Реализация современных функций экскурсии


Скачать 133.37 Kb.
НазваниеРеализация современных функций экскурсии
Дата публикации20.03.2013
Размер133.37 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Культура > Документы
Реализация современных функций экскурсии

Экскурсия как деятельность обладает рядом функций.

Функция в переводе с латинского языка означает исполнение, осуществление, круг деятельности. Функция—внешнее проявление какого-либо объекта, форма работы учреждения, предприятия. Функционировать — значит, действовать, работать [3; 26]. Функции в экскурсии рассматриваются как ее главные свойства в процессе воспитания человека. Необходимо выделить основные функции экскурсии. Б.В. Емельянов выделяет такие функции экскурсии:

  • научной пропаганды,

  • информации,

  • организации культурного досуга,

  • формирования интересов,

— расширения культурного кругозора.

Например, экскурсия в функции научной пропаганды способствует распространению политических, философских, научных, художественных и других взглядов и идей. Выполняя функцию пропаганды, экскурсия должна иметь четкую идейно-политическую направленность.

В основу экскурсии положены такие принципы, как научность, идейность, связь с жизнью, доходчивость и убедительность. Эти принципы выражают существо пропаганды, позволяют выделить в ней главное.

Важным качеством экскурсии как формы воспитания и обучения является ее научный характер. Поскольку задача экскурсии заключается в том, чтобы способствовать распространению научных знаний, обеспечить высокий уровень изложения материала. Все факгы, события, теоретические положения, рассматриваемые на экскурсии, даются в научной трактовке, получают освещение с учетом достижений отраслей современной науки, к которым они имеют отношение. Что касается принципа идейности, то его главное требование это классовый подход к содержанию экскурсий, четкая оценка фактов, событий, явлений, памятников истории и культуры. Важно, чтобы экскурсия была подготовлена с учетом этого требования, и в соответствии с этим были составлены методические документы-тексты и методическая разработка Не менее важно, чтобы экскурсовод строил свой рассказ на теории, проявляя при этом свою личную идейную убежденность. Важным принципом пропаганды является ее органическая связь с жизнью, с сегодняшним днем. Материал экскурсий должен быть увязан с действительностью, с практикой хозяйственного и культурного строительства. Изложение фактического материала должно сопровождаться обобщениями и глубокими выводами с учетом законов, которые лежат в основе исторических и других процессов и явлений.

Эффективность экскурсии зависит от того, насколько понятно излагается материал, насколько по своему содержанию он доступен для данной аудитории. Материал должен излагаться с учетом подготовленности аудитории, ее общеобразовательного уровня и жизненного опыта. Успех экскурсионной пропаганды обеспечивается отбором наиболее важных фактов и примеров, раскрывающих тему.

Экскурсия в функции информации в соответствии со своей темой содержит информацию по конкретному разделу знаний, например, о достижениях исторической науки, медицины, об открытиях археологов, каких-либо изобретений, а главное — культурном строительстве. От других средств массовой информации экскурсия отличается высокой степенью наглядности. Значительная часть информации на экскурсии подтверждается показом зрительно воспринимаемых объектов. Следует отметить, что если тематическая экскурсия содержит информацию по одному разделу знаний, то обзорная экскурсия основана на информации по нескольким разделам.

Что касается экскурсии в функции организации досуга, то следует отметить, что под досугом подразумевается та часть нерабочего времени, которая остается в распоряжении человека после рабочего дня и исполнения им непреложных непроизводственных обязанностей. Экскурсию относят к той группе занятий, которая определяется термином «учеба и самообразование». Являясь популярной формой организации культурного досуга, экскурсия обеспечивает удовлетворение духовных потребностей человека. Экскурсия занимает достойное место среди различных форм учебы без отрыва от производства, а также любительских занятий.

Участники экскурсии получают новые знания по истории, а также в области искусства, архитектуры, литературы. Во многих случаях экскурсия дополняет и конкретизирует знания экскурсантов по определенной теме, помогает им увидеть то, что они уже знали по письменным источникам.

Грамотно разработанная экскурсия представляет собой синтез нескольких форм культурно-воспитательной работы. В экскурсию могут быть включены фрагменты из художественных кинофильмов, научно-популярных или хроникально-документальных фильмов, выступления участников или очевидцев событий, ветеранов войны, а также встречи с руководителями предприятий, передовыми рабочими при проведении экскурсий на производственные темы, прослушивание музыкальных произведений. Это и многое другое составляет функции расширения культурно-технического кругозора в экскурсии.

Задача экскурсии состоите том, чтобы не только передавать знания аудитории, но и вызывать у людей интерес к конкретной отрасли знаний, к определенной проблеме. Например, побывав на литературной экскурсии, некоторые ее участники в дальнейшем проявят интерес к данном}' писателю, поэту. То же происходит после экскурсии в картинную галерею. Многие участники таких экскурсий в дальнейшем читают специальную литературу, посещают лекции, и экскурсии, близкие к интересующей их теме, подробнее знакомятся с экспозициями музеев и выставок. Посредством таких экскурсий происходит формирование интересов человека (функция формирования интересов человека). Таким образом, можно сказать, что для многих людей экскурсия становится началом работы по самообразованию [1; 14-18].

Основываясь на идеях Емельянова Б.В. в своей монографии «Экскурсионная деятельность в Тюмени», Н.И. Сабитова выделяет такие функции экскурсии, как:

  • образовательную,

  • воспитательную,

  • коммуникативную,

  • культурно-сохраняющую [6; 17].

Опираясь на исследования, проведенные на базе туристских фирм города Тюмени, таких как «Глобус», «Околица», «Одиссея», «Симтур» и других, Н.И. Сабитова выявляет новые функции экскурсии, отвечающие запросам современности, — рекреационную и рекламную [6].

Однако вопрос о классификации функций экскурсий остается открытым и дискуссионным. Например, Б.В. Емельянов отмечал, что в 20-е и 30-е годы XX века экскурсия рассматривалась как одна из форм массовой подготовки и переподготовки кадров для социалистического строительства. В настоящее время эта функция экскурсий утрачена, за исключением тех экскурсий, которые проводят советы по туризму и экскурсиям, их подведомственные экскурсионные организации совместно с первичными организациями научно-технических обществ. Это объясняется тем, что при подготовке кадров массовых профессий используются другие, более эффективные средства обучения [2; 18].

Таким образом, с изменением социально-культурных условий одни функции могут утрачиваться, другие, наоборот — формироваться и обновляться.

Кроме того, если отталкиваться от понимания экскурсии как явления культуры, то при рассмотрении функций экскурсии можно использовать социокультурный подход, в котором можно обозначить два возможных варианта классификации функций экскурсий.

В первом варианте мы будем понимать культуру, в первую очередь, как особый вид человеческой деятельности (Л.Н. Коган), можно обозначить следующие функции экскурсии:

1 Когнитивная (ценное гно-ориенташонная). Культура характеризуется как движущаяся, развивающаяся совокупность социального опыта, накопленного человечеством. Основной социологической единицей выступают ценности культуры (книги, картины, памятники архитектуры и так далее). Следовательно, экскурсия способствует передаче социального опыта, приобщая к ценностям культуры, которые могут пониматься весьма широко. Например, ценности профессиональной культуры могут транслироваться посредством организации к проведения экскурсий в музеях (ведомственных).

2. Поведенческая (регул ирующая, нормативная). Цель такого регулирования — достичь соответствия культурной деятельности социальным ожиданиям общества. Основным средством регулирования выступают нормы культуры, соответствующие устойчивым требованиям социальной общности. Экскурсия способствует закреплению и передаче норм культуры (обряды, обычаи, ритуалы). 11ри этом возможны различные формы проведения экскурсий: экскурсия-массовка (массовые театрализованные представления и фольклорные праздники), экскурсия-концерт, экскурсия-консультация, экскурсия-демонстрация и так дапее. Одним из ярких примеров экскурсии-инсиенировки может служить «Ночь музеев», которая состоялась в г. Тюмени 20 мая 2006 г: Идея проведения такого мероприятия пришла к нам из Франции.

1 Праксеологическая (культуроорганизующая). По мнению Л.Н. Когана, когнитивное и поведенческое синтезируются в праксеологическом. Данная функция регулирует саму культурную деятельность людей, поэтому ее называют культуроорганизующей. Л.Н. Коган отмечал, что средством регулирования культуры выступают социальные институты культуры. Экскурсионная деятельность охватывает практически все сферы культуры и общества, образование, наука, религия, искусство и др. При организации экскурсионных маршрутов учитываются личностные элементы культурной среды (уровень образования и квалификации экскурсантов, господствующие установки на культурную деятельность, состояние духовной атмосферы в регионе, культура межличностных отношений), то есть культурные потребности, интересы, установки как экскурсантов, так и организаторов экскурсии.

4. Утилитарная (материально-производственная). В основе этой функции лежит деятельностное понимание культуры. Например, занимаясь материально-производственными и экономическими видами деятельности, человек ставит перед собой иные, утилитарные, внекультуркые задачи [4J.

При организации экскурсии преследуется в том числе и финансовая заинтересованность организатора экскурсии.

Во втором варианте рассмотрение функций экскурсии основано на функциях культуры в целом. Если мы понимаем экскурсию как закономерное явление культуры, следовательно, экскурсии будут присущи все основные функции культуры:

  1. Информационная. Экскурсия должна давать экскурсантам информацию о состоянии духовной жизни общества, тех или иных социальных, этнических, культурных явлениях.

  2. Регулятивная. Тесно связана с предшествующей функцией. Она формирует представления об интересах, потребностях и культурных запросах разных групп населения. В этом случае культура понимается как способ формирования и развития личности. Экскурсия — это одно из средств регулирования культурной деятельности, то есть процессов производства и потребления ценностей культуры. Л.Н. Коган отмечал, что в культуре невозможен приказ, окрик, грубое администрирование, недопустима и позиция невмешательства в выбор ценностей культуры. Любое вмешательство должно быть мягким, тактичным, доброжелательным, что возможно при помощи экскурсии.




  1. Аксиологическая (ценностная) функция подразумевает оценочное отношение населения или какой-либо специализированной аудитории тех или иных произведений, мероприятий и так далее. Задача экскурсовода — не навязывание экскурсантам своих оценок и мнений.

  2. Функция передачи культурного наследия — является одной из наиболее важных, несмотря на то, что возможности экскурсии сравнительно
    ограничены. Посредством экскурсии человек обращается к прошлому, традициям национальной мировой культуры. Однако овладение историей разных видов культуры и традициями народной культуры возможно только в определенной степени и носит весьма узкоспециализированный характер. Исключением являются экскурсии разной продолжительности (от 1 до 3-4
    дней). Специфика подобных экскурсий заключается в разработке новых тем
    с использованием достижений отдельных отраслей знаний.

5. Коммуникативная функция способствует общению людей, формированию открытости человека, его способности к общению. В первую очередь речь идет о роли в общении совместного восприятия и потребления культуры в процессе экскурсии.

Все вышеперечисленные функции синтезируются в человекотворческой функции. Л.Н. Коган писал, что «воспитание человека есть не что иное, как его приобщение к богатствам национальной и мировой культуры, превращение его

из пассивного объекта воздействия культуры в субъект активного творчества» [4]. Таким образом, экскурсии способствуют формированию цивилизованного, культурного творческого человека, в чем и состоит их основная цель и задача

В целом, социокультурный подход есть понимание общества как единство культуры и социальности, образуемых и преобразуемых деятельностью человека. П. Сорокин, проводя анализ структуры социокультурных явлений, выразил результаты в формуле: «Личность, общество и культура как неразрывная триада» [5; 3]. Ни один из членов данной триады не может существовать без других. В данном контексте культура понимается как совокупность способов и результатов деятельности человека (идеи, ценности, нормы, образы и др.), а социальность — как совокупность отношений каждого человека, или иного социального субъекта с другими субъектами (экономических, социальных, идеологических, политических отношений, формируемых в процессах деятельности). Социокультурный подход интегрирует все виды человеческого бытия, каждый из которых не сводится к другим и не выводится из них, но при этом они тесно взаимосвязаны и оказывают непосредственное влияние друг на друга.

Лапин Н.И. отмечает, что социокультурный подход не противостоит иным подходам, а дополняет их. Он предполагает анализ функций и структур культуры, общества, личности. Экскурсия является тем явлением культуры, которое функционирует во всех слагаемых рассматриваемой триады. Социокультурный подход позволяет рассмотреть сущность экскурсии и ее функции. Через экскурсии могут быть реализованы основные принципы социокультурного подхода, например:

— принцип человека активного, когда действия субъекта понимаются как компонент взаимодействия с другими субъектами (коммуникативная функция экскурсии).

В последнее десятилетие с интенсивным развитием новой науки — культурологии — сущность экскурсии, в том числе и ее функции, можно рассматривать в контексте культурологического подхода.

Обращаясь к культурологическому подходу, следует отметить, что не все культурное является социальным и наоборот (человек пишет стихи и это его индивидуальное творчество).

С точки зрения американского культуролога первой половины XX века Лесли Уайта, для культурологического подхода существуют явления, для которых социальное и культурное не одно и то же. Культура — это, прежде всего, символическое образование, которое вырабатывается людьми в ходе совместной деятельности. И человек действует в соответствии с этими символами [7; 17-48]. Экскурсоводческая деятельность способствует закрепле-

нию и трансляции символических форм в культуре. Например, А.Я. Флиер под функциями культуры понимает «совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее в своих интересах; совокупность селектированных историческим опытом наиболее приемлемых по своей социальной значимости и последствиям, способов (технологий) осуществления коллективной жизнедеятельности людей» [8; 508-511].

Он считает, что все функции культуры социальны и обеспечивают коллективный характер жизнедеятельности людей, определяют и корректируют практически все формы личности, ее активности в силу связанности с социальным окружением.

В данном случае экскурсия может также пониматься как феномен культуры. В ней можно выделить следующие функции:

  1. Идентификационная (человек идентифицирует себя с этносом, культурой, определенной культурно-исторической эпохой).

  2. Адаптационная (адаптация, приспособление человека к определенным культурно-историческим условиям его среды обитания) и так далее.

Исходя из определения А.Я. Флиера функций культуры, экскурсию можно рассматривать как один из способов технологии осуществления коллективной жизнедеятельности людей. Следовательно, по отношению к культуре экскурсия выполняет и технологическую функцию.

Во всем многообразии подходов к классификации функций экскурсии можно выделить такие базовые направления, как познавательно-коммуникативное, рекреационное и оценочное, регулятивно-нормативное и культурно-трансляционное.

Следует отметить, что каждая конкретная экскурсия может выполнять одновременно несколько функций. Это зависит от того, с какой группой экскурсантов она проводится.

Широкий круг объектов показа, многоплановая тематика, разработанность методики ведения экскурсий, профессиональное мастерство экскурсоводов позволяют экскурсии выполнять определенные функции, каждая из которых играет большую роль в воспитании и образовании человека.

Рассмотрев различные подходы к выделению функций экскурсий можно сказать, что в целом экскурсия по отношению к культуре и обществу выполняет духовно-интегрирующую функцию, из которой вытекают все вышеперечисленные функции экскурсий.

Таким образом, можно отметить, что путь развития экскурсии идет по линии изменения ее сущности. Если первоначально экскурсия была прогулкой, которая ставит перед собой практические задачи, то затем перед ней встают научные задачи.

На современном этапе экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий и так далее.

Экскурсии помогают конкретизировать уже имеющиеся знания, усиливают интерес к изучаемому объекту, вызывать переживания. В то время как одни направляют экскурсию на то, чтобы она давала знания, другие стремятся, чтобы она помогала экскурсантам развить способность и навыки видеть произведения искусства, явления природы, события из разных областей жизни людей.

При разработке экскурсионного маршрута экскурсовод обращает внимание на цели и задачи, которые ставит перед ним заказчик. Исходя из особенностей (возрастных, национальных и др.) группы, будут определяться и основные (базовые) функции экскурсии.

Литература:

1. Емельянов, Б. В. Экскурсоведение. Основы -экскурсионной теории : учеб. посо-бие / Б. В. Емельянов. — М. : АО «ЦСТЭ-Интур», 1992.

  1. Емельянов, Б. В. Экскурсоведение / Б. В. Емельянов.— М, 1992. — Ч. 1.

  2. Емельянов, Б. В. Экскурсоведение : учебник /Б. В. Емельянов. — М.: Советский спорт, 2003.

  1. Коган, Л. Н. Социология культуры / Л. Н. Коган. Екатеринбург, 1992.

  2. Лапин, Н. И. Социокультурный подход и социегально-функциональные структуры / Н. И. Лапин // Социс. — 2000. — № 7. — С. 3.

6. Сабитова, Н. И. Экскурсионная деятельность в Тюмени / Н. И. Сабитова. — Тюмень : Вектор Бук, 2004.

7. Уайт, Л. А. Понятие культуры / Л. Уайт // Антология исследований культуры. — СПб. : Университетская книга. 1997. — Т. 1 : Интерпретация культуры.

8. Флиер, А. Я. Функции культуры / А. Я. Флиер // Культурология. XX век : словарь. — СПб.: Университетская книга. 1997.

Похожие:

Реализация современных функций экскурсии iconТемы для самостоятельного изучения по предмету «Основы экскурсионной деятельности»
Сущность экскурсии (различные определения экскурсии, главные отличия экскурсии от других форм познания окружающего мира.)
Реализация современных функций экскурсии iconРоль правосудия по гражданским делам в современных условиях. Реализация права на судебную защиту

Реализация современных функций экскурсии iconЛабораторная работа №1. Перегрузка функций. Шаблоны функций
Цель работы – изучить определение и варианты использования перегрузки функций и шаблонов функций в языке С++
Реализация современных функций экскурсии iconДата экскурсии
О нежных чувствах, упоительных романах, секретах счастливой семейной жизни пойдет речь в экскурсии "Избранники Любви". В программе...
Реализация современных функций экскурсии icon§ Критерии линейной независимости скалярных функций
Приведем необходимые и достаточные условия линейной независимости скалярных и векторных функций и рассмотрим некоторые системы таких...
Реализация современных функций экскурсии iconЛабораторная работа №4 Реализация и исследование свойств алгоритмов хэширования
Наиболее известными алгоритмами хэширования являются алгоритмы семейств md и sha. Кроме того, можно построить хэш-функцию на основе...
Реализация современных функций экскурсии iconТема реализация права реализация права: понятие и значение
Акты реализации права: место среди других правовых актов, виды, структура, требования к форме и содержанию
Реализация современных функций экскурсии iconМенеджер проектов в Департамент экспертизы, разработки и реализации...
Разработка и реализация комплексных программ корпоративной социальной ответственности бизнеса, а также реализация волонтерских и...
Реализация современных функций экскурсии iconКаталог экскурсий для дошкольников Петербургская соната Экскурсионный образовательный центр
Все наши экскурсии адаптированы для самых маленьких экскурсантов. В ходе каждой экскурсии планируется несколько выходов из автобуса....
Реализация современных функций экскурсии iconКаждый сделавший заказ экскурсии у нас, получает бонус в размере
Имеем достаточный опыт оганизации экскурсий. Все гиды с которыми мы работаем имеют специальную подготовку для работы со школьниками....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница