовной структуры.

8. Преобразование как радикальное изменение культуры при сохранении прежнего достояния.

Культура в жизни человека играет противоречивую роль. С одной стороны, она способствует закреплению наиболее ценных и полезных образцов поведения и передаче их последующим поколениям, другим группам, а с другой — способна с помощью нравственных норм закрепить суеверие, бесчеловечное поведение.

Второй аспект, раскрывающий роль культуры, проявляется в этноцентризме — мировоззрении, утверждающем превосходство одной культуры над другими. Этноцентризм делает нашу культуру эталоном, с которым мы соизмеряем все другие культуры, что находит проявление в позитивных характеристиках: «избранный народ», «сверхраса» — и негативных: «отсталый народ», «примитивная культура».

Культурный релятивизм смягчает действие этноцентризма и позволяет находить пути к сотрудничеству и взаимному обогащению культур различных групп. Культурный релятивизм основан на том, что все культуры рассматриваются как достойные уважения в равной степени. Его основой служит утверждение, что члены одной социальной группы не могут понять мотивы и ценности других групп, если они анализируют эти мотивы и ценности в свете своей собственной культуры. Для того чтобы достичь понимания, понять другую культуру, нужно связать её конкретные черты с ситуацией и особенностями ее развития. Каждый культурный элемент должен соотноситься с особенностями той культуры, частью которой он является.

Проявлением культуры являются также процессы аккультурации и глобализации культуры. Аккультурация — это процесс усвоения индивидом чужой культуры в результате эмиграции в другую страну или привнесение чужеродных культурных влияний в его собственную среду. Например, влияние западной культуры на культуру американских индейцев.

Глобализация культуры — это установление в масштабах мира культурных связей глобального характера, разрушение самоизоляции отдельных традиционных культур и многократное усиление их взаимовлияния и взаимопроникновения. Её причинами являются усиление экономических связей между странами и континентами, возможности всемирной компьютерной сети, СМИ и т. п.

Обстоятельную характеристику роли культуры в структурировании общества дал Р. Мертон. Он утверждал, что культура обеспечивает членов данного общества необходимым руководством на всём жизненном пути, без него невозможно эффективное функционирование индивидов и общества.
Темы докладов и рефератов

1. Генезис идей о культуре в жизни человечества.

2. Ценности и их место в жизни общества.

3. Динамика ценностей населения реформируемой России.

4. Культура личности.

5. Институты культуры.

6. Культура как фактор социальных изменений.


Похожие:

План Понятие и содержание культуры. Функции культуры. Культура как система. Типология культуры iconМногообразие подходов к пониманию культуры
Семантическое наполнение термина «культура» в разные эпохи было разным, поскольку значение этого термина производно от типа культуры:...
План Понятие и содержание культуры. Функции культуры. Культура как система. Типология культуры iconМногообразие подходов к пониманию культуры
Семантическое наполнение термина «культура» в разные эпохи было разным, поскольку значение этого термина производно от типа культуры:...
План Понятие и содержание культуры. Функции культуры. Культура как система. Типология культуры iconКультура как феномен. Современное понимание сущности культуры. Множественность...
Морфология культуры. Структура понятия культура. Взаимосвязь внутриструктурных элементов. Культура и цивилизация
План Понятие и содержание культуры. Функции культуры. Культура как система. Типология культуры iconПлан. Особенности развития культуры ХХ века. Основные направления...
Открытие феномена бессознательного, обоснование его как активной силы, стимулирующей творчество, также повлияло на художественную...
План Понятие и содержание культуры. Функции культуры. Культура как система. Типология культуры icon1. исторические пути формирования украинской культуры. Понятие «культура»...
Культуру можно классифицировать по государственно-политическому принципу. Что характеризует данную классификацию?
План Понятие и содержание культуры. Функции культуры. Культура как система. Типология культуры iconРусская культура в первой половине XVIII в
Появление новых направлений культуры (скульптура) под влиянием западноевропейской культуры
План Понятие и содержание культуры. Функции культуры. Культура как система. Типология культуры iconКнига: "культура: критический обзор концепций и определений". У них...
В антропогии понятие культуры используется в мн числе и речь идет об образе жизни того или иного народа. Культуру отождествляют с...
План Понятие и содержание культуры. Функции культуры. Культура как система. Типология культуры icon1. Физическая культура и спорт, как социальные феномены. Цель и задачи физической культуры
Пересилите и охарактеризуйте и охарактеризуйте основные компоненты физической культуры
План Понятие и содержание культуры. Функции культуры. Культура как система. Типология культуры iconЛекция Тема: Вопросы теории культуры. План
Проблемами культуры занимается отдельная отрасль гуманитарной науки – культурология (дословно – наука о культуре)
План Понятие и содержание культуры. Функции культуры. Культура как система. Типология культуры iconРедактирование переводной литературы
«неполноценности» культуры восточных славян. Все европейские средневековые государства «учились» у стран-наследниц многовековой античной...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница