8 личность в системе социальных связей


Скачать 123.02 Kb.
Название8 личность в системе социальных связей
Дата публикации21.03.2013
Размер123.02 Kb.
ТипЛитература
userdocs.ru > Культура > Литература
ТЕМА 8 ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ

План

1. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность».

2. Структура и типологические особенности личности.

3. Социализация личности.

4. Социальный статус и социальные роли личности. Литература

1. Москаленко В. В. Социализация личности. — Киев, 1990.

2. Комарова Э. И. Личность как субъект и объект социального развития //СПН. - 1992 — № 4 — 5

3. Ковалёва А. И. Социализация личности: норма и отклонения. - М,, 1996.

4. Введение в социологию человека: постановка проблемы //СГЗ. — 1999.—№4.

5. Ильчиков М. Я., Смирнов Б. А. Социология воспитания. — М., 1996.

6. ТощенкоЖ. Г. Социология. — М., 2001.

7. Бабосов E. М. Общая социология. — Минск, 2002.

8. Смелзер П. Социология. — М., 1994. — Гл. 4.

1. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность».

Понятия «человек», «индивид», «личность» не являются тождественными. Когда употребляется термин «человек», то обычно имеется в виду понятие, охватывающее всех людей как представителей специфического вида Homo sapiens. Как биологическое существо он является результатом длительной эволюции, в процессе которой сумел приспособиться к внешней среде и сохраниться как вид.

Понятием «индивид» обозначается отдельный представитель человеческого рода, обладающий своеобразными психофизиологическими особенностями.

Личность — это относительно устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих данного индивида, приобретённых и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми и являющихся продуктом общественного развития.

Понятие «личность» вводится для выделения, подчёркивания не-природной сущности человека и индивида.

Социальные качества личности — это совокупность социально-психологических свойств и черт личности, определённым образом взаимосвязанных и обусловленных типом социального взаимодействия с другими людьми в конкретных социально-исторических условиях и обстоятельствах. Наиболее значимыми социальными качествами можно выделить:

1)активность — способность личности производить самостоятельно социально значимые действия, проявляющиеся в общении с другими, в совместных с ними делах;

2) самосознание — выделение индивидом самого себя из окружающей социальной среды, осознание себя как «Я», противостоящего «другим» и вместе с тем неразрывно связанного с ними;

3) самооценка — оценка личностью своих возможностей, способностей, места, занимаемого среди других людей;

4) интересы — постоянный побудительный механизм познания и деятельности личности, подталкивающей её к более глубокому ознакомлению с новыми событиями, теориями в какой-либо сфере деятельности, к преобразованию её в соответствии со своими потребностями;

5) направленность — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, независимо от социальных ситуаций, в которых она находится, её устремлённость к достижению вполне определённой цели;

6) убеждения — личностные социально-психологические потребности, в основе которых лежат определённые представления, идеи, принципы, определяющие отношение человека к действительности и побуждающие его поступать в соответствии со своими взглядами, мировоззрением ;

7) установка — социальная характеристика личности, выражающая её готовность к активной деятельности в определённой жизненно важной для неё сфере социальной действительности;

8) ценностная ориентация — совокупность социальных ценностей, выступающих в качестве целей жизни и основных средств на их достижение и приобретающих функцию регуляторов социального поведения человека;

9) идентичность — социальное качество, являющееся результатом сознательного и эмоционального самоотождествления индивида с другими людьми, социальной общностью или идеалом путём избирательного и внутренне согласованного движения потоков информации о нём самом как единстве личностного и социального, раскрывающегося во взаимодействиях с другими личностями и общностями.

^ 2. Структура и типологические особенности личности.

В структуре личности выделяют три уровня: биологический, психологический и социокультурный. Они представляют собой своеобразную амальгаму, части которой взаимодействуют и взаимообусловливают друг друга.

В социально-психологической структуре личности 3. Фрейд выделил следующие три структурные компонента: область подсознательного, или сфера чисто биологических процессов и инстинктивных импульсов («Оно» или «Ид»); сфера сознания, мыслительной деятельности человека (Я» или «Эго»); особый слой человеческой памяти, в которой интериоризуются элементы культуры («Сверх-Я» или «Супер-Эго»). Согласно точке зрения 3. Фрейда, если эти три подсистемы личности функционируют гармонично, индивид успешно приспосабливается к окружающей среде, эффективно взаимодействует с другими людьми в соответствии с нормами права, морали, социальными ожиданиями, обычаями, существующими в обществе. Если же в их функционировании возникают противоречия, это приводит к внутриличностным конфликтам.

Биологические потребности, составляя основу жизни, замешаны на животных инстинктах и постоянно оказывают давление на сознание, которое контролирует поведение человека в соответствии с принципами рациональности (разумности) и реальности. Сознанию приходится решать конфликт между животными инстинктами и социальными нормами. У большинства людей этот конфликт как бы уравновешен, но бывают и отклонения. Если вытеснение не компенсируется сублимацией, может наступить нервное расстройство. Если побеждает сублимация, то человек погружается в творчество. Если же побеждает инстинкт, т. е. вытеснения не происходит, то человек соскальзывает на путь асоциальных действий.

В определённой степени эта теория позволяет типологизировать личности. В данном случае можно говорить о социальном и асоциальном типах личности.

^ Социальный тип личности — это комплекс качеств, характеризующих личность как члена данной конкретной социальной группы, общности.

В зависимости от ценностных ориентации выделяются следующие типы личностей:

а) традиционалисты, ориентированные на ценности долга, дисциплины, им свойственен низкий уровень самостоятельности;

б) идеалисты — критически относящиеся к традиционным нормам, стремящиеся к независимости и пренебрежительно относящиеся к авторитетам,

имеющие твёрдую установку на саморазвитие;

в) фрустрированный тип личности отличается низкой самооценкой, ему свойственно угнетённое самочувствие;

г) реалисты сочетают стремление к самореализации с развитым чувством долга, срюнны к скепсису, их поведение отличается высоким самоконтролем;

д) гедонистические материалисты (гедонизм — стремление к получению наслаждения) — ориентированы на сиюминутное получение удовольствий.

В зависимости от направленности психической энергии индивиды могут быть разделены на

а) экстравертов — для них наиболее характерны внешние проявления психоэнергетики: активное взаимодействие с другими людьми, общительность, широта интересов;

б) интровертов, характеризующихся замкнутостью, сосредоточенностью, внутренней интенсивностью переживаний и чувств, преимущественно внутренней реакцией на события;

в) чувствующий тип личности — отличается ориентированностью на чувства свои и других людей, чуткостью, изменчивостью мнений;

г) мыслительный тип характеризуется аналитическим складом ума, беспристрастностью, чёткостью, объективностью;

д) сенсорный тип обычно концентрируется на том, что делает в данный момент, не думая, что за этим последует, удовлетворяется тем, что есть, отличается практичностью;

е) интуитивный тип имеет обыкновение думать сразу о нескольких вещах; как правило, больше думает о том, что будет, а не о том, что есть; способен просчитывать варианты возможных событий;

ж) решающий тип отличается рассудительностью, спланированностью своих поступков, доводит начатое до конца, предпочитает самостоятельно решать проблемы и управлять людьми;

з) воспринимающий тип отличается подвижностью, импульсивностью, приспособляемостью к течению событий, не отличается организованностью и аккуратностью, предпочитает не торопиться с решением.

В современной социологии выделяют следующие типы личности:

а) модальная личность — преобладающий в данном обществе тип личности;

б) идеальный тип — тип личности, не привязанный к конкретным условиям;

в) базисный — максимально отвечающий потребностям общества тип личности;

г) маргинальный — человек, поставленный условиями жизни общества на грань двух культур, жизненных стереотипов, с одним из которых он порвал или пытается порвать, а во второй ещё не включился; д)проактивная личность — тип личности, способной в любых условиях проводить свою линию поведения, меньше испытывать на себе влияние окружающих, а больше оказывать влияние на них и на внешние обстоятельства, добиваясь собственных целей в жизни;

е) реактивная — личность, зависящая в своих поступках от внешних обстоятельств, из которых оказывается не в состоянии выделить наиболее важные, вследствие чего чаще всего «плывёт по течению»;

ж) криминальная личность — тип личности, знающий основные нормы, законы, но нарушающий их в угоду личным целям.

Нужно отметить, что в сложных обществах редко встречается единый тип личности. Социологическая типология личности обусловлена множеством факторов. Человек сам выбирает варианты своего поведения и способы достижения поставленных целей.

^ 3. Социализация личности.

Процесс усвоения личностных качеств на разных этапах физического существования человека определяется в социологии термином «социализация».

Теории социализации имеют довольно длительную историю становления и развития. Наибольшую известность получили теории Ч. Кули, Дж. Мида, Р. Липтона, 3. Фрейда, Ж. Пиаже.

Социализация — это процесс усвоения индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, необходимых для эффективного выполнения им социальных, ролей в конкретном обществе.

Социализация как процесс проходит две фазы.

I фаза социальная адаптация — период, в течение которого человек приспосабливается:

— к социально-экономическим условиям;

— к ролевым функциям;

— к социальным нормам;

— к социальным группам и социальным организациям, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности.

II фаза — интериоризация — период включения социальных норм и ценностей во внутренний мир индивида.

Этапы социализации соответствуют наиболее важным вехам в становлении личности: детству, юности, студенчеству, семейной жизни, выбору профессии и т. д. Эти жизненные циклы можно объединить в следующие этапы:

1-й этап — младенчество, которое охватывает два первых года жизни ребёнка. Началом социализации в данном случае является эмоциональное общение ребёнка со взрослыми.

2-й этап — раннее детство, охватывает период от двух до пяти лет. Характерно эмоционально-чувственное отношение к миру, к другим людям. Ведущую роль в социализации играет предметная деятельность.

3-й этап — дошкольное детство (6 — 7 лет) - овладение через игру практическими навыками и действиями.

4-й этап — школьный. В этот период ведущую роль в процессе социализации играет учебная деятельность. На данном этапе происходит овладение знаниями, культурой, формирование интеллекта. Особое значение в процессе формирования личности имеет период юношеского возраста, нижним пределом которого является половое созревание, когда подростки приобщаются к миру взрослых людей и происходит существенное изменение в самосознании и самооценке формирующейся личности, возникает потребность в выработке мировоззренческих установок.

5-й этап — послешкольный период. Этот этап знаменует собой переход от систематического обучения к продуктивному труду. Это этап овладения рабочими профессиями, средним и высшим специальным образованием, подготовки к трудовой деятельности.

6-й этап — период активной трудовой деятельности. Основным средством социализации является трудовая деятельность, самообразование; происходит выработка навыков делового общения, усвоение правил деловой конкуренции, стремление к успеху, повышению своего престижа и материального благополучия.

7-й этап — послетрудовая деятельность — период перехода к более лёгкому труду или полное освобождение от труда. Этот этап рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Различают следующие формы социализации:

1. Направленная социализация — специально разработанная обществом система средств воздействия на личность с целью сформировать её в соответствии с доминирующими в обществе ценностями, интересами.

2. Ненаправленная социализация, имеющая место в семье, в кругу друзей, среди коллег по работе и т. д. Это стихийное формирование определённых социальных качеств в процессе и результате пребывания индивида в непосредственном окружении.

На процесс возникновения и развития личностных черт оказывают воздействие следующие факторы:

1. Биологические (наследственные признаки). К данным факторам, закладывающим основу социальной жизни людей, можно отнести врождённые потребности человека, включающие потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли.

2. Психологические (черты характера, особенности темперамента, качество памяти, интеллектуальные задатки или их отсутствие, сказывающееся на усвоении социальных норм).

3. Культурологические (состояние культурной среды: как общества в целом, так и в рамках ближайшего окружения).

4. Социальные (ближайшее социальное окружение индивида: семья, друзья, коллеги...).

5. Экономические (материальное положение семьи, экономическое состояние общества).

6. Политические (политический режим, принципы функционирования политической власти...).

7. Некоторые исследователи, например, П. Сорокин, Г. В. Плеханов, Л. Н. Гумилёв, в качестве фактора социализации выделяют физическое окружение. Согласно данной точке зрения, групповые различия в поведении личностей определяются различиями в климате, географических особенностях, природных ресурсах.

Важную роль в осуществлении социализационных процессов выполняют социальные агенты, институты социализации:

1) семья — первичная группа, где формирующаяся личность приобретает первый социальный опыт. Имеет двойственное воздействие, так как не только родители воспитывают детей, но и дети воспитывают родителей, заставляют их усваивать новые роли;

2) система образования (от детских дошкольных учреждений до школы, вуза) — как социальный институт осуществляет обучение и образование детей и подростков, передавая им знания, ценности, нормы поведения;

3) группы сверстников — оказывают неформальное влияние на осуществляемый формирующейся личностью выбор ценностных ориентации и смысложизненных установок;

4) институты трудовой деятельности — социализирует воздействие социальной среды на личность, развивает в личности навыки профессиональной деятельности, делового общения;

5) институты духовной сферы (философия, наука, религия, искусство, массовая культура, СМИ). Включая личность в разнообразные информационные потоки, активизируя творческий потенциал личности, делают её более богатой духовно, развивают её социальный опыт.

^ 4. Социальный статус и социальные роли личности.

Каждый человек занимает несколько позиций в обществе. Каждая из социальных позиций, связанная с определёнными правами и обязанностями, называется социальным статусом.

Человек характеризуется не одним, а несколькими статусами, совокупность которых называется в социологии «статусным набором». Данный термин был введён Р. Мертоном и означает совокупность статусов, характеризующих данную личность в многообразии её взаимодействий с другими личностями с точки зрения выполнения своих прав и обязанностей.

В рамках статусного набора выделяется один ведущий статус (главный). Как правило, он определяет стиль жизни, круг общения, манеру одеваться и связан с профессией, должностью, званием. Статусы делятся на «предписанные» (аскриптивные) и «достигнутые» (приобретённые).

Предписанный статус — это положение, которое человек приобретает с рождения или которое позже будет обязательно признано таковым обществом.

Достигнутый статус — это положение, которое человек получает благодаря собственным усилиям, свободному выбору либо благодаря удаче или везению.

Каждый статус предполагает наличие определённых прав и обязанностей, выполнение определённых функций, правил действия. Эти правила получили в социологии название «социальной роли».

Впервые определение социальной роли было дано Р. Линтоном, который рассматривал её как динамическую сторону социального статуса, как его функцию, связанную с набором норм, в соответствии с которыми личность должна вести себя в определённых ситуациях.

Социальную роль можно определить как ожидаемое поведение, обусловленное определённым статусом.

В социологии рассматриваются три типа социальных ролей:

а) Представляемая роль — система определённых ожиданий индивидов и социальных групп, ориентированных на субъекты ролевого поведения.

6) Воспринимаемая роль — совокупность специфических ожиданий, предписываемых самому себе человеком, обладающим определённым социальным статусом.

в) Играемая роль — реальное поведение данной личности, обладающей определённым статусом.

Социальные роли возникают и осуществляются в процессе социального взаимодействия человека с другими людьми. Процесс, в ходе развёртывания которого индивиды правильно воспринимают и оценивают роли друг друга, американский социолог Т. Шибутани назвал принятием роли — процесс, показывающий, что способность человека участвовать в согласованных действиях зависит от способности принимать на себя роли других людей.

Темы докладов и рефератов

1. Теории развития личности: общее и особенное.

2. Типы личности в современной России.


Похожие:

8 личность в системе социальных связей iconЛекция №3: «личность и ее потенциал в системе управления»
Понятие «личность» многопланово. Личность является объектом изучения многих наук: филосо­фии, социологии, психологии, этики, эстетики,...
8 личность в системе социальных связей icon2 Место социологии среди других научных дисциплин
Специфика социологии в том, что она изучает общество, как целостность (вся совокупность связей и отношений, которые носят название...
8 личность в системе социальных связей iconПсихология личности – проблемные ответы-планы
Личность – максимально сложная система по количеству элементов и связей между ними
8 личность в системе социальных связей iconВопросы гак 2012
Объяснение в социальных науках. Специфика причинно-следственных связей в социальном мире и методы их изучения
8 личность в системе социальных связей icon14 февраля 2012 года
Отличия национальных и транснациональных социальных сетей. Интересы и активности пользователей в разных социальных сетях. Аудитория...
8 личность в системе социальных связей icon7. Политика. Политика
Политика (Аристотель) – «искусство управления государством» совокупность связей и социальных групп, которые характеризуются господством...
8 личность в системе социальных связей icon1. Программа эмпирического исследования (research design)
Модуль Качественные социологические методы в системе социальных исследований культуры и конфликтов
8 личность в системе социальных связей iconХ. Право в системе социальных норм
Нормативность всегда присуща общественным отношениям и выражает типичные устойчивые связи и отношения
8 личность в системе социальных связей iconРожков Кирилл Львович процесс глобализации и национальная экономика...
Влияние глобализации на позицию страны в системе мирохозяйственных связей 11
8 личность в системе социальных связей iconВопросы к экзамену по дисциплине «теория и практика связей с общественностью»
Наука о связях с общественностью: специфика, структура, функции, место в системе социально-гуманитарных дисциплин
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница